М. Ю. Лермонтов. Избранное

Данный том произведений гения русской литературы состоит из четырех разделов. Первый и второй разделы составляют стихи и поэмы. В третьем разделе - драма "Маскарад". В последнем разделе помещены сказка "Ашик-Кериб" и роман "Герой нашего времени". Читатель найдет в книге пейзажи, портреты и рисунки Лермонтова, которые не являются иллюстрациями к его произведениям. Это самостоятельные работы, которые представляют нам М.Ю.Лермонтова-художника. Открывается том статьей литературоведа Н.П.Суховой о жизни и творчестве Лермонтова, в конце книги помещены комментарии.
Автор М. Ю. Лермонтов
Издательства АСТ, Астрель, Люкс, Малыш
Язык русский
Год выпуска 2004
ISBN 5-17-025818-6
Количество страниц 544
Код товара 9785170258185
266
Магазин »
Нет в наличии
с 12 мая 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.8
М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Флэшмоб 2012 (9/24)

История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие и удивление.


В школе мы детально проходили «Героя нашего времени». Почти целую четверть. Недели три сидели на теме дуэли Печорина с Грушницким. Тогда это воспринималось как вселенское занудство и начало урока встречалось безмолвным, но дружным стоном. Видимо моя острая нелюбовь к школе и желание забыть ее включило какой-то защитный механизм в мозгу, и я действительно теперь мало, что помню. Но с каким удовольствием и интересом я сейчас вернулась бы к тем урокам литературы. Теперь я понимаю, как велико было желание нашей учительницы вложить в наши души или хотя бы просто в головы понимание того прекрасного, что создал Лермонтов в свои (мамадорогая) 24 года. (Какая непростительная халатность, какое преступное транжирство талантом! Таких людей надо сажать в их имении под замок на хороший паек и выдавать бумагу с чернилами. Диспансеризация раз в полгода. По понедельникам плановый осмотр у врача. Вот пусть сидят и творят! Стреляться вздумали! Под замок!) Только сейчас пришло мое время полюбить эту книгу. Это же сокровище!

Роман состоит из пяти рассказов. Они идут не в хронологическом порядке. В их очередности тонкая и красивая логика. Лермонтов интригует читателя Печориным. В «Бэле» он фигурирует как действующее лицо драмы. В «Максим Максимыче» читатель мимолетно встречается с ним лично. Ах, милый Максим Максимыч, изболелось за Вас мое сердце! А в дальнейшем мы уже имеем возможность полностью погрузиться в его внутренний мир, смотреть его глазами и вместе чувствовать полную душевную пустоту. Быстро утрачивая чувствительность к чему или кому-либо, он пытается ее в себе разжечь. Но все чувства сгорают со скоростью сухой соломы в горниле депрессии этого человека. Человека, безусловно, умного, тонкого психолога. Он бесстрастно и отстраненно изучает и людей и себя, наблюдая и рассуждая с холодностью и расчетливостью хирурга. Себя он не оправдывает. Это до какой степени безразличия ко всему нужно дойти.

За несколько верст от Ессентуков я узнал близ дороги труп моего лихого коня; седло было снято – вероятно, проезжим казаком, - и вместо седла на спине его сидели два ворона. Я вздохнул и отвернулся…


Всё, чего он касается, превращается в пепелище или корм для падальщиков. Человек удивительно разрушительного свойства. Душевная такая инвалидность, полное бессердечие. Он абсолютно пуст. Я была уверена, что буду ненавидеть его. Как ни странно, сейчас я ему сочувствую.
Кстати, впервые с Печориным читатель встречается в незаконченном романе Лермонтова «Княгиня Лиговская». Из него мы узнаем о детстве Печорина, его семье, воспитании и пылкой юношеской любви к Вере. Именно ее он встретит на Минводах в «Княжне Мери». Можете себе представить, это Печорин еще тех времен, когда «честь невинной девушки была еще для него святыней».

Мне жаль тебя, Печорин!


Каково? Этой крылатой фразе, оказывается, без малого 200 лет.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

"...жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждения и гордости, без наслаждения и страха..."

"Героя нашего времени" я читала в школе. Честно говоря, не помню своей реакции, но сюжет остался в памяти - перечитывая более 20 лет спустя, я с удивлением обнаружила, что почти все помню. Наверное, сейчас мне книга понравилась больше, читать мне было легче, интереснее. Когда молод, больше обращаешь внимание на сюжет, не на психологию или философию, сейчас же сюжет отошел для меня на второй план. Изумительна, тонка, виртуозна работа, проделанная Лермонтовым в описании сложных чувств героя, его мыслей, бесчисленные попытки понять себя, разложить по полочкам свое "я", докопаться до истины.

Печорин - умный, талантливый, образованный молодой человек, утомленный своей жизнью, своим окружением, своими женщинами, своими мытарствами и своей вселенского масштаба скукой. Отчего же ему скучно? Видимо оттого, что этот человек способен на большее, нежели праздное времяпрепровождение в великосветских гостиных Петербурга: пустая болтовня и ужимки столичных красавиц его напрягают, нарочитое бахвальство титулованных господ разочаровывает, фальшь модных франтов раздражает...

Но и на Кавказе ему тоскливо. Бестолковая гарнизонная муштра, жалкое подобие балов и других светских развлечений, отсутствие действительно интересного занятия, способного поглотить его целиком, - все это составляющие воинской службы офицера в ссылке. Вот он и развлекается, как может: сначала Бэла - экзотическая, но быстро надоевшая игрушка, затем княжна Мери - девушка-предмет для спора, редкая птичка, легко попавшаяся в силки опытного охотника.

И везде смерти. Печорин - действительно фаталист, как зловещий шлейф за ним всюду тянутся смерти, слезы, трагедии. Вы думаете он не рад был видеть искреннего Максима Максимыча? Дело в другом: в воспоминаниях. Ему не хочется заново переживать ту давнюю трагедию, терзать себя за то, как жестоко оно обошелся с юной горянкой Бэлой - вот в чем истинная причина его холодности!

