Плаха

Чингиз Айтматов - писатель с мировым именем, классик русской и киргизской литературы, лауреат престижнейших премий. Его книги - "И дольше века длится день...", "Прощай, Гульсары!", "Белый пароход", "Пегий пес, бегущий краем моря" - переведены на десятки языков. Эти романы-притчи стали достоянием мировой литературы. Роман "Плаха", как и многие другие произведения Айтматова, предупреждает о том, что Судный день начался давно - надо только заставить себя это увидеть.
Автор Чингиз Айтматов
Издательство Азбука-классика
Серия Азбука-классика (pocket-book)
Язык русский
Год 2006
ISBN 978-5-91181-534-9 5-352-00714-6
Тираж 5000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 416
196
Магазин »
Нет в наличии
с 27 ноября 2017
История цены:
Средний отзыв:
4.8
Плаха
5 5

Люди пьют на радостях водку и целуют ружья взасос,
И вот волчонок мой самый кроткий пулю взял, как мяса кусок...

Одинокий волк - это круто, но это так, сынок, тяжело -
Ты владеешь миром как будто и не стоишь в нём ничего.

Слова из песни А.Розенбаума "Одинокий волк".

Конечно-же, об этой книге я слышала уже не раз и не два и много лет назад. Но почему-то все никак не могла за неё взяться, думая, что она мне не понравится. А начав читать, не смогла оторваться, пока не были прочитаны последние слова. Книга , на мой взгляд, великолепна , если можно так сказать о том произведении, где каждая строчка сочится несправедливостью, жестокостью и подлостью. Жестокостью людей к друг другу, к животным, к окружающему миру, людской подлостью и бесчеловечностью, циничностью и моральным разложением, и даже написанная много лет назад, она не теряет актуальности.

В романе прослеживаются три сюжетные линии, каждая из которых является цельной и ценной сама по себе, но в конце концов все они взаимосвязаны и слиты воедино сюжетом и общей целью, вскрывая и демонстрируя читателю пороки и проблемы человеческого общества.

Один из главных героев романа Авдий Каллистратов . Неудавшийся семинарист, собирающий материал для газетной статьи о наркотиках и путях их доставления из мест произрастания к потребителю. Несмотря на то, что он вынужден был уйти из духовной семинарии , он продолжает проповедовать идеи добра и человеколюбия, стойко преодолевая все трудности, ища свой путь к вере и Богу, но все его старания докричаться до людей, своими силами попробовать изменить что-то или кого-то априори обречены на поражение, потому как людям хочется жить здесь и сейчас. Через историю жизненного пути и духовного становления Авдия Каллистратова автор стремится показать нам то лучшее , что есть в человеке, напоминая, что порой и борьба одного , как бы безнадежна она не была, необходима для человечества, что без таких вот людей как он, мир, возможно, абсолютно погряз бы в своих грехах, забыв о любви к ближнему и хоть на минуточку отринув все материальное.

Неразрывно с ним , как и с третьей сюжетной линией, представляя собой своеобразное связующее звено, стержень романа, является история семьи волков Агбары и Ташчайнара. История, которую, на мой взгляд, просто невозможно читать без слез и не содрогаясь каждый раз, не сочувствуя им и не вставая на их сторону. Тут , мне кажется, сошлась вся боль и немота животного мира , претерпевающего беды от руки человека. Как говорит автор: животное убивает, чтобы выжить. Человек, как мы знаем, порой и просто ради забавы, ради развлечения играет чужими жизнями и чужими чувствами, не щадя никого и ничего. И расплата может быть самой неожиданной и внезапной, но главное, настигнуть там и тогда, когда совсем не ожидаешь. Читая эту историю, невольно снова и снова приходила мысль: в ком больше человечности и любви , в людях или животных ? И ответ неутешительный, но такой очевидный, что от него страшно становится.

