История религии. В поисках пути, истины и жизни + дополнительный том (комплект из 8 книг)

Книги Александра Меня ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ. В ПОИСКАХ ПУТИ, ИСТИНЫ И ЖИЗНИ - это повествование о духовных исканиях человечества. Читатель найдет в ней богатый материал о духовных традициях Древнего Востока, о религии и философии Древней Греции, о событиях библейской истории со времен вавилонского плена до прихода в мир Иисуса Христа. Издание исправленное и дополненное. Это увлекательное повествование об исторических событиях I тысячелетия н.э., связанных с распространением христианства. Автор рассказывает о миссионерской деятельности апостолов, учеников Иисуса Христа, взаимоотношениях христианской Церкви и государства, разделении единой Церкви Христовой на Западную и Восточную, крещении Руси, зарождении великой христианской культуры. Книги предназначены для преподавателей и учащихся средней школы, гимназий, лицеев, а также для всех, кто интересуется историей религии. Они могут быть использованы как самостоятельные учебные пособия и как дополнительный материал при изучении других исторических дисциплин.

Автор
Издательство СЛОВО/SLOVO
Язык русский
Год 1993
ISBN 5-85050-281-5 5-85050-287-4 5-85050-288-2 5-85050-289-0 5-85050-290-4 5-85050-291-2 5-85050-292-0 5-85050-266-1
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 2896
Тип носителя Печатная книга
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Эпоха публикации Букинистические издания
Тип подарочного издания Комплекты
Название История религии. В поисках пути, истины и жизни + дополнительный том (комплект из 8 книг)
Поисковое название издательство слово slovo
Сохранность Хорошая
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Религия
Направления нехудожественной литературы Религиозные исследования
Тип книги Букинистика
13500
Дата обновления
30 ноября 2019
История цены:
Средний отзыв:
4.1
* * * * *
История религии. В поисках пути, истины и жизни + дополнительный том (комплект из 8 книг)
5 5
* * * * *

Вот сейчас я пишу эту рецензию и уже чувствую, как начинаю скучать по трудам отца А. Меня и хочу поскорее вернуться к ним. Прекрасно, что за свою недолгую жизнь он успел так много написать!
Уже понятно, что это будет восторженный отзыв. Мне кажется, А. Мень - это ангел, спустившийся на землю, чтобы люди не забывали о существовании Бога. Глупая шутка, скажете вы? Нет, это правда! скажу я. Ладно, на самом деле я никогда ещё не сталкивалась с тем, чтобы автор так уверенно, спокойно доказывал то, что Бог существует. Будто бы он даже и не доказывает это, а просто рассказывает о том, что ему прекрасно известно. Иногда писатели впечатляюще передают суть любви к Богу, смирения, величия Церкви и т.д. Философские доказательства бытия Бога также, бывает, поражают своей строгой определённостью. Но это - совсем другое дело. Мне сложно представить себе такого человека, кто отмахнётся от слов А. Меня. С тем, что он говорит, как будто не поспоришь, если попытаешься - то у него есть ответ, будьте уверены. Иногда, читая его размышления, я думала "Ну, хорошо, это выглядит убедительно, но вот такой-то аргумент может всё опровергнуть, а про него тут ни слова не сказано!" И неожиданно, через пару страниц я встречала ответ на свой вопрос! Таким образом "Истоки религии" стали для меня абсолютно целостным, не оставляющим после себя никаких вопросов, произведением.
При этом отец А. Мень сделал очень ловкий и умный ход: он начал свой труд с тома, посвящённого доказательствам бытия Бога. Его задумкой было составить фундаментальное исследование, в котором прослеживался бы ход всей религиозной мысли вплоть до её завершения в христианстве. То есть это не светское и не просто описательное исследование, оно имеет очевидную направленность и лейтмотив, который прослеживается буквально в каждой главе. И вот этот первый том, "Истоки религии", идеально подготавливает читателя к тому, чтобы вместе с автором двигаться по направлению к его главной мысли.
Обычно доказательства бытия Бога остаются предметом теологии, ассоциируются со средневековой философией, схоластикой. А. Мень открывает для нас новые грани этой проблемы, он действительно рассматривает вопрос о существовании Бога с разных сторон: тут и мнимый конфликт науки и религии, и марксизм, и разоблачение атеистической пропаганды, и сопоставление теории эволюции с событием Творения... Я бы искренне посоветовала эту книгу каждому, для кого религия - это не пустой звук и не досадный социологический факт, вызывающий презрение (кстати, о тех, для кого вера составляет предмет личной неприязни, А. Мень тоже упоминает).
С началом чтения такого важного многотомника не могу не упомянуть об одном огорчительном обстоятельстве: это отношение православной Церкви к отцу А. Меню. Обратите внимание: его книги не продаются ни в одном православном магазине (сама я покупаю их в католической книжной лавке), о нём редко говорят в данной среде, РПЦ не признаёт этого автора. Я-то полагала, всё дело в том, что А. Мень - чрезвычайно открытый человек, он говорит о христианстве в контексте иных религий и отдаёт им дань уважения. Всегда - именно о христианстве, а не конкретно о православии и без пафоса о "единственно истинной вере". Его размышления иллюстрируются выдержками из трудов не только православных, но и католических, даже протестантских мыслителей. Будучи православным священником, А. Мень всегда оставался человеком по-настоящему широкой души. И такое пренебрежение делом всей его жизни - это огромное упущение для Церкви, на мой взгляд.
Настоятель одной из православных церквей недавно, объясняя мне почему А. Мень предан такой вот негласной анафеме, сказал: "Это в СССР наша Церковь была слаба, пришлось объединиться с католиками и протестантами, чисто внешне, иначе мы бы не выстояли. А Мень и в 90-х продолжал вот эту вот линию экуменизма, а зачем она нам? У нас - истинная вера, а все прочие от нас откололись, они нам не нужны. Так что взгляды Меня чужды нашей Церкви, и мысли у него есть неправильные, еретические такие что ли..." Вот так.

