От каждого - по таланту, каждому - по судьбе

Каждая творческая личность, жившая при советской власти, испытала на себе зловещий смысл пресловутого принципа социализма (выраженного, правда, другими словами): от каждого - по таланту, каждому - по судьбе. Автор для иллюстрации этой мысли по вполне понятным причинам выбрал судьбы, что называется, "самых - самых" советских поэтов и прозаиков. К тому же у каждого из них судьба оказалась изломанной с садистской причудливостью. Кратко, но в то же время и достаточно полно рисуются трагические судьбы С.Есенина, В.Маяковского, М.Цветаевой, О.Мандельштама, Б.Пастернака, А.Ахматовой, М.Горького, М.Булгакова, А.Фадеева и А.Платонова. Все предлагаемые вниманию читателей очерки основываются на новейших исследовательских материалах. Написаны они на строго документальной основе, в них нет подмены фактов авторскими домыслами. Автор лишь, что вполне естественно, предложил вниманию читателей свое видение судеб этих замечательных писателей. Книга предназначена для широкого круга читателей.
Автор С. И. Романовский
Издательство Издательство СПбГУ
Язык русский
Год выпуска 2003
ISBN 5-288-03195-9
Тираж 1000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 396
Модель 113912
Материал сталь, пластик
Тип издания Отдельное издание
255
Купить »
История изменения цены:
Средний отзыв:
1
От каждого - по таланту, каждому - по судьбе
/ Ozon.ru
1 5

Чем дольше живу, тем чаще замечаю: жизнь ни в какие схемы не укладывается, она сплошь состоит из исключений, а не из правил. Автор этой книги сразу всё пытается загнать в схемы: писателю на Руси непременно должно житься тяжело, он должен "стоять за правду" и вообще поэт в России больше, чем поэт. Всё это уже настолько навязло на зубах, что кроме раздражения не вызывает ничего.
Вообще существует такой жанр "пережёвывание соплей". Книга как раз из этой серии. Биографии писателей и без автора хорошо известны, а выкраивание из них отдельных кусков, дабы доказать не новую и не оригинальную теорию - дело неблагодарное, да и просто глупое.
Автор при этом ещё и кокетлив:

Пришло время немного порассуждать (хоть и не хочется) на темы достаточно общие – о советской интеллигенции прежде всего.


Не хочется - не рассуждай. Тем более, на общие темы.
Очень быстро замечаешь, что автор передёргивает: замыливает факты, игнорирует очевидное:

В дореволюционные годы интеллигенция активно противостояла власти. Выражаясь современным языком, была в постоянной оппозиции к режиму. Никто этому не противился. Никто за это не сажал и не расстреливал.


Ой ли? И интеллигенция была разная, и сажали весьма активно.
Но самое худшее в книге - это сама манера ведения разговора. Какое-то вялое, бытовое раздражение на Россию (у всех страна как страна, а у нас куча г...). Обсуждение фактов биографий на уровне дворовых сплетен. И вообще всё у автора плохо. Художники не кристально чисты, народ - быдло, интеллигенция - кучка слабаков, трусливых и примитивно мыслящих.
Нет света в конце тоннеля.

От каждого - по таланту, каждому - по судьбе
/ Ozon.ru
1 5

2008 год.

Алиса:
Ах, это вы, Рыцарь-Несчастие!
Прошу вас, отойдите от окна!
Моя госпожа нездорова, ее расстраивает
ваше пенье.
А.Блок "Роза и крест" (1912г.)

Нетерпимость и непримиримость относятся к разряду моих главных пороков, с которыми, осознав их в полной мере еще в студенческие годы, я начала затяжную, отнюдь не кровопролитную войну. Пороки эти мне часто пригождаются в повседневной жизни, чаще, конечно, мешают, но встать твердо на сторону защитника этих грешков или яростного борца с ними всегда что-то мешает. Чаще всего, конечно, это мой зодиакальный Баран, принадлежностью к славному воинству которого очень весело тешить себя и оправдывать свои страстные порывы бичевания и приступы капризности и обидчивости.