С волками так-же связана и история Бостона Уркунчиева, которая тоже терпит крах , и он, как и Авдий, вынужден отвечать не только за свои грехи, но и за чужие. Хотя казалось-бы: почему ? Ведь он всю жизнь жил честным трудом, работал, как вол и все, чего он добился, что имеет, благодаря собственным усилиям и трудолюбию, желанию жить лучше и сделать все для достижения оного, при этом не нарушая ни чьих законов . Но таких, как он и Авдий , не очень любят. Не любят, когда другие живут лучше, завидуют, приписывая им те грехи, которые имеют сами.

Конечно, уверена, что я не рассказала и толики всего того, что хотел сказать нам автор своим романом, еще раз напомнив живущим о нужных и важных вещах, без которых немыслима жизнь, показав то страшное, что есть в человеке, что каждый предпочел бы не знать, но именно знание , возможно, и есть начало пути к лучшему, к искоренению этого. Ведь чем больше будет неравнодушных людей, помнящих о добре . тем больше шансов у человечества в целом сделать мир хоть чуточку лучше и добрее.

Не скрою, был момент , за который я хотела снизить оценку, но когда была перевернута последняя страница, я поняла, что не в силах сделать это, настолько мощное воздействие оказывают сюжет и текст романа, заставляя задуматься о многом, жить судьбами героев, испытывая всю гамму чувств и эмоций. Очень сильный роман, который рекомендую буквально всем и в обязательном порядке.

Плаха
4 5

Если бы я был большим человеком в издательском деле и решал, что можно включать в репертуар той или иной издательской серии, то этот роман киргизского писателя Чингиза Айтматова я бы однозначно включил в рубрику "Интеллектуальный роман". Это было для меня тяжелое чтение, сопряженное с противоречивыми мыслями, одновременным восхищением стилистики и отвращением к некоторым героям и их деятельности. Могу сказать однозначно, что каждые три читателя из взятых наугад четырех не сможет осилить мощь предлагаемых писателем идей и аналогий.

В некоторых странах изучают этот роман в школе в старших классах. Можно дискутировать, хорошо ли это? Ведь в первой части романа очень подробно описываются пути зарабатывания денег на сборе конопляной чумы в казахских степях. Может, не стоит так откровенно травмировать молодые читательские амбиции наших школьников? Может быть. Но если бы я снова мог влиять на такое решение, я бы выразился по данному вопросу положительно. Ведь в этом романе есть еще очень важные моменты. Ну а сами действия, связанные с миссией, закончились соответствующе и ожидаемо для оптимистов-родителей.

Время выхода в свет этого романа датировано 1986 годом. Это является поистине знаковым элементов. Мир, описываемый Айтматовым уже совсем не "торт". Горбачевское ускорение поначалу давало огромную пищу для размышлений и новых надежд. Но как можно сломать старые стереотипы, возможно ли это? Можно ли так быстро вскрыть нарывы, которые бы как вулканы прорвали бы наше советское сознание? Именно введение в роман "Плаха" диких животных, которые являются здесь главными героями наравне с людьми и помогают не так явно и пессимистично воспринимать читателями те человеческие проблемы, о которых умалчивали газеты и журналы.

Здесь можно проводить много параллелей. Может ли человек опуститься на ступеньку зверя? Каждый индивидуум должен бороться за свое существование, и буквально выгрызать свои успехи, позволяющие ему дальже жить. Автор лаконично нас перебрасывает с точки зрения человека в точку зрения волка и обратно. В итоге мы не видим никакой разницы в обоих мирах, а если еще и эти миры противоборствуют, то это приводит фактически к бесконечной борьбе миров: не только миров животных и людей между собой, но и любых отдельно взятых миров в частности. Как сложен и несправедлив этот мир! Сюда глубоко вплетены философско-социальные идеи и среднеазиатская древняя мифология.

