Реквием каравану PQ-17. Миниатюры

В повести "Реквием каравану PQ-17" писатель воссоздает малоизвестную обстановку гибели в Арктике каравана транспортных судов Америки, Англии и Советского Союза, доставлявшего в СССР по ленд-лизу грузы. Эта повесть-реквием борцам с фашизмом, военным и торговым морякам союзников, и прежде всего советским морякам-североморцам. Миниатюры посвящены забытым страницам истории России.

Автор
Издательство Юнисам
Год 1991
ISBN 5-86986-107-1
Тираж 100000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 272
Сохранность Хорошая
Тип издания Авторский сборник
168
Нет в наличии
с 25 сентября 2019
История цены:
Средний отзыв:
5
* * * * *
Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
5 5
* * * * *

Ох, какая же это книга! Если вы ещё не читали — срочно берите её в руки.

Во-первых, она рассказывает о соловецкой школе юнг — интереснейшей, но малооткрытой странице в истории Великой Отечественной войны. Готовили в ней практически смертников. 15-16-летних мальчишек за короткое время натаскивали в морском деле и отправляли прямиком на фронт. А шел 1942 год. Больше ничего, наверное, объяснять не надо.
Во-вторых, это книга автобиографическая и тем более ценная, потому как, действительно, не многим юнгам удалось выжить в той войне.
В-третьих, не часто можешь прочитать роман на эту тему без излишних слезовыжиманий и морализаторства. Всё в нем предельно честно и просто.
А все равно — страшно. У меня племянникам по 16 лет. И вот этих, лопоухих и бестолковых, на войну? Не дай Бог!

Прекрасная книга! Очень советую.

Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
5 5
* * * * *
Для похода в студеное море
Корабли собирает конвой.

Окопы передовых, партизанские края, оккупационное подполье, блокадный Ленинград... Эти страницы Великой Отечественной войны можно перелистывать долго. Реквием - еще одна такая страница - арктические конвои. Те самые, с поставками по ленд-лизу, транспорта везли в своих трюмах и на палубах танки, самолеты, оружие. Эти конвои нужно было довести до портов СССР: спрятать от немецкой разведки, защитить от налетов авиации, от атак подлодок и надводного флота. В теории доставку и защиту конвоев союзные войска должны были обеспечивать сообща. На практике своя рубашка к телу ближе.

Реквием каравану PQ-17 начинается задолго до выхода этого каравана из порта отправления, даже до роковой для СССР даты 22 июня 1941 года. Начинается он с экскурса в большую военно-морскую политику Великобритании, в её противостояние с Третьим рейхом, в борьбу за господство на море. Это вроде бы отдаленное начало неспроста - главная причина трагедии PQ-17 кроется не в тяжести войны или коварстве немцев - в политике, в её интригах, интересах и соображениях. Невольно вспоминается: "Во всём мире у нас только два верных союзника – наша армия и флот".

Караван PQ-17 был рассеян на пути в порт назначения. Самые мощные и боеспособные корабли прикрытия оставили его, подчиняясь приказам своего командования, надеясь, что уходят для сражения. Груженые транспорта, рассеянные в арктических водах остались ждать избиения. Немцы долго не могли поверить в это, подозревали коварную ловушку. К сожалению, ловушки не было. Были лишь несколько кораблей прикрытия, пытавшиеся еще что-то сделать. Были растерянные команды. Были немецкие моряки. И было много погибших. Но треть - 11 транспортов - всё-таки дошли до порта назначения. Прорвались, пробились, выжили. Кажется, за этим "прорвались" уже не надо разъяснять, что нашлись не потерявшие головы, упрямые, смелые, везучие.

Пикуль вполне однозначен в своих оценках и обвинениях. В гибели конвоя он винит не матросов и командиров, качавшихся на волнах, а политиков, командовавших из теплых кабинетов. Те, кто стоит на палубе, в этой книге ведут себя по-разному - теряются, психуют, трусят или до конца упорно бьются и ведут корабли до цели - но все они являются жертвами, а не причинами трагедии.

О большой политике и большом предательстве, о жестокости и героизме, о трусости и сражениях, о жизни и смерти, о ледяной купели - Реквием каравану PQ-17.

Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
2 5
* * * * *

Валентин Пикуль, всем известный писатель исторического жанра с мировым именем, в конце своей жизни решил написать дилогию «Площадь павших бойцов», и в ее рамках и был создан роман «Барбаросса».
Как можно понять из названия, произведение про Вторую Мировую войну, про немецких полководцев, ну и про Сталина, конечно. Вообще упоминания про злого, подлого, жесткого, слабого, трусливого, глупого (можно продолжать до бесконечности, эпитетов там хватает) Сталина присутствуют просто на каждой странице текста, к середине это уже набивает оскомину. К сожалению, автор перегибает: очерняя советское руководство того времени, он доходит иногда просто до каких-то комических буффонад.

