Обмен разумов

Издание 1999 года. Сохранность хорошая. Что будет, если собрать в одну книгу несколько совершенно непохожих фантастических произведений, каждое из которых является своего рода маленким шедевром? Получится том Роберта Шекли - тот, что вы в настоящий момент держите в руках. В нем нет ничего случайного. Вошедшие в него роман, повести и рассказы - это настоящая фантастика: непредсказуемая, динамичная, смешная.

Автор
Издательство Эксмо-Пресс
Перевод Игорь Почиталин
Иллюстратор Игорь Варавин
Серия Стальная Крыса
Год 1999
ISBN 5-04-000705-1
Тираж 20000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 544
Штрихкод 9785040007059
Вид издания Букинистическое издание
Тип издания Авторский сборник
Жанр Роман, Повесть, Рассказ
950
Нет в наличии
с 29 августа 2019
Год выпуска: 1999
История цены:
Средний отзыв:
4.2
* * * * *
Обмен разумов
5 5
* * * * *

Интересный рассказ от прекрасного автора.
События "Академии"разворачиваются после войны. Чтобы обеспечить стабильность общества, каждый человек должен быть "вменяемым". Вменяемость определяется примерно как отсутствие предубеждений против системы, отсутствие желания изменять политику. Всё направлено на поддержание установленного порядка.

И, единожды повредившись, человек начинает переоценивать ценности, у него появляются странные надежды, идеи, теории, потребность действия

.
Для оценки уровня вменяемости изобретены измерители вменяемости. На данном приборе расположена шкала с десятью делениями: 0-3 абсолютно вменяем, 4-7 допустимое отклонение от нормы, 8-10 серьёзное отклонение, невроз или психоз, 10 самоё серьёзное отклонение, необходимо хирургическое вмешательство или Академия. В свою очередь от уровня вменяемости зависит отношение общества к человеку: при отметке выше 8 увольняют с работы, выше 9 перестают обслуживать, выше 10 выселяют из квартиры, лишая обслуживания домашними роботами-дворецкими. Измерители вменяемости есть у каждого человека дома, во всех общественных заведениях, а также встроены в роботов.
При отклонениях от нормы человеку необходимо лечение: консультация (4-7) или терапия (8-10) у психотерапевта, при оценке выше 10 - хирургическое изменение личности или Академия. И если обо всех видах лечения люди имеют хотя бы смутное представление, то Академия просто существует, о ней известно только расположение. На этом, собственно, и строится сюжет рассказа.
Рассказ короткий, но ценности это ему только прибавляет. Особенно если соотнести происходящее в "Академии" с современной реальностью

- И помните, - сказал он, - надо защищать общество от личности.

- Да, - сквозь дремоту отозвался Фирмен, - но кто защитит личность от общества?

Обмен разумов
5 5
* * * * *
Ковбой-бродяга отвечал не без самодовольства:
– Я тот, без кого была бы невозможна наша беседа. Я воплощение Необходимости; без меня тебе пришлось бы самому припомнить всю теорию метафорической деформации, а ты вряд ли на это способен. Позолоти ручку.
– Так цыганки говорят, – презрительно сказал Марвин.
– Извини, – ответил ковбой-бродяга без тени смущения. – Сигаретки не найдется?


Научная фантастика от родоначальника жанра (были обещаны путешествия на другие планеты, описание разных форм жизни, детективное расследование – и ведь правдиво обещаны) у меня в руках внезапно превратилась в книгу абсурда. Искрометную, фееричную, местами гениальную!
Никаких пересказов, иначе исчезнет все самое интересное. Отбросьте логику и (какой там есть) читательский опыт, здесь правила не работают! За каждым поворотом - что-то совершенно нереальное, в пространстве книги, тем не менее, превращающееся в самую естественную вещь на свете. Расслабьтесь и отдайтесь воле автора – наслаждайтесь!

