Баскервильская мистерия. История классического детектива, размер 210x120x15 мм

Книга израильского писателя Даниэля Клугера рассказывает о происхождении и развитии детективной литературы от античных времен до наших дней. Обширнейшая эрудиция и оригинальность суждений автора вкупе с занимательностью изложения делают "Баскервильскую мистерию" поистине захватывающим чтением - под стать жанру, который она исследует.
Автор Даниэль Клугер
Издательство Текст
Серия Коллекция
Язык русский
Год 2005
ISBN 5-7516-0482-2
Тираж 1500
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 192
Размер 210x120x15 мм
Код товара 9785751604820
Возрастная категория 18+ (нет данных)
246
Магазин »
Нет в наличии
с 23 февраля 2018
Год выпуска: 2005
История цены:
Средний отзыв:
4.8
Баскервильская мистерия. История классического детектива
5 5

Детектив – это сказка; и более того, - это переродившийся миф.

Вы никогда не задумывались, отчего злодей из «Собаки Баскервилей» ловит на болоте бабочек, аббат Фариа пьет странную красную жидкость, а «огромная глыба» Ниро Вульф – родом из Черногории?
Или почему Шерлок Холмс, видимо, единственный литературный персонаж, которому пишут письма?
Даниэль Клугер задумался.

Чувство необъяснимого ужаса впервые в жизни я испытал при чтении рассказа Артура Конан-Дойля «Пестрая лента». […] Пытаясь много лет спустя вспомнить и понять, что именно меня напугало, постепенно пришел к выводу: во всяком случае, не преступление и не чудовищные планы преступного доктора […]. Источником ужаса, как я сейчас понимаю, стала атмосфера, окружавшая фигуру главного героя…



Небольшая книжица, по сути, расширенное эссе – автор последовательно отстаивает парадоксальную, в общем-то, идею, что не только преступник, но и следователь в классическом детективе является носителем иррационально-хтонического, дионисийского начала, что, таким образом, сделало «вырождение» классического Шерлока Холмса в постмодернистского Ганнибала Лектера неизбежным. Автор заходит и дальше, объявляя детектива подлинным аватаром Диониса-Загрея (любопытнейшие наблюдения насчет изоляции, неподвижности и связи с растительностью), в конце концов, карающим преступного самозванца.

В свою очередь «все многочисленные убийцы детективных сериалов в действительности лишь маски одного и того же существа», отсюда рассуждения об эдиповой (!) подоплеке конфликта.

Это непрекращающаяся, до конца веков, борьба двух сил за власть над миром. […] Мы же по-прежнему останемся лишь свидетелями ее, читателями бесстрастных протоколов этого состязания, именуемого «классическим детективом».

Баскервильская мистерия. История классического детектива
5 5

Лично знаком с автором. Поражаюсь его разносторонности. А это исследование просто выше всяких слов!

Баскервильская мистерия. История классического детектива
4 5
Небольшая книжка или большое эссе, посвященное классическому детективу. Даниэль Клугер, сам пробовавший пером гранит детективного сюжета (например, «Двадцатая рапсодия Листа» под псевдонимом) разбирает составные части и источники жанра, выискивая эзотерические и мистические приметы и соответствия, хотя и отказывается от подобного подхода в послесловии, но читатель ему не поверит. Объектом внимания выступают произведения Конан Дойла, Эдгара По, Агаты Кристи, Рекса Стаута и др. классиков жанра.