Многие читатели в начале романа встретятся со знакомой нам по Булгакову историей о судьбоносной встрече Понтия Пилата и Иисуса Христа. Здесь есть отличия от уже имевшихся версий, кроме того мы видим здесь общение-дискуссию на равных, читателю предоставляется возможность встать на ту или иную сторону, посмотреть иначе на предлагаемую Айтматовым позицию Иисуса Христа. Зачем этот экскурс был встроен в роман? Вопрос! Ну, конечно же не для того, чтобы сравниться в мощи с Михаилом Афанасьевичем. Насколько я понял, это сделано для того, чтобы показать читателя неновизну этой вселенской борьбы. Она была, есть и будет всегда. Критика советской системы здесь прозвучала как два резких удара гонга. Построенные нам образы древних героев помогают построению в нашем сознании картин несправедливости по отношению к невластьимущим.

В "Плаху" введен также очень необычный главный герой Авдий Каллистратов. Бывший слушатель духовной семинарии, теперь же удивительным образом изменивший свою жизнь, работая экстремальным журналистом. Трагичная судьба уже теперь антирелигиозно настроенного Авдия, поехавшего на миссию, преследуя совершенно нестандартные цели, выстроена настолько пронзительно, что не каждый читатель сможет выдержать без трепета читать об этом. Его внутренний мир и совершаемые поступки - это совершенно отдельная тема для разговора, дискуссию о которое можно проводить многие-многие часы. Одна только легенда-миф о грузине Гураме Джохадзе, активно борющегося против влияния Советской власти в Грузии, дает нам целую пищу для размышлений. И, ведь, восхищению Авдия здесь не было предела, может, именно этот факт помог ему принять свою судьбу именно таковой, какая она есть.

И это только начало моих мыслей. Можно написать целую книгу об этой книге. Я практически уверен, что абсолютно каждый читатель воспримет этот роман по-своему, по-другому, найдя здесь свои зацепки, "карабкаясь по отвесной скале к вершине" - пункту окончания повествований романа. У каждого будут свои сумбурные мысли, свои мнения, свои приводимые цитаты и незаконченные размышления. А ведь есть еще Кандалов со своей шайкой и его жестокие действия, Акбара и Ташчайнар - волки, являющие тут главнее всех главных героев, охота зверей и за зверьми, чабан Бостон со своей историей, бесшабашный Базарбай. В каждой из плавно проходящих мимо нас микроисторий сильная развязка не является окончанием, а только добавляет одну очередную каплю давлея на наше подсознание, пододвигая нас к мысли о глобальной физической и моральной гибели человечества, если мы будем двигаться теми же темпами дальше.

Очень сложный и многослойный роман, достойный для проверки уровня нашего интеллектуального сознания и мироощущения. Такое повествование написано точно не для однократного прочтения. Неожиданно!

Плаха
5 5

"Я когда-то был псом, благородным, с гербом на флаге,
Но собачий закон охраняют всегда дворняги!
И теперь я в бегах, в пене, в мыле, в крови, в азарте:
Волчий Бог в облаках намечает мой путь по карте..."

(С) Максим Леонидов "Волки"

Чингиз Айтматов и его самый знаменитый роман "Плаха" обходили меня стороной вплоть до нескольких последних дней. Мое знакомство с писателем началось в этом году, в рамках игры "Открытая книга". Я прочитала тогда его повесть "Джамиля" (кому интересно, под ссылкой я оставила рецензию на ту книгу). Хотя сравнивать эти две истории язык не повернется. "Джамиля" - это добрая и светлая история о любви. В "Плахе" же каждая строчка пропитана болью, жестокостью и несправедливостью мира. Вне всякого сомнения пронзительная и драматичная история. Как по мне, ее стоило бы изучать в школе в рамках курса мировой литературы. Кто-то скажет, что это травматично для психики детей. Уж точно не более, чем Достоевский со своим "Преступлением и наказанием", Толстой с "Анной Карениной" и романом "Война и мир" "Портрет Дориана Грэя" Уайльда и "Парфюмер" Зюскинда, которые мы читали в старших классах историко-филологического направления в лицее. Так что уверена, что читать бы стоило. Читать и анализировать. В романе много символов и вообще есть над чем задуматься.

