А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887

Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) - замечательный русский писатель, создатель ярких запоминающихся образов, тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетающий юмор и лиризм. Его творческое наследие, в которое вошли любимые читателями во всем мире прозаические и драматические произведения писателя, оказало огромное влияние на развитие литературы и театрального искусства XX века. В шестой том Собрания сочинений вошли рассказы и юморески, написанные Чеховым в 1886 - 1887 годах.
Автор А. П. Чехов
Издательство Терра
Серия А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах ("Терра")
Язык русский
Год 1999
ISBN 5-300-02512-7 5-300-02414-7
Тираж 0
Переплёт Суперобложка
Количество страниц 384
Код товара 9785300025120
299
Магазин »
Нет в наличии
с 18 января 2018
История цены:
Средний отзыв:
4.9
А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
4 5

Каждый рассказ Чехова - это маленькое открытие. Потратил 15-20 минут, а потом еще день минимум думаешь, мысленно возвращаешься к затронутым проблемам...

Героиня данного рассказа Ведьма, ну по крайне мере, ее муж так считает. А как ему еще назвать красавицу-жену, вышедшую замуж не по любви? Не живущую, мучающуюся рядом с ним? Вот и кажется ему, что и непогода неспроста, и мужиков одиноко стоящая сторожка чем-то сладким манит. Вот так и живут. Стерпится - слюбится, говорят. А если нет? Так и будут жить и мучить друг друга, сначала только себя, а потом и детей, ведь не могут у несчастливых родителей счастливые дети народиться. История страшная своей простотой, обыденностью и актуальностью. Сколько таких ведьм живет среди нас?...

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
4 5

Как сказал уважаемый классик : "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему ". Но если в семье нет пусть любви, но взаимного уважения и доверия, навряд-ли , они будут счастливы.
Вот и здесь уже другой отечественный классик рассказывает немудрящую историю о том , как молодая и красивая девушка была выдана замуж за неказистого мужичонку только потому, что нужно было сохранить за ней отцово место. И маются они друг с другом, и подозревает он её в ведьмовстве, потому как случится плохая погода на дворе, а в избе уже какой-то посторонний с улицы. И закрадётся мысль поганая, что неспроста всё это. И невдомёк ему, что дело -то совсем в другом. Общего у них - ноль. Ни любви, ни тяги, ни уважения, ничего.... Грустно...Скучно...Одиноко...Горько... И выхода никакого...
И рассказ -то небольшой, а как автору удалось избитой мысли придать новое звучание, по-особому рассказать простую историю об одиноких сердцах.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
5 5

Правдивый рассказ о том, что твои беды - это только твои беды, твои проблемы - это только твои проблемы. Если ты один в этом мире, нет близких и родных сопереживающих тебе людей, то о наболевшем посторонние люди вряд ли будут будут слушать, а если и будут слушать, то только не слышать.
Ты один в этом мире как ни крути. Тоска.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
5 5

Снег. Вечер. Фонари. С одной стороны - толпа людей и гул голосов, с другой - тихое и незаметное одиночество. Иона Потапов - добродушный старик, извозчик, которого постигло горе. У него несколько дней назад умер сын.

Старый Иона остался совершенно один в этом мире. Даже о смерти сына ему не с кем поговорить. Он пытается заговорить об этом с теми, кто встречается ему случайно. Но никто не хочет слушать. Никому нет дела до старика и его душевных мук.

Потеряв всякую надежду найти хоть какое-то сочувствие у людей и надежду просто кому-то выговориться, Иона всё же находит для себя пусть и не совсем приемлемое решение, но единственное оставшееся для человека, которому тоска стала верной спутницей в последние дни. Он всё же находит слушателя...

Произведение, берущее за душу и тянущее заживо все жилы... Очень глубокое и актуальное. О безразличии. О том, как бы поскорее отмахнуться от того, что рвёт душу другому. Животный страх заразиться чужим горем. Всё это о том, как иметь глаза и не видеть, иметь уши и не слышать. А про душу и упоминать не стоит в свете страшных событий.

Меня потрясла чеховская "Тоска". В очередной раз убедилась в гении писателя. Как точно переданы все чувства и эмоции. Даже погода и время суток - всё это настолько органично вписалось в рассказ...

Актуальность трудно переоценить. Сегодня жизнь есть, а завтра ее может уже не быть. Сегодня есть возможность помочь кому-то хотя бы добрым словом, сочувствием, а завтра этот шанс уже будет потерян. Неужели простое внимание, поддержка и доброе слово - это так невыполнимо? Человечность может оказаться бесценной для нуждающегося, быть очень важным для него и самым дорогим в определенную минуту жизни. В конце концов, каждый из нас может однажды стать Ионой...

