За миллиард лет до конца света

"За миллиард лет до конца света". Книга, положенная в основу гениального фильма А.Сокурова "Дни затмения". Однако повесть братьев Стругацких, по мотивам которой был поставлен фильм, ярко и разительно отличается от него в сюжетном отношении. Не притча - но классическая фантастика, умная, сильная и увлекательная!
Авторы А. Н. Стругацкий, Б. Н. Стругацкий
Издательства Neoclassic, Сталкер, АСТ
Серия Миры братьев Стругацких
Язык русский
Год выпуска 2011
ISBN 978-5-17-050111-3, 966-696-441-4
Переплёт 70x90/32
Количество страниц 256
Код товара 9785170501113
107
Магазин »
Нет в наличии
с 7 июня 2017
Год выпуска: 2011
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.3
За миллиард лет до конца света
5 5

Когда мы – после очередных ли новостей с образовательного фронта, очередного ли дня общения с нынешними абитуриентами, под впечатлением ли от разговоров школьников за соседним столом в кафе – когда мы в сотый раз обсуждали, как будем воспитывать в своих детях разумное, доброе, вечное, кто-то говорил: увезу подальше! кто-то: домашнее образование! Я сидела-сидела и в конце концов сказала, что мои вот дети, пожалуй, будут расти на Стругацких. Может быть, это звучит патетично, но ведь правда: способ действенный, мягкий, не требует предварительного застирывания. Идеальный. В моей вселенной если человек любит АБ – это хороший человек. Мне так кажется. Я в это свято верю.

***

Все Стругацкие – это наше прошлое, будущее и настоящее. Сейчас о последнем: о нашем настоящем настоящем (real present).

«Одно из самых необычных произведений братьев Стругацких» (как написано в аннотации) – «За миллиард лет до конца света» – просто рассказ не о двадцать энном веке, сложных человеческих организациях и космосе, а о нашем несчастном веке двадцатом. Том, что потихоньку доживает себя. В остальном всё классическое прекрасное: отсылка к обыденной действительности, отсылка к серьезному философскому, Выбор Героя. Совершенно очевидный и совершенно невидимый фактически диалог с уважаемым читателем. (Кстати. Может быть, это одна из тех вещей, что создают невыразимую прекрасность АБ, – их уважительное отношение к читателю? Надо подумать об этом.)

Стругацкие снова говорят об одном и обо всём. Простая история: странные события пришлось пережить одному умному научному сотруднику одного советского института; что это – сверхцивилизация следит, чтобы человечество не напридумывало лишнего? теория заговора в действии? или закон сохранения энергии это не только про Е кинетическое и Е потенциальное? И что делать дальше. Но эта простая история наклеена на какой-то бесконечный смысловой фон. Ну или она написана какими-то волшебными переливающимися всеми смыслами чернилами. Тут какие угодно вообще метафоры придумывай, суть не меняется: очередная книга – и очередной учебник жизни и руководство «Как стать Человеком». И всё так ненавязчиво.

Так вот настоящее настоящее. За миллиард лет до конца света – это сейчас. Это ведь мы: я, ты. Хотя слишком часто кажется, что этот, у Стругацких, мир – лучший, параллельный, в нём люди чувствуют, думают, говорят и вообще живут по-другому (нет ужаса и пошлости), но я знаю, это не так. Свято в это верю. Малянов – «инженер на сотню рублей», у него есть жена, сын и кот, и друзья; он наш, наш! Из соседнего подъезда! Работает в моём университете. Мы иногда встречаемся в магазине вечером. Свято в это верю – «иначе жить, наверное, было б незачем».


***
На самом-то деле раз от раза о Мастерах в целом и о Стругацих в частности я говорю одно и то же: что великая литература – это мы и это наше всё. Раз от раза сумбурно публикую какие-то просто размышления на тему. Раз от раза я просто ПРИЗНАЮСЬ В ЛЮБВИ, но что делать – я во всё это свято верю :)

За миллиард лет до конца света
5 5

Я тут только немного скажу, потому что писать отзывы на Стругацких — выше моих сил. А уж "За миллиард лет до конца света" вообще у меня в любимых, хотя, казалось бы, с другими мои любимыми стругацкерскими вещами имеет не так много общего ("Трудно быть богом", "Понедельник начинается в субботу", "Улитка на склоне", "Обитаемый остров" — экшен налицо).

А знаете, почему именно мне так нравится "За миллиард лет до конца света"? Потому что он лишний раз напоминает, что фантастика, прежде всего, не в тексте, не в движении, не в экшене — а у нас в голове. Для этой повести мы даже придумали (хотя чёрт его знает, может и до нас употребляли) термин "герметичная НФ". В герметичной научной фантастике всё действие разворачивается даже не в пределах одной комнаты, а в пределах одной головы, одного сознания. А вот до чего оно доразворачивается — покажет время.

А ещё эта повесть радует меня близостью к читателю. Конечно, это не значит, что у меня каждый второй знакомый тянет на потенциального обладателя Нобелевской премии в какой-нибудь области наук, но ситуации из произведения очень легко на себя примерить и ужаснуться. Кто из нас не восклицал хотя бы однажды: "Весь мир против меня ополчился!" или "Да что же это за невезуха и совпадения дурацкие, как назло?!" У героев "Миллиарда..." есть для паранойи весомые причины, но ведь это всё так... Обыденно. Понятно. Жутко до дрожи. А самое страшное, что действительно неясно, в чём причина. Тут спойлер: понятно так и не станет. И в этом особенная прелесть. Это всё может быть просто обыкновенным нёхом, или одна из версии главных героев окажется правильной, или всё на саомм деле ещё хуже, а может... А может вообще ничего общего ни с одной из версий, которые смогли придумать мы, читатели, и они, авторы. Тут уже приходится подключаться к тексту самому, упорно махать киркой и трудиться вместе со Стругацкими, морща лоб в поисках правды. И хотя ты заведомо её не найдёшь, попытаться всё же надо.

Удивительно, как в "кухонном" антураже показаны вдруг великие проблемы Вселенной и бытия вообще. А может, только так и надо, потому что всё в этом мире относительно.

