Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.

Культовая серия книг "Кетополис: город китов" Грэя Ф.Грина, ранее не издававшаяся в России, уже успела завоевать миллионы поклонников но всему миру. Действие книг происходит в начале альтернативного XX века на загадочном острове в Тихом океане, где властвует таинственный одноногий Канцлер, мечтающий уничтожить всех китов в мире. К его услугам паровые машины - автоматоны и жестокая извращенная наука об электричестве. Казалось бы, цель Канцлера близка. Но внезапно в игру вступает кровавый маньяк Вивисектор. Что делать обычным людям, оказавшимся между двух огней? И так ли уж не прав Канцлер, желающий уничтожить китов? И так ли они безобидны, как думаем мы? Критики сравнивают автора с его знаменитыми предшественниками: "Кетополис - это роман, в котором "Моби Дик" Мелвилла встречается с "Островом доктора Моро" Уэллса".

Автор
Издательство Астрель
Язык русский
Год 2012
ISBN 978-5-271-40055-1
Тираж 5500
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 736
Тип носителя Печатная книга
Тип упаковки Целлофановый конверт
Мелованная бумага false
Цветные иллюстрации false
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Название Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Фантастика и фэнтези
Происхождение произведения Зарубежная литература
Направления художественной литературы Фантастика и фэнтези
Тип книги Печатная книга
Эпоха публикации Современные издания
175
Дата обновления
30 ноября 2019
Обложка: Твердый переплет
История цены:
Средний отзыв:
3.9
* * * * *
Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
3 5
* * * * *

Всё сложно у меня с книгой, и с островом, и с городом. Впечатления от чтения могу сравнить с ожиданием грозы. Когда и гром уже многообещающе грохочет, и душно становится, и даже первые робкие капли заигрывают с разгорячённой кожей, и вот-вот... Но долгожданные тучи уходят куда-то, и ты остаёшся почти ни с чем. Почти, потому что предчувствие грозы - это тоже очень приятное состояние, но всё-таки этого тебе оказалось мало.

Если говорить, не выпендриваясь, я всё ждала, что книга потащит, сюжет затянет. Но продолжала оставаться сторонним наблюдателем. А когда всё же вовлекалась, сюжетная линия резко обламывалась. Сложно сказать, почему так вышло, ведь в книге киты, там стрёмные и по-своему несчастные подземные мутанты, там актриса, каким-то потусторонним корректором вычеркнутая из миротекста, там загадочные, искусные и опасные слепые плетельщицы, там душераздирающие любови, там, вконце-концов, море.

Возможно, всему виной недостилизация: я не поверила, что действие происходит вначале двадцатого века, что-то очень современное то и дело мелькало среди стилизованных оборочек. Возможно, мы с книгой не совпали по ритмике. Самое странное, что в случае с этим произведением, недосказанность совершенно не вызывала у меня желания придумывать объяснения, причины и последствия растворяющихся в неизвестности событий. Я с удовольствием почитала бы продолжение историй подземной Джульетты и любовницы художника-демиурга, но думать об этих историях вне книги мне почему-то неинтересно.

Тем не менее, хочется перечислить моменты и образы, которые действительно доставили.

Атмосфера. Кетополис город многонациональный и многослойный в социальном плане. Он гармоничен в своей мозаичной эклектичности и завораживает пряной экзотикой.

Феномен большой бойни.- Этот ежегодный праздник, жертвоприношение, главный узел кетополийского календарного круга. А ещё финальное объяснение этого явления.

Устоявшиеся выражения, ругательства и прочий местный слэнг, замешанный на именах морских жителей. И вообще то, как океан, киты и кальмары органично вплетаются в кетополийскую культуру, делая город живым, настоящим и самобытным.

Описание спектакля, в котором пел Шаляпин. Просто великолепно: образно, экспрессивно, но без пафоса и соплей, которые часто возникают, когда музыкальные образы писатели пытаются трансформировать в литературный текст.

Синтез живого и механического. Это сочетание всегда завораживает с одной стороны своей неестественностью, а с другой - безжалостным напоминанием о том, что мы тоже механизмы, только сконструированные более тонко и из других материалов. Кстати, чувак-часы-с-кукушкой навсегда останется в моём сердце!

Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
5 5
* * * * *

Все переплетено.
Оксимирон.

