Мозг фирмы

Книга всемирно известного английского ученого посвящена проблеме управления большими системами, в частности управлению промышленной фирмой. Сегодня подготовка управляющих решений требует от администраторов знания науки управления и владения вычислительной техникой как инструментом, способствующим успешной реализации принимаемых решений. Современная фирма характеризуется огромным разнообразием возможных состояний, поэтому управление ею должно строиться иерархически, что показано в первой части. Лучшим аналогом требуемой системы как жизнеспособного организма является центральная нервная система человека, созданная за миллионы лет естественного отбора. Во второй части рассматриваются функции органов человеческого организма, управляемых нервной системой. Доказывается необходимость первых четырех уровней системы управления фирмой. Пятому - высшему уровню управления и структуре построения фирмы, соответствующей предлагаемой автором модели, - посвящена третья часть книги. Даны практические рекомендации относительно функций всех подсистем управления фирмой при условии использования ЭВМ как инструмента непрерывного управления деятельностью фирмы и ее подразделений, использования ими ресурсов, инвестиций, а также преодоления надвигающихся трудностей или срывов работы. В высшей степени поучительна четвертая часть книги. Вместе со своими чилийскими коллегами С.Бир в кризисной и небезопасной обстановке создал систему управления экономикой целой страны, позволившую поддерживать правительство Альенде. Книга заканчивается рассмотрением опасностей, подстерегающих человечество, по мнению автора, "прежде всего из-за всеобщих недостатков в управлении". Для научных работников и специалистов, занимающихся организацией управления в больших социально-экономических системах.

Автор
Издательство Либроком
Перевод М. Лопухин
Язык русский
Год 2009
ISBN 978-5-397-00156-4
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 416
Тип носителя Печатная книга
Тип упаковки Целлофановый конверт
Мелованная бумага false
Цветные иллюстрации false
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Эпоха публикации Современные издания
Название Мозг фирмы
Комментарий 3-е издание.
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Бизнес-литература
Направления бизнес-литературы Менеджмент и управление, Управление персоналом
Тип книги Печатная книга
734
Нет в наличии
с 25 ноября 2019
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
3.8
* * * * *
Мозг фирмы
4 5
* * * * *

Оставим риторические, а потому бессодержательные вопросы относительно целесообразности перевода подобных книг: она найдет своего читателя и «осмысливателя». И даже своего «делателя». Предлагаю небольшую прогулку по страничкам с замечательными рассуждениями и примерами.
Отойдя не так далеко от начала, дойдя до стр. 31 можем найти такое: «Первый принцип управления сводится к тому, что управляющий является частью управляемой им системы». Не вижу никаких серьезных аргументов, опровергающих первый принцип. Какое практическое значение имеет абстрактный принцип? Например, такое. Сейчас абсолютному большинству россиян почти безразлично: знал ли Сталин о репрессиях в стране? А ведь не так давно сколько копий было сломано! Сколько информационных шумов, как сказал бы мистер Бир, присутствовало в системе обсуждения проблемы! Излишняя эмоциональность – это ведь тот ещё шум! Ответ очевиден: конечно, знал. Но самое интересное, как утверждают телеведущие, нас ждет после рекламы, не переключайтесь и оставайтесь с нами!
«Поведение есть функция законов управления». И такое: «Всё, что нужно системе, так это механизм, регистрирующий полезность или вредность стимулов, но эти термины…не несут этической нагрузки». Знает или нет тот или иной политик о происходящем вокруг него – тот самый риторический, значит, вопрос бессодержательный. Главным является вопрос о цели существования системы с точки зрения управляющего. Этим и определяется поведение управляющего. Что, Сталин был идиотом и жил в каком-то нереальном мире? Нет, всё знал. Вопрос: какова была цель и была ли она оправдана, уж простите, количественно?
Но его эпоха уже далеко и всё вышеперечисленное говорено-переговорено. А что «день грядущий нам готовит»? Знает ли ВВП о коррупции – пустой вопрос. Он в теме? Вопрос к правоохранителям, да на самом деле мне и не интересно это. Интересен, имхо, вопрос о выборе именного такого принципа управления. Без этических оценок, о чем говорит Бир. Кстати, хочу напомнить, что не только кибернетика, но и …психология этически нейтральна к «обсуждаемому» ею собственному предмету исследования. И тема выбора – это же книга целая! И кто знает, может быть, Бир и «нужен» для такой вот будущей книжки?
Особая глава, часть и книги, и жизни – чилийский проект. Мог ли я знать в середине 80-х годов, что через 20 лет передо мной будет почти такая же управленческая проблема (содержательно, конечно, не масштабно), что буду я «использовать» почти те же принципы и средства, бывшими в арсенале у Бира? Какая эстетика неопределенности! Поразительно. Нужда – мать изобретений. Например, мы столкнулись с проблемой информационных каналов из-за их известного состояния. А файлы, пусть и не такие большие, могли «забить» всю систему своей многочисленностью. Причем, передаваемы они должны в строго определенное и ограниченное время. Типичная информационная «пробка». Что делать? Как и Бир, мы пошли по принципу минимизации информации к передаче. Иными словами в информационные каналы поступала лишь изменяющаяся часть файла, а это был действительно мизер – пару-тройку цифр: 1,2,3. Или 20598. В результате стоимость месячных трансакций составляла в среднем около 23-25 рублей при ежедневном(!) выходе «в эфир».
Такая вот загогулина из дифференциальных уравнений, Сталина-Путина с Латинской Америкой и маленького кусочка большой России.
Beer forever!