А под обложкой дешёвенького разваливающего издания с безвкусной картинкой — автограф Бориса Натановича. И думаю я, что правильно Павел дал подписать ему именно это произведение. Потому что оно делает всё ближе. В том числе и автора к читателю, выдуманный мир к настоящему, а космический масштаб равняет с бытовым. Всё едино в своём хаосе.

За миллиард лет до конца света
5 5

«За миллиард лет до конца света» - одно из самых сильных, на мой взгляд, произведений, написанных АБС. Как по идее, так и по блестящему воплощению.
***
Все наблюдаемые нами существа имеют инстинкт самосохранения. Иными словами, они стремятся выжить любой ценой, изменяясь и приспосабливаясь казалось бы к невозможным условиям и ситуациям. АБС продолжили логическую цепочку, предположив, что инстинктом самосохранения обладает сама Вселенная.

Вечеровский вводил понятие Гомеостатического Мироздания (он употреблял именно это архаическое и поэтическое слово). «Мироздание сохраняет свою структуру» - это была его основная аксиома. По его словам, законы сохранения энергии и материи вообще были частными проявлениями закона сохранения структуры. Закон неубывания энтропии противоречит гомеостазису мироздания и поэтому является законом частичным, а не всеобщим. Дополнительным по отношению к этому закону является закон непрерывного воспроизводства разума. Сочетание и противоборство этих двух частичных законов и обеспечивает всеобщий закон сохранения структуры…
Поэтому сама суть Гомеостаза Мироздания состоит в поддержании равновесия между возрастанием энтропии и развитием разума…. Мироздание защищается.


(Небольшое пояснение. Речь идет о втором законе термодинамики, запрещающем создание вечного двигателя. В оригинале он звучит примерно так – все процессы протекают с увеличением или сохранением энтропии. А, если учесть, что энтропия – это мера упорядоченности, то в переводе на общечеловеческий получаем следующее: все процессы ведут к увеличению уровня хаоса, всё старается слиться с окружающей средой. Впрочем, это касается только замкнутых систем.
А вот разум, наоборот, снижает уровень энтропии, стремится всё упорядочить. Вот и получается, что мироздание «пытается» найти точку равновесия, чтобы не скатиться в хаос, и не стать слишком упорядоченным).
***
На этом научный экскурс можно закончить. Школьного курса физики и приведенного выше объяснения вполне достаточно, чтобы в полной мере разобраться в происходящем. :)
Возвращаемся к событиям «за миллиард лет до конца света». Я уже рецензировал А.Турчина, в которой он описывает возможные сценарии гибели человечества. И большая часть из них связана с деятельностью самого человека. Несовершенный разум, доставшийся нам от далеких предков, несет в себе изрядный потенциал самоуничтожения, и большая часть нашего эволюционного развития определялась сдерживанием этого пагубного стремления.
Ну а если усилий человечества недостаточно? Тогда приходится вмешиваться Мирозданию, которое не может допустить нарушения равновесия.
В повести АБС ученые, ведущие исследования в далеко отстоящих друг от друга областях – физике, математике звездного пространства, генной инженерии и истории, вдруг ощущают на себе мощное давление, побуждающее их прекратить свои изыскания. И прессинг достигает такой степени, что один из них предпочитает застрелиться, а другие – отдать свои работы, упомянутому в цитате Филиппу Павловичу Вечеровскому. Именно он один решается вступить в схватку с неизвестным, чтобы изучать закономерности и найти способ управления этой силой.
***

За миллиард лет до конца света
5 5

О произведении:
Убили меня Стругацкие! Покорили и удивили! С какой стороны не взглянь, а это такая фирменная дуля всем своим коллегам, что в моих глазах только звёздочки восхищения сияют!
Чистая научная фантастика! Сразу хочется сказать — велика вероятность, что она вам не понравится. Ведь тут нет — космических кораблей, пришельцев, супер героев, магии, пафоса и разнообразной движухи. А что же тут есть тогда?, наверное захотите спросить, а то мыльный пузырь какой-то без всего этого получается. А вот и нет, есть - Идейность. Просто квартира, просто разговоры — но за всем этим такая мощь кроется, такое понимание, внимание и размышление! Чувства сменяют друг друга, разум лихорадочно ищет выход, ищет понимания, осознания... но куда уж там...
Для начала — авторы тут настолько вкусно и ярко быт героев описали. Что да — я там был, я всё это видел, трогал, нюхал, ощущал. Оно всё живое, настоящее! Более того — родное!
А уж сама задумка — сильная, достойная мэтров старой школы. Это и о том что до нас, и о том что после нас, и конечно о нас сейчас. Расплывчато? Отнюдь, это просто я тут в своей писанине не вывел общего знаменателя, да и не хочу, если честно. Как можно?..
Такой вот выбор, как здесь, жуткий выбор между потолком и полом, между опасностью и гарантией, всегда делали и всегда будут делать. Но всё ещё остаётся надежда что человеческий мозг — не просто орган круглой формы, вроде кочана капусты, что он способен на запределье... Разум, учёные, развитие, человечество, смелость и трусость, двадцатый век, многое другое — всё на страницах этого аскетичного, минималистского, пунктирного произведения. Будто зацепили авторы, мельком, ничего вроде и не было, быт он и есть быт... Но должен признать, что это даже какой-то такой запрещённый приём, тяжёлый удар, с кастетом — когда идейная фантастика бьёт только знакомым чем-то, только настоящим, только реальным. Будто стул из под читателя выбивает. Но так и надо, вот честно! Мне лично, очень понравилось! Для разума и для души — хорошо и на долго.

