Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле

В третьей части трилогии Мервина Пика "Горменгаст", романе "Одиночество Титуса" (1959), юный граф становится бродягой и, находясь на грани безумия, скитается по миру в поисках своего древнего Дома. В книгу вошли также начало четвертого романа о Титусе Гроане (но лишь первые страницы, потом почерк автора становится неразборчивым) и повесть "Мальчик во мгле" (1956), имеющая непосредственное отношение к миру "Горменгаста".
Автор Мервин Пик
Издательство Симпозиум
Перевод Сергей Ильин
Серия Горменгаст
Язык русский
Год 2004
ISBN 5-89091-277-1
Тираж 4000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 400
Код товара 9795890912779
355
Магазин »
Нет в наличии
с 12 ноября 2018
История цены:
Средний отзыв:
3.9
Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
4 5

Третья книга о Титусе Гроане оказалась совсем не горменгастовской, несмотря на то, что дух замка где-то таки витал. Ну и атмосфера периодически появлялась нужная. Здесь описано путешествие Титуса по другому миру. Как он туда попал? Почему никто не знает, кто он такой и что есть Горменгаст? А был ли замок и, соответственно, был ли мальчик?

То, что происходит на страницах этой книги, иногда приводит в полное недоумение. Читаешь вроде, читаешь, увлекаешься, погружаешься в этот чудной мир из гротеска, невероятных форм и непонятных отношений, а потом понимаешь, что ни черта ты не понимаешь. Это я про себя, естественно. Какие-то отдельные эпизоды, чьи-то личные истории, некоторые сюжетные линии имеют вроде смысл, но только для себя. Тут этакий текст из лоскутков, которые связаны между собой одним персонажем - Титусом Гроаном. Он тут как некий катализатор, пробуждающий от спячки, отрывающий от привычного, заставляющий задумываться. Он вызывает в других непонятные им порывы. И срывает их с мест, заставляет совершать как свойственные, так и несвойственные им поступки. Он то, что изменяет.

А что же всё произошедшее для Титуса? Ну должен же быть какой-то смысл во всех этих его злоключениях и приключениях! Я, к сожалению, уже не помню кто именно назвал сюрреализм "недоверием к разуму", но это определение мне вспомнилось. Титус действительно сомневается. Он то уверен в том, что он есть и откуда, то погружается в раздумья о том, что, возможно, он сошёл с ума. Он сомневается в том, что он существует. И вот тут я решила, что нужно выстроить хотя бы для себя хоть какую-то логику. Я, к несчастью, более-менее в своем уме. Мне нужен хоть какой-то фундамент. А хоть бы и шаткий. И вот стала для меня эта книга рассказом о том, как Титус меняется, как из мальчика становится мужчиной, как узнаёт себя. Надо было пройти некие стадии этого странного и не всегда понятного процесса - взросления. И Титус проходит - забота других о нём, некое подобие дружбы, первая страсть и любовь, первый секс, жажда двигаться, искать и познавать, враги и друзья, отмщение... Титус проходит то, из чего состоит жизнь. Каждый эпизод - определенный урок. В итоге Титус находит то, что искал. Но не возвращается. Иногда вернуться невозможно.

Мне жаль, что история Титуса так и осталась незаконченной. Что-то там его ещё ждало. Что-то не менее интересное, скорее всего тоже меняющее и его и мир вокруг. Вернулся ли он в итоге в Горменгаст? Что нашёл? Что потерял? Сошёл с ума? Опять заблудился? Нашёл свой путь?

Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
3 5

Последняя страница трилогии дочитана.
Долго не могла приступить к чтению этой книги, так как считала что вторая часть полностью завершает историю замка Горменгаст и её обитателей. И не зря считала. Третья часть заметно выбивается из ряда остальных книг.
У нас есть герой Титус Гроан, который отринул свое наследство и ритуалы, и пустился в путь.
В своем путешествии он будет попадать в совершенно новые места и встречаться с совершенно новыми персонажами: тут и огромный футуристичный мегаполис со светскими фуршетами, и подполье/Подречье, населенное преступниками и революционерами, и совершенно сумасшедший мир, где самым богатым человеком является чокнутый ученый с чудовищной дочерью в придачу.

