Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1

Так уж повелось, что загадочный континент, называемый Хьервардом, стал пристанищем для людей, эльфов, гномов, троллей и других рас, ведущих мирную размеренную жизнь. Но вот на его зеленых холмах появляются Волшебник и его Ученик, бросившие вызов древним богам Хьерварда и разбудившие дремавшего много веков Властелина Мрака.
Автор Ник Перумов
Издательство Эксмо
Серия Ник Перумов
Язык русский
Год выпуска 2004
ISBN 978-5-699-11049-0
Тираж 64200
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 640
Модель 12.01.0005
Страна-изготовитель Турция
Материал 90% хлопок, 8% нейлон, 2% эластан
Тип упаковки пакет
Код товара 9785699110490
Тип издания Отдельное издание
419
Купить »
В других магазинах:
Год выпуска: 2004
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.3
Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
5 5

Что для меня значат миры Ника Перумова? Это, прежде всего, ностальгия. Тихие коридоры музыкальной школы, очередной толстенный том «Войны Мага» в рюкзаке, перемены между уроками, в которых непременно нужно открыть книгу, чтобы потом изнывать от нетерпения – что же еще придумает автор? Так случилось, что завершающие романы «Летописей Разлома» оказали на меня куда большее влияние, чем все то, что я читала до них, и надолго определили то нежное чувство, которое я испытываю к жанру эпического фэнтези. Но вот дальнейшего знакомства с циклом как-то не сложилось. Однако вмешался случай, и вот оно – возвращение к истокам, причем в самом прямом смысле, ведь «Гибель богов» хронологически открывает цикл историй о мирах Упорядоченного.

Если подойти к этой книге с точки зрения взыскательного читателя, взращенного не одним поколением признанных авторов фэнтези-эпопей, можно ко многому придраться. Например, к шаблонным элементам вроде мира Хьерварда с его воюющими ярлами и типичнейшими существами вроде эльфов, гномов, гоблинов и прочей нежити. Или же к недостаточной глубине персонажей, из стройного ряда которых неоднозначностью выделяется лишь Хедин, а кое-какой проработкой характера, пусть и насквозь типичного – Хаген. Все остальные при этом выглядят статистами и лишь двигают сюжет в нужную автору сторону. Есть в «Гибели богов» запутанная интрига, но она оказывается глубоко погребенной под размахиванием многочисленными видами оружия и швырянием заклятий, и вскрывается лишь в самом конце, да и то – самым что ни на есть предсказуемым образом, особенно для тех, кто уже знаком с книгами Перумова.

Однако достаточно вспомнить, что роман этот был издан в далеком уже 1994м году, и станет ясно – не так уж много достойных конкурентов появилось у него в течение десятилетия, по крайней мере, в нашей стране. За рубежом, вне всякого сомнения, жанр ушел очень далеко, и на фоне произведений гигантов современного фэнтези «Гибель богов» может показаться шаблонной и устаревшей. Однако уже в первом романе цикла широта авторского замысла прослеживается в каждой сюжетной линии, в каждой, пусть и малозначимой, детали. Мир, изобретенный Перумовым, строен и последователен. Он живет по своим законам, и автор сумел связать на первый взгляд разрозненные события в настоящую Летопись, в которой сочетание случайностей и закономерностей выстраиваются в стройную картину.

Кроме того, к плюсам однозначно стóит отнести простоту изложения, благодаря которой «Гибель богов» не прочитывается, а проглатывается. Многообразие миров и безумная мешанина сказочных существ и различных видов магии нисколько не мешают восприятию сюжета. Здесь автору играет на руку его умение насытить книгу реалиями выдуманного мира, но при этом не утопить читателя в ворохе подробностей и не утяжелять и без того толстые тома пространными глоссариями.

Вероятно, я отнеслась к этой книге слишком предвзято. Однако лично мне, как и любому давнему поклоннику творчества Ника Перумова, доставило истинное удовольствие возвращение в полюбившийся когда-то мир и к запомнившимся на долгие годы героям. То самое удовольствие, после которого нестерпимо хочется хвататься за следующие книги автора, тем более что я их столько уже пропустила!

