Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан

Роман `Титус Гроан` (1946) - первая часть фантастической трилогии `Горменгаст`, наиболее известного произведения английского писателя, поэта, драматурга и художника Мервина Пика.
Автор Мервин Пик
Издательство Симпозиум
Серия Горменгаст
Язык русский
Год выпуска 2003
ISBN 5-89091-228-3
Тираж 4000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 592
Модель К//2920G
Страна-изготовитель Россия
Материал металл , пластик
Код товара 9795890912281
1049
Магазин »
Нет в наличии
с 22 ноября 2017
Обложка: Твердый переплет
Год выпуска: 2003
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.2
Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
4 5
Над белым замком хлопьев хоровод.
В пустынных залах - леденящий холод.
Повсюду - смерть. И край стены отколот.
И снег лежит от окон до ворот.

Горменгаст – это огромный, лабиринтообразный замок, центр одноименного графства и просто очень необычное место. Все в этом замке построено на соблюдении разного рода ритуалов и традиций. Ритуалы эти не просто странные они безумные, абсурдные. Например, в замке почти каждый день проходят церемонии, на которых могут присутствовать только обитатели замка (а их там по пальцам можно пересчитать) местным же жителям вход туда категорически воспрещен.

Персонажи романа весьма колоритные и странные, а еще безумно одинокие. С первых строк автор погружает нас в жизнь замка и начинает он свой роман с описания жизни слуги Ротткодда - одинокого, замкнутого человека, который большую часть времени занимается тем, что протирает пыль с прекрасной резьбы и лежит в гамаке. Новости из внешнего мира он узнает самым последним. Также у нас здесь есть прекрасная графиня Гертруда, которая больше предпочитает общество птиц и белоснежных котиков, нежели людей. Даже рождение собственно ребенка её никак не пробудило к действиям. Я родила, всё, принесёте мне ребенка, когда ему будет шесть лет, а я пока с птицами и котиками поболтаю - примерно вот так она поступает со своими детьми. Конечно же, не могу оставить и без внимания своего любимого персонажа – Фуксию. Дочь графа и графини. Прекрасная, мечтательная девчушка, к сожалению тоже очень одинокая и обделенная любовью родителей. Только старая нянюшка Шлакк временами заботиться о девочке и дарит ей свое тепло. Большую же часть времени Фуксия проводит на своем чердаке и разыгрывает там разные театральные постановки. Одна.

«Мир пленений и побегов. Насилия и страха. Любви и ненависти. И самое главное, спокойствия, лежащего в основе всего. Спокойствия, которое зиждется на твердокаменной определенности и вере в незапамятную традицию»

Собственно с рождения будущего 77-го графа Горменгаста, Титуса Гроана, и начинается развитие сюжета. Одновременно с рождением наследника в романе начинают, происходит изменения, маленькие перевороты. С этого момента сюжет начнет набирать обороты, а персонажи потихоньку начнут выходить из многовековой спячки.

Поначалу роман читать трудно, язык автора кажется слишком сложным и витиеватым, но спустя некоторое время ты привыкаешь к тексту и письму изложения автора, и читать становиться гораздо проще. Язык у автора красивый и сразу видно, что это писал художник, потому так богато и изысканно описать обыкновенную кучу камней могут только они.

Единственное чего мне не хватило, так это динамики. Хотелось, чтобы все развивалось немного быстрей. Больше действий, меньше описаний.

«Горменгаст» - необычное мрачное и атмосферное фэнтези, в котором есть все. Эмоции, колоритные, неповторимые персонажи, сюжет, роскошь и богатые описания. Я думаю такая книга будет интересная как ценителям жанра, так и просто любителям необычной литературы.

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
5 5

Эта книга - шикарная находка, точнее совет, просто бальзам на мою истосковавшуюся по чему-то подобному душу. Вероятность того, что я самостоятельно отыскала бы ее и захотела прочитать, очень мала, и я готова благодарить годовой флэшмоб только за одну эту предоставленную возможность.

В "Титусе" есть три основных фактора, помимо сюжета, конечно, и кучи мелких (но очень важных и нужных) деталей, которые и создают вокруг книги некий ореол своеобразного очарования.

Во-первых, герои. О них невозможно рассказывать, о них читать надо - словами это не опишешь, хотя у Мервина Пика каким-то образом получилось. Я таких персонажей еще не встречала и вряд ли встречу за границами этой трилогии. У каждого есть из них есть какая-то особенность, характерная черта, делающая их абсолютно уникальными, ни на что не похожими, слегка гротескными и нереальными и совершенно незабываемыми. Это может быть что угодно, такие вещи, которые нормальнму человеку и в голову-то сразу не придут. Черты эти могут и не быть, а на деле они таковыми и не являются, милыми или симпатичными. Они могут вызывать смех, недоумение, иногда брезгливость, но на выходе эмоции вызванные персонажами все равно остаются положительными, какими бы те ни были. Фантазии автора можно только подивиться. Нормальных героев там наберется едва ли парочка, остальные чистейшей воды придурки. Они могут быть умными, милыми, забавными и даже жуткими, но это никак не мешает им оставаться абсолютно дурными.

