Блеск и нищета куртизанок

Действие одного из самых популярных произведений знаменитого французского романиста Оноре де Бальзака разворачивается на фоне красочной жизни Франции XIX столетия. Одна из историй нравов "Человеческой комедии" - трагическая жизнь прекрасной куртизанки, отдавшей все во имя любви.

Автор
Издательство Смарт
Перевод Нина Яковлева
Год 1991
ISBN 5-7078-0119-7
Тираж 200000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 496
Тип носителя Печатная книга
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Страна произведения Литература Франции
Эпоха публикации Букинистические издания
Название Блеск и нищета куртизанок
Комментарий Перевод с французского.
Сохранность Хорошая
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Классическая проза
Происхождение произведения Зарубежная литература
Направления художественной литературы Зарубежная классика
Тип книги Букинистика
149
Дата обновления
30 ноября 2019
История цены:
Средний отзыв:
4
* * * * *
Блеск и нищета куртизанок
3 5
* * * * *

Прочитанная сразу после "Утраченных иллюзий", эта книга не вернула мне веру в Бальзака, так как и она явилась перегруженная деталями, персонажами, а обещанная в аннотации интрига и детективная фабула если и присутствовала, то терялась в этом вихре персонажей, их мыслей, одежек и предметов роскоши. Когда интрига только-только начинала зарождаться, то обязательно перед прямой речью персонажа автор нас отбрасывает в его прошлое и начинает описывает события энных лет давности, дабы обьяснить почему он вот сейчас даст именно такой ответ или совершит именно такой поступок.
Что до уже известных нам персонажей - в этой книге они нисколько не меняются - Люсьен ради славы и денег готов на все, все также малодушен, неблагодарен и труслив. Жак Коллен все также хитер, умен и не остановится ни перед чем. Французское высшее общество все так же пафосно, с гнильцой и творит что ему заблагорассудится: заводит и свергает любовников и любовниц, продает и покупает, скрывает и разоблачает.
В очередной раз поражаешься, как жили в эту эпоху люди: имея законного супруга или супругу, выходишь в свет с любовником и все воспринимают это как само собой разумеющееся, а муж еще и поможет этого самого любовника отмазать при случае, а если речь пойдет о любовнице - так жена еще поможет выбрать наиболее подходящий наряд своему дражайщему супругу, чтоб тот выглядел в лучшем свете перед своей пассией.
И вот на фоне этих людей самыми честными и невинными постают, как ни странно, куртизанки - продажные женщины, получающие деньги за любовь, но по крайнеймере не скрывающие своих истинных мотивов, в отличие от цвета французской аристократии.

Блеск и нищета куртизанок
4 5
* * * * *

Окинув взглядом сей фундаментальный роман, понимаешь, что он есть не что иное, как избалованное, надменное, порочное и горячо любимое дитя автора. Все в нем от слова к строчке, от строчки к абзацу, от абзаца к главе дышит трепетной любовью создателя. Словно вооружившись кистью, автор написал картину, замысел которой взращивался годами, но был труд закончен и, наконец, предъявлен миру. И картина эта, нужно сказать, вышла примечательной, поистине завораживающей и мрачной. В ней напрочь отсутствуют яркие теплые тона. Блеск? Позолота на солнце тоже блестит, но имеет ли хоть какую-то ценность? Нищета? О да, здесь нищета властвует, ведет себя как истинная хозяйка положения, понуждая причинять боль, предавать, совершать омерзительные поступки. Ну а куртизанки… Помилуй бог, ну, может, только одна и была привечаема автором, да и от той осталось лишь краткое воспоминание, пыль на ветру.