История религии. В поисках пути, истины и жизни + дополнительный том (комплект из 8 книг)
3 5
* * * * *

То, что я сейчас напишу, многим не понравится, так как я буду весьма радикален, но в таких вопросах намного лучше быть слишком строгим, чем слишком компромиссным.
Крайне неприятно удивлен двумя елейными рецензиями с оценкой 5: очевидно, их написали люди, полностью довольные современной религиозной ситуацией и состоянием "(пост)христианского мира", что мне представляется весьма странным.
Поэтому начну с нескольких критических уколов соседним рецензиям:

Он говорит о христианстве в контексте иных религий и отдаёт им дань уважения. Всегда - именно о христианстве, а не конкретно о православии и без пафоса о "единственно истинной вере".

- "христианство" в данном контексте - не совсем определимый термин, а психологическое возмущение "пафосом" интеллектуально несостоятельно.

Крайне критически относятся к наследию отца Александра, не проявляя терпимости к отдельным положениям этого наследия, которые в каких-то ракурсах можно принять за экуменизм. А православная церковь традиционно очень настороженно относится к некритичному экуменизму, и понять это, учитывая тяжелейшую историю церкви православной, можно и нужно. Экуменизм - крайне сложное и противоречивое явление, требующее сложнейшего теологического научного исследования.

- неясные выражения типа "некритичный экуменизм", тем более, Мень - экуменист самый радикальный, без всяких "ракурсов". Могу только порекомендовать статью про экуменизм на "Два Града". Экуменизм в пределе ведёт к отвержению Истины и принятию антихриста - точно не в обратном направлении! И осталось до него не так долго, как некоторые думают, скорее всего - десятилетия, и не надо на это работать.
Всем любителям искажений и модернизма необходимо задуматься о "духовных перспективах" своих читателей и ближайшего окружения на эти самые ближайшие десятилетия.
Касательно остальных комментариев к одной из рецензий: классическая "патологическая речь", постоянные сдвиги смысла и логические неточности. Особенно удивительно видеть такое в исполнении "профессионального" религиоведа :)
Теперь по следующей рецензии:

философы Уильям Джеймс, Анри Бергсон, плеяда выдающихся русских мастеров школы метафизики всеединства и близкие к ней (В. С. Соловьёв, князья Трубецкие, Н. С. Бердяев, их литературный гений- предшественник Ф.М. Достоевский

- прагматик ("опыт веры в опыт веры"), эзотерик-антихристианин ("всё - творческая эволюция: дьявол тоже творит"), псевдохристианские гностики-прогрессисты и околоправославный гностик-экзистенциалист :)

рассмотрение идеи К. Г. Юнга о коллективном подсознательном как о продолжении человеческого всеединства в Адаме

- антихристианская гностическо-оккультная порнография :)