Немного слов о заявленной экранизации:
Дни затмения. Режиссёр: Александр Сокуров. Год выпуска: 1988.
Это не экранизация. В фильме сделано пара кивков к книге, не более того. На этом всё сходство заканчивается. А жаль...
Сам же фильм представляет из себя очень спорное и «на любителя» произведение искусства. Очень авторское, очень личное. Это своеобразная медитация, без особо смысла и о бессмыслии. Если что-то тут и заложено, то автор постарался спрятать это от зрителя как от врагов. Остались лишь жара и песок, а в них очень тяжёлое, монотонное видео-повествование. Под очень красивую и очень разную музыку, очень искусно, с очень общими, растекающимися словами, без особого сюжета или стержня.
Фильм произвёл впечатление жаркого песка — смотреть его очень тяжело, но своим изобразительным мастерством он таки цепляет. Однако не посоветую никому. Слишком уж он «в себе» и слишком сложен. Слишком зыбуч и тягуч. Жарит тем что проступает сквозь его размытость...

За миллиард лет до конца света
5 5

- Это зависимость плотности от расстояния до звезды.
- Нет! Это кривая роста преступности в нашем районе за последний квартал.


Только-только прочитав эту книгу, я начала перечитывать её снова. Такое со мной в первый раз. Темы, затронутые в книге, оказались очень близки мне.
Подобно главным героям, я решила посвятить свою жизнь науке. Стоп-стоп-стоп, давайте не будем сейчас обсуждать причины этого явления, лучше поговорим о следствиях.
Надеюсь, что одним из итогов моей жизни станет большой и достаточной фундаментальный научный труд. Для меня это будет повод для гордости. Для науки - шаг вперёд (Вы ведь верите, что я не балбес?). А какое значение моя работа будет иметь для Вселенной?
- Никакое, - скажете Вы, и с вероятностью 99,(9)% будете правы.
А вдруг все мы живем за миллиард лет до конца света, и каждое научное открытие приближает нас к чему-то, чего я не знаю... Я вообще много чего не знаю. Не знаю даже, понравится ли Вам эта книга, но тем не менее, советую Вам её прочитать

P.S. Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой. Сократ

За миллиард лет до конца света
4 5

У меня последнее время какой-то страшный lack of words. Не могу заставить себя ничего написать, прокомментировать, отрецензировать - даже просто сказать, если не спрашивали. Эта книга, пожалуй, погрузила меня в мою пропасть еще глубже.
Стругацкие - они такие. Скорее мыслишь эмоциями, а не словами - и до, и во время, и после прочтения. Передать их, я, к сожалению, не в состоянии. Как будто идешь домой.

За миллиард лет до конца света
4 5

Повесть начинается как анекдот. Творится непонятная и веселая чехарда. На память приходит Шурик из "Ивана Васильевича" и его сакраментальное

Когда вы говорите, Иван Васильевич, впечатление такое, что вы бредите.


Но постепенно тучи сгущаются и недоразумения перестают быть забавными. Складывается нерадостная картина: кто-то или что-то старается всеми силами помешать талантливому ученому завершить важную научную работу и, как вскоре выясняется, не ему одному. Еще несколько специалистов в разных областях науки, стоящих на пороге грандиозных открытий, оказываются втянутыми в череду странных и тревожных событий.

Собравшись вместе они ищут ответ на вопрос - кто их атакует? Кто тот враг, который не жалея сил и ресурсов старается их остановить? Пришельцы, древний орден, сама Природа? И только один из ученых, то ли самый мудрый из них, то ли самый безрассудный, формулирует вопрос иначе: "КАК жить дальше, когда каждая мелочь на твоем пути стремиться затормозить или вовсе остановить тебя, когда любой твой шаг оказывается под немыслимым давлением, когда само мироздание восстает против тебя защищая сложившийся порядок вещей? Как остаться верным своим идеалам?"

Он один продолжит борьбу когда все остальные сдадутся по разным причинам, каждый при своих обстоятельствах, и отступят. Может секрет такой стойкости в полезной привычке?

Когда мне плохо, я работаю. Когда у меня неприятности, когда у меня жажда, когда мне скучно жить, - я сажусь работать. Наверное, существуют другие рецепты, но я их не знаю. Или они мне не помогают.

Каждый из героев повести делает свой выбор между возможностью продолжить исследования вопреки препятствиям, давлению, неудачам и спокойной жизнью, оплаченной отказом от своих убеждений. Кто из них прав и прав ли хоть кто-то покажет жизнь и миллиард лет до конца света.

За миллиард лет до конца света
5 5

"Глянуть смерти в лицо сами мы не могли, нам глаза завязали и к ней привели..."

Если знакомство с новым автором пришлось не по душе, чтобы снять оскомину, нужно пообщаться со знакомыми, родными по духу, любимыми, например, со Стругацкими. Стругацкие для меня - это в первую очередь мыслители, философы, а фантастика - это приятное фоновое оформление.

"- Превосходно. Это я не о твоем анекдоте. Это я о кофе."

После "Зеленого шатра" о давлении тоталитарного режима, попадается мне эта повесть и она неожиданно для меня оказалась о том же! Только упор в этой книге не на природу давления. Понятно то, что эта давящая сила гораздо больше обычной, человеческой и идти на войну с ней лоб в лоб бессмысленно, как на танк с голыми руками. Фантастическая подоплека книги позволяет сделать тему размышлений шире - под давлением можно понимать не только тоталитарный режим, а любое давление. Если человек деятелен, он непременно будет открывать что-то новое, что повлечет к изменению образа мыслей - образа жизни. А все, что стремиться к статичности (окружающее общество, семья, и твоя собственная человеческая природа, в общем вселенная) будет сопротивляться этому и оказывать ответное давление.

" Слишком человеческое, следовательно - животное. Не от разума. От неразумения. "

Упор книги ставится на моделях поведения человека под этим давлением. И вариантов не так и много:

1. Отказаться от бытия - застрелится как Снеговой.

2. Пойти на сделку как Вайнгартен. Найти компромисс, уступить в главном и получить что-то взамен.

"Живой пес лучше мертвого льва. "

3. Сдаться как Глухов. Выбрать статичность.

"Пей чаек, смотри телевизор... Небо ведь не для того, чтобы подглядывать. Небо ведь - оно чтобы любоваться.
...
Жить надо, любить надо, природу ощущать надо - ощущать, а не ковыряться в ней!"

