И это все о нем

Сила романа — в непримиримости с явлениями обывательщины, мещанства, хищного приобретательства, преступного отношения к работе. Главный герой романа — Евгений Столетов — утверждает своей жизнью гражданское мужество и социальную активность, подвиг души, нравственное горение и романтический полет.

Автор
Издательство Восточно-Сибирское книжное издательство
Редактор А. Расторгуева
Серия Сибирская библиотека для детей и юношества
Год 1988
ISBN 5-7424-0020-9
Тираж 100000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 464
Тип издания Отдельное издание
Сохранность Хорошая
133
Нет в наличии
с 26 апреля 2019
Год выпуска: 1988
История цены:
Средний отзыв:
4.1
* * * * *
И это все о нем
5 5
* * * * *

Я люблю советские книги. Про трудовых людей, про их стремление сделать мир лучше, светлее, дружнее. В этих книгах есть смысл. После них только оглядываться на сегодняшнюю бытийность страшно, когда каждый за себя и волк.

Ну, ладно не будем о моем любимом больном) Лучше о книге. Она интересна тем, что как раз указывает на преступление, которое сложно осудить. Когда все сделано руками других, голосами других, поступками других людей, хоть все и подогревалось кем-то одним, но без доказательств, просто там слово, там дело. Там не обратили внимание, там не досмотрели, тут проигнорировали, а этот человек просто в нужную минуту отвернулся. Здесь нет вопроса, что же делать, когда такое происходит. Тут больше рассказ про то, как такое попустительство происходит. Как один факт влияет на другой и вот мы имеем, точнее не имеем открытого, честного, чувствующего и стремящегося парня, который мог бы много хорошего сделать, но успел сделать только одно большое дело, то что заметили, но это была его жизнь, вся такая, просто другие дела были не столь масштабны, но столь же направлены на помощь жизни, когда люди стремятся обогатить не себя, а всю страну, ведь если она богата, то и каждый человек в ней будет богат, а не кто-то один за счет рабочих спин, умов, рук других.

Тут книга о рабочей, простой деревне. Любование этими людьми, руками, спинами и умами. Любование тем, как то к чему стремились наконец-то осуществляется:

Черт возьми, что происходило в Сосновке и ее окрестностях! Только за год, подсчитал в уме Прохоров, шесть сельчан побывали в заграничных туристских поездках, девятнадцатилетний Генка Попов свободно говорил на английском, начальник лесопункта изобретал трактор, парторг Голубинь, имея уже одно высшее образование, заочно учился на историческом факультете педагогического института, тракторист и секретарь райкома сошлись на Селинджере.
Когда Прохорову было столько же лет, сколько сейчас Кириллу Бойченко, председатель их колхоза имел четырехклассное образование, секретарь райкома ВЛКСМ ходил в драном полупальто и спрашивал Прохорова: «Я с тобой уже поздоровкался?», заграница казалась далекой, как луна, слово «синекура» никто не знал, из американских писателей был известен только Теодор Драйзер; в районном центре бегало всего два легковых автомобиля марки М-1 — первого секретаря райкома и начальника райотдела КГБ… Подумать только, что это было немного больше двадцати лет тому назад!

Вот ради того, чтобы люди так жили и были революции, ради того, чтобы они все это умели и знали - защищали родину голыми руками и могли худые, измученные поднять на гору пушку, когда ее сытые и довольные в том же числе сдвинуть не смогли на обратном пути. Эта книга радости. Ода, если хотите природе, Сибири, труду человеческому, жизни.

И от того удивительно, что ты читаешь книгу, где уже есть смерть одного из тех про кого эта ода. Ты не понимаешь как же так, как это случилось и из абзаца в абзац автор тебе рассказывать как. Вот говорит он, если ты, честный человек, где-то умолчал, где-то не доглядел, где-то повелся на сплетню, вот что будет. Ты потеряешь того, кто стоит с тобой в одном строю. Смотри, береги, думай, действуй и люби! Люби то ради чего ты все это делаешь. Лелей свою страну, свой народ, смотри в эти озера, реки синие, в эти леса и поля. Это ведь все твое, родное, Ты хозяин.

Ну, как мы всем этим распорядились, мы с вами знаем. Теперь хорошо, если сквер хотя бы наш) А книга, конечна, удивительная, как большинство советских книг о трудящихся людях.

