Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич

Настоящий роман Алексея Николаевича Толстого представляет собой одно из лучших произведений, рассказывающих о Петре Великом и его колоритной эпохе. Основанное на многочисленных исторических документах, повествование зримо воскрешает переломные для России годы.

Автор
Издательство Панорама
Редактор Новиков К.
Серия Библиотека исторического романа
Год 1994
ISBN 5-85220-374-2
Тираж 50000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 672
Тип носителя Печатная книга
Мелованная бумага false
Цветные иллюстрации false
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Страна произведения Русская литература
Эпоха публикации Букинистические издания
Название Петр Первый
Сохранность Хорошая
Тип издания Отдельное издание
Период публикации Литература XX в.
Основной жанр книги Классическая проза
Происхождение произведения Русская литература
Направления художественной литературы Русская и советская проза XX века
Тип книги Букинистика
Эпоха публикации Букинистические издания
260
Дата обновления
30 ноября 2019
История цены:
Средний отзыв:
4.4
* * * * *
Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *
Роман «Петр Первый» — лучший образец жанра исторического романа в советской литературе.

Так гласит аннотация к книге, и с этим утверждением невозможно не согласиться. Даже знаменитый Валентин Пикуль со своими очень неплохими историческими романами выглядит лишь подражателем на фоне монументального, но, к великому сожалению, незаконченного труда Алексея Толстого.

Роман охватывает небольшой, по историческим меркам, период в 20 с небольшим лет, беря свое начало со времени смерти царя Федора Алексеевича в 1682 году и последующим приходом к власти царевны Софьи, и обрываясь на моменте взятия Нарвы у шведов в 1704 году. Личность Петра I, последнего царя Руси и первого императора России, является одной из самых противоречивых фигур в исторических процессах нашей страны и постоянно вызывает жаркие споры между "знатоками истории", которые сравнимы по своей лютости со спорами о Сталине. Заслуги Петра, как великого реформатора, трудно оспаривать. Человек, который перетряхнул всю Русь после почти столетнего сна под руководством первых Романовых, никогда не стоял за ценой этих перемен. Он был сторонником репрессий и никогда не боялся пустить кровь, потрепать закрома церкви, раздавить боярство или раздеть догола простой люд. Но при всем этом он имел сверхцель, достижение которой могло простить ему многое в глазах благодарных потомков.

К концу 17 века научно-технический прогресс в Европе далеко шагнул вперед. Делались новые научные открытия, способствующие коренным изменениям в тех или иных областях, менялись принципы ведения войн, европейские государства вели активную колониальную политику, используя ресурсы колоний для перераспределения зон влияния в самих метрополиях. Русь же отставала и отставала серьезно, будучи практически выключенной из европейских геополитических процессов.

Приход к власти Петра, всю свою юность проведшего на Немецкой слободе и с удовольствием впитавшего быт и привычки друзей-иноземцев, и видевшего в старой архаичной России угрозу своему существованию (привет отголоскам пережитых ужасов Стрелецкого бунта 1682 года), не замедлил сказаться на картине внутриполитической жизни Руси. Оглобли исторического пути России разворачиваются в сторону Запада. Азовские походы Петра в 1695 и 1696 годах выявили плачевное состояние русской армии, а также невозможность ее быстрой и спонтанной реорганизации в армию, отвечающую требованиям своего времени. Петр вместе с Великим посольством отправляется в Европу - впитывать новые знания. Именно после этой поездки по Европе, продлившейся больше года, и подавления очередного стрелецкого бунта, реформы, в корне меняющие жизнь на Руси, посыпались как из рога изобилия. Петр сильно торопится и допускает немало ошибок. Не готовый к новой большой войне, он, тем не менее, жаждет выхода на Балтийское море и оказывается втянут в борьбу со Швецией в составе крайне слабого союза России, Польши, Саксонии и Дании. Тяжелое поражение русских по Нарвой сводит на нет многолетнюю подготовку армии, и Петр вынужден аврально реорганизовывать ее наново. "За одного битого двух небитых дают" - эту поговорку всецело можно отнести к Петру во всем ее положительном смысле. Уже через год русские войска начинают одерживать победы в мелких сражениях, а в 1704 году берут крепость Нарву - ключ для входа в Прибалтику. На этом месте, без сомнения, великий исторический роман о великом историческом персонаже обрывается...

Алексей Толстой представляет читателю не историю отдельной исторической личности, но цельное историческое полотно эпохи. У романа множество действующих лиц, привносящих свою долю "правды" в весьма подробное повествование. От простолюдинов, умывающихся горькими слезами от тяжелой мужицкой жизни, до наемных иноземных военачальников высокого ранга, паразитирующих на бедах чужой страны. Толстой старается представить каждого персонажа непредвзято - Петр и его сподвижники не выглядят идеализированными фигурами. Так, к примеру, Петру ни чужды ни животный страх за свою жизнь, ни крайняя жестокость, позволяющая с легкостью отправлять людей на смерть, ни детская импульсивность в принятии важных решений. Его фаворит и ближайший сподвижник Александр Меньшиков - лихой и безбашенный рубака, готовый в любой момент умереть во славу царя, но при этом жуткий мот и казнокрад. Екатерина I, будущая жена Петра, плененная при взятии Мариенбурга эстонка Марта Скавронская, которой чудом посчастливилось вознестись с удела добычи простого солдата до любовницы царя.

Роман "Петр Первый" Алексея Толстого не просто лучший образец исторической литературы, а ее эталон, обладающий высокой степенью отражения исторической действительности (одни сцены баталий чего только стоят!!!), который можно смело рекомендовать каждому неравнодушному к истории России читателю.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
4 5
* * * * *
Иноземцы, бывавшие в Кремле, говорили с удивлением, что, не в пример Парижу, Вене, Лондону, Варшаве или Стокгольму, царский двор подобен более всего купеческой конторе. Ни галантного веселья, ни балов, ни игры, ни тонкого развлечения музыкой. Золотошубные бояре, надменные князья, знаменитые воеводы только и толковали в низеньких и жарких кремлевских покоях что о торговых сделках на пеньку, поташ, ворвань, зерно, кожи… Спорили и лаялись о ценах. Вздыхали – что, мол, вот земля обильна и всего много, а торговля плоха, обширны боярские вотчины, а продавать из них нечего. На Черном море – татары, к Балтийскому не пробьешься, Китай далеко, на севере все держат англичане. Воевать бы моря, да не под силу.
К тому же мало поворотливы были русские люди. Жили по-медвежьи за крепкими воротами, за неперелазным тыном в усадьбах на Москве. В день отстаивали три службы. Четыре раза плотно ели, да спали еще днем для приличия и здоровья. Свободного времени оставалось немного: боярину – ехать во дворец, дожидаться, когда царю угодно потребовать от него службы, купцу – сидеть у лавки, зазывать прохожих, приказному дьяку – сопеть над грамотами.


