Каспар, Мельхиор и Бальтазар

М.Турнье не оспаривает евангелиста, но создает свою историю о волхвах, принесших загадочные дары к вифлеемской колыбели...
Автор Мишель Турнье
Издательство Амфора
Серия Кенгуру
Язык русский
Год выпуска 2005
ISBN 5-94278-710-7
Переплёт 76x100/32
Количество страниц 320
Модель 04380
Материал искусственная щетина, деревянная ручка
Код товара 9785942787103
98
Магазин »
Нет в наличии
с 3 апреля 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.4
Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Бог есть любовь.

И на этом я могла бы закончить. Но емкость фразы и глубина, ее многогранность и многоликость не дали бы уйти от продолжения. Хотя при всем при том она так однозначна.

Мишель Турнье покорил своей книгой мое сердце, мой ум и мою душу. Три эфирные сущности сплелись в едином порыве, вобрав в себя благодать, исходящую от книги.

А ведь я никогда и ничего не читала у Турнье. А эту книгу купила 3 или уже 4 года назад на Озоне по каким-то неведомым мне самой причинам. Вспоминая сейчас, думаю, что популярность "Лесного царя" этого же автора на ЛЛ в ту пору сделала свое дело. Вот и призналась я, что отзывы на любимом сайте повлияли на формирование моей библиотеки. Только вот в случае с этой книгой сложно сказать, что ей было уготовано скорейшее прочтение. Оказалась она в дальнем углу книжной полки, ведь ни названием, ни чем-либо еще, скажу откровенно, не манила.

Переложение библейской притчи о трех волхвах. Коротко и ясно. И ни о чем. По крайней мере, не об этой книге. Потому как ее библейское значение ни в коем случае не исчерпывающе. Грани книги так чисты и правильны, что вы все время видите сквозь нее реальную жизнь, струящийся поток времени. Было ли так или не было?! Нет, этот вопрос не должен занимать читателя, если книга совпадет с ним в своих вибрациях. Что я вижу?! Что я готов увидеть?! Готов ли я увидеть что-то, что мне ранее видеть не приходилось?! Вот то, что прочла на страницах книги я. А кто-то другой откроет для себя на ее страницах что-то совершенно иное.

Эта книга - тот довольно редкий случай, когда в малом объеме притаилось огромное количество мыслей. Вроде бы что особенного в 4, нет, простите, как же я забыла царя Ирода, 5 историях человеческого бытия?! Ну да, это истории сплошь царей да принцев, да и места, где они происходят, до того диковинны, а времена неимоверно далеки от дней сегодняшних. Но не это, ни в коем случае не это будоражит в книге. Буду радикальна. Нет, совсем не это. Просто написанная, не мудрствующая готовыми судьбоносными решениями, постоянно меняющяя героев, это книга даже не держит, она обнимает. Что же в ней такое... особенное?!

Свет... и тепло... Внутренние голоса, ведущие беседу в сознании читателя. Радость бытия. И радость познания мира. Он не такой, нет он совсем не такой, каким нам кажется. Он постоянно меняется. Вон он обернулся своей темной стороной, и ты в отчаянье... Но мелькнула тень, лишь тень жажды жизни, интереса к ней, и ты возродился. Ты снова жаждешь приобщения к окружающему тебя пространству. Что дает нам эти силы?! Искусство, богатство и род, а быть может любовь?! Нет, читал человек Библию или нет, искать ответ на этот вопрос он не перестанет. Но у меня есть стойкое ощущение того, что с каждой книгой, подобной этой, светоч глубинной мудрости в человеке способен становиться на самую чуточку ярче.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Изящная разработка библейского сюжета, композиционно делящаяся на реалистическую и мистическую половины.
Жизнеописания трёх волхвов - царя Каспара, царя Бальтазара и принца Мельхиора, а также эпизод их встречи с Иродом, представляют собой вольные размышления на тему "как это всё могло произойти на самом деле". Автор логически обосновывает, почему каждый из волхвов преподносит именно те дары, что упомянуты в Священном Писании; золото, ладан и мирра обретают особый смысл не как отвлечённые символы, а как изменения, произошедшие в душах этих конкретных людей после того, как они стали свидетелями рождения новой эры.

