Викинги

Они приходили с моря, воины, не знавшие ни жалости, ни страха смерти. Пестрые паруса их драккаров заметны были издалека. И когда такой парус поднимался над горизонтом, жители прибрежных селений в страхе бежали, спасая свою жизнь. Об их отваге, мужестве, жестокости и ярости ходили легенды. Они жили войной и ради войны. Их хранили суровые асы. Им помогали светлые альвы и темные йотуны. Их души уносили с поля боя златокосые валькирии. Их называли героями и варварами, пиратами и волками Севера. Но сами они звали себя - Викинги.
Автор Мария Семенова
Издательства Азбука, АСТ
Серия Заклятые миры
Язык русский
Год выпуска 2004
ISBN 5-17-009063-3, 5-7684-0601-8
Тираж 15000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 592
Размер 203x133 мм
Код товара 9785170090631
Возрастная категория 18+ (нет данных)
Тип издания Авторский сборник
Жанр Повесть
Страницы 7-20, 21-76, 77-212, 213-254, 255-412, 413-590
355
Купить »
В других магазинах:
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.5
Викинги
/ Ozon.ru
5 5

В литературе и кинематографе устоялся взгляд на викингов, как на скорбных разумом громил. В реальности таковых среди викингов было крайне мало. Потому, что долго не жили. Либо выбивались в первом же бою, либо погибали по неосторожности в море или на материке (суровые условия скандинавских стран тому способствовали), либо нарывались на таких же и, не умея сгладить конфликт, гибли уже в поединках.
Да и сами условия жизни викингов выбивали из них лишнюю дурь.
Жизнь викинга – это:
Тяжёлый труд с самых ранних лет.
Достаточно того, что уже 12-летний мальчик мог принять участие в походах в качестве воина. А к этому времени обязан был научиться держать в руках оружие, знать приёмы борьбы, уметь охотиться и рыбачить, управляться с лодкой и выстроить её себе, наконец. Да и в походах им не приходилось сидеть, сложа руки. Мало того, что приходилось тщательно изучать всё, что связано с мореплаванием, включая расчёт курса по Солнцу и звёздам. В условиях отсутствия попутного ветра приходилось брать на себя функции гребца. Неслучайно викинга было легко определить по мозолям. В довершение всего хороший викинг должен был свободно знать несколько иностранных языков. Конечно, с конца VIII по конец XI века нашей эры пропасть между языками была намного меньше, чем сейчас, но тем не менее. Знание языков не блажь: викингам приходилось бывать в разных странах не только с целью войны, но и с целью торговли. Да и простое мореплавание требовало налаживания отношений с народами, на территории которых приходилось останавливаться. (Здесь наибольший интерес представляют отношения викингов с загадочной страной Гардарики, то бишь со славянами, которые могли быть как сильными противниками, так и надёжными союзниками, и были развиты ничуть не хуже викингов).
Девочкам, которым в будущем предстояло стать жёнами и обеспечивать мужьям-воинам надёжный тыл, было не легче. На них лежало ведение быта. С учётом того, что стандартная семья викингов была многодетной и насчитывала сразу несколько поколений – старики-родители, их взрослые дети с семьями, включающими не только законных жён и детей, но и наложниц и детей этих наложниц – можно примерно представить, во что превращалась банальные стирка-уборка-готовка. Прибавим к этому уход за коровой, лошадьми, курами и прочей полезной в хозяйстве живностью. Разумеется, другие женщины также не сидели без дела, да и часть такой работы можно было переложить на рабов. Но при этом приходилось оттачивать умение договариваться. В том числе и с рабами, большинство из которых либо добывались в результате походов, либо приобретались за добытые в походах гривны. Так что их всегда не хватало, и, соответственно, не было возможно рабство по образцу древнего Рима – с штатом вооружённых надсмотрщиков и бездельником-рабовладельцем.
Помимо этого девочка в обязательном порядке должна была научиться ткать, прясть, шить, вышивать. Особенно вышивать. Это даже не для того, чтобы позаботиться о собственном приданом, и не потому, что по её работе судили, насколько хорошая она хозяйка, хотя и эти два вопроса были важны. А потому, что вышитая одежда в то время была аналогом паспорта. По узорам на ней судили, из какого человек рода, и, соответственно, как к нему следует относиться. А узоры были продиктованы исторически сложившейся традицией. (Это только в современных вышиванках выбор узора идёт от балды, а вышиваются они в лучшем случае китайцами, так что никакой культурной ценности не имеют).
• Строгая иерархия.
Вплоть до распределения мест на вёслах. Ни один уважающий себя викинг не садился, куда попало. Наиболее почётные места располагались на носу драккара, наименее почётные – на корме, и каждое необходимо было заслужить. В обществе викингов была невозможна сцена, когда гребец с кормы идёт через весь драккар с целью что-то доказать рулевому. Потому что все знали: тем, кому больше почёт, больше и достаётся - в случае боя нос был самым опасным местом, да и грести, сидя на нём, было намного тяжелей. И это по плечу только лучшим, достойным после своей смерти Вальгаллы. В сравнении с ним человек с кормы – никто, ничто и звать никак, пока не доказал обратного.
И одновременно с иерархией строгая дисциплина. Какими ни были отношения викингов между собой, все разборки происходили исключительно на берегу. Принцип «не нужно раскачивать лодку» в силу объективных причин не был для них просто красивым афоризмом.
• Ответственность.
Прежде всего, перед своим родом, частью которого викинг себя осознавал. Перед своими славными предками, которым надо было соответствовать. Перед своими потомками, репутацию которых не следовало втаптывать в грязь своими неблаговидными поступками. Перед уже имеющимися родичами, на поддержку которых он имеет право рассчитывать, но которым и сам в свою очередь обязан помогать. Перед людьми, с которым он волей случая находился рядом. Достигалось это как путём правильного воспитания, так и путём законодательным. Если правонарушение совершали несколько человек, спрос был с наиболее авторитетного из них, который имел возможность остановить, но не остановил. Если возникала необходимость в кровной мести, убивали не непосредственно виновника, но лучшего человека в его роду. Таким образом из-за накосячившего индивида становилось плохо всем. И таки система работала, волей-неволей заставляя викингов сдерживаться и думать.
А в целом викинги были не глупее наших современников. Просто менее информированы, по-иному воспринимали действительность и были приспособлены к другим условиям. Такими их и показывает Семёнова, всячески подчёркивая, что ничто человеческое им не было чуждо. У сборника стоит метка (16+). Я бы порекомендовала читать его с 10-12 лет. Чтобы уже с таких лет пробудить интерес к истории. Тем более что стиль автора напоминает советский кинематограф, где при показе боевых действий не смакуются излишки жестокости, а эротические сцены происходят по большей части за кадром. (Интересно, что фильм "Викинг" (2016), где обдолбанный мухоморами князь насилует отказавшую ему девушку в загаженной конюшне, на публике и не снимая штанов, имеет возрастной ценз (12+))