***
Еще будучи студенткой первого курса, моя Мятежная Овца весело затоптала молодого аспиранта, метившего на место Великого Агеносова. Вьюнош просто неточно цитировал Вознесенского. Про "не трожьте музыку руками". Помните? "Чтоб вам не оторвало рук, не трожьте музыку руками."
И слова-то провокационные, и переврал-то он их как-то виртуозно. Не сдержалась. Выговорила. Мол, чего пришел тут знаниями козырять, коли знаний нет. Может, у него, конечно, не было памяти, может, волновался. Да все понятно, конечно.
Но с тех пор сама стараюсь не позволять себе в полемическом задоре вставлять в речь цитаты, которых не помню точно. У нас с Пушкиным такая ерунда часто приключается. Все ж с ним, с Пушкиным-то, на дружеской ноге. Вот и цитируют лихо, от души: "Кто там в зеленовом берете с послом каким-то трам-пам-пам..."
(Во! Сегодня как раз позабыла как звали Вощева, который периодически задумывался "среди общего темпа труда". Думала - Макар,который Усомнившийся-Ганушкин.)
***
Совершив по настоянию великомудрой дочери, которой хлеба не надо, давай новые книжки и краски с тетрадками, поход в Лас-Книгас, потратив страшную сумму на всякое нужное, за что была обругана рачительной коллегой, которая выговорила мне, что я посещаю слишком дорогие магазины, в числе прочего приобрела нужную, вроде, для работы и для общего развития книгу под названием "От каждого - по таланту, каждому - по судьбе" И.Романовского. Не слышала раньше про такого, но не суть, мне до сих пор интересен взгляд, основанный на "новейших исследовательских материалах" и базирующийся на "документальной основе", касающийся русских авторов 20 века. Мне были обещаны документально базированные судьбы Цветаевой, Мандельштама, Булгакова и многих-многих.
***
И вот во вступлении с интригующим названием "Попытка позиции" натыкаюсь на фразу. Внимание! Документальная основа, новейший исследовательский материал! Смертельный номер! Только у нас и только сегодня на манеже! Цитирую!

"А Александр Блок в том же (1912) году сочинил драму "Роза и крест". Там есть такой призыв к "товарищам":
Товарищ, винтовку держи,
Не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую
Русь...
И пальнули."


Пристроив на место отвисшую челюсть, читаю еще раз - могла что-то спутать, не так понять, запятые, то да се... Нет. "Роза и крест". "Пальнем, товарищ!"
Я ж точно помню, что "Роза и Крест" не о товарищах! И даже не про Русь! И уж совершенно точно не только помню, но знаю наверняка, что товарищи с призывами палить выступили в поэме Блока "Двенадцать" 6 лет спустя после написания этой самой Розы с Крестом.
***
Вот уже третий или четвертый раз я пытаюсь проскочить злополучную пролетарскую Розу с православным Крестом, но натыкаюсь на все новые и новые цитаты. Господи! Я ж не все их знаю и не каждую из известных помню дословно и с источником!Что же мне делать? А вдруг, все это лажа и происки жидомасонов? Вдруг мне хотят навязать новую веру? Вдруг, что совсем уже страшно, кто-то там пересмотрел содержание Великой Русской Литературы, а господин Великий Агеносов не успел вмешаться?! Или... ему уже не дали вмешиваться...
Но даже если не все так страшно, я никак не могу заставить себя прочитать дальше 7 страницы, на которой черным по белому написано:"Александр Блок в том же году..." О ужас!
И что совсем плохо, вышла в свет эта нетленка в Издательстве Санкт-Петербургского Университета. А питерским ученым я всегда верила, даже завиральным идеям А.Драгункина, который со словарями в руках доказывает первичность русского языка и вторичность всех остальных. Патриотично хотя бы.