Романтический манифест. Философия литературы

Цитата "Мотив и цель всех моих сочинений - представить идеального человека. Если бы требовалось предпослать полному собранию моих сочинений страницу с посвящением, на ней надо было бы написать: "Во славу Человека". Айн Рэнд О чем книга Как писательница, Айн Рэнд знала творческий процесс изнутри, как философ, она считала необходимым его осмыслить. Почему "Анна Каренина" является самым вредным произведением мировой литературы, а Виктор Гюго - величайшим писателем-романтиком? В чем цель искусства и кто его главный враг? Можно ли считать искусство "служанкой" морали и что объединяет его с романтической любовью? Почему книга достойна прочтения В ней развенчиваются мифы об искусстве как не поддающемся рациональному осмыслению процессе. Прочитав ее, вы узнаете, что объединяет Джеймса Бонда, Жана Вальжана и Говарда Ро...

Автор
Издательство Альпина Паблишер
Перевод Мария Суханова , Яна Токарева
Язык русский
Год 2017
ISBN 978-5-9614-5494-9 978-5-9614-1556-8 0451147952 978-5-9614-6165-7
Тираж 5000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 200
Тип издания Отдельное издание
282
Нет в наличии
с 9 февраля 2019
Обложка: Твердый переплет
Год выпуска: 2017
История цены:
Средний отзыв:
4.8
* * * * *
Романтический манифест. Философия литературы
5 5
* * * * *
Мне в первую очередь импонирует сама идея книги - создать некий ковчег и в нем донести до читателей будущего подлинный романтизм, который, во многом, так и не был узнан человечеством. Попутно с раскрытием основных его принципов автор рассказывает нам и об искусстве в целом, о его роли в жизни человека и его истории. Книга - исключительно интересна своими наблюдениями и мыслями.

Но ценность ее содержания прямо пропорциональна сложности для чтения. Автор в каждом предложении использует словосочетания вроде "когнитивные абстракции" и "интегрированная конкретизация". С одной стороны, образованного и заинтересованного в теме книги читателя это не должно утруждать - все эти слова ему знакомы еще с университетской скамьи. Но с другой - сложность языка отпугивает многих, кто, может, и хотел бы познакомиться с романтизмом и искусством как таковым поближе, но при этом не желает продираться через дебри научной и специализированной лексики.

За содержание поставила бы пять, а вот за язык - четверку. Надо все-таки учитывать, что не все обладают таким словарным запасом, да и не нужен он большинству. Хотя, скорее всего автор предполагал, что книга будет полезной только для тех людей, которые смогут свободно оперировать литературными и коммуникационными терминами.
Романтический манифест. Философия литературы
5 5
* * * * *
Как и все книги Айн Рэнд, "Романтический манифест" - гимн мысли и творчеству, гимн развитию человека. Я так и не смог понять, почему книга показалась кому-то "сложной для чтения" - терминологии в ней немного, уточнить её не составляет проблемы, а чёткость, ясность и логичность авторской мысли делают чтение удовольствием.

Впрочем, немалый вклад вносит и то, что я очень во многом согласен с автором - приятно, что ни говори, увидеть свои мысли великолепно изложенными в книге.

Многие мысли Рэнд, её рациональный подход к искусству, творчеству явно противоречит возродившемуся религиозному мракобесию наших дней, бесконечной и бессмысленной схоластике "искусствоведов" и "философов", которых я называю "фобософами" - "боящимися мудрости".

Рекомендую книгу тем, кому не лень думать, для кого несогласие - не вражда, а общепринятое мнение - не закон. Даже не соглашаясь с умным собеседником, иметь с ним дело приятно.
Романтический манифест. Философия литературы
4 5
* * * * *
Если принять во внимание, что «ученые… не искатели истины, а производители информационных моделей» (А. Никонов), и рассматривать концепцию Айн Рэнд именно как информационную модель, можно, наверное, расслабиться и получить удовольствие.
Закрыть глаза придется на очевидную недоказуемость сентенций подобных этой: «Искусство неразрывно связано с выживанием, но не физическим – оно нужно для сохранения и выживания разума, без чего не может существовать тело». Примеров тому, что тело припеваючи может существовать без разума, - тьма, но «нас возвышающий обман» настолько прекрасен, что хочется просто согласиться и поправить корону.
Увлекательно следить за ходом мысли автора, в сознании которого уживаются философия рационализма с эстетикой романтизма.
В основном Айн Рэнд беспокоит то, что искусство не только является выражением мировоззрения, но и имеет значительное влияние на формирование оного. Именно поэтому ее миссия по «наведению мостов» между достижениями XIX века и будущим приобретает героический характер спасения человечества, погрузившегося в бездну пораженчества и мистификации.
Что не мешает автору самостоятельно творить мифы – разумеется, иные, позитивные. Романтически-рационалистичные. Например: «Любовь – это выражение философии, подсознательного философского единства, и она отчаянно нуждается в сознательной силе философии - так, как, наверное, не нуждается ни один другой аспект человеческого бытия». Я всегда считала своей главной эрогенной зоной мозг. Но у автора дело, похоже, зашло еще дальше. Но не будем переходить на личности. Лучше будем книжки читать – и спасемся!
Романтический манифест. Философия литературы
5 5
* * * * *
Рэнд была преходящим человеком в полном смысле этого слова - она не особо держалась за положение, полученное ей талантом, пытливостью, умом, но она старалась действительно преобразовать, внести, втолкнуть Атланта, расправившего плечи, в узкую пещерку мелкого мещанства XX века, пользующего святых как символ газировки.

Наиболее актуальна на своей Родине она именно сейчас - в 20-ые, 30-ые ей не нужен был коллективизм; также как и коллективизм, хоть и был кровно заинтересован такою девчонкою, но сути её не принимал.

А ей скучно было топтаться в тупике, поэтому она направилась туда, где есть прямая (или не очень, слегка петляющая, может быть) дорога.

И как ни странно - чужаки приняли её идеи. Не сразу (на то оно и новаторство) и не полноценно, но она убедила всех вскоре - чем опасен Марксизм, замешанный на Христианстве, чего многие не замечали или отказывались верить в симбиоз.

Время сделало ударение и превратило её ощущения в гласность.
Романтический манифест. Философия литературы
5 5
* * * * *
Присоединяюсь к отзыву Александра Курловича, добавлю несколько слов об издании. Хорошая белая бумага, удобный для чтения шрифт и...закладочка. За неё отдельная благодарность.
Романтический манифест. Философия литературы
5 5
* * * * *
Достоинства:
Книга великолепная. Все четко и по делу.