Далее коротко о содержимом...

Викинги
/ Ozon.ru
4 5

Книга попала мне в руки в больнице. В состоянии этой белой безысходности, когда уже устаёшь от всего мрачного, тяжелого, очень глубокого, показалась если не лекарством, то самым подходящим, чтобы, окунувшись в объёмный красочный мир, вновь поверить во что-то хорошее.

Сборник рассказов получился очень "семёновский", отдающий атмосферой "Валькирии" и "Волкодава". "Викинги" — это четыре схожих повести, это — истории о воинах, походах, полосатых парусах. Это — северные фьорды, языки ледников, пронизывающие ветры.

Это не та книга, которая будет ставить философские вопросы, переворачивать сознание или открывать неизвестную доселе вселенскую истину. Но, на мой взгляд, именно такими должны быть книги "для отдыха": читаются легко, но не примитивно; ярки, насыщенны и вместе с тем не перегружены; с живыми, самобытными героями.

Вообще говоря, герои Семёновой — смелые, сильные, волевые люди, которыми невольно восхищаешься. Даже в самом жалком рабе просматривается что-то от этого прекрасного мира. И при этом — никакой слащавости или типичной "подростковости", хотя возраст главных героев варьируется от 12 до 17 лет.

Мир, да, заслуживает отдельной похвалы, ибо он наполнен верованиями и легендами. Он — эпоха и представления живущих в ней. Языком Семёновой я тоже не перестану восхищаться: будучи простым для восприятия, он всё равно остаётся сочным и красочным.

Пожалуй, не понравилось только одно. Главные герои, вожди, враги похожи друг на друга из рассказа в рассказ, и к концу это несколько приедается. Хочется чего-то о том же мире, но по-другому.

Итог: твёрдая 8 из 10

Викинги
/ Ozon.ru
5 5

Очень короткая история о любви дочери конунга (правда дочь эта рождена не от законной жены, а от рабыни) и заморского кузнеца, которого конунг как раба привозит в свой дом.
Это можно было бы превратить в целый роман, но Мария Семенова прекрасно чувствует себя и в короткой прозе. Характеры прописаны, герои получились искренние, любовь самая настоящая и на всю жизнь. Так что все как надо.

Викинги
/ Ozon.ru
4 5

Атмосферный скандинавский сборник исторических повестей и рассказов. Книга уже прочитана, но я к своему удивлению не могу выделить одну повесть которая бы понравилась больше всего:) Это тот редкий случай, когда автор пишет настолько хорошо и захватывающе, что все истории находят у читателя отклик и становятся любимыми.