Что ему не хватает? Видный офицер, блестящий оратор, франт, любимец женщин, богат, остроумен, хорош собой - за него любая мать готова отдать самое святое, что есть у нее - свое дитя. Но нет, ему это ни к чему. Он не приспособлен к семейной жизни, жизни взаперти и в рамках, супруга наскучит ему даже прежде, чем они пойдут под венец. Это такой человек или жизнь такая? Ведь можно получать удовольствие от путешествий, от какого-то дела - развития новой мануфактуры или выращивания новой культуры, проведения научных изысканий и опытов, претворения в России, в своем поместье, чего-то нового, привезенного из-за границы, благотворительности наконец... Он ничем не увлечен, а женщины и охота ему быстро надоедают. И чтобы как-то развлечь себя, он играет. Играет людьми, их чувствами, наслаждаясь и рыдая, терзаясь и насмехаясь - но и это быстро ему наскучивает.

У Печорина нет цели в жизни, при том, что духовные силы его необъятные, он чувствует, что может сделать многое, способен на многое, но ничего для этого не делает. Мог бы он сделаться революционером, посвятить свою жизнь борьбе с реакционным самодержавием, как пытались сделать декабристы до него? Мог бы, я думаю, но опять же - он слишком кот, который гуляет сам по себе, слишком умен и ленив для этого, слишком эгоистичен. Мне искренне жаль этого человека - прожить жизнь и быть недовольным ею - это самое печальное, что может получить человек в итоге.

Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнил их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений - лучший цвет жизни.


Мне очень понравилась композиция романа: сначала предисловие автора, затем приманка в виде рассказа Максима Максимыча о Бэле и о нем самом, кульминация-разъяснение - "Княжна Мери" (боже, какой язык! наслаждение!), и развязка-жирная точка в виде "Фаталиста". Не совсем поняла назначение "Тамани" - это чтобы еще больше привлечь читательский интерес к герою или что-то другое, чего я, увы, не уловила?

В качестве итога: я бы хотела продолжить перечитывание школьных произведений - ведь совсем по-другому смотришь на них!

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5
И не забыт умру я

Отдавая должное Михаилу Юрьевичу Лермонтову и примерно представляя его огромную значимость для русской литературы вообще, тот факт, что покинул он этот мир в возрасте 26 лет, не может не накладывать отпечаток. И дело даже не в том, что вероятность прославиться решительно увеличивается посредством какой-нибудь трагической и неоднозначной смерти, - в подобном возрасте человек не успевает дать своим мыслям прийти в должную консистенцию. Тот же салат с майонезом должен постоять какое-то время в холодильнике. Конечно, во-первых, сие относится исключительно к Лермонтову-прозаику, а никак ни к поэту. Поэт - это нечто иное, это платформа, это поза, если хотите. А во-вторых, все вышесказанное относится к Михаилу Юрьевичу в меньшей степени, потому как он яркий акселерат.

Подобные мысли вообще с трудом могут оформиться на основании одного лишь "Героя нашего времени", который воспринимается в основном как "Гимн СССР" - все знают содержание, стандартный набор критических фраз, но никто ни разу по-настоящему не задумывался над смыслом. Должен признать, что, если и не получил от "Героя нашего времени" того удовольствия, что нахлынуло при чтении "Евгения Онегина", то сие исключительно сравнительно. Мысль о возрасте автора не покидает. И Лермонтов начинает восприниматься всерьез после "Княгини Лиговской", ибо тут же тянет перечитать "Героя нашего времени". Ставить в один ряд Пушкина и Лермонтова, что происходит постоянно, довольно некорректно, потому как несопоставимы и форма, и возраст, и мышление. Пушкин - еще один яркий акселерат и те лишние 11 лет, что он провел на этом свете, противопоставленные Лермонтову, могут быть и 30 годами. И столетием. Дайте гению немного времени, и он вобьет его в вечность. В "Евгении Онегине" перед нами зрелые рассуждения человека, прожившего насыщенную жизнь и умудренного тяжким опытом. Самое интересное, что нечто похожее наблюдается и у Лермонтова, пусть как-то еще по-мальчишески, но этому человеку реально уже трудно было жить. Бесшабашная веселость молодости осталась либо в детстве, либо в прошлой жизни.

"Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и, выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце."

Лермонтов - удивительный человек, смог настолько объективно оценить самого себя. Повествование идет временами от лица Печорина, что то же самое, как и от лица автора. По сути, Лермонтов заблаговременно подвел итоги собственной жизни и предсказал собственное будущее. Чтобы сделать подобные выводы - не обязательно читать кучу нынешних размытых и надуманных биографий - достаточно перечитать "Герой нашего времени". Но возможно только после того, когда школьные штампы выветрятся из головы. Рассуждения "как много бы смог сделать Лермонтов, если бы не умер в 26 лет" в данном случае несостоятельны. Михаил Юрьевич именно потому так и прожил свою жизнь, что так рано умер. Это для нас рано, ему так не показалось. В его смерти нет ни капли трагизма, она вполне предсказуема. Он об этом всегда знал и шел своим путем. Смерть очень повлияла на его жизнь, точно так же, как, например, на жизнь Юкио Мисимы. Наша жизнь зависит от нашего отношения к смерти. Разумеется, это касается не всех. Говоря пушкинскими словами, "чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!"

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5
Любое литературное произведение вольно или невольно поднимает нравственные проблемы. Данный роман не явился исключением.
Судьбы Печорина и Лермонтова удивительно близки: оба - представители одного поколения, современники; оба - офицеры; оба - состоятельны; оба - несчастны в личной жизни. Даже внешность поразительно совпадает.
Лермонтов испытывает Печорина в различных ситуациях, прежде всего в любви (Бела, Мэри и Вера). Любя Печорина, они все не сдерживали своих чувств, жертвовали всем во имя любви. А Печорин? В исповеди самому себе перед дуэлью с Грушницким он раскрывает причины своего бездушного отношения к любимым женщинам: "Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, котого любил: я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглащая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться".
Терпит неудачу Печорин и в дружбе. Настоящего друга в романе у него нет. Он поразительно одинок. И даже карьере его нельзя позавидовать.
Лермонтов так и не нашел для него достойного занятия, именно поэтому герой умирает при возвращении из Персии.
Сам Печорин объясняет: " я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть...." Итак, виновато общество. Модно рассуждать, что поколение (какое-либо ни было) - потерянное поколение (не правда ли, кое-что знакомое), которое не смогло найти себе места в жизни. Но ведь и лермонтов из того же поколения. Выходит, одно и то же поколение могло родить одновременно и лишнего человека, и великого поэта?
Многие из нас могут повторить вслед за Печориным: "Стоит ли труда жить? а все живешь из любопытства: ожидаешь чего-то нового....".
М. Ю. Лермонтов. Избранное
4 5

Неожиданно понравилось. Я было уже ожидал от русской классики либо дикую чернуху, либо дикую заумь, либо дикую нудятину… А тут – раз! - и попадаю на очень красивый, лёгкий и глубокий роман. Роман, который безоговорочно и заслуженно является представителем мировой классики.

