Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр

Третий роман, отображающий события, происходящие во время правления короля Людовика XIV во Франции, из знаменитой историко-приключенческой трилогии ("Три мушкетера" (1844), "Двадцать лет спустя" (1845), "Виконт де Бражелон", (1848-1850), которая связана общностью главных героев Атоса, Портоса, Арамиса и Д`Артаньяна, жаждущих романтики и подвигов. Части 5 и 6.

Автор
Издательство Юнацтва
Серия Библиотека приключений и фантастики
Год 1993
ISBN 5-7880-1810-7
Тираж 180000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 704
Тип носителя Печатная книга
Эпоха публикации Букинистические издания
Название Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3
Комментарий Перевод с французского.
Сохранность Хорошая
Направления художественной литературы Исторические романы
Тип книги Букинистика
199
Дата обновления
30 ноября 2019
История цены:
Средний отзыв:
3.4
* * * * *
Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
5 5
* * * * *

Многие люди, знающие о мушкетерах по второсортным фильмам, воспринимают "Виконта де Бражелона" как просто сиквел первых двух книг о бравой четверке. А потом начинают стенать, что не могут осилить этот объем. И вообще эти диалоги, интриги, какие-то жалкие личности на первых ролях, какие-то мелодрамы... где звон шпаг и вой картечи? Ничего этого нет, и люди начинают скучать.
Есть также те, кто получают удовольствие от "Виконта", наслаждаются и диалогами, и интригами, дожидаются экшена под конец, и потом говорят: "Вот мушкетеры показали себя, ух, какой плохой король Людовик, какой тупой Фуке!". Это также ограниченное и примитивное понимание книги.
Я же считаю, что из всей трилогии "Виконт де Бражелон" является лучшей книгой и одной из лучших книг Дюма.
Дело в том, что эта книга не о мушкетере. И не о Рауле. Ее уже можно назвать в некотором смысле историческим исследованием, даже несмотря на историю о "железной маске", даже если забыть, что три из четырех мушкетеров, скорее всего, никогда не существовали даже в виде прототипов.
Просто Дюма схватил очень важный исторический процесс и при этом сумел подать его с точек зрения всех задействованных в нем сторон. То есть с точки зрения монархии, чиновничества, феодалов, даже церкви. Это процесс перехода к абсолютной монархии, конец феодальной вольницы.
Если бы это был Дюма, который писал первых "Трех мушкетеров", или если бы сценарий писал Юнгвальд-Сенкевич, мы бы увидели однобокий взгляд на этот процесс. Мы бы увидели мушкетеров, которые восстали против короля, увидели бы, как они гибнут, все такие герои, король отъявленный мерзавец и подонок, и пр., и пр. К слову сказать, Юнгвальд-Сенкевич написал и снял фильм "Тайна королевы Анны", но вышло настолько плохо, что я просто оторопел.
На самом деле книга-то оттого так велика и объемна, оттого в ней важны все эти придворные дамы и какие-то графья-барончики, чиновники, офицеры и пр., что политическая жизнь очень сложна, как бы банально это не звучало. И есть вещи, с которыми можно не соглашаться, против которых восстаешь сердцем, которые нарушают твои интересы и права, но эти вещи НЕОБХОДИМЫ, потому что помимо личных интересов есть интересы других людей, а еще есть ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВА.
Но и это звучит слишком примитивно, чтобы описать всю глубину проблемы, освещаемой Дюма. Можно описать на примере.
Одной из линий, двигающих сюжет, является неразделенная любовь Рауля, сына Атоса, к подруге детства Луизе де Лавальер. В Луизу влюблен король, и она отвечает ему взаимностью, а к Раулю изначально не испытывала никаких чувств, кроме дружеских. Хотя могла бы выйти за него замуж и быть счастливой.
Что делает Рауль, когда узнает о том, что, оказывается, у Луизы вот-вот начнется роман с королем? Он оскорбляется! Хотя какие вообще вопросы к королю? К Луизе? Никто ему не давал никаких обещаний.
Что делает наш благородный и храбрый Рауль? Он идет и жалуется своему папаше, и мудрый, весь такой из себя идеальный Атос идет к королю, почти что распахивает ногой дверь в его покои (ну, это я утрирую, такого не было) и вежливо, но твердо отчитывает его, своего монарха! Атос увещевает Людовика, чтобы тот перестал оказывать знаки внимания Луизе, чтобы его сын мог на ней жениться.
Как Атос объясняет себе и королю, что тот должен отступиться? Ну, потому что Атос оказывал разные услуги, и в общем-то страна должна быть благодарна и Атосу, и Раулю, и вообще король такой же феодал, как и все, и надо проявить благородство и уступить Луизу Раулю... И все!
И Людовик, весь из себя капризный и самодовольный (по мнению недалеких людей) уделяет Атосу личное время и даже выслушает эти бредни о каких-то правах Рауля и на Луизу.
Я хотел бы подчеркнуть, это не конфликт интересов государства и интересов личности. Это конфликт монарха (как личности) и зарвавшегося охреневшего феодала.
Весь этот любовный треугольник, вернее даже, квадрат (учитывая Атоса) кончает плохо. Людовик охладевает к Луизе со временем, Рауль идет на смерть, Атос тоже умирает. И эти два благородных человека разрушают свою жизнь даже не из-за женщины, а из-за того, что король оказался не таким уж и душкой по отношению к ним, он не захотел им уступить и этим, оказывается, оскорбил их!
