Афродита

В настоящее издание вошли лучшие прозаические произведения французского поэта Пьера Луиса (1870-1925): эротические романы "Афродита" и "Женщина и паяц", а также сборник стихов "Песни Билитис", являющийся оригинальной литературной мистификацией, стилизованной под древнегреческую поэзию на тему лесбийской любви.

Автор
Издательство Продолжение Жизни
Перевод Нина Хотинская , Н. Чернышова
Серия Классика чувств
Год 2004
ISBN 5-94730-037-0
Тираж 5000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 320
Штрихкод 9785947300376
Сохранность Хорошая
Тип издания Авторский сборник
Жанр Предисловие, Роман, Стихи
240
Нет в наличии
с 24 октября 2019
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.4
* * * * *
Афродита
5 5
* * * * *

roman lyrique...

Песни Билитис (Les Chansons de Bilitis) впервые были опубликованы в Париже, в 1894-ом году и представляли из себя сборник "белых стихов", написанных Пьером Луисом в очень чувственной, изысканно-нежной манере. Стихи-песни от имени Билитис, девушки рожденной от грека и финикийки в IV в. до н. э. в восточной Пaмфилии в маленьком горном городке на берегу Меласа.
В своей книге Пьер Луис сделал вступительную статью об этой девушке, где подчеркивает факт ее реального существования, даже привел "ссылку" на некоего археолога Херра Г. Хайма, нашедшего могилу Билитис, который тоже, по словам историков, оказался вымыслом Луиса. Но, несмотря на фальшивые факты и абсолютную авторскую выдумку, данное произведение было признано художественно достойным, и возведено на почетное место среди литературных культовых творений, воспевающих гомосексуальную (в данном случае - лесбийскую) любовь.

А Песни и правда хороши! Они переполнены чарующей женственностью, пылкой страстью, но не буйной и необузданной, а очень нежной и трепетной. Они звучат, не утомляя слух, а пленяя его, как волшебный голос Нереид.

Билитис
Женщинa, зaкутaннaя в белую шерсть. Другaя, облaченнaя в шелк и золото. Третья, увитaя цветaми, зелеными листьями и виногрaдом.

Я же всегдa обнaженa. Возлюбленный мой, возьми меня тaкой, кaкaя я есть: без плaтья, укрaшений и сaндaлий. Вот Билитис, единственнaя.

Волосы мои черны своей чернотой, губы - крaсны своей крaснотой. Локоны колышутся вкруг меня, свободные и круглые, словно перья.

Возьми меня тaкой, кaкой сотворилa мaть в дaлекую ночь любви, и если я еще нрaвлюсь тебе, не зaбудь скaзaть об этом.

Здесь она воспевает себя, и каждое слово дышит прозрачностью, присущей горному хрусталю, который сверкает на Солнце и делает больно глазам.

Книга разделена на три части. В первой, которая называется Памфилийские буколики, Билитис рассказывает о детстве и пробуждающемся желании, направленном, в основном, на мужчин. У нее был Возлюбленный, она слагала для него Песни, признавалась в любви, приглашая на танец двух начал.

Ночь

Теперь его рaзыскивaю я. Кaждую ночь, крaдучись, я ухожу из домa и иду по длинной дороге до лугa, чтобы видеть его спящим.

Несколько рaз я долго и молчa гляделa нa него, счaстливaя лишь оттого, что вижу его, и я приближaлa свои губы к его губaм, чтобы поцеловaть его дыхaние.

Зaтем, внезaпно, я простирaюсь нa нем. Он просыпaется в моих объятьях и не в силaх подняться из-зa моего сопротивления. Он уступaет и смеется, и обнимaет меня. Тaк мы игрaем ночaми.

Первaя зaря, о злой свет. Ты? Уже? В кaкой темной пещере, нa кaком подземном лугу могли бы мы долго любить друг другa, позaбыв о тебе?..

