Лед Бомбея

Своим романом "Лед Бомбея" Лесли Форбс прогремела на весь мир. Разошедшаяся тиражом более 2 миллионов экземпляров и переведенная на многие языки, эта книга, которую сравнивали с "Маятником Фуко" Умберто Эко и "Смиллой и ее чувством снега" Питера Хега, задала новый эталон жанра "интеллектуальный триллер". Тележурналистка Би-би-си, в жилах которой течет индийско-шотландская кровь, приезжает на историческую родину. В путь ее позвало письмо сводной сестры, вышедшей когда-то замуж за известного индийского режиссера; та подозревает, что он причастен к смерти своей первой жены. И вот Розалинда Бенгали оказывается в Бомбее - средоточии кинематографической жизни, городе, где даже таксисты сыплют киноцитатами и могут с легкостью перечислить десять классических сцен погони. Где преступления, инцест и проституция соседствуют с древними сектами. Где с ужасом ждут надвигающегося тропического муссона - и с не меньшим ужасом наблюдают за потрясающей мегаполис чередой таинственных убийств. В Болливуде, среди блеска и нищеты, снимают шекспировскую "Бурю", а на Бомбей надвигается буря настоящая. И не укрыться от нее никому!

Автор
Издательство Азбука-классика
Перевод Сергей Минкин
Язык русский
Год 2008
ISBN 978-5-91181-769-5
Тираж 20000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 512
Сохранность Хорошая
Тип издания Отдельное издание
360
Год выпуска: 2008
История цены:
Средний отзыв:
3.4
* * * * *
Лед Бомбея
3 5
* * * * *

…детектив с напевами на санскрите…

…рядовой читатель «Льда Бомбея» безусловно знает кое-что про лёд. Хотя подобное знание ему здесь вряд ли пригодится. Ведь лёд в романе англичанки Лесли Форбс, скорее символ, чем нечто вещественное и осязаемое. Символ невозможности или нежелания людей противостоять своей собственной человеческой природе. К физическому воплощению которой они, эти люди, сами зачастую непосредственно и причастны. И которая, освободившись от сдерживающих условностей цивилизованности, подобно мифической Колеснице Джаггернаута, неудержимо несётся по единственно кратчайшей прямой. Не обращая внимания на случайно оказавшихся под жерновами её колёс. Сюжетная составляющая — аматорское расследование череды несвязанных, вроде бы, между собой насильственных и не совсем смертей — до неприличного глубоко вмёрзла в окружающие её ледники пространных описаний. Не всякий и разглядит. Структурно же «Лёд Бомбея» — отстранённый, чуть менее абсурдный, зато гораздо более кровавый и, скорее случайный, чем намеренный, оммаж Кэрролу с его Страной Чудес. Здешняя Алиса, вооружённая удостоверением службы новостей BBC и восхитительно раздражающей смесью наивности, настырности, невезения и прямолинейности, по собственной воле забирается в места, от которых большую часть психически адекватных индивидуумов отгораживает банальный инстинкт самосохранения. В целом, Индия Форбс — это не та страна, по которой захотелось бы отправиться в туристическое путешествие. Такими маршрутами по обыкновению следуют съёмочные бригады разнообразных документально-общеобразовательных неформатов. Вроде «Шокирующей Азии». Или чего похлеще; ещё более отталкивающего, и от того ещё яростнее интригующего…