Обмен разумов
5 5
* * * * *

А вы в детстве вызывали матюкливого гномика? А чёртика? Может быть, Пиковую Даму или Червового Валета? А Призрак Пушкина? Кровавую Мэри, ту самую, которая убивает каждого, кто её вызвал?.. Я не помню, чтоб сама этим занималась, но в памяти отложилась куча историй о том, как кто-то другой это делал (может быть, среди них когда-то была и я?)...

Когда сидели девочки со свечками и зеркалом, произнося какие-то совершенно нелепые заклинания и ожидая углядеть в отражении своего Принца, которого они обязательно встретят в будущем, когда сами станут настоящими Принцессами... Как чертили неровные символы на листах бумаги, писали буквы и, вооружившись иголкой на ниточке, надеялись, что какая-то потусторонняя сила укажет на них, а потом по буквам пытались прочитать своё будущее - обязательно или очень счастливое, или ужасное трагичное... Как брали миску с водой, капали туда воск с горящей свечи и, приговаривая какую-то тарабарщину, ждали откровения в получающихся фигурах...

Это всё было так давно и неправда, что невольно вспомнилось, когда в плеере Влад Копп под музыку диджея Инкогнито читал маленький рассказик "Демоны" Роберта Шекли. Удивительная вещь, такая короткая и красочная, что дух захватывает. Настоятельно рекомендую! :)

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Более талантливое и в то же время странное произведение найти-то сложно. Начинаясь, как научная фантастика с элементами сатиры, перевалив за середину повесть превращается в причудливую философскую прозу с все возрастающей сюрреалистичностью. Идейное содержание произведения из-за этого сильно децентрализовано, сначала, вроде бы, ясно, о чем книга, но затем поток авторских мыслей уносит, как бурная река, наполненная многозначными образами. Ощущение, будто автору надоело писать шаблонную фантастику, и он перешел на причудливую литературную игру.

Героя предупреждают, что страшнее всего – это свыкнуться с текущей ролью, начать воспринимать навязанное новым телом существование как единственно возможное. Цепочка немыслимых трансформаций ведет его к этому итогу и в конце концов он даже не осознает, что не вернулся домой, а осел в странном хаотичном мире.

Насколько реальна реальность? Для философии этого рассказа этот вопрос – центральный. Мыслящий человек должен критически осмысливать реальность, если не хочет закончить существование в чужой роли и в чуждом мире. Способность к рефлексии и удивлению – то, что не позволяет утратить свежий взгляд на мир и идентичность личности. Не стоит доверять тому, что видишь, не задумываясь, иначе зрение обманет тебя. Иначе есть риск погрязнуть в самообмане, превратиться в обывателя.

Поражает остроумие писателя, его умение убедительно описывать самые абсурдные ситуации, умение создавать яркие и парадоксальные образы. Последние главы вовсе вызвали ассоциации то ли с книгами Кафки, то ли с «Улиткой на склоне» Стругацких. Повесть очень впечатлила меня в детстве, когда я слышал ее в качестве радиоспектакля и во многом определила тогда мое увлечение фантастикой.

Единственным недостатком повести можно назвать некоторую децентрализованность композиции и стиля. что, впрочем, не слишком существенно.

Итог: образец по-настоящему интеллектуальной фантастики. Шекли парадоксален и остроумен, проявляет себя как непревзойденный сатирик и настоящий философ. Обязательно к прочтению для всех, кто любит хорошую литературу.

Рецензия написана 08.09.2009.

Обмен разумов
4 5
* * * * *

Сказать, что это было неожиданно, значит, ничего не сказать. Как верно передать ощущение от безумной круговерти юмора, блестящей иронии, хаоса образов и чертиков-философов, выскакивающих из коробочки мастерства автора? Представьте, что задумку подбросил Лавкрафт, но развивать ее взялись Филип Дик, Терри Пратчетт и Борис Виан, в карусельном порядке сменяя друг друга.