Помню, когда мы читали "Мастера и Маргариту" (тоже, кстати, не самое безобидное для хрупкой подростковой психики произведение, если на то пошло), мы рассуждали о триединстве сюжета. История Иисуса и Пилата - Воланд и свита в Москве 30-тых годов - Линия Мастера и Маргариты. Все три, идя параллельно, в конечном счете пересекались и сливались воедино.

В "Плахе" мы в общем-то сталкиваемся с тем же самым. И даже история Иисуса и Пилата на этих страницах тоже есть, правда в совсем иной интерпретации. Чингиз Айтматов, опубликовавший свой роман в 1986 году, видит эту историю в совсем ином свете, нежели Булгаков, бывший современником революции, гражданской войны, репрессий тридцатых годов и умерший тогда, когда в Советском Союзе шел предвоенный год.

Первый главный герой - это Авдий Каллистратов. Он бросил духовную семинарию (тем не менее, продолжая идти по пути Бога, хоть и иначе) и стал журналистом, расследующим экстремальные преступления (это прежде всего касается наркоторговли. Между прочим, уж очень подробно описаны моменты с выращиванием конопли...).

Вторая сюжетная линия, связывающая воедино весь роман - это линия волчицы Акбары и волка Тошчайнара. Она столкнулась с абсолютной жестокостью, на которую способны только люди. Звери убивают, чтобы выжить. А вот люди... нам с вами известно, что люди нередко убивают по совсем иным причинам - власть, богатство, слава, а то и просто развлечение... В этой книге звери показаны порою человечнее людей. И хочется встать вместе с ними бок то бок и сражаться с их обидчиками.

Третья сюжетная линия о Бостоне Уркунчиеве, который всю жизнь трудился и работал, обладал праведным сердцем, прямым характером, открытостью и правдивостью. Его история даже несправедливее того, что произошло с Авдием, честно.

Иногда мне кажется, что повесть "Джамиля" и роман "Плаха" написаны разными людьми. Первый - романтик и идеалист, второй - жесткий реалист, разочаровавшийся в жизни и людях. Хотя вот эта цитата навевает мысль, что разочарование не является абсолютным:

Казалось бы, сколь ничтожны люди – гадят, мочатся, совокупляются, рождаются, мрут, вновь рождаются и мрут, сколько низостей и злодеяний несут они в себе, и среди всего этого отврата и мерзости откуда-то вдруг – провидение, пророки, порывы духа.


Многие считают, что в этом романе исключительно его время - восьмидесятые. Так оно и есть, но роман и сейчас не потерял актуальности, а многие мрачные и ужасные вещи, предсказанные в нем, воплотились в жизнь в еще более худшем виде, чем предполагал автор. Потрясающий роман. Я даже думаю купить ее на бумаге и перечитывать.

Плаха
5 5

Данный отзыв будет являться, скорее, робкой попыткой осмыслить роман Ч.Т. Айтматова «Плаха». Робкой – поскольку книга таит в себе настолько одновременно глубокий и широкий затекстовый смысл, что разбору романа могут быть посвящены полноценные научно-профессиональные работы филологов-литераторов. И, наверное, еще не одно поколение соискателей сможет защитить свои диссертации по великому наследию киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова…

В произведении четко вырисовываются три сюжетные линии, каждая из которых претендует на самостоятельность и законченность. Однако все три составляют единое целое, поскольку крепко связаны средней историей. И однажды переплетясь между собой, уже невозможно определить, какая из них является началом или концом другой истории…

Но не бывает изолированных судеб, нет отделяющей судьбу от судьбы грани, кроме рождения и смерти. А между рождением и смертью мы все переплетены, как нити в пряже.


