The Portrait of a Lady

Transplanted to Europe from her native America, Isabel Archer has candour, beauty, intelligence, an independent spirit and a marked enthusiasm for life. An unexpected inheritance apparently gives her freedom, but despite all her natural advantages she makes one disastrous error of judgement and the result is genuinely tragic. Her tale, told with James' inimitable poise, is of the widest relevance. Издание на английском языке.
Автор Henry James
Издательство Wordsworth Editions Limited
Серия Wordsworth Classics
Язык английский
Год выпуска 2001
ISBN 978-1-85326-177-0
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 528
Тип издания Отдельное издание
296
Купить »
В других магазинах:
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
The Portrait of a Lady
5 5

Какое же это удовольствие снова окунуться в мир классической литературы. Генри Джеймс - признанный американский автор. Для меня же это автор-открытие этого года (да-да, не смотря на то, что новый год только начался, я уже смело и уверенно заношу в список *авторов года*). Это было великолепно! Читала с упоением, не смотря на наличие огромного количества букв... Да и события развиваются тут, мягко говоря, не очень быстро... Но зато какой стиль, какая бесподобная ирония, сколько юмора в адрес персонажей... Имя этого автора отнюдь не просто так знаменито в мире... Он, безусловно, мастер психологической прозы. Мастер прорисовки характеров и всех граней внутреннего мира. Блестяще описывает повседневную жизнь и быт. И все это он делает непринужденно, постепенно и не спеша... Он тот еще хитрец... Так и умудряется поставить героев в ту или иную ситуацию, чтоб сквозь призму их реакции и поведение как можно глубже раскрыть все богатство или нищету их внутреннего мира и их потенциал.

В повествовании есть главный стержень - *женский портрет* героини. Все помысли и мысли персонажей сводятся и притягиваются многочисленными ниточками к ней. Ее безумно и неистово любят, к ее ногам кидают все богатства и замки, на нее нечаянно-негаданно сваливается наследство, ее используют в своих хитрых целях, искусно сплетая интригу, ее обманывают и заставляют страдать... А так все хорошо начиналось. Умная, обаятельная, целеустремленная молодая девушка... Правда самооценка немного зашкаливала... Ну все мы в молодости некие максималисты и уверены, что море нам по колену, и все в этой жизни сложится как только сердцу и уму пожелается... Да только судьба любит сыграть злые шутки... И влюбиться можно вовсе и не в принца...
Честно говоря, Изабелла не приятна мне как героиня. Не все ее поступки и действия понятны. Чересчур много заносчивости и самолюбия в свое время занесли ее в коварные сети интриги... А дальше, ее выбор мне еще более не понятен. Хотя можно все списать на нравы, царящие в 19в. Другие же персонажи получились все яркие и живые и импонируют мне намного больше. Особенно ее бойкая и мудрая подруга Генриетта, прелесть как хороша и остра на язычок. И даже злодеи вышли из под пера автора достойные.

Как итог - прекрасный образец классической литературы. И вообще скорее напомнил мне качественный добротный английский роман. Может потому что Г. Джеймс так интересно и подробно написал об этой стране? Фоном тут служила не только Англия... Куда же без Парижа, Флоренции и Рима. Так что довольно-таки масштабное психологическое полотно, которое читалась с превеликим удовольствием.

The Portrait of a Lady
5 5

Если оглянуться вокруг, много ли счастливых семейных пар мы увидим? Не думаю. А когда статистика (вещь упрямая) говорит сама за себя, то зачем люди вообще вступают в брак? Потому что каждый, в лучшем случае, думает, что уж у него все будет точно по-другому. А в худшем: по расчету, по залету, по случайности, по глупости, по желанию родителей. Самое печальное, что никто не застрахован от ошибки в выборе спутника жизни. Даже самый точный расчет может подвести в этом деле. Но, слава богу,подобные факты никого не останавливают на пути к браку. А среди нескольких несчастливых семейных пар обязательно найдется хотя бы одна безумно счастливая (надеюсь, "безумная" - не ключевое слово в этой фразе). Но если представить идеальные условия для вступления в брак одной девушки - молодой, красивой, состоятельной сироты - так уж безоговорочно ее ожидает удачное замужество?