У себя на даче, в Кунцеве, Сталин устроил вечеринку. Подвыпив, «вождь народов» выразительно глянул на Калинина, и «всенародный староста», тряся козлиной бородкой, прошелся перед ним вприсядку; Сталин мигнул потом Микояну – и тот, воспрянув от стола с закусками, охотно сплясал для него лезгинку.

Да, разумеется, было бы глупо отрицать проколы Сталина, они были, это досказанные факты. Но были и хорошие, правильные решения, без них победа нашей страны была бы неосуществима. Конечно, главная роль в разгроме нацизма принадлежит нашему народу, но было бы наивно отрицать значение правильного руководства в любом важном деле. Поскольку роман, в основном, о Сталинградской битве, можно было бы вспомнить об успешной (!) стратегической операции «Уран», которая «ковалась» именно в Ставке Верховного Главнокомандования.
Много страниц отдано под описание истории Пакта Молотова-Риббентропа, который автор считает победой немецкой дипломатии. Опять же очень однобокая точка зрения: СССР, как, в общем, и все мировые державы того времени, отчаянно пытался отсрочить своё вступление в Мировую войну. Пакт Молотова-Риббентропа как раз и выполнял эту функцию: нападение на Совецкий Союз удалось отсрочить до 1941 года. Похожее соглашение было заключено между Ангией, Францией и Третьем Рейхом (Мюнхенское соглашение 1938 года), так что наш немецко-советский договор просто нельзя рассматривать так однобоко.
Единственный светлым пятном в «нашем советском хмуром быте» был, по мнению Пикуля, разумеется, Никита Сергеевич Хрущев, во времена которого и писался этот роман (совпадение ли?).

Хрущев, мужик с головой, понимал...

Сталин начал попросту издеваться над Хрущевым...

Главный герой же, собственно, Фридрих Паулюс показан нам, напротив, очень смышлёный и приятный человеком. Хороший семьянин, отличный стратег, лояльный коллега... В «немецкой линии» тоже есть некоторые исторические ошибки, но они менее значимы, имеют чисто художественные особенности.
Роман средний, у такого хорошего писателя, как Пикуль, есть произведения и получше, например, «Нечистая сила» или «Пером и шпагой». Разумеется, что в художественных творениях всегда находится место каким-то неточностям, историческим ошибкам, и это не страшно, неприятно только тогда, когда эти самых проколы на что-то очень сильно влияют, как в «Барбароссе». Нельзя так однобоко писать о таких сложных, болезненных темах, как о первых месяцах войны и предвоенном времени в СССР.
Как развлекательное чтиво (то есть просто для того, чтобы иметь ну хоть какое-то представление о том времени) роман неплох, но если вы ищете точных исторических фактов, лучше поищете другую книгу о том периоде.

Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
5 5
* * * * *

Я считаю, что "Реквием каравану PQ - 17" откровенно патриотический томан т.к. патриотизм проглядывается в каждой букве и каждой запятой. Особый интерес роман вызовет у любителей истории, описаний военных действий и всего с ними сопряженного.
Роман невероятно интересен, буквально пропитан военным юмором и смекалкой. Автор невероятно интересно преподносит информацию о Северном флоте и жизни подводников, описывая не быт, но особенности "морской" войны, стратегию, тактику, мелкие промахи и тотальные ошибки. Всё это способствует полному погружению в атмосферу этой самой "морской войны".
Не смотря на документальность произведения, оно невероятно эмоционально и каждый диалог несет в себе не только информационную нагрузку, но и эмоциональную.
Я считаю , что данный роман идеально подойдет для читателей, которые хотят устроить передышку в литературе, несущей меньше интеллектуальной нагрузки, как любовные романы и прочее.

Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
5 5
* * * * *

Валентин Пикуль сумел создать балладу о войне. Балладу о чести, храбрости и достоинстве война. Каждого война. Он уделяет достаточно слов отношению России и Америки, что дает почувствовать весь накал действа. И это лишь отойдя на шаг от Англии и остальных, за действиями, которых нам так же суждено наблюдать.

Перед нами разгар войны, Америка лишь начинает пускать водные караваны к берегам России. Вокруг происходят битвы, второй фронт значится лишь на бумаге. И где-то в глубинах океанов плывут смертоносные лодки.