Всё в романе хорошо. Пейзажи, герои. Структура превосходная: ничего лишнего – стопроцентные попадания, всё по теме. Но самый главный козырь, это, конечно, Печорин. Вся философия романа раскрывается в первую очередь через него. Социальные, моральные, философские вопросы – всё через него.
Дориан Грей, Жорж Дюруа, Жан-Батист Гренуй - вот какие люди приходили мне на ум при знакомстве с Печориным. Бездушность Грея, беспринципность Дюруа, бесчувственность и жестокость Гренуя. Три героя-антигероя, три портрета общества через личности. Три бессмертных образа. Когда они умрут, тогда наступит золотое время во всём мире. Но пока что они есть и они правы. Они все – герои нашего времени вот уже третье столетие! Англия, Франция и Германия есть - теперь вот я вижу что-то похожее и у России. Про соотношение этих героев можно целую диссертацию написать (неплохая, кстати, идея). Так что не буду прям разглагольствовать. Да и лень мне. Скажу лишь одно, самое значимое отличие - это человечность Печорина. Автор ведёт повествование преимущественно от его лица. Может быть поэтому я не могу ненавидеть Печорина так, как ненавижу тех троих. Или может потому, что его размышления, его менталитет мне ближе и роднее.
Все те отрицательные качества антигероев есть у Печорина. Но меня подкупила его понимание, интеллект. Его способность к сочувствию, к анализу. Он будто человек, чуть более лишённый чувств, и поэтому умеющий этими чувствами повелевать. Этим он мне и напомнил Гренуя, повелителя запахов, который сам запаха не имел. Он любит играть на чувствах, но не заходит далеко, в отличие от Дюруа. Он может заставить себя быть черствым и жестоким, но его поступки нанесут раны на его душу. Дориану Грею в этом плане повезло больше – у него души уже не было.
Я не могу назвать Печорина хорошим, или плохим. Он человек. Он самый лучший портрет эпохи и человечества. В личностном плане он перекрыл для меня иностранную троицу. Он не гиперболизирован ни в одну из сторон. Он буквально оголённый представлен на суд читателю. Он отчаянно одинок. Жалко, так жалко что этот человек не нашёл себе друга, или девушку, достойную по силе духа и по интеллекту. Может быть тогда его судьба сложилась бы иначе… Хочется надеяться… Или это только иллюзия, что у Печорина был шанс? Возможно он также обречён, как и троица…

Замечательный роман!

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Знаете, это - первая книга из школьной программы, которую я прочла с реальным удовольствием и интересом!

И вообще, Михаил Лермонтов - мой любимый русский автор. И в стихах и в прозе он великолепен!
Как сейчас помню - мне 15 лет и перед всем классом защищаю Печорина, его мужество и волю, тонкий психологизм. И не надо говорить, мол "А что увидит в этой книге пятнадцатилетний девятиклассник? Помимо того, что «один мужик застрелил другого»?". Да я понимала намного лучше своих родителей ещё в 12 лет! А в 15 - тем более. Если человек умеет читать, любит читать и знает, чего хочет книга от читателя, то он все поймет!

Попрошу не обобщать людей. Школьники тоже бывают разные. И ввели этот роман именно для тех, кто ценит вечное. Я перечитываю его каждый год, в одно и то же время и это стало моей личной доброй традицией, ведь "Герой..." - поистине для всех времен. Как же я люблю чудесные описания природы, чувств, эмоций, которые дарит нас автор!
Я собираюсь стать психологом, и во многом благодаря Печорину. Ведь человеческая душа-потемки в любом случае, и неважно чужая она или твоя. Да, согласна, просто на досуге или на пляже роман читать нельзя. Ведь его язык представляют не только три лица, наведенных в книге - читатель сам поневоле становится свидетелем событий.

Эх, Григорий Александрович, вы стали для меня тайной, которую я разгадываю и не хочу разгадать. Ведь когда разгадаю, стану такой же. Нет, отнюдь не безнравственной персоной, как вас судили некоторые. Просто быть на Вашем месте нелегко. Но каждому приходилось...

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Печорин – школьная любовь. Неужто зло может быть так привлекательно?

Что страсти? — Ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
М.Ю.Лермонтов

Помнится, на стенах нашего кабинета по русскому языку висели портреты великих, и в основном – бородатых, деятелей литературы. Все они выглядели весьма скучно, и браться за их труды, мне - пятнадцатилетней девчонке, совершенно не хотелось. Выделялся из всего хоровода лиц - Лермонтов, будучи самым молодым. Привлекательности его образу добавляла военная форма, делая Михаила Юрьевича в моих глазах романтичным и безумно мужественным. Когда мы по программе добрались до «Героя нашего времени», я знала наперёд, что это именно то произведение, которое я прочитаю до конца; и не в кратком пересказе, как это порой случалось с трудами других, висевших на стенах, писателей.

Сейчас, до того как взяться за эту книгу снова, мне было довольно трудно вспомнить все сюжетные перипетии романа. Помнился в основном главный герой и моя влюблённость в него. В то время Печорин виделся мне невероятно привлекательным мужчиной. Из памяти стёрлось осознание того, что поступки он совершал весьма сомнительные, но осталась особенная притягательность Григория Александровича. И если тогда я влюблялась в «героя нашего времени» неосознанно, то сейчас, перечитав роман ещё раз, я поняла, что же в его характере меня особенно манило и очаровывало.

Начнём с того, что оправдывать неблагородных поступков Печорина я не буду, ровно, как и осуждать. Оправдания бессмысленны, а осуждениями все занимались на уроках литературы под лозунгом «Образ героя соткан из пороков поколения!»
Но неужели зло, действительно, настолько привлекательно, как писала в письме Вера, или есть в Печорине что-то другое, что заставляло чаще биться сердца женщин, встречающихся на его пути?