Изабелла Арчер - молодая американка, у которой недавно умер отец (а мать умерла при родах). Ее тетка, проживающая во Флоренции, решает показать племяннице Европу. Девушка в полной мере ощущает значение слова "свобода": она молода, красива, ее руки добиваются лучшие мужчины всего света, но она не спешит связывать себя узами брака, наслаждаясь своим статусом. А тут еще и недавно приобретенный дядя оставляет ей большое наследство. Теперь у мисс Арчер есть абсолютно все, она может радоваться жизни без оглядок на условности. Казалось бы, что еще надо для счастья молодой девушке? Осталось только правильно выбрать спутника жизни. Ну, тут уж ее точно ждет удача, ведь теперь ей не надо думать ни о деньгах, не надо стараться угодить родителям. Надо только послушать свое сердце...

Возвращаясь к теме о судьбах и книгах: "Женский портрет" был у нас по программе в университете пять лет назад, но прошел мимо меня. И вот так случилось, что мы снова встретились. С уверенностью могу сказать, читая его через страницу тогда, я бы вряд ли получила такое удовольствие от романа, и вряд ли оценила бы его по достоинству. Но пришло время, и я, не скованная жесткими временными рамками учебного процесса, в полной мере смогла насладилась каждым словом автора (поверьте, там есть чем насладиться!). Какая тонкая ирония! Какое знание человеческой натуры! Какие глубокий и живые персонажи! Браво! Вот это поистине восхитительный классический роман замечательного американского писателя. Кстати, стиль у Джеймса нисколько не американский. Видимо, он, как и его герои, был почитателем и последователем традиций Старого Света. А я, честно говоря, все-таки английской литературе симпатизирую намного больше, чем американской. В общем, очень и очень достойный роман!

The Portrait of a Lady
5 5
«Какое место отвести существующим в мире страданиям в планах о радужном будущем? Скажем прямо, предмет этот недолго удерживал ее внимание. Она была слишком молода, слишком торопилась жить, слишком мало знала, что такое боль»


Стремление девушки к независимости всегда вызывало живой интерес общества, даже сейчас, когда нравы изменились, не все понимают, если девушка не хочет замуж, стремится увидеть мир и где-то преуспеть перед замужеством, а уж тогда! В такую ситуацию попала Изабелла Арчер. Взгляды юной особы были совсем неординарными, некая ветреность, но при этом присущая молодости распланированная на года вперед жизнь, пленили Изабеллу. И что, что она — другая?! Девушка должна гордиться своим стремлением увидеть мир, прежде чем выйти замуж. Тем более, у нее вся жизнь впереди — сейчас не время выходить замуж.

«Ее воображение всегда было до чрезвычайности стремительно, и если пред ним захлопывали дверь, оно устремлялось в окно. Изабелла не умела ставить ему преграды и в критические минуты, когда лучше было бы положиться всецело на разум, расплачивалась за поблажки этой своей склонности видеть, накапливать не просеянные рассудком впечатления»


Свобода — вот чего хотелось Изабелле больше всего, стремясь к свободе она оставила за собой выбор, которого нет у живущих по стандартному сценарию. Девушка в общем-то счастливица. Пробившись, благодаря богатой тетушке в другую ячейку общества, девушка без приданного легко пленяет окружающих простодушием, молодостью, наивностью и определенной смелостью взглядов.
В мире где притворство, сватовство, деньги и, разумеется, любовь к покровительству в моде, очень сложно сохранить непоколебимость взглядов. А уж тем более юной девушке, взявшей жизненный опыт со страниц многочисленных романов, она думает, что уже этот опыт служит для нее щитом! Впрочем, тем интереснее наблюдать эту схватку наивной молодости и иной реальности. А зрителей нашлось немало — кому же не будет интересен путь обаятельной англичанки, уверенно шагающей вперед столь уверенно?

«Кому же дано заглядывать в будущее? Кто может предсказать, что ждет впереди? Была бы дорога приятна, а куда она ведет – не все ли равно.»