Часть людей произошла от китов, часть - от обезьян. Есть люди моря и есть люди суши. Мы, люди моря, слышим китов.

Литература, написанная в жанрах, название которых содержит корень -панк - не самое комфортное чтение. Возможно из-за значения слова: нехороший, дрянной, трэшевый - как вы лодку назовете, так она и поплывет. Однако если выбирать между кибер-, био-, дизель- и прочими, предпочту стимпанк. Написанное в этом стиле отсылает к эпохе пара (steam "пар"): добензиновой, доатомной, спокойной и надежной; в мир, готовый упасть ньютоновым яблоком. Да не на голову, а в протянутую руку человечества, все проблемы которого не сложнее внутреннего устройства пароходной или паровозной топки. Уютно-викторианское идеальное прошлое. Понимаю, что это внешнее: антураж, декорация и она не делает книги хорошей, а персонажей живыми. Но мы ведь пока говорим о жанре вообще, не о художественных достоинствах произведения, написанного в его русле.

А теперь к конкретному роману. "Кетополис" - это стимпанк. Помните, на чем держится мир? Правильно, на трех китах. Применительно к Кетополису верно вдвойне. Благосостояние города почти целиком базируется на продуктах, добываемых убийством китов. Большая бойня - так называется ежегодный промысловый рейд (по сути - ритуал) , куда отправляются все, способные держать оружие. Которые менее приспособлены - после разделывают туши: малосъедобное мясо пищевой промышленности, жир на нужды местной индустрии, драгоценная амбра на парфюмерный экспорт, кожа, кости, хрящи - всему найдется применение.

Горожане, должно быть, относятся к китам с почтением, может даже культ их отправляют? А вот и не угадали. Культ действительно есть и вы без труда вспомните его центральную фигуру, св. Иона, да-да, тот самый, побывавший во чреве кита. Но нет, почтения к морским исполинам здесь не испытывают. Даже напротив. считают врагами, которых следует извести под корень. П-п-пастойте, но это же все равно, что рубить сук, на котором сидишь? Ну, здесь так не считают, не будет-да этих проглотов, пожирающих тонны рыбы, мы одной рыбной ловлей себя по гроб жизни обеспечим (угу, по гроб обеспечат). А разве не планктон? В нашем мире - да, а там всякое может быть, он же иной, не забыли?

И подводится теоретическая база под истребление морских гигантов - безмозглых тварей, способных, плеснув одновременно хвостами, вызвать цунами, которое уничтожит Кето. И как это они плеснут одновременно, если безмозглые? Так-то да, и утверждение некоторых псевдоученных о том, что кит обладает разумомом, сопоставимым с интеллектом четырехлетнего ребенка - безответственная антинаучная ересь. Что? Какие еще китовые песни, слышные, якобы, некоторым несознательным гражданам? Да это сплошь наркоманы, употребляющие синие сомские бобы (сомку, в просторечии) и психи. И Плетельщицы - незрячие женщины дивной красоты, они выплетают сложные узлы на сетях, расставленных вдоль берега. Говорят, что эти сети отпугивают китов. Во всяком случае, находиться рядом человеку нет никакой возможности - а это еще расставлены к городу изнаночной стороной.

Но плетельщиц как-бы не существует. И морлоков - подземных человекоподобных тварей, чьими трудами поддерживаются механизмы, обеспечивающие город энергией. И Вивисектора - темного гения, приживляющего к живому телу механические приспособления. Здешняя магия локализована в потенциальной возможности такого вот биомеханического симбиоза, да в узлах плетельщиц, приводящих на память лавкрафтовы искаженные пространства. Об аллюзиях: кого только не приводит на память эта, на первый взгляд, приключенческая книга.

Порождая одновременно серьезное сомнение в изначальном англоязычии автора. Еще одна литературная мистификация, на которые так богата русская литература начала XXI века. Нет, я не патентованная гадалка и не детектив-любитель от литературы, но это скажу и без хрустального шара. Без подробностей. Стилистически - чистое читательское наслаждение. О структуре романа нужно говорить отдельно, я сделаю это не здесь не здесь и позже, могу только сказать, что она уникальна, никогда прежде мне не доводилось встречать ничего подобного. Герои - их много больше, чем ждет читатель от одиночного романа, что позволяет предположить начало масштабного проекта. Но они хороши. Живые. Несомненно.

Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
4 5
* * * * *

Книга мне понравилась, хотя ощущения очень неоднозначные. В основном из-за того, что читалась жуть как долго, больше месяца. Может быть из-за того, что сюжет достаточно тяжелый. Город на грани катастрофы, и люди, жители этого города, чьи судьбы приковывают взгляд. Поначалу кажется, что это просто набор историй, связанных друг с другом только географически. Но чем дальше, тем больше истории начинают переплетаться, и книга от этого становится только интереснее. Последняя треть книги влет прошла. Возможно еще потому книга показалось тяжеловатой, что атмосфера в ней не самая оптимистичная. Во-первых надвигающая катастрофа, предчувствие которой витает в городе и ломает и без того непростые судьбы. Во-вторых и сам образ города, люди-механизмы, вивисекция, разгул различных преступных группировок, автократический режим правления, китов опять-таки убивают не для пропитания, а из-за ненависти высшего руководства. В-третьих сами герои и их истории, все бегают туда сюда, мечутся, некоторые рассказы лучше заканчиваются, некоторые хуже, но все одно переживания не самые приятные. Особенно жуткое впечатление оставила История актрисы: Тени целлулоида. Причем люди самые разные, а не какое-нибудь дно, где все предсказуемо печально. Автор случайно или намеренно взял людей из самых разных слоев: морской офицер, полицейский чин, журналист, художник, рабочий, неудавшаяся актриса, приезжий иностранец, аристократ, вдова купца, священник, беглый каторжник, любовница художника, механик-неудачник, даже умный шимпанзе есть. Но всех связывают именно эти метания, тревоги, не сложившиеся судьбы и еще, пожалуй, одиночество.
Теперь о китах. В начале это вызывает недоумение, при чем тут собственно киты, кроме того, что их вполне успешно добывают в промышленных целях и масштабах и той самой пресловутой Большой бойни вокруг которой все так или иначе вертится. Но чем дальше, тем больше становится ясно, что если весь мир и не стоит на китах, то город Кетополис точно. Киты - фундамент его цивилизации. Это и главные враги, а значит движущий механизм армии и экономики. Это и главный городской ресурс, люди едят китовое мясо, но и все остальное идет в дело. Китов рисуют, а богема Кетополиса помешана на песнях китов. Самые популярные фильмы и книги связаны с китами, а хит сезона опера Левиафан о противостоянии Левиафана, символизирующего кита, и человека в кальмарьем образе, символизирующего власти города. Даже религия Кетополиса построена на образе кита. Так как главенствует там церковь ионитов, последователей святого Ионы, проглоченного китом. В общем киты там везде, под конец это бесконечное напоминание уже начинает на зубах вязнуть.
Еще хотелось бы сказать о жанре. Я в стимпанке не сильна, но если Кетополис относится к стимпанку, то основоположником этого жанра можно смело назвать Герберта Уэллса, настолько эта книга похожа на его произведения. Там и многие слова заимствованы именно из книг Уэллса. Причем автор ничуть не смущается этим сходством и даже упоминает Уэллса на своих страницах. Опять-таки к отцам жанра можно отнести и Александра Беляева и Жюля Верна, да и вообще всех фантастов-основоположников.
Люблю фантастику и классику фантастики начала века люблю. Так что Кетополис понравился. Надеюсь продолжение переведут в ближайшее время.

Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
4 5
* * * * *

Автор меня обманул. А может я сама себя обманула. Не знаю. Так получилось через название книги. Я ожидала, что прочту интересный стимпанк, а стимпанка в книге минимум. Да и вообще, как то так книга странно мне прочлась, что на первое место в ней вышла тема наркотиков.

Это первая книга из цикла. Я всегда стараюсь начинать читать цикл, корда у меня уже есть все книги. Не важно, буду я его дочитывать, или нет, после первуй книги. Тут для меня важно понимать, что не придется годами ждать продолжения истории. Для «Кетополиса» я сделала исключение. Перевода следующих частей у нас нет пока. И вот сей час, корда пишу свой отзыв, думаю, что не одну меня автор обманул.