Про такие книги, как "Петр I" говорить что-то конкретное очень сложно. Как бы вам это на сравнении?.. А! Вот! Попробуйте кому-то рассказать про Эрмитаж. А? Во-о-от, то-то и оно. Ощущений на всю жизнь, а с чего начать рассказ не знаешь.

Скажу примерно так. Я не люблю исторические романы за то, что они не шибко достоверны, не очень интересны, и редко имеют четкую идею, обрамляющую художественный замысел. "Петр I" в целом достоверен (хотя и не без перегибов), очень интересен и вполне идеен. Идеи две - роль личности в истории народа и роль народа в истории государства.

Вторая идея еще больше оживляет роман (хотя местами неоправданно и растягивает его). Благодаря этому мы не только видим выдающихся людей, но понимаем всю историческую глубину бюрократии, мздоимства, подлости, злобы, бунташества (нынче это называется более модным словом "экстремизм"). Ну и в целом понятен народный менталитет.

Значимость царя Петра в том, что он уродился с другим менталитетом. Вот он, исторический парадокс - все дети царя Алексея Михайловича (во всяком случает по мужской линии) были больны и по очереди упокоились. Один лишь, более здоровый, уродился совершенно не таким. И встряхнул Россию.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Потрясающее произведение, подарившее мне три восхитительные бессонные ночи!

В центре этого замечательного романа-эпопеи противоречивая личность Петра I – великого русского царя, воина, строителя, реформатора, борца с закосневшим боярством. Заслуги Петра I неоспоримы, хоть деятельность его до сих пор является объектом споров историков. Толстой показал его становление и эволюционирование от ранимого ребенка к порой жестокому, буйному, порывистому правителю, несущему в себе множество отрицательных черт, но при этом, правителю, не имевшему, как такового, светского образования, самостоятельно обучившемуся четырнадцати ремеслам, радеющему за отчизну, испытавшему горечь поражений и радость побед, а оттого, лишь сильнее стремящемуся во что бы то ни стало изменить жизнь своего народа и возвысить Россию. Личность неординарного человека раскрывается перед читателем, его поступки обосновываются и становятся понятны.

Петр I изображается на фоне драматичного полотна исторической диорамы, но он не единственный главный герой эпопеи – наравне с ним отводится роль русскому народу, нашедшему олицетворение во многих героях, зачастую выдуманных. Это свободолюбивый Федька Умойся Грязью, чувствующий и взращивающий красоту Андрей Голиков, изобретательные Кузьма Жемов и Баженины, мастеровые Воробьевы, кузнец Антуфьев, умом и хитростью прогрызающий свой путь наверх Алексашка Меньшиков,..

Дальше...

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

"...замахивайся на большее, а по малому - только кулак отшибешь..."

Даже при написании рецензии на столь монументальное произведение, я испытываю священный ужас, и вряд ли могу хотя бы предположить с каким трепетом Алексей Николаевич садился за работу над своим шедевром. Это титанический труд, повествующий о титане, не иначе. Петра Первого можно ругать, можно хвалить, он слишком многогранен и колоритен, чтоб вызывать к себе однозначное отношение своих и даже наших современников, но отрицать величие и значимость его фигуры для дальнейшей судьбы и развития не только России, но и, не побоюсь этого слова, мира, никак нельзя. Я не сильна в истории и не хочу говорить и, непрестанно лукавя и мудрствуя, гадать о достоверности и соответствии описанных в книге событий историческим реалиям, пусть и говорят, что текст романа достаточно близок действительности. Я говорю лишь о книге, целиком и полностью полагаясь на образ Петра, нарисованный Толстым, образ, который прочно обосновался в моей голове. Другого Петра я не знаю, пусть таким и останется он в моей памяти.

Роман начинается с зарисовок крестьянского быта, с голодных глаз крестьянских детей. С первых страниц автор стремится показать всю тяжесть бремени, обрушившегося на простой народ в то неспокойное время. И непомерные налоги, и тотальную бедность, и жалкие условия, в которых вынуждены жить люди. Так на протяжении всей эпопеи мелкими штрихами, исподволь, отвлекаясь на жизнь второстепенных героев, и будет Толстой рассказывать эту историю простого русского человека, историю целой эпохи на примере нескольких отдельно взятых жизней. И среди них появятся у читателя любимчики, и будут там и взлеты и падения, и милости и горести, и за их судьбами будет он следить с замиранием сердца.

В то время как люд страдает и не знает, куда укрыться от своего горюшка, бояре грызутся над могилой умершего царя Федора Алексеевича. Нарышкины и Милославские строят козни друг другу в погоне за властью над великим государством, стрельцы бунтуют. Тут-то впервые и знакомимся мы с ним, как с малолетним царевичем Петром Алексеевичем, сыном Петенькой, братцем Петрушей, любознательным и сообразительным мальчиком с пылким норовом и твердостью во взгляде. С самого детства его интерес к диковинкам и новшествам с легкой подачи автора непреложной истиной встает перед читателем. И опять же, будто невзначай это происходит, легко и славно, в одну сцену. Оборванный бездомный мальчишка, к слову сказать - Александр Меньшиков - в будущем правая рука царя и друг сердешный, показывает маленькому Петруше, как протащить иглу с ниткой через щеку. Царь моментально эту науку постигает, и в восторге бежит учить тому же бояр. Есть в этом эпизоде и еще один ключик - в дальнейшем немало своих дивных "опытов" поставит Петр над боярами, а это было лишь невинное начало.