Сюжетная линия 1. Авдий Каллистратов – недоучившийся студент духовной семинарии, корреспондент газеты. Но кто он на самом деле?

Если обратиться к этимологии его имени, можно узнать, что Авдий с древнееврейского означает «служитель бога». Не смотря на осмысленный отказ героя от духовного сана, Авдий продолжает проповедовать в миру. Его зачастую неумелые и всегда неуместные проповеди – это воззвание к совести человека, к его духовной сущности.

… и теперь понимал, что, уйдя из семинарии, расставшись с официальной церковью, в душе он оставался проповедником и что нести людям слово истины и добра так, как он понимал его, – самое великое, что он мог бы совершить на своем жизненном пути.


Если и было второе пришествие Иисуса на землю обетованную, то случилось оно в лице Авдия. И хотя события разворачиваются спустя 19 веков, современный божий сын добровольно выбирает себе ту же самую участь, что и его предшественник. Он – новая форма бога-мученика, несущего голову на плаху ради недостижимой идеи – любви к ближнему своему.

И я буду искать новую, современную форму Бога, даже если мне никогда не удастся ее найти…


Сюжетная линия 2. История волчьей пары Акбары и Тошчайнар, пытающейся вырастить собственное потомство.

Волки – представили хищного мира животных. Но в отличие от людей они убивают только ради того, чтобы прокормиться. Так, сцена с массовым уничтожением людьми диких сайгаков повергает в ужас читателя. Мы понимаем, что волк никогда не станет убивать впрок или ради забавы. За это мы прощаем хищную сущность волков.

И если Тошчайнар олицетворяет животный мир (он быстрый, сильный, отважный зверь), то Акбара – единое воплощение в волчьем теле всех несчастных женщин на земле. Ее душераздирающий вой – плач матерей по своим погибшим детям. Что может быть печальнее его?

Чем больше бед приносят люди Акбаре, тем больше она очеловечивается. И, соответственно, тем больше становится понятным ее ярость, боль и отчаяние.

Акбара тоже выбирает свой крест, когда понимает, что в жизни ее уже тоже больше ничего не держит. Ее плаха – пуля от руки ненавистного человека.

Сюжетная линия 3. Жизнь Бостона Уркунчиева подчиняется общечеловеческим ценностям – честности и трудолюбию. Бостон – совесть киргизского народа. Его идеи – передовые, без умысла собственной наживы, сердце – горячее и любящее, язык – смел и правдив.

Именно поэтому трагедия Бостона кажется самой несправедливой. Он оказался заложником обстоятельств, последним звеном в длинной цепочке людской ненависти. И Бостон со всей горячностью тоже идет на плаху, расплачиваясь тем самым за совершенный роковой выстрел.

… весь мир до сих пор заключался в нем самом и ему, этому миру, пришел конец.


Драматизм романа заключается еще и в том, что ни один отрицательный герой романа так и не понес наказания за свои злодеяния: ни гадкий Базарбай, ни бесчеловечный Гришан, ни антихрист Обер-Кандалов. Про их дальнейшую судьбу автор целенаправленно умалчивает. Зато все положительные герои потерпели крах надежд. С одной стороны, их можно считать проигравшими, с другой стороны, все они – победители, поскольку остались преданны своим жизненным принципам.

Отдельного размышления заслуживает беседа Понтия Пилата с Иисусом перед его распятием. Думаю, в диалоге двухтысячелетней давности заключается вся мудрость романа – добровольное принятие собственной казни из-за неумения отступиться от морали и долга.

Основной проблемой всех бед в произведении выступают человеческая безнравственность и духовная бедность. Бездушные люди способны на самые подлые и отвратительные поступки… Но, на мой взгляд, Айтматов все равно не потерял веры в человека.

Казалось бы, сколь ничтожны люди – гадят, мочатся, совокупляются, рождаются, мрут, вновь рождаются и мрут, сколько низостей и злодеяний несут они в себе, и среди всего этого отврата и мерзости откуда-то вдруг – провидение, пророки, порывы духа.
Плаха
5 5
Как трудно рождалось в человеке человеческое...

