Конь бледный. Конь вороной

Борис Савинков (1879-1925) - литературный псевдоним В.Ропшин - больше известен в нашей стране как политический деятель, чем как талантливый публицист и писатель. Его перу принадлежат высокохудожественные произведения - повести "Конь бледный" и "Конь вороной", представленные в сборнике. Повесть "Конь бледный", в которой отразилось разочарование в террористической борьбе, была написана в России в 1909 году. Произведение "Конь вороной", в котором автор показал бесперспективность белого движения, увидело свет в Париже в 1923 году.

Автор
Издательство Терра-Книжный клуб
Серия Terra-Super
Год 2004
ISBN 5-275-01010-9
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 192
Штрихкод 9785275010107
Сохранность Хорошая
Тип издания Авторский сборник
Публикации Конь бледный (Автор: Савинков Борис Викторович), Конь вороной (Автор: Савинков Борис Викторович)
Жанр Повесть
334
Нет в наличии
с 24 января 2019
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Конь бледный. Конь вороной
4 5
* * * * *

"Конь бледный. Конь вороной" Борис Савинков.
Думаю начать лучше будет с автора, который был незаурядной личностью: террорист, без пяти минут диктатор России, белый офицер, эмигрант, заключенный, самоубийца, а между всем этим еще и писатель. Две эти повести написаны необычно, очень короткие предложения, зайдет не всем, многие скажут, мол графоманство, но все-таки это Савинков. По словам самого автора это не автобиография, но и не измышления. В первой части нас ждут будни российских террористов начала XX века: главный герой Жорж, химик Эрна, которая в движухе ради Жоржа, инфантильный молодой человек Генрих, верующий в Бога Ваня и Федор обычный рабочий, рубит с плеча и хочет отмстить казакам. У Жоржа есть две идеи фикса - убить генерал-губернатора и отбить от мужа Елену, сам же он буквально одержимый, его жизненный девиз укладывается в одно четверостишие:
Если вошь в твоей рубашке
Крикнет тебе, что ты блоха,
Выйди на улицу
И — убей!

В его душе христианство запросто совмещается с ницшеанством и даёт гремучую смесь. Со временем он чуть ли ни как Арьюшка начинает поминать генерал-губернатора перед сном. А потом он достигает своего в обоих направлениях, но счастливее не становится.
Во второй части у нас гремит Гражданская война, а Жоржа на русский манер величают Юрием и он уже полковник, старается спасти Россию, но не ради царей, попов, помещиков, а ради нее самой. Вокруг него также разброд и шатания, одни идут в бой за веру, другие за царя, третьи ради собственной выгоды и последних понятное дело больше всего. Теперь наш герой уж устаканился, хотя вошь в его рубашке как и прежде призывает к активным действиям. Сперва он воюет за белых, затем уже партизанит в лесу с зелеными братьями, под конец перебирается в столицу для диверсий. А еще в повестях много интересных мыслей и высказываний, вот взять хотя бы описание Москвы почти вековой давности:

Люди, как люди, и живут по-людски. В рулетку играют, ликеры заграничные пьют, девиц на Роль-Ройсах возят. Одним словом. Кузнецкий мост. Выйдешь, часика этак, в четыре, — дым коромыслом: рысаки, содкомы, нэпманы, комиссары… Ни дать, ни взять, как до войны, при царе. Вот она, рабочая власть… Коммуной-то и не пахнет. В гору холуй пошел. Живут!.. А мы, сиволапые, рыжики в лесу собираем… Эх!..

Смотрите сами, я читал не отрываясь, но кому-то не зайдет формат, кому идеологическая сторона, но необычно.

Конь бледный. Конь вороной
5 5
* * * * *

Не соглашусь с единственной здесь рецензией на эту книгу.
Наткнувшись на нее случайно, не зная ни писателя Ропшина, ни террориста Савинкова, прочитал обе части на одном дыхании и с огромным интересом.
В "Коне бледном" главный герой еще верит в террор и в свое дело, в "Коне вороном" каждый уже воюет по своим личным мотивам и не особо понимает что делать, и это показалось мне не промывкой мозгов, а как раз единственной правдивой точкой зрения. А для любви место есть всегда, и во время гражданской войны, и во время конца света.
Продолжу "Записками террориста", но пока "Конь бледный. Конь вороной" это самое интересное и честное произведение на тему революции и гражданской войны, что я читал.

