Привидения

Генрик Ибсен - один из "властителей дум" на рубеже XIX-XX столетий, классик норвежской литературы и мировой драматургии. Его перу принадлежат такие известные пьесы, как "Бранд", "Пер Гюнт", "Столпы общества", "Враг народа" и многие-многие другие, вот уже полтора века не покидающие театральных подмостков. Творчество Ибсена в целом можно охарактеризовать как протест против компромиссов с совестью. В своих произведениях Ибсен проникает в самую суть жизни, помещая героев в ситуации, требующие от них искренности, силы и стремления к подлинной свободе духа. Однако в случае, когда герою удается быть честным с самим собой, помимо свободы, в качестве приза он обретает еще и одиночество. В настоящем издании представлены наиболее значительные пьесы Ибсена: "Кукольный дом", "Привидения" и "Строитель Сольнес".

Автор
Издательство Азбука-классика
Перевод Анна Ганзен , Петр Ганзен
Серия Азбука-классика
Язык русский
Год 2008
ISBN 978-5-395-00198-6
Тираж 10000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 288
Жанр Пьеса
Тип издания Авторский сборник
197
Нет в наличии
с 24 января 2019
Год выпуска: 2008
История цены:
Средний отзыв:
4.3
* * * * *
Привидения
4 5
* * * * *

Я часто думала: «Почему именно «Кукольный домик»»? Потому что книга о детях? О семье? Конечно, теперь, когда прочитала, всё понятно. Очень удачное название. И очень горькое послевкусие от этой пьесы. До тошноты какой-то. До зуда.
Жила-была одна семья. Муж, жена, трое замечательных детишек. Однажды в их жизни случилось несчастье, но они смогли его преодолеть, а сейчас дела пошли на лад и можно сказать, что всё хорошее только начинается, но...
Однажды жена солгала ему же, своему мужу, ради их же блага. И эта ложь вот-вот выйдет наружу. И кукольный домик станет карточным, потому что она понимает, что это катастрофа. И что тому станет виной, непонятно: её ложь, её поступок, его гордость. Скорее всего всё вместе.

Больно читать о таких отношениях, где женщина всего лишь игрушка, украшение дома. Отца, мужа, брата, если он есть.
Она должна быть украсой дома, продолжательницей рода. Красивая, декоративная, живая кукла, которая беспрекословно подчиняется и не смеет ослушаться своего хозяина.
Его слова, действия- закон. И кто ты такая, чтобы диктовать свои порядки?!

Восемь лет «мусяли-пусяли» и ни разу не поговорили о серьёзных вещах. О том, что может кому-то больно, трудно, тяжело. Может кого-то что-то беспокоит, болит, волнует. Мало ли что иногда не устраивает человека в семейной жизни.
Но когда нависла угроза над обеими, каждый показал, чего стоят их чувства. Тельмер забился птичкой в тревоге за себя. С Норы упала пелена уютного домашнего очага.
Кукольный домик на то и кукольный, что он не прочный. И не навсегда. Иногда игрушки ломаются, а их хозяева вырастают.

Я их не презираю. Мне их очень и очень жалко. Что дальше? Вряд ли что-то хорошее.
А в доме подрастают очередные игрушки.
И да, я ещё могу понять, что уйти от мужа правильной и верное решение. Но Как? уйти от собственных детей?

Привидения
4 5
* * * * *

Не так часто я читаю пьесы, и вдруг захотелось. Подумано - сделано.
Итак, пьеса. В главных ролях - он и она, самая обычная семейная пара. Он - возглавил крупное предприятие, бизнесмен. Она - его жена. Он ворочает многомиллионными делами, ей - нельзя есть печенье, она ест его тайком. Он - думает много разных дум, от глобальных до помельче, она - украшение дома.

Я думаю, весь конфликт уже виден как на ладони. Она слишком много на себя берет(нет).

Нет, ну правда, изображает глупышку, хотя вполне себе предприимчивая дамочка, она мне, кстати, была крайне неприятна, особенно когда ее муж уходил со сцены. Хотя и сцены вдвоем с мужем - отвратны. "Ах ты, моя голубка, моя пусечка, не ела ли ты на ночь три печенья?" Пусечка. Тьфу. Нора подыгрывала ему, конечно. А за спиной проворачивала не меньшие аферы, как по мне. Вот я теперь даже не знаю, что бы сказал Тельмер, если бы сразу узнал, откуда она взяла деньги на его лечение, принял бы он их. Не знаю даже, кто мне больше неприятен. Хельмер с его отношением к женщинам как к "золотым рыбкам" с их долговременной памятью, или Нора с ее уловками и увертками и лицемерием. Зато Хельмер искренен в своем отношении. Зато Нора неглупа. Такая палка о двух концах.

