Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи

Издание 1999 года. Сохранность очень хорошая.

Автор
Издательство У-Фактория
Серия Зеркало. ХХ век
Год 1999
ISBN 5-89178-090-9 5-89178-078-X
Тираж 30000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 702
Тип издания Авторский сборник
Жанр Предисловие, Рассказ, Повесть, Статья, Стихи
639
Нет в наличии
с 24 января 2019
Обложка: Твердый переплет
История цены:
Средний отзыв:
3
* * * * *
Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
5 5
* * * * *

"Кролики..." это не только ценный мех, но и 3-4 килограмма... диетического... легкоусвояемого... мяса текста (респект тем, кто помнит этот смехопанарамный прикол)! Повесть действительно легко читается и не оставляет тяжести ни в одном органе, а в глубине души (что у многих находится в глубине желудка) даже восхищает.

Баланс нужен во всём. И в природе, и в политике. Если кроликов станет слишком много, они пожрут всю растительность. Если слишком мало - оголодают удавы и начнут бросаться на людей. И т.д. Все мы знаем из биологии, что пищевые цепочки нарушать нельзя, вмешиваться в экосистемы опасно. В государственном устройстве то же самое: резкие перемены губительны. Для поддержания порядка требуется перманентная доза страха (=гипноза) и подчинения. Система попросту развалится без рабского менталитета братцев-кроликов.
Реформы Задумавшегося внесли сумятицу; удавы придумали новый способ порабощения - и всё встало на круги своя, все остались довольны. Из сложившейся ситуации следуют 2 взаимонеисключающихся вывода:
1) кролики ещё не готовы жить "правдой",
2) любой У.Смит пасует перед Большим Братом, т.е. бесполезно пытаться изменить систему.

Нельзя просто взять и исключить как понятие пиитет перед начальством, он же страх, он же гипноз - иначе наступит анархия. В каких бы добрых отношениях мы не состояли, мы немножечко побаиваемся своего начальника, далее опасаемся главы отдела и боимся министра. Но если даже мы перестанем их всех бояться, не обольщайтесь - нас начнут душить, на нас найдут управу. А если даже удушение мы ликвидируем, то они найдут какие-нибудь мягкие демократичные способы манипулиции, "гуманный отглот".
Например, наобещают с три короба, поманят Цветной Капустой, а когда мы клюнем на крючок и проголосуем, будет уже поздно. Я подумал даже, что Цветная Капуста (ЦК) это аллюзия на советскую действительность, на светлое будущее коммунизма, но наверное это общий символ пустых обещаний и обмана. Ложь, предательство, махинации это ведь обязательные атрибуты власть имущих.

А другая неотъемлимая часть многих полит.систем это "общественный договор". Вы нас глотаете (в умеренных количествах), а мы воруем овощи с огородов туземцев. Все мы слабые люди (животные), все мы хотим, как придворный Поэт, пристроить своих детей в тёплое местечко, хотим порадовать жену и желаем, чтобы в последний путь нас проводили с почестями. И пока сидит внутри эта мелкобуржуазная слабость, никакой революции не жди. Поэтому в следующий раз, когда будем хаять правительство, давайте разглядим брёвна-соринки у себя в глазах и вспомним сколько мелких подлостей мы сделали сами; написали ли мы поэму, или до сих пор сочиняем к ней бессловесные ритмы.

Предположим, что заветы Задумавшегося полностью воплотились в жизнь... Но ведь не случайно он замялся, когда ему задали вопрос "Что дальше?". Предложение самостоятельно выращивать овощи из его уст прозвучало неуверенно. Если даже представить такие кроличьи колхозы, где все работают на благо королевства, рано или поздно возникнет денежная система, в которой одни кролики вырастят отборную капусту и будут "рубить капусту" за счёт тех, у кого случился неурожай; а валюта как явление ещё никому не приносила всеобщего счастья и мира.

