Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь

Прозу нигерийца Амоса Тутуолы отличает удивительное переплетение мифа и реальности, чудесного и обыденного. Повесть "Путешествие в Город Мертвых" - первое произведение африканского автора, которое сразу принесло ему мировую известность.
Автор Амос Тутуола
Перевод Андрей Кистяковский
Издательство Амфора
Серия Кенгуру
Язык русский
Год выпуска 2005
ISBN 5-94278-765-4
Тираж 5000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 144
Модель 95725-224-00
Страна-изготовитель Китай
Код товара 9785942787653
Оригинальное название The Palm-wine Drinkard and His Dead Palm-wine Tapster in the Dead's Town
Тип издания Отдельное издание
86
Купить »
В других магазинах:
Год выпуска: 2005
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
4 5

Это что-то совершенно умопомрачительное и не так чтобы легко воспринимаемое, но, в общем, этого и ждешь от сказочных мотивов, и не каких-нибудь, а африканских. Честное слово, будто приехал в Африку, зашел в гости к местному племени, сел у костерка, принял в угощение что-то странное такое, хлебнул, и все – приход. Недавние впечатления, коллективное фольклорное пополам с собственным культурным грузом и откровенные глюки.

Пальмовый Пьянарь, он же Отец Богов Всенасветемогущий, жил себе и горя не знал, пока не умер его винарь и, соответственно, не прекратилась непрерывная поставка пальмового вина. Без него стало как-то совсем худо, и пьянарь отправился искать своего винаря, а хоть бы и на том свете. Дорога перед ним долгая, испытаний – выше крыши, и что ни шаг – то встреча с какой-нибудь чертовщиной – Черепами, различными Духами, Хохотом, Красными Людьми, да мало ли кем еще. Здесь ребенок может родиться из опухоли на пальце, Смерть могут выкупить, Страх взять в аренду, а еще превратиться возможно во что угодно, если вовремя вспомнить, что ты – Всенасветемогущий.

Можно было бы смело назвать книгу круто замешанной сказкой для взрослых с знакомой с детства структурой – дай мне то, а нет, ты сначала испытание пройди, нет-нет, давай еще, хорошо, а теперь иди туда, и будет у тебя по пути… И так далее, и тому подобное. Но что немало смущает, так это откровенно современные вставки. Сравнения с самолетом, телефоном, продажа сокровенного за шиллинги, внезапно джентльмены. Это превращает вполне миролюбивую сказку (пусть и с забавным алкогольным подтекстом) в почти откровенный шизофренический коктейль, который развился у главного героя наряду с манией величия и прочими прелестями от неуемного потребления вина.

Но, как говорится, все ярко, красиво, честно. Колоритность такая, что бьет по глазам мозгам, оригинальность некоторых существ зашкаливает, и в целом читать эту причудливую историю вполне занятно.

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
3 5

На что вы готовы пойти ради того, что делает вас счастливым человеком?
Герой этой книги жил себе припеваючи, а припивал он пальмовое вино и запивал им же. День и ночь лилось вино и ни капельки не проливалось. Прослыл он замечательнейшим дегустатором вин, все так и звали — Пальмовый Пьянарь. Было у него множество друзей, которые очень любили помогать товарищу в его ответственной работе. Но вот грянула беда, и бочонок счастья Пьянаря показал скорбное донышко. Приключилось несчастье: любимый Винарь Пьянаря упал с дерева и расшибся насмерть! Кто же теперь наполнит жизнь нашего безутешного героя хмельным счастьем? Делать нечего, собрался Пальмовый Пьянарь и решил идти прямиком в Город Мертвых, чтобы вернуть Винаря. Только это вам не рюмочку тяпнуть — это предприятие посерьезнее будет, и кто знает, какие опасности ждут на пути... да и куда вообще идти-то не очень понятно...

Замешанное на местных мифах и сказках "Путешествие" нигерийского автора вышло безумным. Кажется, сошлось все: упрощенный донельзя стиль, живущая своей жизнью структура, стремительная смена эпизодов, подчиняющаяся логике бреда. Герой ловит Смерть, встречает саморазбирающихся людей, продает страх, спасается от злобных духов и тварей и заводит знакомства с дружелюбными. Причем с подкупающей непосредственностью дошколенка автор называет добрых существ "Добрыми Существами", а злых — "Злыми". Их облик отдан на волю воображения читателя, к примеру, мне по неведомой причине все они представлялись в виде персонажей из экранизации "Там, где живут чудовища". В дикой хаотичной круговерти сюжета самыми абсурдными выглядят моменты прорыва в нее деталей из обыденной реальности. Все время кажется, что в этом балагане сквозит насмешка автора, что он вот-вот остановится и скажет: "А ты поверил, да? Вот дурачок, сидишь, глазами хлопаешь. Ну а теперь серьезно. Все это был пьяный сон..." Не сказка даже, безумный плутовской роман народа йоруба, вот что это такое. Не могу сказать, что оценил по достоинству всю его прелесть, но было занимательно. Как и с алкоголем, в общем. Занятная вещичка, но больше не наливайте, спасибо.