И это не косяк автора, это факт, который нужно принять. Это особый менталитет людей, взращенных в 16-17 веках, людей, которые получали от государства определенные привилегии за свои непостоянные, разовые услуги. Людей возгордившихся, обнаглевших, потерявших все границы в осознании своей необыкновенной важности и крутости.
Даже такие люди, как Атос, железные, мудрые, образованные, могут преисполниться абсолютно ненужной, неуместной, неадекватной гордыней. И это еще хороший феодал, я подчеркиваю это! Это идеальный феодал! Но он не может жить в этом государстве, его внутренняя природа толкает его в пропасть. Либо король будет облизывать его с головы до ног, либо он ринется во все тяжкие, отправится на войну, убьет кого-то на дуэли или умрет сам, сопьется, поднимет восстание...
Вот в каких условиях Людовик, чьи заслуги вообще в истории Франции оцениваются ОЧЕНЬ ВЫСОКО, вынужден был начинать свою политическую деятельность. С самого начала романа он, уже взрослый король, не распоряжается казной, не может никому отдать приказ, только попросить. Даже д'Артаньян смеет вставать в позу и диктовать условия молодому королю, а также выбирать, какой приказ он может исполнять, а какой ему не позволит честь или что-то еще.
Король не может опираться только на таких, как Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян. Эти люди уже в прошлом. Отчаянные храбрецы хороши только на войне и при выполнении опасных заданий, но в мирное время в развивающемся государстве они не нужны. Они становятся просто опасны и для короля, и для народа.
Одним из людей будущего, на которых король может опираться, является Кольбер. Очень сильным моментом является сцена, где Арамис и д'Артаньян спустя несколько лет встречают Кольбера. Уже давно отошли в мир иной Атос, Рауль и Портос, гниют в тюрьмах Фуке и Филипп, и Кольбер сыграл во всем этом очень неблаговидную роль, интригуя, подстрекая, предавая и так далее. Но вот Кольбер предлагает амбициозный проект, который позволяет сделать из Францию еще более великую державу, построить флот, покорить иные земли. И бывшие враги вынуждены склониться перед Кольбером, понимая, что этот человек может сделать что-то действительно великое.
А его предшественник Фуке, этот честнейший и благородный человек, которого убрал Кольбер? Что мог предложить государству Фуке, которым как будто бы восхищается Дюма, которого уважают мушкетеры? Грандиозные балы, попойки, раздачи денег друзьям, растраты, постройки каких-то бесполезных крепостей, какие-то странные планы...
Убрав Фуке, Людовик спас свою державу. Это все равно что убрать из офиса болтливого ленивого сотрудника, который развлекает остальных и не дает работать, и поставить дельного сотрудника.
Многие, да и я в том числе, переживали за несчастного королевского брата Филиппа, которого вытащили из заключения и заменили им настоящего короля, чтобы тот, кроткий юноша, под чутким руководством Арамиса и Фуке, стал править. И только потом я понял, насколько этот план был опасным, глупым, нелепым!
И как символично то, что план Арамиса разрушает Фуке, из-за своей нелепой честности, из-за своего бесполезного благородства! Не кто-то со стороны, не предатель, не доносчик, а тот, кому этот план выгоден больше всех. Ведь новый король мог спасти Фуке, старый его бы уничтожил. Но Фуке все разрушает. То есть, зло уничтожает само себя!
Это действительно злой план. Это предательство короля, это разрушение державы, это отдача государства в руки не кого-нибудь, а Арамиса. А Арамис все это делает не для страны, не для народа. Он дворянин, ему плевать на народ. Он делает это для СЕБЯ.
И Портос становится жертвой непомерного властолюбия Арамиса. В итоге Глупый Дворянин погибает, Умный Дворянин выживает, еще умирают два Благородных Дворянина.
И только д'Артаньян, который, хоть и был дворянином, но мелким, он был человеком все-таки из народа, он умел мыслить гибко, спустя многие годы все-таки начинает понимать, что мир изменился. Всю книгу он занимался пафосными перебранками с королем, не давая ему ни работать, ни жить, ни рассчитывать на него. И Людовик все ему прощал, потому что д'Артаньян был полезен. И когда д'Артаньян узнает, что его друзья в немилости и им грозит смерть, он просит короля пощадить их, он практически унижается. Теперь-то он осознает, как опрометчиво и высокомерно он себя вел все время. И король прощает их - и его тоже, показывая, что благородство ему тоже не чуждо, и он ценит верных слуг. Не только верных, но и полезных. Потому что Фуке тоже был верен, но он был идиот.
Так д'Артаньян понимает истинное предназначение таких, как он - СЛУЖБА. И лучше военная. Отдать всего себя не собственной гордости, а стране и королю, пожертвовать жизнью на войне в интересах державы - вот достойная смерть, а не бессмысленное дряхление Атоса.
Вот как переворачивает все с ног на голову Дюма. Это истинный гений.
Главный герой книги - не Рауль. Главный герой - это Людовик XIV.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
1 5
* * * * *