В это издание вошли также повести "Стоянка человека", "Созвездие козлотура" (моя рецензия) и рассказ "Широколобый". Это гуманистический рассказ о том, как буйвола везут на убой, а он вспоминает случаи из своей буйволиной жизни: его отношения с погонщиками, "адюльтеры" с буйволицами, соперничество с трактором Сонливый Крепыш, пастьбу на сочных альпийских лугах, попытки скотокрадства и т.д. Очевидно, что без убоя не быть котлете на вашем столе, но Широколобого всё равно жалко (в чём заслуга Искандера), тем более что тот уже почти спасся, убежав к морю, однако был пойман и убит. Отчего автора так занимала животная тема? В животноводческой Абхазии, видимо, такие персонажи сами просились на бумагу.

Интересно, что Фазиль Абдулович, написавший "Кроликов" в 1982-м году, с 89-го по 91-й года сам был депутатом в Верховном Совете СССР. Слыл ли он там Задумавшимся? Как бы то ни было, политика - не его дело, ему лучше подходит писать о ней (например, "Пиры Валтасара"), чем заниматься ею. Да и вообще, всё, о чём пишет Искандер, будь то политика, животные или люди, мне очень интересно; это его 2-я книга на моей полке и, наверняка, не последняя.

Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
5 5
* * * * *

Полгода назад не стало Фазиля Искандера. Тогда то, услышав эту новость, я наконец и решил познакомиться с его творчеством. Книга лежала на полке несколько лет, пока кончина писателя не подтолкнула меня к прочтению.
Надо сказать, я просто влюбился в Фазиля Абдуловича - и в писателя, и в человека. Гуманистичная, светлая, добрая, душевная, остроумная, афористичная проза.
Повесть "Созвездие Козлотура" так и брызжет юмором, сатирой на советскую "компанейщину" (с сильным намёком на кукурузную кампанию Хрущёва); кроме этого в ней много лирических ноток. Каждая искандеровская вещь сильна по-своему, но, как первый поцелуй, мне наиболее по нраву именно первое прочитанное у автора произведение.

Скрестили козу и тура. И? И... понеслось! Весть об удачном опыте разнеслась по городам и весям, агитация-пропаганда, всеобщая "мания", козлотуризация и козлотуризм заняли умы журналистов, агрономов, ученых и жителей. О козлотуре слушаются научные лекции, о козлотуре поют песни и пишут стихи, на небе сияет созвездие Козлотура, а под ногами путаются новорожденные козлотурята. Страну из Абхазии впору, ей-богу, переименовывать в Козлотурию! А потом - бац! - приказ сверху, и кампания сворачивается, и автор козлотурьей идеи уже увлечён новым, и никто не может толком сказать: а что это вообще было? Ну, шерстистость повышенная, ну, прыгучесть отличная. Дело не в этом, конечно.
И власти, и народу время от времени нужен свой козлотур. Когда в стране 149 более важных проблем, сосредоточиться, конечно, имеет смысл на 150-й незначительной, не так ведь? Отвлекающий манёвр. Ну а у простых людей, когда надоело говорить о погоде и зарплате, появляется новая мания, как у нас иногда бывает, например, с "концом света".

Романтическое знакомство рассказчика с девушкой сюжет не развивает, но добавляет оттенок личной вовлечённости, будто бы это ты гуляешь по красивой абхазской набережной. У Искандера - мастерство вовлекать читателя: ты едешь в деревню на автобусе, ты ночуешь под полной луной, ты ждешь помощи, упав в холодную кладбищенскую могилу. Ты в Абхазии, или ты хочешь туда. Искандер нанёс свою родину на литературную карту мира. Притом, что писал всегда только на замечательном русском языке.

Есть ещё одноименный фильм, но мне он не понравился, даром что скоротечный.
Первый козлотур знакомства с творчеством Искандера прошёл успешно! В "Избранное"!

Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
4 5
* * * * *

Не очень у меня ладилось с Фазилем Искандером, но его "Софичка" давно маялась в списках на прочтение, словно чутье подсказывало, что стоит попробовать, авось. Это действительно все тот же Искандер, вот только немного другой, более в трагичность, как он, бесспорно, умеет и знает. История простой девушки из небольшого населенного пункта определенной местности, в которую яростно и с ноткой безнадеги вплетаются любовь, страсть, бьющая ключом жизнь и воля к жизни, смерть, трагедия, война, море людей, обычаи и такое же море наставлений - правильных наставлений - на тему семьи, жизни, восприятия ошибок и прощения. Здесь вот вроде бы черное и белое, а нет, в какой-то момент наваливаются полутона и тени, которые испещряют персонажей множеством граней, после чего нельзя вот этого воспринимать исключительно негодяем, а вот этого - святым.

"Софичка" - совершенно небольшая книга, буквально на пару вечеров неспешного чтения. По-своему наивная, потому что без этого никак без такой героини, а по-своему очень сильная. Очень яркая, но и пробивающая трагедиями и тем, как их пережить. Да, и тут не обошлось без все того же дяди Сандро и вот той самой простоты и условности, но это эпизод совершенно крохотный и настроению книги не сумевший повредить. И вот оно все вроде такое щемящее грустное в итоге, а все равно с лучиком света по стене. Смертельное, а про жизненные силы. Удивительное по сочетанию комбо эмоций, которое присуще прозе Искандера. Но оценить его работы у меня получается только при исключительно периодическом чтении, и чтобы хотя бы на километр вокруг без дяди Сандро и свойственной ему мешанине всего.

Как итог - интересное для меня с точки зрения "общения" с творчеством автора прочтение. Не пишите письма Сталину, все равно не ответит. Пара слов об издании: крепкое переплетом, красивое титульной картиной, в общем, отлично выполненное для покетбука.

Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
5 5
* * * * *

Содержание совершенно не то, что предполагала по названию. А если учесть, что книга на слуху со школьных лет, то получается, что надежды многих лет не оправдались, т.к. я многие годы думала об этой книге как о чём то другом. И тем не менее книга хорошая, интересно было читать и переносить описанное на реалии современного общества и не современного тоже. Наверое, стоит читать в школе, но не на уроках литературы, а на истории и обществознании, чтобы дети на таких отвлеченных примерах учились понимать нашу действительность. Ну и на перечтение для тех кому за ..., чтобы и они не забывали где живут и как ими манипулируют.

С Фазилем Искандером знакомлюсь впервые, очень понравилось.

Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
4 5
* * * * *

Фазиль Искандер - как Фазиль Искандер: пишет обо всём и ни о чём, делая свои истории непредсказуемыми, заворачивая нам голову концовками, снабжая всё, что можно, комментариями в духе юного пацанёнка или, в лучшем случае, взрослого, который так и не перерос некоторые понятия. В рассказе "Утраты" он комментирует такую манеру рассказывать, не скрывая, что она ему импонирует. Может доходить и до небрежностей вроде "мне снились два политических сна, один расскажу как-нибудь потом" (цитата неточная), что подтверждает версию о том, что мы читаем одно длинное, но для удобства разбитое на части, повествование, которое никогда не кончится. Истории о местных жителях чередуются с шипами жизни при Сталине, так что страхи иногда становятся не страшными, а в какой-нибудь мелочи может неожиданно просквозить ужас. В общем, скучать читателю автор не даёт.

Отличается от других, естественно, повесть "Кролики и удавы", поразительно чёткая в развитии сюжета, но - как это принято у Искандера - со странненьким концом, даже не вписывающимся в стиль "думай и чувствуй, что хочешь". Когда-то в кругу интеллигенции нашего города она считалась обязательным чтением для уважающего себя читателя и казалась жутко смешной; сейчас я перечитал её без былого восторга, находя местами комментарии автора даже скучненькими. "Школьный вальс" без вальса показался зато более лоскутным, чем рассказы, и время от времени подкрадывалась мыслишка: неплохо бы этого писателя рекомендовать для уроков истории, пусть-ка современный айШкольник попробует примерить на себя портки мальца тех времён!

