Картина

Даниил Гранин, лауреат Госпремии России и дважды лауреат Госпремии СССР, в романе "Картина" вновь обращается к проблемам большого общественного звучания. Действие книги разворачивается в России конца XX века. Ответственность перед "малой родиной", памятными с детства местам заставляет героя романа Сергея Лосева совершать неординарные поступки, идти наперекор устоявшемуся мнению большинства.
Автор Даниил Гранин
Издательство Центрполиграф
Язык русский
Год выпуска 2004
ISBN 5-9524-0863-X
Тираж 5000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 400
Код товара 9785952408630
Тип издания Отдельное издание
339
Купить »
Год выпуска: 2004
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.2
Картина
/ Ozon.ru
5 5

Как же жаль, что сейчас так уже не пишут. И как же жаль, что мы не ценим своих писателей советского периода.

В этом году я решила осчастливить участников Новогоднего ФМ своими советами. Но хитрые участники обезопасили себя от моих замечательных советов простой и очень каверзной фразой «не возьму советскую литературу». Под эту формулу при желании можно подогнать львиную долю всей русскоязычной литературы. Я две недели носилась со своими нежно любимыми романами, пытаясь пристроить их в добрые руки. Некоторые удалось, некоторые нет. Но я решила, что те, кто отказались, сами виноваты.

Этих «нехочух», конечно, можно понять. Время такое было, нужно было либо добавить патриотизма и пафоса, либо тебя не печатают и не принимают в Союз писателей. Но некоторые авторы сумели пробить в этой стене брешь и пролезть боком к своему читателю.

Даниил Гранин, безусловно, один из них. Причем тема добавления «кумача» в произведение поднята даже в самом романе «Картина».

Быть может кому-то покажется тема романа скучной, но я уверена, найдутся у него среди современной молодежи свои читатели.
Итак, Даниил Гранин представляет нам руководителя среднего звена во всей красе. Сергей Лосев, председатель горисполкома города Лыков, едет в райцентр на совещание, добиваться дотаций вверенному ему хозяйству. Там он случайно забредает на выставку и видит там картину, пейзаж, на котором изображен старинный дом города Лыкова – дом Кислых в Жмуркиной заводи, который вот-вот снесут, чтобы возвести на его месте филиал фирмы, делающей вычислительные машины. Эта картина настолько поражает Лосева, что он решает купить ее для своего города. После того, как вдова художника дарит Лосеву картину, начинается ее путешествие по судьбам людей.

Каждый человек, который сталкивается с этим пейзажем, становится другим. Даже нет, он становится собой, тем, кем он пришел в эту жизнь – просто человеком, а не председателем горисполкома, учителем рисования, политработником на пенсии. Каждого она заставляет заглянуть к себе в душу.

Лосев решает сохранить Жмуркину заводь и дом Кислых. И вокруг этого его решения и будет развиваться роман. Много людей покажут себя с другой стороны, не с той, какими их знали окружающие. И борьба Лосева будет подобна борьбе с ветряными мельницами, такой бессмысленной она будет казаться всем, а в минуты отчаяния и ему самому.

Но сюжет – не самое главное. Главное язык. Это вам не Донцова, штампующая по роману в месяц и не Э. Л. Джеймс с ее «50 оттенками», тьфу-тьфу-тьфу. Пусть не обижаются на меня поклонники этих авторов, но субъективная шкала литературной ценности произведения в моей голове не дает мне поставить книги Гранина и Донцовой на одну полку. И пусть это высказывание всецело останется на моей совести. Уж если Лосев нашел в себе силы бороться, я как-нибудь переживу недовольство аудитории.

Вот литературная часть в нескольких штрихах.
Много в романе и современного, например, моды на старину:

Разговоры эти Лосеву давно обрыдли, страсть к старине, вспыхнувшая в последние годы, раздражала его какой-то крикливостью - наподобие этого сервированного под старину стола.

