Яма

"Яма" — бесстрастная и правдивая повесть о проституции, о бесправном положении женщины, попавшей в дом терпимости, в лапы торговцев «живым товаром". Иной, светлой и возвышенной любви, посвящены повесть «Олеся» и рассказ «Гранатовый браслет».

Автор
Издательство Мастацкая литература
Год 1994
ISBN 985-02-0128-2
Тираж 25000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 414
Сохранность Хорошая
Тип издания Авторский сборник
239
Нет в наличии
с 24 января 2019
История цены:
Средний отзыв:
4.5
* * * * *
Яма
5 5
* * * * *

Александр Куприн - Яма, произведение, которое, как он говорит сам, в предисловии и послесловии, посвящается юношеству и материнству. Сначала я и не поняла почему и даже после прочтения не обратила внимание на это, но после обдумывания рецензии оказалось, что эти слова прямо в точку.

А по-моему, нет в печальной русской жизни более печального явления, чем эта расхлябанность и растленность мысли. Сегодня мы скажем себе: «Э! Все равно, поеду я в публичный дом или не поеду – от одного раза дело не ухудшится, не улучшится». А через пять лет мы будем говорить: «Несомненно, взятка – страшная гадость, но, знаете, дети... семья...» И точно так же через десять лет мы, оставшись благополучными русскими либералами, будем вздыхать о свободе личности и кланяться в пояс мерзавцам, которых презираем, и околачиваться у них в передних. «Потому что, знаете ли, – скажем мы, хихикая, – с волками жить, по-волчьи выть».


Яма рассказывает нам о том, как на окраине города образовались публичные дома, раньше там жили ямщики и поэтому места сначала назывались Ямской слободой, потом Ямской, потом Ямками и, наконец, просто - Яма. В этом публичном доме и живут главные героини, проститутки, разные, живут с ненастоящими именами и с желтыми билетами вместо паспортов, даже за полноправных граждан их не считают. Здесь будет три истории, о самом публичном доме и его гостях, о глупом поступке самоуверенного в себе юнца и об одной проститутке, решивший мстить только так, как она умеет.

Я не могу назвать «Яму» классическим произведением к которому я привыкла по ряду причин. И первое, здесь собраны три истории о проституции в целом, которые полностью раскрывают и показывают проблему проституции в России того времени, 1900-х годах. И второе, здесь нет ощущения стандартного романа к которому мы привыкли, то есть есть герой или какое-то место за которым мы наблюдаем, он(она или оно) растёт и развивается, живет и через призму этого персонажа мы также понимаем для себя что-то новое.

И так без конца, день за днем, месяцы и годы, живут они в своих публичных гаремах странной, неправдоподобной жизнью, выброшенные обществом, проклятые семьей, жертвы общественного темперамента, клоаки для избытка городского сладострастия, оберегательницы семейной чести – четыреста глупых, ленивых, истеричных, бесплодных женщин.


Нет, Яма - это способ пристыдить, показать: да что ж вы, ироды, делаете то! В те времена очень немногие шли в проститутки добровольно, в основном её заманивали обманом или насилием, женщина была товаром. Ёе могли выдать замуж за, как кажется родителям, достопочтенного молодого человека, а он торговец, разыграет перед молодой женой спектакль, дескать меня ищут власти, укройся пока в публичном доме, там тебя точно не тронут. И всё. Это был целый бизнес. Или изнасиловать, обесчесченная девушка - это позор для семьи. А самое главное, все и власти и простые люди от мала до велика, все всё знали и либо закрывали глаза, либо потакали. Роман Куприна правильнее было бы назвать: Стыдись! Стыдитесь матери, потакающие своим сыновьям в низменных желаниях и закрывающих на это глаза, стыдись юноши, которые целенаправленно идут в публичный дом терять невинность и сначала краснеют и бледнеют, а потом бегут туда с охотой в глазах, как животные.

Все мы согласны, что проституция - одно из величайших бедствий человечества, а также согласны, что в этом зле виноваты не женщины, а мы, мужчины, потому что спрос родит предложение. И, стало быть, если, выпив лишнюю рюмку вина, я все таки, несмотря на свои убеждения, еду к проституткам, то я совершаю тройную подлость: перед несчастной глупой женщиной, которую я подвергаю за свой поганый рубль самой унизительной форме рабства, перед человечеством, потому что, нанимая на час или два публичную женщину для своей скверной похоти, я этим оправдываю и поддерживаю проституцию, и, наконец, это подлость перед своей собственной совестью и мыслью. И перед логикой.