Давшие о себе знать еще в детстве качества молодого царя со временем только обострились. Бестолковые игры и забавы постепенно оформились в интересы военного толка, изучение иностранных языков, уклада жизни и достижений европейцев, немало всему этому способствовали и визиты на Кукуй, сопровождавшиеся общением и дружбой с Лефортом и другими немцами. В то время мы узнаем Петра, как мужа, любовника, балагура, потешника и самодура, требовательного к себе и другим государя, кораблестроителя, новатора и реформатора, отца и воителя. Но в любых ситуациях Толстой представляет Петра не всемогущим Богом, а, прежде всего, человеком, не чуждым человеческих эмоций, страхов, переживаний и слабостей. Царь с простыми мужиками мог плотничать на верфи и тоном, не терпящим пререканий отдавать приказы величайшей государственной важности, мог прикрикнуть, притопнуть, а кого-то и прихлопнуть, невзирая на чин и пост, а мог щедро дарить свои милости и звания, мог пьянствовать и озорничать, в своих проделках доходя до открытого унижения бояр, мог вздрагивать при залпах орудий и самозабвенно любить - и свое Отечество, и женщину.

Продолжая рассуждать...

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Хорошая книга. Более-менее исторически достоверно + интересное описание, приятный язык, сюжет, по-настоящему живые персонажи, с чувствами, характерами. Несмотря на то, что книга не маленькая, прочитала я ее буквально за неделю, а перечитывала потом раз пять так точно.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *
Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь. За Санькой
быстро слезли Яшка, Гаврилка и Артамошка: вдруг все захотели пить, -
вскочили в темные сени вслед за облаком пара и дыма из прокисшей избы.


Так начинается этот роман, к написанию которого Алексей Толстой готовился всю свою творческую жизнь, но так и не успел закончить.
О Петре 1 написано очень много и документального и художественного, но живее, глубже, художественно достовернее мне встречать не пришлось. После прочтения романа все исторические личности, появившиеся на его страницах, где бы я с ними ни встретился потом представлялись мне именно такими, какими их описал Толстой.
Петр у Толстого — очень земной человек, сын своей эпохи. Своего Петра он часто изображает с тачкой на стройке, с топором на верфи или с кувалдой в кузнице. Он прост, трудолюбив, деятелен, не чуждается людей “подлого звания”. Чаще всего Петр показан не в царских одеждах, а либо в военном кафтане, либо в “холщовой запачканной рубахе с рукавами, закатанными по локоть”, либо в матросской куртке. Толстой подчеркивает и “мужицкие” манеры Петра, и его пристрастие к крепким словечкам. В гостях у немецких курфюрстин, дам и воспитанных, и образованных, он “вытирал руки о скатерть, чавкал громко, ввертывал матросские словечки, подмигивал круглым глазом и для выразительности пытался не раз толкнуть локтем Софью-Шарлотту”.
Став самодержавным правителем и, преодолевая сопротивление боярства, он решительно вступает в борьбу с Русью старой за Русь новую. Многозначительными словами заканчивается первая книга романа: “Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей”.
Образ Петра I поразил меня своей силой. Она чувствуется во всем: в росте, в физической мощи, в раз­махе чувств, в работе и разгуле.Конечно, по современным меркам, это дикарь. Ведь он своими руками пытает и казнит, бьет приближенных (хотя и за дело!), непомерно пьет, устраивает дикие за­бавы. Но ведь и время было дикое! А он сумел вытащить из него Россию, сделать ее передовой державой, при­вить культуру дворянам. Сегодня, когда наша страна все больше отстает от других, особенно задумываешься: «Что же это за человек такой, что сумел повернуть на другую дорогу все царство?»
Роман не только о Петре, здесь рассказывается о времени, о народе. Выразительны и ярки образы «птенцов гнезда Петрова» - Ромодановского, Бровкина, Головкина, Нарышкина, Лефорта и других. Особая удача писателя – фигура Александра Меньшикова. Бывший торговец пирожками благодаря своему уму, энергии, удачливости становится одним из первых лиц в государстве. Его внешность, манера вести себя в минуты взлетов и падений выписаны особенно колоритно.
Помимо двух главных действующих лиц - самого Петра и Александра Меньшикова - ярко изображаются простые люди. Они спорят, соглашаются, участвуют в исторических событиях. Именно на них Алексей Толстой показывает мнение народа о реформах Петра Первого, о его политике и прочих деяниях.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Не знаю, как для вас, а для меня Петр I именно такой, каким его изобразил великолепный Алексей Толстой! Когда читала книгу, было такое чувство, будто портреты героев написаны с натуры. До того живо, с подробностями, не осуждая, а лишь преподнося "голые факты" из жизни, автор знакомит нас с великим человеком, царем, затем - Императором ... А мы его знаем, как Петеньку. А потом - как блудного мужа.И любовника. А потом - как строителя новатора. самодура... И т.д и т.д...
Он становится как будто нашим родственником. Многое ему прощается, оправдываются его поступки, неудачи. Гордимся удачами и победами.
Я не могу воспринимать другую историческую "правду" о нем. Слишком я поверила Толстому и полюбила его Петра.
Очень, очень сильная книга. И очень интересная).

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
3 5
* * * * *
Так много букв, так мало пользы

Месяц я мучила эту книгу, а книга мучила меня. В итоге во мне два читателя: довольный и недовольный, но дружба не победила.
Недовольный читатель: зачем так много ненужных подробностей? Вместо исторического романа мы получаем приключенческий роман. Многие события автором придуманы, ибо он свечку явно не держал, родившись на два столетия позже событий. Язык отвратительный, нет, я прекрасно понимаю, что так разговаривали в те времена, но выдержать такой большой роман написанный варварским языком невыносимо тяжело. Почему творчество Шекспира 16 века написано языком ближе, чем роман о 17 веке, написанный в веке 20-ом? Так же оказалось, что

Толстой "теряет" одного из царей, соединяет в один несколько бунтов и допускает ещё рад мелких ошибок

Помимо прочего содержательность романов смехотворна, 70% это вода, которую автор сам придумал, а так же постоянное повторение одного и того же: "мужик гол, дворянство голодно, бояре идиоты, русские варвары". Мне это было понятно еще в с первого раза, да еще и до книги, поэтому топтания на месте раздражали мучительно. Очень много неинтересных главных героев, которые как бы да, показывают быт того времени, но это излишне. Быта достаточно в ситуациях встречающихся Петру по пути жизни и в использованном для повествования языке. Очень тяжело было воспринимать сцены, где мужики сжигали себя заживо или отрубали себе пальцы, чтобы избежать приказов "царя антихриста". Действие книги обрывается на 1704 году. То есть, ничего интересного и стоящего в деятельности Петра нам почти не покажут.