Очень иронично подан портрет самого главного героя:

Пора было подниматься, идти, возвращаться во взрослое свое состояние, к Сергею Степановичу Лосеву, облачиться в его костюм, заниматься его нерешенными делами, звонками, бумагами, произносить его словечки... С каким трудом заставлял он этого плечистого дядечку каждое утро делать несколько приседаний, потом надо было его брить, смачивать волосы какой-то польской жидкостью, а лицо немецким лосьоном, надевать белую сорочку, франтоватый московский галстук в косую полоску, туфли на толстой подошве, похлопать его по карманам - ручка здесь, записная книжка, удостоверение, брать папку с бумагами.

Проблема «советизации» всех произведений и пропаганды «светлого коммунистического будущего»:

Боже ты мой, да разве в кумаче дело, как можно так примитивно представлять, если его, Поливанова, голым в бане нарисовать, без его портупеи и значков, значит, он просто будет человек - не советский, значит, все советское осталось в предбаннике?

Красота природы:

Если не считать короткого истока, где Плясва журчала детским ручейком, то всю свою дорогу она трудилась. Тащила лодки, сплавляла лес, плоты, поила деревни, растила рыбу, утят, гусей, лягушек - бесчисленную живность.

Зацикленность нашей жизни:

Двигался не он, а время, и вовсе не вперед и не вверх, и не обязательно развиваясь, - двигалось оно скорее по кругу, как стрелки часов. Время вращалось вокруг Лосева, описывая свой заколдованный круг, свой предел, за который Лосеву лишь иногда удавалось вырваться.


Особое спасибо за образ Любови Вадимовны – местного библиотекаря. Как она, интеллигентный человек, просила Лосева о льготах для себя:

- Спасибо вам, Сергей Степанович. Мне теперь не нужно.
- Почему? Как так не нужно?
- Говорите, говорите, - сказал фотограф, - не наклоняйте головы.
- Мне тогда приходилось... Платить сиделке... Я не могла. Теперь все. Теперь мама умерла. И ничего мне не надо.

Грубить она не могла, не умела. Но грустная вежливость ее зазвучала убийственно.


Чем кончилась история картины и дома Кислых в Жмуркиной заводи понятно будет только в самом конце. А вот для Лосева финал навсегда останется открытым. И тут уж каждый решит для себя сам, прав ли был Сергей Степанович, можно ли было решить все по-другому, где грань между сделкой с совестью и долгом начальника.

P.S. Мой долгий путь к книге здесь

Картина
/ Ozon.ru
5 5

По личным причинам книжка очень и очень близкая. Ну очень близкая.

Власть, деньги, женщины.

Совесть, ответственность, развитие.

Сочетается первая группа со второй? Да нормально всё, вполне себе. Правда, тут как фишка ляжет. С конкретной фигурой "Лосева" - такого сильного лесного животного.

А может и не лечь та самая фишка. А по разным всяким причинам. Главная из которых: чё система желает? Система власти, разумеется. На чём она построена, из чего состоит, меняется ли? Если меняется - по какой причине? Ну и куча других скучных вопросов.

А вообще власть - это единственная возможность для желающих что-то изменить в этом мире в той степени, где защита от дурака - максимальная, а реализация собственных идей - в той же степени максимальная.

Самая же удачная удача - это когда означенные выше две группы ориентиров, совпадают. Ради этого стоило рождаться на свет, стоило.

Книжку - к обязательному прочтению.

Картина
/ Ozon.ru
5 5

Наверно, я не перестану удивляться, как актуальны советские проблемы сейчас! Прошло почти 40 лет, а из всех изменений телефоны и компьютеры! Ну и бизнес появился...
Эта книга о любви. Представьте, что человек забыл, что значит любить. Но произошло чудо. Он вспомнил. И это воспоминание принесет страдание.
Эта книга о чиновниках. Скрупулезно показана работа местной власти. Сколько людей увязло в этой бюрократической машине! А сделать что-то без оглядки не могут, так много над ними начальников, так много скрытых мотивов...
Эта книга о памяти. Как быстро мы все забываем! Мы можем запомнить какие-то вещи, но быстрее всего забываются люди. Только что они были рядом, а их уже забыли.
Эта книга просто о жизни. Она даже символически начинается с роддома и кладбища. Ведь в конечном счете, все именно через это проходят.