…внутри роман, словно изморозью, покрыт сотнями колючих, непривычных, экстравагантных и неудобных одновременно сравнений и аллегорий. Уместных, примерно так же, как одетый наизнанку, задом наперед шерстяной джемпер на голом теле. Но до удивительного метких, практичных и понятных. И, из-за этого, довольно быстро усваивающихся и освежающе действующих. Причём тут же, будто в качестве контрмер, описания и диалоги оказываются затянуты чуть больше, чем это необходимо. Кроме того, почти всё время Форбс едва ли не вручную переставляет героине — провинциально неуклюжей ирландке индийского происхождения — ноги. А в перерывах — водит за руку от одной занимательной и неординарной, вплоть до лёгкой гипертрофированности, личности к другой. Каждого из обладателей этих личин авторское вертиго пробуждает к жизни только лишь для того, чтобы с менторскими интонациями, и как бы невзначай, поведать очередную порцию здешней нарочито запутанной истории. При наличии должной меры усидчивости «Лёд…» становится образцовым романом тайн. Здесь все, и это не преувеличение, совсем не являются теми, за кого себя на первых порах выдают. В университетском профессоре безо всякого предупреждения может вдруг обнаружиться агент бюро нацбезопастности. В таксисте — поэт, в прозекторе — декоратор. Аматорствующий кондитер на самом деле предстает философом. Известный актёр — хвастливым чревоугодником. А нищенствующий евнух-трансвестит оказывается весьма талантливым уличным художником. Там же, где второстепенных персонажей приставить неоткуда, приходится в спешном порядке делать самой протагонистке многокубиковые инъекции концентрированной эрудиции. Однако, при всём том, что герои здесь не более чем подделки — подделки эти весьма искусно позолочены. А в тот самый момент, когда начинает казаться, что роман намертво скован арктической мощи морозом, мисс Форбс с плотоядной улыбкой набирает в шприц с малиновой маркировкой «Лёд Бомбея» внушительное количество миллилитров разогретых до нужной температуры энциклопедических сведений, и, игриво постукивая по влажному наконечнику иглы, мягко и решительно приближается к читателю с невысказанным утверждением во взоре: дескать, сейчас мы вам вколем витаминов и сразу станет гораздо лучше. Случись читателю совсем уж откровенно заскучать, как тут же автором будет буквально из ничего соткана морозно бодрящая сцена живодёрских пыток, сексуального насилия или массового членовредительства…

…как ни удивительно, но эта искусственная, шитая белой, и за малым разве только не фосфоресцирующей в темноте нитью, напускная жанровая конвергенция работает. Да так, что с её помощью «Льду…» можно простить не только заунывную киноманию, многочисленные провисания, неуклюжие приступы словесного фехтования и неоправданные стоп-сцены, а и возвысить роман едва ли не до уровня лучших представителей направления. Поставить практически в один ряд с Брауном, Харрисом и Пирсом…

Лед Бомбея
3 5
* * * * *

Индийское кино – это нечто особенное и сугубо на любителя.
Это я, конечно, не про «Свадьбу в сезон дождей» и даже не про «Миллионера из трущоб».
Это я про «Зиту и Гиту» и фильмы подобные тому, который мне поневоле пришлось смотреть недавно в поезде (есть у нас такие очень удобные межобластные «сидячие» поезда, в которых в пути показывают кино). Так вот, как я ни старалась «вчитаться» в свою книгу, но краем глаза поневоле смотрела на экран и слушала звуковую дорожку. Группы девушек в сари стройными рядами двигались в танце, упитанные юноши в перерывах между подтанцовками самозабвенно махали кулаками в воздухе. Действо, тем не менее, что-то отдаленно напоминало. Дождалась титров - оказалось ни много ни мало, как «Гордость и предубеждение». Джейн Остин, однако.
Так вот, «Лед Бомбея» показался мне сродни этому самому кино.
Экзотики выше крыши: трущобы бомбейских окраин и болливудские павильоны, местные трансвеститы-хиджры и звездные режиссеры, прокаженные и богачи. Воздух пахнет благовонияими, под ногами чавкают нечистоты, на углу продают шербет из манго, воду лучше не пить даже кипяченую. Бомбей!
А напоминает интеллектуальный детектив. Героиня этого детектива журналистка Би-Би-Си, а по совместительству заклинательница змей, золотых дел мастер и метеоролог, приехавшая из Лондона, но не англичанка, а наполовину индианка, частью шотландка и на одну восьмую читраль. Она слету цитирует шекспировскую «Бурю» (ха! да ее тут цитируют все: от режиссера до водителя такси!). Она, не моргнув глазом, проводит сравнительный анализ шедевров Тюффо, Хичкока и Гринуэя и вычисляет на основе этого преступный умысел злодеев (издеваюсь!).
Мне слабо! Я не дотягиваю до этого. Я не смогла запомнить не только имена индуистских богов и святых, но даже имена большинства персонажей постоянно сверяла с первой страницей – кто таков этот «Радж Капур» есть и чем занимается.
Это не для меня! Чересчур много всего намешано.
Мне уж лучше Болливуд отдельно, а Шекспир отдельно.
Не справилась. Еле дождалась конца.

