Дебри. Цирк на чердаке

`Сначала Господь Бог не велит тебе убивать, а потом ставит в такое положение, что ты вынужден убить, чтобы не убивать`. Подобные парадоксы составляют становой хребет романа Роберта Пенна Уоррена `Дебри`. Из них вырастают важнейшие для этого писателя выводы - о честном отношении к прошлому, взаимосвязи добра и зла, терпимости и справедливости к окружающим. Помимо романа, в книгу включены лучшие из рассказов Уоррена - весьма разнообразные, но всегда окрашенные глубоким психологизмом и тонкой иронией.
Автор Роберт Пенн Уоррен
Издательства Б.С.Г.-Пресс, Пушкинская библиотека
Серия Камертон
Язык русский
Год выпуска 2001
ISBN 5-93381-060-6 5-94643-009-2
Тираж 5000
Переплёт 84x108/32
Количество страниц 480
Код товара 9785933810605
364
Магазин »
Нет в наличии
с 12 сентября 2017
Год выпуска: 2001
История изменения цены:
Средний отзыв:
2
Дебри. Цирк на чердаке
2 5
Роман будто и вправду преследует цель завести читателя в писательские дебри. При выверенной и ровной сюжетной композиции, общее впечатление от текста остается изломанным, спутанным. Пенн Уоррен как писателя для меня, - и большой мастер построения цветастых, емких, запоминающихся фраз и образов( сказывается, что Уоррен не только прозаик, но и поэт), и настоящий гуманист, и создатель образа героя Джека Бердена из восхитительной Всей королевской рати, и создатель исключительных портретов маленькой Америки и ее обитателей в своих романах и рассказах( почитайте его сборник рассказов Цирк на чердаке и другие рассказы, не пожалеете), и безусловно писатель пытающийся разобраться, понять саму суть человеческих поступков, мотиваций, сущность человеческого пути и что вообще значит быть человеком. И даже познакомившись с прозой Пенна Уоррена в достаточно зрелом читательском возрасте( когда скепсиса, больше чем восторга), я с огромным удовольствием отношу его к одному из своих любимых и ценных для себя писателей. Но теперь вернусь к Дебри. И говоря начистоту роман меня в целом разочаровал. Время действия середина века 19, место действия гражданская война 1861—1865 годов в Сша, т.е. война Севера и Юга, главный герой немецкий еврей Адам эмигрировавший в Сша воевать за свободу, во многом в память о своем отце. И еще, у Адама физический дефект - одна нога короче другой и поэтому конечно никакая армия ему не светит. Но в Америку он прибывает и начинает свое путешествие по новому для себя миру, в поисках человека и мужчины в себе, его путь параллелен войне и сходится с ней в финальной точке текста, в Дебрях. И вот очень точная характеристика образа Адама из текста - в начале его пути - " Руки его никогда не обнимали женщину. У него никогда не было друга, с которым можно поговорить о жизни. В кармане у него никогда не водилось денег, чтобы купить всеобщее уважение. Он никогда не был уверен, что нашел Истину, с грустью подумал он. Со сладкой тоской, от которой, казалось, человек должен хоть что-то иметь, чтобы быть готовым к смерти", - в конце пути - " Он стоял, смотрел и думал: и что после смерти будет выражать его собственное лицо. Будет ли на нем маска злобы или боли, ярости или отчаяния, или покоя? Или не будет никакой маски - ничего , кроме оцепенелой пустоты? Интересно, какую маску он может надеяться получить на свое собственное мертвое лицо - получить от жизни, которая приведет его к смерти. Разве я отличаюсь от других? - спросил он." И вот между началом и концом пути Адама, целый роман, 349 страниц текста. История Адама и попутно история той Америки. С рабством, социальным неравенством, звериной жестокостью, нетерпимостью, разочарованием в мире и себе и свежестью надежды, новыми горизонтами, иллюзиями успеха и достижениями своих мечтаний. Очередное доказательство контрастности жизни, мира, и отдельно взятого человека. Но темп повествования слишком бесцветный, шаблонно-предсказуемый. Все чересчур предсказуемо -здесь тебе читатель выразительная цитата, здесь - благородный порыв героя, здесь - пример человеческой жестокости, здесь - новый герой для движения текста, здесь - вроде как искривление сюжета. И чтение романа превращается в барахтанье в застоявшийся воде, вроде есть ритм, но нет достаточного движения. Очень не темповый роман. Не хватает сюжетности для романа увлекательного, и не хватает философичности для текста медитативного. Спонтанный текст, который можно читать( читается вполне себе легко и быстро), а можно и пропустить. Ни волшебства словосочетаний, ни выдающихся идей в романе я ни нашел. И Дебри мне запомнятся одной простой и сакраментальной цитатой, которую должен помнить каждый( огромный все-таки писатель Уоррен, и один неубедительный роман конечно не умаляет его писательского масштаба) - " Труднее всего запомнить, что другие люди тоже люди." Вот она истина, которая давно забыта в суете человеческой повседневности.