Ну а вообще-то - учитывая стиль, свежесть участка мозга, отвечающего за воспоминания и компасную точность порядочности и мужественности, - Искандера можно и нужно читать и читать. У него достаточно всего для нас - и истории, и искейпизма, и временного, и чего-то хтонического.

Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
4 5
* * * * *

"Кролики и удавы" - произведение, наполненное искрометным юмором и глубоким философским смыслом, жанр которого четко обозначил сам автор Фазиль Искандер, назвав его философской сказкой. И надо отдать должное гению автора, читается именно как сказка с самого начала в духе "жили-были давным-давно"...

Когда в рамках Долгой прогулки и декабрьского задания "Произведение, повествование в котором ведётся от лица животного" от Gupta был дан следующий комментарий: "Пусть животные познакомят с человечностью", выбирая книгу, я даже не представляла, насколько "Кролики и удавы" попадут в "яблочко".

В "Кроликах и удавах" вырисовывается вполне реальная картина жизни общества, замаскированная под сказочный мир неких удавов и кроликов. Все повествование ведется от лица животных, но обличает многие грехи человечества. И кролики и удавы представляют собой модель тоталитарного общества со всеми сопутствующими атрибутами: великими вождями, флагами, гимнами, маячащим впереди образом светлого будущего, например, в случае кроликов его роль играет Цветная Капуста, о которой слагают легенды и ждут ее появления, всем своим существом впадая в коллективное бессознательное. По сути враждующие станы у себя внутри ведут одни и те же политические игры. И в том и в другом мире все подчинено раболепию, основывающемуся на страхе перед вождем, которое поддерживается суровыми наказаниями любого свободомыслия. Местами было крайне трудно не вспомнить "Скотный двор" Джорджа Оруэлла . Но все же "Скотный двор" более антиутопичен и безысходен в своем финале, а "Кролики и удавы" остаются в восприятии читателя сказкой, в конце которой так и тянет промолвить по старому доброму обычаю: "сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!"

Естественно, сказка не была бы сказкой, если б в ней не появлялся добрый молодец - вольнодумец. В данном случае кролик - вольнодумец по имени Задумавшийся :-) С прекрасными порывами. Но в версии Фазиля Искандера одним это оборачивается смертельным голодом, другим анархией. До призывов Задумавшегося удавы глотали кроликов и верили в свое величие, кролики боялись удавов и верили в вождя и великую идею. После же начинается вакханалия. Благие намерения заканчиваются всеобщим разочарованием, что позволяет провести параллель с историей нашей страны и грустно улыбнуться. Ассоциации с прошлым нашего государства вызывает и обилие бессмысленных лозунгов, провозглашаемых как кроликами, так и удавами, и огромное количество специальных служб на все случаи жизни.

На мой взгляд, "Кролики и удавы" бесспорно сатирическое произведение, во многом обличающее в исторической перспективе жизнь и настроения в нашей стране. Интересен тот факт, что на момент написания "Кролики и удавы" были сатирой на до- и после- революционную Россию. Прошло время, а произведение все так же актуально, только в сегодняшних реалиях его можно смело примерять на СССР и современную Россию. С другой стороны это бесспорно философская сказка, так как темы, поднятые писателем, не теряют своей актуальности во всем мире и волнуют многие поколения: трусость, предательство, измена своим идеалам за право быть "допущенным", изгнание, борьба личности против системы, вседозволенность власть имущих, преемственность, генетический страх и коллективное бессознательное. При этом читается легко, написано с юмором, без угнетающего настроенческого фона, присущего антиутопиям.

Фазиль Искандер. Рассказы. Повесть. Сказка. Диалог. Эссе. Стихи
5 5
* * * * *

РАССКАЗЫ
Три из четырёх включённых в сборник рассказов входят в книгу Искандера "Сандро из Чегема", прочитанную мной буквально несколько дней назад. И всё равно, не удержался и пусть бегло, но пробежал глазами по каждой из ещё свеженьких и не до конца пережитых знакомых историй. А вот четвёртый персонаж, ласково и по воробьиному коротко и выразительно называемый автором Чиком, у меня в новых знакомцах. Хотя эта его новизна весьма относительна — захоти автор, и этот самый Чик мог бы стать героем повестей-новелл из чегемского цикла.