Жизненные пути героев, конечно, экзотичны, но в первой половине романа не выходят за пределы реальности, в них нет ничего невероятного. Тем неожиданнее вторая часть, в которой рождение Христа описывается со всеми привычными атрибутами - непорочностью Девы, архангелом, столпом света и т.д. До самого конца книги продолжаются эти мистические мотивы, и история принца Таора вся ими пропитана. Если жизни остальных героев вполне реалистичны, то жизнь Таора - это скорее притча, глубокомысленная и подводящая итог всему роману.

Говоря о композиции, отдельно хочется упомянуть вставную новеллу о царе Златобороде. Меня она привела в бурное восхищение - стройная, последовательная, лаконичная история, сюжет которой так изящно свёрнут в кольцо, что напоминает лучшие работы Борхеса. То же ненавязчивое волшебство, тот же привкус снов и дежа вю.

Книга невелика по объёму и практически безукоризненна. Прежде всего, я очень люблю, когда настоящий мастер берёт старую, наивную, всем наизусть известную историю, и интерпретирует её по-своему, усложняя, углубляя смысл; если история при этом не теряет того очарования, которое помогло ей просуществовать столько времени, если новый вариант не вступает в противоречие со старым, а дополняет и украшает его - это верх искусства. У Турнье библейская история заиграла именно такими красками. Имея минимум материала, он создал столь богатую деталями книгу, что руки чешутся поставить тэг "исторический роман" - настолько всё в ней кажется достоверным! Вслед за булгаковским персонажем, хочется спросить, уж не был ли он и у Понтия Пилата на балконе?

Кроме того, лично мне невероятно трудно выделить какую-то одну из нескольких историй, сплетение которых составляет роман. Каждая из них - великолепный образец малой прозы, так что влюбиться можно несколько раз - в каждую из них отдельно, а потом во весь роман сразу. Частая смена повествователя подстёгивает интерес, не даёт заскучать даже быстро утомляющимся читателям.

Замечательно, что, хотя роман построен на библейской легенде, его можно с равным успехом предлагать и религиозным людям, и тем, кто очень далёк от религии. Никто не уйдёт обиженным :)

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
4 5
Надо идти. Идти, чтобы увидеть. Открыть глаза и сердце незнакомым истинам, внять неслыханным дотоле словам. Они идут, в умиленном ликованье предчувствуя, что путь их ведет к началу новой эры.

Стоит заинтересоваться Востоком или хотя бы раз ощутить его чарующее веяние, и история о трех волхвах, шедших за звездой, дабы поклониться Спасителю, начинает казаться удручающе бедной. Если наскрести немного из апокрифов да сказаний (почему немного? А больше попросту нет!), картина яснее не становится, тем более что информация везде разнится. Что, впрочем, не помешало, а скорее даже помогло Мишелю Турнье изобразить все по-своему.

Комета с золотистым хвостом рассекает небосвод. Люди толкуют ее появление по-разному, но кто усомнится в том, что она призывает отправиться в путь? Каспар, царь Мероэ, опечален снедающей его невозможной любовью и удручен собственным «я»; Бальтазар, царь Ниппура и поклонник разного рода искусства, раздираем противоречиями между своим увлечением и религиозными установлениями; Мельхиор, принц Пальмиры, бежит от своего дяди, захватившего трон. Их пути пересекаются у Ирода, и иудейский царь дает каждому из своих знатных гостей ценный урок, выведенный из собственного печального опыта. Обремененные его рассказами, Каспар, Бальтазар и Мельхиор направляются в Вифлеем, где, как говорят, родился чудесный Младенец…

История трех волхвов описана в меру глубоко и трогательно. Да, их визит к Спасителю – не более чем стечение обстоятельств – может, и предрешенных, но уловит ли это простой человеческий взгляд, особенно когда каждый из путников терзаем собственными проблемами, и каждый хранит свое особенное сокровище, символизирующее таящееся в нем противоречие, которое успешно разрешает Младенец. В общем, за видение истории автору определенный зачет, получилось славно. Отдельная благодарность за Ирода и его речи – все, как говорится, по канону, причем не абы какому, а историческому, при этом живо, эмоционально.