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
5 5

Так играют дети, не нуждаясь в тяжелом логическом построении, перепрыгивая с место на место, кидая камушки и плетя небылицы из воздуха, из густо намешанных в неком общем бессознательном сюжетов, не имеющих начала и конца. Им не нужен слушатель. Один на один с миром, который мифологичен по природе своей, они сами себе рассказывают сказки, не зная ещё, каким будет сюжет - и история не замыкается никогда, обрываясь или начинаясь где её самой захочется, просто по принципу необходимости её существования.
И это не стилизация, как, например, у Кальвино, где прошлое и настоящее смыкаются по прихоти символистского ритуала, где Венера рождается из пены стирального порошка, это просто такой уровень сознания, где порошок не менее мифологичен, чем Красные Люди и Голодные Существа.
Ради этого учишься читать, если подумать: ещё истории, ещё больше историй, голод, который толкает к буквам, к напечатанному слову, которое само по себе заклинание. Потом ощущение теряется, текст становится привычен, как и его построение - принимаешь как должное, за замком видишь чертеж. И вдруг натыкаешься, например, на "Путешествие в Город Мертвых". Не воспоминание, но шанс отойти в сторону и снова увидеть в дереве заколдованную даму в тяжелом кринолине, в луже - волшебное варево для Великана-из-под-холма. Нет ни одной вещи, которая бы не затесалась в этот круговорот: бензин и стеклянные бутылки, квартирные счета и электричество, черепа, совершенные джентльмены, палаточные рынки. Все что угодно, пока твои глаза смотрят, все что угодно, пока тебе этого хочется.

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
2 5

— Вы хотите африканскую сказочку от чёрного-чёрного парня? — спрашивает Амос Тутуола, — Их есть у меня! — он садится за письменный стол и в несколько дней пишет своего «Пьянаря», такого же яркого, до вульгарности простого и традиционного, как пёстрые африканские одеяла. Простота и стремительность повествования иногда доводит читателя до скуки, но что тут поделать — местный колорит. Не знаю, писал ли он всё таким наивным языком специально или по собственной умеренной грамотности, однако в отличие от художественно обработанных сказок Африки читать всё это довольно неинтересно. О, снова магический амулет, ещё один бог, ещё один всемогущий, опять смерть, опять забыл, куда идёт, очередной квест «Подай-принеси». В сотню страниц плотно утрамбованы десятки классических сюжетов легенд и сказок, из-за чего повествования сразу становится махрово-лубочным. Ну, как если бы какой-то русский Van’ka вдруг схватился за гусиное перо и за сутки сваял нетленку про медведей, шапки-ушанки и Красную площадь, густо приправленную водкой, пельменями и балалайкой, только Ванька-Амос здесь из слегка более тёплых краёв. Если и остальные произведения Тутуолы такие же (в чём я почти не сомневаюсь, глядя на ещё два почти под копирку сделанных скудных томика рядом с этим), то мне искренне непонятно, за что ему дают премии. То ли за блестящий стёб над африканскими стереотипами (что тоже сомнительно), то ли просто потому, что об этом больше никто не пишет (чего я не знаю, может и пишет кто-то).

Ещё одна загадка: обложка книги, зачем пятирукий дяденька засунул руку в портки и хмурится?

В общем, дяденька Амос, какая-то совсем несказочная ваша сказка, а скучная и бессистемная. С огромным удовольствием бы почитала отдельные истории на отдельные мелькающие в общем повествовании сюжеты, а целиком — овсяная каша на воде, без соли и сахара.

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
2 5

Первая книга нигерийского писателя "Путешествие в город мертвых" напоминает сказку, но такое впечатление, что автор курил, много и не табак. Логики в поведении и поступках героев, а также произошедших с ними событий никакой нет. Вот краткий пересказ кусочка произведения : героев окружили столбы, герои превратились в огонь, чтобы защититься, в таком виде они продвинулись на край леса и вышли на открытое поле, столбы отстали, потому что из леса они выйти не могли. Почему? По кочану!
Для меня эта книга оказалась Черезчур. Книжка-то всего 140 страниц, а читала я ее больше месяца. 5-10 страниц в день и меня укачивало до тошноты. Понимаю всю гениальность произведения (фантазия и креативность зашкаливает), но это совсем не мое чтение. Книга наверняка понравится художникам, так как каждая страница вдохновит на создание какой-нибудь абстрактной картины.

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
4 5

1. Есть такие книги, которые поднимают настроение. Вот прочитал предложение - и как будто слегка подклеил свою полуразвалившуюся жизнь. Прочитал еще одно - и вроде как уже хоть и "на соплях", но держится все. Еще пару страниц - можно уже и улыбнуться.
2. Есть книги, для которых нужна своя атмосфера, особенная. Без которой - никак.

Все было у меня плохо. Настроение - ни к черту, личная жизнь расползается по швам. Ну совсем бэд дэй.
И, в общем, решив, что я больше не могу терпеть все это, я купила себе бутылочку белого вина и взяла с полки книгу, которую, по моему мнению, читать нужно именно под вино.