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
5 5

Будят тебя утром лет эдак через 60, и у тебя времени только челюсть вставить и очки надеть. Или из камеры гиберизации какой-нибудь тебя размораживают, мол, внучки в гости к бабуленьке пришли. Ну это я гипотетическую ситуацию, при которой идет передача жизненного опыта обрисовала. И гипотетически, кто его знает, что там будет через 60, к примеру, лет, меня могут спросить, вот а какие ты в детстве книжки читала? Как у любой бабуленьки, в голове конечно всплывет канон Гайдар-Дефо-Стивенсон, действительно, куда мы в 2077 без Голубой то чашки. Конечно, если внуки уже выйдут из стадии личинок, и будут во вменяемом возрасте, то тут дело за Джойсом, Достоевским, Диком К. Филиппом в конце концов. Это я к чему? Наверное ни один взрослый человек не назовет, задай ему вопрос о книгах, которые его мировоззрение и вкус сформировали, «Гибель богов» Перумова. Потому что в таких случаях приходит на ум что-нибудь эдакое, да и потом не помним мы особо, что в порубежье между детством и взрослой жизнью особо то читали. Или вот если окажешься в среде ровесников, то конечно вспомнишь книги российских фантастов, кому больше Лукьяненко, прости господи, кому Стругацкие, чтоп мы в них тогда понимали, Дьяченки с Олдями. И наверное редко кто с гордостью выставляет на видные полки собрание сочинений Перумова в этих эксмовских под мрамор обложках, мои вот в дальнем ряду стоят. Но стоят.

А на самом деле, если перечитывать в стопитсотый раз во взрослом состоянии, можно понять, что ГБ это не просто хорошо написанный роман, это офигенный роман, помимо всего прочего о взрослении. Я не знаю, как удалось начинающему автору сделать прекрасно то, что он, сейчас уже набивший руку, стал делать так посредственно и скучно. Ниже я перечислю неоспоримые достоинства романа:
Что важно, нас с первых страниц погружают в приключения. И тебе сразу приходится разбираться с мифологией и космологией мира, причем объяснение не где-то там и одно, а вот страниц через 10 и их много, есть маги, есть боги, есть Старый Хрофт, есть вредоносные людям силы, есть противостояние поколения магов и Хедина, мага, изгнанного на тысячу лет.

Повествование в реальном времени, флэшбеки, интрига, зачем маг-отступник Хедин, делает то, что он делает. И всё это не дает тебе скучать ни на минуту. Сейчас я конечно слишком стара для всего этого д., но я помню как исчезала ночь за страницами гибели богов в мои 15 лет.

Так вот, если рассматривать ГБ как роман взросления, то сами посудите - Перумов постоянно поднимает планку интереса, только был разговор о разборках у магов, которые кстати, непонятно как появились и положение их очень шатко, как вот уже в дело вступают боги, которые сначала рисуются пусть грозными, но справедливыми, прям как правительство первым каналом. А вот уже Хедин не просто интриган, преследующий свой шкурный интерес, а настоящий друг. И если обратить внимание, как он относится к тем, кто слабее, то видно настоящее величие, потому что он, несмотря на почти всемогущество, умеет сострадать. Такое ненужное в наше время, но важное для выживания в себе человека качество.

Меня каждый раз приводит в восторг размах замысла. Перумов не мир придумал, а целый Универсум со своими законами, и когда миры листаются как страницы книги, дух просто захватывает. В нужный момент, для нарастания интриги обязательно появляется некая неведомая сила, и всё равно все гармонично вместе держится. И еще он вот показывает все оттенки серого, и я сейчас мне про тетку с влажными фантазиями. И кстати, в романе нет секса. Любовь есть, но всякие брутальные герои, затаскивающие героинь в кусты, повествование своим присутствием не портят. В 15 это важно.
И да, норм у Перумова с именами, скандинавских мифов на вас нет.