А в общем, брак их - фальшивка с самого начала. Так что неудивителен и конец. Но если честно, я была рада финалу. Он правильный, жаль только что Норе теперь придется нелегко. Да и Тельмера по голове на работе не погладят. Зато у них теперь есть шанс начать по-настоящему жить, а не играть роли (Норе) и не быть обманутым (Тельмеру).

Привидения
4 5
* * * * *

Совсем небольшое произведение, но довольно сильное, перетерпевшее ряд колоссальных изменений в атмосфере и подаче. То, что начинается как милая и веселая зарисовка семейной жизни, где в главных ролях легкомысленная куколка-жена и снисходительный к ней любимый муж, заканчивается драмой, от которое веет холодом и отчужденностью. Но не трагичной, нет, любая нитка терпения когда-нибудь лопается, скромная ромашка расцветет в гордую и колючую розу. А напряжение будет нарастать во время всего повествования, откроются тайны казалось бы счастливой семейной жизни Норы и Хельмера, а на деле был неплохой кукольный театр. Но живут же и так, бывает всякое, и продолжают жизнь, чтобы сохранить все что построено, и не важно как.

Самое обидное наверное, это когда тебя не то чтобы не принимают всерьез, а когда тебя не хотят просто понять. Когда делаешь все для того чтобы помочь, сохранить, вытащить из несчастья, а в ответ летят куча обвинений. Да пусть пришлось идти против правил, но сразу опускаться до громких и пафосных слов, не желая даже подумать о ситуации и вообще выбрать куда более достойную речь? И это называется близкий человек, очень печально. А еще обиднее когда все выясняется совершенно случайно или в тяжелой обстановке. Родное стало вдруг чужим, и целая картина мира разрушалась в голове. Муж главной героине вызвал у меня, понятное дело, брезгливое чувство, своим поступком в финале. Пусть его мировоззрение вполне обычное для многих мужчин того времени, да и не только, пусть. Но такое отношение и главное, такое лицемерие, это все надо было как-то переварить, хочешь быть достойным человеком, так будь им в своих поступках, а не кидайся то влево, то вправо. Это поведение свойственно как раз пустоголовым пташкам и куколкам а не взрослому и самодостаточному человеку, каким себя естественно считал образцовый муж.

К Норе у меня тоже далеко неоднозначные чувства, в основном из-за финала. Понимаю, что автор хотел этим донести, понимаю и саму Нору, которой надоело быть фарфоровой куклой для украшения, но. Характер, свобода души, собственное мнение и желания добиться уважения к себе это прекрасно, это моральный рост, пусть он и приходит в пьесе искусственно внезапно. Только если уж в чем-то возвышаться, то не надо опускаться в другом, а именно это и произошло. Зато все красиво так вышло и памятник воплощению гордости можно возводить. Субъективное мнение конечно.

А так произведение актуально до сих пор и будет актуально пока существует такое понятие как брак. Многие проблемы исходят из нежелании поговорить друг с другом, выслушать и уважать партнера как личность. Удобнее прятаться за симпатичным фасадом и театральными масками. Но повторюсь, так жили и так будут жить. Потому что в жизни не все так просто, а красиво разрезать клубок ниток чаще можно только на бумаге с открытым финалом.

Привидения
5 5
* * * * *

Семья. Квартира, в которой она живет - кукольный домик. Кукольный… Значит, игрушечный. И живут в нем куколки. Если игрушечный, значит есть тот, кто играет с ними. Кто играет с куколками в кукольном домике? Хозяин. А кто же он? Мужчина… Как же так?

Вот так. Такое распределение ролей. Почему? Так сложилось, кроме того, было подкреплено законодательно. Мужчина добытчик и покровитель, а женщина рожает ему потомство, обеспечивает быт, и улыбается! Что плохого? Вроде бы и ничего плохого, если других потребностей у женщины нет. Если все ее устраивает и везде ей приятно и радостно. Словом, если шапка по размеру. Если шапка велика - так никто ее замуж не возьмет, зачем? А если шапка мала и жмет? Можно терпеть. Хитрить. Но природу то не спрячешь, все равно предательски выдаст. А если учитывать, что правила регламентированы законом это «предательство» может кончиться плачевно. То есть, уродилась чуть умнее куклы, чуть ответственнее ее, чуть смелее - терпи или убей себя головой об стену! И совершенно неважно, что благодаря этому женщина спасла мужа, спасла семью и их кукольный мир. Притворяясь при этом куклой, из уважения к правилам игры. Игры, правила которой ее же и обсчитали. Притворяюсь, терплю, улыбаюсь, притворяюсь…

Стоп! Зачем? Какой абсурд!