К 3-ей и заключительной книге о похождениях мушкетёров у меня те же претензии, что и к двум предыдущим частям:
- чересчур детский и предсказуемый сюжет.
Да это моя проблема в том, что я прочитал этот роман только сейчас, а не в том возрасте в котором я бы не сильно вдумывался в происходящее. (хотя я даже не жалею, что тогда этого не сделал, не то чего доброго мог бы впитать в себя все эти идеалы "дружбы", "чести" и "достоинства", которые на самом деле ими не являются.)

- непривлекательность характеров главных героев / отсутствие логики и смысла в некоторых их поступках.
Да и в целом, наверное, всех персонажей это касается, не только гг. Пожалуй только Рауль не вызывает каких-либо негативных эмоций.

- описание совершенно неинтереснейших политических и любовных интриг.
В этой 3 части как раз любовных интриг стало в тысячу раз больше, а второй том так целиком и полностью посвящен любовным похождениям - здесь выстраиваются не просто любовные треугольники, а целые паутины, сплетенные из лжи и измен. Очень скучно и неприятно было это всё читать.

- очень много лишних персонажей чьи ветки сюжета ни к чему не ведут.

Это те немногие минусы, которые сразу всплывают в голове, если углубляться, то их можно накопать и побольше.
По итогу: очень тягучая, скучная книга, наполненная отталкивающими персонажами и не увлекательным сюжетом.
После прочтения хочется даже отдохнуть от чтения, совсем ни на что не тянет)

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
5 5
* * * * *

Вроде бы затянуто, и вроде бы весь второй том посвящен придворным интригам, а имя д'Артаньяна в нем почти не вспоминается, и третьестепенных персонажей слишком много, и слишком часто они уходят в небытие повествования, и событий маловато, но... Когда

спойлерхоронят Атоса и Раулясвернуть

, у 36-летнего мужика текут слезы. Луиза де Лавальер навеки останется ненавистной, хотя реальная Лавальер была чуть ли не святой. Останется восхищение талантом А. Дюма, создавшим столь великолепную трилогию на основе исторических людей и событий. Останутся знания, ведь невозможно не заглянуть в интернет и не "полюбоваться" на Людовика XIV или принцессу Генриетту, подивившись, как можно считать их красивыми. Какая уж там затянутость, когда эмоций и пользы от прочтения хватит на десяток-другой всяких "Ведьмаков" или "Игр престолов".