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
1 5

Книга Хагена, или Гітлєр Противсіх

Кто такой был Гитлер, думаю, пояснять не надо. А Протывсих - это фамилия такое. Был во времена каких-то очередных выборов в Украине чудак, который взял себе такую - "Против всех" как бы.

Так вот Хедин из книги Перумова - именно такой Гитлер Протывсих. Сферический долбодятел в вакууме, устраивающий малень.. точнее, большую победоносную войну против всех - магов, богов, каких-то неведомых зверушек из других измерений, которые сбежались на эту войну..

Сказочная книга, основные персонажи которой соревнуются, кто из них бОльший мудак. Хедин, который ради своих целей погружает весь континент в войну, Хаген, которого вполне устраивает в этой войне роль главной марионетки Хедина, пара бестолковых подчинённых Хагена (которым, впрочем, отдано не очень много текста в самом начале книги) или древний бог Хрофт, который не совсем Хрофт, потому что ездит на Слейпнире.

Остальные персонажи - или какие-то богические сущности (это вообще больное место плохих фантастов - им хочется писать именно в масштабах советского гигантизма, чтобы вокруг стояли 60-метровые статуи Ленина, а вокруг водили хороводы боги с драконьими головами), или добрые маги. Причём добрые маги (и боги) почти все выписаны редкими сволочами - эгоистичны, завистливы, туповаты, трусоваты и так далее. При этом тёмные (которые якобы не злые, но просто любят устраивать локальные армагеддоны) все как один храбры, милосердны и вообще идеально-истинные арийцы, даже если гоблины.

Собственно, кроме остальных недостатков писанины Перумова меня ажтрисёт как раз от того, что он со многими другими аффтарами попал в струю движения "Evil Is Good". То есть персонаж может быть каким угодно мудаком, но если он, к примеру, хочет помочь своему другу (такому же мудаку), то это уже благородная цель, и все, кто ему мешают - мерзавцы. Это что-то вроде бесконечного соплежуйства лукьяненки про то, что светлые - он не такое уж и добро, а тёмные - они совсем не зло, или ставшего культовым среди определённого круга лиц сериала "Бригада", где из редкостных утырков сделали дартаньянов.

Собственно, сказать больше и нечего. Вся книга состоит из одних недостатков. О стиле Перумова писано-переписано ещё в девяностых, переломано множество копий и нет смысла что-то добавлять. Все эти бесконечные сражения могучих героев с легионами тварей, тошнотворный пафос, десятки и сотни артефактов, "которые могут легко уничтожить целый мир", и так далее. Перумов удачно попал во время, когда на безрыбье и рак был рыбой (то есть российского фэнтези просто не существовало и нужно было срочно заполнять пробел) и сразу завоевал любовь огромного количества читателей. Это как группа "Руки вверх" - все понимают, что это не Чайковский, но армия поклонников невероятная.

И этот человек ещё ругал Джорджа Мартина..
Впрочем, об этом - в следующей рецензии.