Хотя без казусов тоже не обошлось, но это вопрос восприятия. Читали когда-нибудь свидетельство о приходе в мир Иисуса от имени осла? А вола? Нет? Вот можете почитать.

А еще штука в том, что у романа есть и другая часть, про Таора, принца Мангалурского. Аннотация называет его четвертым волхвом, но я бы поостереглась говорить так громко. Это просто еще одна история преображения человека – легкомысленного, вечно опаздывающего, пустившегося в путь ради смешной и наивной цели, а после лишившегося всего и прошедшего через ад. Его путь отмечен символическими событиями… Доведется ли ему когда-нибудь встретиться с Младенцем, которого он так жаждал увидеть?

Путешествие принца стало вовсе не лишней деталью, а интересным и сильным дополнением к поклонению волхвов.

Книга безусловно понравилась, с одной стороны, она напитана сказочными восточными нотками, с другой – Мишель Турнье придерживается как религиозных, так и исторических источников. Есть в ней и собственный взгляд автора, и его философия, прекрасно вливающиеся в повествование. В общем, роман оставил самые приятные впечатления.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Книга просто волшебная. Она как будто вся пропитана воздухом чудесного Рождества, таинственного и прекрасного Рождества. Напоминает по атмосфере больше всего "Рождественскую звезду" Пастернака. И чуть-чуть - Ершалаимские главы "Мастера и Маргариты".
Несмотря на эту прозрачность и волшебность книга совсем не приторная и даже не сладкая. Скорее уж солёная. Или на вкус как снег. Снег морозным вечером субботы (он немного мешается со слезами, наверно).
Мне уже давно нравится образ волхвов. И эта книга - прекрасная вариация этого образа. Как отмечает Мишель Турнье, волхвы упоминаются лишь в одном из Евангелий, от Матфея, и даже их имена мы знаем только из апокрифов. Потому автор счёл возможным придумать истории мудрецов, пришедших поклониться Христу. И, на мой взгляд, получилось великолепно.
Но особенно трогательна, конечно, история четвёртого волхва. Того, который опоздал.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5
Я был довольно сильно разочарован наиболее известной книгой Турнье - "Лесной царь", за которую он некогда получил Гонкуровскую премию. Поэтому за "Каспара, Мельхиора и Бальтазара" я брался с опаской. Но мне роман очень понравился. Это альтернативная история четырёх волхвов (помимо трёх известных, отдельно рассказана история Таора), это взгляд измученного изменами царя Ирода, оправдывающий его жестокость, и это взгляд на младенца Иисуса со стороны осла и вола. Книга действительно весьма необычна, красиво написана.
Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
4 5

История волхвов. Троих. И еще одного. Опоздавшего.
И каждый из них открывает свое, каждый понимает свое. И снова преданный Ирод тоже. И даже Ослик.
Потому что снова Образ стал Подобием. И решением. И раз-решением.
Браво, автор!

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

после того, как книга была закрыта, я поняла для себя, что это АБСОЛЮТНЫЙ роман. он совершенно идеален. очень рекомендую всем любителям изящной прозы с правильными историческими интонациями :)