Этот путь, казалось, очень простой и в чем-то правильный - с танками шуточки плохи. Но это не приносит счастья Глухову. Здесь есть просто сногсшибательное наблюдение: человек думает, что он сам с собой всегда договориться, а оказывается, что это сложнее всего сделать.

" Я все думаю... вот такие, как мы, - что это такое? ...атавизм, троглодиты? Почему мы так мучаемся?"

Сюда же можно отнести и Губаря, он поступает как большинство, это его оправдание и успокоение.

4. Герой Вечеровский.

"Когда мне плохо, я работаю, - сказал он. - Когда у меня неприятности, когда у меня хандра, когда мне скучно жить, я сажусь работать."

Постоянный, целостный, невероятно умный человечище. На него тоже наезжают танки, но он поднимается и работает дальше. Он делает все то, от чего отказались другие. Глухов считает его роботом. Малянов - героем.

5. Главный герой Малянов на протяжении всей повести решает что выбрать из вышеперечисленного. Но его ситуация осложнена тем, что он под удар ставит не только себя, но и горячо любимую жену и ребенка. В этом моменте Стругацкие не стали рассуждать. Почему-то считается, что в данном случае ответ очевиден - приоритет ставится на статичной жизни ребенка.

"Пока речь идет об абстракциях - он силен, а вот как жизнь-матушка подопрет... "

Но я слышала другую точку зрения: Почему человек думает, что жизнь его ребенка важнее его собственной? Перед Богом, перед вселенной жизнь родителя и жизнь ребенка одинаково важны. И когда ребенок повзрослеет перед ним станут те же вопросы как и перед его родителем. А если родитель для любимого чада выбрал статичность, значит он на самом деле думает, что это лучшее из предложенного.

Цитата на закуску:
" Не о том вам надо думать, каким именно прессом вас давят, а о том, как вести себя под давлением. А думать об этом - гораздо сложнее, чем фантазировать насчет царя Ашоки, потому что отныне каждый из вас - ОДИН. Никто вам не поможет. Никто вам ничего не посоветует. Никто за вас ничего не решит. Ни академики, ни правительство, ни даже все прогрессивное человечество..."

За миллиард лет до конца света
5 5

Глубоко. Напряженно. Всеобъемлюще. Бесподобно!
Поначалу настроилась читать-то в духе булгаковского "Ивана Васильевича". К этому располагал свой в доску язык авторов и ироничная иллюстрация бытовухи ученого-астрофизика Малянова, жена которого укатила отдыхать в Одессу, оставив его наедине с котом:

Он вытащил Калямову кастрюлю и заглянул в нее — были там какие-то волокна, немного желе и прилипший к стенке рыбий плавник. А в холодильнике, можно сказать, и того не было. Стояла пустая коробочка из-под плавленого сыра «Янтарь», страшненькая бутылка с остатками кефира и винная бутылка с холодным чаем для питья. В отделении для овощей среди луковой шелухи доживал свой век сморщенный полукочанчик капусты с кулак величиной да угасала в пренебрежении одинокая проросшая картофелина.


Но не все так просто! На Малянова в одночасье обрушивается вереница странностей – начиная от неожиданного приезда незнакомой красотки, и заканчивая тем, что его подозревают в убийстве собственного соседа. К тому же с его коллегами тоже начинают происходить необясънимые и опасные вещи. Все это неспроста. Ведь они работают над чем-то таким, что может привести к необратимым последствиям через миллиард лет! И тут ученым предстоит сделать сложный выбор, возможно, самый важный в их жизни...

Повесть, в которой нет неправых, но в которой есть мораль. Повесть о противостоянии человека и Вселенной, человека и его пороков…
Повесть, после которой, мне стало стыдно, что я раньше не читала Стругацких. Добиралась до них не один год, и вот наконец добралась (хоть и окольными путями), и чувствую "общение" наше будет продолжительным и приятным.

9 из 10

За миллиард лет до конца света
5 5

Какое приятное удивление! Произведение превзошло мои ожидания! Книга вполне может претендовать на титул главное открытие первого квартала года.
Обо всём по порядку. Первые 2 встречи со Стругацкими прошли у меня туго. Ни Понедельник начинается в субботу, ни Трудно быть Богом, я до конца не понял. Прошу заметить, я не говорю, что эти произведения плохи, просто я не дружу с фантастикой и моему мозгу сложно её переваривать. Долгое время думал, что больше не вернусь к творчеству знаменитых братьев, но восторженные отзывы двух глубоко уважаемых людей заставили меня обратить внимание на эту маленькую, но очень содержательную повесть.
Далее позволю себе немного плагиата. Как писал в своей рецензии на эту книгу :

велика вероятность, что она вам не понравится. Ведь тут нет — космических кораблей, пришельцев, супер героев, магии, пафоса и разнообразной движухи. А что же тут есть тогда?, наверное захотите спросить, а то мыльный пузырь какой-то без всего этого получается. А вот и нет, есть - Идейность. Просто квартира, просто разговоры — но за всем этим такая мощь кроется, такое понимание, внимание и размышление!


А я вот скажу, что именно отсутствие этого вычурного антуража мне и понравилось здесь больше всего. Повесть заставляет думать, держит в напряжении и не позволяет отвлекаться от повествования. Написано очень легко и увлекательно. Мне хотелось оставаться с героями побольше, специально не стал в субботу дочитывать последние 50 страниц, очень уж хотелось провести лишнюю ночку в ожидании развязки . Должен сказать, что я не увидел в произведении множества литературных, исторических и метафизических аллюзий, о которых говорится в аннотации. Видимо, у меня для этого кишка тонка:) Однако атмосфера книги меня просто потрясла. Постепенно накаляющаяся, словно жара, установившаяся в Ленинграде во время описываемых событий. Разные таинственно –мистические штучки, загадочные персонажи, появляющиеся из ниоткуда и исчезающие в никуда. Всё это разжигало интерес к книге с каждой главой, если не сказать, что с каждой страницей. А простота стиля позволяла передвигаться по произведению с солидной скоростью.

