Дочь Монтесумы

В центре остросюжетного повествования - судьба европейца Томаса Вингфилда, ставшего вождем одного из ацтекских племен во времена завоевания Мексики Кортесом.

Автор
Издательство Полиграфресурсы
Перевод Мендельсон Феликс Л.
Серия Библиотека приключений
Год 1994
ISBN 5-7150-0059-9
Тираж 55000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 352
Тип носителя Печатная книга
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Эпоха публикации Букинистические издания
Название Дочь Монтесумы
Сохранность Хорошая
Тип издания Отдельное издание
Направления художественной литературы Приключенческие романы
Тип книги Букинистика
92
Дата обновления
30 ноября 2019
История цены:
Средний отзыв:
4.4
* * * * *
Дочь Монтесумы
5 5
* * * * *

Как далеко может завести человека ненависть и жажда мести?
Юному Томасу, следуя его клятве отомстить убийце, по воле судьбы приходится оказаться далеко от его родной и горячо любимой Англии - в Америке. Он попадает туда в самый разгар завоевания испанцами земель индейцев и оаказывается в самом центре войны. Войны, которую коренным жителям Америки, к сожалению не суждено выиграть.
В процессе повестовования Томас, от чьего лица и идет рассказ, часто забегает вперед, приоткрывая будущее того или иного персонажа.
Рисуя страшные картины жертвоприношений индейцев и пыток святой инквизиции, автор задается вопросом: а что же из этого большее зло? И за теми, и за другими действиями стояли попытки сохранить веру и независимость. Священники сжигали еретиков, перечащих христинским догмам и оспаривавших веру, жрецы приносили в жертву своим богам пленников, дабы напугать захватчиков и получить помощь своих божеств. Можно ли оправдать кого-либо из них?
Томас для себя решает, что в состоянии встать на сторону индейцев, пойти против своей прошлой веры и оправдать страшные жертвоприношения.
Среди тех и других есть предатели, подонки. Но есть и четсные и справедливые люди, не желающие творить зло.
Повествование в романе в чисто английском стиле: неторопливое, обстоятельное.
Жаль только, что счастливого конца ждать не приходится.

Дочь Монтесумы
5 5
* * * * *

Книга о том, как простой английский парень попадает в самый центр событий, изменивших мир коренных народов Америки. Ему предстоит пережить немало смертельных опасностей и приключений, любовь, смерть близких, ненависть, а также жажду мести.
Все это подается в переплетении с реальными историческими событиями первой половины 16-го века в будущей Мексике. В книге автор дает свой взгляд на ошибки, что сгубили великую империю.
Никогда раньше не интересовался этим периодом, книга же создала интерес к более подробному ознакомлению с судьбой этого древнего народа. Сюжет – интересен и захватывающий, книга является отличным образцом приключенческой классики, читается легко и быстро, так что скучать не придется.

Дочь Монтесумы
3 5
* * * * *

Еще одна книга Хаггарда в списке прочитанного. Еще одна нейтральная оценка. Теперь, после трех "знакомств", с уверенностью могу сказать - слишком поздно. Эти истории нужно было читать лет в 10-12, а может и раньше. Сейчас закрученные сюжеты выглядят до невозможности предсказуемыми, любовная линия - наивная сказка, миллион счастливых случайностей - вовсе не чудо, а проделки автора.
"Дочь Монтесумы" тянулась, как очень липкая ириска. С первых страниц читатель знает о финале истории, но упорно продирается сквозь приключения Томаса Вингфилда - верного, честного, смелого и неверооооятно везучего. На пути наш герой встретит друзей и врагов: прекрасная индианка Отоми, коварный Хуан де Гарсиа, любимая английская невеста Лили... Персонажи здесь все очень гиперболизированные, описания простые и не слишком убедительные. И со всем этим можно было бы смириться и просто наслаждаться чтением, если бы эта книга попала ко мне в нужный момент - волшебным образом нашлась на полках в деревне во время летних каникул после пятого класса:)

