Евгений Онегин (миниатюрное издание)

В книгу вошел роман в стихах "Евгений Онегин", написанный А.С.Пушкиным в 1823-1831 годах. Издание с шелковым ляссе.
Автор А. С. Пушкин
Издательство Эллис Лак 2000
Серия Заветная лира
Язык русский
Год выпуска 2005
ISBN 5-902152-28-3
Тираж 5000
Переплёт Суперобложка
Количество страниц 320
Размер 145x215 мм
Код товара 9785902152286
Возрастная категория 16+
Тип издания Отдельное издание
186
Купить »
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.3
Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5
"...ты знаешь, как я не люблю всё, что пахнет московскою барышнею, всё, что не comme il faut, всё, что vulgar. Если я при моём возвращении найду, что твой милый, простой, аристократический тон изменился, разведусь, вот те Христос, и пойду в солдаты с горя"
/Из письма А.С. к Н.Н., 1833г./

Меня не покидает ощущение, что в школе нас обманули. Где этот невинный, чудный и прелестный эльф Володя Ленский со своими кудрями, как из рекламы шампуня? Почему его место занял восторженный кретин, которым Онегин любуется, как восьмым чудом света? Кто этот "помещик Ленский", чья "душа согрета лаской дев", и который "не имев, конечно, охоты узы брака несть", рассуждает об Ольгиной груди?

И где мечтательная фарфоровая статуэтка Таня со строчками слез на щеках и взором, устремленным в небеса? Кто эта незнакомая мне уездная барышня о двух извилинах, хитрая и изворотливая?
Где в ней простота, где искренность? Кто тогда навяливает Евгению несуществующее чувство вины своим дешевым романическим пафосом? Это какие такие "слова надежды" он ей шепнул, когда при отъезде от Лариных ему пришлось спросить "которая Татьяна?"?!? С чего это вдруг он ее "спаситель" или "соблазнитель"? С чего это вдруг он вообще "её"?! Это что за пошлятина - "с другим была бы верная супруга и добродетельная мать"? То есть она ему себя без предисловий предлагает? "Никто меня не понимает, я здесь одна". То есть вы не смотрите, что я угрюмая, нелюдимая кикимора, уткнувшаяся в книгу и считающая себя принцессой, а вас - холопами, на самом деле я только и жду, когда кто-нибудь начнет раскопки в моем глубоком внутреннем мире?..
Да и потом - уже в образе княгини, где в ней холодное достоинство, описанное автором? Все - притворство и издевательство. То есть она позабыла свою великую любовь настолько, что ей понадобилось уточнить "не из их ли он сторон"? И если это не приступ раннего склероза, то к чему эта зловонная дешевка? Да и это ее "буду век верна" - мелодраматическая финтифлюшка. Окстись, Таня, твой брак - узаконенная проституция.

Вообще, разгадка, как по мне - намного проще. Представьте себе высокомерную, тщеславную девчонку, неласковую, некрасивую и необщительную. Вся любовь и все внимание достаются на долю прелестной и развеселой душки Ольги. Вначале - родительские любовь и внимание, затем - мужские. Что ей, радоваться что ли, успеху более удачливой сестренки? Куда там! Она злится, вся исходит желчью просто. Вы думаете, ее "смертная бледность" при отъезде уже замужней Оленьки - результат заранее нахлынувшей тоски по родной душе? Ага, а я - королева лиловых бегемотиков. Что это за сестра, которая о своей любви рассказывает лишь полоумной старухе няньке да бумаге? Что это за сестра, которая при всем своем суеверии - не бежит босиком, неубранная, к Оле, чтобы рассказать ей страшный сон и напугать до того, что та не отпустит друга надолго и выпытает у него жуткую тайну? Что это за шваль, которая про сестру говорит (даже мысленно) "другому отдалась"???

Но вскоре Оленькин отъезд оборачивается для Тани маленьким торжеством - у нее резко появляются женихи (думаете, совпадение? куда там!). Тут тебе и Пыхтин - явно заезжий вояка, которые у Пушкина в основном смешны, и Буянов, у которого не сложилось с Пустяковой, да Петушков, танцевавший на именинах угадайте с кем...Душа Татьяны ждала кого-нибудь, да видимо кого-нибудь покруче...И вот наша возвышенная героиня, ободренная внезапным успехом - катит на ярмарку невест (название-то каково, и ведь продалась же!), оставив в деревне простушку, с распущенными власами роняющую слезы при луне - и впервые примерив маску невозмутимой гордыни (а-ля промолчишь - за умного сойдешь).