«Мы расстаемся навеки; однако ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! но в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая; никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым; ни в ком зло не бывает так привлекательно, ничей взор не обещает столько блаженства, никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном.»

«Ни в ком зло не бывает так привлекательно», но не оно секрет притягательности Печорина. Не верю, что дело в нём! Зло прилагается к характеру Григория Александровича, как этакий губительный побочный эффект. Совершенно другие качества привлекали меня, и, смею предположить, героинь романа. Очаровывает он неимоверной внутренней силой, так тонко и точно описанной Верой в письме. Хотя, пресловутого пушкинского правила «чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей» никто не отменял. Более того, к этому правилу Лермонтов добавил парочку своих, говоря что «женщины любят только тех, которых не знают» и что «радости забываются, а печали никогда». Глупо отрицать, что знания этих простых истин помогали Печорину, но и присваивать все лавры им было бы тоже неправильно.

«Грушницкий выбирал одну только княжну, другие кавалеры поминутно её выбирали; это явно был заговор против меня; тем лучше: ей хочется говорить со мной, ей мешают, - ей захочется вдвое более».

Кстати, пока все дружно вешают ярлыки порока на Григория Александровича, на второй план уходит другой «герой», который, на мой взгляд, мельче и ниже по своей природе. Грушницкий, со своими «мутно-нежными» взглядами, детскими обидами и, в конце концов, предательством и явной подлостью в ситуации с дуэлью, ничем ни краше Печорина и печоринского зла. Скорее даже наоборот; несмотря на все отрицательные черты Григория Александровича, он, своим стойким и сильным характером, выделяется на фоне мелкого Грушницкого.

«Грушницкий целый вечер преследовал княжну, танцевал или с нею, или vis-à-vis; он пожирал ее глазами, вздыхал и надоедал ей мольбами и упреками. После третьей кадрили она его уж ненавидела.
- Я этого не ожидал от тебя, - сказал он, подойдя ко мне и взяв меня за руку.
- Чего?
- Ты с нею танцуешь мазурку? - спросил он торжественным голосом. - Она мне призналась...
- Ну, так что ж? А разве это секрет?
- Разумеется... Я должен был этого ожидать от девчонки... от кокетки... Уж я отомщу!
- Пеняй на свою шинель или на свои эполеты, а зачем же обвинять ее? Чем она виновата, что ты ей больше не нравишься?..
- Зачем же подавать надежды?
- Зачем же ты надеялся? Желать и добиваться чего-нибудь - понимаю, а кто ж надеется?»

Печорин – герой противоречий; он страстно жаждет жизни и, в равной степени, считает её бесполезной, обладает твёрдостью характера, но никак не может проявить её в выборе своих целей, рождает тонкие и светлые чувства и хладнокровно рушит созданное, проносясь по чужим судьбам бульдозером, оставляя за собой лишь хаос и страдания. Но как бы там ни было, образ Печорина живёт во мне, завораживая своей загадочной привлекательностью.

P.S. Кстати, совсем недавно я узнала, что существует своего рода приквел «Героя нашего времени». Называется роман «Княгиня Лиговская» и рассказывается в нём о юности Печорина и об истории его любви с Верой. Книга не закончена, обрывается на середине и, к сожалению, не производит особого впечатления. Но если Вам интересно больше узнать о прошлом героя, советую взглянуть.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Лермонтов для меня - особенное имя. Имя-символ, имя-культ. Это восхищение и благоговение перешло еще от мамы, практически впитано с молоком матери.
Свобода и одиночество, поиск себя и вечное разочарование.
Люблю его прозу, люблю его поэмы, люблю его стихи...
Печорин - мой герой с 14 лет, однако чем старше я становлюсь - тем больше боли и сострадания в моей любви к нему.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Каким же был Михаил Юрьевич? "Маскарад" написан им о своем круге общения, ассоциировал ли он себя с кем-нибудь из героев? Все они нервные, с холодным разумом и горячим сердцем.

Эту книгу я купил в магазине при издательстве, расположенном на 7 этаже (лифт не работал) Института психологии на Васильевском острове. Издательство "Речь" продолжает радовать прекрасно изданной классикой.

"Маскарад" - настоящая шекспировская драма, с узнаваемыми элементами - страсти, любовь, ревность, месть. Лермонтов здесь предстает перед нами настоящим обличителем высших классов, выставляя их мелочными, злыми и завистливыми.

Его умение раскрывать психологию персонажей позволяет прочувствовать и Арбенина, и его безымянного недоброжелателя, по сути главного героя произведения, превратившего простую историю ревности в кровавую драму. Нельзя не отметить, что формат пьесы снижает возможности автора насытить текст внутренними монологами, поэтому мастерство Лермонтова особенно заметно.

Мне очень понравились иллюстрации Алексея Рейпольского, они экспрессивны и точны.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
4 5

О чем поэма? Мне кажется не о свободе как благе. Что за свобода от которой умирают на третий день?
Эпиграф : вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. В смысле - чуть-чуть попробовав жизни, умираю.
Вообще, любой тест на знание творчества Лермонтова несложно пройти с высоким показателем, если выбирать из предложенных фрагментов стихотворений темы смерти, могильного покоя, тянущих на дно природных стихий. Про холодный сон преждевременной могилы - значит он.

Я считаю, что поэма эта о неприспособленности затворника к мирской жизни. Об ужасе отсутствия выбора. Об отчаянной попытке изменить жизнь, образ которой жестоко навязан судьбой.

Был ли Мцыри пленником? Монастырь ведь не тюрьма и наставника своего он называет отцом, искренне раскрывая ему душу перед смертью. Что-то подсказывает мне, что если и был он пленником, то не монастыря, а жизненных обстоятельств.

Мог ли поступить иначе? Ну, например, сказать наставнику, что не хочет быть монахом, что хочет быть пастухом, плотником или еще кем-нибудь. Или, решив бежать из монастыря взять с собой еду, хотя бы на первое время. Наверное, мог, если бы подумал. Складывается впечатление, что Мцыри полудикий юноша, живущий инстинктами. Инстинкт вырваться в просторы гор и рек, за стены монастыря, инстинкт сражаться за себя, половой инстинкт. Если следование инстинктам это свобода, то тогда да - герой Мцыри умер от неумения, незнания, неимения средств жить на свободе. Умер без сожаления, жизнь в монастыре была ему ненавистна.