В будущем становится возможным совершать межпланетные путешествия посредством обмена разума. Так, воспользовавшись этим методом, главный герой оказывается в теле марсианина, а тот, в свою очередь, в теле землянина. Неожиданный поворот событий открывает нелицеприятную сторону сделки: марсианин – тот еще мошенник, и тело возвращать не собирается, попросту сбегая с ним/в нем. У главного героя в запасе несколько часов, прежде чем его сознание будет выброшено из телесной оболочки. Так начинается космический спринт “по головам” различных инопланетных существ с целью остаться в живых, отыскать преступника и вернуть тело.

Автор несколькими точными мазками изображает тот или иной мир, куда забрасывает разум главного героя. Существа, инопланетные обычаи, общества описаны с ненавязчивой легкостью, буквально в нескольких фразах, но картина предстает полная и живая. Поначалу происходящее вызывает настоящий гомерический хохот, затем становится все более сюрреалистичным – разум читателя проваливается в книгу. Естественно, глубина произведения больше, нежели просто образчик юмористической фантастики. Между искрометной хаотичной круговерти проскальзывают мысли о возможной потере способности удивляться и, как следствие, потере свободы, о превращении в раба-обывателя, готового отдавать свои тело и разум любому по первому требованию.

Обмен разумов
5 5
* * * * *


"- Когда субъект не справляется с притоком новых данных естественным путем концептивного аналогизирования, он становится жертвой перцептивного аналогизирования.
- Значит, - уточнил Марвин, - Я могу подумать, что вижу корову, когда на самом деле передо мной альтаирец?
- Именно!"
Роберт Шекли "Обмен разумов"


Вопрос: читать ли Шекли, после "Лавки миров" не стоял - обязательно. Чем продолжить? "Обменом разумов", в последней, прочитанной у Авессалома Подводного книге, "От Сатурна до Плутона", упоминается Отшельник с планеты Мельд, говорящий стихами. Не по причине пиитического зуда в кончике языка, но в целях выживания во враждебной среде - он откуда-то знает, что рифмованное говорение обеспечивает защиту, где выжить затруднительно. И пользуется этим, как другой использовал бы скафандр, погружаясь в пучины океана - для защиты. А попробовать говорить не стихами, ему и в голову не приходит, как вам не пришло бы в голову снять скафандр на дне Марианской впадины.

Такой интуитивный способ постижения, не раз наблюдала. Люди знают: что, как и когда делать, но ни под гипнозом, ни под наркозом не объяснили бы - почему. "Есть, друг Горацио, на свете такие вещи"... Которые, однако, очень мало отражены в культуре. Все аспекты несчастной любви, многие - борьбы за власть и производственных проблем; и семейных; и расово-национальных; и милитаристско-пацифистских. Обо всем этом написаны тонны хорошей литературы, но когда ищешь способа разместить себя в пространстве таким образом, чтобы не быть съеденным самому и по возможности не причинить неудобства другим - только и остается, что позитивная психология.

И вдруг оказывается, что есть хорошая литература, затрагивающая тему. Пусть в юмористическом и абсурдистском ключе, но это тот Шекли, который написал гениальную "Лавку миров", потому - пусть. Хотя, кто говорит об абсурдизме? Мотивация героя мне ясна и близка. Ты страстно хочешь путешествовать, но серебряная ложка во рту, с которой должен был родиться, имея такие запросы, досталась кому-то другому. А межпланетные путешествия дороги (от слова "запредельно"). И, поразмыслив, соглашаешься на альтернативный вариант - обмен разумов с марсианином Зе Краггашем. Рисков чуть больше, но тебе по карману.

Рисков на порядок больше - на многое множество порядков, но это ты узнаешь после. Бильбо присоединяется к Торину и компании; Измаил вступает на борт судна капитана Ахава; приключения начинаются. С пренеприятнейшего известия: Зе Краггаш запродал себя еще пяти представителям разных галактических рас и ты не первый в списке, следовательно - должен вернуть в течение шести часов. Но подлюга Зе исчез в неизвестном направлении, а вместе с ним твое родное тело. Упс. Хотел приключений? Их есть у тебя!