Дочь Монтесумы
3 5
* * * * *

Ну, что могу сказать - в ранней юности Хаггард мне нравился гораздо больше. Или может быть эта книга - не самая лучшая у него, или раньше трава действительно была зеленей. Достаточно интересный сюжет о приключениях английского джентльмена в племени ацтеков при прочтении почему-то теряет всю свою остроту. Финал всей истории становится известен практически с первых строк, и, читая про все злоключения Томаса, уже как-то не очень сильно ему сочувствуешь, ведь знаешь, что все, в целом, закончится хорошо.
Все происходящее в романе - бесконечно наивно: герой отправляется в опасное путешествие и с ним постоянно случаются всякие ужасные неприятности, грозящие смертельным исходом, и каждый раз в самый последний момент чудесным образом он спасается. Через годы и жестокие испытания он пронес свою пламенную любовь к прекрасной девушке, а его возлюбленная ждала его 20 лет и благополучно дождалась и простила за все его прегрешения - вольные или невольные.
В общем-то, как образец высокоморальных ценностей любого человека, показывающих, что прежде всего в жизни должны цениться честь и долг, книга прекрасна. Но нужное воздействие она сможет оказать лишь на юные и не испорченные умы.

Дочь Монтесумы
4 5
* * * * *

Невероятные приключения главного героя, иногда напоминают бразильский сериал....вроде вот-вот кинут на съедение акулам, но чудом спасся, вот-вот схватит своего врага, а это оказывается не он, вот-вот его разделают на жертвенном камне, но жрец умирает лишь слегка его задев.....и вся история базируется на умопомрачительной живучести и везении героя. Из плюсов, я открыла для себя события в период завоевания земель нынешней Северной Америки (точнее дикие обычаи и жестокость сопровождающие их), все поглощающие чувства любви, чести и долга. Автор подчеркивает, что жестокость католической церкви не многим меньше кровавых обычаев язычников, и не дает забыть о клятвах пронесенных через десятки лет.
Книга насыщена событиями настолько, что всех деталей в голове не удержать.

В любом случае, советую к прочтению, особенно любителям приключенческой литературы.

Дочь Монтесумы
4 5
* * * * *

Я так и не поняла, зачем автору понадобилось раскрывать всю суть в самом начале произведения.
Нет, это не испортило впечатления от действительного неплохого романа, просто возникает вопрос: зачем?.. Или нет, хорошо, вот нам почтенный старик, пишущий мемуары, хорошо, всё в порядке, но может, тогда на протяжении книги не пытаться сделать интригу касательно "жизни на волоске" и "где же Лили"?..
Впрочем, это логично объясняется тем, что главный герой стремится передать свой чувства в тот или иной момент, но всё равно как-то смешно, и мне хочется верить, что настоящий писатель оставил эту деталь как раз-таки ради улыбки читателя.
В общем, чего-то гипер-удивительного в этом романе нет: классические приключения. Приятный язык, главный герой-мне-всё-как-с-гуся-вода

спойлер...-я-ещё-и-вождём-станусвернуть

(таких называют Марти Стью), цивилизация vs дикари... Мне понравился скорее мотив с местью, особенно его разрешение:

ну не могу я без спойлеров вот вроде душу сгрызает детское "он должен был его убить! вот этими руками! вендетта!", а вроде понимаешь, что автор и тут мог просто поиздеваться над читательской наивностью.свернуть

Кто прекрасна? Отоми прекрасна. Да, типичная дикарка, полюбившая белого человека, но она, в отличие от той же Лили, не совсем безликая картонка, а героиня, со своей душой, образом, волевым характером.
Короче говоря, прекрасное чтиво для недолгих дневных авиарейсов.

Дочь Монтесумы
5 5
* * * * *

Лучшие книги те, что не имеют возрастных ограничений! Ошибочно полагать, что Хаггард - это для подростков, что-то по типу исторических журналов "Познай историю с Волли".

На поверхности мы имеем приключенческий роман со спецэффектами в виде многочисленных кровавых ритуалов последних ацтеков. Разумеется, любовная линия, сконструированная по модели сказок: жил-был бедный юноша и прекрасная девушка. Юноше необходимо было стать принцем, дабы удостоиться своей Дамы. Он ведет борьбу с драконами, находит сокровища, почти погибает от одного до бесконечности раз.

