Нет золота в Серых Горах

Анджей Сапковский буквально ворвался в «умы и души» российских любителей фантастики совсем недавно, но его произведения уже признаны абсолютной классикой фэнтези. Однако Сапковский — не только автор любимой всеми нами саги о Цири и Геральте и потрясающих, талантливых рассказов. Помимо этого его откровенно ехидному перу принадлежат многочисленные статьи по истории жанра фэнтези, в которых он дает творчеству и творениям своих собратьев по перу КРАЙНЕ ЯЗВИТЕЛЬНЫЕ ОЦЕНКИ. Читать эти статьи— едва ли не интереснее, чем даже лучшие из романов Сапковского. А еще интереснее — знакомиться с его впервые издающимся на русском языке «БЕСТИАРИЕМ» — ВЕСЬМА познавательным и ВЕСЬМА ироническим «путеводителем по миру мифических и магических созданий». Не верите? Прочитайте — и проверьте сами!
Автор Анджей Сапковский
Издательство АСТ
Язык русский
Год выпуска 2001
ISBN 5-17-011011-1
Количество страниц 384
Код товара 9785170110117
51
Магазин »
Нет в наличии
с 3 мая 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.5
Нет золота в Серых Горах
5 5

И всё это - обратите внимание! - написал субъект, фабрикующий "Ведьмаков"!



Начну с абсолютно субъективного высказывания, но, пожалуй, это лучшее из того, что я читала у пана Анджея. Возможно, потому, что вообще к публицистике отношусь с бо́льшим доверием. Здесь автор говорит отчётливо и по делу, да ещё и ого-го как говорит, - брызгая слюной и стуча кулаком по столу. Резко и даже местами грубовато, но целенаправленно, страстно и язвительно, - вот как написана эта статья, или, скорее, сборник заметок. Пляшет автор от тезиса, высказанного неким критиком, что мол фэнтези - это убогий жанр. И поначалу кажется, что автор с этим согласен и с этой позиции излагает краткий ликбез по истории жанра (не без ироничных замечаний), разбор авторов по косточкам (никого не пощадил, ей-богу, даже Профессору досталось), в отдельной главе предаётся рассуждениям о современном состоянии польской фэнтези (впрочем, некоторые моменты не чужды и нашей, "москальской"). Хотя, признаюсь, местами у меня зубы сводило от мужиковатого йумара и авторского цинизма, - но в этом случае и правда есть повод поплеваться. Потому что вывод в конечном итоге таков: если критики считают фэнтези убогим жанром - винить в этом нужно не критиков, а тех авторов, которые этот жанр опошлили и извратили. А ведь стоит бросить беглый взгляд на книжные лотки или прошвырнуться по самиздату, и хочется плеваться ядом вместе с автором. И ещё - важно, что вот он всех поругал, но и на себя "белого пальта" не стал надевать. Плюс сто очков автору за скромность на грани самокритичности.
В общем, не думала, что способна сказать такое, но правда - хочется взять и звонко расцеловать пана Анджея в обе щеки.

Как бонус - ценный мастер-класс. Аффтарам к обязательному прочтению, а некоторым особо талантливым - к перечитыванию:

Нет золота в Серых Горах
3 5

Мною понято, что:
1.Фэнтази берет свое начало из легенд про короля Артура.
2.Толкиен один из мэтров, кто дал хороший толчок развитию жанра.
3.Урсула Ле Гуин первая кто что-то написала обойдя раннее использованные каноны.
4.Снова-таки Ле Гуин посеяла зерна женского фэнтази.
5.Многим авторам мужчинам, которые пишут про женщин нужно обратиться к сексологу.
6.Многим авторам женщинам, которые пишут про мужчин нужно обратиться к сексологу.
7.С польской фэнтази нужно быть осторожной.
8.В Серых Горах золота нет.

Нет золота в Серых Горах
5 5

Я очень удивился, когда понял, что посоветовали мне не художественное произведение, а по сути, сборник статей. Удивился и решил, что это должно быть интересно. Книга разбита на несколько частей, для начала я буду рассматривать часть, давшую название всему изданию. Анджей Сапковский здесь выступает не в роли писателя (очень даже успешной для него), а в роли сурового критика. И даже, скорее всего, не критика, а скорее читателя. Роль критика далась поляку легко, однако это не означает, что он бездумно сыплет обвинениями, вовсе нет. Все его доводы подкреплены рассуждениями, фактами, мыслями, он ничего от нас скрывать не хочет.

