Искушение святого Антония | Флобер Гюстав

Произведение, над которым Флобер работал всю жизнь. Драматическая поэма в прозе о разочаровании в возможностях познания. Философская драма "Искушение святого Антония" основана на легенде об Антонии Фивском, святом христианине, подвергаемом искушениям. За искушениями в душе отшельника наступает отчаяние, приводящее к сомнениям в вере.

Автор
Издательство Астрель
Перевод Петровский М. А.
Серия Классическая и современная проза
Язык русский
Год 2011
ISBN 978-5-17-076835-6 978-5-271-38689-3 978-5-4215-3022-0
Тираж 3000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 224
Тип носителя Печатная книга
Тип упаковки Целлофановый конверт
Возрастная категория 12+
Мелованная бумага false
Цветные иллюстрации false
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Название Искушение святого Антония
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Классическая проза
Происхождение произведения Зарубежная литература
Направления художественной литературы Зарубежная классика
Тип книги Печатная книга
Эпоха публикации Современные издания
26
Дата обновления
30 ноября 2019
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
3.7
* * * * *
Искушение святого Антония | Флобер Гюстав
2 5
* * * * *

Да-да, у отшельника поехала крыша от голода да солнышко напекло.
Эта рецензия будет короткой:

1849
Гюстав читает свой первый большой труд, «Искушение святого Антония», двум ближайшим друзьям, Буйе и Дюкану. Чтение длится четыре дня, по восемь часов в день. Смущенно посовещавшись между собой, слушатели советуют ему бросить рукопись в огонь. (с) Барнс "Попугай Флобера", биография.


Тот момент, когда стоило прислушаться к мнению друзей, по нашему с ними скромному мнению.

Искушение святого Антония | Флобер Гюстав
3 5
* * * * *

"Искушение святого Антония" - довольно сложное произведение, для подготовленного читателя, требующее глубоких познаний христианских вероучений, религиозных догм, а так же некоторых научных знаний. Произведение, требующее вдумчивого прочтения и осмысления. Исследователи творчества Флобера, до сих пор спорят, о чем хотел сказать автор, что хотел донести до читателя описывая испытания, выпавшие на долю отшельника. Антоний проходит череду тягостных искушений, таких как семь смертных грехов, прельщение лжеучениями, многобожием, идолопоклонством, дивными мирами. И пережив подобный духовный опыт, обретает истину.

Флэшмоб 2014

Искушение святого Антония | Флобер Гюстав
4 5
* * * * *

Если иметь очень слабое представление о мифологии, религии, древней истории, то можно было бы сказать, что у некоего отшельника съехала крыша на почве недоедания и прочих физических неудобств или случился бэдтрип от по ошибке съеденного гриба.

Нет, честно. То, что являлось несчастному Антонию в течение ночи, похоже на страшный сюрреалистический религиозный кошмар. Сначала всё вполне себе безобидно. Ну явились Навухудоносор и царица Савская, ну посулили всевозможные блага. Заманчиво, но не более. Далее же бедному отшельнику приходится выслуштвать дерзкие речи ересиархов, кои так и норовят чистую душу взбаламутить. Так, но и это еще не страшно. Ведь далее на Антония и читателя обрушивается целый водопад из различных верований. Тут и Будда, тут и Исида, пререскасные Олипмийцы, боги халдейские, персидские, вавилонские...Водоворот образов, личин, мифов. Всё это манит своим разнообразием и отталкивает своей вроде бы чуждостью (или же близостью?). Но и этот натиск пройден. Тогда же хитрый Дьявол раскрывает сущность ничтожности нашей маленькой Земли в масштабах вселенной, уносит к звёздам, предлагая Знание, какое не дано знать человеку. Ох и трудно устоять перед искушением. Хочется умереть от терзающих плоть и дух разногласий. И Смерть приходит, приходит в паре со Сладострастием, заставляет выбирать, но в то же время обнаруживая единость этих сущностей. Затем Сфинкс и Химера затевают свой многовековой спор, постепенно вливаясь в строй им подобных чудовищ. Грифон, Василиск...многообразие существ, которые сводятся к одной маленькой частице. И тогда находит на мученика просветление о единости всего и вся, и успокаивается его дух.

Наступает новый день, и святой Антоний полностью раскрыт Христу. Счастливый конец.