Лед Бомбея
2 5
* * * * *

Интеллектуальный детектив... Где????

Я с таким энтузиазмом взялась за эту книги, надеялась на закрученный сюжет, интриги... а в итого еле-еле дочитала до конца.

Эта книга такая солянка, что мозг закручивается бантиком... тут есть и журналисты, контрабандисты, режиссеры и евнухи...

Повествование монотонное, сюжет рваный, зато колоритно описаны реалии самой Индии, их традиции, культуру и обычаи. Постоянные ссылки на исследования мореплавателей, конечно же упоминается великий индийский кинематографа, контрабанда индийских реликвий, короче говоря такой лабиринт, что временами теряешь надежду выбраться из него...

Итог: Черт нужно было бросить чтение еще на первых страницах, но нет я решила добить до конца.... зачем???

Лед Бомбея
4 5
* * * * *


Остросюжетный роман, действия которого разворачиваются в таинственном Бомбее. Атмосфера города просто завораживает. Очень красочно описаны традиции, люди. Книга окунает в жару, в запах нечистот вперемешку с благовониями и специями. Ощущение, что ты действительно побывал в Индии, стал ее частью.
В Бомбей приехала Рози, внештатный репортер ББС. Она наполовину индианка, и именно в этом городе живет ее сестра Миранда, которой, по мнению главной героини, нужна помощь. Миранда ждет ребенка, но это не мешает ей подозревать своего мужа в убийстве первой жены. Розалинда начинает свое расследование. Все ниточки приводят девушку к серии убийст хижр. Их традиции, образ жизни очень интересно описаны, для меня это было определенным открытием. И помогло немного больше понять Индию, ведь куда эта страна без трансвеститов?
Роман меня покорил! Захватывающий сюжет, симпатичные герои, оторваться невозможно!

Лед Бомбея
3 5
* * * * *

Книга позиционируется автором как интеллектуальный триллер, но видимо я недостаточно интеллектуалка, чтобы оценить сие произведение по достоинству.
Главная героиня журналистка Розалинда Бенгал испытывает психологические проблемы из-за своего прошлого и переживает глубокий внутри личностный конфликт. Являясь на половину индианкой, наполовину шотландкой, она прилетает в Бомбей для создания репортажа о надвигающемся муссоне, а так же серии детективных статей. Также она старается наладить отношения со сводной сестрой, которая является женой знаменитого индийского режиссёра Просперо Шарма, а еще Роз хочется понять, кто она есть и где ее место в этом мире, женщина ищет собственное «я». Между тем нюх журналиста не дремлет, Роз натыкается на серию чудовищных преступлений, жертвами которых являлись хиджры, и начинает собственное расследование. По ходу своей детективной деятельности она обнаруживает связь между одним убитым хиджрой Сами и известной болливудской актрисой Майей, которая закончила жизнь самоубийством и к тому же была первой женой ее свояка. Роз начинает копать, даже не представляя, какие ее ожидают последствия, если разворошить гнездо ядовитых змей.
Сюжет книги рванный, местами наблюдается динамика, но в основном повествование до жути монотонное. Автор очень детально передала реалии современной Индии со всеми ее «прелестями», описала, как и в каких условиях живут люди различных народностей, их традиции, обычаи и культуру. Во истину страна контрастов! И все это так мрачно и угнетающе, что желание посетить эту страну отпало напрочь. Кроме того, в книге еще куча всего: одна понятная автору философия жизни, которая тесно связана с таким метеорологическим явлением как муссон (не, я бы вдумалась и проанализировала, если бы это не было преподнесено так муторно); постоянные ссылки на мореплавателей и их исследования рек, морей, океанов, ураганов, муссонов; упоминание профессии матери Роз и методов золочения, описание этих самых методов; древние индийские мифы; индийское кино, его идея и как оно делается; контрабанда индийских реликвий, индийское правительство, которое кормится из одной кормушки с гангстерами; ссылки на шекспировскую «Бурю» и т.д. и т.п. По ходу чтения запутаешься, кто кому кем приходится, и кто чем занимается.
Вот честно, сражалась с книгой на голом энтузиазме, врождённом упрямстве и чисто из принципа, потому как не имею привычки бросать начатые произведения. Книга специфическая и на любителя. Но явно не моя.