румынского мастера М. Элиаде

- оккультно-фашистский шаман-синкретист, отравивший почти всё современное религиоведение демонической нуминозной сакральностью :)

метафизически истинное и прекрасное, что есть в различных религиях Востока (буддизм, индуизм)

- ничего метафизически истинного там нет, их мистико-аскетические формы - чистейший гностицизм-сатанизм ("антихристианская воздержанность"&"антилогос"), массовые формы - чистейшее язычество, а "успехи" последователей объясняются только психологией - и бесовской помощью :)
Иначе непонятно, зачем Христос - немного бы улучшили индуизм-сатанизм с убийственно-сексуальной Кали и готово :)

в богословии А.В. Мень вполне сопоставим с тем, кем является Г.В.Ф. Гегель в философии

- да, главные извратители и разрушители: Г.В.Ф. (главный враг философии) Гегель, по оценкам множества авторитетных исследователей (Фогелен, Шмеман и другие), является антихристианским гностиком-сатанистом.
Это особенно заметно по его "плодам" в чудовищных "радикальных теологиях".
А теперь про самого "самого православного человека в истории". Для начала небольшая "ошибка резидента":

Следуя по пути, проложенному созерцанием, индийские брахманы приходят к тому же, к чему приходили все мистики, в какое бы время и в каком бы народе они ни жили. Яджнявалкья и Будда, Плотин и Ареопагит, Мейстер Экхарт и Григорий Палама, каббалисты и Николай Кузанский, Яков Беме, Рейсбрук и множество других ясновидцев Востока и Запада с единодушием, которое невольно приводит в трепет, возвещают о том, что они познали, дойдя до самых пределов бытия. Все они как один свидетельствуют, что там исчезает все мыслимое и представимое, что там нет ничего и в то же время — неизречённая Полнота. Там невозможно найти ни одного из свойств мира, природы и духа; там нет ни добра, ни зла, ни света, ни тьмы, ни движения, ни покоя. Там царит нечто, превосходящее самую глубокую мысль человека, превосходящее само бытие. В священном мраке, скрывающем основу основ, они ощутили реальность Сущего, Абсолюта. Страшная, непереносимая тайна!..

- несомненно, это Бог :) - только больше похожий на Ктулху :)

Сказать, что 700 млн католиков и 350 млн протестантов находятся в заблуждении, а только мы одни истинная церковь — значит пребывать в безумной гордыне, ничем не оправданной.

- ну не верил человек в Истину (Путь и Жизнь), а верил во что-то другое. "Истина определяется голосованием".

Если выразиться кратко, для меня вера, которую я исповедую, есть Христианство как динамическая сила, объемлющая все стороны жизни, открытая ко всему, что создал Бог в природе и человеке. Я воспринимаю его не столько как религию, которая существовала в течение двадцати столетий минувшего, а как Путь в грядущее.

- это грядущее - синкретизм-плюрализм, разноплановая дистопия, антихрист, апокалипсис, вероятная духовная погибель миллиардов людей, которую Бог может и не захотеть "исправить".

Христианство и ислам имеют общие корни.

- христианство и сатанизм (самый разный!) тоже имеют "общие корни".

Все вдруг начинают читать, как сговорились, Серафима Роуза. Знаете, это единственный автор, книги которого я бы с удовольствием сжег. Собрал бы и сжег. Он пишет о том, что истинно православных людей, которые спасутся, очень мало. А если вдуматься, то настоящие православные - это он и еще несколько человек. А если уж по строгому рассмотрению, то останется он один. А что, все остальное человечество – для Бога плесень? Да? Его что, надо просто смахнуть в огонь и забыть?

- кажется, что Роуз был слишком радикален. Однако, представьте себе, например, что Богу делать с теми, кто желает провести жирный нажористый мейясной ритуал из одной из моих предыдущих рецензий?
Наверняка подвергнуть абсурдному "техпроцессу прожарки" ("временный ад"), а затем уравнять со святыми? :)
Из гарантированного апокатастасиса человек, не страдающий "скрытым материализмом-экзистенциализмом", может сразу вывести оптимальность немедленного всеобщего самоубийства :)
И самое главное:

Наивысшая точка расхождения между Церковью и миром состоит в том, что истинное Христианство есть религия спасения, а град земной исповедует религию самоспасения.