Их будет много, Марвину - герою, скучать не придется. Читателю тоже, но находясь в более привилегированном положении. Язык романа - это такое наслаждение. Чего стоит невероятный суржик из смеси немецких и испанских слов, на котором объясняется друг героя. А наукообразный канцелярит маклера конторы проката тел? И жаргон дельца черного рынка, и говор всех галактических тварей, с которыми встретится герой в своих скитаниях - для каждого у Шекли есть стилистическая особенность, безошибочно отличающая его от других.

Сначала это казалось просто милым и занятным, но на планете Цельсий, где Марвин временно подменяет крупного местного насекомоподобного чиновника с тикающим кольцом в носу - предположительно бомбой. Так вот, на Цельсии с героем случается та метафорическая деформация, о какой предупреждал маклер и которую я вынесла в эпиграф, а читателя подхватывает волна физического наслаждения происходящим. В моем случае это был приступ смеха до слез после встречи с Кэти, там целая глава построена на штампах и банальностях. Я шла с книгой в наушниках и хохотала, на улице был дождь и вдруг поняла, что влага под глазами - не дождинки, а слезы.

И дальше, вся история с Вальдецем, странствие в Монтана-Верде-де-лос-Трес Пикос, встречи с близкими - волна несла, перемежая гомерический хохот обессиленным подскуливанием. После идет на убыль, умереть от смеха читателю не удастся - что к лучшему. Последняя часть с Искаженным миром возвращает к академическому спокойствию и мягкой созерцательности. Это не по моему уму, хотя, несомненно, интересно. Общее впечатление от книги - чистейший читательский восторг. Рекомендую!

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Сюжет: Книга повествует о том, как молодому человеку опостылела его скучная и однообразная среда, обстановка и вообще жизнь, но денег на полноценное путешествие у него нет, поэтому он окликается на объявление в газете - некий марсианин хочет обменять телами с жителем Земли на один месяц. наш герой соглашается на эту авантюру, даже не подозревая, к каким событиям всё это приведет (я не стал описывать сюжет подробнее, чтобы не портить впечатление людям, которые, может быть, захотят прочитать эту книгу и не хочется отнимать у них удовольствие от ну очень неожиданных сюжетных поворотах).

Впечатления: самые положительные! Даже на грани восхищения! давно не читал ничего подобного, да даже так навскидку не могу припомнить что-либо похожее. Вроде бы сюжет изначально не обещает ничего необычного и примечательного, но как же Шекли додумался до такого вот хода развития событий - я понять не могу, но не восхищаться этим произведением тоже не могу перестать. Это повесть до безобразия смешная, но настолько же и серьезная. Сюжет здесь с одной стороны, гениален и потрясает, но с другой стороны безумен и абсурден. Чтобы дать понять, насколько это произведение абсурдно, я приведу оттуда небольшую выдержку. Итак, фрагмент из книги, повествующий о битве главных персонажей:

"Они схватились не на жизнь, а на смерть в титанической битве, которая, единожды разгоревшись, стала неизбежной. Марвин нанес Краггашу удар под ложечку, затем снова нанес удар - в нос. Краггаш проворно обернулся Ирландией, куда Марвин вторгся с полулегионом неустрашимых скандинавских конунгов, вынудив Краггаша предпринять на королевском фланге пешечную атаку, которая не могла устоять против покерного флэша. Марвин простер к противнику руки, промахнулся и уничтожил Атлантиду. Краггаш провёл драйв слева и прихлопнул комара. И бушевал кровавый бой на дымящихся болтоцах миоцена: какой-то муравейник оплакивал свою матку, а Краггаш кометой непроизвольно врезался в солнце Марвина и рассыпался мириадами воинственных спор. Но Марвин безошибочно отыскал бриллиант среди сверкающих стекляшек, и Краггаш свалился на Гибралтар"

"Что за бред?" - возможно скажут некоторые, прочитав это отрывок и, действительно, вырвав эту сцену из контекста повествования и вправду может показаться, что книга - полная чушь, которую написал какой-то наркоман во время прихода. Но, поверьте мне, это мнение ложное и ошибочное, потому что в книге эта сцена довольно логичная и легко объясняется - опять же, не буду вдаваться в подробности и объяснять, что там и к чему, чтобы не испортить впечатления желающим прочитать книгу. Просто поверьте на слово, что это образец, нет, я бы даже сказал, эталон юмористическо-интеллектуальной (как бы абсурдно не звучало это словосочетание) фантастики.