Говорят, чтобы человек проявил себя, нужно наделить его властью. Перед Изабеллой, благодаря добродушному и нежадному зрителю, открылась небывалая перспектива — прямая дорога к мечте! Оставалось только ездить по миру, узнавать, думать, получать бесценный опыт независимости, вкушать свободу выбора! Теперь у нее была власть. Странно бывает, когда, получив все, попадаешь в капкан. Чего стоит независимость, если есть деньги? Ничего, вот ведь она - свобода - рядом! Странно бывает, попасть впросак, благодаря… собственным человеческим качествам, благодаря искуссной игре, обесценившей и деньги, и стремления, сковавшей независимость.

– Какими пленительными красками я рисовал ваше будущее, – проговорил, не отзываясь на ее слова, Ральф, – как тешил себя, предназначая вам высокий удел. Он был так непохож на нынешний. Вы не должны были так легко и так быстро упасть.
– Высказали – «упасть»?
– Да, таков для меня смысл того, что произошло с вами. Мне казалось, вы летите высоко в небе. Парите в сияющей лазури над головами людей. Вдруг кто-то швырнул вверх увядший розан – снаряд, который не мог и не должен был достать вас, – и вы стремглав падаете на землю. Мне больно, – продолжал бесстрашно Ральф, – больно так, как если бы упал я сам..


Кто-то скажет, что это банальная история, я скажу — это великая драма одной девушки, вокруг которой и правда должен был крутиться весь мир, девушки, которая хотела и могла исполнить свои великие замыслы, порадовав всех людей, что ее любили. Но в один момент что-то пошло не так и жизнь началась сначала, по другому сценарию, показав истинную сторону, отбросив ценности.

«А почему, собственно, мы должны все время думать о том, что для нас полезно и что вредно, словно больные в лечебнице? Зачем мне бояться, правильно ли я поступаю? Словно мир перевернется от того, хорошо я поступаю или дурно.»


В мире Изабеллы вдруг наступила осень со слякотью, ветром и ливнями, эта же осень вторила и моему знакомству с романо : начав чтение книги в летнем Крыму я и не представляла, что закончу его внезапной киевской осенью. Рано еще, слишком рано…

The Portrait of a Lady
2 5

О, эта многоликая классическая английская проза второй половины XIX в.! Её дидактический посыл не спутаешь ни с чем! «Раскрытие душ» героев Г. Джеймса способно утомить кого угодно! Утомило и меня. Долгие безабзацные страницы неподвижного, как могильная плита, текста, нескончаемые учтивые квазифилософские диалоги о странных материях в то время, когда всем понятно, о чем и как собеседникам хочется говорить, нерезонансные женские искания и метафизические мужские рефлексии...

Роман удивительно статичный и, как ни странно, наивно-школярский, особенно в части понимания внутреннего мира героев, его возрастных, гендерных, социальных и ментальных характеристик. Все персонажи как будто бы вынуты из коробки с детской картонной сказкой: никакой глубины или объёма ни в поступках, ни в чувствах, ни в мыслях. С трудом веришь, что джентльмен как влюбился пять лет назад, так и продолжает неизменно любить ничем особенно не заслужившую эти чувства леди, даже не встречаясь с ней все эти годы. Всё это напоминает пыльный гербарий или поцарапанные фруктовые муляжи из школьного кабинета биологии. А если роман ещё и частично автобиографичен, как намекают сноски, то остаётся только удивляться столь малому влиянию на автора психологического опыта его выдающегося брата Уильяма Джеймса. Ежеминутно борясь со сводящей от скуки скулы зевотой, я поражалась, как, оказывается, долго, наставительно и занудно можно говорить о, в общем-то, простых вещах.