Каковы задачи исследования? Демонстрация эрудиции автора и поиск неординарных подходов к определению сущностных характеристик жанра. Ниже, учитывая библиографическую редкость книги, тезисами приведу основные выводы автора:
-детектив - это квазирелигиозная мистерия, олицетворяющая борьбу добра и зла, проистекающая непосредственно из мифологии;
- сыщик - это «падший демон», который изгнан из ада и оперирует приемами протагониста - обманывает, лицемерит, применяет насилие и тд. На примере «Собаки Баскервилей» - Стэплтон – безусловно дьявол, но ведь и Холмс выходит на сцену из Гримпенской трясины, олицетворяющей преисподнюю. Смерть Селдона, наряженного в костюм сэра Генри, - вавилонская жертва «вместо царя». Чистая мистерия, одним словом;
- детектив - это урбанистическая сказка, описываемая соответствующими законами;
- если вся литература – «вырождение» поэзии, то именно детектив ближе всего к первоисточнику - как и стихи он пишется с конца, в нем есть ритм (интрига) и рифма (улика);
- в «Графе Монте Кристо» Дюма описал аббата Фариа как графа Дракулу. «Каким образом моряк Дантес, невинно оклеветанный и посаженный в замок, стал вампиром, воскресшим мертвецом?» В тексте, по мнению Клугера, достаточно указаний на этот факт;
- Ниро Вульф, герой Рекса Стаута, - балканский оборотень. Отталкиваясь от того факта, что он родом из Черногории, автор читает его имя как «черный волк», вместо устоявшейся традиции чередования гласных Nero Wolfe как в Sherlock Holmes. А там рядом и Валахия с вампирами. Кстати, по ходу дела, Клугер поясняет, что отец Дракулы сражался с гуситами, на знамени которых была изображена красная чаша (за что их звали чашники) с кровью - чем не символ кровопийц?
- первый детективный рассказ написан не Эдгаром По, а Эрнестом Гофманом. Его
«Мадемуазель де Скюдери» содержит среди персонажей стороннего расследователя, полицейского конкурента и маньяка-убийцу;
- Огюст Дюпен, канонизированный как первый из детективов, был вампиром, что очевидным образом вытекает из его любви к ночи и избегания им солнечного света;
- Ройлотт в финале «Пестрой ленты» с обвитой вокруг головы змеей выступает в качестве фиктивного повелителя подземного царства Осириса (Диониса). Истинный повелитель Тьмы - Шерлок Холмс, наказывающий самозванца как раба - ударами жезла-трости, обратившейся в змею. Клугер цитирует первоисточник: «И волхвы египетские бросили жезлы, и те превратились в змей, но жезл Моисея пожрал их...»;
- предлагается отдельно выделить классический детектив без преступника, назвав его «nonedunit» в противовес стандартному «whodunit». Начиная с «Львиной гривы» Конан Дойла, Клугер зиждет далее свои рассуждения на двух романах Станислава Лема – «Расследовании» и «Насморке». Учитывая, что это два моих самых любимых произведения у поляка, данные страницы прочитал с особым удовольствием;
- предполагая, что наилучшим доказательством в раскрытии убийства послужило бы обвинение самого убитого, автор, отталкиваясь от старинной еврейской легенды о рабби Гур-Арье (Иегуда-Ливо Бен-Бецалель), который заставил убитого указать на своего убийцу и рассказа Эдгара По «Ты еси муж, сотворивый сие», исследует в данной традиции технологические аспекты современного детектива, уделяющего особое внимание изучению тела убитого. Рассматривая в частности романы Патрисии Корнуэлл о патологоанатоме Кей Скарпетте, Клугер недоумевает, с какой целью необходимо придавать столь пристальное значение правдоподобности криминалистических процедур в жанре, целиком построенном на обмане и предположениях;
- в заключение автор тщательно разбирает мнение о детективной интриге как об игре в шахматы между преступником и сыщиком, делая акцент на том, что природа обоих игроков едина. Подробно анализируется среди прочего роман Гранже «Пурпурные реки» с указанием на тот факт, что ключевые фигуры представлены парами как в шахматах и делается вывод о том, что поймать изощренного преступника в состоянии только не менее изощренный следователь.

Основой книги является применение законов бытовой диалектики к детективному жанру с выходом на символические и мистические обобщения. Конечно же, весь текст рассматривающий детектив как отображение борьбы и единства противоположностей, что называется «притянут за уши», но, как минимум, читать теоретические изыскания о детективе всегда интересно. Тем более, что их не так и много. Сходу на ум приходят лишь изданные еще в СССР чудесные книжки венгра Кестхейи «Анатомия детектива» и болгарина Райнова «Черный роман», а также выложенная в сети любопытная научная работа Вольского «Загадочная логика».

Вывод: ****. «Хорошо». Занятное чтение.
Баскервильская мистерия. История классического детектива
5 5
Очень любопытное фольклорно-литературоведчески-историческое исследование. Как вам теорема: детектив - ипостась волшебной сказки (реверанс В.Проппу)? И автор предлагает нам доказательства. Почему считается, что детектив - несерьезный жанр, литературная поделка? В чем же секрет его популярности?
Автор "Баскервильской мистерии" раскрывает тайны; разбирает эволюцию детектива как жанра...
Несомненный плюс книги - цитаты из многих детективных произведений, их разбор и анализ. Теперь, по крайней мере, я точно знаю те детективы и авторов, которых НЕ БУДУ читать - как чересчур кровавые и анатомически подробные... Прибавим еще грамотный, хороший язык - и вот оно, прекрасное впечатление от книги.