Сад радостей Земных

Острые сюжеты коллизии в сочетании с глубоким психологизмом отличают произведения современной американской писательницы Джойс Кэрол Оутс (1938 г. р.). Оутс работает в разных литературных жанрах - роман, рассказ, поэзия, критические эссе. Предлагаемый читателю сборник включает в себя роман `Сад радостей земных`, принесший писательнице мировую славу, и несколько рассказов.
Автор Джойс Кэрол Оутс
Перевод Нора Галь, Юлия Жукова
Издательство Эксмо-Пресс
Серия Зарубежная классика. XX век
Язык русский
Год выпуска 2000
ISBN 5-04-004412-7
Тираж 6100
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 688
Код товара 9785040044122
Тип издания Авторский сборник
Публикации Сад радостей Земных, Куда ты идешь, где ты была?, Ты, Выздоровление
Жанр Роман, Рассказ
Страницы 7-602, 605-629, 629-660, 660-686
58
Купить »
Год выпуска: 2000
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.1
Сад радостей Земных
/ Ozon.ru
4 5

Этот жестокий, жестокий мир, в котором любой выбор к, казалось бы, лучшему может завести в непролазные кучи дерьма. И оглядываясь назад, с горечью можно убедиться, что хрен редьки действительно не слаще, и что бы ты не выбрал, будь готов к худшему.

Книга о белом отребье в Америке (оно вообще только в Америке существует как класс?), в России сразу в бомжи идут? Семейная сага о жизни сезонного работника Карлтона, его дочери Клары и его внука Кречета-Кристофера Уолполов. Сезонный работник - это такой человек, который всюду мыкается и ищет подработки - на фермах, в основном, урожай собирать, или дороги строить, или еще какая дешевая работа. Приезжают, селятся в бараках, мужики и бабы и дети работают, а дети еще и в местные школы ходят, а их там гнобят. Да сдохнуть лучше, кажется. И все они мечтают вырваться из этого листа Мебиуса, а некоторые так еще и в белом пальто расхаживают да с короной - мол, еще пару сезонов и выберутся, накопят денег, купят дом или снимут квартиру и тэдэ, мечты, мечты. Вот и Карлтон из этих. Причем еще и буйный. Ужасный герой, наравне для меня с Кроликом, вот с ним совсем не хочется вставать на его сторону и как-то врубаться в его мотивацию. Да нет у него, блин, никакой радости в жизни, кроме надраться, подраться, потрахаться да вот еще дочь. А некоторые и дочерей не жалеют. И читая про него у Оутс, дрожь охватывает. Ужас-ужас. Тьфу-тьфу-тьфу, изыди. Хотя говорят же не зарекаться, но очень уж страшно. Нагнала Оутс страху. Все, как было плохо у героя, так оно и осталось плохо, или стало еще хуже. "Лучшего друга" убил, кавычки не в смысле, что друг нелучший, а в смысле, что понимание этого понятия у меня с Карлтоном совсем разное.

И Клара - вот уж действительно выбор так выбор. Что выбрать - любовь всей жизни, ненадежного, непонятного человека, который может бросить в любую секунду и уйти, не оглянувшись, или вроде бы благополучное будущее для сына с надежным богатым любовником? Да вроде бы выбор очевиден, хотя Клара и рвет себе сердце своим выбором. Только что в итоге-то оказалось? Всю жизнь боролась за свое место под крылом, сначала в роли любовницы, затем второй жены, а про то, как сыну жить, по сути забыла. И вроде любит она Кречета, и жизнь ему устроила, деньги, еда, все есть, а сын отца боится, все вспоминает того, "чужого" мужчину, со сводными братьями не поладил, с другими детьми не может поладить, всюду изгой. Так оно лучше? Получается, Клара всюду эгоистка. Но и с Лаури что их ждало? Ничего. Вот они хрен и редька, выбирайте.