Вообще, говоря конкретно об этом рассказе о Чике, приходит в голову соображение, что из него, из рассказа, вполне мог бы получиться короткометражный фильм. Помните серию короткометражек, снятую в советские времена на студии «Грузия-фильм». Замечательная, колоритная была серия, именно после этих фильмов почувствовал интерес и к кавказским народам, и конкретно к Грузии. Так вот, нечто подобное, но уже с сохранением чисто абхазских и искандеровских колоритов и особенностей, можно было бы снять по мотивам этого короткого, немного забавного и не без примеси сатиры рассказа. Впрочем, я не режиссёр и могу просто ошибаться…

Кролики и удавы. Философская сказка
Собственно говоря, Искандер сам точно обозначил жанр этой своей повести. И как в каждой нормальной сказке, за всеми этими удавами и кроликами легко прочитываются простые и непростые люди. А за всей этой сказочной социальной организацией легко просматриваются совсем ещё по историческим меркам недавние герои и антигерои государства Российского. Вплоть до полного узнавания в отдельных Удавах и Великих Питонах, а также в Королях у кроликов конкретных исторических не менее Великих персон и персонажей. И персонажиков. Вся великость которых закончилась вместе с их царственно-диктаторским пребыванием на вершине властного Олимпа.

Искандер, пользуясь сказочностью предлагаемой читателю ситуации, детально и в подробностях рассматривает философию диктатуры и власти вообще, психологию повиновения и непротивления насилию, ему удаётся пусть и в ирреальной форме, но показать читателю всю иллюзорность чиновничьей исключительности, и раздербанить на клочки механизмы по сути государственно-властного управления. Какие там Оруэллы и Замятины, когда вот он, свой в доску Фазиль Искандер, который не менее остро и сатирично раскрывает всё тайное и сокрытое, превращая их в смешное и нелепое!
Читайте! Непременно читайте! Думалка должна получать пищу…

Школьный вальс, или Энергия стыда. Повесть
Лирический герой этой повести — абхазский мальчик сначала дошкольного, а потом младшего школьного возраста. Искандер исподволь ненавязчиво знакомит нас с семьёй мальчишки — бабушкой, дядями Самадом, Самуилом и Николаем, с их жёнами (у кого они есть) и со своими родителями, а также с соседями и жильцами, с ровесниками и более старшими детьми, со многими другими жителями города абхазского Мухус (название которого легко преобразуется в Сухум). Обстоятельства этого знакомства самые разные и большей частью прозаически обыденные — тут вам и простые походы в магазин или на рынок, тут и устройство нашего героя в школу, и футбольные матчи, и школьно-переменные события и происшествия, и квартирно-уличные скандалы и ссоры, и походы в любимое мальчишками всех возрастов кино — всех ситуаций не вспомнишь и не перечислишь, да это и не требуется, потому что все эти ситуации попросту погружают нас в атмосферу жизни простых сухумских (прошу прощения, мухусских) жителей на исходе четвёртого довоенного десятилетия. А времена совсем непростые — метания советской власти по разным партийным линиям и первым пятилеткам сопровождались всеми теми печально известными событиями в жизни людей — многие уезжают совсем не по своей воле в самые разные и весьма отдалённые места, кто-то на восток и север страны, а кто-то насильно отправляется за пределы советского государства; почти всегда линия раздела проходит по людям, по дружбам и по семьям, и почти никогда никто из «взятых» и «выехавших» назад не возвращается…

Тем не менее повесть, как всё творчество Искандера, пропитана мягким юмором, потому что

«Больше петушиного крика дьявол боится смеха. Звук смеха — как сноп света. Может быть, смех — это озвученный свет? Улыбка — струение света»