Картина
/ Ozon.ru
4 5

Наверно, после аннотации к этой книге не каждому захочется взять ее в руки. Согласно аннотации, это книга про председателя горисполкома из глубинки, который столкнулся с комплексом общественных проблем. Что может быть зануднее? Но книга не об этом, книга, пожалуй, о проблемах, которые есть в любые времена, - и во времена председателей горисполкомов и во времена мэров. Но самое главное, что вот этой самой советской мишуры здесь предельно мало: она слегка "набросана" для создания исторической эпохи, а все остальное это люди, их взаимоотношения.

Ну так вот. Председатель горисполкома Лосев оказывается в непростой ситуации. Благодаря случаю он осознает, насколько большую ошибку чуть не совершил, приняв решение снести старый дореволюционный дом, стоящий на берегу реки. Благодаря счастливому, безусловно, случаю, он вдруг осознает, что этот уже полуразрушенный дом является не просто украшением его города, неотъемлемой частью его пейзажа, но и частью его собственного детства, его воспоминаний и с его разрушением что-то безусловно рухнет в душе Лосева, который честно и добросовестно руководит своим городом.

Но осознать свою ошибку - это одно, а вот как повернуть винтики бюрократической машины на несколько поворотов обратно? Ведь решение о сносе принято. Более того, принято уже и решение о строительстве на этом месте другого объекта. И вот здесь как раз-то и возникает тот "комплекс общественных проблем", упомянутый в аннотации. Оказывается, что изменить что-либо в этом огромном неповоротливом государственном механизме неимоверно трудно, практически невозможно, и не только один человек, а вообще весь город ничего не может изменить, если решение принято. Кого-то эта государственная махина подминает под себя, кто-то сдается, кто-то борется до победного, кто-то предает, кто-то пытается "выехать" на неприятностях коллеги: все как всегда во все времена. Вечные общественнные проблемы...

Произведение написано прекрасным языком. Замечательно прописан образ Лосева, все его сомнения, мысли чувства. Очень красиво создана история Дома и Города, очень много ярких персонажей. Достойная книга.

Картина
/ Ozon.ru
4 5

Настоящая и сильная история. Эта книга о людях и о том, что больше нас всех.
Что мы можем изменить, а что изменит нас? Способно ли на такое искусство, талант? А только одна единственная картина, которая задевает за живое и закрутит большой миханизм целого города?

Картина
/ Ozon.ru
5 5

Хочешь избежать критики-ничего не делай, ничего не говори и будь никем
Прочитала этот роман по рекомендации своей учительницы физики. Было это давненько-сам факт рекомендации помню, никак только не могу восстановить контекст, в который пожелание к прочтению было облечено. Может он и не важен, примечательно то, что Валентине Афанасьевне буду теперь признательна, наверное, до конца дней своих. А еще бабушку с дедушкой расцеловала за то, что не выбросили ни одного номера журнала Новый мир, конкретно номера 1, 2 за 80ый год, в которых роман впервые увидел свет.
Талант Гранина поражает: в достаточно небольшого объема произведении он поднимает сразу несколько тем и прорабатывает их настолько мощно, насколько, на мой взгляд, это, в принципе возможно. Для меня оказалось душеспасительным раскрытие темы руководителя. Сейчас уже нет такой должности как председатель горисполкома, есть мэры, сити-менеджеры, а в общем ЛПР (лица, принимающие решения)-но гранинская трактовка ничуть не побледнела. Для моей подруги, занятой в МЧС, на первое место выдвинулась тема экологии и экологического права. Каждый, думаю, на первом месте видит свою важную здесь и сейчас тему, но при этом ни одна из параллельных линий ни на долю секунды не выпадает из поля зрения. Столица и провинция, физики и лирики, кризис отношений и его преодоление, высший смысл любви, творчества, жизни, смерти, предназначение художника и это еще не весь перечень. Никаких оценок, никаких ярлыков и никакого надрыва-всё это остается читателю.
Прочитав треть романа, я подумала, что очень давно не читала ничего столь же сильного. Конец подвел к мысли, что, пожалуй, еще никогда не читала.
Конечно же, в любимое!