Три дня обитания в дикой природе. Единения с ней. Борьба с барсом. Ведь были же на нее силы! Любование девушкой. Умел бы соблюдать условности - может быть и не пришлось умирать.

Вот и автор не любил условностей. Только автор - избалованный барчук, избегающий их от пресыщенности и хандры, а Мцыри - потому что просто не знал как их соблюдать. Мцыри любил жизнь, хотел жить, исповедь его про жизнь, с которой он не справился, но которой страстно желал. Автор не любил…

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Жизнь есть игра, как говорил Шекспир,
Игра? Нет – маскарад. Надменный и жестокий,
Что оставляет в дураках весь мир,
Запутывает гений сложный и глубокий.

Повсюду маски, танцы, мишура,
И звонкий смех, скрывающий отчаянье.
И в страшный рок превращается судьба,
И лжи дурман вторгается в сознанье.

И невозможно знать: где правда, где обман –
Раскрыть все маски даже умным не под силу.
Уж лучше вовремя уйти, без тяжких больных ран,
Чем преждевременно копать себе могилу.

Ох, бедный Арбенин, ни твой холодный ум,
Ни опыт твой богатый, ни даже нежность к Нине,
Прогнать не смели маскарадный шум,
А, наоборот – лишь все усугубили.

Обманут. Вокруг пальца обведен жестоко,
Отчасти – глупыми шутами, отчасти – самим собой.
И в сердце стало тяжко, одиноко,
И месть вспыхнула в первый черед к той,

Которую любил ты больше всех на свете,
Из-за которой свет весь вдруг стал мил,
Ради которой мог бы умереть ты,
И вдруг которую в итоге сам убил.

Ах, Маскарад, на этом можно было бы закончить:
Благодаря твоим блескам, одна душа мертва,
Другая – опозорена на целый век ничтожный,
А третья постепенно сходит с ума.

Но нет, тебе ведь это мало,
Так что маски вечно будут выражать добро
И искренность, когда насмешки жало
За маской прячется итого.

Шарад твоих не разгадать вовеки,
Да и не надо – кто на это гож?
Ведь сразу же заманишь к себе без маски человека
И быстро тихо воткнешь в спину его нож.

И так Арбенину ты нож воткнул, не слушая мольбы,
А он стоял, лишь слегка впавший в дрожь,
Стоял один, сняв маску, напоследок, со своей судьбы,
И повторяя: «Ошибка… я ошибся… что ж…»

P.S.: Благодарю за внимание, сэр.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5
У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение — только дело в том, что это так.

Как все-таки приятно вновь очутиться на Кавказе. Увидеть Пятигорск и ненадолго заглянуть в Кисловодск. Узреть красоту гор. Я с большим удовольствием читала эту прозу. Тем самым постоянно пыталась растянуть это удовольствие. Спасибо Лермонтову за такие прекрасные описания, хоть их было и немного. Погрузиться в воспоминания всегда приятно. Что касается самой прозы, то я думаю, в каждом из нас есть доля Печорина.
Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» явился читателям в качестве зеркального отражения эпохи и ее «пороков», собирательный образ которых представлен в лице главного героя – Григория Александровича Печорина. Лермонтов рисует крайне неоднозначную личность, в которой гармонично сочетаются такие черты, как необычайная тонкость души, незаурядность личности, необыкновенно острый ум и в то же время, как ни странно, крайний индивидуализм, нездоровое честолюбие, отсутствие душевной простоты и даже «демонизм».
Григорий Александрович Печорин противопоставляет себя, свою собственную возможность управлять жизнью силам судьбы. И именно в этой борьбе раскрывается тема судьбы в романе. Черты характера Печорина обусловливают то, что он категорически отказывается верить в предопределенность событий, происходящих в жизни. Будучи убежденным эгоцентристом, он абсолютно уверен, что сам вершит свою судьбу, планирует собственную жизнь. Одной из проблем, раскрывающихся в рамках темы судьбы, является постоянное своевольное вмешательство Печорина в жизни окружающих его людей. Такое вторжение в частную жизнь является скрытым способом самореализации главного героя.

в главе «Бэла» ценой прихоти Печорина стали не только жизнь «княжеской дочери», но и судьбы многих других героев, таких как Азамат, Казбич, отец Бэлы.

В главе «Максим Максимыч», которая в хронологическом ряду глав стоит последней, мы видим встречу двух старых приятелей, а именно самого Максима Максимыча и Печорина, но, учитывая сдержанность и даже некоторую холодность Григория Александровича, очень сложно охарактеризовать их отношения как дружбу, хотя реакция второго отчетливо дает понять, что человека ближе и роднее для него не существует. И в очередной раз Печорин надламывает чужую жизнь, но в этот раз уже по причине ощущения собственной потерянности, бессмысленности собственного бытия.


Что касается главы «Тамань», то это, пожалуй, самая загадочная часть романа «Герой нашего времени». Когда читаешь эту главу, остается множество вопросов. Но, вспомнив о характерных чертах Печорина, указанных ранее, быстро находишь ответы. Простое эгоистическое любопытство героя впоследствии разрушило «мирный круг честных контрабандистов». В этой главе Печорин впервые признается в том, что в данном случае он сам был во власти судьбы, а не просто действовал под влиянием обстоятельств: «Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

В главе «Княжна Мери» тема судьбы наиболее полно раскрывается в сцене дуэли Печорина и Грушницкого. Главный герой романа идет на схватку не с человеком, а с философско-религиозным убеждением. В данном случае ценой его крайне глупой самоуверенности могла стать его собственная жизнь. Однако стремление к самореализации заставляет Печорина забыть о здравом смысле. В очередной раз пытаясь доказать единоличную власть над своей жизнью, он убивает человека. Но Грушницкий далеко не единственный человек, чью жизнь обрывает Печорин в этой главе. Григорий Александрович также становится демоном для очаровательной Мери, которую герой влюбляет в себя ради самоутверждения.