Довольный читатель: в третьей и последней части стало по настоящему интересно. Петр уже повзрослел, начал воевать не потешно, а серьезно, своими глазами увидел "рай Европы" и понял, как важно образование, как глупа суеверная вера народа. Очень отчетливо прослеживается менталитет населения, откуда идет наша лень, коррупция, бюрократия и все остальные "удовольствия жизни", которые не дают "свой рай" построить. Весьма тонко сковырнули гнилую рану Руси - бездумную веру лживым пророкам. Как Некратий курицу и мед в тайне ел, а глупый люд в его святость верил. Думаю, стала чуть лучше разбираться в истории России данного периода. В книге много юмора и иронии, это облегчало восприятие.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

На мой взгляд, это больше чем роман. Начала читать - не оторваться!
Все написано настолько достоверно, настолько правдиво, что создается впечатление, что ты ТАМ, что ты видишь все, что происходит, общаешься с царём, принимаешь участие в сражениях, что ты творишь историю. И казалось бы, что такого - обычный человек, который не ищет роскоши, готов сам принимать уроки жизни и учиться, которому не чужды обычные человеческие слабости и - Царь! Немного необычно, но трогает. Трогает любовь к народу как к ребенку - надо поднять с колен, умыть, причесать, всему научить это неразумное дитя, где-то надавать по попе. Но в общем-то справедливо. Ведь Россия действительно была поднята с колен.
Короче говоря, книга действительно достойная и главное - познавательная!

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Петр Первый - одна из самых противоречивых фигур в отечественной истории. Кто-то искренне прибавляет к его имени эпитет Великий, считает Петра гениальным реформатором, полководцем, правителем, вытащившем Россию из болота, где она прозябала до сих пор и повернувшим её к свету просвященной Европы. Другие так же убежденно обвиняют Петра чуть ли не во всех в бедах, постигших нашу страну, дескать, он сбил Русь Матушку с пути истинного, разорил, извратил все, до чего мог дотянуться.
После прочтения романа Алексея Толстого я больше не могу присоединиться ни к одному из этих мнений. Для меня Петр теперь в первую очередь человек. Несчастный человек, потому что власть - это тяжелейшая ответственность, нести которую означает порой отказываться от себя самого. Счастливый человек, потому что власть - это ещё и огромные возможности. Человек, любивший свою родину, желавший ей лучшего будущего и многое сделавший для этого. Человек, порой совершавший ошибки, но не сдавшийся под напором обстоятельств.

Но портретом царя не исчерпывается содержание романа. Великолепны зарисовки быта, одинаково красочно передающие атмосферу и полуразвалившейся крестьянской избы, и богатого боярского двора, и царских покоев.
А до чего прекрасны женские образы! Софья, всеми силами хватающаяся за власть как за единственный способ жить полной жизнью, а не быть заточенной в душном и тесном для неё монастыре. Санька, дочь бедного крестьянина, неожиданно для самой себя оказавшаяся в высшем свете и пытающаяся там прижиться. Немка Анна Монс, имевшая несчастье влюбить в себя юного царя, а ведь ей так хотелось простой и понятной судьбы. Царевна Наталья, старательно борющаяся с естественным желанием любить и быть любимой, причиняющим ей нестерпимую боль. Такие разные, но такие близкие и понятные, что становится жутковато...

Я читала роман очень долго, практически месяц. Просто не было сил в короткий срок охватить огромный объем заложенных в книге описаний целой эпохи. Монументальный труд, вызывающий восхищение автором! Даже представить сложно, сколько сил было вложено в этот роман. И очень жаль, что ему не суждено было быть законченным.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Одна из самых любимых книг детства. Прошло очень много лет, а я до сих пор помню множество незначительных деталей: как Меньшиков учил Петра иголку сквозь щеку протягивать, как сватали Бровкину… А прочитав книгу, я начала по другому смотреть на учебник истории, потому что безликие, набившие оскомину имена со страницы учебника вдруг стали живыми людьми и как-то стало более понятно, почему бунтовал простой люд, почему Петр так ненавидел Москву. Здесь ни осуждения, ни восхваления образа Петра, здесь Петр представлен простым человеком, ошибающимся, сомневающимся и побеждающим. Приятная и запоминающаяся книга.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

А.С.Пушкин

Петр Первый - пожалуй, одна из самых значимых фигур в российской истории. Именно он начал приспосабливать страну на западный манер и пытался поднять ее на более высокий уровень. В романе А.Н.Толстого он представлен очень неоднозначным человеком. Четко вырисованы и положительные стороны, и отрицательные.

Вот вам и парадокс. С одной стороны, Петр такой упрямый, вспыльчивый, порой даже кажется, равнодушный к своей семье. Да какая там семья, когда Родину надо спасать! И эти же качества помогли ему воплотить его замыслы в жизнь.

К счастью, его положительные черты с лихвой перекрывают отрицательные. Благодаря своей любознательности он сумел сам построить корабль и основать город Санкт-Петербург, или как он его называл, "парадиз". А его внутренняя сила духа помогла ему справиться и с царевной Софьей, которая пыталась захватить власть, и насмешками и упреками от бояр. Он ничего не побоялся в трудные минуты - ни собственного народа, ни врагов, которые не воспринимали его всерьез. Более того, он не обижался, если его критиковали, что давало ему возможность разобрать свои ошибки, стать лучше в чем-то, сильнее. А еще он хорошо ладил с людьми, очень ценил преданность с их стороны и честность, не любил лицемерия. А.Н.Толстой, словом, показывает нам пример смелого и очень неординарного человека - великого реформатора, который "приходит не с тем, чтобы разрушить, а с тем, чтобы создать разрушая" .