Титус взрослеет. Он смотрит как живут обитатели других миров, влюбляется первый раз в женщину, обретает и теряет друга, сражается с собственным безумием, ищет ответы на вопрос кто же он все-таки такой.
Апогеем истории станет жуткая сцена, замешанная на жажде мести, насилии и смерти.

Какой-то особой связи (кроме редких воспоминаний Титуса о прошлой жизни) с предыдущими книгами я не уловила. История Горменгаста для меня так и закончилась там, в залитом водой замке.
Здесь же просто рассказана история юноши, который находится в поисках чего-то.
И который в конце пути находит самого себя.

Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
4 5

Первая книга - знакомство. Вторая книга - безмолвие. Третья книга - осколки.

По твердыням Горменаста,-
О мечта моей мечты!-
Грусть со мною бродит часто,
Раз со мной не бродишь ты.

Вот она - причина моего двухнедельного молчания, беспорядка дома, вечно голодных котов и вереницы спутанных мыслей. Я поняла и приняла этот цикл, но не с первого абзаца и даже не с десятой страницы. Моя любовь началась с середины второго тома и закончилась сейчас.
Трилогия "Горменаст" - это мир во власти фантасмагории, мир звуков и безмолвия, сшитых встык, мир внутри мира, где тени вьют гнезда, а коридоры поглощает мрак. История-то весьма необычна, весьма неестественна и совершенно утомительна.
Отдельно хочется выделить, что хрупкость характеров персонажей иронично тонка, а преданность темному и гремучему замку-паутине крушит все вокруг жаждой устоев и ритуалов.
Я видела как с новой силой застучало сердце замка. Я видела темные времена. Я видела мальчика с фиолетовыми глазами, взявшего на себя тяжелую роль наследника.
И как так получилось, что главный герой, Титус Гроан, оказывается один на один с гордостью за родословную и ненавистью ко всему, что олицетворяется Горменастом? Дело в верности. Верности одиночеству. Верности укоренившейся в нем мысли вырваться из застенья уродливого, неестественно-монструозного монумента.

...не питаю никакого желания привязываться еще к одному человеческому существу, особенно тому, что являет собой воплощение непостижимости. Жизнь слишком коротка для такого рода забав, а я никак не могу заставить себя проникнуться хоть каким-то интересом к его духовным проблемам.
Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
3 5

Мервин Пик был уже болен, когда писал "Титус один", поэтому, казалось бы, было бы неправильно оценивать эту книгу. Третья часть приключений семьдесят седьмого графа Горменгаст больше всего напоминает черновик, который должен был позже подвергнуться жесткой редактуре, сцены бы расширялись, персонажи улучшались и проч. Но, к сожалению, ничего этого нет. Поэтому оцениваем то, что есть.

Из мира фэнтези без фэнтези (т.е. эльфов, магов и прочей привычной атрибутики) автор нас переносит... Переносит нас автор... В постапокалипсис. Или в антиутопию? Или НФ? В общем, на смену готическому замку и средневековым платьем приходят автомобили, дирижабли и прочие достижения научного прогресса. И это один из главных минусов книги. Причем выросший в атмосфере глубокого Средневековья Титус, похоже, мало удивляется окружающим его вещам. С исчезновением Горменгаста в книге пропала вся атмосфера, так цеплявшая в первых двух частях. Погрузиться в этот новый мир никак не удается.

Персонажи. Титус с самого начала был, несмотря ни на что, довольно блеклым персонажем и, к сожалению, не улучшился. Кроме того, семьдесят седьмой граф и человеком-то вырос не очень приятным. Вечно мятущийся, не понимающих, чего хочет на самом деле. Он так стремился вырваться из Горменгаста, а теперь с тоской думает о доме и мечтает вновь увидеть стены замка. Удалось, но Титус опять вредничает, поворачивается спиной и уходит, чтобы не возвращаться. Правда, такими темпами, я не удивлюсь, если он потом опять передумает.
Остальные персонажи могли бы быть и лучше. Их мотивация вообще отдельная песня. С какого момента Мордлюк стал лучшим другом Титуса? Чем они вообще так друг другу понравились? Почему любитель различной живности так стремится помогать юному графу? Их первая встреча была более чем холодной. В принципе, это можно сказать и про тройку нищих из Подречья.
Гепара. Весьма истеричная дамочка, которая решила помучить психику Титуса только за то, что он сказал ей, что не любит, а хочет лишь переспать (причем просто говорит! между ними ничего не было!). Да если бы это было адекватной причиной, то довести своих "воздыхателей" до психбольницы, отравить, заколоть и нанести другие физические и душевные травмы могла бы добрая половина женских персонажей литературы и кинематографа!!!! Да и в реальной жизни тоже.