Не смогла пройти мимо этой цитаты:

— Вы отсталый тип! — упоенно закричал Сухов. — Дважды два уже давно не четыре!
Он вскочил, зарычал:
— Новосибирские математики, развивая теорию Эйнштейна, выяснили, что близ Земли дважды два не четыре, а на три миллиардных больше… В районе Марса эта величина изменяется еще на одну сотую своей величины… В межгалактическом пространстве десятичная система исчисления вообще, по-видимому, неприменима…
Если вы видели видео о том, какие мы все разные и как имеем право считать, что 2+2=22, то вы поймете почему эта цитата меня привлекла. Но тут у человека хотя бы действительно научная причина есть говорить что 2+2 не четыре)
И это все о нем
4 5
* * * * *

Мне понравился этот роман, наверное, потому, что я увидела в нем вовсе не детектив, а драматичную историю, но не человека, а времени. Мне кажется, что Липатов пытался передать дух эпохи, показать уже ощутимое начало конца, отразить важность вечных ценностей.

Прохоров, он словно усыпляет внимание своим поведением, а внутри он совершенно другой.

Столетов – принципиальный, горящий и сгорающий за правду, за свою веру. А ведь молодежь так и старались воспитывать – ответственными, отдающими все ради общего блага, как это благо не назови, комсомолом, коммунизмом, обществом, ячейкой общества, это не так уж и важно.

И как противопоставление Столетову в романе действует Гасилов. У этого жабеныша даже фамилия предупреждает – этот погасит и не пожалеет гасимого.

Жаль, что Гасиловы, чаще всего и гасят таких Столетовых. Уж как размножились и зажирели эти Гасиловы в 90-х, до сих пор за каждым пеньком торчат. А вот таких как Столетовых, на которых держалась и благодаря которым развивалась поднимающаяся после войны страна, все меньше и меньше... Жаль, такие парни в любое время являются двигателем вперед, а Гасиловы всего лишь тормозами, думающими, как бы не стерлась колодка, да как бы смазать погуще себя любимого. Жаль, потеряли мы некий воспитательный элемент, который сейчас, часто обобщая множество элементов и институтов, называют просто и подчас презрительно– идеологией, совершенно не задумываясь над тем, сколько же хорошего мы благодаря этой идеологии все же имели...

И это все о нем
4 5
* * * * *

Капитан милиции Александр Матвеевич Прохоров приезжает в деревню Сосновку для расследования обстоятельств гибели комсомольца Евгения Столетова.
Плавно и размеренно читатель погружается в жизнь сибирского посёлка: внимательно наблюдает за протекающей Обью, за облаками и звёздами, за всеми копошащимися и поющими птицами (дроздами, кукушками, скворцами, курами, петухами, сороками, воробьями). Читатель всегда в курсе, какая погода на данный момент в районе наблюдаемого объекта: палит ли солнце (не Сосновка, а Нью-Гагра), идёт ли дождь или собирается гроза, воздух душен или свеж. Слышит все песни, звучащие из окон домов или на улицах... Цепким милицейским взглядом капитана Прохорова видит всех жителей деревни: их носы, глаза, подбородки, волосы, плечи, осанку. Наблюдает читатель и за отношениями, складывающимися не любовными треугольниками, а непонятными замысловатыми геометрическими фигурами.

Ах, жизнь, жизнь! Соня Лунина ходит по тропинкам за Женькой Столетовым, за Соней Луниной ходит влюбленный в нее Андрюшка Лузгин, к Анне Лукьяненок, которая не может жить без Столетова, бегает технорук Петухов, решивший жениться на Людмиле Гасиловой, столетовской возлюбленной.


Виль Липатов остаётся верен себе: боль трагедии, основная тема гасиловщины и борьбы с нею раскрывается медленно и незаметно, как и образ главного героя Женьки Столетова. Автор постоянно отвлекает нас на перемены в настроении Прохорова, его "преображения", его раздумья и предположения. Часто выставляет капитана в невыгодном свете. В коричневом цвете, если применить цветовую гамму Викентия Алексеевича Радина. Но как оперативный работник Александр Матвеевич постепенно меняет окрас на красный, даже пунцовый, так и читатель вдруг видит всю картину преступления ярко и полноценно, она складывается в огромное полотно.
И хочется подражать Женьке, как это делают почти все жители деревни, хочется сказать искренне: «Такие люди, как Евгений Столетов, не должны умирать!»

И это все о нем
2 5
* * * * *

Несмотря на то, что история О нем прочиталась не без интереса, более идеологически душной книги я давно не встречала! По мне, она не интересна ни как детектив, ни как драма, и это действительно печально - ведь ожидала я гораздо большего!