Спасибо автору такого замечательного романа о нашей истории, о всех ее перипетиях и о том,какая репутация у нашей страны в мире - ведь до сих пор, к примеру, американцы считают, что у нас по улицам ходят медведи с балалайками, что у нас много воруют и делают ядерное оружие... Жаль, что у этого произведения нет продолжения (словно автор то ли разочаровался в Петре, то ли дает надежду на новые достижения) - признаюсь, мне бы хотелось узнать больше о личности царя и об основании собственного города. Думаю, что если бы ее больше людей читали и разбирали, наш русский народ, может быть, извлек бы больше уроков из истории! И.. виват, Петр Первый, браво за все действия, которые не все одобряли, но пошли на пользу России!

10/10

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Не мила, не уютна была русская земля — хуже всякой горькой неволи, — за тысячу лет исхоженная лаптями, с досадой ковыряемая сохой, покрытая пеплом разоренных деревень, непомянутыми могилами. Бездолье, дичь.


И все-таки, как жаль, что этот роман Алексею Николаевичу не суждено было закончить. С каким бы нарастающим удовольствием я узнал с помощью такого авторского языка с «вкусными» старорусскими оборотами о последующих вехах царствования Петра I. В моем издании ровно 700 страниц, которые пугали меня перед началом; к окончанию чтения я бы с радостью замахнулся на тысячи полторы страниц, где в моем представлении были бы дальнейшие описания государственных дел, реформ и военных действий (например, Полтавская битва). Ну и Толстой не обошел бы стороной «амуры» Петра Алексеевича и других высокопоставленных особ, кои преподнес он с такой глубиной и страстью, что позавидовали бы авторы сентиментальных романов. Вот, например, отрывок о чувствах царевны Софьи:

«Весна, весна, бродит по миру грех, пробирается, сладкий, в девичью светлицу... В великопостные-то дни!.. <...> Еще поют в памяти напевы древнего благочестия, а слух тревожно ловит, - не скрипнула ли половица, не идет ли свет жизни моей, ах, не входит ли грех... "Ну, что ж, отмолю... Все святые обители обойду пешком. Пусть войдет".


Петру I, как и современным правителям, «народишко попался никчемный», но ему удалось сдвинуть вековые устои старины, расшевелить купечество, сломать косность бояр. Некоторые места в книге казались уже виденным и слышанным и в наше время. Как, например, воровство бояр, то бишь чиновников, при поставках товаров и продуктов на нужды государства, мздоимство с иностранных купцов за право ведения торговли в России, то есть откаты…
Кроме всего, в книге запоминающиеся портреты героев, от ближайших соратников Петра до простых крестьян, раскольников и нищих, через образы которых показана народная жизнь той эпохи. Красочно описываются основные политические и исторические события рубежа XVII — XVIII веков не только российского масштаба.
И все же центр притяжения романа - фигура царя. Дерзкий, бушующий, мечтательный, про которого лучше всего в монументальном труде рассказал А.Н.Толстой, а вот у А.С. Пушкина весь Петр I уместился в этих строках:

«Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник»

Дальше...

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Бывают периоды, когда я забываю о книгах. Мне не хочется браться не за одну из них, а когда какая-нибудь книга оказывается-таки в мои руках, я не могу прочесть и пяти страниц. Каждый раз мне на помощь приходят книги особенные, которые преодолевают мою читательскую лень и застойность. Эта книга из числа таких.
Более живого, терпкого, до крайности честного исторического романа и представить себе нельзя. Это мастерски созданное произведение... очень атмосферное, без излишеств и без отсечения важных (пусть и мелких) деталей. Написано оно очень сочным, красивым языком, впрочем как и большинство вещей, вышедших из-под пера Алексея Толстого. "Петр Первый" - один из тех романов, которые невозможно оставить непрочитанными, к которым непрестанно влечет какая-то магическая сила, влечет до тех пор, пока не будет прочитана последняя строка.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
3 5
* * * * *

Бог человека создал, чтобы тот думал.
Я люблю исторические романы. Читаю и получаю от этого удовольствие, будто бы переношусь в прошло, это для меня своего рода как машина времени. Но вот с этим произведением так не вышло, читала скорее потому что надо, а не потому что хотелось. Безусловно, интересно, но я все время задавалась вопросом насколько исторически достоверно. Честно признаюсь, историю России я знаю очень плохо, все что учила в школе уже давно забыла, поэтому во время чтения приходилось постоянно прерываться на то, чтобы поискать какую-нибудь информацию в инете. Не могу сказать, что книга мне понравилась, скорее даже наоборот, и я рада, что ее чтение наконец позади, прям как камень с плеч упал.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Россия молодая,
В бореньях силы напрягая
Мужала гением Петра.
Эпоха Петра - это эпоха величайшего культурного, экономического перелома России.
Роман Толстого представляет собой историю жизни Петра. И так как жизнь Петра слитна с жизнью России, то в нем есть и история.
Великолепно показана важнейшая русская национальная черта - стойкость, упорство в достижении поставленной цели.
Рядом с Петром и те, кто смело поддерживает государя, и те, кто открыто противостоит ему - жизнь есть жизнь.
Роман читается по-новому в наши дни.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
2 5
* * * * *

Книга описывает детство, юность и первые "великие" свершения русского царя Петра I. Почему "великие" в кавычках? Это будет ясно, если внимательно прочитать книгу.

С точки зрения исторической достоверности книга далеко не идеальна - многие из описанных событий явно придуманы автором (аутентичных источников, повествующих о молодых Петра очень и очень мало, и если бы автор опирался только на них, повествование не было бы так богато на события), а некоторые реальные факты либо искажены, либо вообще опущены. Так, Толстой "теряет" одного из царей, соединяет в один несколько бунтов и допускает ещё рад мелких ошибок.

Композиция романа неоднозначна - первые две книги, наибольшие по объему, посвящены наименее содержательным, с точки зрения богатства значимыми событиями, периодам жизни Петра, в то время как наиболее интересным и известным событиям, прославившим царя - Северой войне и основанию Санкт-Петербурга внимания уделено крайне мало. Самых известных сражений в книге и вовсе нет - она заканчивается примерно на середине Северной войны.
Не слишком понятны дополнительные сюжетные линии, не получающие особого развития - вероятно, они обязаны помогать читателю погружаться в атмосферу тогдашней России, но на деле они лишь отвлекают от основного сюжета, с которым практически не пересекаются.