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Великолепная сказка-притча-быль! Если и есть пресловутый рождественский дух (который лично у меня вызывает только скептическое хмыканье), особенно в литературе, то его надо искать именно в этом романе.
Наверное, все знают, что к новорожденному Иисусу приходили волхвы. И их было именно трое. А почему трое? Потому что было принесено три дара. Однако собственно в канонических книгах Библии про количество волхвов не говорится. Да и вообще.... каждый раз, когда я читала историю рождения Христа, мне было интересно, что это за люди, эти мудрецы, которые последовали за Вифлеемской звездой. Писание как бы предполагает, что они шли по побуждению и ведомые Святым Духом. Однако .. Святой Дух редко действует напрямую, обычно Его влияние можно проследить в более будничных и прозаических событиях. Вот я и сомневалась, что к этим трем (?) людям с востока явился неких бесплотный образ и прямым текстом велел следовать вооон за той яркой звездой-кометой на небе.
Месье Турнье предлагает блестящую, на мой взгляд, попытку литературно-художественной трактовки событий, предшествовавших рождению Спасителя и последовавших сразу после него.
Четыре (помните же, что про три - вопрос спорный)истории, четыре человека разного возраста (кто сказал, что они все из себя такие мудрые и бородатые). Кто-то пошел в путь в поисках любви, кто-то ради искусства, кто-то ради ответов на вопросы власти, а кто-то... кто-то просто шел ради совершенного лакомства. Но все они на своем пути осознали, что их цель - лишь отражение истинной Цели, истинной Любви, Красоты, Власти и Пищи.
В романе так искусно переплетаются откровенная фантазия и вполне реальные факты из истории, культуры, искусства и религиоведения, что читается на одном дыхании. Более того, в эти истории веришь безоговорочно и сразу! Белая наложница и белая лилией, хрупкая бабочка и диковинный лукум.
Но самым сильным для меня стал эпизод с пиршеством в лесу... во время избиения младенцев. И возраст, который установил Ирод для своей мести, получает несколько иную трактовку. До сих пор мурашки бегают, как вспоминаю.

Очень рада, что "Долгая прогулка" дала мне возможность познакомиться с таким удивительным автором и такой волшебной былью.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Прочитано в рамках виртуального клуба "Борьба с долгостроем!"
Это одна из тех книг, прочитав которые, не знаешь, что и сказать. Абсолютнейшая вещь. Великолепная вещь. Книга книг. Книга соленая, как губительные воды Мертвого моря. Книга сладкая, как нежнейший рахат-лукум с легким привкусом фисташек. Книга, полная губительной страсти, как любовь Каспара к наложнице. Книга легкая и воздушная, как крылья любимой бабочки Бальтазара. Книга-отчаяние, как жизнь Мельхиора. И, наконец, книга-правда, как то, к чему стремился Таор. Книга - живительный источник. Рекомендую всем к нему припасть!

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
3 5

Біблійська тема визначила систему координат. Перша аналогія – . Тут Турньє програє на півкорпуса. Незважаючи на чималий фактичний матеріал – аж до багаточисленних назв екзотичних національних страв усіх країн і найдрібніших деталей побуту, «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» виглядає скоріше як яскравий сувенір з туристичної лавки – від нього залишається в пам'яті згадка про орнамент, рамку, яскраві кольори, але ототження себе з сувеніром, як культурних явищем, не відбувається. Одне слово, не вистачає твору вживлення в образи до повної читацької самоідентифікації з героєм.

Інша аналогія напрошується уже на перших сторінках, де дія відбувається на території Єгипту. Порівняння з цього разу на користь Турньє.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
4 5

... Если ты дорожишь своим правым ухом, приказываю тебе…

— …рассмешить меня. А если дорожишь левым, приказываю рассказать мне историю про царя, да, про царя, очень мудрого и доброго, но которого снедает беспокойство о том, кто наследует его престол…

История в истории в истории.

Сначала повествование идет от лица царя Каспара, затем - Бальзатара, а потом я запуталась и просто читала. Тут и о бабочках (их перерождении и связи с человеческой жизни), и о человеческом сердце (в том числе и о разбитом), и о творениях рук человеческих (и почему их сжигали религиозные фанатики). А где-то ближе к середине книги появляется упоминание о царе Ироде.

Пока не дошла до концовки, связать воедино двух царей и принца, и их поход следом за кометой, с легендой о трех Волхвах и рождением младенца Иисуса мне не удалось. Про четвертого волхва я не знала вообще ничего, до прочтения этой книги. Между тем, как указано в постскриптуме, эта легенда "рассказывалась неоднократно" и должна быть известна в России. Православную литературу (к которой, вероятно, относится и легенда о четвертом волхве) я читаю крайне редко и идет она у меня тяжело. Может быть, это упущение, а может быть, и нет.

Думаю, что я ещё перечитаю книгу (только уже бумажный экземпляр), подчеркивая карандашом волнующие меня слова и предложения. Очень хорошая и приятная книга для раздумий. Чувствую себя отдохнувшей после ее прочтения!

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Эмоционально зацепило, почувствовал смену повествовательных манер для каждого нового действующего лица. как выход за собственные рамки - понравилось).