Обращаясь к объемному труду Бальзака, не стоит ждать кипучих страстей и причудливых нарядов, грязных меблированных комнат и нескромных вздохов. Не любовь по низкой цене интересовала автора, а зло внутри каждого. Его он препарировал с усердием фанатика, ему поражался, а бедняжка Эстер и честолюбец Люсьен лишь послужили занавесом, до поры скрывающим действие. Однако начнем сначала…
Нищий щеголь Люсьен де Рюбампре тщеславен. Перед лицом общественного признания все средства хороши, и потому он очаровывает дочь герцога Клотильду да Гранлье, не переставая принимать знаки внимания и со стороны других дам высшего света. Истинная цель юноши – выгодная женитьба, способная упрочить его положение, и в достижении ее ему немало помогает его старший товарищ и наставник – аббат Карлос Эррера. Питая отеческие чувства к Люсьену, загадочный аббат Эррера, тем не менее, преследует и личную выгоду от возвышения молодого человека в обществе. Казалось бы, красота юноши и ум хитреца аббата должны бы скоро поспособствовать достижению цели, но… Всегда найдется какое-то досадное но! Люсьен испытывает нежную привязанность к Эстер, бывшей куртизанке, отказавшейся от постыдного поприща во имя любви. Не желая разрыва с возлюбленной, Люсьен под руководством аббата начинает двойную игру.
Герои Бальзака вышли весьма неоднозначными. Их нельзя притянуть к шаблонам добра и зла, их поступки по мере продвижения сюжета можно оценивать по-разному. Взять, к примеру, Эстер. В начале книги своей беспомощностью и покорностью она вызывает жалость и только. Однако если взглянуть на Эстер в финале, нельзя не признать, что в своем развитии она совершает значительный прыжок. Во благо Люсьена она не боится уже осуждающих взглядов, не брезгует шантажом. Смысл ее жизни – любовь, предательство которой равносильно убийству.
Только достоин ли Люсьен подобной любви? Удивительно, но факт: он – наиболее неприятный для меня персонаж в романе. Не терплю безвольных, немогущих страдальцев. На дух не переношу! Люсьен-журналист неплохо излагает мысли на бумаге, Люсьен-искуситель легко покоряет женские сердца. Что еще может Люсьен? Он может отказаться от возлюбленной, потому что с ней не станешь известным и богатым и потому что так повелел аббат Эррера. Он может продать свою любовь за гроши, потому что так посоветовал аббат Эррера. Он может льстить и угождать тем, кто признан обществом, потому что так приказывает аббат Эррера. При необходимости он может порыдать по поводу невозможности соединить в одном человеке красоту и страсть куртизанки и богатство юной леди… На чьем плече? Правильно, на плече аббата Эррера. Любил ли Люсьен Эстер? Люсьен любил славу и деньги – вот единственное, в чем можно быть уверенным. Только куда его мечтам до честолюбивых помыслов самого наставника аббата?
Как раз аббат и наводит на мысль о том, что идея романа и в частности образ данного персонажа взращивались в сознании автора давно. Настолько Карлос Эррера кажется многоликим и продуманным до мелочей. Поистине Бальзак вложил в него всю свою неуемную фантазию. Аббат и каторжник, святой и искуситель, наставник и приказчик, отец и губитель. Аббат Эррера имеет в романе наибольшее количество масок, коими он легко оперирует в сюжете. Именно он, таинственный, зловещий, непостижимый, так часто высказывает мысли автора. Именно он утверждает, что никакое добро и никакое зло не бывает безупречно чистого оттенка. Под личиной злодея может скрываться ранимое сердце, названный отец и друг, что, в прочем, возможно и наоборот. И как же сложно было автору расстаться со своим героем в финале!
Только сказать, что нить сюжета вьется лишь вокруг выше обозначенного треугольника, значит согрешить против истины. Героев в романе много: прожигатели жизни и легкомысленные женщины, каторжники и представители высшего света. Каждый по воле автора наделен своей уникальной историей. Чего только стоят барон де Нусинген, воспылавший любовью на закате жизни, искуснейшие агенты – Перад, Корантен, Контансон или сомневающийся судья де Гранвиль! И все же единственный, кого по-настоящему любил Бальзак, кому поклонялся, кого вывел на авансцену, был… Париж. Постигая суровые нравы и тайные закоулки Парижа вместе с автором, ты постигаешь жизнь. И, собственно, неважно, где ты находишься, в Опере, в ложе театра, на званном приеме или в Консьержери, ты наблюдаешь одно: за блеском нарядов так часто скрывается хищный блеск чьих-то глаз. Притворство, игра, обман, вымогательство, убийства – вот вечные спутники любого времени. И никакого романтического флёра тут нет, лишь сплошной проклятый компромисс, на который частый обитатель готов пойти, пытаясь потешить свое тщеславие и получить удовольствие.
Бальзак так любит Париж с его нравами, архитектурой, историей, что подчас не в пользу динамике сюжета пускается в долгие размышления. И если в начале романа лирические отступления не так часты и подробны, то к финалу они заметно отягчают сюжет. И это отнюдь не делает читателя счастливым, ибо он хочет обрести развязку, но вынужден идти тайными переходами Консьержери, изучать лазейки и винтовые лесенки, а между тем и тонкости судебного дела. Автор делает на финале такой акцент, словно вся история и вовсе была задумана ради последних нескольких сотен страниц. И вот теперь, дойдя до любимой части, Бальзак дает волю чувствам. Согласитесь, в финале хочешь получить конкретику, а не долгие переливы мыслию по древу о том, кто ходил и ходит по коридорам старейшей тюрьмы, сколько решеток отделяет подсудимого от посетителей, где его переодевают перед оглашением приказа…