И, наконец, последняя по счету глава романа, но далеко не последняя по степени важности – «Фаталист». Само название говорит о том, что тема судьбы будет основной для этой части. Центральный образ главы – поручик Вулич – погибает из-за бессмысленной игры со смертью и слепой веры в предопределение. Его смелость граничит с безрассудством, а инстинкт самосохранения, кажется, и вовсе отсутствует. Но и Печорин в этой главе не упускает шанса помериться силами с судьбой, когда врывается в дом, где сидит вооруженный казак-убийца. Итак, несомненно, в романе присутствуют моменты триумфа Печорина над предопределенностью, но победа в поединке героя с судьбой все же остается за вторым участником схватки. И ярким доказательством этого является смерть Григория Александровича Печорина «где-то в Персии».

Но, стоит заметить, стал он таким не сам — таким его сделало общество. В своем дневнике Печорин писал, что в детстве он говорил правду, но ему не верили. И он стал лгать. Он пытался любить весь мир, но над его благородным стремлением смеялись, и он стал этот мир ненавидеть. «Моя бесцветная молодость протекла в борьбе с собой и светом: лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли… Я сделался нравственным калекой…» — пишет Григорий Александрович в своем дневнике.
И достаточно много в наше время таких же людей, как Печорин — умных, амбициозных, но презирающих всевозможные чувства, кроме, разве что, ненависти. И Лермонтов будто в воду глядел, называя свой роман «Герой нашего времени», — ведь в каждом веке, в каждом времени найдется такой вот герой, похожий на Печорина, человек, который все никак не найдет себя.

— ... но зачем же подавать надежды?
— Зачем же ты надеялся? Желать и добиваться чего-нибудь — понимаю, а кто ж надеется?

М. Ю. Лермонтов. Избранное
3 5

Знаете, а ведь не читал я эту книгу в школе. И, думаю, ничего не потерял. Не потерял, потому что не имел обыкновения читать в том возрасте, потому что интеллектуально, да и психологически тоже, не созрел для таких произведений. А вот теперь я сделал это. Прочитал! :)

Подоплекой к прочтению стала беседа с одним приятелем, который очень яростно и жестко высказывался о романе и о Печорине в частности... Суть негодований была в том, что сие произведение следует исключить из школьной программы по причине его (Печорина и романа) аморальности, дурным ситуациям и проч.

Ну что же, пора бы высказаться... Меня роман не поразил, не вызвал ровным счетом никаких эмоций. Кроме гнева. Характер и личность Печорина, героя и нашего времени, настолько знакомы, что, собственно, удивляться нечему! Оглянувшись вокруг, посмотрев по сторонам, найдешь столько этих Печориных, что "мама не горюй"!

Да, внутри Печорин совсем другой, он понимает, что поступает не красиво, не к лицу ему такие поступки, не мужские они! (уж простите за банальности) Он совершенно здраво и по трезвому оценивает все события: отношение к женщинам, отношения с приятелями, окружением... Но, выходя из своей квартиры ведет себя, как паскудина! Именно так!

Я не верю, чтобы в человеке было столько противоречий. Зачем не быть, а казаться? Зачем весь этот пафос? Ведь понимает, паскудина, что возвращается ему все. Ни друзей, ни любимой рядом... Скитается по свету, как не прикаяный... Бессмысленно, гадко, противно от него.
От чего трепещут женщины? От красоты наружней? От размеров кошелька? Я уверен, что эти девушки (женщины) заслуживают именно того, что с ними происходит в романе. Это не любовь. Это либо влюбленность наивная, либо мерзость, диктуемая наружностями, а не внутренними порывами...

Это произведение поведало мне о том, что ни в коем случае, и не при каких обстоятельствах нельзя быть двуличным, мерзким, гадким паскудиной. О том, что все гады однозначно получат по заслугам и не надо питать иллюзий на счет "авось прокатит"! Нет!

Финал абсолютно справедлив! Только вот есть одно "но". И заключается оно в том, что слишком не справедливо закончилась дуэль, друзья! И так заканчиваются многие и многие дуэли в нашей жизни, когда по не понятным причинам их выигрывают паскуды! Видимо кому-то ближе именно они...

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

ДЛя меня эта книга - нечто большее, чем книга. Лермонтов - любимы писатель, а это лучшее его произведение. Мне кажется, прочитав его, понимаешь, что если бы он прожил дольше, то затмил бы свои талантом все и до него, и после.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

СПОЙЛЕРЫ!
Горькая книга. Вызывающая множество неотвязных мыслей и вопросов. Особенно их было много,когда читала "Княжну Мери". А ведь когда мне впервые попал в руки "Герой нашего времени",я чуть не уснула именно над этой частью. Да и остальное в журнале Печорина мне было не слишком интересно. Разве что история Бэлы - такая печальная,стремительная и короткая - привлекла мое внимание еще тогда – в подростковом возрасте. А сейчас я понимаю,что произведение Лермонтова нужно читать вдумчиво, пропуская через себя. Так я прочла его только вчера. Эмоции совершенно разнообразные – от восхищения Печориным (ну да,признаюсь,я могла бы с успехом занять место что княжны Мери,что Бэлы (не дай Господи,впрочем),да и кто не мог бы? Только святые девушки,мне кажется.) до одного-единственного,непрестанно срывающегося с губ вопроса: «Григорий Александрович,почему вы такой козёл?» Да,вот именно козёл. Ну я не знаю,как иначе его назвать,не знаю! Чтобы показать всю гамму моих чувств,рассмотрим случай с Бэлою. Вот Печорин ее «укрощает». Он говорит: «Я нанял нашу духанщицу. Она знает по-татарски,будет ходить за нею и приучит ее к мысли,что она – моя!» Это так возмутительно! Ну разве Бэла вещь,игрушка,лошадь как тот Карагёз,что стал калымом за нее?! Я,понятное дело,киплю от негодования. А вот уже его нету,пропал и Бэла страшно тоскует,думает о всяких несчастьях,что могли произойти с Печориным. А я разделяю ее чувства полностью. Как будто я на ее месте. Читая же последние сцены,видя Григория Александровича у смертного одра Бэлы,я снова ощутила то же,что и эта несчастная девушка – любовь к нему,такую же сильную и отчаянную… Но тут он снова превращается в истукана! И я,захлопывая книгу,громко и внятно произношу: «Козёл!». Такие вот эмоциональные качели. Хотя,я же понимаю,что Бэле пришлось бы очень худо,останься она в живых. Это не подлежит сомнению.
Так же было и с «Княжною Мери»,следовательно, нет нужды утомлять читателя повторами. Мне еще давно врезались в память строчки в конце этой части: «Она была бледна как мрамор,только глаза ее чудесно сверкали:
- Я вас ненавижу… - еле слышно выговорила она. Я поклонился почтительно и вышел.» И вот тут я ощутила себя на месте княжны. Немудрено. Совсем немудрено.
Так я и не решила,как отношусь к Печорину. Ответ на вопрос: «Любить или ненавидеть?» я едва ли найду. А вот роман,похоже,перечитаю еще не раз.