Персонажи прописаны ужасно. Мотивации никакой! Если сравнивать с первыми частями, то там всё было НАМНОГО лучше и правдоподобней. Казалось бы, с чего вдруг Фуксия начала испытывать симпатию к такому гаду, как Стирпайк? Но Мервин Пик четко дает на это ответ. Все поступки персонажей имеют какой-то мотив, они не возникают на ровном месте, в отличие от новых героев. В третьей части нет ни одного персонажа, который был хотя бы в половину так интересен как Стирпайк, Фуксия, Графиня, Доктор, Флэй и многие другие действующие лица первых книг.

Вопросы. Ещё один минус третей части. Невероятное количество вопросов, на которые автор так и не дает ответ. Часть из них я уже написала выше. Кто такой Якорь? Откуда взялся? Его мотивы? Неужели Гепара взъелась на Титуса только из-за его равнодушия? Что за два таинственных полицейских преследовали графа? Что ж он им сделал такого криминального? Эти и многие-многие другие вопросы.

Перевод. Опять перевод имен. Если в "Горменгасте" я ещё закрывала глаза на всяких там Кличборов, Цветрезов и Фланелькотов, то тут это сделать уже не получается да и не хочется. Трезвозник, Треск-Курант, Конц-Клык, Кудель, Акрлсит, Струпмрамор и леди Куросбор!!!! Всё это не лучше чем всякие там Злодеусы Злеи и Невиллы Длиннопоппы!!!

Как я уже писала, книга больше похожа на черновик романа, чем на сам роман. Возможно, это так и есть. Но нельзя сказать, что книга совсем уж плоха. Некоторые сцены получились весьма интересными.

Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
5 5

– Вы сбежали из дому, молодой человек?
– Я ускакал, – ответил Титус.
– Из… Горменгаста?
– Да, Ваша милость.
– Покинув вашу мать?..
– Да.
– И отца?…
– Нет, отца – нет…
– А… так он умер, мой мальчик?
– Да, Ваша милость. Совы сожрали его.

Вот и закончился Горменгаст. Нет его больше и не будет. Титус так и не заглянул за камень. Хнык.
В то время как мне было просто необходимо хоть немного отдохнуть от второй книги (очень эмоциональным был для меня этот опыт), снова мною завладели сроки сдачи, и выбора просто не оставалось. Впрочем, также после эпичного финала "Горменгаста", я никак не хотела расставаться с этим безумным миром (пусть и в сопровождении одного лишь не самого приятного Титуса).
Вот и понеслась.
Эта часть - нечто совершенно иное и, в то же время, неотделимое от остальной серии. Кажется, читаешь не роман, снабженный редакторской правкой и выстроенный по определенной схеме. Нет, словно Мервин Пик что хотел, то и писал, не считаясь с мнением каких-то там простых обывателей. И правильно, надо сказать, сделал (пусть во всем и виновата болезнь).
Как-то сложно из-за этого было вникать в повествование поначалу, но потом я настолько прониклась действием, персонажами, было практически невозможно предугадать, что произойдет дальше. Но это, надо сказать, не слишком важно.
Важно вот что.
Персонажи.
Они, кажется мне, еще страннее обитателей замка. Начитавшись теорий о том, что Титус сумасшедший, я просто боялась браться за третью книгу, Конечно, это было бы очень сильно, но тогда оказалось бы, что все те происшествия, все люди, с их странными и непростыми судьбами были всего лишь помутнениями чьего-то рассудка. И это было бы очень грустно.
Мордлюк и Юнона прекрасны, Гепара (ох уж эти переводы имен) эффектна и ярка, все их поступки логичны и нелепы в одно и то же время, Им веришь, но все равно отдает какой-то сумасшедшинкой, каким-то мимолетным порывом непонятно чего. Хочется гораздо больше узнать о мире: что ж это за фабрика такая, что за летающие шары, что, в конце концов, с эпохой? Когда мы вообще? Но, с течением времени понимаешь, что это тоже не слишком важно (но узнать все равно надо).
В этот раз напряжение создавалось не вечной духотой и близостью смерти - нет, возникало такое тревожное ощущение, как во время чтения антиутопии. Только вот тебе неизвестны правила игры. Может произойти все, что угодно: общество, ученые и полиция отреагируют на твои действия так, как им вздумается, суд будет поражен твоими странностями, а сам не заставит долго ждать с новым неожиданным решением. Ты ощущаешь вкус свободы вместе с Титусом, и все равно тоскуешь по дому с ним же. Такие противоречия вызывает и сам Титус. Вот никогда, никогда у меня не было такого, чтобы персонаж дико выбешивал, но при этом все-таки полюбился. Просто не представляю, как Мервину Пику удалось это сделать со мной.
На самом деле просто не знаю, что написать. Я думала, что без замка все будет очень печально. Да и сам Горменгаст без Фуксии, Стирпайка, Флэя и даже Баркентина будет уже не тот. Разумеется, возможно, что Пик и из этого сделает конфетку, ну да ладно (хотя когда я прочитала первые главы четвертой книги, просто прослезиться захотелось, таким родным уже стал этот противный, казалось бы, замок).
Теперь даже не знаю, какая книга из цикла самая любимая, потому что они такие, черт возьми, самобытные! Не слишком-то проникновенно получилось написать. Но я уже давно ничего подобного к книгам не испытывала. Горменгаст, определенно, останется со мной надолго.

Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
1 5

Это было невыносимо. Просто кошмар какой-то. Давно меня книги так не раздражали.

Не понимаю, для чего надо было издавать третий роман из цикла "Горменгаст", если автор был уже глубоко болен и огромные части романа - это текст ради текста, бред, откровенно говоря.

В этой книге Титус, покинув замок, попадает в некий внешний мир город? страну? параллельную реальность? без названия, где никто о Горменгасте слыхом не слыхивал и где тот находится, естественно, никто не знает. А Титусу ну вот сразу надо домой. Он соскучился. Он ищет. А никто не знает. И всякие нехорошие ученые делают нечто ужасное (что - непонятно) с жителями и животными. Здесь есть свои катакомбы, где скрываются различные маргинальные личности, преследуемые властями (за что - опять же - вопрос).

Нескончаемый сонм диалогов ни о чём. Множество эпизодов, непонятно для чего введённых в текст. Персонажи, тщательнейшим образом описанные только для того, чтобы быть описанными, но не несущие в повествовании никакой смысловой нагрузки.

Персонажи возникают ниоткуда. Связь их с уже существующими порой эфемерна, порой отсутствует вовсе. И снова безумное количество описаний. Такое количество, что за ними теряется та малая толика смысла, что здесь живёт.

Да, я не бросаю книги недочитанными и была за это наказана. Да, идея того, что Титус вернулся к замку и вновь ушёл, не заходя, понятна. Повзрослел мальчик. Но это единственная внятная идея во всей книге. И ей предшествуют четыреста страниц откровенного бреда (ИМХО, простите меня поклонники этой книги).

Я - герой. Я прочитала это. Да, я хотела законченную картину этого мира и я её получила.

В конце издания представлены две первые главы из следующей книги "Титус пробуждается", которая не была написана по причине болезни и смерти автора. Две главы - это всё, что удалось разобрать из-за сложностей с пониманием смысла написанного и почерка, которым это было изложено. Всё это очень печально, автору можно только посочувствовать. Но эта последняя написанная книга цикла здорово помогла мне испортить себе впечатления от первых двух - не шедевров, но вполне себе сносных и годных на почитать один раз. Да. Мне грустно.