Мозг фирмы
4 5
* * * * *

Классика экономической кибернетики и эволюционного менеджмента, автор - признанный авторитет в своей области, создатель единственной в своем роде системы кибернетического управления государством Киберсин, проработавшей в Чили до 1973 (вплоть до уничтожения в ходе военного переворота). Настольная книга любого, кто интересуется кибернетикой управления и историей ее становления.

Мозг фирмы
4 5
* * * * *

Рецензия Мозг фирмы Стэффорд Бир

- Не,ну и что дает это твое направление развития "внутрь"?
- Как - что? - буркнул он, - а что дает твое "во вне"?
- Ну вот же,на, - я сунул ему под нос раскрытую книгу :
...Когда мы обращаемся к управлению — будь то фирма или страна, или
международные дела, то встречаемся все с той же проблемой — проблемой
приспособления. Как мне представляется, она бросает вызов управлению. И
если эта проблема сводится к темпу технических перемен, то, по-видимому,
нет другой альтернативы, как обратиться к науке за ее решением...

- И - что? Чего же это твой Альенде - не успел, скинули ... А Пиночет -
успел.И страна ныне - без внешнего экономического долга.А при Альенде -
хаос сплошной был ...

- Так - сложились обстоятельства , - теперь уже я пошел на попятную.
- Обстоятельства, - продолжал бурчать Петруха, - ты вон, до сих пор
ковыряешься со своей 155-й серией ,стонешь ... Еще бы транзисторы МП 39 -
упомянул ...

- А уж ты, круче - чем яица, - не выдержал я, - на идеях Стэффорда Бира -
все современные "MRP" и "ERP" системы построены.
- Ну и что ж с того : глюков - выше крыши. Перешли с DOS, вот - и
расхлебываем ...
- Да это же - устаревшая операционка, прошлый - век, - рассмеялся я.
- Устаревшая ... - Петруха опрокинул стопку и закусил остывшим пельменем,
- "америкосы" до сих пор у себя в ВПК "Аду"- используют, и - не чешутся.
Перевели как-то крейсер на Windows NT, он у них - и крякнул. Надо сначала
- технологию вылизать, а потом - внедрять.

- Так - конкуренция же! - обрадовался я, - Кто ж тебе - даст? А
современные средства инфоромационных технологий - позволяют перерабатывать
эти огромные массивы информации ...
- Да башкой надо думать! - возмутился он, - вон, Василий Леонтьев, при
Брежневе еще все это предлагал, так - вытурили. А теперь, по его
экономическим моделям - Япония цветет и пахнет ... А то заладил :
технология, технология ... Кусок железа - вся эта твоя "технология":
дерьмо - на входе, дерьмо - на выходе ...

- Так это ты - программер , вот - и "лабай", - завел опять я свою песню,
- типа, с "бинарного" кода, перейди - на "троичный" ...
- Чтобы - повторить судьбу Брусенцова, - с сарказмом завершил мою мысль
Петруха.