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
4 5

Давным-давно один человек с папиной работы узнал, что у меня есть кассета со второй частью свежевышедшего "Властелина колец". Я, конечно же дала ему посмотреть. Он, конечно же, был мне благодарен. Так я узнала о существовании Ника Перумова и Макса Фрая (хотя последнюю книгу Фрая он зажал и не дал почитать, и поток книг прервался. Но два-три года снабжать ребенка фэнтези - это огого в моих глазах, так что со временем я его простила).
Фентези, кроме ВК, я тогда не знала, и была сражена. Через год одноклассница одолжила мне почти всю серию, за исключением пары вбоквеллов, которых у меня до сих пор нет, и еще не вышедшего на тот момент (я потом докупила, конечно). Интернета тогда не было, репертуар ближайших библиотек был изучен от и до — можете представить себе такую удачу? Я перечитала всю Фессо-Барбару от и до несколько раз и с сожалением призналась однокласснице, что могу вернуть. Через три года напомнила — но она снова отмахнулась.
Это было пятнадцать лет назад.
Я, черт побери, начинала перекладывать "Гибель Богов" в поэму! А потом другу зачитывала — так она и оказалась заброшена, за неимением энтузиазма единственного слушателя. А на днях он даже не вспомнил о существовании поэмы.
Со временем я, конечно, поняла, что есть книги много лучше Перумовских, но в десять лет много не надо, а Фессиада всегда будет занимать особое место в моем сердце. Потому что это была любовь. Я играла сама с собой (другие отказывалась читать почти два десятка книг) в попадание в Эвиал, оказывалась утерянным ребенком Хедина (матчасть плохо учила, да) и бог весть что; просиживала дни и ночи на олмеровском форуме, когда появился интернет, присутствовала на той встрече с читателями, когда кто-то, уже не вспомню, попросил вместо автографа написать "Кицум не Хрофт!", и я помню, какой больной темой был этот Кицум...
Оценивать эту книгу адекватно я не могу. Весь мой тщательно развиваемый читательский вкус, суровый редакторский взор и прочие внутренние составляющие впадают в детство и отказываются критиковать. Хедин, Хрофт, Ракот, Хаген, поворот мира вокруг себя, Дно Миров, Бран Сухая Рука, мечи — один другого мощнее и величественнее, я уже предвкушаю, как буду перечитывать ВСЕ.

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
4 5
Тени сомнений терзают меня:
Кто я сегодня:
Воин света или зла? ©


День, когда я признала в себе сексиста
С детства все было очень просто. Сперва цвет банта на одеяльце и коляски. Потом отдел магазина игрушек (зачастую и его цвет тоже). Я с подругами кормлю супом из одуванчиков, песка и осоки пучеглазо пялящихся пупсов, а он с друзьями устраивают дуэли на палках. Я выбираю наряды персонажам в Sims, а он пробивает себе путь на волю среди инопланетян в Doom. Я учу женщин всех возрастов творить красоту на лицах, а он возглавляет братство рыцарей. Я навсегда отдала свое сердце невыразимо чарующим мирам Ехо и ведьмам с пышущими огнем волосами и ему, а он - Хьёрварду, Эвиалу, Мельину и мне. И я всегда говорила, что интересы не зависят от пола, да. А потом в одной игре мне подвернулась возможность приобщиться к его мирам. И вот тут-то я взвыла и запросилась обратно к уладасам, небу над пустыней Хмиро и - черт с ними! - олухам-грузоперевозчикам. Я искренне восхитилась дотошностью автора, скрупулезно созданной вселенной, языком, героями, образами, круговоротом событий и всем-всем-всем прочим, но, во имя всех богов, насколько же эта книга для мальчиков! Продираясь как через кисель, я пыталась не запутаться в персонажах, понятиях и приемах боя. Перумов совершенно не церемонится с читателем - кидает его как щенка в прорубь своих не особо описанных чудовищ, заклинаний и битв - и разбирайтесь вы с ними как хотите. Я - каюсь! - привыкла к фэнтези для дураков. Когда ты сперва главы три разбираешься в мироустройстве, характерах и каких-то фишках и особенностях. И дальше тоже - не успеваешь задуматься "а это что за покемон?" - как автор услужливо приносит на блюдечке выжимку из словаря какого-нибудь Даля этих широт. Но Перумов не таков. Перумов - фэнтези для увлеченных, для тех, кто хочет и готов самостоятельно докапываться до сути. Благодаря этому создается мир живущий, дышащий. Автор не сочинитель, а летописец, которому наплевать, на знания того, кто прочтет описанное. Какой ему смысл разъяснять, что такое

Эритовый Обруч

, если это будет настолько же неестественно, как если бы мы при разговоре с друзьями начали говорить "Я позвонил ему по телефону - ну это такая штучка, которая позволяет связываться с обладателем такой же штучки, когда-то они были с проводами, уходящими в стену, а теперь мы можем общаться даже с улицы" Скорее всего друзья приняли бы это за шутку, причем отдающую идиотизмом. С Перумовым никто такого не почувствует. И это, конечно, создает трудности при понимании, но заставляет уважать и его самого, и его творчество.