Куприн собрал в своей книги все, касаемо проституции того времени и не умолчал ни о чем. И было бы хорошо, если бы ее прочитали все юноши, даже в наше время, пусть сейчас проблема проституции далеко не такая и «Яма» выглядит немного устаревшей. На меня, как на девушку, Яма не произвела столь сильного впечатления, потому что некоторые низменные ощущения мне чужды.

Так почему же двуликая Яма. Прежде всего - это место расположение публичных домов и место действия данного романа, а ещё потому что после смерти нас всех кладут в яму. Так и сам роман, маскируется под трагедию, но на самом деле удар под дых всему обществу того времени.

– Что ж, девушки, – часом позже, часом раньше!.. Жаль мне Женьку!.. Страх как жаль!.. Другой такой мы уже не найдем. А все-таки, дети мои, ей в ее яме гораздо лучше, чем нам в нашей…
Яма
3 5
* * * * *

Наверно, все знают, о чём эта книга и сегодня едва ли кого-то можно сильно шокировать данной темой. Другое дело - век прошлый. Куприна, конечно, можно и нужно похвалить за то, что не побоялся поднять тему проституции и высказаться. И ему очень удались герои, наверно, треть произведения - описание характеров, они достаточно тщательно прописаны, в них веришь, их понимаешь. К недостаткам же отношу совершенно ужасную, с моей точки зрения, структуру текста: рубленую, грубую. Условно говоря, 50 страниц автор упорно занимается исключительно описанием героев, потом 50 страниц ничего, кроме разговоров, ещё 50 страниц происходят события и так далее. Совершенно никакой нет плавности повествования. Увы, это сильно вредит читабельности произведения, а потому знакомиться с автором дальше не захотелось.

Яма
5 5
* * * * *

С первых страниц не было ощущения классики. Ты погружаешся в атмосферу того времени, но стиль написания и характер героев (не всех конечно) более менее современный.
Читать было очень интересно. Хотя сама история не столь позитивная, но во всем этом переполохе, страхе и грязи нашлось место для настоящих чувств.
Автор решил показать обратную сторону любви. Для многих девушек, она оказалась не просто грязной, а предательской. Особенно для одной из героинь, которую сдают в тот самый дом. С этого и начинается не просто история, а некое выживание.

Яма
4 5
* * * * *

В рамках программы по устранению пробелов в прочитанной отечественной классике дошел до Куприна. До этого читал лишь его рассказы и мне нравилось. Яма тоже не разочаровала. Роман (хотя, кое-где произведение считают повестью) описывает жизнь и быт одного публичного дома в Киеве. Сюжет не имеет четкой структуры и одного главного героя, это скорее калейдоскоп из набросков о жизни девушек, их посетителях и нравах.
О закрытом странном мирке проституток и их хозяев, о несуразности и нелепости яркой, но как правило, короткой жизни проституток как-то нечасто задумываешься. Меж тем, это интересный и ни на что непохожий мир, который существовал и будет существовать всегда, несмотря на порицание общества, гонения и запреты или же индеферрентность со стороны властей.
"Яма" - это книга настоящая, живая и, вероятно, правдивая. Автор устами одного из своих героев выводит мысль, что не существовало ещё (очевидно, к началу 20-го века) правдивой книги о проститутках, что тема эта настолько щекотливая, что великие писатели старались избегать её, ибо чтобы написать такую книгу нужно ведь известным образом погрузиться в этот развратный мир и, более того, написав такую книгу, признаться в этом погружении всему обществу. Куприн, видимо, хорошо узнал эту сторону жизни и прекрасно заполнил данный пробел. Если литература - это окошко, через которое мы можем заглянуть в другую жизнь, в другое время и в другое место, то "Яма" справляется с этим переносом великолепно, верю что все так и было.
Здесь нет никакой пошлости или лиричности, нет жгучих страстей, любви, страстного желания проституток вырваться из порочного круга в честные люди. Скорее наоборот, сексуально эксплуатируемые обществом женщины уже настолько изжеваны и перемолоты судьбой, что уже не смогут жить другой жизнью, вне публичного дома. Да и желаний у них зачастую никаких не остается, кроме самых приземленных.
В общем и целом, я доволен прочтением. Но сказать чтобы было очень уж интересно тоже нельзя. Для меня, как человека, который никогда никаким образом с миром проституции связан не был, эта жизнь кажется слишком чуждой, слишком непонятной, а потому и не вызывает особого сочувствия.