Merci pour votre attention,mes amis!

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Уже не помню, по каким причинам пропустил изучение данного произведения в рамках школьной программы. Но, определенно, это к лучшему. Уверен, что в период детства основной смысл книги просто бы прошел мимо сознания. Слишком далек я был бы в то время, со своей не истощенной еще жаждой жизни, от понимания характера Печорина. Как максимум, занес бы его в типичные отрицательные герои. Но теперь другое время, другой этап развития, и... Печорина я во многом понимаю. Понимаю его цинизм, его душевное опустошение, его скуку, его усталость и тоску от бессмысленности происходящего с ним. Мне нравится, что он не пытается заниматься самообманом, не пытается взглянуть на мир глазами оптимиста, потому что этого нет в нем. Он такой, какой есть. Он не пытается изменить себя или мир, понимая бессмысленность и того и другого. Жизнь для него театр, и ему нравится играть свою, а не чужую роль. Местами Печорина становится реально жалко, ибо все его душевные недуги в данном случае лечатся только одним - пулей в лоб. Может быть, я ошибаюсь, но во время чтения романа не раз возникало четкое ощущение того, что Лермонтов срисовал часть Печорина с себя самого.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Наверное, "Герой нашего времени" - единственное произведение школьной программы, которое я полюбила давно, сразу и прочно. Правда, в школе нам рассказывали, какой Печорин бедный-нещасный, как гнилой царизм и гнилой общественный строй его испортили, а вот если бы он мог делать то, что хотел делать, а не прозябать - тогда он бы огого!
Ага, щаз.
При вдумчиво-взрослом перечитывании, когда обращаешь внимание уже не на знакомый сюжет, а на какие-то мелочи (а я вообще не верю, что в таких тонко продуманных книгах есть мелочи), картина получается ой какая внезапная и интересная. Начиная с предисловия автора - нет, ну какой сарказм, просто поразительная точность, фразы, которые и сейчас приходится вспоминать на каждом шагу...
И Печорин - та еще... личность. И вроде бы тянет его пожалеть (именно от слова "жалкий"), но ведь он сам признается, что любит власть, любит управлять людьми и полностью отдает отчет в своих действия. И когда на службе у него не складывается, то Печорин находит другой способ... Что он там говорил насчет того, мол, видимо, Судьбой мне предназначено способствовать развязке чужих драм? Григорий Александрович, ну чего на судьбу-то перекладывать? Вас же никто не заставлял устраивать с Бэлой и Мери мастер-классы по пик-апу, над беднягой Грушницким никто издеваться не принуждал...
Помню, нам в школе цитаты приводили, где Печорин прям-таки кается, душу свою загубленную, тянущуюся к свету открывает. Но, елки-палки, это же все толстый, неприкрытый рассчет, игра в загадошность и "байронического героя". Тому же Онегину хотя бы хватило совести не морочить Татьяне голову, а этот...
И понятно, понятно, что просто сил здоровому мужчине девать-то некуда. Но - ведь никто не мешал пробовать, искать, не сдаваться. А заполнять пустоту внутри себя, затягивая в нее других людей - это уже никакими "обстоятельствами" не оправдать.
Лишний человек? Как бы не так - герой, ох, герой!..

М. Ю. Лермонтов. Избранное
4 5

Пожалуй, из всей школьной программы я читал только эту книгу. И хочу сказать, что еще тогда я был впечатлен. Это было не скучным морализаторством, не жалким натурализмом, это было положительно романтическое произведение. Красота гор была так сильна, что пробивалась сквозь строки; это было место, где черкесы могут напасть в любой момент, где лошадей загоняют в поле.
Я не понимаю тех, кто осуждает и ненавидит Печорина ровно настолько, насколько я не понимаю всех, кто его любит. Печорин устал от жизни, однако это не значит, что рядом с ним скучно. Многие устают от жизни, впадают в меланхолию, и окружающие говорят, что вот, наконец-то остепенился человек. Но Печорин устав от жизни, требует от нее еще, заранее зная, что разочаруется во всех дарах судьбы. Люди, подобные Печорину обычно жутко притягательны, интересны и легки на подъем. Однако вперед их толкает не жажда жизни и новизны, не интерес и веселье. Если они не остепенились, это не значит, что они избежали цинизма, скуки и презрения к окружающему. Вот также и Печорин: с ним интересно, окружающие его любят и уважают, однако ему нет до этого дела (Вспомните его встречу с М.М.). Его нельзя впускать к себе в сердце, ведь ему до этого не будет никакого дела. Печорин эгоцентричен, высокомерен, но при этом честен и обаятелен.
Книга, безусловно заслуживающая внимания, сплавившая в себе романтизм и цинизм.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

На эту книгу я не возлагала абсолютно никаких надежд. Русская классическая литература мне нравится, от стихов Лермонтова я не в восторге.
И пусть начало книги оправдывало мои ожидания. Ну так, неплохо. То журнал Печорина, а в особенности история про Мери! О! Это что-то с чем то.
Я просто влюбилась в этого героя. Это настолько яркий персонаж. Он веселый, хитрый, интеллигентный.
Книга оставляет приятные эмоции. Она легкая, смешная. Может я чего-то не поняла, но для меня эта книга - просто приятное времяпрепровождение. Наконец-то мы в школе стали проходить реально интересную книгу. Единственный минус - ну очень уж она маленькая.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

"Флэшмоб 2011"

Книгу я нашла у себя на полке . Приготовила, и лежала она у меня с полгода.. Но я все-таки добралась, и ни капли не пожалела. Произведение яркое, красивое, хорошим языком написанное. Повествование захватывает и увлекает за собой, во время чтения я искренне переживала за героев, ругала на всю маршрутку некоторые их поступки и просила у автора хорошей концовки. Маскарад напомнил мне Шекспира, но постараюсь без спойлеров, то есть кратко.) Книга хороша, советую!

