Игорь Холин. Избранное

Игорь Сергеевич Холин (1920 - 1999) - замечательный русский поэт, прозаик, представитель так называемой лианозовской школы, одна из самых ярких фигур российского литературного андеграунда. В советское время издавались лишь его детские книги. Игорь Холин родился в Москве. В конце 20 - х - начале 30 - х - беспризорное детство, потом - военное училище. Великую Отечественную войну прошел от Москвы до Праги. Решающее влияние на формирование его `конкретистской` поэтики оказало знакомство в конце 40 - х годов схудожником и поэтом Евгением Кропивницким. В середине 50 - х И. Холин создает свой знаменитый `барачный` цикл, ставший классическим эпосом новой, неофициальной литературы. С середины 60 - х Холин печатается на Западе. В конце 60 - х пишет несколько поэми обращается к прозе. Первые две небольшие книжки писателя вышли в 1989 году: `Стихотворения с посвящениями` - в Париже и `Жители барака` - в Москве. Настоящее издание - первое полное собрание поэтических произведений Игоря Холина. `Новое литературное обозрение` готовит к изданию также сборник его избранной прозы.
Автор Игорь Холин
Издательство Новое литературное обозрение
Серия Игорь Холин
Язык русский
Год выпуска 1999
ISBN 5-86793-074-2
Тираж 0
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 320
Код товара 9785867930745
147
Магазин »
Нет в наличии
с 29 ноября 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
3.9
Игорь Холин. Избранное
5 5

Так совпало, что об Игоре Холине я узнала тогда же, когда на уроках истории в школе мы говорили об обстановке в тридцатые годы, о культе личности Сталина, о репрессиях. Эти стихотворения, конечно, были написаны позже, но, наверное, навсегда сохранят для меня атмосферу тоталитарной страны.
И поэтому они особенно ценные – как протест против насаждавшейся идеологии, бунт против Союза писателей, где твои коллеги по цеху внимательно следят за каждым шагом, бунт человека против целой эпохи.
Интересно, что стихотворения не лиричны в привычном понимании, они о порой неприглядной действительности, окружавшей Холина. Но это все равно лирика в чистейшем ее виде.
У него много рваных лаконичных стихотворений не только и не столько об измельчавшем настоящем, сколько о лице эпохи. Не картинно-парадное изображение Советского Союза со всяких плакатов со счастливой румяной молодежью, а то, которое поворачивалось ко всем, кто не принимал курс страны: коммунальные квартиры, плотская любовь, пьянки, драки, проститутки.
Меня заинтересовало одно его стихотворения про участь поэта – «В тяжелое время как некое зло..». Не могла не провести параллель с парадными «Пророками» Лермонтова и Пушкина и с «Разговором с гением» Цветаевой. На их фоне стихотворение воспринимается так горько и гордо одновременно. Особенно если вспомнить, как сильно власть не любила лианозовскую школу.


В тяжелое время
Как некое зло
Поэзии бремя
На плечи легло
Несу свою ношу
Бреду
Как в бреду
Но ноши не брошу
Не упаду
Игорь Холин. Избранное
3 5

Холин настаивает на том, что стихи не обязаны идти «от души», не обязаны быть лирикой.
Его творчество это хорошо отражает. Поэзия в стиле "рифмую всё, что взгляд поймал". В основном в стихах описываются бытовые моменты, как бухгалтер полюбил работницу роддома и тому подобное. Мне при чтении такой поэзии кажется, что человеку просто хотелось болтать, он не мог умолкнуть, нёс в эфир весь окружающий мир, добавлял себя и рифмовал, рифмовал, возможно Холин репер и нашёл бы себя участвуя в реп-битвах.
*
А за окном
Асфальт умыт дождём,
И водосточная труба
Гудит
Как медная труба...
Сосед сказал:
Судьба!

*
Лицо — икона. Сутул.
Упрям, как мул.
Ум — бритва.
Разговор с ним — битва.

Игорь Холин. Избранное
3 5

Говорить буду о „барачном“ цикле как о наиболее характерном и занятном.

Удивляет предисловие Сапгира, где он называет этот цикл „эпосом неофициальной литературы“. Но эпическое начало и вправду проглядывается. Вероятно, оттого, что есть главное − охват многих жизней и многих судеб, и притом воспринимается всё одним цельным произведением, а не разнородным набором мелких стихотворений.

Судьбы описываются скудно, небогатыми, безыскусными штрихами − кажется, слишком мало слов уделяется каждой, − но это объясняется тем, как скудны и ничтожны сами жизни героев цикла. Животные жизни, которые проходят как во сне и до которых нет дела даже близким, жизни, где любая смерть незаметна, где любой человек − это вошь; и Холин предлагает нам срез целого мира. И даже не срез, а его яркое и самодостаточное изображение. И потому-то подчёркнутая нехудожественность, даже непоэтичность, присущая программе лианозовцев, только на руку этой поэзии.

Звукопись и некая музыкальность − понятно, это ерунда, без этого и не было бы собственно поэзии здесь. Как поэт Холин весьма посредственен. Но его сила не в этом.

Ещё замечательно, что напрямую Холин никаких вопросов перед читателем не ставит и не берётся решать сам. Если же такие и встречаются, то исключительно риторические: „Что это? человек, зверь?“, „Для чего жила на свете?“. Главные же вопросы ставят сами стихи, своим содержанием, сам цикл поднимает их своим внутренним развитием, развитием обыденным и страшным: от циклической, приземлённой жизни − к циклической же смерти.

Игорь Холин. Избранное
5 5
потрясающий поэт, важная книга. Для всех, кто интересуется современной поэзией.