И всё же, несмотря на быстрый темп чтения, иногда приходилось тормозить, чтобы подумать над философскими вопросами, поднимаемыми в книге: проблема выбора человеком своего пути, определение того, как далеко может зайти ученый в попытках изменить природу и постичь неизведанное. Тема исследовательских мук ученых показана просто великолепно. Каждый герой со своими тараканами в голове, особенностями мышления и темперамента, каждого интересно слушать и за каждым любопытно наблюдать, рисуя в воображении его образ.

Ну и, конечно, тема семейных отношений представляет огромный интерес. На какие жертвы способен пойти человек, для которого его научная деятельность была смыслом жизни, ради того, чтобы его жена и сын были в безопасности? Как поведет себя жена, узнав о нависшей над заигравшимся с неизведанными явлениями мужем? Возможны разные варианты. Читаете книгу, и узнаете, как именно поступят герои.

Ещё немного о финале. Интрига выдержана до самого конца. Более того, последняя сцена может наталкивать на противоречивые размышления о дальнейших судьбах героев. На завершающих аккордах произведения мы видим двух, безусловно, талантливых ученых, выбравших противоположные стратегии поведения после того давления, которое на них оказало сверхъестественное нечто. Кто из них прав, кто из них победил, а кто проиграл? На эти вопросы никогда не будет однозначного ответа. Ведь у каждого своя правда. Так что читайте и делайте собственные выводы. Что касается меня, то я на стороне главного героя, пусть это и звучит не оригинально. Ведь мы всё равно не знаем, что ждет нас после смерти, поэтому лучше жить спокойно на этой земле, чем подвергать себя риску, возлагая жизнь на алтарь науки ради того, чтобы оставить след в истории человечества. Ведь грядущие поколения могут и не оценить подобных стараний.

Спасибо Стругацким, что наконец-то смогли увлечь меня. Знакомство с их творчеством обязательно продолжу. На очереди Пикник на Обочине. Если дело пойдет, то следующим станет более объемный Обитаемый остров.
Всем спасибо за внимание!
9/10

За миллиард лет до конца света
4 5

На этот раз Стругацкие не уносят нас в глубины космоса, действие происходит в обычной городской квартире. Начало романа даже натолкнуло меня на еще одну попытку смешать детектив и фантастику как и в Отеле, но все оказалось не так просто и прямолинейно. У всей чехарды событий, вроде, и рядовых, и довольно реальных (ну, убили соседа, вещь редкая, но не фантастическая, или там, подруга жены в гости приехала), хотя и совершенно неожиданных и нелепых, находится невероятная разгадка: работа. И пара приятелей-знакомых, пришедших в гости, это тоже не просто собутыльники, а думающие люди, находящиеся на пути к какому-нибудь открытию, каждый в своей области. Вот только открытие это сейчас совсем неугодно. Кому? На этот раз обойдемся без органов госбезопасности, берите выше. Неугодно самому Космосу, Природе, Мирозданию или же зловредным инопланетянам, стремящимся не дать планете продвинуться в развитии. К чему приведет упорство в разработке своей темы? К прорыву или краху Вселенной? Это еще неизвестно, однако какая судьба ожидает самих первооткрывателей примерно понятно. На кого-то насылают головные боли, кому-то угрожают женой и детьми, к кому-то применяют физические меры воздействия. И почти все отступают, а как тут не отступишь перед такими угрозами? Они ученые, но не герои, у каждого своя семья, свой уютный быт, своя жизнь. Но не все, а только почти. Всегда найдется один безумец, готовый рискнуть всем ради пока неизвестно чего, ради возможности, ради движения вперед. Дойдет он до своей цели или будет перемолот, это неизвестно, да и не в этом суть. Просто он из тех единиц, которые на это способны.

За миллиард лет до конца света
5 5
- Как же так - нет врага? - сказал я наконец. - Кому-то ведь это понадобилось!
- А кому понадобилось, - с этакой ленцой произнес Вечеровский, - чтобы вблизи поверхности Земли камень падал с ускорением в девять и восемьдесят один?
- Не понимаю, - сказал я.
- Но ведь он падает именно так?
- Да...
- И сверхцивилизацию ты сюда не притягиваешь за уши? Чтобы объяснить этот факт...
- Подожди... При чем здесь...
- Кому же все-таки понадобилось, чтобы камень падал именно с таким ускорением? Кому?

Жил себе, жил астрофизик Малянов - любимая семья, интересная работа, хорошие друзья - и отнюдь не считал себя каким-то избранным. Счастливый человек, довольный жизнью, ни разу ни бунтарь, ни первопроходец, ни авантюрист. И, являя ужасающий контраст, в эту уютную, обыденную жизнь входит Нечто. Упорядоченное существование превращается в зыбучие пески - и это еще мягко сказано. И страшно даже не то, что происходит - в ситуации Малянова непонятно, действительно ли что-то происходит, или это череда случайностей, или он повредился в уме...

Но странность человеческого мышления проявляется и здесь. Конечно, непросто принять такое. И, вместо того, чтобы подумать, как теперь изменится жизнь, герои все пытаются объяснить себе происходящее. Идентифицировать враждебную силу мало-мальски привычными понятиями. А зачем? Потому ли, что человеку необходимо верить, что противник - мыслящее существо, с которым хоть как-то можно договориться? Или же они просто страшатся взглянуть в лицо Выбору, который предстоит сделать?

Не существует на Земле неуязвимых личностей, на каждого можно "надавить" - надо лишь знать слабые точки. Их нет только у полностью отчаявшихся, потерявших все... А наши герои не таковы - они обычные люди, такие как мы с вами, им есть, что терять. Ах, насколько легче было бы Малянову, если бы кто-нибудь сделал выбор за него! И не пришлось бы всю оставшуюся жизнь делить на "до" и "после"...