Горменгаст: Одиночество Титуса. Мальчик во мгле
5 5

Не смотря на несхожесть сюжетов трилогии о Титусе Гроане, все три части необычайно похожи друг на друга (что совершенно не является минусом), поэтому своё мнение о трех произведениях Мервина Пика я решила объединить в одну рецензию.
Сказать, что это книга стала для меня настоящим открытием – не сказать ничего. Удивление от того факта, что сей гениальный автор известен достаточно небольшому кругу читателей удивила меня, поскольку совершенно справедливо поставить Мервина Пика в один ряд с Толкином.
Если говорить о самом произведение, то первое, что бросается в глаза, что держит вас, заманивает, запутывает и околдовывает – это язык. Удивительно, но в нём действительно можно заплутать, порой приходится возвращаться к тексту снова и снова, чтобы пробраться сквозь нагромождение совершенно блестящих и пленяющих метафор, потрясающих сравнений, пространных описаний и непонятных терминов, за расшифровкой которых приходилось обращаться к словарю. Пожалуй, стиль повествования этого писателя и художника один из самых оригинальных и запоминающихся в моей немалой читательской практике.
Само повествование тянется очень медленно, первые главы «Титуса Гроана» я осиливала с трудом, каждый раз норовясь бросить чтение на середине. Не неизвестно, что удерживало меня и заставляло с затаённым интересом перелистывать страницы. Стоит отметить, что в первых двух частях повествование накатывает как снежный ком, достаточно медленно развиваясь в начале и середине и набирая ход к концу повествования. В итоге, финал читается на одном дыхании. Вообще, последние главы (это относится к первой и второй части опять же) наполнены действиями под завязку. Читатель не может расслабиться не на секунду. Именно в финале все сюжетные линии сводятся воедино и приходят к кровавому финалу. Стоит отметить, что самое повествование расширяется с каждой книгой. Сначала мы видим мир Горменгаста, состоящий исключительно из внешнего люда и жителей замка. Во второй части к этому прибавляются еще и профессора, а третья уже охватывает новый мир, с большим количеством новых людей.
И уж если мы упомянули кровь, то следует сказать, что её будет здесь много. Каждая книга подводит черту под жизнями многих персонажей, и каждая такая черта отдаётся большую в душе читателя, который уже успел привязаться к героям. Перед нами рисуется глубина падения человеческой души, души низменной, безжалостной и пугающей. Стирпайк, пожалуй, относится к тому типу злодеев, которых ненавидишь всей душой, чьи действия заставляют испытывать совершенно реальный страх и омерзение. В этих книгах Стирпайк стал сосредоточением зла, дьявол, посланным на землю, с которым можно было бы вполне легко справиться, если бы не косность жителей замка. Именно Стирпайк приводит в движение сюжет, именно он повелевает судьбами. Конечно, можно сказать, что это, всё-таки, сборный образ, некая квинтэссенция зла, которая ждёт своего воздаяния и над которой должна быть одержана победа. Но только вот в победу над этим злом ты не веришь до самого конца.
Вообще, не смотря на статичность персонажей (за исключением, конечно же самого Титуса), следить за их судьбами необычайно интересно. В душе у читателя просыпается одновременно и жалость, и презрение, к этим глупым (если говорить о сёстрах), погружённых в себя, забывших о существовании жизни и мира вокруг персонажам. С каждой строчкой мы пропитываемся ненавистью к ритуалу, который довёл жителей замка до состояния мумий, чьи сердца и чувства, кажется, уснули. Мы, как и Титус, чувствуем его чужеродность, его удивительную способность затягивать, подобно болоту, человеческие души и тела в черную бездну.
Расписывать философские проблемы, поднятые автором, можно долго, но думаю, понять авторский замысел возможно лишь прочитав все три книги.
Порой повествование кажется наркотическим бредом, становится сложно понять, где здесь реальность, а где вымысел, что происходит в головах персонажей, а что случается с ними в жизни. Особенно этим выделяется третья часть, о которой хочется сказать отдельно. Самая трагическая и самая непонятная. Она воспринимается как чужеродный элемент. Избавься от образа-символа – замка Горменгаст, автор не предлагает ничего в замен. Такое ощущение, что читатель также сросся с замком, как и его жители. Повествование теряет свое очарование, и мы, как и Титус, начинаем скучать по готической громадине. Начало книги «Титус один» кажется абсолютно бессвязным, непонятным, запутанным, бредовым. Нагромождение событий, героев, локаций создает в голове мешанину, в которой разобраться совсем непросто. Но лично я, к середине книги, вновь начал сочувствовать персонажам, привязалась к ним, увлеклась самим сюжетом. Финал получился трагическим, но вместе с тем и внушающим надежду. Жаль, что продолжения мы так и не увидим, ведь книги о страданиях, поисках, мучениях, разочарованиях Титуса, о блуждании его среди болот и топей жизни, о встречах его с удивительными и непонятными людьми оставили в моей душе неизгладимое впечатление.