Но даже маска не скроет, что наша героиня, обыкшая к злобе "не замечаема никем - волненье света ненавидит". Но тут уж пан или пропал. Ей уж никогда не быть "бледной и печальной" Таней "в тени дубрав". Змея сбросила эту кожу и теперь ей или замуж или под град насмешек над вековухой, которую никто не захотел.

И сколько бы пушкинисты ни распинались о том, что Танин генерал - вовсе не стар, а даже молод и хорош собой, это просто смехотворно. Четких эпитетов немного, но они не оставляют места для маневров - "толстый", "важный", "изувечен". Вспомним, что мать Татьяны и Ольги в устах поэта - "старушка". Допустим, Тане 18-19, а в восемнадцатом веке выходили замуж рано - тогда старшей Лариной не больше 36-ти по самым грубым прикидкам. Смущает, что Онегин с князем на "ты" - но вспомним молодящихся щеголей того времени, пудрившихся, румянившихся и носивших корсеты. Уж было бы обиды, если бы кто-то добавил им возраста своим неосторожным "вы". Все это в совокупности дает портрет тучного, обласканного властями, состоятельного мужчины лет сорока-пятидесяти с каким-то изъяном (иначе зачем бы ему выбирать на ярмарке невест - завидный жених туда бы не добрался - ту, которую даже молодые люди "не лорнировали", и которую дамы не считали достойной своего ревнивого внимания?).

В общем, конечно же, ситуация оставляет больше вопросов, чем дает ответов (как и то, откуда у рассказчика письмо Татьяны и стихи Ленского), но в этом есть элегантность недосказанности (ай да Пушкин!).

Под конец хочу отметить исключительную симпатию, которую вызывает у меня по зрелом размышлении образ Евгения - этого, как нас убеждали учебники, байронического раба и убийцы поэта. Он - умница ("резкий ум"), мечтатель ("мечтам преданность"), личность ("неподражательная странность"). В нем уживаются широта замысла ("барщину оброком легким заменил - и раб судьбу благословил"), истинная доброта и мягкость ("он охладительное слово в устах старался удержать"), проницательность психолога и способность к состраданию ("обмануть он не хотел доверчивость души невинной") - с общей эмоциональной ущербностью ("прилежно Ленскому внимал, хоть и немного понимал") и строгим понятием чести и того, "что должно" (его отповедь в саду и дуэльные казусы). И вся эта вереница случайностей, снежный ком, обернувшийся лавиной - лишь оттеняет своим горьким итогом общую пустоту и скуку существования Онегина в чиновной, пошловатой, немытой России. И если вы спросите меня - каков итог? - я отвечу - эта книга о том, как горько жить, предав себя.

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5


Сюжет поэмы знает каждый,
Поэтому начну пожалуй
С предистории своей:)
Кому сие не интересно
Может смело пропустить и
К итогу уж переходить.

Хм...так уж вышло в школе, то ли я девочкой не романтичной была, то ли слишком рано полюбила Дюма и Голон, но ни одно названное классикой о любви произведение меня не впечатлило. Пока все вздыхали по монологу Джульетты на балконе или по письму Татьяны, я пыталась "под лупой" разглядеть, где же тут обещанная мне любовь, и почему все главные героини страдают отсутствием хоть маломальского рассудка и самоуважения дабы не вешаться на первого же попавшегося страдающе-романтичного (легкомысленного дурачка) Ромео или холодно-таинственного (лентяистого эгоиста) Онегина. Ответа на сию загадку я не нашла и до сих пор. И хоть и Шекспира я очень люблю, и Пушкина очень уважаю, что-то меня на него в последнее время потянуло, но спешить перечитывать их произведения я как-то не спешила.