Великолепное произведение, наполненное как замечательным юмором, так и едкой сатирой. Несмотря на все приключения, которые приключаются с главным героем, мне показалось, что основная идея романа до боли проста и её можно озвучить в виде хорошо известной всем пословицы - "в гостях хорошо, а дома - лучше", ну или "где родился, там и пригодился". Главный герой решается на рискованную авантюру и оказывается втянут в омут невероятных приключений и эта повесть этими самым приключениями так насыщена, что можно было бы написать огромный литературный "кирпич", страниц эдак под 1000, а Шекли умудрился разместить весь этот невероятный сюжет в повести объемом чуть более 100 страниц, так что книга очень "насыщенная", если можно так выразиться и скучать во время её чтения совсем не придется.

Видимо, связного отзыва у меня не получится. Просто у меня нет слов, а одни лишь эмоции, причём самые положительные и восторженные. Единственное, о чём я жалею, так это о том, что всё время откладывал Шекли в долгий ящик и не читал его произведений дальше. Возможно, если другие его произведения так же хороши, то он даже сместит с пьедестала моего любимого фантаста Филипа К. Дика, но об этом загадывать рано. Поживем (точнее - почитаем ещё и того, и другого), увидим. А пока что я рекомендую прочитать "Обмен разумов" Шекли, но будьте готовы, что градус юмора, сатиры и абсурда будет зашкаливать.

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Напомните мне, почему я до сих пор не считала фантастику серьезной литературой? Почему отказывала фантастам в признании достойного авторского отражения социальных и духовных проблем? Пожалуй, что я и сама не знаю. "Обмен разумов" - история потрясающая. Абсолютно полноценный, до мельчайших деталей продуманный сюжет, тонкий, неповторимый стиль, увлекательное изложение, сатира высочайшего уровня, увесистые, актуальные для реальности сегодняшних дней авторские мысли. Очень сильная работа.
На мой взгляд основная поднятая проблема:
- Невротическое стремление покинуть "опостылевшую", тихую родину, мечты о "той", неизведанной жизни, которая обязана быть сногсшибательной, яркой, и вообще совершенно отличной от жизни "здесь". Первым делом - научись видеть, ценить то, что вокруг тебя, что рядом с тобой. Преодолевай слепоту. Шекли дает предоставляет своему герою возможность по-настоящему вкусить гиперболизированное "новое", свеженькое, закручивает вокруг него события, неумолимо, насильственно перекидывает из одного "там" в другое. Умышленно реализует потребности героя, доводит его путешествие до абсурда. И возвращает его домой. Только дом уже не настоящий, это жуткая, выхолощенная иллюзия, но это никого не волнует.
В России (по крайней мере в новосибирской студенческой среде) ой как остро строит эта проблема. Клиенты ко мне на консультации с последствиями этой одержимости приходят все чаще и чаще. С этим пора что-то делать.
Далеко не полный список дополнительных тем:
- Как в "Замке" у Кафки: другие видят в тебе нечто, уверяют тебя, что ты именно такой, каким они тебя себе вообразили, и все твои мыли по этому поводу, все твои аргументы, доводы, несогласия бесполезны, остаются неуслышанными. Подчиняйся. Будь тем, кого вижу в тебе я. Иди тем путем, который я для тебя определяю (абсолютно не интересуясь тобой, не зная тебя). И ты сам постепенно забываешь, кто ты, откуда, кем был когда-то.
- Любовь как иллюзия, надуманность, жалость ко всем предпринятым для её достижения своим действиям, тратам, приложенным усилиям.
- Столкновение народов, с помощью пропаганды, надувательства, сокрытия реальных фактов, представления "врагов" и первой и второй стороне "недосуществами", недоразвитыми, бездушными, дикими тварями.
- Конечно же тема Смерти, как всеуравнивающей силы, как единственного архитектора жизни. Как, к великому сожалению, последнего способа освободиться от многомерных иллюзорных чаяний.

