|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
Но слёзы лились ручьями, и вскоре вокруг неё образовалась большая лужа дюйма в четыре глубиной. Новый свет не отпускает меня уже второй месяц, к тому же новое задание "Долгой прогулки" ознаменовалось неожиданными совпадениями. До 31 января Купер был мне неизвестен. Ни одного фильма про Чингачгука я не смотрела, только слышала песенку Чернецкого: И снова супербизоны Но песня совсем не об Америке, а о другой большой стране и восприятии тех фильмов. Третью книгу из цикла о Кожаном чулке брать не хотелось, так как привыкла читать циклы сначала, и выбор пал на малопопулярную "Долину Виш-Тон-Виш". Прямая поза, отстраненный и великодушный (привет Гомеру, избирательность внимания в силе). Религия пуритан - одна из основных тем книги. Автор иронизирует над узостью мышления, однозначностью и непримиримостью суждений образованных и начитанных белых, сомневается в правильности их пути к совершенству. Имеются некоторые основания верить, что великий прародитель зла давно глядел недобрым оком на образцы миролюбия и непреклонной нравственности, которые колонисты Новой Англии насаждали среди остальных христиан. Такую характеристику даёт Купер пастору Мику Вулфу, получившему образование в Гарварде и должному являться нравственной мерой для других жителей долины: Короче, то была смесь показного милосердия с верой в надежду исключительно для себя; неутомимости служения с холодной внешностью; пренебрежения к себе с самодовольной уверенностью и безропотного смирения перед преходящим злом с самыми высокомерными духовными притязаниями, что в определенной степени делало его человеком, которого так же трудно понять, как и описать. А вот как проходило богослужение в его церкви, заменявшее колонистам все прочие развлечения: Пастор совершил краткую вступительную молитву, прочел отрывок из Священного Писания, продекламировал стихи псалма и вместе со всеми объединился в странной гнусавой мелодии, с помощью которой его паства силилась сделать молитву вдвойне приятной, а закончил свое долгое и усердное духовное ристалище прозаическим обращением к Богу минут на сорок, причем сделал прямой намек не только на субъекта своего недавнего допроса, но и на разные прочие семейные интересы своих прихожан — и все это без какого-либо отступления от обычного рвения с собственной стороны или от привычного внимания и полного соблюдения приличий со стороны паствы. Из его проповедей и длинных пространных монологов старого солдата Марка Хиткоута христианство представлялось не религией любви и милосердия, а учением подавления любых не схожих с мыслями пуритан мнений, запугивания несогласных, унижения краснокожих. Странной для меня особенностью было излишнее цитирование Ветхого Завета, перечисление плохо знающим английский язык индейцам различных божьих наказаний и упоминания множества падших ангелов. Архангелов и Христа я не нашла. Конанчет и Метаком каждый раз спокойно выслушивали эти пространные речи и повторяли своё мнение, что все равны и места всем хватит, но лучше бы белым уплыть обратно в свою страну восходящего солнца. Нарра-матта, твой народ говорит о странных преданиях. Он говорит, что какой-то справедливый человек умер ради людей всякого цвета. Я не знаю. Конанчет - дитя среди хитрецов и мужчина с воинами. И автор не зря вкладывает эти слова именно ему, спасшему Уиттала и девочку, проводившему в укрытие белых женщин с детьми, воспитавшему и вернувшему Нарра-Матту родителям. Ему же и достаётся больше всех. Нас оправдывает закон, нужды страждущего народа и слава Божия. Он даже не рассматривал возможности помилования для добровольно сдавшегося безоружного врага, считая, что в аду его душа очистится. Из белых только тугодум (как он сам себя называет) Дадли пожалел индейца, даже предлагал за него выкуп и готов был поручиться, что тот будет жить с ним рядом и не нападёт. Но его затея провалилась. Но Дадли не единственный тугодум, есть ещё брат Фейс, которого все белые считают дурачком. Может, по поведению Уиттал и выглядел слабоумным, хотя чего особенного в том, что он в боях не участвовал и, прожив много лет в лесу, набросился на хлеб. Вот самая первая сказанная им фраза: Не иначе как дьявол вселился во всю отару и во всех жеребят тоже. Я ругал их и говорил с ними, как будто они мои родичи, и все-таки ни доброе слово, ни непотребные речи не заставили их послушаться совета. Что-то пугает их в лесу в этот раз на заходе солнца, хозяин. Иначе жеребятам, которых я летом перегонял через лес, не годится так скверно обходиться с тем, кого им следовало бы признавать за своего друга. "— Прямые Рога наткнулся на куст острее колючек! Стальной нож, немного сухих листьев и обломанные ветки сделали бы жаркое из самого старого барана с колокольчиком. Я знаю, что волос у всех моих овечек рыжеватый, и я насчитал их пять на закате. Это как раз столько, сколько продиралось сквозь подлесок, когда я освободил их от пут поутру. Но на тридцати шести спинах не может расти тридцать семь шкур с ненастриженной шерстью. Хозяин знает это, потому что он ученый и умеет считать до ста! Образную индейскую манеру речи освоил и Контент Хиткоут. Снова игра смыслов имени, "согласный, довольный". Часто именно Контент успешно вёл переговоры с индейцами, не резонёрствовал, говорил с ними на равных. Из белых ему досталось больше всех: два раза поджигали дом, потерял дочь, за ней и жену, ещё полвека после описанных событий жил один. Финал легенды стал для меня полной неожиданностью, на два дня выбившей меня из колеи. Только сейчас, поостыв, я смогла написать что-то более менее вразумительное. Вчера бы получились эмоциональные вопли: "Почему же именно так?!" И цитата из "Алисы в стране чудес" в начале моей рецензии не случайна. Во многих рецензиях на книги Купера отмечают, что финал предсказуем сразу и все ружья выстреливают вовремя. В моём случае, в середине и конце легенды я не могла предсказать сюжет, а последнее ружьё о судье английского короля и таинственном кольце выстрелило только в критической статье, помещённой как послесловие. Это легенда, а что же реальность? |