Но тут случилась у меня дикая нехватка музыки Чайковского в крови и я пошла искать в репертуаре своего оперного театра ближайшую постановку с сопровождением моего любимого композитора. Хотела на "Щелкунчика" пойти, но в этот день я уже была обещана в помощь бабушке:), пришлось брать билеты на идущего за день до того "Евгения Онегина", тем более что на этой постановке я ещё ни разу не была. И вот после того как я обкритиковала Онегина вволю и от души, то ли так звезды стали, то ли настроение у меня было поэтичное, то ли меня поразили в самое сердце сюртуки в сочетании с развевающимися плащами, то ли актёр, играющий Евгения, был чертовски хорош, то ли ещё что, не знаю...Но вышла я из оперы вся такая воздушная, романтичная и влюбленная...блин, в Онегина. Мда...вот она женская логика в действии))) А я то, когда читала думала, что на месте Татьяны на него даже и внимания не обратила бы, ага, сейчас, таки обратила:) И хоть на самом деле я осталась при своём мнении о главном герое, но после просмотра постановки как-то больше стала понимать Таню и немного сменила гнев на милость по отношению к Онегину. Все же интересный и харизматичный персонаж, что уж тут отнекиваться, сама подпала под его чары:)

"Мечтам и годам нет возврата;
Не обновлю души моей..."

Впечатления: Вот за что я обожаю Пушкина, так это за то, как он освещает русские традиции и повседневную жизнь. В такой же восторг меня приводят только описания Толстого с его народными гуляниями и упряжками, летящими по заснеженному полю. Здесь такие же великолепные описания, но только в стихах. Как бы не была я пристрастна к Онегину и неумолима в моей неприязни, но даже мне захотелось присоединиться к нему в санях, прокатиться под порхающим снежком в бобровой шубке и приехать на веселую пирушку, где угощают ростбифом, трюфелями, ананасами, страсбургскими пирогами и, конечно же, пьянящим красным вином:) Ох, умеет дядя Пушкин соблазнить:)

"Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней."

Не могу того же сказать о его персонажах, мне они не пришлись по нраву, зато мне было интересно за ними наблюдать и их изучать. Вот, например, пока читала и мысленно ругала Онегина мне стало любопытно составить его характеристику. Получился не очень то положительный персонаж скажу я вам:) Судите сами. Он эгоистичный, избалованный, ветреный, равнодушный, бесчувственный, черствый, мнительный, ленивый, дерзкий, угрюмый, неуважительный, необщительный, непостоянный повеса, грубиян, гордец, франт, бездельник, сумасброд, искуситель и лицемер. По крайней мере, именно таким он предстает по описанию перед читателем в начале поэмы. Хотя не думаю, что к концу он уж слишком сильно изменился. И что самое страшное во всем этом: этому уставшему от света и от жизни мужчине, познавшему все удовольствия и пороки общества, восемнадцать лет! Поразительно, как можно было за такой короткий срок так себя довести и с какой же необузданностью тогда надо было жить! Но ради справедливости должна отметить, что иногда в благоприятные моменты своей жизни он мог быть и благородным, и дружелюбным, и внимательным, и даже книголюбом:) И все же...я бы многое могла простить Онегину, но Ленского ему никогда не прощу! Настолько зло подшутить над доверившимся ему другом, а потом не пытаться из-за мнения света остановить дуэль и объясниться, помириться в конце концов, и все это накануне свадьбы. Жестокая судьба!

"Чем меньше женщину мы любим,
Тем легче нравится мы ей
И тем ее вернее губим
Средь обольстительных сетей."

Таня преимущественно оставила у меня по себе положительное впечатление. Я не приветствую её влюбленный порыв с письмом, человеку которого она видела от силы один раз, но вполне отдаю себе отчет, что для такого поступка нужно иметь огромную храбрость. А ещё я её уважаю за то, что слушалась свою семью, не артачилась с замужеством и не дожидалась у моря погоды, то есть своего Онегина, который этого не достоин. Ну и её сила воли, и верность мужу в финале меня всегда восхищали.

"Куда, куда вы удалились,
Весны моей златые дни?
Что день грядущий мне готовит?
Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он."

Понятное дело, что больше всех мне был приятен и близок Владимир Ленский. Восторженный поэт и дурачок, но тут я оправдываю его неопытностью и молодостью, не сумевший разглядеть легкомысленную кокетку. Было бы ради кого и из-за чего стреляться. Хотя сцена дуэли одна из моих любимых, так же как мне очень нравятся строфы, посвящённые его одинокой могиле у корней двух сросшихся сосен. Трагичная, печальная, но одновременно и романтичная история, достойная пера Гёте.

"Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С годами вытерпеть умел."