Во-вторых собственно сам Горменгаст, создающий непередаваемую атмосферу. Пусть такие вот мрачные замки и могут встретиться вам в различных произведениях, возможно они уже набили вам оскомину и такой вот сюжетный фон не вызывает уже ни воодушевления ни интереса, но это, поверьте, особый случай. От книги возникает фантастическое по своей реалистичности ощущение сгущающихся туч. Каждая мелочь, любая деталь усиливает ощущение затхлости, ветхости, сырости, мрачности. Будь то просто частые описания замка, или найденное героем ржавое оружие, или пыльные комнаты, узкие коридоры и темные переходы, или тени на стенах, или или чуть ли не бесовская атмосфера кухни, или птицы, или огромная куча белых и только белых котов, ведущих себя очень странно, или ... Можно долго перечислять, я повторюсь, любое действие, находка или описание только подчеркивает и сгущает мрачность атмосферы.

В третьих, язык. Он напомнил мне чем-то диккеновский, своей завуалированностью, велеречивостью, изрядно этим удивив. При этом нет ожидаемой тяжести в чтении, я не продиралась сквозь слог, мне не приходилось задумываться над смыслом только что прочитанной фразы, не было ощущения затянутости. При всем том, что книга изобилует описаниями (особенно в первой половине) мне не было скучно ни капли. Возможно потому, что само знакомство с героями доставляло мне огромное удовольствие, или просто Пик пишет абсолютно, как говорят, "моим" стилем, у меня создалось впечатление, что автор может интересно рассказать даже о контактной разности потенциалов. Огромный плюс книге, читалось на одном дыхании и с огромным удовольствием.

Для книги оказалось сложно подобрать жанр - это не фэнтези и реальность, что-то между, посерединке. Так что, мне кажется "Титус Гроан" может прийтись по душе людям с совершенно разными читательскими вкусами. Очень жаль, что у нее относительно мало читателей на ЛЛ.

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
4 5
Не взял рожденьем, так свое возьму
Благодаря врожденному уму.
Уильям Шекспир «Король Лир»

Это осознание телесного, индивидуального присутствия всех и каждого порождалось не только заточившим их в замке ливнем, но и общей атмосферой подозрительности — пусть они и не знали, чем, собственно, вызваны их подозрения — разве что некими неясными переменами, переменами в мире, где всякое изменение равнозначно преступлению.

В одном темном-темном мире, в одной темной-темной стране, в одном темном-темном городе, в одном темном-темном замке, родился один темный-темный мальчик с фиалковыми глазами...

На самом деле это не такая уж темная история и даже не страшилка — это только книга, которую я давно хотела прочитать. Еще бы, ведь книга относится к классике фэнтези — «дотолкиновскому» фэнтези, времени, когда идеи были новы, а сюжеты не были похожи друг на друга.

Мервин Пик (официальный сайт) сначала прославился в качестве художника, он блестяще иллюстрировал классику литературы — «Алису в стране чудес», «Охоту на Снарка», «Холодный дом» и другие. И это было очень заметно при прочтении этой книги. Каждое описание (а их здесь очень много) — очень подробно, довольно многословно и очень образно. «Титус Гроан» конечно не «Шантарам», до такого ужаса очень далеко, но многословных художественных описаний хватало как в описании обстановки и действий, так и в описании внешних черт героев и их характеров. Описания воспринимаются нормально, хотя иногда казалось, что их излишне много, что влияет на восприятие книги читателем. Хотя такое повествование с описаниями – яркая черта автора, а многие и вовсе любят его книгу, в том числе, и за красивый язык. Без воображения и фантазии читать эту книгу было бы очень сложно, потому что описания занимают очень большую ее часть. Что, кстати, немного затруднило мне чтение.

Дело в том, что сюжет книги развивается очень медленно. Он, как и мир Горменгаста, закостенел и постепенно развивается. Горменгаст и все его герои строго подчинены традициям и ритуалам, здесь не может быть никаких случайностей, необычных событий и тем более действия (причем все настолько запущено, что никто уже не знает, зачем нужны большинство этих ритуалов, но все равно строго их соблюдают, хотя многие из них абсолютно бессмысленны). То есть форма идет также как и содержание. Но для меня это оказалось еще одним препятствием к быстрому прочтению. Одно дело, когда нас знакомят с миром и героями — я готова была ждать, постепенно вливаться в мир. Но когда я, прочтя больше половины, не увидела активного действия — я расстроилась. Впрочем, автор не виноват, у него прекрасный слог и очень интересный мир, а уж герои — один лучше другого, во всем виноваты мои ожидания, я же привыкла к фэнтези совсем иного рода.

