Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель

"Счастливая куртизанка, или история жизни и всевозможных превратностей судьбы мадемуазель де Бело, впоследствии именуемой графиней де Винцельсгейм Германской, известной во времена Карла II под именем леди Роксаны" вышла в свет в 1724 году, когда автору было уже около шестидесяти четырех лет, это последний роман Дефо. Это судьба женщины, рассказанная ею самой. Роксана - дочь состоятельных родителей, получившая хорошее образование, женщина острого прагматичного ума и деловой хватки, для которой даже любовь и брак - прежде всего выгодное, прибыльное дело.

Автор
Издательство Орис
Год 1993
ISBN 5-88436-014-2
Тираж 40000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 320
Тип носителя Печатная книга
Размер упаковки (Длина х Ширина х Высота) , см
Страна произведения Литература Англии, Австралии и Новой Зеландии
Эпоха публикации Букинистические издания
Название Счастливая куртизанка, или Роксана
Вид издания Букинистическое издание
Сохранность Хорошая
Тип издания Отдельное издание
Основной жанр книги Классическая проза
Происхождение произведения Зарубежная литература
Направления художественной литературы Зарубежная классика
Тип книги Букинистика
149
Дата обновления
30 ноября 2019
История цены:
Средний отзыв:
3.4
* * * * *
Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
3 5
* * * * *

Если это последний роман знаменитого Даниэля Дефо, тогда я всё понимаю: и отсутствие толкового сюжета, и отсутствие полновесного финала, и отсутствие хоть какой-то морали. И дело не в куртизанках. Просто, видимо, к тому моменту, как это часто бывает, автор либо устал, либо болел, либо, увы, исписался. Очень нелегко постоянно выдавать шедевры по типу истории о Робинзоне Крузо.
Перед нами довольно проходной роман о жизни женщины, ведущей социально безответственную деятельность, а именно, куртизанке. "Не мы такие, жизнь такая", - объясняет нам она в начале книги свой выбор жизненного пути. Ну ладно, можно понять, муж оставил без денег и с пятью детьми. Тут любой взвоет. Нашей Золушке повезло. Правда, к ней не прилетела добрая фея-крёстная, но попался богатый ювелир, неожиданно крепко её возжелавший, поднявший из грязи и озолотивший. Тоже неплохо. Сказка продолжается, меняются только феи в образе любовников. Мы доходим и до принца крови, и до короля!.. Золотые монеты, драгоценности, дома, поместья, - всё так и множится в геометрической прогрессии благодаря необычному дару нашей куртизанки - влюблять в себя всех и вся. Даже небольшие неприятности в виде жадного скупщика-еврея, чуть не подвергнувшего нашу героиню следствию и казни, при помощи нового всесильного любовника-покровителя гладко обходят её стороной.
Да, казалось бы, интересная фабула, многообещающая. Но как же скучно!.. Язык прекрасный, XVIII век чувствуется, феминистические речи о вреде брака для женщин из уст нашей куртизанки добавляют перчинки (я с ней во многом тут согласна). Но как всё сухо подано! Голые факты перемежаются с длинными и подробными описаниями нарядов, блюд и балов с религиозно-боязливыми причитаниями-исповедями главной героини, от чьего лица и ведётся сие монотонное повествование.
В конце повести наша Роксана вспоминает о своих многочисленных детях, которые, прошу заметить, при столь богатой матери влачили жалкое существование истинных Гаврошей и Козетт. Устроены были лишь дети богатых любовников, да и о тех Роксана не думала, начисто лишённая материнских чувств. Такое бывает, но как же глупо писать впоследствии о всколыхании в груди трепета при виде брошенной когда-то уже взрослой дочери!
Кстати, сразу заметно, что автор книги - мужчина, ведь наша куртизанка рожает, словно кошка, и уже чуть ли не на следующий день танцует, туго затянутая в рюмочку, на балах с принцами и королями. А в количестве её детей я сбилась со счёта ещё в середине книги.
Так вот, факт наличия детей призван дать вялому сюжету хоть какой-то апофеоз. И тут начинается полный, как говорит наша куртизанка, бедлам. Побеги от собственной дочери, убийство и... Конец книги с двумя скупыми строчками о какой-то каре небесной, постигшей где-то потом нашу героиню! То есть, самого главного - развязки - попросту нет! Все в лучших традициях Стендаля (вспомнить хоть "Пармскую обитель").
К сожалению, его последняя книга Даниэлю Дефо не удалась. А жаль. Такая задумка была, что можно было бы с блеском экранизировать.

Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
3 5
* * * * *

Я не могу назвать себя поклонницей литературы XVlll века, но, тем не менее, решила прочитать роман Даниэля Дефо «Счастливая куртизанка, или Роксана». Название показалось мне многообещающим, и я купилась на него.
Наверно, овуляшки меня расстреляют за мои жёсткие слова, но мне хочется озвучить свою мысль: «Таких женщин, как героиня надо стерилизовать, а таких плодовитых пап, которые оставляют своих детей на произвол судьбы и добрых родственников, нужно кастрировать!» Подпись моя. Под каждым вышесказанным словом. Поехали дальше.
Скандалы, интриги, расследования… Нищета, любовники- любовницы, рождение детей непонятно зачем, для чего и кому (видимо, аллергия на латекс, хотя, думаю, тогда презервативов ещё не было, но специальные снадобья существовали всегда).
Роксана – деловая и умная женщина, которая всеми правдами и неправдами решила вырваться из нищеты, и надо отдать должное: у неё это получилось.
Роман слишком романтичен и похож на сказку. Я не поверила в эту историю, потому что тут молодые, красивые и бездетные не могут устроить свою жизнь, а у Роксаны всё получается по щелчку пальцев. Потом, мужчины же не дураки, а Дефо всё выставил так, будто главная героиня их всех загипнотизировала и очаровала настолько, что они потеряли здравый смысл и просто всё ради прекрасной гугенотки. Не верится мне в подобные сказки.

Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
3 5
* * * * *

Счастливая куртизанка, от самого названия веет чем-то лёгким, чувственным. Возможно, так оно и было бы, будь автором романа француз. Но перед нами вместо этого – обстоятельная, неспешная, подчёркнуто далёкая от легкомыслия проза Дефо. Хотя героиня, замечу в скобках, как раз француженка. Наверное, национальность – пикантный штрих, призванный объяснить то ли «греховность» Роксаны, то ли ее неувядающую способность кружить мужские головы. Иначе впрямь осталось бы непонятным, а что любовники находят в этой скучной особе. Ну, то есть, пару эпизодов, которые с натяжкой можно счесть за эротику, я заметила. Но главное ведь не в них, дамы и господа. На первом плане всегда – красота раскаяния (выражение Дефо), коей Роксана размахивает, точно боевым знаменем. Раскаяние описывается тщательно и любовно, чтобы читатель никак не мог пройти мимо. И тут же рядом – качества, которые не так выставлены напоказ, но удачно дополняют портрет героини. Её расчетливость, например. Ни на мгновение красавица не забывает о деньгах и каждый раз радостно сообщает, сколько она вытянула из очередного спонсора и насколько выгодно поместила капитал. Ее любовь или нелюбовь тоже всегда находит денежное выражение. Вот один самых эмоционально заряженных эпизодов книги. Она выходит замуж, предлагает мужу свое состояние и трепещет, и волнуется: а ну, как он согласится! О, здесь она поднимается до высот истинной поэзии, вы только послушайте: «Несчастная, — говорила я себе, — неужели ты допустишь, чтобы неправедными путями пришедшее к тебе богатство — награда за блуд, распутство и прелюбодейство, плод гнусной и многогрешной жизни — смешалось с имуществом, честно доставшимся этому добродетельному человеку». Какое изящное сочетание высокой морали и корысти! Правда, тут надо отдать должное романисту: эту черту характера Роксаны он замотивировал железобетонно. После пережитых ею передряг как не стать скупердяйкой! Ещё один штрих к портрету неожидан и автору несимпатичен. Роксана в ряде ситуаций выступает как феминистка. Её речи в защиту женской независимости и равноправия (в обязательном порядке уравновешенные рассуждениями о красоте раскаяния) меня развлекали и несколько спрашивали в целом весьма унылый роман. Собственно, в повествовании только самое начало и самый конец приковывают внимание. Весьма драматична завязка, где молодая женщина с пятью детьми оказывается на грани голодной смерти. И не менее ярок финал, когда обезумевшая от ужаса постаревшая Роксана мечется по Англии и Голландии, пытаясь уйти от неминуемой развязки. Между завязкой и финалом – что-то вроде приходно-расходной книги, череда безымянных мужчин, не менее безымянные дети. Вопреки заглавию, сложилось полное ощущение, что Роксана очень одинока и на самом деле не счастлива.

Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
3 5
* * * * *

Конечно, я не могла не узнать, какой важный вклад внес Дефо в литературу, что он был одним из первопроходцев, новаторов и проч., проч., проч., но вот полюбить книгу только за это — выше моих сил.
Без деления на главы было трудновато и непривычно. Зато я могла без зазрения совести пропускать страницы, зная, что особо много не потеряю, ведь автор все равно раз пять, а то и шесть, повторит свою мысль.
К концу книги я возненавидела такие слова, как "порок", "разврат", "потаскуха" или, наоборот, "добродетель", еще более, чем ненавидела их ранее.
И вообще заключительные эпизоды книги мне понравились намного меньше, чем начало и середина: любимый неспешный ритм сменился скачущим и нервным, а сам конец вызвал ощущение, как если бы я зашла в комнату, а меня с размаху вырубили ударом по голове, не дав разобраться в том, что происходит. Я так и не поняла, к чему были эти пространные монологи Роксаны, мол, теперь она прекрасно видит свой порок, и он ее ужасает, так вот, к чему они были, если в конце книги она практически абсолютно довольна своей жизнью.
М-да, все упирается именно в Роксану. Вообще я очень люблю женских персонажей. Прямо вот вообще люблю. Я терпеть не могу осуждать женских персонажей и плеваться на них. Я склонна придумывать тонну объяснений и оправданий их поступкам, вплоть до перекладывания ответственности за ту феерию, которую они творят, на мужские плечи. Но Роксана — другой случай, дикое исключение. Я считаю ее причитания о том, как она порочна и в целом отвратительна, кокетством и лукавством, но она и правда очень мерзкая. Причем чем дальше в лес, тем толще партизаны и тараканы в ее замшелой башке — в этом надо отдать Дефо должное: хотя Роксана изначально представляется довольно неприятной, в течение романа ее неадекват прогрессирует постепенно, плавно, но убедительно и неотвратимо.
Но на самом деле у меня, ко всему прочему, создалось ощущение фальши. Автор претендует на то, чтобы передать женскую психологию, но, как мне показалось, мужик из него так и лез.
В общем... в общем, э. Зачем вообще была написана эта тонна букв? История оказалась совершенно ни для ума, ни для сердца, а жаль.

Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
3 5
* * * * *

Уфф. Это было очень сумбурно и местами абсолютно нереально, хотя роман вроде как исторический, ведь в нём принимают участие реальные исторические личности.
Это, собственно, и есть моя главная претензия.
У нас есть главная героиня. Предположим (ибо я не помню, называлось ли это в самом романе), что она вышла замуж в 20 лет. Почти 7 лет (округлим до 7) она была замужем. Не менее пяти лет прошло между бегством её мужа и убийством ювелира. 8 лет она была любовницей принца. Еще примерно 2 года жила в Голландии. 8 лет прожила в Англии. Значит, последнего ребёнка она родила, когда ей уже было за 40. Это в начале 18 века. Кроме того, она считается любовницей самого короля (а король этот умер, когда ей было 12), приятельствует с финансистом (который тоже к тому времени умер) и еще ряд подобных вещей.
Контрольный выстрел:

Ведь ты сама говоришь, что тебе уже двадцать пятый год и что ты — младшая из трех детей твоей родительницы; таким образом, по твоему рассказу, твоей матушке должно быть по крайней мере за сорок, а дама, которую ты принимаешь за свою мать, как ты видишь сама, да и как видно всякому, еще; очень молода и уж, конечно, ей нет и сорока; к тому же она оттого и поехала в деревню, что ожидает ребенка;

Это при том, что героиня ранее признаёт, что ей идёт шестой десяток. Шестидесятилетняя красавица на рубеже 17 и 18 веков. Да вы что.
Помимо прочего, я потерялась в её бесконечных беременностях. Только за саму книгу она родила 11 раз (а о её замужестве подробно не говорится, кто знает, сколько из рожденных ею детей умерло, не дождавшись повествования). И знаем мы только о судьбе шестерых из них (не считая погибших четверых), да еще и не так много. Где потерялся ребёнок (а сама героиня упоминает о "детях") от ювелира? Что случилось с дочерью Эми? Почему вообще Эми "около сорока", хотя она с героиней чуть ли не с самого начала?
Главная героиня постоянно клеймит себя грешницей, и не признаёт своё сожительство с ювелиром (что, впрочем, логично и понятно), но при этом толкает Эми в постель к этому самому ювелиру, и ничо. Так было в библии. Норм.
Это показательное заламывание локтей в криках ОХ КАКАЯ Я ГРЕШНИЦА - и есть роман. Героиня в начале вообще говорит, что это наказ "как не надо делать", но при этом описывает всех своих любовников как прекраснейших людей, и как сильно они любили её, а она их. Собсна, поэтому куртизанка и счастливая.

Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
5 5
* * * * *

Если честно, то я не могу понять какое впечатление произвела на меня эта книга. Тем не менее 5 звезд я ей поставила.
Тщеславие. Вот на что я практически в полной мере взглянула со стороны. Тщеславие и преданность.
На самом деле в моем восприятие главным героем произведения является не автор, то есть Роксана, а Эми. Возможно, именно Она тот герой, к которому у меня менялось отношение в течение всей книги. От восхищения преданностью до отвращения от этой самой преданности.

Из минусов, мне совершенно непонятна хронология повествования и почему 3+7+8 будет 13? Почему 11+8+*сколько-то там* снова равняется 13?

Счастливая куртизанка, или Роксана | Дефо Даниель
5 5
* * * * *

Роман "Роксана", вышедший в 1724 году, последний и самый мрачный роман Дефо, в форме автобиографии рассказывает историю женщины, продавшей себя сначала, чтобы просто выжить, а потом ради славы и денег.

Роксана, умная, хитрая, изобретательная аферистка, на редкость трезво и здраво анализирует свои поступки и ярко выраженные черты своего характера, которые помогли ей преуспеть в ее "приключениях".

Из этого очень подробного рассказа о целях и путях Роксаны мы узнаем о том, как она ловкими манипуляциями соблазняла других, а в конце концов оказалась сама соблазненной , став зависимой от денег и славы.

Очень сложный, яркий, многогранный и умный образ Роксаны от умного и мудрого писателя. Очень рекомендую.