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
5 5
* * * * *

Всё-таки не рекомендуется читать Дюма людям, плохо знающим историю, потому что без знания, без понимания истории и без любви к ней невозможно понять книги великого французскго романтика. Ведь тот же "Виконт де Бражелон"- это идеальное завершение трилогии о становлении абсолютизма во Франции.
Дворянская вольница, которую олицетворяли 4 мушкетёра, окончательно побежедена. Король-Солнце собирает щедрый, выращенный великим кардиналом и Мазарини урожай. И пусть сам он ничем , кроме статуса своих родителей, не примечательный мальчик, пусть у него нет ни ума, ни таланта, ни благородства или трудолюбия Ришелье, но только ему удаётся подчинить своей воле и перехитрить Д'Артаньяна, изгнать Арамиса, разорить Портоса, уничтожить любовь и будущее Атоса и его сына. Умирает Мазарини, умирают мушкетёры, Анна Австрийская и с тем злочастным взрывом под Маастрихом, что отнял у Д'Артаньяна маршальский жезл окончательно уходит в прошлое старая Франция. Новая эпоха окончательно утверждается на исторической арене. Эта эпоха строит Версаль, празднует, интригует, и нет ей никакого дела героев былых времён. И честный Дюма справедливо отдаёт должное этой эпохе, признавая достижения Кольбера за минувшие 4 года.
Новая эпоха создаёт новых людей. Нет больше храбрых солдат,есть только придворные и чиновники. Эти люди преклоняются перед буквой закона, перед писаными правилами, и нет в них смелости для великих авантюр. Престарелый Арамис готов менять королей на французском престоле, но молодой Фуке чтит официальные праивла и предаёт друга. Как на той картинке: "Извините, а где можно разрешение на проведение революции получить?". Да, всемогущие мушкетёры становятся лишними в новом мире. да и всемогущими они тоже перестают быть: шутка ли, за всю толстенную книгу они ни разу не встретились вчетвером, а ведь только в единстве был секрет их всемогущества.
Поэтому последние 100 страниц я никогда не перечитываю. Мне хватило одного раза, когда я, отнюдь не сентиментальная и не склонная плакать над книгами, плакала чуть не в голос. И едва ли не больше других жаль герцог Д'Аламеда, которому священный день Лицея торжествовать придётся одному. Утешаться ему остаётся лишь тем, что дружба, как объяснял мудрый Атос своему другу, - это воспоминания - лучший ответ для неверящих в дружбу мушкетёров на расстоянии. Это то лучшее и светлое, что есть в душе у старого интригана, то , что ни один Людовик не сможет отнять.
Вот ведь волшебник Дюма: в отличии от многих, считающих, что объективная истина заключается в цинизме, иронии и натурализме, он умел видеть красоту и благородство в мире и людях и превращал в гимн человеческой доброй силе, всё , к чему прикасался. Грязная криминальная история превратилась у него в легенду о благородной мести. Мемуары рядового солдафона, не совершавшего никаких великих водвигов превращаются в героический эпос. И книжные мушкетёры реальнее и живее своих прототипов, выодивших в отставку, женившихся, погибавших на дурацких дуэлях. Поэтому нет смерти для мушкетёров! Вечно на мостовой батистовый платок

02:44

(терпеть не могу этот фильм, но другого видеоряда не нашла), и все приключения ещё впереди.
p.s. ну а я пойду утешаться чтением фанфика про то как никто не умер - хоть и понимаю, что оригинльный финал исторически правильнее, но так хочется счастья для любимых героев.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
5 5
* * * * *

Книга называлась "Десять лет спустя", естественная логика вещей назначала ей место между "Тремя мушкетерами" и продолжением "Двадцать лет спустя".   Но трехтомник "Виконта де Бражелона" , отменял законы обыденности и венчал трилогию, превращая её в пятикнижие. Наверно количество литературных негров в услужении у Дюма пэра к тому времени превзошло необходимые пределы, а терять обученные кадры  не хотелось и по всему уж лучше работой занять, чем позволить производству простаивать. Фу, как цинично. Но это жизнь. 

Все знают, что автор "Королевы Марго" пользовался услугами бедных литераторов и никого это не шокирует, да и будет о том. Теперь о мушкетерах. С первой встречи прошло тридцать лет.  Портос сейчас барон дю Валлон, Арамис аббат д'Эрбле и епископ Ваннский, Атос граф де ля Фер и опекает благородного юношу по имени Рауль, которому предстоит унаследовать титул и состояние. Виконт словно бы просто воспитанник графа, но читателю очевидно - сын. 

Лишь д' Артаньян носит известное нам  имя и остаётся капитаном королевских мушкетеров. На службе У Людовика, на сей раз XIV, того самого короля-Солнце, который "Государство - это Я!"  Давно позади Мазарини во Франции и Кромвель В Англии. Генриетта Английская, невеста королевского брата теснит в сердце Людовика королеву, такую же нелюбимую царственным супругом, как когда-то нелюбима была его отцом Анна Австрийская

У Людовика череда фавориток, одна другой блистательнее: Монтале, Монтеспан и надо же было в этот прайд затесаться бедной хромоножке блондиночке Луизе де Лавальер. И надо ж было именно эту девицу полюбить Раулю! А Франция изнемогает под бременем налогов, которыми король оплачивает бесконечные увеселения. А за благосклонность Людовика бьются насмерть интендант финансов Кольбер и суперинтендант Фуке (не путать с Фуко, которого маятник). 