Прежде всего, пан Анджей набрасывается на тех, кто считает жанр фэнтези более слабым, чем жанр научной фантастики. Ну, и он прав, я считаю. Каким образом бластер может быть лучше огненного шара? Ответ ясен – никаким. Фантазии могут завести человека куда угодно, и в другую галактику, и на таинственный остров. Между ними нет никакой разницы.

А когда с этими разногласиями покончено можно поговорить и об отношении критиков ко всей фантастике в общем. Ни для кого не секрет, что это отношение неуважительно и наплевательское. Дескать, всё это чистой воды бред бессмысленный. И тут поляк пытается объяснить, почему так получилось. Я считаю, Сапковский хорошо поработал, подвёл под свои рассуждения неплохую базу. Он рассуждает о зарождении жанра фэнтези, о первых произведениях. В итоге, он подводит нас к мысли, что основная масса фэнтезийных книг построена по прототипу Легенды о Короле Артуре. В частности, «Смерть Артура» за авторством Мэллори является этим прообразом жанра. Сапковский плотно прошёлся по первым серьёзным представителям жанра. Ясное дело, удостоился внимания Толкин и его «Властелин колец». Поляк называет Толкина самым интересным и своевременным представителем писателей, поддавшихся архетипу «Легенды об Артуре». Сапковский считает, что Толкин создал свой собственный архетип, которому нынче следует большинство авторов. Именно это бестолковое следование типовому написанию книги и губит жанр, так считает поляк, и с ним сложно не согласиться. Он говорит, что писатели не вдумываются в то, что пишут, что главным образом они хотят насытить аудиторию жвачкой, которую масса фанатов будет читать и приходить от неё в восторг. Получается, что виноваты и читатели, которые не хотят размышлять, а хотят просто читать о том, как главный герой будет убивать злодеев и, походя, соблазнять женщин. Вот по поводу женщин и всяческих сексуальных аспектов Сапковский тоже паровозом проехался по некоторым авторам, в частности авторам цикла о «Конане» и даже зацитировал где-то Кинга с его прямолинейностью в этом вопросе.

Также не остались в стороне и авторы многотомных циклов, их Сапковский тоже обвинил в наглом заработке денег, при этом не забыл упомянуть и себя со своими семью книгами о Геральде и Цири. В этом разделе тоже пострадали многие авторы, такие как Желязны, например.

Много внимания уделено «дамскому» фэнтези, а конкретно Урсуле Ле Гуин. Точнее, «пани Урсулу» он всячески хвалит за её неподверженность стереотипам и мужество, хотя не обошлось без злой иронии, конечно же. А вот остальные женщины-авторы похвалы не удостоились.

Большой раздел уделён польской литературе, её фэнтезийному ответвлению. Сапковский уверяет, что плачевное состояние этой самой литературы вызвано ужасным отношением издателей к зарубежным качественным авторам. Он совершенно логично говорит о том, что смотря на плохие примеры, ничего хорошего написать не получится. Очень много он говорит о «славянском фэнтези» в польской литературе, ругает это явление, а вернее объясняет, что в данный момент это нисколько не славянское фэнтези, а просто переименование персонажей артуровского архетипа на польский лад.

Читая Сапковского, чувствовал я себя не совсем уверенно. С одной стороны, он рассуждает логично и верно, и большинство его тезисов мне понятны, и я даже считаю их верными, а вот с другой стороны, я ведь всё равно читаю и буду читать таких авторов, как Джордан, Батчер, Мартин, Ротфусс, тех кто строчит многотомные саги. И пусть кое-кто из них очень походит под описание Сапковского и его ядовитой критики, но они мне нравятся. Это странное чувство, ощущаю себя, как бы находящимся на грани. То ли я действительно с таким удовольствием читаю низкопробную литературу, то ли пан Анджей слегка перегнул палку и не все ндадцатые тома этих авторов так уж плохи. С другой стороны, я чётко знаю, где проводится моя граница нечитаемых авторов, также чётко знаю, что я в книге смогу принять, а что нет. И потому, не смотря на издевательские замечания Сапковского, не перестану читать нравящихся мне авторов.

Но я чуть не забыл. В книге также присутствует статья полностью посвящённая Артуру, Мерлины и остальным. А также интереснейший «Бестиарий»! Это замечательное описание различных существ, которые периодически появляются как в книгах самого Сапковского, так и у других авторов. Очень любопытная вещь.