Обмен разумов
4 5
* * * * *

Слушала в исполнении Кирсанова.
Ну что могу сказать..
Добротная хорошая фантастика, получила большое удовольствие от прослушивания. Написано с нетривиальными идеями, юмором, вот только часть в конце книги мне понравилась меньше, уж больно он в какую-то абстракцию ударился.
И конец книги достаточно неожиданный, даже не сразу с ним смирилась.
Читает Кирсанов хорошо, он не читает, рассказывает. Но для моего восприятия он из тех, кто всегда одинаково читает, от этого много его слушать не можешь. Но перерыв был большой, поэтому слушался хорошо.

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Начинается рассказ довольно обычно. Главный герой Марвин Флинн хочет вырваться из привычной бытности и повидать другие планеты. И вроде бы героя вполне устраивает его жизнь и его работа, но просидеть до конца своих дней в скучном и глухом городе он не может.

Одни коллекционируют картины, другие - книги, третьи - женщин, а Марвин Флинн стремился охватить сущность всех увлечений, путешествуя. Однако его всепоглощающая страсть к путешествиям оставалась, увы, неудовлетворенной. Он родился и вырос в Стэнхоупе, штат Нью-Йорк. Географически родной городок находился милях в трехстах к северу от Нью-Йорка. В духовном же и эмоциональном отношении между этими двумя пунктами пролегало чуть ли не целое столетие.

Межпланетные и тем более межзвездные путешествия, однако, стоят слишком дорого и единственный способ для героя увидеть другую планету - обмен телами. Способ рискованный, но перспективный. Марвин соглашается на него, вот только инопланетянин с которым ему приходится поменяться телами, оказывается преступником. Он "продает" свое тело сразу нескольким клиентам, а земное тело Марвина просто напросто угоняет. В итоге нашему главному герою грозит выселение из марсианского тела, он не может вернуться в своё земное тело и вынужден срочно что-то придумать. У него есть шесть часов, чтобы избежать смерти. И вот тут начинается самое интересное и удивительное.

В Галактике чересчур много разумов и чересчур мало тел. Почему так – никто не знает доподлинно. Ведь в конце концов каждый начинает жизнь, обладая и тем и другим. Но в финале у одних всегда оказывается чего то больше, чем им нужно, будь то богатство, власть или тела, а у других – меньше.

"Обмен разумов" - это потрясающее в своей абсурдности и образности произведение. Ироничное и увлекательное, ловко перетекающее из юмористической sci-fi в сюрреалистическую философию. Несмотря на совершенно невообразимые сцены и фантасмагорические повороты, оно, тем не менее, остается удивительно логичным и продуманным. Не абсурд ради абсурда, а абсурд который заставит задуматься. Или сломает мозг :)

Доказательство истинно только для самого себя; оно не свидетельствует ни о чем, кроме наличия доказательств, а это ничего не доказывает.

Мне лично этот рассказ принес несравнимое удовольствие. Над ним хочется думать и его хочется перечитывать. За то я и люблю Шекли - нет у него ни одного рассказа, который бы я не согласилась перечитать ещё раз. Они все многогранные, умные, а главное дико смешные и увлекательные.

Обмен разумов
5 5
* * * * *

А может действительно, стоит все бросить и улететь в космос? Не обязательно ведь инопланетяне прилетят за тем, чтобы поработить нас. Может, для них зло совсем чуждо.
Рассказ, несомненно, печальный, но вселяет светлое чувство надежды.

Обмен разумов
4 5
* * * * *
— Все бабы фальшивые, — сочувственно заметил бармен, наполняя бокалы.
— При ней иссохну, без нее сдохну, хандра у меня, — пожаловался Марвин.
— Парню нужна девушка, — изрек бармен.
Марвин осушил бокал и снова протянул его бармену.
— Розовый коктейль за мою голубую мечту, — распорядился он.