Я попала прямо в точку! В итоге, к ночи я уже и забыла, в чем, собственно, заключались все мои проблемы, а по утру они были благополучно разрешены.

Потому что...

Ну что там я, когда у главного героя столько всего интересного происходит! И проблем побольше, чем у меня, и все они, знаете, кусаются, брыкаются, заклинания накладывают, царапаются да и вообще съесть могут ненароком.
И вообще, путешествовать в Город Мертвых - это вам не в магазин за хлебом на пять минуточек сбегать. Это целая жизнь в дороге, никакого отдыха, изредка спокойствие, там-сям благополучие, немного денег, а счастье... Счастье как цель. Которая, как водится, в достигнутом состоянии перестает радовать. И надо за счастьем опять бросаться в путь. А кругом - лицемеры и завистники, кругом эксплуататоры и чудовища. Кругом - нищета, ненависть и злоба.

Но в конце, конечно, всем по справедливости. Сказка она и есть сказка.

Мой личный Книжный вызов 2013. Страна Нигерия.
5/67

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
3 5

Знаете, на что больше всего похожа эта книга? На отчет Капитана Очевидность вышестоящему начальству о забористом наркотическом трипе. Должен подчеркнуть, что в данном случае это отнюдь не комплимент. Наивное африканское сознание изрыгает из себя слегка литературно обработанную "на западный манер" компиляцию мильона местных сказок, которые и по отдельности-то более чем своеобразны, а вместе превращаются в полнейший сумбур. Да, разумеется, это вполне себе точный слепок с архаичной первобытной мифологии, где вообще нет какой бы то ни было системы координат, ничего вокруг непонятно, все объекты на равных с человеком правах преследуют свои неясные цели и все надо принимать как должное. Атмосфера африканского пофигизма и малый словарный запас автора очень удачно с вышеперечисленным сочетаются. Сюжета как такового нет (его подобие явно вживлено сюда насильственным путем): каждое следующее действие никак не связано с предыдущим. Книга читабельна лишь за счет "экзотичности", необычного для европейца слога и общей бредовости африканского коллективного бессознательного. Увы, господин Тутуола, но такое чудесное заглавие явно заслуживает лучшего содержания, чем лубочная поделка для белых бван.

P.S. Хотя вот тут сообщают, что автор-то как раз и есть плоть от плоти народной и вообще человек не шибко грамотный. Так что если рассматривать эту вещичку не как худлит, а как нечто фольклорно-этнографическое, то она сразу воспринимается гораздо выигрышнее.

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
5 5

В те времена, когда не было интернета, во времена столь давние, что люди запроста устраивали базары со Зловредными Зверями и Дремучими духами, во времена когда бродить по лесам было опасно из-за различных существ, а жаждущий запросто мог войти в царство мёртвых спасти друга, по земле ходили Боги и жили они как обычные люди среди людей и жили они обычно, как все прочие.
Наш герой, Отец Богов Всенасветемогущий (он же Пальмовый Пьянарь), очень любил вино, но на его беду случилось винарю упасть с пальмы и расшибиться. Герой решает отправиться в Город Мёртвых чтобы забрать винаря обратно, а на пути преодолевает различные препятствия, испытывает судьбу, находит жену, понимает, что друзья таковыми и не были, встречает множество страшных существ, получает награду и возвращается домой целым и невредимым.
Очень весело, неожиданно и жутко интересно! Прыгающие черепа, Красные люди, Голодные Существа - многообразие удивительных и не знакомых нам созданий из африканского эпоса.
Это первая повесть автора с которой он вышел к публике и я готова продолжать это приятное знакомство!

Путешествие в Город Мертвых, или Пальмовый Пьянарь и его Упокойный Винарь
4 5

Помните, был такой крышесносный армянский мультфильм про "три синих-синих озера малинового цвета":

Было лето, или утро, или тучи, или день,
Или ветер, или вечер, или дождик, или тень.
Было рано, или осень, или месяц, или пыль,
То ли завтра, то ли в полдень мне приснилась эта быль


Вот и от сказок Тутуолы разит таким же развеселым, чудным безумием. Что еще раз доказывает, что все сказки, независимо от роду-племени сказителей, вышли из одного источника. Экзотика, конечно, есть, но с основном это все те же истории про "пойди туда, не знаю куда, принести то, не знаю что" и "исполни мой наказ, и, может быть, я тебе подскажу дорогу". Отличает их жестокость и некоторая кровавость (история про собранного джентльмена и девушку, про сына нашего героя или про мудрого царя и убийцу), строгий набор правил (Полевые Существа не могут покинуть поле, Лесные - выйти из леса и прочие) и повальное пьянство главное героя, Пальмового Пьянаря, который вдруг оказывается Отцом Богов Всенасветемогущем.

Несмотря на то, что книга совсем маленькая, весь этот пестрый сумбурный набор сказок начинает надоедать уже в первой трети. Герой в поисках Винаря переходит из одной истории в другую, из одной локации в следующую, но по сути, топчется на месте.

Что запомнилось: сказка про Смерть, про Всеобщую мать и, в общем-то, все. Остальные истории более или менее выветрились из головы сразу после закрытия книги.