В общем и целом статьи показались мне иногда чересчур язвительными, а учитывая общий градус критики в них, это самое «чересчур» значит, что можно хвататься за голову. Поляк разносит всех в пух и прах. Читать было интересно, вдумываться в смысл иногда страшновато. Однозначно это просто необходимо для прочтения многим нынешним российским, да и зарубежным, авторам.

Флэшмоб 2013 4/13

Нет золота в Серых Горах
4 5

Пан Анджей ехиден, злобен и чертовски правдив. И не только в критических статьях, где подобный стиль чуть ли не обязателен, но даже и в довольно серьезном эссе (чего только одни источники стоят) и написанном "в классическом стиле и в классической манере" мифическом Бестиарии.
Не могу сказать, что с одинаковым удовольствием прочитала всю книгу целиком, но в качестве критика и эссеиста автор "Ведьмака" пришелся мне больше по душе, а некоторые статьи не помешало бы раздавать современных авторам. Хоть и прошло почти двадцать лет, и я не знаю, как складывается ситуация в Польше, но мы традиционно несколько отстаем с приобщением к осуждаемой и критикуемой массовой "культуре"

Нет золота в Серых Горах
5 5

Начну со статьи, давшей название этому сборнику. Жанр публицистики позволил пану Анджею в полной мере раскрыть свой талант к написанию всяческих острот и колкостей. А ведь у него это замечательно выходит! Большая концентрация юмора и иронии по Сапковскому на таком малом количестве страниц.
Пан Сапковский обозначил все проблемы и недостатки жанра фентези, кратко прошелся по творчеству собратьев по перу, объяснил почему поклонникам научной фантастики стоит забыть про свой снобизм по отношению к поклонникам фентези и провел пару весьма забавных экспериментов.

А самое главное, что все это написал субъект, фабрикующий "Ведьмаков"!!!

Мир короля Артура - это тот "волшебный пинок", который мне так давно был нужен, чтобы в полной мере познакомиться с этой легендой. Статься очень полезная, информативная, увлекательная и вовсе не нудная! Фанатам саги о Ведьмаке любопытно будет узнать, сколько всего пан позаимствовал из артурианы.

Бестиарий - весьма полезная штука. Я узнала как различные существа назывались в разных культурах и мифологиях, а еще выучила замечательное слово хохлик.

Ни шагу без карты! - тоже своеобразный пинок в адрес собратьев по перу.

Нет золота в Серых Горах
5 5

Что ж, дочитала эту книгу в рекордное время.
Точнее - раздел, посвящённый именно статьям Анджея Сапковского о фэнтези.
Очень познавательно. Пан Анджей как всегда порадовал. Поражаюсь его разносторонней развитости.
В Серых Горах золота нет, золото стоит искать, обращаясь к своему уму и знаниям.
Всем советую почитать. В частности тем, кто собирается писать фэнтези. Не пожалеете.

Нет золота в Серых Горах
5 5

Бесконечно изящная и ядовитая книга о том, как надо писать фэнтези, а как его всё-таки лучше не писать.

Очень ироничная, совсем не добрая и абсолютно прекрасная. Собственно, если ориентироваться на качество среднестатистической фэнтези-книжки, то отсутствие доброты в данном случае очень понятно.

Расписываюсь в абсолютной любви к.

Нет золота в Серых Горах
5 5

Бумага все стерпит, в отличие от разума читателя. Так что, если вы задумали увековечить свои фантазии в письменной форме, будьте крайне осторожны в своих высказываниях. Еще задолго то того, как Мастер Ужасов посмеялся над пейсательским талантом автора изумительной книжечки, в литературных кругах любили побольнее уколоть братьев по перу.

И так, перед нами сборник критических эссе о написании литературных произведений в стиле фэнтези. А точнее, о чем следует подумать будущим писателям. Колко и с юмором пройдясь по современникам и их произведениям, пан Сапковский в примерах изложит основные ошибки и стереотипы. В моих мечтах, я надеюсь на продолжение этих эссе. Все таки термин Мэри Сью появился чуть позже. Да и нынешние романы оставляют желать лучшего ( особенно те, что про вампиров).