Блестяще. Просто блестяще. Немного напомнило Дугласа Адамса с его "Автостопом", немного "Дон Кихота". Но по сравнению с тем же Адамсом, сюжет продуманней, а блики сюрреализма не сбивают с основной идеи, а лишь дополняют ее искрометными диалогами. Да и концовка выше всяких похвал.

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Вот что мне нравится в произведениях Роберта Шекли, так это то, что его герои даже не пытаются растеряться в трудных жизненных обстоятельствах. А разве не трудное жизненное обстоятельство, когда нечто вызывает тебя в качестве демона для исполнения желаний. Ты-то понимаешь, что ты не демон. Да вот нечто слишком непонятливое и твои объяснения слушать не хочет ни в какую. Крутяка ему подавай...
Главный герой (рассказы настолько короткие, что я толком не успеваю запомнить их имена) не пытается истерить, метаться по кругу, доказывать чудовищу свою правоту и даже не думает доказать себе и здешнему демону, что ему всё это сниться и это необычное помещение - всего лишь плод его фантазий. Герой сразу же понимает, что его вызвали по ошибке и что чудище даже не думает признавать свою неправоту. Так же он мигом выясняет, что так называемый крутяк - это обычное золото. Вот в чём-чём, а в инициативности главным героям не откажешь)
В итоге посредством забавного круговорота событий и смекалке главгероя в ловушке оказывается сам демон. Потому что надо уметь признавать свои ошибки и не быть таким жадным) Серьёзно! Зачем ему надо было столько крутяка? Были бы запросы по меньше, не оказался бы в бутылке.
Краткая характеристика произведения: Интересный сюжет, немного философии, доля юмора, щепотка иронии и немного мифологии.

Обмен разумов
3 5
* * * * *

Эпиграф:
Иногда в путешествие отправляются не для того, чтобы сменить место, а лишь для того, чтобы сменить свой взгляд на него.

Ну что я вам могу сказать... Это моя первая прочитанная книга у признанного даже в Советском Союзе писателя-фантаста Роберта Шекли. И не последняя. Первое впечатление от романа - было смешанным и смутным. Много непонятных терминов, рас, мест, технологий, событий. В голове все перемешалось. Я люблю фантастику (и фентези) с продуманным, логичным, выверенным до самых мелких деталей миром. Здесь же я поначалу была шокирована отсутствием сносок с расшифровкой непонятных слов. Как оказалось в конце, все эти объяснения и расшифровки на самом деле и не нужны. Роман несет одну большую Мысль. Может еще и несколько мыслей поменьше, но одну большую - наверняка. И все в нем подчинено именно подспудному взращиванию этой мысли в читателе. Собственно эту мысль я и вынесла в эпиграф.

Ближе к концу романа недосказанность, таинственность и поток терминов начинают просто зашкаливать. Особенно, когда наш герой, не в силах бросить случайно встреченного незнакомца тащится через горы, невзирая на лишения и невменяемость этого самого незнакомца. В какой-то момент событийный ряд перерастают чуть ли не во вселенский заговор против Марвина Флинна, И уже совсем верхом хаоса и нелогичности предстает Искаженный мир, в который по сути можно попасть практически только захотев этого. Да в фантастике Шекли мало того, что мы называем научным. Но это ни в коей мере не делает его фантастику менее фантастичной или интересной.

Знай я, что это за роман раньше, я бы его автоматически добавила в раздел выноса мозга. Потому что меня он, если не взломал, то пару матриц повредил и процессор я восстановила не сразу, а только после длительной перезагрузки. Книга по своему аллогична.
Для тех, кто в теме. Упаси вас господь, дать "Обмен разумов" в руки вулканцу. В лучшем случае он съедет с катушек. В худшем - будет несколько лет ходить за вами, научно, логично и дотошно аргументируя невозможность того или другого утверждения автора.
И все же несмотря на существование Мысли автора, к коей по идее должны прийти все прочитавшие его роман, сам Шекли оставляет себе путь для отступления. Оговаривая, что то место, в которое вы вернулись в конце вашего путешествия уже никогда не будет тем место, откуда вы ушли. Все равно будет одна-две каких-то деталей, которые будут отличаться от оставленного вами мира. За сим позвольте закончить цитатой другого автора, подошедшего к той же проблеме несколько под другим углом.