Возможно, стоит задуматься об этом уже сегодня...

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
4 5

Антон Павлович, вы - мучитель. Зачем вы так жестоки с вашими героями? Зачем так невыразимо честны и откровенны? Зачем вы ничего и никого не жалеете? Зачем говорите о настолько жуткой правде в такой циничной форме? Вы жестоки без меры, но и справедливы. Вас больно читать, от ваших рассказов болит мое сердце, но … как же они прекрасны, как чисты и просты. Вас невозможно не читать, невозможно не любить, но вы - мучитель, это я вам еще раз повторяю.

Многие рассказы Чехова лучше слушать в виде превосходных аудиоспектаклей, которые легко можно найти в сети. Так что «Ведьму» я решила именно слушать, причем на ночь, ожидая более сильного эмоционального эффекта от произведения. И что же? Увидела я в этом рассказе ведьму? Какое там! Ни ведьм, ни чертей, ни ада, одна лишь суровая действительность, как прекрасная замена всему вышеперечисленному.

Главная героиня рассказа - обычная женщина с несчастной судьбой. Все ее особенности заключаются лишь в молодости и привлекательной внешности, да и в пока еще живой душе, которая корчится под весом навалившегося на нее груза и упорно не желает умирать, не желает сдаваться, а всё продолжает кого-то или чего-то ждать. Ее муж - жалкий мужичонка (вот она, сила нашего русского языка, который для каждого припас подходящее словечко) считает свою жену ведьмой.

Из-за внезапно разыгравшейся непогоды, убогое жилище супругов посещают заплутавшие путники (почтальоны). Один из них является единственным в этом рассказе мужиком (мужчин там нет вообще). Он красив, силен, крепок телом и, естественно, очаровывает героиню. Автор подводит мужика к выбору, и вроде как тот не прочь… спасти героиню, вырвать ее из плена омерзительной жизни и из лап отвратительного мужичонки. Ага, мечтайте! Это вам не кто-нибудь, это Чехов, поэтому никаких спасений.

Чем ближе к финалу рассказа, тем страшнее. Эта вещь получилась у Антона Павловича особенно страшной, хотя в ней нет вообще никакой чертовщины, а одна лишь людовщина ( вот еще новое словечко придумалось). Я с замиранием сердца, но уже заранее готовая к традиционной чеховской честности и безнадежности, подхожу к финалу рассказа. А там… полнейшая безысходность, тлен, мрак и беспросветный кошмар. Иначе и не скажешь. Мужик оказывает «мужиком» и, покидая свою новую знакомую, отправляется в дальние дали. Мужичонка жив и здоров, а «ведьма» ни жива, ни мертва. Всё. Конец.

P.S. Можно, конечно, подумать, что героиня и вправду была ведьмой. Такой вероятности Чехов не исключает. Но тогда рассказ приобретает еще один смысл- в этой жизни даже будучи ведьмой ничего хорошего все равно не увидишь. Ничто не спасет от жестокого и беспощадного реализма обыденности.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
5 5

Одиночество, не с кем поговорить… Испытывали такое? «Тоска» как раз об этом – об одиночестве.
Рассказ про извозчика, у которого неделю назад умер сын. Его переполняет тоска. Он пытается поговорить об этом с другими, ему нужно высказаться, но никому до него нет дела. Тогда он едет домой, где, наконец, находит себе собеседника – лошадь.
Вообще в наше время очень часто можно встретить со стороны других безразличие, непонимание. Мы хотим высказаться, поговорить с кем-нибудь. Причем не на тему погоды, кино и т.д., а о наших личных переживаниях, о чувствах, да и просто о жизни, так сказать о том, что наболело. Другие же совсем не настроены иногда это слушать: им не интересно или просто они считают это глупостью. В такую ситуацию попал и герой чеховского рассказа Ион. Ему нужно рассказать о важном для него, чтобы его слушали и сопереживали ему. Но он не находит ни собеседника, ни сочувствия среди людей.
А ведь задумайтесь. Мы тоже нередко безразличны к другим. Иногда даже к близким, к друзьям (я уже не говорю о совсем не знакомых людях , на них внимания не хватает), мы проявляем безразличие. Мол самому тошно, своих проблем по горло. Но не нужно быть такими черствыми. Вы выслушаете, и вас тоже выслушают, когда вам будет плохо и нужен будет собеседник. Все возвращается бумерангом. Самому бы всегда следовать этому принципу.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
5 5

А счастье было так возможно…" В деревню! В глушь! В Саратов!" Причем здесь Саратов? Да, ни при чем. Какая разница. Если везде глушь. И Саратов.