Итого: Я влюбилась. В пушкинский стиль, в его построение строф, ритм фраз, описание русского быта, селений, бала, чувств. Я нашла по второму прочтению эту поэму более откровенной, пронзительной, грустной, волнующей и заставляющей задуматься. Если раньше я концентрировалась лишь на любовной линии, то теперь внимательно вчитывалась в каждую строчку, получала удовольствие от поэтичности и красоты стихов, ловила тайный смысл и те слова, которые хотел передать через строфы автор. Не знаю, что так на меня повлияло, то ли настроение было подходящее и душа жаждала поэзии, то ли визуализация на сцене помогла, но определённо теперь "Евгений Онегин" отправляется в любимое. А я с удовольствием продолжаю знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

П.С. В моём издании ещё были дополнительные главы о путешествии Онегина и пребывании Пушкина в Одессе, не вошедшие в основной текст поэмы. А я и не знала раньше об их существовании)
П.П.С. Люблю вот эту экранизацию, хоть Онегин и вышел чуть староват, но моя любимая Арвен просто идеальная Татьяна, так её себе и представляла:)

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5

Евгений, Владимир, Татьяна - потенциальные пользователи LiveLib!     
(полуПодборка)


      В гениальном романе Пушкина содержится столько упоминаний о чтении, о книгах, и, как будет видно ниже, даже о рецензиях и цитатах, что невольно кажется, что «Евгений Онегин» - произведение о сайте «LiveLib» и его пользователях. Захотелось разобраться в литературных предпочтениях героев романа и влиянии чтения на формирование личности. В цитаты из текста романа вставляю прямые ссылки на книги, находящиеся в базе сайта ЛЛ. Каждый может посмотреть, популярны ли у нынешних пользователей сайта книги, которые читали герои романа «Евгений Онегин» :).
      Сам Пушкин – не только автор, но и частенько появляющийся в романе герой, своих книжных пристрастий не скрывает и упоминает их в романе неоднократно. Приведу лишь одну цитату – широко известную:

«В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея ,
А Цицерона не читал...»

      Онегина Пушкин характеризует, как книголюба (и активного пользователя ЛЛ, если бы наш сайт тогда существовал). Евгений запросто мог бы открыть темы о Ювенале на Форуме в разделах «Авторы», «Книги», «Поболтать», а о паре рецензий Евгения (отрицательных - на Гомера и Феокрита) явно сказано в романе:

«Он знал довольно по-латыни,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале ,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.»

Бранил Гомера , Феокрита ;
Зато читал Адама Смита

{где ж еще он бранил бы, как не в Рецензиях?}
      Вернемся позже к Онегину (он окажется «тем еще читателем» - «Постоянным читателем» и даже в определенном смысле – «Любимым Библиотекарем»), а сейчас рассмотрим, какие книги влияли на Ленского и Татьяну.

      Для подтверждения высказываемых положений требуется привести много цитат, поэтому остальную часть я убираю под кат:

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5

Пушкин - такой милашка! В сотый раз перечитываю Евгения Онегина, и каждый раз вот эти вот его милые строчечки (в скобочках), типа отступлений или обращений к читателю, кажутся такими милыми, домашними. А эти сноски! Эти сноски, которые он сам писал после публикации Онегина и прочтения первых отзывов критиков, в которых он подсмеивается и троллит критиков. Он смешной!
Люблю его очень.
Совсем не хочется ничего вспоминать из школьной программы, просто хочется читать и читать. Пушкин - ассоциация с детством, домом, уютом, теплым чаем и дождичком.

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5

Любить себя вдвойне трудней,
Чем образ девы сладкогрудой.
И суть не в качестве грудей,
Цене приданного с посудой,

А в том, что, полюбив себя,
Ты, героизм свой храня,
Смог мразь такую полюбить,
Какую в стих не водрузить.

Но для чего, скажите, вдовы?
Они ж всегда на все готовы.
Татьяна Ларина - вдова.
Такая шла о ней молва.

Душа неопытна. Лишь тело
Сумело опыт приобресть.
Хотя, быть может это лесть?
Проверить бы. Возьмите в дело.

Никто ее не понимает,
Никто ей свет не заслоняет.
Ночную тишь нарушив им
Родным, единственным, большим.

Лишь Пушкин пожалел бедняжку
Своею доброю рукой. Женился, впрочем, на другой.
Оставил нам письмо да ляжку,
Рог свой ветвистый, золотой.

Ну, отказал Евгений Тане.
Он, чистотой души гоним,
С утра уже валялся в ванне
С крестьянками. Не было сил.

К тому же, что ценнее может
Быть памяти, кой упоен,
Что о себе оставил он
И что порой приятно гложет.