Но однажды Возлюбленный пренебрег ею, от чего девушка впала в глубокую печаль. Она изливала душу, одевая свою грусть в красивые одежды из слов. Тоску Билитис разделила с ней подружка Селенис, которая соблазнила девушку и стала ее первой любовницей.

Услужливaя подругa
Грозa длилaсь всю ночь. Селенис с прекрaсными волосaми пришлa прясть со мной.

Онa остaлaсь из боязни увязнуть в глине после ливня, и, прижaвшись друг к другу, мы зaполнили мою мaленькую постель.

Когдa девушки спят вместе, сон стоит зa дверью. "Билитис, скaжи мне, скaжи, кого любишь?" Ее ногa скользит по моей, нежно лaскaя.

И онa говорит: "Я знaю, кого любишь ты, Билитис. Зaкрой глaзa. Я - Ликaс". Я отвечaю, кaсaясь ее: "Рaзве не вижу я, что ты - девушкa? Шуткa твоя неуместнa". Но онa продолжaет: "Нет, прaвдa, я - Ликaс (если ты смежишь вежды), вот руки его, вот его длaни".

И нежно, в тиши, онa очaровывaет меня и вводит в зaблуждение...

Вторая часть книги называется "Элегии к Митилене" и полностью состоит из Песен, сложенных Билитис на острове Лесбос (Митилена), куда она прибыла на корабле, оставив родной дом и дочь после неудачи в любви к мужчине. Тут она встречается с Сафо, которую на острове звали Псaффa.

Псaффa
Я протирaю глaзa... Кaжется, уже день. Ах! Кто это рядом? Женщинa? Я все позaбылa из-зa Пaфии... О Хaриты! Кaк стыдно мне!

В кaкую стрaну приехaлa я, и что это зa остров, где тaким вот обрaзом зaнимaются любовью? Если бы не любовнaя моя устaлость, то думaлось бы, что то был сон... Возможно ли, чтобы то былa Псaффa?!

Онa спит. Онa прекрaснa, несмотря нa свои остриженные, кaк у aтлетa, волосы. Это стрaнное лицо, этa мужскaя грудь и прямые бедрa.

Я хочу уйти до того, кaк онa проснется. Увы! Я - у стены. Мне необходимо переступить через нее. Я стрaшусь зaдеть ее бедро: кaк бы онa вновь не овлaделa мной.

Все ее Песни в этой части книги - это любовные посвящения женщинам.
Здесь же на острове она встречает любовь всей своей жизни - красавицу Мназидику, с которой переживает сильнейшие чувства , посвящает ей стихи и красивые слова любви. Но опять же судьба не благоволит Билитис: ее ждет очередная боль в любви.

Третья часть - это "Эпиграммы на острове Кипр", которая рассказывает о Билитис в роли куртизанки. Она оставляет остров и переезжает на Кипр. Она поклоняется Афродите, возлагает себя как жертву к ее ногам, ведет счастливую и беззаботную жизнь гетеры. Со временем, Билитис перестает петь свои чувственные Песни. Ее слова иссякают в тот день, когда Билитис впервые ощущает свое старение. Вместе с этим приходит сознание того, что ее тело перестает быть любимым.
Ночь медленно распускает свои непокорные пряди, закрывая ими увядающую Билитис. Вдалеке, как эхо слышна ее Песня, полная тоски и отчаяния

Последний возлюбленный
Дитя, не проходи, не полюбив меня. Я еще прекрaснa. Ночью. Ты увидишь, нaсколько моя осень теплее весны иных.

Не ищи любви у девственниц. Любовь - сложное искусство, в кaком мaло сведущи девушки. Я изучaлa его всю жизнь, чтобы отдaть последнему возлюбленному.

Моим последним возлюбленным будешь ты, я знaю это. Вот мой рот, из-зa которого мужчины бледнели от желaний. Вот мои волосы, воспетые Великой Псaффой.

Я соберу в твою честь все, что мне остaлось от утрaченной юности. Я исполню дaже все воспоминaния. Я отдaм тебе флейту Ликaсa и пояс Мнaзидики.