Странно, что одновременно больше всего радовало и раздражало жизнеописание Бальтазара. Про бабочек красиво, а вот мысль про образ-подобие сложноватой оказалась.

Забавно, что хоть в сказке Сангали и присутствовало желание угодить Ироду, но насмешка над ним тоже почувствовалась.

про осла и вола впечатлила. Почти сороколетний Кадишуя))

Самые страшные последние две главы, особенно конец главы "Сладкие годы" и всё повествование в "Соляном аду". Картины очень яркие и кошмарные нарисованы.

Любопытно было читать к чему в странствии пришли волхвы.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Переосмысление легенды о волхвах. История изложена глазами четырехи древних царей, осла и вола.

Всем очень советую, написано красиво и легко, оставляет самые лучшие впечатления.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными намеками
На содержимое выеденного яйца,
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать что надо.

И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас,
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелит взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно Его суда.



Прошу прощения за длинную цитату из Н.Гумилёва. Но именно эти строки, обращённые поэтом к "Моим читателям" вспомнились мне по прочтении романа "Каспар, Мельхиор и Бальтазар". Они, как мне кажется, очень верно отражают суть того, что написал М.Турнье и как он относится к тем, кто однажды возьмёт в руки его произведение.

Это совершенно исключительная книга. Причём М.Турнье берёт не лихим сюжетом, а эмоциями и мыслями, которые возникают у тебя во время чтения. И ещё послевкусием - самым приятнейшим, которое может остаться от настоящей Литературы.

Очень, очень светлый роман. Даже несмотря на трагизм историй главных героев (в особенности Таора, который и есть Самый Главный Герой, но имя которого не вынесено в название книги), а, возможно, и благодаря ему.

Есть такой жанр - апокрифы. Это произведения на библейскую тему, в канон Ветхого и Нового Заветов не вошедшие и Церковью боговдохновенными не признаваемые. Со времён гностических евангелий "Каспар, Мельхиор и Бальтазар" - одно из самых ярких. Ну и пусть, что они - вымысел автора от первого до последнего слова. Не факт, что волхвов было трое или четверо. У апостола Матфея число не указано вообще. Важно другое - у апокрифа М.Турнье есть дух и любовь, которые пронизывают роман, родня его с библейским повествованием. А это - самое важное.

Мысль автора, как она мне показалась, в том, что путь ко Христу - это путь труда, веры, чистоты сердца и подвига. Его герои проходят свой путь от начала до конца, каждый по своему в итоге встречаясь с Ним.

Из минусов. Я читал книжку издательства "Амфора" 2005 года. Купил новую. Перелитнуть последнюю страницу в обычном понимании этой фразы не смог: где-то на середине романа книжка просто рассыпалась в руках и превратилась в стопку частично склеенных листочков формата А5. Руки бы поотрывать издателю за такое отношение и к своей работе, и к своему читателю.

Каспар, Мельхиор и Бальтазар
/ Ozon.ru
5 5

Это уже вторая книга с мифологической основой, прочитанная мной за последнее время. И, видимо, мне везет, потому что, я снова осталась в восторге от того, что прочла.
После таких книг, как эта, начинаешь верить, что все было именно так, как описывает автор. Это не просто сказка, не просто роман, это будто бы, действительно, продолжение библейского эпизода.
Особенно, лично меня впечатлила история четвертого, опоздавшего волхва. Символичное искупление Таором греха другого человека, - одновременно и начало, и конец его пути. В проклятом городе Содоме, в соляных пещерах возле Мертвого моря, именно здесь начинается его другая, вечная жизнь.
Ну и не меньше впечатляет царь Ирод, кровавый деспот. Власть и кровь, власть и смерть. После прочтения, задавала себе вопрос : отправляя волхвов искать Иисуса, поверил он хоть на секунду своим словам о том, что сделает его наследником? Или оставался верен своему жестокому сердцу до последней минуты?

Определенно, буду читать еще романы Турнье, хорошо, что их у него достаточно. Я уже увидела, как он смотря с Запада видит Восток. Интересно теперь узнать, как же он видит родной Запад.