Эпилог:
"Я уезжаю навсегда, и вообще все всегда уезжают навсегда.
Вернуться невозможно - вместо нас всегда возвращается кто-то другой."

(с) Макс Фрай, из книги "Простые волшебные вещи"

Обмен разумов
2 5
* * * * *

Эта повесть просто какой-то сюрреалистический сон, пародия, юмор с уклоном на фантастику. Ну в общем, полный бред! Чем-то напомнило "Алису в стране чудес".
Но поскольку я ищу хоть какую-то логику и хороший реальный сюжет, книге я с радостью поставил целых два балла. На этом всё.

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Честно говоря, я даже не решусь оценивать это произведение, настолько противоречивые эмоции меня охватывают. Это что-то невероятное... на грани гениальности и безумия. Абсурдно с точки зрения здравого смысла. Но в тоже время не возможно остановиться при чтении. Мне кажется это произведение больше рассчитано на эмоцианальное восприятие. Взрыв мозга обеспечен. Но всё по-порядку.
Начинается всё очень прозаично: хоть и будущее, но вполне реальный мир, главный герой - Марвин - обычный молодой человек, который любит путешествовать, частенько проводит выходные в Европе (и даже однажды посетил в батискафе затонувший город Майами!) решает совершить Обмен Разумом с марсианином. Всё. Точка. Реальности конец. И с того момента, как совершается обмен, начинается переселение из одного тела в другое в попытке спасти сознание. Одно тело оказывается невероятнее другого, сознание переплетается с восприятием, вбирая всё больше и больше от каждого нового тела, всё стремительней становится водоворот, который размывает собственное «Я». После Искаженного Мира я уже вообще мало понимала, что происходит, было ощущение, что я вижу параноидальный сон и никак не могу проснуться. Жуткое чувство, что земля уходит из-под ног... меня просто наизнанку выворачивало, когда читала!
Это книга построена на ощущениях, которые словами не выразить. Пишу под впечатлением, так что заранее прошу прощения, если путаюсь в мыслях и словах. Но это всё так странно, не могу понять, какое же чувство во мне преобладает: удивление, раздражение, восторг?... всё вместе как-то смешалось.
Очень и очень неоднозначное произведение: над некоторыми моментами смеёшься, над другими задумываешься, а порой вообще не понятно о чем идёт речь. «За всеми препятствиями вас ждёт вершина мироздания.»
Но вот это описание просто покорило: «Брюшко подобно точеному цилиндру, гордая головка наклонена к телу под углом пять градусов (от такого наклона щемило на сердце). Черты лица совершенны, начиная от милых шишечек на лбу и кончая квадратной челюстью.»

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Наткнулся на этот рассказ совершенно случайно. Затем услышал его в МДС. Неплохой иронический сюжет,с филосовским поддтекстом, отличное исполнение чтеца (Влад Копп) и естественно доля юмора.

Обмен разумов
4 5
* * * * *

Прочитав название книги,ждала совсем другого сюжета))Но в итоге чтение "Обмена разумов" оказалось очень веселым времяпровождением, давно я не смеялась с книгой в руках...Почему-то весь рассказ я представляла себя на месте главного героя, вот уж не сладко, наверное, пришлось бы)))

Обмен разумов
4 5
* * * * *

Неплохой, интересный рассказ - единственное, что могу сказать об этом. Не понимаю восторга других читателей.

Обмен разумов
5 5
* * * * *

Вау.
Вот это вот прям как я люблю: кратко, забавно, удивительно, демонически, без всяких там маразмов и долгих пространных размышлений ни о чём.
Мужику сказали - мужик подумал, "заболел" и выкрутился.
Отличный рассказ!
Пожалуй, в будущем почитаю ещё Шекли :)