Яма
5 5
* * * * *

Каждое произведение классической русской литературы - это не просто некий рассказ, история, сюжет. Это в первую очередь размышление над общественным злом и проблемами современности. Куприн писал эту повесть 6 лет в годы одновременного расцвета и заката империи накануне первой мировой войны. Мы видим необыкновенный рост экономики и числа коммерсантов всех мастей, появляется электричество, канализация и автомобили. И, одновременно, ужасающий рост преступности, коррупции и самой жесточайшей эксплуатации. В общем типичная эпоха первоначального накопления капитала, ничего личного - только бинес, каждый хочет урвать, пока можно, кусок. И, конечно же, есть в этой борьбе и жертвы, те кто слабее, наивнее и бесправнее - дети и молодые женщины. Матери и отцы продают лишний рот на растление и насилие, потерявшийся на улице или вокзале ребенок становится добычей, молодые девушки в поисках заработка уезжают из деревень, перенаселенных и нищих, в города, где их зачастую используют хозяева, а когда они забеременеют или заболеют, выбрасывают на улицу. И, наконец, девушки выходят замуж за негодяев, которые прибрав к рукам их скромное приданое, так же избавляются в скором времени от них.На улице их быстро находят очередные ловцы душ и снова перепродают. Были, конечно, и другие случаи, когда обедневшие дворянки и даже иностранки, в основном немки, сознательно поступали в элитные дома, чтобы хорошо заработать. Для сравнения немного статистики: в 1901 году в России было зарегистрировано 2400 публичных домов, в которых работало свыше 15 000 женщин. И еще более многочисленный слой уличных, так называемых "билетных" - в 1901 году их, по разным оценкам, насчитывалось от 20 до 40 тысяч человек. Я думаю, что к 1914 году эта цифра была уже намного больше.

Но внешне все благопристойно, до сих пор упорно ходят байки о благородном и чуть ли не святом царском времени (для сравнения почитайте Лето Господне), но пороки общества как нарыв, он рано или поздно вскроется. Так происходит в повести и в истории России, писатели того времени если и не были провидцами, но очень точно описывали эту атмосферу конца и осознания грядущей катастрофы. Изначально проституция в России была запрещена, но царь Николай I, посчитав бесполезной борьбу с сим злом, а также с ужасающим ростом венерических заболеваний, легализовал проституцию с установлением за ней строгого врачебно—полицейского контроля.
Итак, мы попадаем на улицу красных фонарей, как я поняла довольно типичную для России того времени, называемую в народе Яма. В повести нет главных героев, все они от клиентов до хозяек лишь маленькие люди, винтики страшной системы. И каждый их них даже не садист и не кровопийца, про каждого можно сказать что-то хорошее. Хозяйка Анна Марковна - любящая мать, мошенник и продавец женщин Горизонт - преданный сын и брат, вышибала и швейцар Симеон - искренне верующий человек. Что уж говорить про клиентов, они и вовсе почти все приличные люди, просто им нужна женщина, что же им в самом деле терпеть что ли? (Убить хочется уродов!) Почти бесстрастно описывает Куприн духовную нищету девушек и их окружения, весь этот развращающий быт, настоящая яма из которой практически невозможно выбраться. Девушки, попадая в эти ямы зачастую детьми, необразованны и не имеют профессии, у них них нет опыта самостоятельной жизни, поэтому зачастую даже выбравшись от туда, они возвращаются назад, к привычному ужасу и подругам по несчастью.
А вот на прогрессивных, хорошо образованных студентах, вещающих о правах женщин, анархии и Капитале Маркса Куприн останавливается подробно, показывая все лицемерие и скотство мужчин. Особенно отвратителен Лихонин - подарив девушке надежду на лучшую жизнь, пользуясь ее телом ночью и крича о своих принципах днем, в конце концов выгоняет ее, трусливо устроив скандал на голом месте. Однако разговор Лихонина и репортера Платонова, которого считают альтер эго писателя, занимает центральное место в повести. Может ли отдельный человек бороться с общественным злом? Или он должен, как и все думать лишь о своем интересе и выгоде? Как мне показалось Куприн достаточно скептически относился к подобной борьбе, предпочитая познание и наблюдение, но не избегая посильной помощи несчастным и , наверное главное, не унижая их расспросами, жалостью, а давать передохнуть, выговориться, поддержать. И не пользоваться их услугами! Я тоже верю, что нужно в первую очередь спасать и изменять себя, не творить и не множить зло вокруг себя, а помогать людям вокруг по мере сил, и если браться, то только осознавая ответственность как за ребенка.
До сих пор не утихают споры о неизбежности существования проституции, о необходимости ее запрета или легализации. И до сих пор во многих странах дети и молодые девушки становятся жертвами типов вроде Горизонта. Можно ли что-то сделать с мужчинами, которые пользуются такими "услугами", чтобы до них дошло что это не тела для слива спермы, а живые люди?