Очень интересно было читать то, как автор сплел сеть искушения. Как переплел символы, божества, идолы, исторические персонажи. Честно скажу, что обнаружила пробелы в своем знании религий мира. Захотелось поискать информацию. Правда в моменте, где перед отшельником предстает греческий пантеон, меня покоробило, что богам в основном присвоены их римские имена. Но это так, мои личные незначительные претензии. В тексте же предстают извечные людские вопросы, желания, философские заковырки, характерные подобным сюжетам.

Несомненно, это стоит читать, причем внимательно и вдумчиво.

Искушение святого Антония | Флобер Гюстав
2 5
* * * * *

Эта пьеса настолько выбивается из творчества Флобера, что с трудом верится, что ее автор - человек, написавший также "Мадам Бовари" и "Воспитание чувств". В одном из поздних писем Флобер признался, что ему всегда хотелось создать вещь, в которой он смог бы отпустить свою фантазию на волю и описать места и события настолько диковинные, что их не сумела бы воспроизвести ни одна, даже самая искусная декорация. Да эта пьеса и не предназначена для постановки на сцене. Почти всю первую половину занимает гигантский монолог Антония, перемежаемый большими кусками прозы и цитатами из Писания. Монолог - черт с ним, он интересен только теологам. Но картины, возникающие в воспаленном сознании святого по наущению Дьявола, не привиделись бы даже Пелевину под грибами в его лучшие годы. Первые несколько страниц я просто верещала от восторга, читая сочные, яркие, выпуклые картины южных царств со всеми их дворцами, фонтанами, павлинами и курбункулами. Как, КАК это описано. Такое ощущение, что еще немного - и сам скатишься в этот сладостный бред и сможешь коснуться мраморной колонны или пушистой гривы льва. Эти прозаические вставки очень напомнили мне Уайльда. Если раньше тончайшая вязь "Саломеи" казалась мне вершиной литературной визуализации, то после "Искушения" я поняла, что Уайльд - всего лишь слабый подражатель, и ему чертовски повезло, что эту вещь Флобера печатают в последнем томе собрания сочинений.
Увы, скоро все эти сладкие половники с медом затопила такая бочка дегтя, что последние сто страниц я дочитывала исключительно из принципа. В чем сюжет пьесы? Дьявол сперва прельщает Антония богатствами, властью и возможностью отомстить своим врагам, а потом показывает всех когда-либо существовавших богов ("идолов"). Их длинная галерея проходит перед Антонием, и он убеждается, что все они в подметки не годятся его Христу. Но как это подано, блин! Флобер сначала изображает какое-то божество (например, греческую Афродиту) в расцвете его могущества и красоты, а потом показывает его падение, настолько гиперболизируя уродства, что они становятся почти неправдоподобными. Автор демонстрирует полное невежество в философии и теологии. Такое ощущение, что при написании пьесы его единственным справочным материалом была энциклопедия Дидро и Даламбера. Фиг ли, зачем нам читать Упанишады, если можно в двух строчках очернить всю древнеиндийскую философию?
Когда я читала вторую часть, у меня было ощущение, что оскорбляют лично меня. Этого я Флоберу еще долго не прощу.
Еще - абсолютно невнятный финал, сочиненный под давлением цензуры. Еще - безмерно затянуто, мог бы ограничиться первыми пятьюдесятью страницами.

Искушение святого Антония | Флобер Гюстав
5 5
* * * * *

Последовательно искушая Антония

- земными соблазнами (любовь, богатство, слава),
- иноземными религиями,
- познанием (образ бесконечной вселенной, где солнечная система - ничтожно малая единица; образ бога, который и есть вся вселенная и не задумывается над взмахом крыла бабочки или поступком человека)
- выбором между противоположностями (смертью и жизнью-сладострастием, мыслью-сфинксом и желанием-химерой),

Флобер неожиданно приводит святого к прозрению всего сущего как единства (что, на мой взгляд, слабо отличается от искушения познанием).

Неожиданно, ибо прозрение приходит к Антонию через созерцание странной эволюционной иерархии: иерархия эта спускается к простейшим не от млекопитающих, а от "составных" зверей (тот же сфинкс, грифон).

Упоенный единством мира Антоний засыпает.

Еще неожиданнее пробуждение святого и концовка пьесы: настает день, в небе, озаренном солнечными лучами, проступает лик Христа.

Epic Fail, при всей моей любви к Флоберу.

Искушение святого Антония | Флобер Гюстав
1 5
* * * * *

Бред, как я дочитал всё же неизвестно. И во время прочтения прям так и была мысль, которую озвучил главный герой. "И зачем вообще я всё это читаю?"