Ох, как давно я не читала такой пронзительной литературы. Книга пронизана болью, несправедливостью, отчаянием и печалью...Начиная от трагедии волчьей семьи и заканчивая трагедией семьи человеческой...
С одной стороны роман глубоко философичен:

А как тесно человеку на планете, как боится он, что не разместится, не прокормится, не уживётся с другими себе подобными. И не в том ли дело, что предубеждения, страх, ненависть сужают планету до размеров стадиона, на котором все зрители заложники, ибо обе команды, чтобы выиграть, принесли с собой ядерные бомбы, а болельщики, невзирая ни на что, орут: гол, гол, гол! И это и есть планета. А ведь ещё перед каждым человеком стоит неизбывная задача – быть человеком, сегодня, завтра, всегда. Из этого складывается история.

А с другой - очень религиозен:

… смысл существования человека в самосовершенствовании духа своего, — выше этого нет цели в мире. В этом красота разумного бытия — изо дня в день все выше восходить по нескончаемым ступеням к сияющему совершенству духа. Тяжелее всего человеку быть человеком изо дня в день.

И даже не смотря на некоторую проглядывающую "советщину" - это мне ни сколько не помешало.
Не могу сказать, что я получила удовольствия от чтения. Это то же самое, если бы я получила бы удовольствие от чьей-то личной трагедии. Такие книги читаются не для удовольствия, а для переосмысления некоторых жизненных моментов. Для осознания того, что жить нужно честно, открыто (в первую очередь перед самим собой), перед людьми и перед Богом.
Читать такую литературу необходимо! Но, мне кажется, чем позже, тем лучше. Если бы я прочитала эту книгу лет в 16-20, я бы ничего не поняла.

Плаха
5 5
Среди всевозможных встреч и разлук хоть раз в жизни случается то, что не назовешь не иначе как встречей ниспосланной Богом. [...] Весь исход встречи зависит уже не от Бога, а от самих людей.

   Не была уверена, найду ли нужные слова, передающие полноту тех чувств, которые были испытаны при прочтении этой книги. Потому что этот шедевр охватывает и рассказывает своему читателю не столько многое, сколько именно важное, хотя и одновременно такое простое, то, что окружает нас вокруг и то, чем мы интересоваться бы не предпочли, так как проще закрыть глаза. А в романе показаны судьбы двух именно неравнодушных к положению вещей людей, совершенно разных по своим мировозрениям и в своих целях, сломанные жизни которых связаны степной волчицей Акбарой. Это - Авдий Каллистратов, бывший семинарист, а теперь перевозчик анаши под прикрытием, и Бостон Уркунчиев, успешный передовик, ради справедливости не пригибающийся перед властью начальства, но своими успехами вызывающий много зависти и осуждения. Этим двум людям не суждено встретиться и узнать, что борются они, по сути, за одно и то же - сделать мир чуть лучше не столько для своего блага, как для более счастливой жизни других.

   Откровенно скажу, что если б знала, о чем эта книга, я бы не решилась ее читать - да, она восхитительно интересна, но настолько садняще душераздирающая, что временами казалось, что не хватит сил дочитать до следующего абзаца. Особенно невыносима жизненная линия волков - столько горя натерпелась волчья пара от рук беспощадного человека и тем не менее, они сражаются с любыми условиями как могут.

   В сюжетных линиях романа собрана вся горечь несправедливой жизни, где время от времени пробивают лучи надежды в будущее человека. Сколько гибнет невинных душ, насколько мера злости перевешивает чистую толику добра и возможно ли сдвинуть с мертвой точки то, что накапливается благодаря медленно озлобляющемуся человечеству? Есть такая надежда, пока не переведутся такие люди как Авдий и Бостон.