Но это еще не все, кроме этого вы сможете прочитать размышления о том, от куда все таки пошло фэнтези и кого можно назвать первооснователем этого жанра. И собственно какие произведения можно причислить к этому стилю.

Отдельным особняком стоит " Мир короля Артура". Вполне серьезное исследование легенды в ее известный вариациях. Суть работы сводится к тому, что все фэнтази происходит из легенды о короле прошлого, настоящего и грядущего. Но даже не смотря на это, данная работа будет интересна тем, кто хочет начать читать Легенду, и не знает с чьей интерпретации начать. + отдельное описание персонажей .

 Стрыгами становились : седьмой ребенок в семье, дети, умершие без крещения, дети, зачатые во грехе, особенно инцесте, а так же дети атеистов. Ну и сами атеисты. Особенно такие, через трупы которых перепрыгнула  черная кошка


И для поклонников Саги о Геральде и Цири присутствует бестиарий. Как же его не хватало в процессе чтения! Да, сии трави были описаны в произведении , даже можно было понять их повадки из текста. Но как же хотелось прочитать о них подробнее. Так что наверстываем упущенное. Особенно радует ирония и юмор в описании этих опасных существ.

Нет золота в Серых Горах
4 5

Научно-популярно-юмористический очерк о мире короля Артура - от истоков до современности. Исследование не историка, но писателя. Очень интересный подход, мне почему-то раньше такое в голову не приходило. Король Артур - это легенда, миф, который формировался на протяжение веков. Историки и филологи внимательно изучают кельтские легенды, скрупулезно разбирают, что нового привнес в историю рыцарей Круглого стола Гальфрид Монмутский, Кретьен де Труа, Вольфрам фон Эшенбах, Мэлори и прочие. Но Сапковский на этом не останавливается, он считает такими же продолжателями средневековых авторов современных писателей, которые пишут романы в жанре фэнтэзи о короле Атуре, его рыцарях, о Граале, о Тристане и Изольде, о Ланселоте и Гвиневре, об Авалоне и Мерлине. Ну а почему бы и нет? До сих пор у историков нет единого мнения, а существовал ли король Артур на самом деле, так что все эти исследования строятся на сплошных предположениях и допущениях. Историки, так или иначе, тоже участвуют в создании легенды. Эта сказка началась, как минимум, 1500 лет назад и на протяжение столетий видоизменялась, так почему же в ее исследовании останавливаться на средневековье, когда эта легенда до сих пор жива - она создается и обрастает новыми подробностями буквально здесь и сейчас. С такой точки зрения вполне оправданно, что Сапковский опирается в своем очерке не только не древние источники, но и на произведения современных авторов.

P.S. И, кстати, все любители артуровского мира, найдут там очень хороший список как основных средневековых источников, так и современных книг-фэнтэзи на эту тему, рекомендуемых Сапковским. И узнает, на какие именно легенды опирался сам Сапковский при написании Геральта и прекрасного рассказа "La Maladie".
8/10

Нет золота в Серых Горах
4 5

Думаю, этот материал прежде всего будет полезен тем, кто уже знаком с легендой о Короле Артуре, не только в самых общих чертах. потому что в противном случае, какие-то моменты могут быть не совсем понятны или интересны.
Впрочем, люди уже хорошо знакомые с легендой вряд ли найдут здесь для себя что-то новое.

У меня двойственные впечатления. С одной стороны, стороны, это лишь сборник фактов основанных на более-менее известной художественной литературе и исторических данных. С другой стороны, изложено всё достаточно увлекательно и доходчиво.
Ну я по-крайней мере не пожалела потраченного времени. :)



Легенда живет. Грааль все еще ждет, когда его отыщут. Авалон существует.
Но его по-прежнему затягивают туманы.

Нет золота в Серых Горах
5 5

чудное эссе)))) пропитанное йадом от души))

очень, очень жаль, что последние главки - про польскую фантастику,а не про русскую:) оооочень любопытно, что сказал бы маэстро Сапковский про Лукьяненку с Никитиным (так, что ли, фамилия жуткого мужика,сочинившего сто томов про трое из леса?). Ах, и Волкодава еще в ту же кучу))