Блж. Августин прочертил два пути человека на земле:

история Града Божия, Града Небесного, града спасаемых, Церкви;
история града земного, града смешения, града погибающих, нового Вавилона, лжецеркви антихриста.

Эти два града имеют разное начало: Авель и Каин; разные пути: покаяние и гордость диавольская (pompa diaboli); и будут иметь разный конец: рай и ад.

Человеческий род не составляет единства или «всечеловечества», а разделен «на два разряда: один тех людей, которые живут по человеку, другой тех, которые живут по Богу. Эти разряды мы символически назвали двумя градами, то есть двумя обществами людей, из которых одному предназначено вечно царствовать с Богом, а другому подвергнуться вечному наказанию с диаволом».

https://dvagrada.ru/wiki/Религия_самоспасения
Можно быть очень "хорошим человеком", наслаждаться своим уютным ПГМом ("религиозным экзистенциализмом"), но если вы рекламируете разрушителя Православия (не только экумениста и модерниста, но даже почти синкретиста!) - то весьма согрешаете, и присоединяетесь тем самым к исповедующим "религию самоспасения". И наиболее опасны именно сложнораспознаваемые интеллектуальные "грешки".
И принадлежность к "правильной стороне" на 100% определяется отношением к Истине и Богу, а не к людям и миру. Среди последователей (не говоря уже о подготовителях!) антихриста наверняка будут даже "православные" меневцы и подобные, "ведущие высокую христианскую духовную жизнь".
На ожидаемые обвинения в "апокалиптизме" сразу отвечу цитатами из моей рецензии на Шмемана:
https://www.livelib.ru/review/1032058

Апостол Петр относит себя и всех первых христиан к «ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают». Сказать, что тебе всё равно, когда придет Христос, значит признаться в том, что ты Его не ждешь.

И очевидно, что хорошо бы конец мира наступил буквально в сию секунду, ибо земные блага - ничто по сравнению с вечными, а зло человечества постоянно увеличивается (!), но необходимо смириться и немного подождать :)
А если вы считаете, что человечество "духовно прогрессирует" (к антихристу - это почти неизбежно, а конец мира полностью неизбежен), то не являетесь мировоззренчески православными христианами и сильно рискуете мутациями своей религиозности (которых я уже насмотрелся достаточно много).

Если «Христианство» утверждает свободу отвергнуть Истину, то это антихристианство, Христианство наоборот.

https://dvagrada.ru/wiki/Антихристианство

"Психологизация религии" весьма опасна и надо быть более дальновидным и смотреть вперед на несколько десятилетий. Христианство - это не "духовность для", а размывание Истины уже привело к валу постмодернистской "теологии" для тех, кто хочет верить во что-то уже совсем подозрительное :)
"Ослепление ума и изменение сознания будут такими, что приведут к принятию и обожествлению антихриста".
Кстати, авторам хвалебных рецензий советую проверить свою веру чтением Тиллиха и других зубастых ихтиозавров :)

История религии. В поисках пути, истины и жизни + дополнительный том (комплект из 8 книг)
5 5
* * * * *