Искренне, К

Лед Бомбея
4 5
* * * * *

На обложке книги значится два миллиона проданных экземпляров. В Интернете же практически ни одного положительного отзыва. Одна читательница даже написала: «Полночи дочитывала, потом аккуратно положила книгу в мусорное ведро, утром вынесла». Во как. Неужто остальные один миллион девятьсот девяносто девять тысяч девятьсот девяносто восемь человек поступили так же?
Аннотация в той или иной мере дает представление.
Начинаешь читать роман, медленно втягиваешься. Привыкаешь к ритму. Вдруг понимаешь, что как будто ни о чем. Буксуешь. Потом ррраз, кульбит. Не оторваться. Затем опять все замедляется. По кругу.
Есть неприятные (для меня) описательные моменты, связанные с работой фотографа-криминалиста. Жанр обязывает опять-таки.
Но есть и завораживающие описания. Людей, природы, погоды, городов.
Людей особенно много. Очень разных. Из прошлого, настоящего. Ныне здравствущих и почивших.
Немало познавательного об Индии, о Болливуде. Какие-то интересные детали, которых в популярной литературе не встретишь.
Есть ощущение, что поначалу автор пишет об Индии несколько свысока, с высоты своей европейскости. По мере развития сюжета, по мере продвижения в глубь страны, интонация меняется.
Повествование ведется от первого лица. Вот такое это лицо:

По наследству в нашем семействе передавалось чувство вины точно так же, как в других семьях из поколения в поколение передаются порок сердца или близорукость. Чувство вины как медленно убивающий яд, капля за каплей...


Неоднозначная книга. Не всякому порекомендуешь. Но выбрасывать не стоит, право.

Лед Бомбея
4 5
* * * * *

Захватывающая и страшная вещь.
Читала в свое время на пляже, между страниц просыпался песок, жгло солнце, но впечатление от льда в книге было сильнее.
Спустя почти пять лет воспоминания очень свежи.

Лед Бомбея
4 5
* * * * *

Чатни по-бомбейски.
Острая индийская приправа, готовится из женщин, мужчин, евнухов-хиджр, детей и змей с добавлением насилия и различных специй. Все ингредиенты промыть муссонным дождем и нарезать ровными дольками с помощью разнокалиберных гангстеров. В приготовлении блюда используются различное колющее и режущее оружие местного производства. Затем следует добавить жару и лед, богатство и нищету, любовь и одиночество. Блюдо щедро посыпать кино и деньгами. Варить на слабом огне, плотно прикрыв крышкой из контрабанды и правительственных агентов.
Вкус блюда на любителя, но многим понравится.
P.S. В который раз я поняла, что Индия совершенно не моя страна.