Возможно, я немного вредничаю, но и умолчать тоже не могу, вот только уподобляться автору в финале своем тоже не хочется. Будем кратки: не всякий достоит любви. Порочная Эстер и проходимец аббат заслужили ее куда вернее, нежели малодушный Люсьен. Сила любви заставила первых двух измениться, открыть в себе неведомые новые силы, тогда как последнего и не посетила. Однако, как известно, сердцу не прикажешь, кого любить, а кого нет. Как часто тот, кто тревожит чье-то беспокойное сердце не стоит и гроша! Что с тем поделать? Остается лишь вздохнуть и перевернуть страницу.

Блеск и нищета куртизанок
3 5
* * * * *

Для меня эта книга - чисто детективно-приключенческий роман. Шпионские игры, заговоры, побеги и махинации + огромное количество перевоплощений персонажей, которые каким-то образом за 5 минут без особого грима умудрялись менять личность так, что никто не замечал. Глубокую драму, которую пытался передать Бальзак, к сожалению прочувствовать не удалось. Как мне кажется, это из-за того, что все персонажи этой книги получились максимально неправдоподобными, а местами как-будто даже карикатурными. Невозможно сопереживать героям, которые говорят одно, а делают другое; постоянно плачут, пытаются покончить жизнь самоубийством и что ни минута, то страдают.
Стоит также отметить огромные описания тюрем, домов, декора, одеяний итд, которые просто сбивают с толка.

Блеск и нищета куртизанок
3 5
* * * * *

Я читала эту книгу несколько месяцев. Я понимаю, что когда начинаешь читать Бальзака, ты заранее готовишься к тому, что будут длинные описания и отступления от сюжета. Что из 600 страниц легко можно выбросить 300 без ущерба для основного сюжета. Это все понятно, и обычно я с этим мирюсь.
Но эта книга перешла просто все границы. Начнем с того, что название абсолютно misleading. Из описания "своеобразным символом этого Парижа, веселого, жестокого, лживого и продажного, являются богини полусвета – прекрасные куртизанки, укротительницы и разорительницы мужчин...". И хотя Эстер играет ключевую роль в сюжете, она с таким же успехом могла бы быть кухаркой или торговкой, тот факт, что она в прошлом куртизанка - выглядит как простое совпадение. "Богинь полусвета" я так и не увидела.
Возвращаясь к отступлениям. Я не против их читать, многие из них действительно интересные и познавательные, дают понимание эпохи. Но они должны быть без ущерба к понимаю основного сюжет. Например, Люсьена арестовали и везут в Консьержери. Но когда тебе между двумя этими фактами впихнули: принципы судебной системы Франции XIX, историю Консьержери, описания повозок, виды города, ты просто забываешь, что там было по сюжету.
Теперь о самом сюжете. Такое ощущение, что Бальзак писал 2-3 разные книги, а потом решил слепить их вместе. Особенно для меня выбивалась 4 часть. Что? Зачем?
За эту книгу я взялась, так как она позиционируется своеобразным продолжением "Утраченных иллюзий", которая мне очень понравилась. Но это произведение надолго отбило у меня желание читать Бальзака.

Блеск и нищета куртизанок
4 5
* * * * *

Маскарад, на котором правят бал зловещие тайны. Мрачная атмосфера нависает тенью над ничего не подозревающими жертвами, опутывая своей паутиной всех - от герцогов до каторжников. В любой момент из тени, неподвластной свету восковых свечей, может появиться маска и прикажет хранить вечное молчание. И это вовсе не ужасы или треш. Это Франция в изображении трудолюбивого и проницательного Оноре! Когда-то мне казалось, что у Бальзака - тяжеловесный стиль. А теперь выясняется, что писал он витиевато, но изящно. Метафоры поэтичны, хотя пафосны. Описания - красивы, характеры - реалистичны для своего времени. Хотя некоторые наблюдения автора без улыбки читать не получиться. Зато чувствуется, что человек сочинял не просто красивую историю, а писал портрет той Франции, в которой ему довелось жить. Он пристально всматривался в действительность, что его окружала, стараясь понять взаимосвязи и скрытые мотивы. Бальзак нашел источник всех бед. И без устали обличал общество тотальной купли-продажи.

