Церковная история

Книга епископа Кесарийского Евсевия (ок. 260-340) стала первым трудом по истории Церкви, заложив основы церковной историографии. Это своеобразная энциклопедия, которая посвящена ранним векам христианства и составлена в основном по не дошедшим до нас первоисточникам. Настоящее издание снабжено подробным именным указателем. Названия глав приводятся по полному тексту этого перевода, сделанного в 1848 году в С.-Петербургской Духовной академии.
Автор Евсевий Памфил
Издательство Амфора
Серия Александрийская библиотека
Язык русский
Год выпуска 2007
ISBN 978-5-367-00456-4, 5-94278-806-5
Тираж 3000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 491
Модель СК
Тип издания Отдельное издание
809
Купить »
В других магазинах:
История изменения цены:
Средний отзыв:
5
Церковная история
5 5
Сочинение епископа Кесарийского очень интересно, но читать его следует внимательно и с крайней осторожностью. Особенно это касается православного читателя, поскольку Евсевий был уклонистом в арианство и в этом смысле некоторые его суждения сомнительны. Тем не менее, читая его труд, узнаешь массу нового и даже неожиданного. Так что приятного чтения!
Церковная история
5 5
Хотя упреки в арианстве традиционны, все же эта книга не имеет себе равных. Во-первых, все прочие истории церкви писались с учетом Евсевия, во-вторых, автор является действительно историком, предвосхищая на целые тысячелетия методологию исторического исследования (конечно, не всегда, но с ним и сейчас приходится говорить "на равных"). В-третьих, он блестящий писатель. Это отмечали и его недоброжелатели или критики, как, например, Евагрий Схоластик, который, разумеется, будучи ученым восточной, т.е. православной (византийской) традиции, обязан был не соглашаться с некоторыми мнениями Памфила. Однако писательское мастерство делает книгу легко доступной, увлекательной: даже зная фактологию (с поправками XXI века), с трудом отрываешься от чтения. Полагаю, никто, кроме Евсевия Памфила (из церковных историков) не обладал таким чувством меры: чем дальше, тем больше стремились либо провести свою тенденцию, либо собрать как можно больше фактов. Это тоже, конечно, хорошо, но Евсевий, умея говорить "не длинно и не коротко" создал захватывающее произведение. В этом легко убедиться, сравнивая его с прямым его продолжателем, Сократом Схоластиком. Наконец - уже в-четвертых, Евсевий Кесарийский, будучи именно историком, собрал в своей книге множество блестящих цитат других авторов - и даже целые фрагменты из книг, многие из которых теперь утеряны. И вообще трудно поверить, читая, что перед тобою автор первой половины IV века. Впрочем, хорош перевод (сужу только о стиле и языке, т.к. подлинник мне недоступен). Вообще, это большая удача, что основоположником церковной истории стал именно Евсевий Памфил, а не любой из его продолжателей: их достоинства на его фоне видны, но и его неповторимые качества исторического повествователя тоже видны отчетливо.

Теперь об издании. Текст взят из издания 1993 года, а комментарии составлены с учетом тех, но все же иные. Не знаю, которым отдать предпочтение. Эти ориентированы в большей степени на читателя не слишком сведущего - и, по-моему, это хорошо. Сведущий повторит (повторение еще никому не мешало), а прочие получат ненавязчивую, очень удобную поддержку, даже если толкование некоторых мест вызывает (у меня) сомнения. Дизайн хорош, книга приятно ложится на ладонь, словом, ее бы следовало рекомендовать не только тем, кто увлекается историей Христианства, но еще и ученикам Православных гимназий, которые обычно в 6 и 7 классе начинают "проходить" историю Церкви. Эту книгу они прочтут - вот что главное. Откорректировать некоторые положения Евсевия Памфила без труда сможет любой священник-преподаватель Закона Божия, а ученики окунутся в атмосферу тех лет, первых веков христианства, и кстати и увидят, какой огромный труд был приложен поколениями христиан для того, чтобы сегодня у нас была такая Церковь, как та, что мы имеем (не идеализирую ее, но множество достижений перевешивают явно некоторые недостатки, вполне простительные после стольких лет почти запрета вести церковную жизнь гражданам страны). Они увидят, что это не само собой сделалось, а это очень важно, ведь в молодости мир кажется таким, "какой всегда был", это касается и нашей Церкви. А епископ Кесарийский явно положил один из важнейших "камней" в ее основание, и очень радостно, что эта книга (отмечу еще: недорогая - в сравнении даже с учебниками) теперь легко доступна.

Некоторым литературным и культурным деятелям ХХ века - как, например, Владимиру Набокову, - казалось, что русская словесная культура, хоть и чудесна, но ограничивается буквально двумя-тремя десятками великих книг. Он, как и многие, упускал из виду, что культура состоит не только из оригинальных сочинений, но и переводных - при условии их высокого качества. Книга Евсевия Памфила, епископа Кесарийского, в ее русской версии вполне достойна того, чтобы пополнить сокровищницу отечественной культуры.
Церковная история
5 5
Хорошо написанная книга по церковной истории, посвященная первым векам христианства. Автор, так же известный как Евсевий Кесарийский, жил на границе 3-4 веков и своими глазами успел застать и конец эпохи гонений на христиан, и торжественное воцарение христианства при императоре Константине.

Автор является почти очевидцем церковной истории предыдуших для него веков, так как жил в более-менее той же культурной среде, поэтому книга написана очень живо, проникновенно и глубоко. Интересно посмотреть на историю древнего христианства глазами его представителя.