- Батенька,- по отечески глянул он на меня, - Клод Шенон не зря старался :
бинарный код - самый устойчивый, по соотношению "сигнал-шум".
- А "фаззи-микросхемы" ? - уел я его.
- И че твои "фаззи", выше стиральных машин - нигде и не ставят ...

Э-хе-хе, - потянулся он, - надо базовые вещи развивать, фундаментальную
науку, "внутрь" - надо копать , глубже ...

Мозг фирмы
5 5
* * * * *

В основе кибернетики лежит идея о том, что все жизнеспособные системы (человек, компания, государство и т.д.) управляются одинаково. В книге описана такая универсальная 5-ти уровневая модель управления.
Последняя глава книги посвящена опыту внедрения этой модели в Чили.

Мозг фирмы
3 5
* * * * *

Ранее я уже упоминал об этой книге в своей заметке Автоматизация управления экономикой страны. Тогда меня очень заинтересовала эта страница истории Чили и я решил, что при возможности прочитаю эту книгу.

На деле эта книга не оправдала моих надежд. Написана она довольно нудно. Простые вещи обмусоливаются десятки страниц, а некоторые ничем не доказанные предположения преподносятся как единственно верное решение. Перевод тоже иногда кажется довольно буквальным: в глаза бросаются фразы типа "Отметьте, пожалуйста", что является прямой калькой с фразы "Please, note". Сколько ещё подобных кАлек есть в переводе - остаётся только догадываться.

Практически вся книга построена на одном единственном предположении, что человеческий мозг - самое совершенное устройство для принятия решений. Исходя из этого любая система управления чем бы то ни было, должна в точности воспроизводить нервную систему человека.

Я считаю это спорным утверждением. Нервная система сформировалась под действием законов эволюции. Известны примеры когда сформировавшиеся в ходе эволюции решения являются очевидно не самыми оптимальными. Например - в человеческом глазе нервы "подсоединены" к колбочкам и палочкам с внутренней стороны глаза, из-за чего в человеческом глазе есть "слепое пятно". Оптимальнее был бы глаз аналогичный глазу осьминога, у которого нервы "подсоединяются" к чувствительным клеткам с обратной стороны глаза. Другой яркий пример - Возвратный гортанный нерв. Этот нерв соединяет мозг с гортанью и проходит через грудную клетку - не самый оптимальный маршрут, особенно у жирафов. Становится очевидным, что нет никаких оснований считать идеальными человеческий мозг и всю нервную систему. Тут стоит подходить критически, Стаффорд Бир же слепо поклоняется гениальности природы.

Если отжать всю воду, то останется несколько довольно интересных мыслей. Например, система способная обучаться никогда не сможет работать без ошибок. Для того, чтобы система могла обучаться, у неё должно быть несколько вариантов реакции на раздражающее воздействие. В таком случае она сможет изменить соотношение разных реакций так, чтобы максимизировать вероятность принятия благоприятного решения. Если же система всегда будет реагировать одинаково, она не сможет приспособиться к изменившимся условиям. Она всегда будет поступать одинаково, не догадываясь о появлении более выгодной альтернативы. Если же имеется вероятность ошибки, система однажды ошибётся и либо удостоверится, что это неблагоприятное решение, либо узнает что оно более благоприятное и начнёт менять своё сложившееся поведение.

Другая важная мысль заключается в том, что строго иерархические системы обладают меньшей устойчивостью по сравнению с системами, где есть прямые связи между системами одного уровня и связи между системами, не связанными между собой напрямую по иерархии. Например, если рассматривать производство, где есть цеха, подчинённые одному руководству и выполняющие два этапа одного производства, то будет лучше если оба цеха будут знать о реальном положении дел друг у друга. Например, если цех, изготавливающий компоненты для сборки вторым цехом, вдруг начал отставать от графика, то второй цех может не торопиться и выполнить скопившуюся у себя работу аккуратнее, без ненужной спешки. И наоборот, если второй цех захлёбывается от работы, первый цех может снизить темп работы. Часто через общее руководство такого рода информацию передать бывает затруднительно: руководство однозначно воспринимает любые сбои рабочего графика как явление отрицательное. Что касается прямых связей между компонентами системы, стоящими на разных уровнях, то тут можно привести пример нелояльности руководителя среднего звена. Он может скрывать реальное положение дел от руководства и формировать неправильные указания своим подчинённым. Чтобы система в целом не зависела от сбоев в иерархии управления, нужна обратная связь, идущая в обход среднего звена. Более того, такие обходные связи становятся особенно нужны в период кризиса, когда подсистема не может самостоятельно справиться с проблемой. В таком случае надсистема может привлечь к решению проблемы соседнюю подсистему. Например, один цех не справляется с планом, а другой в этот момент простаивает. Надсистема может дать второму цеху часть работы, чтобы восполнить отставание от плана в первой системе.