Вот он, вот он - мотив зарождения феминизма! Вот все признаки революционной ситуации - верхи хотят, но уже не могут, низы еще могут, но уже не хотят! (верхи, низы - ха-ха!!!)
(А каких-то сто страниц в электоронной книге против тяжеловесных томов марксизма-ленинизма, к слову современников Ибсена и писавших о том же. Короче, надо было, короче и вас бы перечитывали бы, уважаемые!)

И уже не притворяюсь… Уйду. В ночь, в никуда… Оставайтесь сами в своем кукольном доме! А ну? Справитесь ли без меня?

Прошло сто лет.

Женщина, сжалься! Будь хоть чуточку послабее… Если бы мужская часть человечества знала - как оно тебя обидит, тогда, она, возможно бы одумалась своевременно. А может и нет. Человечество все-таки. Дети дома одни, наедине с телевизором, цитирующим порнографию и насилие. Или нет. Нет никаких детей. Зачем они? Ты устаешь, не улыбаешься, даже чувственность твоя притуплена… Женщина, оглянись, они давно сдались и ждут пощады! Не рази мечом больше, не надо, им уже мало места, они не хотят быть куклами, как ты тогда, а если хотят, то грош им цена…

Но если сжалишься - помни!
не жди многого от мужчины, не впадай в куклизм, который генетически может подсказывать неверные решения, предполагающий, что мужчина хозяин жизни и твоего кукольного дома - нет, западный мужчина уж не тот, его расслабила твоя сила за эти сто лет;
в тот момент, когда ты перегорела и хочешь уйти - он только созрел и осмелился на диалог; если ты примешь диалог, возможно получишь результат; а если не примешь - ничего не получишь;
о своей красоте, внешней и внутренней притягательности; и это не значит, что ты кукла; ведь если бы ты была ею, все решилось бы не в твою пользу еще тогда, сто лет назад…

Ты выиграла, женщина, наслаждайся! Браво мастер Ибсен! И спасибо…

Привидения
4 5
* * * * *

На первый взгляд счастливая семья: муж Торвальд, жена Нора и их трое детей. Живут в достатке, муж балует свою Белочку и нежно с ней сюсюкает. У жены нету других забот, кроме как радовать любимого красотой, веселостью и жизнерадостностью. Но чувствует ли молодая женщина себя удовлетворенной? В начале кажется, что да, ведь она производит впечатление совершенно неприспособленного к жизни существа, удел которого щебетать и украшать собою светские вечеринки. Разве может она иметь свое мнение, разве способна она на поступок? И вдруг оказывается, что вполне.

С этого момента начинается совершенно другая история, где мужу раскрывается страшная тайна: без его ведома Нора совершила преступление. И Торвальда уже не волнует, что жена руководствовалась благими намерениями, его репутация под вопросом, а любовь к супруге за секунду меняется и превращается в разочарование. Конечно, ведь Жаворонок создан только для того, чтобы петь.

К Норе приходит понимание того, что ее брак оказался фарсом, а муж - пустым и эгоистичным человеком. Она была лишь декорацией в семейной жизни и никогда не жила по-настоящему. Торвальд не любил ее - потому что ее не знал. Она была для него лишь хорошенькой куклой, и он отчаянно желал, чтобы все так и оставалось.

Ситуация, затронутая в пьесе, актуальна и на сегодняшний день. Очень часто мужья не желают видеть в женах самодостаточную личность. Им хватает внешней симпатичной оболочки, а мнение... кому оно нужно? Но мне кажется, что такая семья долго не продержится, ведь каждая женщина рано или поздно захочет быть услышанной.

Привидения
5 5
* * * * *
“Азбука"как и прежде - на высоте: не часто встречаются несколько выдающихся произведений в одной книге! Очень часто слышу голоса противников творчества этого Маэстро:дескать,что разумного может сказать сторонник "Красных"!?

Очевидно,что говорить так могут люди,ничуть не смыслящие в литературе,-те,что глухи и слепы одновременно.Виной тому время?Наверное...

По-моему,прочесть необходимо.Как не обратиться к этому Великому синтезу Родной Русской Классики и Скандинавских устоев.Любовь,вражда,дружба,смерть- эти бриллианты классицизма приобретают изящную Реалистическую огранку.Нет "черного",нет"белого",равно как и нет патетики "положительных"с "отрицательными".Автор не злоупотребляет морализаторством-не изрекает и не наставляет,но лишь рассуждает,стремясь прийти к консенсусу с Моралью,с Совестью...Все наносное и фальшивое испепеляется под призмой Правды.Фальшивые кукольные жизни разрушаются.Равновесие жизни-смерти приходит на смену социальной буре.Ибсен безжалостен,как безжалостна сама жизнь:читатели,вы не сможете оправдать героев перед предстоящим Страшным Судом,ибо им всегда предоставлялась возможность Выбора(вот еще одно непреложное правило в творчестве Ибсена-Выбор).Они его сделали,говорит автор,-выбрав аутодафе.