М. Ю. Лермонтов. Избранное
4 5

Ещё одно произведение из #списокдистопии покарено!
Не знаю, в курсе, Вы или нет, но я просто ненавидела читать в школе, это пришло ко мне со временем... Данное произведение не попадет на полочку избранное, но всё же оно стоит внимания. Я думаю, Вы наверняка читали эту историю о Господине Печорине... Главный персонаж противоречивая натура, которому завидуют, ненавидят, тянутся и боятся... Очень неоднозначное у меня мнение как о главном герое, так и о самом произведении.
Вроде бы и дал почву для мыслей, но в тоже время во второй раз читать не сяду и не думаю, что со временем изменю своё мнение.
В данном произведении очень четко прописаны все персонажи, они были мне буквально ощутимы, это большой плюс для любого произведения. Хорошо описан быт русских солдат на кавказе, а также природу кавказа, я прямо почувствовала себя в горах.
Очень понравилась первая повесть "Белла", остальные более блёклые по сравнению именно с этой повестью, хотя "Княжна Мэри" ещё сильнее и четче преподносит нам главного героя, а повесть "Фаталист" вообще вынесла мне мозг.

Что-то непонятная у меня какая-то рецензия у меня получилась... читать или нет? Читать! Если Вам не понравится, то это не я Вам советовала.
Если в школе эта книга Вам не понравилась, перечитайте.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Власть несбывшегося. Та самая, которая так волновала Александра Грина.

«Герой нашего времени» - удивительный текст. Я перелистнул последнюю страницу и ощутил настоящий глоток свежести, подобный тому послевкусию, которое осталось от недавно перечитанной «Капитанской дочки» и от «Анны Карениной», но только сильнее и явственнее.

В этом тексте нет ничего лишнего, почти никаких примет времени, за которые обычно цепляется взгляд, никаких пустот и красивостей, только голый психологизм (высочайшей пробы). А какой язык! Да, и тут и там следы мелких мутаций – падежные окончания изменились, глагол поменял управление предлогом, но все это не мешает общей магии внутреннего монолога героя.

В нашей культуре несбывшееся имеет не меньший вес, чем реально произошедшее. Эти вечные «если бы не…», благодаря или вопреки и т.д. Лермонтов – это несбывшееся наше все. Если бы не ранняя смерть, куда бы до него гладкому Пушкину и многословному Толстому.

P.S. Иллюстрации А.З. Иткина шикарны. Я как будто снова побывал на Кавказе.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
4 5

Я немного в шоке от того, что у Лермонтова не читала ни одной книги, оказывается, и честно в упор не помню проходили ли мы "Героя..." в школе. Да и что бы я тогда поняла в школе. Это сейчас в 26 лет я могу сравнить его жизнь со своей взрослой жизнью и понять цену всех этих "любовных переживаний".

Прочитав книгу, внутри ощутила полное опустошение. Сначала меня накрыло волной "И что это я только что прочитала?" Сначала показалось, что это просто некая череда событий свойственная эпохе, отражающая эпоху, ничего не значащая, не интересная, пустая трата времени. Но внутри что-то щемило, были же фразы, были же ситуации, мировоззрение...

Третью книгу подряд меня преследуют этой идеей. А ведь и правда, Печорин - герой, просто это очень сложно понять сразу, это нужно осознать. Постепенно. Человек по статусу своему и положению он заперт в рамках, он вынужден крутиться в определенном кругу людей и, будучи человеком добросовестным, долг перед родиной выполнял. Но вот же этакий конфуз - вся эта окружающая интеллигенция не более чем оболочка, пустые глупые люди, все-то по балам ходят трепаться, интрижки строят, да дуэли подтасовывают. Печорин, конечно же, из любой ситуации выходит победителем, ведь он выше всего этого, на большее способен, а все приходится с глупыми водиться. Так ведь если даже уйти от этой напыщенной показной интеллигенции к простому народу, лучше то не становится. Вокруг все так же глупость да быт, условности да издержки менталитета. И всюду безысходность, хоть вешайся, нет в жизни ни человека стоящего не дела добротного ни цели благородной. И вот стоит Печорин посреди этого глупого беспросветного мира и героически живет, не смотря ни на что. Живет.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
5 5

Читала, параллельно слушая отрывки из спектакля с Олегом Меньшиковым - я не очень хорошо воспринимаю стихи, поэтому, чтобы не рассеивалось внимание, поддерживала текст - звуком, а звук - текстом. И это было удачное решение, потому что порой интонации и эмоции монолога высвечивали для меня какие-то смыслы, которые я пропустила бы в тексте, усиливали восприятие, а на одном из монологов я, кажется, вообще рассыпалась в пепел и возродилась обратно.

Что сказать про саму поэму - даже не знаю, ведь наверняка про нее сказаны миллиарды слов. Такая архетипичная история - демон, любовь, преображающая его, надежда, страсть, смерть, разочарование. В этом весь Лермонтов - с его бушующими страстями, бунтарством, красотой слога. Эта тема отразилась во множестве произведений, написанных после, рассыпалась по свету и остается вечно прекрасной.

М. Ю. Лермонтов. Избранное
4 5

Лермонтов был дьявольски талантлив. И "Маскарад" - очередное подтверждение этому. Настолько жизненно, даже кажется порой, что не про девятнадцатый, а про двадцать первый век написал поэт.

...В тебе одном весь отразился век,
Век нынешний, блестящий, но ничтожный.
Наполнить хочешь жизнь, а бегаешь страстей...



Не маскарад ли вся наша жизнь - безумный маскарад, где истинные лица скрыты под масками, где никто не стесняется выказать свои самые мерзкие и темные порывы; маскарад, на котором можно сойти с ума, как Арбенин, не выдержав фальши и лжи, запутавшись и обманув самого себя.
Тяжело наблюдать за тем, как он подходит к убийству своей жены, хочется крикнуть, прорвать сквозь строчки правду, сказать Арбенину, что его обманули. Но остается только наблюдать за тем, как он и окружающие все больше запутываются.
Очень хотелось бы посмотреть эту пьесу на сцене, очень хотелось бы.