Конь бледный. Конь вороной
5 5
* * * * *

Книгу эту, точнее, обе книги прочла мгновенно, очень прониклась атмосферой, напряженной холодностью рассказчика, но хочется отметить одну очень выгодную для повествования вещь -- даже если читателя совершенно не заинтересует политическая составляющая произведений (хотя это не составляющая, а основа, и зачем в таком случае читать), в обеих частях есть любовная линия, ради интереса к которой тоже хочется скорее продвинуться в повествовании дальше. Автор-рассказчик показался мне похожим на моих любимых Онегина и Печорина -- это такой типичный мужской образ, герой, который думает только о себе, концентрируется только на себе и очень отвлечённо, очень холодно, максимально удалённо от себя рассматривает свои поступки, действия, разглядывает свои порывы, чувства. При этом в общении с любимой женщиной он часто использует слова "скука", "скучно" -- и это тоже, на мой взгляд, до боли по-печорински.
Русскому неравнодушному человеку читать эти страницы тяжело от осознания, как всё могло бы быть, какие были надежды, какие были люди, но не читать невозможно.

Конь бледный. Конь вороной
3 5
* * * * *

"Какой-то Ропшин написал книжечку, назвал ее "Конь бледный", да еще и напечатан этот "Конь" давным давно, в 1909 году. Да стоит ли читать?" - может сказать человек, взяв в руки эту книгу.
Но если он узнает, что под псевдонимом Ропшин скрывается знаменитый Савинков, террорист Савинков, - появится интерес. Человек начнет читать ...и не пожалеет об этом." - вот это обо мне. "Конь бледный" был открыт именно так, я знать не знала какого-то там Ропшина, но вот Савинков! Короче, прочитала и вороного конягу. Не понравилось. Слишком открыто - белые не знают, за что воюют, а кто знает, тот воюет за себя, а не за цель общества. Мы это и без Вас знаем, господин (или товарищ?) Ропшин, нечего нам мозги промывать. Да и любовь на фоне гражданской не смотрится. Понравилось только вот это, десять раз перечитала этот момент:

"....— Жорж, ты — бандит?
Я взглянул на нее. Вот черное, закрытое доверху, платье. Вот узкая, без колец, рука. Она острижена. В ней что то чуждое мне. Монашенка? Или… или… Нет, не может этого быть.
— А ты? Кто ты такая?
Она отвечает твердо:
— Я — коммунистка.
Я сел. Я только теперь заметил, что в комнате нет ничего: стол, кровать и два стула. На стене портрет Маркса. ..."

Конь бледный. Конь вороной
5 5
* * * * *
Неожиданно понравилось. Хотя я после "бледного коня" уже и не надеялась.
Фон другой, но и тема, и герой фактически те же. Гражданская война. Герой воюет то за белых, то за зеленых, то за себя лично. Мается то рядом с одной женщиной, мечтая о другой, то с другой, мечтая о первой. Множит и множит насилие, вовсе этого не желая, но не видя другого выхода. Вернее, вообще выхода не видя. Вот эта безысходность передана очень хорошо.
Конь бледный. Конь вороной
3 5
* * * * *
Повесть о террористе и покушении. Собственно, сюжет построен на отдельных фактах из "Воспоминаний террориста". Добавлено очень много красивостей и любовная линия.

Казалось бы, самое место раскрыть внутренний мир и переживания героя. И вроде бы формально этому уделено достаточно времени. Но совершенно не убеждает. За нарочитой художественностью - "пшик".

Тем не менее, не хуже многих других опусов, особенно современных. Вполне читабельно.
Конь бледный. Конь вороной
3 5
* * * * *

По-моему, весьма графомански написано. Если бы это не был Савинков, было бы неинтересно и говно.

Конь бледный. Конь вороной
4 5
* * * * *
И не тем, даже, чем знаменит их автор.

А сами по себе - ведь его откровение - вполне себе Откровение, не мираж, не выдумка - жизнь. И то - страшно.

Но он, конечно, очень талантливый. Очень - то от того, наверное, что он верил в то, что написал - когда многие не то, что печатному слову перестали верить, а слову, вообще, как таковому.