И есть интрига, куда без неё: король  оскорбил папу римского, осмелился светской властью вмешаться в дела духовные, а католическая церковь, как впрочем любая сила, такого не прощает. И есть тайна: Людовик не единственный сын правящей четы, родились близнецы, из опасения тяжб между рожденными одновременно братьями за престолонаследование, второго удаляют от двора вскоре после рождения, а потом и вовсе запирают в Бастилию. И кое-каким силам (представленным многоумным Арамисом) мнится, что было бы нехудо подменить короля двойником, который станет послушной марионеткой своих ставленников.

Это примерно десятая часть сложносочиненных интриг романа, он перенасыщен хитросплетениями до состояния "литься через край", неслучайно вспомнила цеховой крафт старшего Дюма, его сотрудники явно не скучали. и когда в конце происходит "в общем все умерли", рыдаешь с чувством глубокого удовлетворения - наконец-то, наконец мы поймали...! Однако крепкая жизненная философия в книге таки есть, я вот сейчас думаю, а не оттого ли такой печальный финал, что вы, мальчики, в свое время поступили с Миледи как персонажи народно-любимой песни: "Гоп-стоп"? Карма - страшная сила и безнаказанно вязать на ней узлы не может даже Глава Ордена иезуитов (Арамис, если кто не понял). Вот как-то так. А Дюма-отец был велик.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
2 5
* * * * *

Тягомотина, растянутая как минимум в 3 раза (если выбросить всю мишуру, как раз на 1 том наберется), куча лишних малоинтересных героев и их розовых соплей (нет ну правда же, кому интересны например Малекорн с Маниканом, и их ничем не заканчивающаяся ветка сюжета?). Если здраво рассудить - сам Рауль тоже лишний персонаж, главы с ним особенно унылы, потому что он тряпка.

Какому-нибудь издательству стоит выпустить книгу "Мушкетеры 10 лет спустя - Lite edition", откуда надо вырезать всякую ерунду, не касающуюся главных героев и откровенно мусорные главы, вроде той где Портос наряды примерял, тогда книга получится вполне в духе 1-2 части, и издательство хорошо заработает.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
3 5
* * * * *

По сравнению с Тремя мушкетерами и даже Двадцать лет спустя понравилось куда в меньшей степени. Д'Артаньян уставший от работы служака, и не осталось почти ничего от того юноши, который мчался за честь Анны Австрийской за подвесками. Сама Анна Австрийская такая тварь, что уже по мере прочтения начинаешь задумываться, зачем тогда д'Артаньян подвергал себя такому риску. Про Мазарини и говорить нечего. В Трех мушкетерах мне не нравился Ришелье, но уже позже я поняла - вот это был злодей! Не злодей, а просто брильянт!
Арамис погряз в интригах и едва смог выкрутиться из той ловушки, в которую сам себя загнал. Ладно бы, если бы один там погибал, так ведь и простака Портоса с собой потащил. Кажется, только один Портос ничуть не изменился за эти годы, остался таким же добродушным и глупым. Поэтому его было жалко до слез. Молодец, Арамис, сам выжил, а друга своего, который слепо следовал за ним, свел в могилу.
Один только Атос, мой любимый герой на протяжении всех книг, роза в куче навоза. Его и так глупо влюбленного Рауля так же жалко до слез. Его и Бэкингема, лорда Винтера, даже д'Артаньяна очень грустно оплакивать в конце.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
3 5
* * * * *