Читая новое переиздание сборника «Викинги», я получила огромное удовольствие от исторических повестей, написанных автором. Но не меньше понравился приятный бонус книги - исторический очерк Марии Семеновой о викингах. Стоит признаться, что раньше культурой викингов я не интересовалась, и даже будучи человеком не по наслышке знакомым с такой наукой как история, обнаружила в очерке множество интереснейших фактов. Например, то что:
- в эпоху викингов не было сословных предрассудков и если у человека были умелые руки и голова на плечах, то можно было из раба подняться в вожди. Как у нас теперь говорят "из грязи в князи";
- внешность человека считалась прямым отражением его моральных достоинств. И "красивым" считали того человека, который совершал в своей жизни лишь достойные поступки;
- скандинавские народы никогда не поднимали руку на своих родных или гостей, в те времена люди большое значение придавали своей чести и были в ладу с совестью;
- скандинавы всегда "работали с душой" и старались сделать вещь не только красивой, но и надежной. Как по мне именно такого вот мировоззрения особенно не хватает современным производителям.
Это лишь малая часть занимательных фактов:) Никогда бы не подумала, что исторический очерк можно написать так интересно! Вот бы писательница еще такой учебник по истории составила:)

Викинги
/ Ozon.ru
4 5

Читала книжку пару лет назад, мне понравилось. Главные звезды сборника - два мифологических романа - "Девять миров" и "Поединок со змеем", в которых художественно переработаны скандинавская и славянская мифология, но и представители малой прозы - повести "Хромой кузнец" и "Ведун" - оставили цельные впечатления.

Скандинавская мифология, пересказанная в "Девяти мирах" хорошо известна в широких кругах, в первую очередь, по дошедшим историческим сказаниям Младшая Эдда", "Старшая Эдда", "Калевала" и другим. Однако я их не читала, и более-менее цельное представление о сказаниях скандинавов получила именно из этой книги, и поэтому не могу объективно судить о том, насколько это достоверно. Но мне все равно понравилось. Представлен пантеон скандинавских богов, ярко описана суровая природа с фьордами, ледниками и скалами. Особенно ярко запомнились истории о великанах и о проделках Локи. Какой же это мерзкий персонаж (ничего общего с метущимся младшим братом из фильмов про "Тора")! Но по большему счету, именно на описании борьбы с ним мифология и построена.

Славянская мифология в "Поединке со змеем" вызвала особый интерес, так как тема эта известна гораздо меньше, разные источники излагают ее на свой лад, а сидеть в библиотеке за огромными энциклопедиями мне лень и не интересно. Из книги можно получить представление о верованиях наших предков - о пантеоне богов, каждый из которых имеет свое развитие, о представлениях наших предков о происхождении мира и о разных дружественных и недружественных домашних, лесных и водных духах.

Вместе с тем, это и художественный роман, где повествуется о противостоянии светлых богов, впереди которых Перун, темным - Чернобогу с Мораной. Наверное, это уже больше вымысел, хотя я не могу точно знать.. Здесь снова появляется легенда о 33 годах без солнца, которая стала одной из основ в придуманном писательницей мире славянского фэнтези. Я бы даже сказала, что это мифология именно мира Волкодава, Бусого и братьев из последней книги писательницы, чем наша настоящая. Но все равно это очень интересно и навевает светлые и теплые ощущения родства древней языческой славянской культуре.

Между этими двумя мифологическими романами стоит маленький связующий рассказ "Две грозы", в котором встречаются Тор и Перун, чтобы поделиться рассказами о своих мирах. Опять же, я очень люблю этот мотив, когда рядом мирно сосуществую разные культуры со своими верованиями.

Хорошие впечатления оставили повести "Хромой кузнец" и "Ведун", которые также принадлежат двум разным культурам - скандинавской и славянской соответственно, и повествуют о храбрых и сильных личностях, способных побороть злобных недругов и отстоять свою любовь, семью и свою правду.

Викинги
/ Ozon.ru
5 5

Эта книга состоит из двух частей, первая - сборник рассказов о викингах, истории там короткие но интересные, язык хороший, яркий, полный; вторая часть о том как на самом деле жили викинги, насколько они были изобретательны, почему они так много путешествовали, были ли они на самом деле "необразованными варварами" как их часто представляют, была ли государственность в тот период на севере Европы и так далее. Эта книга будет интересна даже тем, кто не очарован историей средневековья, но кто любит приключенческие рассказы.
Рекомендую к прочтению

Викинги
/ Ozon.ru
5 5

Замечательная историческая повесть о мальчике-рабе, который хотел сам управлять своей судьбой. В этой истории автор поднимает множество вопросов: и о настоящей дружбе, и о любви, и о преданности долгу, и о том, что происхождение все же дает о себе знать, и рожденный от льва не станет овцой. Так и случилось с пастушком Арни, имя которого значит "орел". Забитый и никому не нужный мальчишка, единственным другом которого была собака, становится благородным и отважным парнем, более достойным называться Человеком, чем некоторые из свободнорожденных. Очень понравилась мне эта повесть, пришелся по душе Сван Рыжий, растрогала история любви родителей Арни, которых он никогда не знал. Кто бы мог подумать, кем окажется его настоящий отец! Неисповедимы пути судьбы и от нее не уйдешь, но никогда не следует отказываться от своей мечты!

Викинги
/ Ozon.ru
5 5

Потрясающий авторский язык, рассказы заставляют думать, читаешь с погружением в мир скандинавских легенд и сказок. Браво.