Оутс сумела навести такой жути на меня этой книгой, что я уже второй день отказываюсь выбирать между красным и синим платьем, третий день в голубом. Выберешь одно - по этим рельсам покатишься, выберешь другое - по другим, хотя по любым рельсам все одно - докатишься до конца. Брр. Жуткое послевкусие. Апокалипсис и болото.

Сад радостей Земных
/ Ozon.ru
5 5

Самое идеальное время года, чтобы прочитать что-то мрачное и депрессивное, - лето. На улице жара, где-то недалеко плещется море, а ты такой сидишь и читаешь про то, как все плохо и вообще бессмысленно. Если писателю хватает таланта, то погружение случится и вполне достаточное, зато осадок в промежутках между чтением не будет давить на подсознание осенней или зимней тоской. Такой дозированный мазохизм, который даже в радость. Это все про Оутс в общем и про ее «Сад радостей земных» в частности. Великолепно и совсем не так мрачно, как о них говорят.

Чувствую, нехорошо сравнивать женщину-писателя с мужчиной, какой-то сексизм прям, но удержаться не могу, потому что Оутс немножко Стейнбек. Насколько вообще женщина может быть мужчиной, а Оутс Стейнбеком. Ассоциация не случайна, ведь мало кому не вспомнятся «Гроздья гнева» при чтении первой части «Сада радостей земных», где речь идет о сезонниках, переезжающих с места на место в поисках хоть какого-нибудь заработка в период Великой Депрессии. Да, ничего веселенького в этой части книги не найти: нищета, пьянство, побои, времена смутные опять же. Оутс еще вдобавок рисует многодетную семью, в которой умирает мать, а отец выпивоха и драчун. Но американская писательница не нагнетает, нет. Во многом ее роман светлее тех же «Гроздьев», хотя у двух произведений совсем разный посыл.

По мнению критика А.Зверева, автора статьи «Тупики и преодоления», Оутс пишет о свободе выбора или его отсутствии в течение жизни, смысл которой заключается в поиске счастья. Трудно не согласиться. Для контраста ли или для чего еще, автор опускает свою главную героиню на самое дно, как будто не достаточно ее происхождения. В дальнейшем Кларе предстоит взлететь на самую высокую вершину, из тех, что доступны для таких как она. Ведь как ни печально признавать, возможности человека в принципе не безграничны даже в самом демократическом обществе, определяясь уже при рождении конкретного индивидуума. Если искать прототип Клары в классике, на ум сразу приходит история Русалочки Андерсона. Пожертвовав Любовью, Клара обрела Принца и комфорт. Только вот поцелуя истиной любви не случилось, потому что не было любви в сердце у Клары. Окончание вы знаете, хотя героине Оутс не представится возможность обрести душу, совершая добрые дела. Ведь жизнь не сказка, у нас здесь все более приземленно и прозаично. В жизни главной героини было два переломных момента, когда она стояла перед выбором. Первый раз, по большому счету, как такого выбора и не было: либо сюда, либо гибель. А вот второй – здесь Клара себя проявила по-настоящему сильной личностью. Или наоборот? Смотря чем обусловлено ее решение – нежеланием выйти из зоны комфорта или расчетом на счастливое будущее сына и себя любимой. Скорее второе. Хотя я очень сомневаюсь, что именно этот ее роковой выбор стал переломным моментом, когда восхождение сменилось спуском по лестнице человеческого счастья. Думаю, что все пошло не так не из-за выбора, а из-за неправильного поведения потом. Дети обладают сверхчувствительными антеннами, улавливающими любую дозу лжи и неискренности. Кречет вырос в клетке с двойными стенами: с одной стороны ее мягко покрывала материнская любовь с примесью навязанного самопожертвования, с другой – твердый и грубый слой отчуждения окружающих. И за второй слой, мне кажется, ответственность несут Ревир и Клара вместе. Эмоциональная главная героиня, жадная до ярких впечатлений и взрыва чувств погибает в коконе благополучия. В этом опасность исполнения желаний. Всё хорошо, всё спокойно, но для Клары такое положение дел не синоним счастья. Её сын в тени нагловатой и яркой матери растет неуверенным в себе. Она регулярно напоминает Кречету, что все делается только ради него, перекладывая ответственность за свое несчастье на его хрупкие плечи, ни разу не задумываясь, не лучше ли душевное равновесие ребенка материальных благ. Повзрослев, оставшись единственным надежным сыном у Ревира, став довольно успешным человеком, Кречет, видимо, осознает тщетность всего окружающего мира. Куда? Зачем? Для кого? Тяжесть ответственности, уже приросшая к его костям и коже, раздавила его окончательно. Поэтому он решается на тот поступок, на который решается: чтобы перечеркнуть, чтобы сбросить с себя весь негатив разом. Не виновный в смерти одного брата и в исчезновении другого, Кречет настолько привык брать на себя ответственность, что и здесь непроизвольно казнит себя. Никто не смог бы вынести такой груз вины. И Кречет тоже не смог. А в результате – конец всегда одинаковый. Так зачем суетиться, жить, что-то делать. Не проще ли покончить со всем разом прямо сейчас?