Книга не маленькая по объему. Спасло ситуацию то, что она состоит из маленьких рассказов, газетных статей вымышленного мира Кетополиса, творчества его авторов и т.д. Так хоть эта игра на контрастах помогла легче воспринимать написанное и вызывала хоть какой-то интерес. А самыми интересными для меня стали вставки из истории Кетополиса или «научные» описания его морских жителей.

Пока оставлю книгу без оценки. Может будет у меня лишнее время для того, чтобы ее перечитать. Вот тогда и точно определюсь.

Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
4 5
* * * * *

Удивительным и одновременно закономерным образом "Кетополис" резонансом вызывает мысли о Чайне Мьевиле с его "Вокзал потерянных снов" — что поделаешь, стимпанк. Правда у ГФГ стимпанк помягче будет, понежнее, менее нервный и ... в общем, менее :-)

Вообще роман довольно необычный, если не сказать, что странный. Комковатая и едва ли не хаотичная форма переплетения сюжетов и рассказов, персонажей и картинок КЕТОреальности к середине повествования делают ткань книги похожей на лоскутное одеяло при рассматривании его с близкого расстояния — смесь самых причудливых цветов и форм и никакого видимого стройного и осмысленного, картиночного видеоряда (в данном случае — ряда смыслового). И из-за этого примерно к середине тысячестраничной книги азарт куда-то пропадает и чтение из удовольствия становится работой (настолько, что даже прервался на одну "левую" книгу из жанра "твёрдая НФ"). Однако здесь нужно просто набраться терпения и просто читать дальше, потому что буквально через сотню-другую страниц кажущийся хаос повествования понемногу превращается в довольно стройную вязь узора второго порядка — персонажи разных частей и глав начинают возникать на страницах романа вновь, и пересекаться и соединяться в самых непривычных и неожиданных сочетаниях и связях, а книжные перипетии и коллизии вдруг затягивают второй волной читательского интереса и книжной горячки.

В итоге крепкие 4 звезды и странное послевкусие.
P.S. Ежи Баклавский, несмотря ни на что — ты лучший! ;-)

Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
4 5
* * * * *
Неужели так много наивных, предполагающих до сих пор, что Ван Зайчик- китайский писатель, и, соответственно, что Грэй.Ф.Грин - исландец, написавший кучу книг, не переведенных на русский ? "Кетополис" - вполне достойного уровня сборник новелл и повестей, написанных приведенными в начале под значком авторских прав лицами, в некотором смысле почти совершенный стимпанк, написанный русскими авторами. Сам мрачно-готический стимпанковский мир Кетаполиса с населяющими его персонажами мрачных комикксов - высшее достижение авторов, не придраться, очень здорово. Повести написаны получше, ряд рассказов сами по себе несколько пустоваты, но в совокупности работают на атмосферу и общую сюжетную конструкцию: в "Кетополисе" как у Иньярриту-Гонсалеса персонажи рассказов пересекаются, при этом действие принципиально ограничено местом ( понятно, собственно городом) и временем ( действие происходит в один день, как у Джойса).
Для авторской солянки составные части довольно хорошо прилажены и смазаны, импонирует чувство вкуса и меры. В книге нет кавээновского юмора и почти нет столь популярных шарад на тему "угадай мелодию" и шарж на современника. В принципе, почти вровень с Мельвиллем, правда, несколько вторичней. Еще вровень с "Дикими картами"
Надеюсь, хороший прием книги поспособствует выходу продолжения, возможность которого прямо поступилирована в книге ( причем можно писать как приквел, так и собственно день Большой бойни. Священник с горилллой уплыли в никуда).
Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
2 5
* * * * *
одна нога свисает над научной фантастикой, а другая - над мейнстимовыми литературными экспериментами. Итог: неплохой стимпанковский SF-сюжет утоплен в море пустопорожного словоблудия. Читать такой текст скучно и тягомотно (На ум приходит "Уилсс" Джойса, хотя такое сравнение будит слишком большим комплиментом "Кетаполису"). Книга на Западе вышла 1995 году, к настоящему моменту имеется 2 продолжения. Всего в рамках цикла Грин планирует написать 5 томов. Рекомендую ознакомится с книгой в электронном виде перед ее покупкой
Кетополис. Книга 1. Киты и броненосцы | Грин Грэй Ф.
5 5
* * * * *
Редкая по стилю книга. Кружевное переплетение судеб многих героев в хронике времени фантастического города Кетополиса. Рекомендую всем любителям стиля.