Не он один подметил растлевающее внимание больших денег. Поэтому, при самобытности стиля, характеры и темы не уникальны. Постоянно присутствует чувство узнавания. Обуреваемый страстями «аббат» Карлос Эррера поначалу напоминает священника Клода Фролло из Виктор Гюго - Собор Парижской Богоматери , а покоряющая мужчин своей экзотической внешностью Эстер в чем-то напоминает цыганку Эсмеральду из того же романа. Корсиканец, об освобождении которого хлопочет Жак Коллен (он же - аббат, он же - Вотрен, он же каторжник по прозвищу Обмани смерть) и вся уголовная братия напоминает аналогичную компанию из Александр Дюма - Граф Монте-Кристо Непременные банкиры, нотариусы и ростовщики как приметы времени. Узнавание типажей и ситуаций, с одной стороны уменьшает увлекательность сюжетной линии, а с другой стороны - увеличивает ценность созданного очевидцем обширного полотна жизни во Франции первой половины 19-го века.

Бальзак написал почти обо всем. Он описывает архитектурные стили и внутренние убранства жилых помещений. Он показывает замки и трущобы. Во всех деталях расписывает наряды и экипажи. Водит в театры и оперу. Знакомит с работой полиции и законами уголовного мира. Про местных каторжников придется узнать гораздо больше, чем хотелось. Фактически, вся четвертая часть ( кроме великосветской паники по поводу неосторожно написанных писем) - это французский вариант нашего сериала "Место встречи изменить нельзя". Чем Корантен - не Глеб Жеглов, а Жак Коллен - не Горбатый? И пусть у Коллена масштаб солиднее и удача крепче, зато Горбатого сыграл Армен Джигарханян! А какие у псевдоаббата колоритные подручные! С удачно подобранными прозвищами. Так, благодаря чувству юмора бывшего каторжника, Эстер имеет возможность заявить

– Послушайте! Неужели бедная девушка не может заставить Азию кормить себя, а Европу – одевать, тогда как к вашим услугам весь мир?

Шпионы полиции тоже не отстают ни по характеру, ни по сообразительности. И Контансон, и папаша Канкоэль - яркие и запоминающиеся персонажи. Это состязание достойных противников. Это роман о важности пустяков. Трагичный и театральный. Здесь страсти неистовые. Здесь не столько живут, сколько играют на публику - заламывают руки, смотрят взглядом василиска, меняют личины. И кукловод открыто объявляет своей марионетке

Я – автор, ты – моя драма

Лицедействуют все. Это непременное условие и не только в великосветских салонах. Это заставляет героев следить за жестами и выражениями лиц. Это придает красоты и яркости роману.

Мне читалось легко и приятно. С интересом прослушала лекцию о Консьержери. С удивлением узнала о "корзинах для салата". Расставаться с персонажами было жаль. Как удачно, что многие из них фигурируют и в других романах Бальзака. Надо будет еще хотя бы раз вернуться в эту литературную модель реально существовавшей в 19-ом веке Франции.

Блеск и нищета куртизанок
4 5
* * * * *

606 стр._______________________________________________
Первая книга из 12_забытых_книг.
И третий роман автора за месяц. У меня переизбыток Бальзака в крови. Мне нужна помощь.
Продолжение истории о Люсьене, молодом повесе. Белокурый красавчик, от которого у меня уже литературные колики в мозгах. «Блеск и нищета куртизанок» - это не история о гризетках, любви или оргиях. Это обратная сторона высшего света. В роли куртизанки тут выступает скорее Люсьен и все его продажное общество. Он все также стремится получить призвание света, но уже более мерзкими способами. Например, используя Эстер, которая отказалась от своей профессии куртизанки и посвятила свою жизнь этому легкомысленному парнишке. Тут такая схема, в общем-Эстер отдала свою душу Люсьену, Люсьен свою-Вотрену, а Вотрен..Вот сложный он человек, этот каторжник. Он уже давно не живет своей жизнью, меняет обличья и использует мальчика Люсьена в качестве внешней оболочки для своей души. Но в итоге там все настолько переворачивается, и все получили по заслугам, я считаю.
«Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги», - рассуждал Бальзак. И в этом романе очень ярко представлена суть этого рассуждения. Деньги слишком много значат и, имея их, можно купить почти все. Честь, славу, признание общества, любовь, свободу и даже жизнь. В романе абсолютно все персонажи броские, яркие, интересные и интригующие. Кроме Люсьена. «Чем он так примечателен, что его ТАК любят?». И действительно. Чем? Только если красотой, за которой дальше ничего не стоит.
Очень любопытно было наблюдать за высасыванием денег из барона. Да тут ведь целое искусство продажной женщины. Но я очень прониклась жалостью к этому старичку, который так жаждал любви. А может это был всего-навсего способ самореализоваться. Но в любом случае, эта сюжетная линия описана просто великолепно.
Бальзак мне дается тяжело, и мы решили взять с ним паузу в отношениях на несколько лет.