Апокалипсис с эльфами
Дальше будут спойлеры.
Еще одна ассоциация, которая крепко держала меня на протяжении всей книги. Особенно легло это на послевкусие от книги Никонова про скрепы , где он довольно долго и нудно разъясняет, что библия не про единобожие, а про одного эгоистично настроенного божка из пантеона многих. И давайте посмотрим. Есть бог(и), есть обладающие силой существа, которые стоят выше людей, но ниже богов. И есть один, решивший бросить вызов богу (богам), почти добившийся успеха, но низринутый в бездну. А потом он вырывается из этой бездны и где-то в районе горы Мегиддо, то есть, простите, острова Хединсей, конечно же, происходит битва, равной которой не бывало. Это все очень сильно упрощенно, но в общем и целом так и есть. Да, в "Гибели богов" есть некоторые отступления от сюжета канона, но можно сказать, что это фэнтези о том, что было бы, если бы у Люцифера был друг, который готов на все.

Взгляд с другой стороны
Что мне особенно понравилось в книге - отступление от канонов. Думаете увидеть все эти "придет спаситель и убьет всяких гадов" - не дождетесь. Полный слом шаблона. Вызывающие симпатию герои при всей своей храбрости, верности слову и друзьям, дотошности, упорству - ну вы поняли - эти парни играют за тех самых гадов. Перумов идеально раскрывает многогранность жизни, которая не делится на два цвета и однозначно определяемых персонажей. Легко представить книгу-перевертыш, в которой противники команды, за которой мы наблюдаем, борются со Злом, грозящим смертью Добру и Свету и всему, что с ними связано. И их поступки также не вызовут сомнений, да и сами боги и маги будут выглядеть весьма приятно. Историю пишут победители, и именно они решают, кто сегодня зло, а кто добро.

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
5 5

Интересные главные персонажи, за которыми очень приятно наблюдать, быть вместе с ними, радоваться их успехам и поражениям. И знать, что это не конец, что они выберутся из передряги. Найдут что-то, придумают, совершат. Потому что, хотя они и разделены обстоятельствами, все-равно действуют вместе, в одной команде. И даже серьезные противники не кажутся такими ужасающими. Постепенно начинаешь понимать, что главные герои справятся. Не нужно им мешать, они доведут дело до конца, потому что контролируют ситуацию. Хочется поучиться у них этому: находить лазейки даже там, где, казалось, царит кромешная тьма. Но стоит включить самый слабенький свет, и темнота начинает отступать, постепенно демонстрируя множество возможностей. Спасибо автору за желание брать пример с главных героев!

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
1 5

С трудом, истязая себя, дочитал эту книгу несколько дней назад. Тут же захотелось написать рецензию, но я решил дать себе пару дней, чтобы остыть. Вдруг и перехочется тратить еще больше своего времени на эту книгу. НЕ ПЕРЕХОТЕЛОСЬ. Поэтому пишу. Вдруг кто-то прочитает рецензию и это остановит его от знакомства и "Гибелью богов". Хотя кого вообще волнует мнение незнакомого человека из интернета?

Спойлеры будут. Но, право слово, в книге нет ни одного неожиданного сюжетного поворота.