Экипаж и сами лодки в праве могут считаться главными лицами данного текста. Чтобы не происходило вокруг, как бы не отличались все стороны конфликтов, но без этих людей, караван PQ-17 не смог бы дойти до берегов(вероятнее всего). Они являются ангелами для одних, и безудержными монстрами для вторых. И есть за что.

Итог один, эта одна из лучших историй о театре военных действий.

Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
5 5
* * * * *
Глупо удерживать человека, если его позовет море.
Эти призывы морей особенно хорошо слышны в юности.


Стыдно сказать, сколько лет я планировала снова добраться до Пикуля. Почему-то, несмотря на многочисленные советы, мою любовь к исторической прозе и прекрасный опыт первого знакомства, я постоянно отодвигала его куда-то. Но вот случайно попалась мне на глаза повесть «Мальчики с бантиками» и я поняла, что дальше отодвигать уже нельзя. И снова как и с первой его книгой стопроцентное попадание.

Да и как мне могло не понравиться? Во-первых, я люблю книги, в которых затрагивается учебный процесс вне зависимости от учебного заведения. А тут этого в избытке. Мальчишкам 14-17 лет пришлось не только за год выучить новую профессию, но для начала еще и построить свою школу, и выкопать землянки, чтобы было где жить и учиться. Тяжелые времена требуют большой и душевной, и физической отдачи, но и рождают при этом сильных людей.

Во-вторых, я очень люблю море и с самого детства фильмы и книги, связанные с морскими приключениями, кораблями и прочим, меня просто завораживали. Поэтому мне было абсолютно нескучно погрузиться в мир гироскопов, истинных меридианов, штагов, пиллерсов и иже с ними. Морская романтика есть морская романтика)

Ну, и в-третьих, мне нравятся советские книги о Великой Отечественной войне. Так как писали те, кто застал ее собственными глазами, больше уже никто не напишет. Они это пережили, прочувствовали и они могут это все передать. Вчерашние мальчишки бредят фронтом, понимая, что могут там умереть. Просто для них слова «защищать Родину» были не просто красивым лозунгом. Вечная память всем тем, кто подарил нам возможность жить в мире без фашизма. Вечная память тем, кто внес свою долю в великое дело Победы над захватчиками. И вечная память тем, кто отдал за это самое ценное – свою жизнь.

Конечно, не я принес Родине Победу. Не я один приблизил ее волшебный день. Но я сделал что мог.
В общем прекрасном Пиру Победы была маленькая капля и моего меду.

Реквием каравану PQ-17. Миниатюры
4 5
* * * * *

Несколько лет назад я была очень увлечена творчеством Валентина Пикуля , благо для этого, помимо непосредственно интереса к истории, к тому-же еще и дома было его собрание сочинений, что существенно облегчало выбор. Правда, порой , и глаза разбегались от обилия стольких интересных текстов, которые хочется все и сразу. Но думаю, что это знакомо большинству здесь присутствующих.

И вот в очередной раз захотелось вернуться к его творчеству. Выбор произведения не был случайным. Мне всегда интересна тема Великой Отечественной войны и в литературе, и в кинематографе. Как и путь взросления и возмужания юного поколения.

Поколению тех грозных и страшных лет приходилось это делать практически на ходу, молниеносно, времени на то, чтобы еще долгое время предаваться детству и детским играм у них совершенно не было. Они, будучи подростками, становились взрослыми, брали ответственность на себя за своих близких и родных, выживали, оставшись одни и , конечно, рвались на фронт.

Так и главный герой книги Савка Огурцов, эвакуировавшись с мамой из блокадного Ленинграда, всегда грезил морем и стремился попасть на флот, служить на нем, как и его отец, боевой комиссар. Оставшись один, он прилагает максимум усилий, чтобы осуществить свою заветную мечту и стать одним из слушателей только что образованной Школы Юнг.

Стоит ли говорить, что путь до моря был трудный и нелегкий, сложенный из первых побед и поражений, холода и голода, уроков военного искусства и отстаивания собственного мнения, зарождающегося чувства коллективизма и сплоченности, когда общие интересы превыше единоличных и банка варенья, съеденного под подушкой хуже факта воровства и только осуждения заслуживает тот, кто стремится здесь пересидеть тяжелые времена и учебу и новые знания рассматривает как досадную помеху.

Конечно, в большинстве своем они склонны к юношескому максимализму и категоричности, но и одновременно к самопожертвованию, стремлению к Победе любой ценой и готовы для этого делать все от них зависящее. И в этом их сила, их мужество и честь, достойные восхищения и уважения.