Но оказывается, главное в становлении принца не победить дракона, а не забыть в круговерти событий о прекрасной Даме.

Кажется, что герои весьма схематичны и в чем-то шаблоны, по народной традиции антогонистичны. Томас настолько бережно несёт христианские ценности, что Добра доводится до степени абсурда. Даже, встав на сторону ацтеков в борьбе с испанскими завоевателями, Кортесом и личным врагом, он не забывает о Боге. Том Боге, которого так умело фальсифицируют инквизиторы на его второй Родине. Даже несмотря на свадьбу с дочерью Монтесумы и новой ролью - ни больше, ни меньше, Божества, Томас не забывает про домашнего Бога, борясь с испанцами и попутно спасая их от принесения в жертву кровожадным богам своих новых соплеменников.
Может быть столь инфантильная мотивация коренится в ощущение карнавальности происходящее

Только тогда я понял, что теперь я бог, и не просто бог, а величайший
из богов. Ни разу в жизни я не чувствовал себя так глупо!


Враг Томаса, конечно же, на манер позднего Средневековья - исчадие Ада, некто великий и ужасный, переполненный грехами до краев. Но образ его даже в чем-то сложнее, чем воплощение Добра в произведении. Зло здесь с оттенками. Благородное зло, прикрытое хорошими манера ми, изысканным вкусом и чувством собственного достоинства.
Кажется, что то - не живой человек, полный скверны, а проекция самого главного героя. Даже убийство матери Томаса, что и повлекло за собой необходимость вендетты, с некоторым оттенком фрейдизма.

Наверняка психоаналитики расценили бы систему персонажей следующим образом: маменькин сынок Томас, создающий себе проекции врага с целью победы над двумя зайцами: 1. Вырваться из под материнской опеки; 2. Найти себе мотивацию к победам.

Нечто вроде бизнес-тренингов от Мэри Шелли: преследуй чудовище собственных мыслей, скитаясь в поиске себя рафинированного.

Однако роман Хаггарда - произведение с секретом. На изнаночной стороне находим темы для размышления, вопросы для внутренней работы читателя:

1. Дихотомия христианство/язычество и надрелигиозное образование в виде индивидуальной веры.
Убийства во имя веры, вера во имя убийств, борьба Богов за место в человеческой душе. И...захудалые истины на задворках совести.

2. Проблема любви, которая бывает, как говорил один преподаватель этики, "большая, маленькая и средняя".

3. Природа и мораль. Что естественно для хомо сапиенс: казнить или миловать? Насколько человек агрессивен, можно ли предположить, что тяга к убийствам, алчность и личностная геополитика - его естественное состояние? Иными словами, гомеостаз как индивидуальная автаркия.

4. Вечный женский вопрос. Автор поднимает проблему природных задатков мужчин и женщин, вопросы верности и психологические предпосылки раскрытия сексуальности как тяги к жизни. Женщины здесь - воплощение благородства, правдивости, самоотверженности. Нельзя не отметить контраст мужского и женского начала в романе.

Здесь же в качестве подвопроса можно выделить проблему измены женской. Если мужская исходит из потребности быть живым, то женская - из необходимости доказать право на уникальное существование, нечто вроде активного права голоса - "я есмь, я не тело, я гордость и независимость". Такова Марина - любовница Кортеса, в качестве приданого принесшая в дар собственный народ. Женщина, чье самолюбие и требовательность к жизни возжелали возвышения за счёт ни много, ни мало - гибели нации. Но и глубоко раскаявшаяся, словно бы в подтверждение слов Александра Башлачева

Под дождём оказались разные,
Большинство-то чистые, хорошие.

5. Наконец, проблема выбора "свой среди чужих, чужой среди своих". Внутренняя раздвоенность как залог расширения горизонта.

Собственно, потому роман сложно назвать только приключенческим. Путешествия, борьба, спецэффекты, тень смерти - лишь форма, некий увлекательный интерактив, который призывает к пониманию психологического, философского, историко-культурного базиса произведения.