Плаха
4 5

Вроде бы книга о волках, но пока волки по велениям судьбы кочуют с одного места на другое, пока они раз за разом теряют свое потомство, мы следим и за жизнью людей, которые встают у них на пути. Из-за этого появляется смешанное чувство. Вроде читаешь художественный роман, но иногда все превращается в какой-то поток сознания. И уже не понимаешь толком, то ли это происходит сейчас, то ли человек уже вдался в воспоминания, и рассказывает уже свою историю.

Каждый человек, каждое существо, судьба которого выведена на первый план в той или иной главе, задевает по своему. Это Авдий, который с чистыми помыслами хотел хоть как-то переделать этот мир. Но ума ему явно не хватало. Слишком он был доверчив, наивен. И то, как все завершилось, убивало. До последней страницы надеялась, что все еще сможет перемениться, исправиться. Это Базарбай, который больше похож на гопника. Судьба его пришла к логическому завершению, и жаль, что за это пришлось платить другому человеку. Ну а Бостон (это имя)... очень его жаль. Потерять ребенка таким образом - это ... даже представить сложно.

Вернусь к волкам. Никогда не подумала бы, что в волчьих стаях может быть настолько развито чувство семейственности. Об этом часто говорят, но чтобы так... как будто можно к ним подойти, поговорить, а они все поймут. И к волчатам своим они чувствуют то же, что и мы к своим детям. И скорбь у них может выливаться по разному. И в оцепенение, и в месть и в слезы. Может просто автор так хотел передать...

Плаха
5 5

Очень глубокое произведение и актуальное по сей день. Все в нашей жизни взаимосвязано и ничего не происходит просто так. Иногда зверь человечнее царя природы. И природа умеет мстить. Один человек не в силах сделать ничего, не в силах изменить жизнь тех, кто не хочет меняться. Мученическая смерть- результат того, что на земле ты прошёл правильный путь. Так говорят. А как на самом деле? И почему иногда страдают совсем невинные? Я не беру во внимание Бостона, мы не знаем всей его истории. Хотя прослеживая его линию видим, что этот человек не делал ничего плохого… Его нельзя было наказывать таким образом… И его сын… Это несправедливо, но если смотреть на события нашей жизни, справедливости нет вообще. И никогда не было. Её не бывает.
Айтматов интеллигентен. И этим он меня подкупает. Всю черную сторону он сумел описать через литературное слово, но так, что прочувствовал и понял. До боли. До дрожи. До слёз…
Круговорот событий, меняются картины, и вот кажется, что должно что-то наладиться, должно что-то измениться…Вот-вот Авдий обретёт счастье, но что-то срывается в последний момент… А, может потому и срывается, что у Авдия свой путь и покой это не для него… Мы опять же, этого не знаем… Но только всегда такие люди были непринятыми и непонятыми нашим обществом. Будь то времена, описываемые Айтматовым, будь то наше время. Но ведь есть на свете ещё такие чудаки… Но только почему всё-таки за Акбару сердце болит больше…
У каждого в романе своя плаха. Каждый попадает на неё своим путём… Но жизнь не меняется, так зачем всё это? Когда убийцы сайгаков, Базарбай, торговцы наркотиками ровным счетом ничего не осознали? Зачем идти на плаху если жизнь не меняется?
Эти смерти не нужны, как не нужен материал для газеты Авдия…
Роман оставляет много вопросов. А ещё заставляет думать. Эта та вещь, которую невозможно осознать с первого раза, к ней надо возвращаться снова и снова…

Плаха
5 5
От прозы Айтматова мороз пробегает по коже. Оторваться от чтения невозможно, хотя роман длинный, но читается на одном дыхании. Становится дико и жутко от безумия людей, от нечеловеческой жестокости происходящего вокруг, от жалости к немногим честным людям и чудовищной несправедливости происходящего...
Такие серьезные произведения надо читать, нельзя жить только легким однодневным чтивом. Романы Айтматова шрамами остаются в душе, но они же и воспитывают ее.