В чём же идея данной книги?
На мой взгляд, цель, которую ставил перед собой Толстой, работая над данной книгой - показать, что Пётр был Первым, но не Великим. Только этим можно объяснить и название книги, и странную её композицию, и особенности образа Петра и его окружения.
В центре событий находятся два исторических деятеля - Петр Первый и Алексашка Меншиков, по сути, полные противоположности. Петра Толстой делает неловким, резким, грубым, временами даже недалёким. Меншиков же характеризуется исключительно как "ловкий" и "умелый" - он отважно идёт в бой, когда Пётр пребывает в нерешительности, может найти выход из таких ситуаций, в которых молодой царь теряется.
По сути, многие из свершений Петра представлены Толстым как свершением Меншикова или кого-то ещё из приближённых царя. При этом, пользуясь доверием этого самого царя, его приближённые используют свою близость к власти в своих меркантильных интересах.
В этом плане показательная сцена в строящемся Петербурге, когда Пётр, сидя в своём скромном домике, рассуждает о том, что власть имущие должны жить по средствам, избегая всяческих излишеств, и Алексашка, чей богато украшенный дворец в этот момент достраивается, делает вид, что охотно соглашается с ним.
Что же делает в книге сам Пётр? Практически ничего. Он много пьёт, курит, грязно шутит, много ругается и временами трусит. Практически все его задумки проваливаются, а если и удаются, то лишь благодаря стараниям других людей. Многие из его идей совершенно лишены смысла, и, на этом Толстой делает акцент, народом совершенно не приветствуются.
Реформы Петра, в представлении Толстого, носят исключительно поверхностный характер (с этим, к слову, вполне можно согласиться), и воспринимаются народом враждебно, либо принимаются, но совсем не в том виде, в котором Петру бы этого хотелось.

Читать книгу достаточно тяжело и временами даже скучно, но при этом она заставляет задуматься над тем, чем же на самом деле был Пётр Первый для русского народа, кем он являлся сам по себе и действительно ли он так велик, как привыкли думать в России?

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
4 5
* * * * *
Не мила, не уютна была русская земля — хуже всякой горькой неволи, — за тысячу лет исхоженная лаптями, с досадой ковыряемая сохой, покрытая пеплом разоренных деревень, непомянутыми могилами. Бездолье, дичь.


В те времена, когда крестились двумя пальцами, когда на месте Петербурга были непроходимые болота, а в Сибири томились залежи железа, меди и серебра; когда люди не чистили зубы, не пили кофе по утрам, не знали картошки и не курили трубки; когда мужчины не брили бороду, а женщины не носили корсеты; когда новый год был 1 сентября и его не праздновали, а года считали от сотворения Адама, Россией стал править Петр I, и все изменилось в корне.

Если бы я читала этот роман в школе и учитель попросил бы назвать тему произведения, то я, безусловно, сказала бы "Личность и история". Ну невозможно сохранять спокойствие при знакомстве с таким персонажем, как Петр. Восхищаешься, осуждаешь, временами разочаровываешься, но чаще гордишься, что это история твоей страны.

Это — человек очень хороший и вместе очень дурной. В нравственном отношении он — полный представитель своей страны.

Когда Петр начал свои знаменитые реформы, и в первую очередь принялся за перевоспитание бояр, в стране его практически единогласно прозвали Антихристом. А ведь действительно для живущих в то время на русской земле, наступил конец света - все устои и привычки, начиная от внешнего вида и заканчивая обучением и поведением, пришлось поменять. Всем пришлось начать жить заново. И все из-за Петра. Поэтому Антихрист, поэтому люди разбойничали, голодали, жгли себя в лесах. Но ведь другие из крепостных становились дворянами, моряками, фельдмаршалами, художниками, обучающимися за границей. Это же невиданное чудо, которое не могло случиться раньше. Если ты рождался крепостным, ты им и умирал. Значит, для других не Антихристом стал Петр, а Великим Реформатором. А еще Петр был пылким любовником и преданным возлюбленным. Только, как мне показалось, женщины не ценили его, не понимали, что дела государства не терпят отлагательств, а тебе просто нужно немного подождать. Как он преданно любил Анну Монс. А она... А еще Петр, безусловно, показан пьяницей, аморальным гулякой, любящим сумасшедшие вечеринки и жестокие забавы. Вот такая противоречивая личность Петра выписана в романе Толстым, за что ему огромное спасибо.
Я читала роман почти три недели, это было медленное чтение. Ну, во-первых, мне тяжело даются панорамные описания военных действий, но пропускать их я считаю преступлением. Во-вторых, исторический роман не совсем мой жанр. Но я рада такому опыту, мне нравится так долго жить с книгой, привыкнуть к ней и героям. Героев невозможно не любить. Алексашку Меньшикова, храброго, умного, толкового, энергичного, пробивного; Катерину, красотку с тяжелой судьбой, взятую Петром из-под телеги и из-под солдата (а это, на минуточку будущая Екатерина I); Гаврила Бровкин, суровый, мужиковатый, талантливый, но с нежным сердцем; да и Саньку нежно полюбила, дурочка она, но верная и преданная, любящая. Ну и конечно, чтобы вы не подумали, что там все время война - нет! Скандалы, интриги, вечеринки, любовные связи - всего достаточно.
В общем так я прикипела ко всем, а тут бац! и финита ля комедия. Оказывается, книга не окончена, а я и не знала. Такого расстройства я еще не испытывала. И если о судьбе Меньшикова можно узнать из исторических источников и порадоваться, что он полюбил и женился наконец, то как же Санька, как же Андрей Голиков?

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Книга прочитана в рамках флэшмоба 2013.