Лет 14-12 назад, будучи школьником с большим количеством свободного времени, я с огромным удовольствием проглотил всю серию Перумова про некроманта Фесса. А это, на секундочку, 2 тома "Алмазный меч, Деревянный меч", 10 томов с названием "Что-нибудь мага" и еще то ли одна, то ли две книжки про героев, которые потом становятся действующими лицами в "Чем-нибудь мага".
Я тогда еще очень активно общался на различных форумах, посвященных фэнтези-литературе. И на всех этих форумах меня наперебой убеждали, что графомания про Фесса - это так, глупый мелодраматичный боевичок. А вот Хьервардский цикл, а особенно "Гибель богов" - это о-го-го литература. Найти бы сейчас тех, кто мне это писал, и дать им в морду. Вероятно, если бы мое знакомство с Перумовым началось не с цикла про Фесса ("Кольцо тьмы" в расчет не берем, я был совсем маленьким и на авторство внимания не обращал), а с "Гибели богов", то на ней бы оно и закончилось.
С чего бы начать рассказывать о том, что мне в книге не понравилось. Пока я об этом думаю - расскажу о том, что мне в ней приглянулось. Много времени это не займет. Перумов, бесспорно, хороший архитектор миров. Пожалуй, описание Хьерварда - это лучшее, что вообще есть в книге. Жаль, что придумав прекрасный мир Перумов не смог придумать хороший сюжет.
Хотя стоп, какой сюжет? Нет тут сюжета. Нет персонажей. Нет мотивации поступков тех, кого Перумов пытается выдать за персонажей. Нет даже внутренней логики повествования и игры по заранее описанным правилам.
Зато есть побоища с "сотнями и тысячами" противников. Есть Слова С Большой Буквы, Количество Которых На Станицу Текста Превышает Все Разумные Пределы. Есть рояли в кустах, в большинстве случаев оказывающиеся Орлангуром в кустах. Есть магия. Нет, не так. Есть МАГИЯ. Я не считал, но, кажется, если убрать все остальное, то описание того, как герои кастуют заклинания и описания последствий их применения займут не меньше трети произведения. Потому что зачем придумывать интересную историю, если можно в очередной раз написать про то, как отрицательный персонаж насылает на Хедина невероятно могущественное колдунство, но Хедин по счастливой случайности знает, как от него отбиться и из последних сил использует только ему известный контрприем. Ну или его спасает неожиданно выпавший Орлангур из кустов. Rinse and repeat через 10-15 страниц.
Кстати, о положительных и отрицательных героях. Хьервард описан миром, в котором сосуществуют несколько высших сил. Творец, его дети Молодые Боги и их ученики Истинные Маги с одной стороны. Загадочные Дальние Силы с другой стороны. Еще более загадочные Древние Силы с третьей стороны. И два Столпа Третьей Силы (да, мне самому уже смешно зажимать клавишу Shift через слово) Орлангур и Демогоргон - с четвертой.
Главные герои - мятежный Истинный Маг Хедин и его ученик тан Хаген затевают войну с Молодыми Богами и другими Истинными Магами. Почему затевают? Потому что Хедина за его прошлые прегрешения на тысячу лет сослали бродить по бренному Хьерварду, лишив большей части магической силы, а он, вместо того, чтобы хорошенько подумать над своим поведением и сделать выводы, как обиженка все тысячу лет лелеял планы по низвержению Истинных Магов и Молодых Богов. Ну, то есть, психика не взрослого человека, а десятилетнего школьника, которому заслуженно поставили двойку, а он пошел не домашнее задание делать, а писать на стене школы "Марьиванна - дура".
Хаген же - ученик Хедина, которого ему разрешили взять после тысячи лет изгнания. Хаген - он не персонаж. Он даже не персонаж-функция. Он исключительно проводник воли Хедина. Куда ему Учитель скажет идти и что делать - он туда пойдет и это сделает. Его единственное самостоятельное действие за всю книгу - женитьба. Описанная тремя абзацами в воспоминаниях Хедина. Жена Хагена, кстати, появляется в книге аж четыре раза и имеет три строчки диалогов. А еще у Хагена есть сын. Который не то, что не появляется вообще, но даже не имеет имени. Про свою жену Хаген вспоминает исключительно когда она появляется на сцене. А знает ли он о существовании сына – большой вопрос. Три раза в течение повествования Хаген начинает ставить под сомнение действия и приказы своего Учителя... И каждый раз оказывается, что это враги пытаются наложить на него заклинание, заставляющее усомниться в Хедине. К счастью, заклятие тут же снимается и Хаген снова превращается в робота.
И вот этим двоим "персонажам" мне предлагают сопереживать. Так они скорее подходят на роль отрицательных персонажей чем те, кого автор выводит отрицательными. Ах да, моральный релятивизм и оттенки серого, прямо как Перумов любит.