Блеск и нищета куртизанок
4 5
* * * * *

Хотите почитать тленную книгу без хэппи-энда, то Бальзак как раз подойдет. Слабейшие гибнут, сильнейшие выживают. Причем невинные и добродетельные всегда слабы, а если у кого-то есть когти, зубы и амбиции, то он определённо относится к безнравственному аморальному злу.

Куртизанка Эстер внезапно влюбилась и решила стать добродетельной. Под влиянием и из страха перед беглым преступником, прикидывающимся испанским монахом она готова на все ради Люсьена, даже вытянуть деньги из влюбленного в нее банкира. Правда, в итоге не вынесла мук и покончила с собой. Люсьен, тоже довольно бесхребетный типчик, которого Коллен выбрал воплощением собственных амбиций и жажды наживы, опять же не справляется со своей ролью и кончает с собой. Афера главного злодея кончается ничем, но он по крайней мере остается жив и процветает. Причем вполне логично и укладывается в рамки того времени, что каторжник становится полицейским, тогда как и куртизанки могут стать на одну ступень с аристократками, и аристократки ведут себя похуже какой-нибудь продажной девки. Он не вызывает положительных эмоций, но, по крайней мере, его способностью выворачиваться из капкана нельзя не восхититься.

Ни одного положительного персонажа. Но при этом сочувствовать Эстер или Люсьену тоже не хочется. Последний – просто безвольная, смазливая тряпка, который даже благодаря протекции не смог достичь чего-либо хоть немного стоящего в глазах французского общества. Чего добилась Эстер? По сути, ничего, начало ее жизни было незавидным – мать-проститутка, дочь, развращенная с подростковых лет, жертва педофилов. Судьба дает ей шанс – стать если не мадам де Помпадур, то хотя бы обрести какую-то независимость, власть над своей судьбой. Но она ее упускает из-за любви к человеку, того не стоящему.

Какая там куртизанка, мне всегда казалось, что куртизанки ищут богатых покровителей, власти, влияния, если они умны и понимают – раз ступив на этот путь, если хочешь выжить, то играй выданными картами. С самого начала Эстер куртизанкой не назовешь, все любовники – нищета, и какой в них прок, если они занимают у проститутки, воруют по ночам ее еду. Финал Люсьена и Эстер вполне предсказуем, он навеян романтическими представлениями автора, которыми он старался овеять эту пару.

В целом, могу сказать, что французский свет, каким его рисует Бальзак, представляет собой довольно противное, омерзительное сборище лицемеров, трусов, подхалимов, развращённых, пресыщенных людей.

Блеск и нищета куртизанок
5 5
* * * * *

Наверное, в то время было модно прославлять куртизанок. Мне в романах Бальзака нравится, что он очень подробно описывает психологический портрет героя. Отношения между собой. Конечно как в любом романе появляется некий злодей, как здесь Вотрен. И как всегда бывает, дослужился до высокого поста всем: интригами, лестью, подкупами, убийствами. Много историй, много героев, как отрицательных, так и положительных, некоторые из них потом становятся отрицательными.
Так читается легко. Очень понравилось описание одежды героев. Конечно, подлость из невинной девушки сделать куртизанку. Но 18 век и начало 19-го во Франции, время тогда такое было.
В целом стиль написания и как читается понравилось.

Блеск и нищета куртизанок
3 5
* * * * *

Очень странный роман, очень тяжеловесный даже для французской классики, очень невыдержанный по стилю: то сентиментальный и пафосный, то ироничный, то вдруг превратится в справочник по тюрьмам и каторгам... Да и фокус плавает, видимо, замысел автора то и дело менялся. Но читать его было очень интересно. Жаль, что только до определенного момента.