" Повторим эксперимент, вновь обратимся к книге фэнтези, взятой с нашей полки, посмотрим, о чем она. Так вот, живет поживает в более или менее сельской местности герой и чувствует себя недурственно. Вдруг появляется таинственная фигура, обычно чародей, и сообщает протагонисту, что тому необходимо не откладывая и без проволочки отправиться в Великий Поход, ибо от него, протагониста, зависят судьбы мира. Потому как Зло собралось напасть на Добро. И единственное, что Злу можно противопоставить, это Магическое Нечто. Магическое же Нечто укрыто Где то Там, хрен его знает: скорее всего, в Серых Горах, где, как известно, золота нет.
Призванный «герой» делает круглые глаза, поскольку и в самых смелых своих снах не думал — не мечтал, что от него могут зависеть судьбы мира. Он малость сомневается в словах чародея, но тут на него обязательно и неожиданно нападают Черные Посланцы Зла, и ему приходится от них бежать. Бежит он в Хорошее Место, там обретает минуту покоя и там же узнает о Легенде и о Предначертании. Что делать, выхода нет. Протагонист вынужден совершить Великий Поход, используя для этого карту, которую автор предусмотрительно поместил в начале книги. Карта кишмя кишит щедро разбросанными Горами, Чащобами, Болотами и Пустынями с Ужасными Названиями. Не беда, что Главная Квартира Врага, к которой надобно пробраться, находится на северном либо восточном обрезе карты. Можно не сомневаться, что герой станет двигаться зигзагом, поскольку должен посетить все Страшные Места. Ходить прямыми дорожками в фэнтези категорически противопоказано и даже запрещено.
Естественно, герой не может путешествовать в одиночку, поэтому ему быстренько подбирают Дружину — коллектив колоритных и вдохновенных субъектов. Само собой разумеется, все идет зигзагом, а приключения в Страшных Местах, от которых стынет в жилах кровь, перемежаются буколическими передышками в Дружественных Долинах. Зло будет повержено, по крайней мере, до того момента, пока автору не взбредет в голову писать продолжение — потому что в этом случае Зло «возродится» и все придется начинать заново."


"...Обложка книги — ее визитная карточка. Если на ней мы видим название, намалеванное истекающими кровью буквами, а несколько ниже — щерящуюся морду с вытаращенными глазами, то можно сказать сразу, что это низкопробный «ужастик», т.е. жуткое дерьмо. Если же на обложке полунагая бабенка в объятиях героя и если у оного героя в руке ятаган, а сверху на все это взирает дракон с внешностью истощавшего аксолотля, значит, мы имеем дело с нищенской, убогой фэнтези. Почему так происходит? Почему, спрашивается, издатель собственной рукой навешивает на свою продукцию ярлычок, вопиющий о дешевке? Ответ прост. Издатель целится в так называемого ФАНАТИКА, а так называемый ФАНАТИК желает видеть на обложке картинку Бориса Вальехо, ФАНАТИК желает лицезреть голые ягодицы и груди, которые вот вот вырвутся из под накрахмаленных лифчиков. ФАНАТИК не ищет в фэнтези смысла, того самого смысла, который должен во весь голос кричать, что в ажурных доспехах никто в бой не кидается, ибо в таких доспехах невозможно даже продираться сквозь заросли крапивы, густо покрывающей яры и овраги Мрачных Пущ и склоны Серых Гор, где золота, как известно, нет.
"
Нет золота в Серых Горах
5 5

Очень интересная и познавательная книга. Обзор литературы, посвященной королю Артуру и его рыцарям, взгляд с точки зрения истории и мифологии. Рассуждения о привязке легенды к конкретным географическим объектам. И даже краткий персональный разбор всех основных персонажей. Для всех любящих эту легенду книга ну просто то, что доктор прописал. При этом, меня порадовало то, что я увидела не только взгляд другого человека на данную легенду, а именно взгляд человека из Польши. Вот в каких-то мелочах, фразах. Это тоже очень увлекательно.

Нет золота в Серых Горах
5 5

Первую часть книги про легенду (или не легенду) про Короля Артура, я осилить не смог. Стиль схож с научной работой, полон всяких мелочей. Да и вообще Король Артур меня ником образом не интереует. Перешел сразу ко второй части - критическим статьям. А вот это уже чтиво на мой вкус! Читать было интересно, смешно и забавно. Сапковский умеет оставить после прочитанного впечатления у себя, исключительно смешные впечатления, которые потом еще долго будешь вспоминать. Вторая часть книги на отлично, первая на любителя.