Третья важная мысль - для правильного управления системой, особенно в период кризиса, очень важна оперативная информация. Если обработка информации бюрократической системой занимает слишком много времени, а принятое решение слишком долго спускается вниз, то велика вероятность того, что решение окажется не соответствующим текущей ситуации. Именно для этого система должна быть всё-таки иерархической, чтобы принятие решений осуществлялось в месте, близком к источнику информации и исполнителю решения. Переход проблемы на следующий уровень иерархии должен происходить лишь в том случае, когда подсистема бессильна справиться с проблемой самостоятельно и необходима помощь со стороны других подсистем.

Интересно то, что Стаффорд Бир, видимо, был неплохим программистом и аналитиком. Об этом говорит то, что он создавал модели отраслей экономики Чили, а также руководил процессом разработки программного обеспечения, которое должно было анализировать деятельность каждой из отраслей. Эта система должна была своевременно предвидеть проблемы взаимодействия разных отраслей, предотвращая кризисы. В книге, правда, об этих моделях и алгоритмах почти ничего не сообщается, что ещё раз разочаровывает.

Сам Стаффорд Бир всячески открещивался от приписываемого ему технокртизма. По его словам, он всегда старался использовать в быту необходимый минимум вещей. В том числе, старался считать в уме, не прибегал к помощи компьютера, когда достаточно было бумаги, ручки и электрической лампочки. Соответственно, компьютер использовал только тогда, когда проблему можно было решить только с его помощью. Подвергал критике общество потребления и (внимание!) связанную с ним индустрию досуга. По его словам, различные производители сноубордов, велосипедов, стремясь к совершенству продукции, доводят досуг по напряжённости до состояния, при котором он становится второй работой. Людям для проведения досуга становится необходимо разбираться, например, в материалах костюма аквалангиста, в дыхательных смесях, технических характеристиках баллонов и т.д. На мой взгляд, человек довольно далеко глядел из 1970-х годов, сумев хорошо уловить черты нынешнего общества потребления. Известные сейчас хобби вроде фотографии, велосипеда, горных лыж, сноуборда, компьютерных игр очень хорошо вписываются в это предречение. Люди вместо процесса часто начинают увлекаться инструментами, заменяя удовольствие от процесса удовольствием от новых приобретений. Объектами хобби становятся приобретение нового фотоаппарата, объектива к нему, цепи для пристёгивания велосипеда, горнолыжного костюма, видеокарты...

Мозг фирмы
4 5
* * * * *
Книга по содержанию весьма неплоха, хотя местами формулировки автора понять сложно. Много философии, практически нет математики. Обязательна к изучению для всех, кто интересуется организационной кибернетикой. Или историей проекта Cybersyn - ему посвящены целых четыре главы. К сожалению качество печати этого издания оставляет желать лучшего: местами буквы сливаются или не пропечатаны до конца - это доставляет дополнительно неудобство при чтении.
Мозг фирмы
4 5
* * * * *
По-настоящему научный подход к проблемам управления фирмой. Да, читать сложно, многие детали и терминология могут показаться устаревшими и непонятными. Но это не просто анализ жизненного пути одной или нескольких фирм на рынке, их финансовых показателей, интервью и с красивыми выводами. Это, если можно так сказать, попытка смоделировать "шарообразную фирму в вакууме" через проведение аналогии с функциональными системами человеческого организма. И попытка указать истинное предназначение информационных технологий и АСУ в ее организационной структуре, а главное - направление их развития.
Мозг фирмы
2 5
* * * * *
Это не формулировки автора понять сложно, а перевод такого низкого качества. Редактирование книги должен был проводить человек близко знакомый с кибернетикой. К сожалению такого, видимо, не нашлось в редакции.