Считаю книгу отца Александра Меня очень хорошим, ответственным богословски- популяризаторским трудом. Это первый том серии книг по истории древних религий до земной жизни Спасителя, Иисуса Христа. Вместе с тем, эта книга- настраивание читателя к религиозной идее непривыкшего, настраивание на принятие богословской, духовной мысли, мысли веры в Бога без отвержения этой мысли с порога, без агрессивности по отношению к религиозной картине мира.
Это книга хороша тем, что целью тона, в котором она написана, является не декларативное внушение определённых богословских истин, а попытка тезисно- аргументированного их изложения. Иными словами, книга больше похожа не на агиографическую (житийную) апологию, а на вполне себе научно- публицистическую монографию.
Отец А. В. Мень в юности был учёным- биологом. Научный стиль аргументированного изложения ему органически близок, А. В. Меня можно считать именно талантливым автором- учёным, а его книгу трудом, ориентированным на читателя- студента, и старше - работника интеллектуального труда, привыкшего к чтению и/ или писанию серьёзных монографических исследований. Прорабатывая книгу Меня, читатель должен подготовиться к высокому информативному уровню, к вовлечённости в идеи, предлагаемые к изучению. Зачастую, для того, чтобы детально, основательно, принципиально понять для себя - согласен ли ты с тезисами, выдвигаемыми Менем, нужно обстоятельно конспектировать книгу. Автор стремится не только к тому, чтобы убедить читателя в своих идеях, но и к тому, чтобы был ясен и наглядно выражен механизм этого убеждения. Мень стремится быть последовательно объективен. Если читатель материалист- атеист сомневается в объективности Меня, но если он в то же время хочет быть объективно честен по отношению к труду Меня и к самому себе - он должен проделать фундаментальную работу с попыткой потезисного опровержения доводов Меня, настолько они серьёзны, в этом я убеждён (для меня образцом такой работы является ''Критика гегелевской философии права'', которую К. Маркс провёл в 1843 году, а в богословии А. В. Мень вполне сопоставим с тем, кем является Г. Ф. Гегель в философии).
Содержательно 1 том А. В. Меня можно считать кратким очерком истории развития физики, биологии, психологии, антропологии с точки зрения сравнения взглядов Церкви и научной материалистической традиции на сотворение мира (возникновение и физическое развитие Вселенной), антропогенез, на психологию религиозной веры, на историю возникновения религии как таковой. Мень стремится доказать, что возможные противоречия религии и объективной фундаментальной науки на означенные вопросы не являются антагонистичными, если не отягчены идеологической предпосылкой тотального неприятия любого религиозного тезиса. Иными словами - фундаментальная наука не доказывает и принципиально не может доказать отсутствия Бога, ибо Он действительно, фактически, а не абстрактно, есть; фундаментальная наука не может предъявить доказательств несовместимости фундаментальных законов мироздания с бытием Бога, ибо эти фундаментальные законы Богом сотворены. Сторонниками А. В. Меня в этом являются учёные с такими величайшими именами как Альберт Эйнштейн, Георг Мендель, Вернер Гейзенберг, философы Уильям Джеймс, Анри Бергсон, плеяда выдающихся русских мастеров школы метафизики всеединства и близкие к ней (В. С. Соловьёв, князья Трубецкие, Н. С. Бердяев, их литературный гений- предшественник Ф. М. Достоевский и многие талантливые ученики), и, конечно, здесь названы не все, если интересно - прочитайте хорошую книгу.
Интереснейшими главами книги являются размышления А. В. Меня о библейской идее Грехопадения как факторе глобального метафизического перерождения мира, новинкой для меня стало рассмотрение идеи К. Г. Юнга о коллективном подсознательном как о продолжении человеческого всеединства в Адаме, пусть и подорванном Грехопадением, но ведь восстановленном Спасительной Жертвой Христа, да святится Имя Его во веки веков!
---
Последующие тома хронологически рассматривают темы противостояния иудейского монотеизма разнообразным формам магических языческих религий (египетским, месопотамским, др. семитским), Мень стремится отобразить также то метафизически истинное и прекрасное, что есть в различных религиях Востока (буддизм, индуизм и т. п.) и Запада (греческие и римские формы). Благо, начиная с апостола Павла православие и католицизм соборно согласны с возможностью частичного приоткрытия Божественного Откровения даже для язычников, ибо все мы люди, потомки Адама...
Постараюсь предоставить свои дилетантские размышления по последующим томам по прочтению. Размышления эти будут либо забавными в своём дилетантизме, либо хоть сколько-то интересны, надеюсь...
---
Закончу эту заметку следующим предположением - для стремящегося к глубокому изучению истории религий скорее всего целесообразно читать труды А. В. Меня в связке с исследованиями румынского мастера М. Элиаде, а также в античной части - с исследованиями А. Ф. Лосева по античной эстетике, в части иудейской - с исследованиями умного советского атеиста А. Б. Рановича (для поверки с диаметрально противоположной трактовкой) и М. И. Рижского (скрупулёзные исследования отдельных частей Библии).
Совершенно незнаком с трудами по теме истории религий современного российского учёного А. Б. Зубова и великого американского писателя и популяризатора науки А. Азимова, но предполагаю понаслышке, что и они могут быть полезны.

История религии. В поисках пути, истины и жизни + дополнительный том (комплект из 8 книг)
5 5
* * * * *

Качественная книга. Написана доступным языком. Показывает в другом свете теорию эволюции и отношение науки и религии. Как сейчас принято, что наука отрицает религию, отрицает Бога, в этой книге четко показано что это не совсем так.

Читать крайне рекомендую всем, кому интересен иной взгляд на отношение науки и религии. Единственное, в книге много научных терминов, из-за которых прийдется обращаться к словарю.