"Думайте сами, решайте сами - иметь или не иметь"

Нет золота в Серых Горах
5 5

Чудесные статьи о том, как не надо писать фентези )
Но - ОСТОРОЖНЕЕ!! - по прочтению этой книги вы не сможете читать третьесортное фентези, коим полнятся прилавки книжных лавок. Это я вам гарантирую

Нет золота в Серых Горах
3 5

Крохотное исследование артуровского мифа и его преломления в современной литература - разумеется, в фэнтези. Содержит в себе большое количество ссылок на относительно современные произведения о - не на все, конечно, но на многие из основных.

По многим пунктам не согласна, а настойчивые упоминания о викканах и о их литературе несколько напрягают (я, конечно, понимаю, что у нас кроме неоязычников с уклоном в друидизм никто не дрочит так яростно), но прочитать всё же стоит.

Нет золота в Серых Горах
5 5
Этот сборник не художественная литература, а скорее философское и историческое исследование. Те статьи, которые в него включены, будет полезно почитать тем многочисленным начинающим авторам, которые заполонили полки наших книжных магазинов низкосортной фантастикой, да и обычным людям, которые возможно откроют для себя что-то новое в мире древних легенд, фантастики и просто добрых сказок. Пан Анджей замечательно разложил по полочкам одну из самых интересных легенд в мировой истории, дал несколько советов о том, как нужно писать фэнтези и составил, на мой взгляд один из самых интересных бестиариев. Эта книга - прекрасное дополнение в коллекцию книг Сапковского и серию "Век Дракона".
Нет золота в Серых Горах
3 5
Данный сборник состоит из нескольких частей. Первая – «Мир короля Артура» - доскональный анализ всех элементов артуровского мифа. Местами смешно и забавно, а также приведены любопытные исторические сведения, местами скучно и занудно. В общем, на любителя.

Вторая часть – это критические статьи. Из всех включенных в сборник статей (а их около десятка) наиболее заслуживают внимания «Пособие для начинающих авторов фэнтези» и «Pleno titulo». Они блещут оригинальным юмором, да так, что невозможно оторваться. Их можно перечитывать сотни раз ( именно так я и сделаю ).

«Бестиарий» (третья часть) довольно посредственен. Конечно, автор много всего дофантазировал и добавил, но в целом средне.
Нет золота в Серых Горах
4 5
Отличный сборник, наиболее понравившаяся мне часть которого - труд под названием "Мир короля Артура". В нём подробно и обстоятельно с иронией и юмором рассказывается про легенду о короле Артуре: предпосылках к её появлению, людях, среди которых она ходила, социальном и общественном строе в те времена. Подробно и занимательно дана история Британских островов с точки зрения разных теорий. Говорится также о том, какое развитие получила эта легенда, какие писатели трудились над её литературной адаптацией, и что из этого получилось.

В критических статьях автор беседует с нами на разные темы - от литературных и кинематографических предпочтений до взглядов на современное фэнтези и синдроме эскаписта. Описания тварей в бестиарии сдобрены юмором и представляют в большей степени увеселительный характер.
Нет золота в Серых Горах
5 5
В блестящем эссе , давшем название сборнику , пан Анджей очень изящно обстебал расхожие штампы современного фэнтези . При всей нарочитой несерьёзности изложения , оно лучше описывает нынешнее положение в жанре , чем солидные филологические исследования . Увы , но во всех странах фэнтези страдает одинаковыми недугами - многомноготомность , вездесущие эльфы-гномы-гоблины , шаблонные квесты - и т. д. и т. п. . В пародийном "Пособии для начинающих авторов фэнтези" и его продолжении "Pleno titulo" Сапковский едко высмеивает убогость фантазии собратьев по цеху , клинически неспособных написать что-нибудь действительно оригинальное .
Крайне интересна статья "Меч , магия , экран" , посвящённая фэнтезийному кино . Жаль только , что она вышла до джексоновских экранизаций Толкина - но и без них получился весьма информативный обзор жанровых фильмов .
В "Мире короля Артура" автор сначала рассказывает об исторической основе самого популярного западноевропейского мифа , затем переходит к возникновению и развитию литературной артурианы . При этом АС демонстрирует недюжинную эрудицию , приводя множество малоизвестных фактов . Лично я , давно интересующийся данным вопросом , узнал много нового .
Завершается книга "Бестиарием" , пародирующем аналогичные сочинения средневековых авторов . Но , чтобы до конца понять иронические выпады А. Сапковского , нужно быть очень в теме .