Почему Молодые Боги и Истинные Маги плохие? Да ни почему. Ответа на вопрос книга не дает. Просто у Хедина на них персональная обида, а Хаген не умеет думать своей головой. Хрофт - Древний Бог и еще один обладатель психики обиженного десятилетнего школьника, потому что Молодые Боги разбили рати Древних Богов и сместили их в чертогах Обетованного, говорит, что с Молодыми Богами мир стал спокоен кладбище. Но, во-первых, нам еще в начале книги описывают, что войны и стычки продолжаются до сих пор (не говоря про Бога Горы, которому регулярно совершаются кровавые человеческие жертвоприношения), а, во-вторых, чем плох мир, в котором нет войны? Для старого бога, который обижен на много тысяч лет дольше, чем Хедин, наверное, плох.
Но тут в войнушку Хедина с Молодыми Богами включаются и Дальние Силы. Кто они? Что из себя представляют? Чего хотят? Перумов решил, что нам этого знать не надо. Особенно нелепо это выглядит на фоне того, что второстепенной сюжетной линией идет противостояние Дальних Сил и Сигирлинн - одной из Истинных Магов и бывшей возлюбленной Хедина. В начале книги целая глава посвящена сражению ученицы Сигирлинн с Дальними Силами. Потом Дальние Силы, разнообразия ради подменив Орлангура в роли рояля из кустов, спасают Хедина от Сигирлинн, неожиданно похитив ее прямо во время их схватки. Потом Сигирлинн с промытыми мозгами сама выступает на стороне Дальних Сил в бою с Хагеном. А затем Дальние Силы, закорешившись с эльфами, нападают на цитадель Хагена. А мы так и не знаем, что это за Дальние Силы и чего они хотят. Зато эпичных баталий за счет них прибавляется.
Орлангур - отдельная тема. Орлангур позиционирует себя как проводник воли Упорядоченного, то есть, всей вселенной Перумова во всем многообразии миров в ней существующих. И, в общем-то, мне очень близка и нравится идея того, что у мироздания есть своя воля, и оно может вмешиваться в ход вещей. Вот только... Упорядоченное мыслит даже не как десятилетний ребенок, а как младенец, который едва начал познавать мир. И когда Хедин спрашивает Орлангура, почему Упорядоченное помогает ему свергнуть Молодых Богов, Орлангур отвечает "потому что". Даже не "потому что гладиолус", а просто "потому что". Потому что Упорядоченному перестали нравиться Молодые Боги. О-БАЛ-ДЕН-НО.
Молодые Боги, теоретически обладающие безграничной силой, ничего не делают с тем, что Хедин пытается их свергнуть. Тринадцать Истинных Магов не могут победить горстку мятежников. Мерлин, глава текущего Поколения Истинных Магов, и, по словам самого Хедина, самый опасный после Молодых Богов противник, не может справиться с обычным смертным Хагеном (да и вообще весь штурм Хагеном твердыни Мерлина - одна не смешная комедия). Получается, "наши" побеждают исключительно за счет вопиющей некомпетентности своих противников, подыгрывающего им Перумова и регулярно выпадающего из кустов Орлангура.
Правила игры, которые Перумов вводит, нарушаются им же с завидной регулярностью. Истинный Маг не может своими руками или заклинанием лишить жизни смертного? Мерлин и остальные Маги не стесняются бабахать по цитадели Хагена заклинаниями массового поражения. Хедин говорит, что создав живое существо он преступил один из величайших запретов? А замок Мерлина охраняют тысячи таких существ. Истинный Маг бессмертен и не умрет даже если его сжечь? Сигирлинн умирает после того, как ее сжигают. Про простые ляпы типа бега вверх по отвесной скале и несколько раз за одну битву меняющего доспех Хагена я даже не говорю.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? А мы имеем размазанное на 600+ страниц повествование, 2/3 которого приходятся на описание событий нескольких дней. Одно грандиозное побоище перетекает в другое. Хедин несколько страниц составляет заклинание и падает на землю без сил, чтобы через несколько страниц сотворить еще одно многостраничное заклинание, требующее приложения всех его магических способностей. Хаген раз за разом встречается с противниками во много раз превосходящими его, но неизменно выходит из боя целым и невредимым, потому что у него есть волшебный меч, пробивающий что угодно и волшебный диск, выкашивающая противников отрядами и пробивающий то, что не может пробить меч. Противники тупят и не делают ничего, чтобы помешать «нашим» победить. В безвыходной ситуации появляются Орлангур/Дальние силы/Перумов и она сразу разрешается самым нелепым образом (смотри главу про бой с бесконечными полчищами муравьев на Авалоне, которые просто внезапно исчезают, когда армии Хагена грозит неминуемая гибель). Почти никаких негативных последствий для героев их действия не имеют, а те, что все-таки наступают, отменяются всемогущим Хедином в самом конце.
Толкиен в тот же объем уместил 2/3 «Властелина колец», а Перумов написал про то, как герои кастуют заклинания и машут оружием. И про эту книгу говорят, что она – лучшее творение Перумова. Если бы я не знал про цикл о Фессе, то после такого «лучшего творения» я бы решил, что в отечественной фэнтези все ОЧЕНЬ плохо. Впрочем, там действительно все очень плохо, но уж не прямо ОЧЕНЬ и вообще это тема для другого разговора.