Конечно, останется у меня Ирка, и Бобка будет жив-здоров, но он уже никогда не вырастет таким, каким бы я хотел его вырастить. Потому, что теперь у меня не будет права хотеть.
За миллиард лет до конца света
4 5

Это написанный стиле фантастического фарса рассказ-размышление о том, как порою кажется, что всё вокруг против тебя и не дает тебе работать/самореализовываться, о том, что бросать дело всей своей жизни - это конечно не достойно человека, но порою обстоятельства так сильно давят, что иной выход не очевиден... Это рассказ, о том, что человека, творящего что-то новое в этом мире всегда будут отвлекать, не давать работать, мешать, ему будет не хватать времени, смелости, душевных сил и т.п. Но такова жизнь - говорят братья-ученые, - или ты идешь к своей цели, превозмогая всех и вся, или ты, отступая, поворачиваешь назад и будут до конца жизни тянуться перед тобой "глухие кривые окольные тропы"...

За миллиард лет до конца света
5 5

Подавляющее большинство читателей знакомится с творчеством Стругацких, будучи старшеклассниками и студентами. Не стал исключением и я.

"За миллиард лет до конца света" - одно из наиболее полюбившихся произведений, наряду с "Понедельником...", "Трудно быть богом", "Пикником на обочине", "Отягощенными злом". И, разумеется, будучи тинейджером, я буквально кипел от негодования при одной мысли о том, что кто-то (или что-то, не важно) посмел встать на пути прогресса. Восхищался подвижничеством Вечеровского, презирал Глухова и Вайнгартена, нехотя и с оттенком горечи искал оправдания для Малянова...

А потом повзрослел, поумнел, задумался. И осознал - много лет спустя после первого прочтения - что далеко не все в жизни столь линейно и однозначно. Да и мысли все больше не слишком веселые :(

Человек - единственное энергоизбыточное существо на планете, которое эту планету преобразовывает. С природой он обходится самыми разными способами, включая откровенно варварские. И природа вынуждена защищаться от попыток проникнуть в ее тайны - эти попытки зачастую напоминают поломку игрушек детьми, которым хочется посмотреть, что у игрушки внутри. Собственно, все описанные у Стругацких странные люди, обстоятельства и события - от коллекции старинных монет для Вайнгартена до приезда подруги жены Малянова - и есть конкретные технические средства этой самой защиты. Эти помехи героям создает не злой и изощренный разум врага - сама жизнь.

Самое грустное, что защищаться природе приходится ОТ НАС. Не от злодеев, маньяков, террористов, фашистов и прочей швали, а от самых обычных, мирных, образованных, социально активных и добросовестно работающих людей. В том числе лично от меня, который это пишет, и лично от Вас, читающих эту рецензию. И от разных пытливых ученых а-ля Малянов и Вечеровский, слишком близко подобравшихся к постижению тайн жизни.

Представим себе, что маньяков, террористов, фашистов и прочей швали на свете нет. Нет даже тупой и равнодушной ко всему массы. Все умные, энергичные, деятельные, все активно и интенсивно работают. И что тогда? А тогда, весьма возможно, все эти деятельные люди насовершают кучу всяческих открытий, выкачают из планеты все ресурсы и используют их на благо общества. Каковое благо запросто может оказаться прямо противоположно потребностям природы. Усилится эксплуатация планеты - и планета в какой-то момент просто перестанет быть. Становится очень не по себе при мысли о том, что ты - существо, по сути своей враждебное миру, в котором живешь...

Поэтому отношение к персонажам "За миллиард лет до конца света" и поднятым в этой книге у меня весьма сложное. С одной стороны, не хочется быть врагом природы, с другой - невозможно перестать думать и чувствовать, как человек, если ты родился на свет именно человеком.

Стругацкие ставят вопросы, однозначных ответов на которые нет и быть не может. Кто прав, как лучше - А ДЛЯ КОГО/ЧЕГО, СОБСТВЕННО, ЛУЧШЕ? Если для прогрессорства, то, конечно, лучше Вечеровский. С точки зрения общепринятых гуманистических ценностей - Малянов. Если же наступить на горло антропоцентризму и мыслить отстраненно, то Вайнгартен, Глухов и Снеговой - при всей несхожести их характеров и судеб они одинаково успешно нейтрализованы. Наверное, где-то между ними всеми есть некая тонкая грань - настолько тонкая, что нащупать ее не удается почти никому...

Книга - прекрасна. Из тех, которые нужно читать и в разном возрасте перечитывать, обдумывая поставленные проблемы с точки зрения имеющегося жизненного опыта, который есть величина постоянно изменяющаяся.

И последнее. Всем, кто любит "За миллиард лет до конца света", я хотел бы посоветовать еще одну книгу - . Иной жанр, но сходная проблематика.

За миллиард лет до конца света
4 5

С почти-не-фантастическими произведениями Стругацких у меня сложные взаимоотношения: я слишком логична, чтобы без вопросов списывать странности на пришельцев, и на каждое «ааа, это марсиане!» обычно нахожу как минимум одно вполне адекватное объяснение. Так что при чтении почти-не-фантастических произведений мне каждый раз приходится изо всех сил сражаться с самой собой, чтобы не гундеть под нос «это не логично» и получать наслаждение от процесса чтения. «За миллиард лет до конца света» как раз из таких случаев, так что впечатления у меня поделились на две части:

Нелогичная часть
Она же очень и очень грустная и не справедливая. В Star Trek TOS есть одна серия – «Город на краю вечности» - которую я практически ненавижу: там Кирку и Споку надо решить, спасти жизнь одной девушке или нет, при условии, что ее смерть восстановит исходный исторический хроноряд, а жизнь приведет к большим проблемам для человечества. Собственно, злит меня именно эта проблема выбора: можно изменить любой момент в истории, не знаю, выкрасть важную бумажку и спасти кучу жизней, или там колесо машины проколоть, чтобы ее водитель куда-то не успел, но убить человека, даже всего одного, для блага остальных? Разве это правильно? По какому праву кто-то может вот так решать, жить человеку или умирать? И ладно у Кирка и Спока ограничен временной промежуток для действий, у сверхцивилизации из «За миллиард лет до конца света» таких проблем наверняка нет, так зачем же заставлять страдать безвинных ученых, которые всего лишь хотели улучшить жизнь людей? Тем более, зачем в это впутывать их родных и близких? Свинство же самое настоящее! И неужели никаким иным способом нельзя оградить мир от конца света, если все действительно ведет к тому, тем более, что теперь не свершившиеся открытия не смогут принести не только вред, но и никакой пользы. Надо этой сверхцивилизации стартрековский ребут посмотреть - узнали бы, что безвыходных ситуаций не бывает.