Яма
5 5
* * * * *

Почему-то когда обычный разговор невольно заворачивает в сторону проституток, то мы отмалчиваемся или сразу говорим о чем-то постороннем? Почему на эту тему так мало сказано и так мало написано, в то время как это давно существовало и существует до сих пор?

Мы часто (хорошо, не так уж и часто, на самом деле) думаем, что проститутки добровольно идут в публичные дома, добровольно торгуют своими телами, в общем, они сами избрали себе эту непрестижную работу, сами виноваты. И таким образом мы приравниваем их к каким-то несмышленым, грязным животным.

Не знаю, каким образом Куприна пришла эта гениальная мысль в голову, но она так и не осталась мыслью, а нашла свое место в повести "Яма".

Сюжет. Сама идея написать эту повесть - смелая, незаурядная, дерзкая, необычная для того времени, совсем новая. Конечно, автор знал, что из-за своего произведения его могут возненавидеть, невзлюбить и попросту больше не читать его книг и перестать обращать на него внимание как на писателя, но он все равно сделал это, потому что хотел показать всю правду, какой бы ужасной она не была.

Слог. Естественно он красив, он интересен, он интригует. Не хочется отрываться от повести, однако некоторые описания местности или домов я пропускал, ибо для меня это не составляет особого интереса, мне подавай описания людей, их поступков, речей. Как никак люди гораздо захватывающе, чем какие-то неодушевленные объекты.

Персонажи. Женя - проститутка двадцати лет, главная героиня повести. Она красива, горда, своенравна, и не мужчины выбирают ее, а она выбирает мужчин. Единственная девушка, которая может дать отпор как клиентам, так и начальству. Среди других девушек ее уважают, а еще восхищаются Тамарой, тихой и образованной девушкой. Но, как говорится, в тихом омуте черти водятся. Она не так слабохарактерна, как кажется на первый взгляд. Есть также и Любочка, наивная и доверчивая, но к концу потерявшая веру в святое и справедливое и нашедшая ненависть ко всем мужчинам в мире. Впрочем, все они ненавидят мужчин. Да и за что их любить, когда именно из-за них они оказались в доме терпимости и являются теми, кем их сделали именно мужчины? Кого-то продали, кого-то бросили, кого-то хитросплетениями заставили это сделать, и никто из них не пошел туда добровольно. Впрочем, кому понравится заниматься этим каждый день, а потом думать про себя: "Боже, кабы я не заболела чем-нибудь!".

Автор показал жизнь каждой девушки в подробностях. Повесть завершается трагично. Следует отметить, что другой исход и невозможен у этих бедных девушек, которых и за девушек не считают, а за товар, игрушку, вещь.

Яма
5 5
* * * * *

Несмотря на то, что сейчас так много обсуждают женскую независимость, угнетение прав женского пола и прочее, почему-то не чувствуется в этом искренности, чувствуется лишь попытка заигрывания с публикой.
Но когда читаешь "Яму" Куприна - понимаешь, что автор - это тот человек, который женщин действительно любил и жалел.
Многие из нас мужчин думают, что они - такие как он. Что они - порядочные, что они не такие, как те уроды, о которых иногда пишут в новостях. Мы читаем подобные заметки с ненавистью, ревностно жалеем и сочувствуем женскому полу. Но ни один из нас не задумывается о том, что мы очень часто сами способствуем подобному положению дел. Способствуем тем, что идём на поводу стереотипов; способствуем тем, как ведём себя с нашими девушками и женами; тем, как воспитываем своих дочерей.
Может быть эта книга откроет вам глаза на многое.

Яма
5 5
* * * * *

До крайности проникновенное произведение одного из самых великих классиков русской литературы.
Оно аккуратно пропитывает тебя действительностью, о которой все знают, но предпочитают молчать в приличном обществе. Но многие знают, что спустя пару-тройку рюмок некоторые осмеливаются об этом заговорить, и вот тогда-то становится действительно страшно.
Обитатели Ямы так многогранны и прекрасны. Их могла ждать прекрасная жизнь, но судьба толкнула их к одному из самых ужасных явлений. От такой работы они страдают как физически, так и психологически, в конечном счете заканчивая жизнь либо на задворках мира, сгнивая изнутри от ужасной болезни, либо в психушке.
А может ли быть хоть какое-то спасение для этих бедных девушек?

Вот мне двадцать лет, а душа у меня старушечья, сморщенная, землей пахнет…

Если и может, то точно не в этом мире.