Приди ко мне скорей, о, муза!
Сидишь, овца, и чешешь пузо.
На то мне, впрочем, наплевать.
Хотел тебе пять тысч отдать.

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5

Призрак Пушкина, или Александр Сергеевич, я больше не буду!
Полуавтобиографическое-литературоцентрическое сквозь призму "Онегина"

Моему покровителю

Есть набор вещей, которые каждый должен иметь в своем арсенале. Например, действующие защитные заклинания. В тех экстремальных ситуациях, когда большинству людей с отчаяния на ум приходит только "Отче наш", у меня автоматически выскакивает в памяти пролог к "Евгению Онегину" и все, что следует за ним... Потому что я знаю наизусть всю поэму. Нет, увы, не являюсь (не)счастливым владельцем фотографической памяти. Жизнь такая. Да и всего-то 5000 строчек.

Подозреваю, что наше с ним тесное общение началось именно со спиритического сеанса, за который он меня преследует.

Дальше...

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5

Хорош наш Пушкин, хорош. Настолько, что его разбирать и анализировать нет никакого желания. Просто хочется иногда брать с полки и скользить по строфам.

Так что позволю себе лишь зацепиться за некоторые аспекты, увиденные при очередном перечтении.

Первое – занятно наблюдать за реализацией дворянской мечты. Пространство страны, разбитое на практически несвязанные самостоятельные хозяйства – поместья, обеспечивающие своих хозяев всем необходимым. А они ведут праздную жизнь, посвященную поиском занятий, разгоняющих скуку. Балы, лакеи, юнкера и тот самый хруст французской булки. Если отвлечься от отечественных реалий, заменить крепостных на арендаторов, то этот мир окажется точно таким же, как, например, в Гордости и предубуждении (1813).


Иллюстрация Е.П. Самокиш-Судковской, 1908 (?)

Крайний вариант этой утопии был реализован в Речи Посполитой, но, оказалось, эта автономизация дурно способствует целостности государства.

Второе – удивительно занятно наблюдать все эти множественные, постоянные и, наверняка, абсолютно понятные современникам ссылки на литературу того времени. Парадокс состоит в том, что та литература отмерла, не вошла в канон, а следующее поколение, как раз вот этот Пушкин и его младшие современники, этот самый канон начинают.

В этом плане «Евгений Онегин» выглядит как палеонтологический справочник, копающийся в этих знакомых понаслышке Грандисонах, Клариссах и Ловласах. Справедливости ради стоит упомянуть, что Скотт и Байрон оказались по эту сторону геологического пласта, по крайней мере, в моем восприятии.

P.S. Милое издание «ИДМ» снабжено очень атмосферными (простите за банальность) иллюстрациями начала XX века пера (или кисти) Елены Петровны Самокиш-Судковской. Они сами по себе литературный памятник.

P.P.S. Издание «ИДМ» стоит покритиковать за отсутствие обычно публикуемых отрывков X главы и «Путешествия Онегина». Просто с ними издание ощущалось бы более полным.

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
4 5

Помню свой восторг от первого прочтения книги Александра Сергеевича. Мне хотелось немедленно поставить эту книжечку на свою полку, а разочарованный всем вокруг главный герой представлялся каким-то идеальным. С тех пор прошло полжизни моей, и восприятие описанных событий, случившихся с "другом автора", уже не такое восторженно-юношеское.
Разочарованность и скука Евгения, его безразличие ко всему на свете лезут из всех щелей. Перед глазами то и дело предстают неприятные картины барщины и уклада жизни в столице и провинции. Романтичные события, описанные реалистично, потеряли для меня свое очарование. И постоянные авторские лирические отступления мешали всецело отдаться истории Онегина. Вездесущий автор по любому поводу вставлял свои пять копеек и, казалось, самолично запечатывал письмо Татьяны (и если б только это))))
Великое все же произведение. Завидую тем, кто в юные годы читает роман в стихах впервые и видит в нем историю несчастной любви и несчастного человека в России ХIХ века.

Евгений Онегин (миниатюрное издание)
/ Ozon.ru
5 5

Определенно, я расту!

Когда я в первый раз читала Евгения Онегина, мне было 8 лет. Естественно, я мало чего поняла, зато много запомнила.