Знаю, я пристрастна. Потому что мне нравится именно такая литература: американский юг «за жизнь». Но Оутс действительно невероятно прекрасный автор. Ей удается оживить своих персонажей, сделав литературу не просто видом искусства, а кусочком жизни. Очень показательно, например, когда Клара в сложных ситуациях угрожает своим отцом, уже убившим однажды человека. Такая непосредственность! Бог в деталях. У Оутс хорошо получается разделить персонажей, сделать их характерными, особенно их речь. Далеко не всем удается проделать такую, казалось бы, обязательную, работу. Этим, в общем-то, и отличается хороший рассказчик от плохого – умением оживить персонажей и создать из старой, хорошо известной сказки новую, созвучную современность. А в таких делах Оутс настоящий мастер.

Сад радостей Земных
/ Ozon.ru
4 5

Этот роман я сравнила бы, пожалуй, с болотом. С болотом человеческих жизней, наполненных грязью, ненавистью, страхами, обреченностью и тоской. Потому как, судьба заглатывает, и совершенно никак не выбраться из этого порочного круга. Хотя герои не очень-то и старались.
Так вот, роман засасывает с головой. Медленно, очень медленно читатель погружается в пучину мерзости. Нет, конечно, вначале надеешься, что может быть вдруг? Но как говорится, чем дальше в лес или чем глубже в болото... Нет, "вдруг" это где-то в другом месте. Где может, есть любовь, уважение, ну или личности, имеющие более продвинутые характеры. Где, возможно тучи не так часто сгущаются над домом, где возможно можно вынырнуть в просвет.

Перед нами семейная сага. И книга разбита на три части, собственно повествование затрагивает троих членов семьи.
Карлтон Уолпол, сезонник, что еле сводит концы с концами. Его родные постоянно прозябают и мало видят хорошего.
Клара, его дочь. Луч надежды, бойкая, смышленая девочка. Она отчаянно пыталась вырваться из плена безысходности и да, вырвалась. Но жизнь придавила ее каменной плитой, злой рок быстро поставил на место.
Кречет, сын Клары. Заключительная часть книги. Эх... Ничего даже говорить не хочется. Кто будет читать, или уже прочел, тот сам все поймет.

Это правдивая, жестокая мрачная проза. Оутс безусловно очень талантлива, у нее прекрасно выписаны герои. Их страхи, слабости, безумие, мерзости - все как на ладони. Автор такой специфический хирург, что безжалостно вскрывает перед нами души своих персонажей. А атмосфера? Этот мрак, эта тоска, это презрение, что сочатся на протяжении всего романа - все на уровне!
Моя оценка. Да я слегка завязла и спотыкалась, поэтому четыре балла. Субъективизм чистый. Но роман хуже от этого не становится, я уверена, что ярые поклонники подобного текста, стиля и собственно почитатели Оутс оценят.