Логичная часть
Сверхцивилизация? Ну-ну. А может, кто-то попросту допился до зеленых чертей инопланетян в глазах?

За миллиард лет до конца света
4 5

неподражаемые=)
нет легких вопросов и ответов..ответов, наверное, совсем нет..только бесконечный поиск решения.. каждый за себя.

Человек-социум-вселенная и их, даже не отношения, а противостояние - постоянной нитью в книгах Стругацких..
Есть ли у человека цели, кроме личных? "Надличностные" (прям по Веллеру:))? И на что готов он во имя этих идей и целей?
Страх за себя пусть и сложно, но можно преодолеть.. а вот если безобидная вроде и любимая деятельность ставит под угрозу самых близких и дорогих? Продолжить вопреки? или отказаться? а отказавшись, не перестанешь ли быть собой? останешься ли нужен кому-нибудь?

Вопросы-вопросы-вопросы.. и главное - нет ни героического, ни поучительного финала.. что выбрать, если все правы?

За миллиард лет до конца света
5 5
На уровне интуиции

Эта книга - моё первое знакомство со Стругацкими. Очень долго я думала по поводу того, с чего у них начать, но волей случая "За миллиард лет..." оказалась первой. И она меня очень приятно поразила.

Эта повесть из тех, на которые довольно сложно писать какой-либо отзыв. Потому что все происходит на таких полутонах, что сам сначала и не подметишь. Я читала и слушала эту книгу где-то на уровне интуиции, потому что все к этому располагает: и фрагментальность рукописи, и хитросплетения судеб и открытий, и летняя, пахнущая жарой атмосфера.

Сам сюжет - идеальное соотношение советского быта и научной фантастики: гармоничное описание повседневной жизни и бездонный смысл механизмов мира.

Эта книга заставила задуматься о том, что очень давно волновало меня: какова эта сила, что нас ведет, насколько правильно наше мышление и интуиция, насколько важны или нет некоторые детали процесса жизни? Что важного есть в ней и по какому стоит пройти, чтобы быть счастливым и что нас может отказаться даже от самой заветной мечты? Вопрос желания бороться всегда довольный многогранный, однако, мне кажется, что здесь главное не отдать своё и не взять чужое.

Также я искренне верю в силу мысли, духа и желаний. Бывают разные ситуации: мы боремся, прорываемся и получаем желаемое, однако после чувствуем пустоту внутри; а иногда напротив - мы плывем по течению и получаем то, о чем даже не мечтали, и становимся счастливыми. Однако, если присмотреться по-внимательнее, то окажется, что то или иное действие не то, чтобы предрешено заранее, сколько обусловлено тем или иным законом жизни, судьбы и природы. Прошлым, настоящим и будущем. А это довольно тонкая грань, чтобы на ней плясать так, как только ты хочешь... Есть Природа, и она гармонична в глобальных вещах, а есть Человек, и он гармоничен в мелочах.

За миллиард лет до конца света
5 5

Философская фантастика... Необычно, правда? А читать-то как занимательно!

Первая, проблема, затрагиваемая в книге - этическая. Если проводить параллели (в той мере, как это уместно по отношению к данному жанру), то описываемая ситуация имеет сходство с историями Д.Бруно, Н.Коперника, А.Сахарова и ряда других учёных, которым пришлось стоять перед выбором - знание или свобода, а то и жизнь. Однако, сходство это весьма поверхностное, т.к. условия, в которые Стругацкие поместили своих персонажей, намного сложнее и трагичнее. И сложность эта в том, что герои абсолютно точно знают, что их открытия станут каплей, которая приведёт к разрушению Мироздания. Поэтому, ещё не создав, они должны убить. Такой вот своеобразный "научный аборт", принятие решения о котором раскрывает суть терзаний учёного...
Во-вторых, авторы задаются вопросом - аморально ли убить идею? И приходят к выводу, что и да и нет. Отказавшийся от идеи может быть презираем, как учёный, но, как человек, он должен быть понят...
Есть ещё одна проблема, которая ярко высветилась именно во второй половине ХХ века, и прослеживается по ходу сюжета - нужна ли Человечеству наука ради науки? Выводы Математика о причинности происходящих событий, по сути, гениальны, но метод, который он предлагает для решения, на мой взгляд - порочен. Ведь он призывает Астрофизика продолжить свои исследования, упирая только на то, что до предполагаемого конца Света остаётся ещё, как минимум, миллиард лет и учёные, скорее всего, смогут что-то придумать...
Также можно выделить и четвёртую, отчасти философскую, проблему - как развиваться Познанию и на какую из наук Человечество должно сделать основную ставку в изучении Вселенной? И ответ тоже понятен и прост - точно не на какую-то одну. В книге упор сделан только на математику, астрофизику, биологию и социологию (с некоторой приоритетностью первой), да и то, видимо, только потому, что их число (наук и героев) должно быть ограничено, дабы не загромождать сюжетную линию...

А всё остальное в книге - фантастика. Да и сама она так хороша, ну просто фантастика! :0)

За миллиард лет до конца света
5 5
"Глянуть смерти в лицо сами мы не могли, нам глаза завязали и к ней привели..."©.

Книги Аркадия и Бориса Стругацких — классика отечественной фантастики, да и вообще русской литературы, так как фантастическое обрамление в них весьма условно, а содержание гораздо глубже большинства фантастических шедевров. У меня отношения с братьями сложные и периоды восторга сменялись периодами разочарования. После длительного перерыва в чтении книг Стругацких взгляд мой упал на чудесную обложку нового переиздания повести «За миллиард лет до конца света», повесть эта оказалась мной не читана, так что звезды сложились весьма удачно, и я погрузилась...