Сюжет элементарен и типичен для викторианского «духа времени»: юная леди с претензиями на эмансипацию и самобытность прибывает из Америки в «недобрую старую Англию», кишащую влюбчивыми аристократами и инфантильными резонерами. Отказывая в замужестве вполне приличным (и по тогдашним и по сегодняшним меркам) кандидатам, она «ищет себя», а попутно, совершенно неожиданно (а для читателя и немотивированно), получает неплохое наследство от очарованных ею благородных родственников – старого и молодого. Личные искания быстро заводят наивную барышню в экзистенциальный тупик: вместо того, чтобы выйти замуж за богатого, молодого и клянущегося в любви аристократа, она себе находит нищего, упоенного собственной нарциссической «утонченностью» истерика, вовсе не сходящего с ума от любви и преданности. И именно ему она решает стать «хорошей английской женой». Из этого, ясное дело, ничего хорошего не получается, и на протяжении многих страниц эти персонажи изводят друг друга и читателя бесконечным взаимным непониманием. Брак с ничтожеством неинтересен даже в хорошем литературном описании, а уж в плохом... Апогей наступает, когда, подчиняясь капризному эгоцентризму мужа, героиня переживает внутренний квазикризис - ехать или нет на похороны милого брата, столь позаботившегося о ней в финансовом плане и неизменно постоянного в своей любви к ней, только лишь потому, что он никогда не нравился её мужу (вот у вас бы были вопросы на эту тему?). И только тут сквозь истинно английский туман внутренних сомнений и борений наконец-то проступает рациональный контур семейного конфликта и последующего психологического прозрения, но... на этом вся история и заканчивается. Девушка созрела.

Насколько восхитителен Дж. Голсуорси, настолько тошнотворен Г. Джеймс! Может быть для своего времени этот «тургеневско-толстовский» по замыслу и манере роман и был стильным, прогрессивным и интересным. Но сейчас... если это - один из лучших романов Г. Джеймса и блистательная вершина его творчества, то за другие я и браться не стану. Больше не хочу покорять «зияющие высоты» английской классики.

The Portrait of a Lady
5 5

Так до конца никому не удалось разгадать загадочную женскую натуру. Почему мы, женщины, выбираем не тех мужчин, когда вокруг нас вьются и достойные, и положительные, и безумно в нас влюбленные, а мы....а мы действуем по народной мудрости: " Любовь зла, полюбишь и козла".
Изабелла Арчер, молодая девушка, мечтающая увидеть мир, не хочет обременять себя супружескими узами. Как я ее осуждала, когда она отказала такому со всех сторон положительному лорду Уорбертону, зажрались вы матушка, говорила я сама в себе. И что получилось в итоге, кому она отдала свое сердце? Я так и не поняла за какие такие заслуги она полюбила Озмонда, ничего из себя не представляющего, зато с кучей амбиций. И потом, когда Изабелла поняла, с каким чудовищем она живет, хотелось конечно по-ерничать, но чисто по-женски стало ее жалко.
А Озмонд действительно был чудовищем, про таких людей говорят, лучше бы уж ударил, чем морально убивал. Мелкий, тошнотворный человечек, тихим, и спокойным голосом морально уничтожал и жену, и свою вл всем послушную дочь.
А Пенси, дочь Озмонда, это прекрасный образец ребенка у которого отключены все чувства, кроме послушания отцу. Бедная, несчастная девочка.
Концовка поразила, она как бы обрывается на самом интересном месте, и дает право читателям самим додумать что же в итоге стало с Изабеллой. Она вернулась в Рим потому, что:

Замужество налагает известные обязательства, независимо от того, радует оно вас или нет.
The Portrait of a Lady
5 5

"Женский портрет" покорил моё сердце с первой фразы.

При известных обстоятельствах нет ничего приятнее часа, посвященного церемонии, именуемой английским вечерним чаепитием. И независимо от того, участвуете вы в ней или нет – разумеется, не все любят пить в это время чай, – сама обстановка чаепития удивительно приятна.