А обложка, хм...Ну это отдельная история. И вообще у этого романа на мой скромный взгляд, нет ни одного достойного издания. Очень жаль.

Сад радостей Земных
/ Ozon.ru
3 5

Мрак, печаль и безысходность – приземленные и беспощадные.

Арканзас. В семье Карлтона пять ребятишек и полоумная жена. Они – сезонники, переезжают с места на место, чтобы помогать убирать урожай на чужих полях. Жизнь, как и у всех вокруг, идет своим чередом: работа, выпивка, драка, случайный секс с кем попало, работа, выпивка, драка... И так далее, не оставляя между этими составляющими пустых мест, потому что стоит остановиться, и начинаешь задумываться – что это за жизнь такая, к чему она, какова цель, ради чего терпится весь этот отврат. Задумываться – противно и больно, и поэтому люди стараются заглушить мысли работой, выпивкой, бестолковыми криками. Но случайные связи порой нет-нет да и заставляют задуматься о любви и будущем, только ничего хорошего эти мысли не принесут – только злую боль.

Вырастает дочь Карлтона, Клара, и пускается в свое собственное опасное путешествие по жизни, как и потом ее сын, прозванный Кречетом. Но поколения сменяются, а жизнь остается прежней: работа, вой злобы и редкие земные наслаждения, которые все равно не приносят счастья, потому что люди не умеют быть счастливыми.

Книга с певучим названием немало удивила приземленной пахабщиной, из которой, в общем, она целиком и состоит. На персонажей нужно немало нервов, особенно на главную героиню, Клару – и вроде понятно, что породило такой характер, и светлые, хоть и загубленные стороны можно в ней найти, а все ж таки не вызывает она хоть какой-то симпатии.

Однако роман хорош как иллюстрация Юга того времени. Но он напряженный, грязный, кричащий, и я не скажу, что чтение выдалось приятным, хотя в нем, безусловно, есть вещи, о которых и сейчас стоит задуматься каждому.

Сад радостей Земных
/ Ozon.ru
4 5

От этой книге пахнет Томасом Манном, яичницой в придорожном трактире, юбками танцовщиц на столах, в ушах поёт гимн животности "скырлы-скырлы". Один словом, оно глубоко порочной, несмотря на целомудрие текста. Да, если исходить из анализа текста, эту книгу можно отдавать детям, не интересуясь даже её судьбой.

Но безнадежность от прочитанного переходит в степень знания, а оно по умолчанию порочно. Дж. Уотс ненавязчиво, штрихами, кодами, даже не унося в витражи бедствий, вырисовывает нам жизнь среднестатистической женщины. И язык не поворачивается отнести эту жизнь к историческому прошлому. Каждая женщина, даже "победительница", словно на войне, - проигравшая под вторым номером. После такого чтения захочется сменить пол, повеситься, уйти в монастырь, но не замуж. Даже за тех удивительных мужчин, что определили судьбу Клары.

Проблема здесь даже не в судьбе героине, а в надиндивидуальном пафосе произведения. Клар по стране множество, если сейчас их почедение предопределено психологическим абьюзом, или, как принято называть его, традициями "а что люди скажут", тогда обреченность составляло отсутствие образования, отсутствие времени, отсутстаия примера для подражания, отсутствие выбора, отсутстаия тех, кто беззастенчиво назовет тебя личностью, одарив крыльями.

Отнемите у женщины грамотность, время, контрацепцию, врачей, работу, и вам будет легко назвать её тупой, это даже будет соответствовать действительности.

Когда в книге, самое трагичное - роды, это ставит под удар всю мировоззренческую концепцию церкви, жизни, продолжения рода. Погоня за количеством, уставом, понятиями "так надо", в свою очередь, ставит под удар само гордое название - человек, ибо в качестве цели имеет - затравленное животное, что забывается в потомстве.

Более отрезвляющую книгу найти сложно!