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
2 5

Уфф! Наконец я добила этот кирпич! Больше никогда!

Это моя третья попытка понять, почему Перумов так популярен, - и третье полнейшее разочарование. Если б не флешмоб, я бы его, наверное, бросила. Серьёзно, продираться сквозь эту нудятину...

Вроде бы эпическое полотно. Вроде бы огромный вменяемо прописанный мир. Вроде бы невероятные приключения. Но почему, почему так скучно?! Каждое событие описано так подробно, что аж скулы сводит. События нескольких дней размазаны на несколько сотен страниц. За героев не переживаешь, они стандартны и невыразительны.

Вот тут ёмко и по делу сказано:

- бесконечные боевые/магические сцены "ради самого процесса" наводят тоску;
- сюжет – даже не простейший, а одноклеточный;
- персонажи – неуязвимые танки, не вызывающие ни малейшего сострадания; их побудительные мотивы остаются неясными вообще;
- отсутствие хоть какой-то минимальной разумности у действующих лиц. Герои ведут себя, как малые дети или персонажи дешёвого водевиля.

И кто-нибудь, пожалуйста, не давайте ему придумывать имена собственные. У него это не получается. Совсем.

Гибель Богов. Хроника Хьерварда. Книга 1
/ Ozon.ru
2 5

Иногда случались ситуации столкновения с молодыми и самозваными поэтами, а иногда не молодыми и не САМОзваными. Но суть та же: полное отсутствие у творящего понимания того, что он делает. Отсутствие понимания, что у любого произведения должны присутствовать тема и идея. Иначе полученный сгусток слов нельзя называть произведением. А тем более литературным произведением.
Касательно "Гибели богов" я озвучу лишь одно замечание. Это не произведение. Здесь нет идеи. Просто нет. Типичный или нетипичный (как для кого) сюжет, пустые (совершенно) персонажи, довольно весёлый мир, отвратительная форма и полное отсутствие идеи.
Возможно, эта книга не лучшее, что написал Ник Перумов, но судя по отзывам - типичное. А значит и среди не САМОзванных прозаиков есть те, кто не понимает, что его слововыделения далеки от литературы. Рекомендую данное чтиво только для ознакомления. И если уж вам понравится, то сделайте одолжение: не воспринимайте мысль "и я так могу", как толчок к действиям. Не нужно.