.
А уж когда в эту атмосферу врывается незамужняя брюнетка из Америки по фамилии Арчер, то дело принимает нешуточный оборот. Изабелла - девушка независимая от чужого мнения, она отвергает богатого и знатного лорда Уорбертона, не принимает ухаживаний Ральфа, отвергает всех приятных в этом романе молодых людей ради того чтобы выйти замуж за американского вдовца с пятнадцатилетней дочерью в довесок. И это только начало. Так что я не буду здесь сильно спойлерить. Хоть в начале Изабелла Арчер выступает как роковая красотка, на самом деле она - не такая.
Роман насыщен любовными треугольниками и следить за этим - одно удовольствие. Финал меня порадовал своей открытостью.
Это роман об американцах и он очень американский. Мистер Генри Джеймс постоянно подшучивает над американцами и снисходительно относится к жителям Англии.
Это роман о деньгах, без которых человек не может жить и когда они портят его характер или помогают проявить лучшие черты. Это роман о сильных женщинах и благородных мужчинах.

The Portrait of a Lady
3 5

Очень интересно в этой книге расположено предисловие. Но, на мой взгляд, именно там ему и место, вместе со статьей Шерешевской. Это потому, что там даны попытки все объяснить. А так, ты прочитал, составил своё мнение и представление, а уж потом просматриваешь то, что хотят тебе навязать. Касательно финала мое мнение не сошлось - я подумала, что Изабелла нашла убежище в монастыре. Не знаю почему, но именно так мне показалось по ходу логики развития, а не борьба со всем светом.
Генри Джеймс говорит, что о его романе отзываются, как о романе, почти лишённого действия. Действия там предостаточно. Но оно все перекрывается слишком длинными диалогами и всяческими описаниями.
Прочтение книги было для меня волнообразно: волна скуки, волна интереса, волна скуки, волна интереса и т.д. Но на протяжении всего произведения я всё-таки ждала с нетерпением окончания книги. Она удручила донельзя. О, и ещё эти постоянные авторские "вышеупомянутые", "поименованные", "нами обозначенные" особы.. почему-то эти выражения весьма раздражали.

После того, как я перелистнула последнюю страницу и захлопнула с облегчением книгу, муж задал мне интересный вопрос:"И чему эта книга учит? Чему она тебя научила?"
И правда - чему?

The Portrait of a Lady
5 5

Это произведение не просто портрет одной героини, это целая портретная галерея образов.
По сути, весь роман и состоит в этой портретной галерее, действия в нем не так и много.
Образы выписаны тщательно, глубоко, всесторонне, с малейшими оттенками и нюансами, как внешности, так и внутреннего облика героев.
Психологизм – вот главное и основное действо.
В романе есть главная героиня Изабелла Арчер, но сказать, что все внимание отдано только ей, это не просто покривить душой, это исказить весь смысл. Здесь нет второстепенных персонажей, если подходить к ним с позиций того, как преподнесен каждый, какими характеристиками наделен.

Ральф Тачит – мой герой! Образ, вызывающий у меня бесконечную симпатию и любовь. Я не знаю, чего в нем больше – ума или благородства. Никто не любил и, прежде всего, не понимал Изабеллу так, как он.

Пэнси – вот еще замечательный персонаж, появляющаяся вначале в пятнадцатилетнем возрасте, а затем спустя три года. Показалась довольно инфантильной, если не сказать грубее. И вдруг, выдает такие перлы, что диву даешься. Э, да ведь совсем не глупа, как выглядит на первый взгляд, если такие мысли гнездятся в этой милой головке.

Изабелла – молодая женщина, бросающая вызов судьбе. И судьба благоволит к ней, готовя ей на каждом шагу удачу во встречах и поступках. Но и у судьбы есть лимит…
Для меня Изабелла оказалась довольно неприятной особой. За ее громкими заявлениями о необходимости личной свободы стоит желание угодить самой себе. Это видят и Ральф, и ее подруга Генриетта Стэкпол.
Но не всегда можно остаться сторонним наблюдателем, нужно быть готовой самой испить горькую чашу, нужно быть готовой не только к удовольствиям. Жизнь совсем не вечный праздник. Даже при наличии наличных.

Можно было бы уделить здесь еще немало времени и места и названным, и другим героям романа. Но раскрывая их образы, раскрываешь и сюжет романа. А этого не хотелось бы делать. Роман достоин долгого и внимательного прочтения, собственного мнения о поступках героев и их дальнейшей судьбы.
Открытый финал дает такую возможность.