В школе его проходили через призму декабристского восстания, вольнодумия и прочей протокольности. Я была звездой. Онегинская строфа, реализм в описании бытовых сцен, двенадцать запланированных глав, из которых в печать вышли лишь девять и небольшой "хвостик" из путешествия. "Энциклопедия русской жизни" по словам Белинского. Семь лет опустошающего труда. Все это было сказано, прочитано, усвоено. "Ленский — восторженный пиит" — его жалко, Онегин — "Герой нашего времени“ — не мог иначе, "Татьяна — милый идеал". Все это проходили, это набило оскомину.

Что я прочитала сейчас?

Во-первых, книгу о своих ровесниках. Встречаемся мы с Онегим в 18 лет и даже есть экскурс в его детство, потом он живет светской столичной жизнью, пресыщается ей и уезжает в деревню. В 26 на дуэли убивает Ленского, три года путешествует по России, и в конце — у ног Татьяны, уже изменившийся и переродившийся душой, в 29 лет.
И тут на ум приходит народная присказка: В 20 лет ума нет - и не будет, в 30 лет жены нет - и не будет, в 40 лет денег нет - и не будет…
Честно, не увидела я в нем декабриста, деятеля или вообще мало-мальски приличную личность. Ему "все скучно", и к Татьяне он потянулся во многом от того, что увидел, как гадкий утенок удачно устроил свою жизнь без него... А это не каждый мужчина может перенести!
Зато мне стала понятна Татьяна. В детстве я считала "да, не то было время, чтобы говорить о разводе, но что же ты плачешь? Торжествуй! Пользуйся! Отомсти за детскую обиду!" Теперь поняла. Нельзя. "Я другому отдана и буду век ему верна", — это манифест. Не суть в том, что правильный она сделала выбор или нет, суть, что выбор сделан. Сознательно. И дальше выбора нет, кроме как в рамках выбранного. Татьяна молодец. Она не оставила Онегину надежды на "может быть, когда-нибудь", или "люблю вас нежнее, чем брата". Нет. Точки расставлены. А плакать... Да, нужно поплакать, погоревать, чтобы отпустить. Онегин больше не герой ее романа. Баста!

Во-вторых, это роман о русской жизни, написанный русским писателем и на русском языке. И если в начале много иностранных слов, ссылок к иностранным авторам, много пояснений (как от самого автора, так и от редакторов), то к концу — язык льется песней, которая не нуждается в пояснентях или переводах. Пушкин вырос? Он созрел! Он окончательно отошел от восторженной романтической лирики своей молодости, где "пел... и нечто, и печальну даль". Он выбрал путь писателя, который описавыет жизнь, как она есть, себя в этой жизни, свое окружение.
И открытый финал — это не заигрывание с публикой, мол додумайте — умрет Евгений от любви или на Кавказе, или в востании... Да не умрет он! И, думаю, Пушкин отлично это знал. Уедет в деревню, примется за очередные преобразования, технику по каталогам выпишет, и все бросит... Или примется писать трактак "О воспитании крестьян" и тоже бросит, или надумает больницу построить, и тоже бросит... В общем — заживет обычной жизнью русского помещика, ни влево, ни вправо. И эту рутину описывать — ах, оставьте! Не монтировался Онегин ни с обличением власти, ни с вольным порывом, ни с чем. А с тем, чем монтировался — описывать не интересно.

В-третьих, у меня целая плеяда маленьких открытий.

Не Ленский отражение Пушкина, а все трое, а может и больше героев. И если уж на то пошло, то Татьяна больше похожа на своего создателя — детством, любимыми занятиями, восприимчивостью.

Роман — энциклопедия, и даже не просто русской жизни, хотя и это, но и литературный справочник. Пушкинисты насчитали упоминание порядка 500 имен — от романтических писателей до полит-экономов, деятелей искусства и политики.

Режиссерская работа Пушкина на высоте! Чередование крупных планов и общих кадров, печальных моментов с откровенно веселыми, и исторические очерки, и личные переживания, и народная культура!

Вся последующая литература — несет в себе отпечаток "Евгения Онегина", а некотопые произведения видятся мне теперь конкретно фанфиками на него. "Обломов" — суть Онегина, "Обыкновенная история" — Ленский, "Анна Каренина" — другая Татьяна. И это только столпы. А Слава Сэ со своей любовью к женским коленкам существенно уступает Пушкину в любви к женским ножкам.

Я не жалею, что перечитала произведение из школьной программы. Странным образом оно помогло мне восстановить равновесие и покой в собственной душе, разобраться в чувствах, откалибровать цели. Люблю эту книгу! И обязательно перечитаю еще не один раз!