Конечно же, молодая жена, на этот раз – провизора Черномордика, сидит у окна. Лето, душно, скучно, досадно, тоскливо и бессонно. Только сладко храпящий муж, уткнувшись в стену, не ведает ни скуки, ни тоски, ни досады.

Две фигуры в белых офицерских кителях – одна большая и толстая, другая поменьше и тоньше… Подойдя к аптеке начинают обсуждать мужа с ослиной челюстью и красивую его жену, наверное, сейчас сладко спящую, с полуоткрытым ротиком, ножкой, свесившейся с кровати…

Заходят, кокетничают, забилось, затрепетало сердечко у молодой женщины. Покупают лишь бы поболтать, уходят, Обтесов возвращается, надеясь на продолжение, но просыпается муж, обслуживший Обтесова, и… счастье было так возможно! Всё снова вернулось в 1000-летнее русло раз заведенной жизни.

Тоска и досада. И пятнадцать копеек на прилавке, которые муж просит убрать в конторку.

Тут бы вроде и остановиться, попричитать по поводу вечного русского круга – ведь всё вернулось на круги своя, рябь, поднятая было на воде, успокоилась… Но кто запретил Обтесову вернуться ещё раз? Улучить подходящий момент и завершить начатое? Интересно, вернется? Или, если вернется – завершит?

Снова, снова никчемный муж. Снова - тоскующая молодая, здоровая женщина. Красивая женщина. Оказывается, всё это имеет значение и "цену", когда это кому-то нужно: и красота, и не растраченная страсть, и цветущая молодость.

В следующем продолжении - немного смеха.

А. П. Чехов. Собрание сочинений в 15 томах. Том 6. Рассказы, юморески. 1886 - 1887
5 5

Интересно, на сколько рассказов у АП хватит этой темы? Кажется, что женщины у АП - навсегда. К нашему счастью.

В деревне живет 25-летний Савка – рослый, красивый, здоровый как кремень. Был столь же ленив, как и красив. Дошло до того, что его община отправила сторожить огород – занятие-то для стариков. Но не так всё просто с этим занятием "для стариков". Есть другая, более веская причина отправить на "выселки" здорового, красивого. привлекательного молодого парня. Угадайте с трех раз - что за причина?

«От всей фигуры так и веяло безмятежностью, врожденной, почти артистической страстью к житью зря». Занимался никому не нужными занятиями, это уж когда совсем припрет молодое здоровое тело сделать какую-то физическую работу.

Дело было в ночную «генеральную» рыбалку, когда берутся все снасти и запасаешься провизией. Ничего не предвещала такого развития сюжета. Ну, разве что название. Выясняется, что к нему сегодня должна прийти женщина. "Дарья?" – поинтересовался автор. "Агафья Стрельчиха," – отвечает Савка. "Так у неё же муж порядочный, работает на железной дороге. И поженились они – года не прошло. И муж – молодой бравый парень"...
"
Живешь бобылем. А сколько добра… Откуда?" - спрашивает автор.
"Да бабы носят", - также лениво отвечал Савка. Для шаблона Савка был ленив, а всю охотничью страсть отдавал пустым фокусам.

Но как Чехов описывает то, ради чего Агафья и остальные приходят к Савке! И поезд уже прошел, и бежать домой - ох как нужно, а ждет заигравшегося с соловьем Савку. Дождалась! При всем мягкосердечии Савка презирал женщин. Он обходился с ними небрежно, свысока. Бог знает, - пишет Чехов, быть может это презрение и было одной из причин его сильного, неотразимого обаяния на сельских дульциней. Он был красив и строен, а в глазах его всегда светилась тихая ласковость.
Но одними внешними качествами не объяснишь этого обаяния. От того, что считался неудачником, в женских глазах он был изгнанником. Которого «требовалось» утешить.

Ага! Утешить! Был у Савки такой "утешитель", что Агафья страдала, решая остаться или бежать домой.
"А ну его!" – сказала она с диким грудным смехом.
Муж кричит, зовет жену, а она смеется несдерживаемым смехом, она забылась, опьянела, счастье нескольких часов…
Кто не без греха - брось камнем.

Интересно, чем кончит Савка? Скорее всего нарвется на ревнивого муженька. Или изобьют, или убьют. Но рассказ, конечно, о другом.