У Алексея Толстого получилась по настоящему живая книга, с живыми героями.
Автор трепетно относится к фигуре Петра I, давая нам возможность пройти вместе с ним путь от непоседливого мальчика, играющего в военные игры, до великого царя вошедшего в историю. Петр написан ярко со всеми своими достоинствами и недостатками. Не менее тщательно показано и окружение Петра, в той или иной степени повлиявшее на становление его личности. Много внимания Толстой уделяет простому народу и быту Петровской России.
Труд автора, затратившего много сил и вложившего душу в свое произведение, заслуживает всяческих похвал.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
4 5
* * * * *

Роман А. Толстого "Петр I" - это первый исторический роман в моей читательской практике. История вообще не мой конек, я обладаю патологической неспособностью запоминать даты, хронологию исторических событий, имена деятелей и т.п. Но это произведение напомнило мне, что история - это в первую очередь личности, а не даты. Царь Петр - первый глава Российской Империи, которую он сам создал, яркое тому подтверждение. Удивительный человек, сумевший сломать веками застоявшийся образ жизни русских людей, выведший Россию на новую ступень развития в мировом масштабе.
Историческая достоверность романа очень высока. А. Толстой при его создании обращался к крупным историческим трактатам. Но в то же время это художественное произведение, и именно его художественность наполнила жизнью всех героев романа, создала необъятную панораму жизни русского народа тех переломных времен.
Личность Петра Первого всегда воспринималась очень противоречиво различными историками и писателями. Этот человек до сих пор служит предметом споров о том, как оценивать его заслуги. У меня также сложилось двоякое впечатление. Несомненно, Петр Первый заслуживает восхищения - его энергичность, настойчивость, целеустремленность и твердость, граничащие с сумасбродством не знают равных. Его острый ум опередил свое время, сильная воля, деятельность и неумение опускать руки даже после страшных поражений привели к великим военным победам, к большим сдвигам во внутренней жизни России и сознании русских людей:

И вот - ночь без сна... Удивить-то он удивил, а что ж из того? Какой была, - сонной, нищей, непроворотной, - такой и лежит Россия. Какой там стыд! Стыд у богатых и сильных... А тут непонятно, какими силами растолкать людей, продрать им глаза... Люди вы или за тысячу лет, истеча слезами, кровью, отчаявшись в правде и счастье, - подгнили, как дерево, склонившееся на мхи?

Будто ногтями схватывало сердце, - так терзали раскаяние, и злоба на своих, русских, и зависть к самодовольным купцам, - распустят вольные паруса, поплывут домой в дивные страны... А ты - в московское убожество... Указ, что ли, какой-нибудь дать страшный? Перевешать, перепороть... Но кого, кого? Враг невидим, неохватим, враг - повсюду, враг - в нем самом...

Но рядом с Петром стоит еще один главный герой - народ России, чьими кровью и потом, здоровьем и жизнями воплощались все идеи Петра. Читая книгу, я просто не могла себе представить, какую титаническую работу пришлось выполнить при строительстве флота, создании армии и вооружений, а потом и строительстве города на Неве. Казни, поборы, жестокость, нищета, нескончаемые войны - вот обратная сторона успеха. Люди - всего лишь ресурс. История показывает, что именно такой ценой добывались все мировые перемены. Наверное, именно поэтому роман был отмечен Сталинской премией - любые средства оправданы для достижения великих целей. Может быть, в советские годы этот роман и был идеалом соцреализма, но я, кроме великих достижений, увидела еще и великую человеческую, народную трагедию. Умом я понимаю, что без этой крови не удалось бы расшевелить русского "медведя", но сердцу все же больно.
Многое в романе имеет отношение и к современности. Некоторые вещи не изменились и через столетия:

Лесоторговец, англичанин Сидней, говорил сквозь зубы:
- Страна, где население добывает себе пропитание плутовством, есть дурная страна... Русские купцы молятся богу, чтобы помог им ловчее обмануть, они называют это ловкостью. О, я хорошо знаю эту проклятую страну... Сюда нужно приходить с оружием под полой...

- Никита, - обернулся, - тебя поставить воеводой, воровать будешь?
Никита Демидов, не отходя от двери, осторожно вздохнул:
- Как обыкновенно, Петр Алексеевич, - должность такая.

В романе очень много колоритных персонажей, как реально существовавших, так и вымышленных. Моим любимцем среди исторических персон стал Александр Меньшиков - неординарный, такой же энергичный, живой молодой человек, как сам Петр, но в то же время сохранивший исконно русскую хитрость и лукавство. Не важно, был ли он таким на самом деле, но удовольствие от встреч с ним на страницах я получила большое. А из простых людей меня очень тронул Андрюшка Голиков - беззащитная, потерянная, блаженная душа, обладающая огромной скрытой силой и талантом, но не знающая на что его употребить, плывущая по течению, безропотно принимающая Божью волю. Мне не нравилось, когда повествование обращалось к королям Августу, Карлу, их фавориткам, генералам их армий, вообще к ведению боевых действий. Роман сразу казался мне затянутым и перегруженным. Но это уже сказывается моя нелюбовь к историческим фактам и мой женский пол.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
3 5
* * * * *

Ох, ну и утомила же меня эта книга под конец... Я ни в коем случае не называю её плохой или скучной, но чем дальше я забиралась, тем труднее мне давалось чтение. Сейчас я попытаюсь разобраться в собственных впечатлениях и объяснить, почему я поставила нейтральную оценку действительно выдающемуся и монументальному труду Алексея Николаевича Толстого.

Начиналось все как нельзя лучше. Увлекательный сюжет, интересные персонажи, прекрасная стилизация языка (поначалу даже было трудновато читать) — все это вызвало у меня чувство обожания и желание мгновенно отправить книгу в любимые. Увы, преждевременное.
Пожалуй, я пока не буду переходить к недостаткам, а сразу перечислю все то, что мне понравилось. Первые двести страниц - блестяще, прочитала мгновенно и с огромным интересом. Повторюсь, что все персонажи потрясающие. Они живые, глубокие, настоящие. Образ Меньшикова - несомненная удача романа, особенно описание его детства. И хотя все это только предположения (о происхождении Александра Даниловича историкам мало что известно), невозможно не попасть под очарование этого хитрого паренька, который благодаря своей прозорливости сумел превратиться из торговца пирогами в одного из важнейших людей страны. Также примечательны женские образы романа: Софья, отчаянно вцепившаяся во власть, только бы не закончить свои дни в заточении в монастыре; Анхен Монс, которой была нужна не власть, а простое человеческое счастье, которое так и не удалось заполучить; Евдокия Лопухина, которую мне было более всех жалко. Она не была интересна Петру, и из-за этого ей пришлось много страдать, а в результате оказаться в монастыре и в одиночестве лить слезы. Она не сделала ничего плохого и вообще оказалась женой царя не по своей воле, а Петр просто сослал её подальше, лишь бы глаза не мозолила, да и забыл о ней.