Время неумолимо течет дальше...

Проза очень красивая! Наслаждение для души, умиротворяющее и волнующее, без тени вульгарности и пошлости.
И, естественно, не для всех. Гомофобы будут яростно плеваться и желать, чтобы Пьер Луис горел в вечном Аду вместе со своими книгами.

П.С. Ссылка на великолепный перевод.
Ссылка на иллюстрации к книге.

Афродита
5 5
* * * * *

В этой книге мне очень понравились иллюстрации - красивые гравюры, расположенные по тексту. Полуобнаженные женщины на античный манер - будто в Летний сад сходила.
Насчет романа - французский эротический роман с подзаголовком "роман античных нравов". Но на самом деле это роман о нарциссизме, пусть действие и происходит в 57 году до н.э. и преимущественно в борделях.

Героиня - красавица блондинка Кризи. Она родом из Галилеи и у нее полно поклонников, она живет в красивом доме с рабыней-индуской. У нее есть и подруги и соперницы. У соперниц нет шанса. А с подругами она сама не прочь покувыркаться, если мужчин рядом нет.
Герой - скульптор Деметриос - красавец, любовник тамошней царицы, все женщины мечтают о нем, а он не прочь менять их каждую ночь. Царица, правда, ревнует...
Когда Он встречает Её, то он влюбляется в нее, а она шлет его лесом - из принципа "откажу самому крутому, пусть знает". Как, ему отказали? Он же такой мачо. Сразу обещает золотые горы, а она всего лишь просит украсть для нее три вещи. Ну как же, такой красавчик всегда будет вне подозрений...Сказочный сюжет на античный манер превращается в актуальную и по сей день историю о страсти и эгоцентрицме.

Любовь не запретна, секс приносит удовольствие, старость неизбежна и всегда есть мечта быть счастливым.
Эротические сцены в романе удивительно красивы и лишены пошлости. Даже лесбийские.

Афродита
3 5
* * * * *

Встретив в турецкой книге об истории и достопримечательностях Антальи и региона Памфилии информацию о женщине по имени Битилис, поэтессе-куртизанке родом из Меласа, жившей в VII в. до н.э., я несколько удивились ее жизнеописанию, эпитафии и цитатам из стихотворений.

"Эпитафия на могиле Битилис:
На мрачном бреге Менаса, на Тамассосе Памфилии, я, дочь Демофилоса, Билитис, родилась. Я покоюсь вдали от родины моей, ты это видишь. Совсем ребенком я познала любовь Астарты и Адониса, тайны святой Сирии и смерть, и возврат к той, что с круглыми веками. Достойно ли порицания то, что я была куртизанкой? Не было ли это моим женским предназначением? Чужестранец, нас ведет Мать - Всего - Сущего. Отречься от нее - неосмотрительно. Из признательности к тебе, тому, что остановился, я желаю судьбе: будь любимым, не любя сам. Прощай, вспомни в старости, что ты видел мою могилу."


Автор книги-мистификации "Песни Битилис" - французский писатель Луи Пьер (1870—1925), разрабатывавший эротическую тематику и вдохновенно воспевавший лесбийскую любовь. В книге история Битилис подается как история реально существовавшей женщины, могилу которой якобы нашел выдуманный автором археолог. Стихи были преподнесены как переводы с древнегреческого на французский, и ввели в заблуждение многих экспертов.