Многообещающее начало - на лесозаготовке, спрыгнув с платформы поезда, погиб молодой парень Евгений Столетов, и следователь Прохоров из райцентра приехал расследовать его смерть. В селе, где жил Евгений, и на работе у него было много друзей, как и много таких, кто его недолюбливал и даже ненавидел. Особенность погибшего парня - он был идеологически правильным, настоящим молодым коммунистом, искренне верящий в технический прогресс, социальную справедливость, вредность мещанства. Ему бы в руки пулемет - стал бы героем в Гражданскую, или в танк его - сражаться с реальным неприятелем в Отечественную. Но в мирной жизни 70-х его скрытые противники - самодовольное существование начальства, неприкрытое мещанство, неторопливая сытая жизнь. Евгений рвался в бой, пытаясь разоблачить махинации его будущего свекра, отца любимой, еще со школы, девушки. Плевал в колодец, откуда пил воду? Пытался нести свою правду и свой устав в семью, которая гостеприимно его встречала и кормила?

Для меня Евгений стал еще одним Павликом Морозовым, который не стремился ни к серьезной профессии, ни к созданию семьи, ни к поиску СВОЕГО места в жизни (все это были только отдаленные планы). Зато он боролся за справедливость, пер против течения, делал больно любившим его людям! И его смерть, глупая и бесполезная пришла неожиданным финалом(

Погиб поэт, невольник чести!

Герои книги, даже ненавидящие деятельность Евгения, им восхищались, подражали, говорили громкие слова Такие люди не должны погибать! Ах, как он болел душой за общее дело, как любил, какие письма писал предательнице-зазнобе! Фальшиво и ненатурально это выглядело бы в жизни! В книге это звучит грубой пропагандой - мол, вот каких орлов рождает Советская страна, смотрящих в будущее, непримиримых, слегка безумных своими идеями!

Нет, что-то с Липатовым у меня не срослось!(

И это все о нем
2 5
* * * * *

В который раз я повелась на аннотацию, тэги... Классический детектив. Увольте, для меня это означает строгий язык, минимум философии, максимум напряжения. Здесь же при чтении романа порой забывалось, какой именно жанр и нужно найти убийцу.
Следователь вообще мне показался невнятным: себе на уме, много отступлений не по теме, его размышления приходилось перечитывать несколько раз порой, чтобы вникнуть в суть. Жаль, я удалила закладку с цитатой по поводу "меньше философии".
Фраза «Такие люди, как Евгений Столетов, не должны умирать!» начинала надоедать и в такие моменты я откладывала книгу.

Книга шла мне со скрипом, решила фильм посмотреть. Но впечатление осталось то же самое: та же вязкость. Не спас даже Леонов. Очень жаль.

И это все о нем
4 5
* * * * *

Это, конечно, не детектив, а драма, облеченная автором в форму оперативного расследования. Такой авторский прием.
К сожалению, на сегодняшний день роман не актуален, а потому акценты современного читателя расставляются иначе. Сейчас уже нет борьбы с мещанством. Да и само понятие "мещанство" не используется, а если и встречается, то не в негативном смысле. У меня, например, не сложилось отрицательного отношения к Гасилову, хотя кое-что в нем, безусловно, неприятно, а именно: его вранье и двуличность. Но его практичность и предприимчивость мне импонируют. Он нашел способ зарабатывать, особо не напрягаясь. Я даже похвалила бы его за это. А комсомольцы, которые на него нападали, максималисты и правдолюбы. Тоже хорошие качества. Ситуация, описанная в романе, мне понятна. В семидесятые подобное разоблачение было справедливым и нужным. Тогда существовали иные законы, принципы, страна и молодежь, ведомая Комсомолом, шли в ином направлении, нежели сегодня. Пожалуй, роман интересен с точки зрения исторической: узнать, как было тогда, как жили тогда. Извлечь из него какие-либо уроки современному читателю вряд ли удастся.
"Адская милицейская служба" - те слова, актуальность которых никогда не пройдет. Вот уж поистине адская!
Не понравились долгие описания, медленное повествование. Это стиль Липатова - никуда не торопиться, основательно описать каждое движение, каждый вдох, шелест каждого листочка. Мне больше нравится динамичность в произведениях.

И это все о нем
4 5
* * * * *

Хорошая книга, хотя раскочегаривалась она очень неторопливо - главное не бросать через первые несколько десятков страниц. Чем-то напомнило "Никодимово озеро" Титаренко: вначале, хотя ситуация сама по себе достаточно прозрачна, совершенно непонятно, кто из персонажей в чем замешан и вообще чем они дышат - все что-то скрывают, у всех постоянно вскрываются неожиданные черты характера. Кстати, персонажи такие, как мне нравится в советских произведениях: крайне мало явно положительных или отрицательных личностей, в основном даже хорошие ребята имеют свои неприятные черты, а плохие ребята, в общем-то, тоже могут вызывать сочувствие.