Сюжет повести в это раз развивается не в космических далях и неизвестных мирах, а в самой обычной ленинградской квартире, летом, предположительно одного из 70-х годов ХХ века. Главный герой — Дмитрий Малянов, астрофизик, находясь в отпуске, продолжает научную работу. Неожиданно даже для самого себя Дмитрий понимает, что совершил революционное открытие и тут начинает твориться какая-то чертовщина...

Со временем, читатель узнает, что чертовщина творится не только с Дмитрием и связана она напрямую с тем, что какая-то неведомая сила не хочет, чтобы открытия и разработки Дмитрия и его друзей увидели свет. Им будет предложен выбор — продолжить заниматься интересующими их темами и пенять на себя или же выбрать тихую и спокойную жизнь со всеми удобствами. Продается ли наука? И какова цена?

Проблематика повести потрясающе глубока и даёт возможность каждому читателю заглянуть в глубины своей души и самому сделать тот выбор, перед которым стоят герои повести. Какой выбор может сделать каждый из нас? Выбор между мечтой и обыденностью? Потолком и полом? Между возможностью поспорить с самим Мирозданием или прожить жизнь трусом?

Очень близкая к читателю, атмосферная и жуткая фантастика: без чудовищ, зеленых человечков и космических боев на бластерах, такая, где весь фантастический сюжет происходит в твоей голове...

Случайная цитата: «...Вы вот, Дмитрий Алексеевич, что-то там насчет звезд, насчет межзвездного газа... А какое вам, собственно, до этого дело? Если подумать, а? Подглядывание какое-то, а? Вот вам и по рукам — не подглядывай... Пей чаек, смотри телевизор... Небо ведь не для того, чтобы подглядывать. Небо ведь — оно чтобы любоваться». ©

За миллиард лет до конца света
4 5

Я вообще-то всегда опасалась (и до сих пор опасаюсь) фантастики. Туго она у меня идёт, голова моя туго соображает, я безнадежно путаюсь и ничегошеньки не понимаю, а в итоге скучаю и теряю интерес к книге.
По этой причине Стругацких я даже и не думала читать. А оказывается зря. С каждым новым произведением все больше нежности испытываю к их творчеству.
Не скажу, что мне было легко. Сюжет весьма закрученный и сложно (особенно в самом начале) понять что к чему и о чем вообще речь.
Но так приятно написано, так атмосферно, по-домашнему как-то. Этот приятный язык и эта детальная атмосферность меня сразу влюбляют и привязывают, так что читать Стругацких хочется ещё и ещё.

За миллиард лет до конца света
5 5
С какой стороны не посмотри, но и вправду в этом мире все слишком лихо закручено. Новейшие исследования показали, что значения многих фундаментальных физических констант, начиная с энергетических уровней атома углерода и кончая скоростью расширения Вселенной, находятся в рамках, необходимых для существования жизни. Незначительные отклонения от этих значений сделали бы Вселенную непригодной для жизни. Таким образом, фундаментальные константы свидетельствуют о гармоничном устройстве мира, которое, по мнению многих ученых ,как раз и требует объяснения. Обратимся к примеру. Прежде рассмотрим четыре фундаментальных типа взаимодестйствия. Первый тип- это ядерное взаимодействие, которое управляет связью протонов и нейтронов в атомных ядрах. Будь оно на 2% слабее, то связь между протонами и нейтронами была бы утеряна и Вселенная состояла бы из водорода, в ядре которого один протон и нет нейтронов. С другой стороны, будь это взаимодействие слишком сильным (хотя бы на 0,3%), то было бы слишком много протон-нейтронных образований, то есть тяжелых элементов, а водород либо был бы редкостью, либо вообще не существовал. Если бы электромагнитное взаимодействие было больше, чем оно есть, то обмен электронами, который делает возможным образование молекул, не имел бы места, поскольку электроны были бы связаны между собой слишком сильно. с другой стороны, если бы это взаимодействие было слабее, то электроны совсем не были бы связаны. Гравитационное взаимодействие, уровень которого определяет температуру "ядерного горна" звезд. Если бы оно было бы сильнее, то температура звезд была бы столь высокой, что звезды сгорали бы либо слишком быстро, либо слишком хаотично, так что производство элементов, необходимых для жизни, было бы невозможно. Если бы сила притяжения была слишком
мала, то звезды имели бы недостаточно высокую температуру для того, чтобы происходили нужные ядерные реакции, и потому не могли бы образовываться элементы, более тяжелые, чем водород или гелий. Физик-теоретик Пол Дэвис, рассуждая о соотношении между сильным ядерным взаимодействием и электромагнитным, говорит, что если бы оно отличалось от имеющегося на одну десятиквадрильонную(10 -13), звезды не смогли бы образоваться. Чтобы образовался мир, подобный нашему, необходим баланс между силой притяжения и слабым ядерным взаимодействием с точностью 10-40. Пример Дэвиса показывает мочность, которая необходима снайперу, чтобы попасть в монету, находящуюся от него на расстоянии двадцати миллиардов световых лет! Если вам трудно это представить, приведем еще одну иллюстрацию, которую предложил астрофизик Хью Росс. Покройте территорию России монетами, уложенными столбиками ,так чтобы столбики достигли Луны
( расстояние до Луны составляет 380 000 км), затем сделайте то же самое для миллиарда других территорий, равных России. Затем покрасьте одну монетку в красный цвет и положите ее в один из этих столбиков. Завяжите глаза своему другу и попросите его, чтобы он нашел эту монетку. Вероятность того, что он ее найдет, составляет 10-40. Обратимся еще раз к соотношению между постоянной электромагнитного взаимодействия и постоянной гравитационного взаимодействия. Оно должно быть точно выдержано: при увеличении его на число, равное 10-40, существовали бы только маленькие звезды ,а пир уменьшении на то же самое число - только большие. Но во Вселенной должны быть и большие , и маленькие звезды: большие являются фабриками элементов, а маленькие нужны для того, чтобы процесс их сгорания поддерживал жизнь на планете.