А теперь то, что заставило снизить оценку. Я вообще мало знала об этом романе и ждала совершенно другого. Я думала, что здесь Петр будет показан великим правителем, конечно, со своими недостатками и странностями, но все таки действительно выдающимся человеком и императором. А ещё я не знала, что роман не закончен. И что я вижу? Я вижу, что Петр без остановки бухает и развлекается, что его реформы не вызывают воодушевления вообще ни у кого и не показана почти ни одна положительная сторона этих преобразований, и что его главные свершения (реформы в государственном устройстве, победа в Северной войне, строительство Петербурга) не показываются, т.к. действие обрывается на 1704 году. Получается, что скрупулезно выписаны далеко не самые интересные и важные события в жизни Петра, а все самое главное автор просто не успел дописать (интересно, каков был бы объем книги, если бы Толстой все таки завершил начатое?). И главный недостаток для меня — куча отступлений, которые мешают воспринимать основные события и вообще совершенно не интересны. Я понимаю, что так планировалось показать жизнь простого народа, но мне банально было скучно это читать.

Больно сумбурный у меня получился отзыв, но вот такие впечатления оставил этот роман. Это безусловно очень полезное чтение, которое заставит задуматься о том, каким на самом деле был восхваляемый многими правитель, и, возможно, вынудит кого-то изменить свое мнение. Но у меня по ряду причин не сложилось с этим романом, возможно, перечитав позже, я изменю свое мнение.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Класс!!! Давно я не получала такого удовольствия от чтения. Дело в том, что я очень люблю исторические романы с ноткой художественности. Прочитала роман за три дня и не сомневаюсь, что буду перечитывать. Признаюсь, что вначале было нелегко – увидев объем, я немного испугалась. Просто подумала, что мне может не понравиться, а читать придется. Но вышло всё не так. Я была в восторге и, когда дочитывала последнюю страницу, поняла, что мне не хватило. Очень уж хотелось продолжения, но, увы, его не было…
Надо сказать, что я не очень люблю читать о военных действиях. Также мне совершенно не нравится этот язык (которым были написаны указы, челобитные и прочие официальные документы) – нечитаемый и, я бы даже сказала, напыщенный. Но замечу, что я ничего не пропускала, поскольку у Толстого всё это очень органично и очень дозировано. И очень ярко! Знаете, мне сегодня даже приснился бой за Нарву:).
Нельзя, конечно, не написать о персонажах романа. Такие яркие, такие близкие, такие родные! Петр меня просто покорил.
Книга была прочитана в рамках флэшмоба 2011, за совет благодарю knigozaurus

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
4 5
* * * * *

Скажу сразу, исторические романы это не мой жанр, т.к. не каждому дано написать захватывающе интересный роман не исказив при этом этом исторических фактов. Но все же эта книга мне понравилась не смотря на то, что Петр Первый, как человек, не вызывает у меня симпатии, но с этим ничего не поделаешь, не может один человек всем нравится. Да, он был великим реформатором, вывел Россию на новый уровень, этого у него не отнять. Но как человек, шут гороховый какой-то, или как в народе говорят "без царя в голове". Не, может быть эти его потешные войска на самом деле и нужная была вещь, и все эти его пьянки-гулянки тоже очень стране были необходимы, но как-то серьезнее надо быть Петенька, чай не холопий сын.
А вот момент, где бояре искали выход из кризисной ситуации, типа где ж взять средства для пополнения казны, заставил если не захохотать в голос, то улыбнуться. Где-где, да знамо дело где, крестьянам налог надо новый ввести, а то ж мы, бояре, народ нищий, где уж нам казну пополнить. А народ, он завсегда готов, ему не впервой, во все времена на нищем народе и выезжали.

Петр Первый | Толстой Алексей Николаевич
5 5
* * * * *

Не люблю я книги большого объема, хоть убей. Должно быть, среди моих предков были жители Лаконии, но, вероятнее, я просто ленива.
К чему это вообще? А к тому, что книга-то увесистая, такой и убить можно...Но это не помешало прочесть мне ее за неделю, а для меня это срок феноменальный, ибо читаю я медленно, внимательно, люблю останавливаться и обдумывать прочитанное, смаковать, так сказать.
Эта книга захватила меня настолько, что я буквально не могла от нее оторваться. Личностью Петра Первого до сих пор я не интересовалась, и лишь теперь вся ее глубина, противоречивость и величие предстали передо мной. Я верю Алексею Николаевичу. Верю, что первый Император Всероссийский был тонок, неуклюж, груб, трудолюбив и горяч. Верю каждому слову, вложенному в его уста. Верю - и все тут. Мне казалось, что я перенеслась в 17-18 века и видела каждую морщинку на его лице, "все пятна на его камзоле".
Сам Петр вызвал у меня противоречивые чувства и далеко не все его действия показались мне разумными. Кажется, будто неприязнь к "проклятой старине" и желание поскорее от нее избавиться опьянили его. Он действует смело и решительно, но поспешно и безрассудно. Обязательно ли было начинать перемены с принуждения русских людей носить европейскую одежду и пить "кофей"? Но не мне судить.
Особенной симпатией я прониклась к Александру Меньшикову, "наглейшему из людей". Есть что-то дьявольское в его хитрости, наглости, изворотливости и, выражаясь современным Великим и Могучим, безбашенности. Теплые чувства вызвал и умный, улыбчивый Лефорт, и даже Карл, этот надменный львенок. Они, словно живые, улыбались, кланялись, гневались и грустили. Нужно иметь поистине огромный талант, чтобы буквально оживить людей давно умерших. Стоит также отметить второстепенных персонажей, коих в романе великое множество - с каким мастерством, какими тонкими мазками выписаны их характеры! Каждый из них - живой: плоть и кровь.
Но не только персонажи поражают своей правдивостью. Нельзя не обратить внимание на описание перемен в жизни русских людей, их сопротивление, но невольное подчинение. Не сама ли Россия менялась, ломалась, и строилась заново?