С самого начала нас окружает вихрь громких имен и сложнозапоминаемых фамилий, мы как будто попадаем на закрытую вечеринку, где все друг друга знают, и чувствуем себя поначалу неловко. К счастью, недоразумение скоро разъяснится, и нас познакомят с героиней, наделавшей шуму в высоких кругах.

Куртизанка Эстер - персонаж очень интересный. Но не слишком правдоподобно написанный. Количество слез, заламывания рук, угроз и попыток самоубийства переходит все границы даже для опустившейся девушки, решившей стать честной женщиной. Гордость - это, конечно, хорошо, но как-то не вяжется все это самобичевание и прочувствованные речи с поведением после расставания с любовником. Вот когда Эстер становится настоящей - остроумной, меткой, блистательной... и такая женщина не борется за жизнь? Бросьте, господин Бальзак, не верю!

Что касается рокового предмета влечения Эстер и поголовно всех женщин Парижа, то любой персонаж романа вызывает больше эмоций, чем пресловутый Люсьен де Рюбампре. Красивый молодой человек, полностью подвластный своему покровителю и никак не проявляющий ни собственной воли, ни каких-либо чувств. К кому угодно здесь можно почувствовать симпатию: к глупому похотливому Нуссингену, к опасному преступнику Коллену, потерявшему названного сына, к шпиону Пераду... только не к Люсьену, увольте. Тут я солидарна с судейским Камюзо - совершенно непонятно, что находили в этом красавчике женщины. Да и дрожь брала при описании того, как низко ставила себя и свою жизнь Эстер по сравнению с дальнейшей судьбой своего любовника.

На мой вкус, сентиментальности, пространности и всяческого словоблудия Бальзак хватил через край. В написанном на век раньше и чем-то схожем по тематике и настроению романе "Опасные связи", и то в разы меньше подобного словесного пафоса. Главную героиню поминутно сравнивают с ангелом, всячески превозносят ее красоту, всплескивают руками... Это достаточно утомительно, надо сказать.

Самое интересное в романе - это, безусловно, планомерное вытягивание денег из влюбленного барона, его комичное поведение, безумные траты и показная роскошь. К сожалению, уже к середине книги исчезает весь кураж и юмор, нас начинает захлестывать мелодрамой и отрезвляющими тюремными реалиями. Так и получается, что самые интересные герои покидают нас очень быстро, и остается довольствоваться историей о каторжниках, а не об обещанных куртизанках.

Для себя я вынесла следующее. Во-первых, наша любовь, ее сила или слабость ничего говорит о предмете этой любви, а только о нас самих. Какая ирония: наивная, хоть и опытная куртизанка Эстер и прожженный плут Жак Коллен без памяти, самоотверженно, вплоть до самопожертвования полюбили красивую пустую куклу.
А во-вторых, собственная жизнь - слишком большая ценность, чтобы бросаться ею из-за какого-то сиюминутного позора. Выживает сильнейший. Выживает и получает все, чего не досталось созданиям нежным и слабым.

Ну и самое главное: нельзя делать несколько важных вещей параллельно - пишешь роман - пиши. А то вот так отвлечешься, да и забудешь, что за язык там был, что за фабула, о чем хотел рассказать,,, Вот такое впечатление сложилось, не обессудьте.

Блеск и нищета куртизанок
5 5
* * * * *

В романе Диккенса Пип встречает беглого каторжника, который накопив миллионы, помогает ему выдвинуться. У Бальзака Люсьен дю Рюбампре тоже встречает каторжника, который горит желанием ему помочь, но миллионов не имеет. Зато поднаторевший в криминальных делах Вотрен знает из кого эти деньги можно выкачать. И не его вина, что вся затея закончилась провалом.
«Блеск и нищета куртизанок» — красивое название, но на самом деле о жизни куртизанок здесь рассказано не так и много. Эстер мы встречаем уже обратившейся на путь добродетели из-за своей неземной любви. Правда, ради Люсьена она долго морочит голову банкиру Нусингену, заставляя его платить свои несуществующие долги. А когда приходит время расплачиваться самой, кончает жизнь самоубийством.
Эстер покидает страницы книги в конце второй части, Люсьен — в конце третьей, до финала доходит только Вотрен. Выходит, он и был здесь главной фигурой.