"Билитис родилась в IV в. до н.э. на востоке Памфилии, в горном городке на берегу Меласа. Это была печальная страна, окруженная горами Торос с густыми лесами на них. Здесь, в горах, реки начинались в скалах, в вышине покоились большие соленые озера, а равнины были наполнены тишиной.
Дочь финикийки и грека, она, по-видимому, не знала своего отца. Возможно, он умер до ее рождения. Мало объяснимо ее финикийское имя, которое могла ей дать только мать.
... Пасторальная жизнь ее кончилась после неудачной любви, о которой мало что известно, несмотря на многочисленные упоминания в ее песнях. Покинув маленькую дочь, она оставила Памфилию, чтобы никогда туда не возвращаться. Затем мы встречаем ее в Митиленах, куда она приехала морем вдоль азиатского берега. Ей было едва 16 лет. Лесбос был в то время центром мира.
... В обществе, где мужчины были по ночам заняты вином и танцовщицами, женщины пытались обрести утешение в своей среде.
Сафо была еще прекрасна, когда Билитис познакомилась с ней и воспела под именем Псаффа, которое она носила на Лесбосе. Безусловно, то была замечательная женщина, научившая маленькую пастушку слагать стихи. К сожалению, Билитис дает мало деталей об этой интересной фигуре. Но зато Билитис оставила около тридцати элегий о своей любви к девушке одного с ней возраста по имени Мназидика. По одному из стихов Сафо нам известно, что настоящее имя ее было Мнаис. Любовь эта длилась около десяти лет и оборвалась, видимо, из-за ревности Билитис.
Когда же Билитис поняла, что ничто более не удерживает ее в Митиленах, она переселилась на Кипр, где стала куртизанкой. В то время ими становились девушки самых знатных семей. Они поклонялись Афродите и пользовались уважением горожан. Билитис провела, по-видимому, на Кипре счастливую жизнь и прекратила петь, как она сама повествует об этом, в день, когда перестала быть любимой. В старости она пела для себя, и тогда-то, очевидно, и были написаны ее песни о жизни в Памфилии. ..."


Тем не менее, раскрытие мистификации не умалило признания литературных достоинств книги, а имя выдуманной веселым французом героини стало нарицательным, а книга культовой в лесбийских кругах. В частности, первая американская лесбийская правозащитная организация в 1955 была называна "Дочери Битилис", а в 1977 году вышел фильм "Битилис", эротическая мелодрама о лесбийской любви, не имеющая никакой связи с персонажем Луи Пьера, кроме имени главной героини.

Афродита
5 5
* * * * *

Мистификация Билитис

Кому – что. Потомки русов придумывают и распространяют «Влесову книгу» - нам нужны свои Боги! Бритты и скандинавы упражняются в стилизации древних хроник и языков ("Песни Оссиана"). У галлов на первом месте, конечно же, любовь. В позапрошлом веке появляется прелестная литературная мистификация – «Песни Билитис», якобы сочиненные современницей Сапфо.

Дебюсси пишет музыку к трем песням, а любитель мягкого света и прелестей обнаженных отроковиц, Хамилтон, снимает по мотивам цикла кино, правда, неудачное и без особого сюжета.

Если есть потребность, то произведение появится, даже если его припишут древнему автору.
Я почему-то опять вспомнил про "Велесову книгу"....
Но от мистификации можно получить немалое эстетическое удовольствие

Афродита
5 5
* * * * *

Это первое издание "Песен Билитис" на русском языке. Версия неполная, многих стихов не хватает. Более полный, а может быть, просто полный, вариант есть вот здесь. Там же по-другому русифицируется имя автора - Пьер Луи.
Это стилизация под древнегреческую поэзию, мистификация, которая никого не обманула. О женской любви, о любви за деньги - о служении Афродите, о боли и страданиях, о красоте. И о смерти, конечно.

Не оплакивай меня ты, что остановился: мне устроили пышные похороны, где плакальщицы изодрали себе щеки; мои зеркала и ожерелья покоятся вместе со мной.

И теперь на бледных лугах ада я прохаживаюсь неосязаемой тенью, и воспоминания о моей земной жизни составляют радость жизни моей подземной.


Когда-то эти стихи вызывали у меня прилив беспредметной нежности, а случилось перечитать недавно - оказывается, все очарование исчезло.
А еще Пьер Луис умеет писать вот так. Кто-то называет "Дамский остров" порнографией, а кто-то говорит, что это шутка такая...