Было бы достойным продолжением "Трёх мушкетёров", если б не так растянуто. Я даже не думала что так возможно растянуть. Слышала, что у Дюма были для этого причины (оплата производилась от количества слов в произведении). Больше всего таланта тут проявлено в увеличении количества строк. И сюжет хорош, и герои, и история, но...
Девять!! страниц занимает глава о том как Портосу не было во что одеться. При чём что-то вроде: Дартаньян вошел в комнату заваленную красивой одеждой, везде валялись бесподобные костюмы и они были бесподобны, и Дартаньян удивился почему бесподобные костюмы валяются вокруг так бесподобно (около страницы). Следующая страница о том, что Портос был грустен и расстроен и мрачен и ещё страница диалога из повторяющихся фраз о том, что Портосу нечего одеть, как нечего одеть - вокруг полно одежды. Ещё страница ушла на выяснения что виноват во всём Мустон и следующая страница как именно он виноват. Ну и на оставшихся страницах всё повторим для закрепления. Глава называется "Как Мустон растолстел, не поставив об этом в известность Портоса, и какие неприятности для достойного дворянина воспоследовали от этого." То бишь название главы уже эдакий краткий анонс. Ну что эти 9 страниц на фоне трёх томов по 700 страниц. Эдакая капля.
Под конец уже пошло быстрее. Последние 200 страниц пролетают в духе первого произведения о мушкетёрах. Очень трогательно, замечательно, достойный конец. Заканчивала читать вся в слезах, и может быть за эти эмоции стоило простить автору эту растянутость. Только я не хочу. Никогда не возьмусь это перечитывать и никому не порекомендую.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
3 5
* * * * *

Никак не думала, что заключительная часть о мушкетерах меня так разочарует.
Основных четырех героев во всех трех томах романа было просто ничтожно мало, по моему мнению. Вместо них Дюма ввел довольно много новых персонажей, которые и занимали основную часть повествования.
Читать было безумно тяжело, сюжет тягомотный, не захватывающий вообще. Если первый том я осилила, то оставшиеся два пришлось читать по диагонали, только концовку прочитала как следует. Здесь было очень много политики и очень мало юмора, каких-то интриг, приключений.
С уверенностью могу сказать, что "Три мушкетера" - моя самая любимая часть из трех. "Десять лет спустя", как мне показалось, напрочь лишена той атмосферы, которой наполнена первая книга. Конечно, не мне судить Дюма и его творение, кому-то одинаково нравятся все три части, но, увы, я не из их числа.
Можно все списать на то, что главные герои постарели, и им уже не до приключений, но все-таки..Это не оправдывает столь редкие их появления в романе. У меня вообще создалось ощущение, что все внимание с них сместилось на других героев.

От четырех отважных людей, историю которых мы рассказали, остался лишь прах; души их призвал к себе бог.
Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
3 5
* * * * *

Если «Три мушкетёра» и «Двадцать лет спустя» запомнились яркими отрицательными персонажами, на харизме которых Дюма удавалось создать действительно интересное описание, то в третьей книге цикла таковых нет. В разряд отрицательных скорее переходят сами главные герои, уже не юные и не молодые люди, а прагматики, желающие осуществить свои собственные планы, перед чем их некому остановить. Казалось бы, единолично устранить короля от трона невозможно, но для талантливого Дюма это не является проблемой. С пустого места создать историю, где влиятельный монарх оказывается игрушкой в руках интриганов — занимательная находка. И если бы это было действительно так, то может не Людовик XIV сидел на троне, а его брат-близнец? Уверовав в правдивость Дюма, читатель легко начнёт путаться в истории.

При таком подходе, отрицательные персонажи оказались не у дел. Осталось вопросом, почему просидевшие двадцать лет без карьерного роста герои начали наращивать свой потенциал? Для этого не было никаких объективных причин. И тем не менее, богатый стал богаче, религиозный — влиятельнее, заносчивый достиг потолка в карьере военного, лишь скромный и сильный в очередной раз стал жертвой обстоятельств, запустив механизм для подведения итогов. Кому-то сила скалы покажется злым роком, пушечное ядро — банальным продолжением, а проснувшаяся кровожадность Дюма — закономерным явлением.

Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
5 5
* * * * *
Достоинства:
Ну,наконец то, издали в этой серии и "Виконта".Блестящая трилогия в этом варианте издания завершена.Спасибо издателям.Какие то рецензии на эту книгу писать бессмысленно.Это мировая классика высшего уровня.Раз в 10-15 лет на протяжении последних 50 лет перечитываю всю трилогию просто запоем.Кажется,что все знаешь наизусть,но всегда читается на одном дыхании.Это просто магия.
Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя. В трех книгах. Книга 3 | Дюма Александр
1 5
* * * * *
Достоинства:
Совершенно обычное издание на тонкой белой бумаге
Недостатки:
В отличие от тома в голубом переплёте с романами "Три мушкетера" и "Двадцать лет спустя", изданного ранее с комплектами гравюр из парижских изданий конца XIX века, в этом сборнике НЕТ НИ ОДНОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ!!! Хотя все предыдущие голубые тома этого издательства были иллюстрированными. Не попадитесь на эту уловку, как попался я.