Для меня фэнтези грубо делится на реалистичное (сюда я отношу, например, «Игру престолов») и более сказочное, фэнтезийное (да уж, прекрасно выразилась, но это сложно объяснить). И вот эта книга относится как раз ко второму случаю, потому что здесь нет ощущения реальности (хотя книгу относят к магическому реализму, и здесь я могу в некоторой степени согласиться). Персонажи гротескны, несколько карикатурны и очень своеобразны, впрочем, они полностью соответствуют этому необычному миру.

В этой книге особенные герои. Каждый персонаж — это определенный характер и внешность, то есть представляет собой этакий эталон. Стоит, правда, отметить, что хотя персонажи яркие, запоминающиеся и с характерами (которые правда не меняются, как и традиции, которым подчинен этот мир), но показаны они все довольно односторонне, в том плане, что каждому присуще что-то свое и здесь нет полутонов. Автор уделил много внимания героям, описание каждого персонажа очень образное, а если читать иллюстрированное издание, то можно познакомится с героями не только по описаниям, но и по иллюстрациям самого автора. Вы не встретите здесь двух одинаковых героев, каждый — индивидуальность (ну кроме двойняшек, здесь "два по цене одного"). Рассказать о каждом — значит лишить будущих читателей возможности познакомиться с ними самим. Скажу только, что каждый с кем вы познакомитесь, играет здесь свою роль.

Всем персонажам уделено внимание, каждая глава от одного из героев и постепенно мы узнаем их все ближе и ближе. Хотя у нас есть персонаж, которого можно назвать главным, потому что ему уделено много внимания, ну и он является основной движущей силой сюжета. И это не Титус Гроан, как можно было бы подумать из названия, хотя именно его рождение запустило все действие. Вообще книга напоминает ситуацию, как если бы Джоан Роулинг написала книгу «Гарри Поттер» про мальчика-который-выжил, где повествование охватывает пару лет после рождения Гарри, но при этом главным героем является, например, Северус Снейп (и ведь я с удовольствием прочла бы).

Наиболее выдающимся персонажем книги, ну и тем, кого я считаю главным героем, является Стирпайк — обычный слуга, который не намерен оставаться слугой всю жизнь. Именно к нему относится цитата из «Короля Лира», приведенная в эпиграфе. Это тот герой, который является в какой-то мере двигателем сюжета. Но как человек — он слишком неприятная для меня личность. И ведь только единицы видят не только истинные помыслы Стирпайка, но и догадываются, к чему это может привести.
Наверное, больше всего как персонаж мне понравилась Фуксия — Леди Фуксия Гроан, дочь властителя Горменгаста. У нее есть черты характера, которые мне не нравятся, но при этом положительные качества все равно перевешивают. Особенно обидно за ее отношения с родителями, потому что не знать любви матери и поздно узнать любовь отца — это очень грустно. Стоит отметить, что Фуксия, наверное, единственная, кто за книгу изменился, она повзрослела, к сожалению, к этому привело несчастье, но ее характер, по-моему, изменился к лучшему.

Вообще каждый персонаж достоин своего упоминания, но тогда придется спойлерить сюжет, да и рецензия будет чересчур большой. Но не дать ссылку на сайт с иллюстрациями и портретами персонажей с описаниями я не могу — Gormenghast.

Впрочем, стоит упомянуть, что сам замок, кстати, тоже один из персонажей книги и, думаю, дальше мы познакомимся с ним поближе.

Эта книга достойна относиться к предтечам фэнтези, хотя я именно как фэнтези ее не воспринимаю. Недобрая сказка – возможно, хотя магический реализм ближе всего. Но, как создатель особенного мира и особенной книги, Мервин Пик по праву занимает место в ряду классиков фэнтези.


Как оказалось у меня на компьютере давно был мини-сериал «Темное королевство» (в оригинале «Gormenghast» — по названию замка и всей трилогии), но я даже не догадывалась, что он снят по книге, да еще такой, я даже не помнила, как он у меня вообще оказался. А теперь я просто обязана его посмотреть (точнее уже досмотреть), ведь он снят по замечательной книге.
Для тех, кто видел сериал и заинтересовался книгой, или для тех, кто читал книгу и хочет посмотреть сериал хочу сказать: после просмотра полутора серий (из четырех) могу утверждать, что сериал снят довольно близко к тексту (насколько это вообще возможно в условиях, когда серии по одному часу, всего их четыре и в них вместили две книги — "Титус Гроан" и "Горменгаст"). Первые две серии — это первая книга трилогии. Если сделать скидку на несколько отклонений в линии Киды, ну и еще кое-каких, то его можно рекомендовать для просмотра поклонникам книги. Единственное, учтите, что это, все же, телевизионный мини-сериал 2000 года и это заметно. В остальном — качественная работа, особенно удачно, по-моему, подобраны актеры.
Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
3 5

Здесь написаны исключительно мои впечатления от этого бесконечного текста.

Если мы уберем из текста 2/3 всевозможных описаний и у нас останется соответственно 1/3+диалоги+действия, то у нас книга сократится страниц до 350. Если мы вычтем эту оставшуюся треть, то у нас в активе будет не более 200-250 страниц. Вы понимаете всю глубину моей трагедии? Человека, который любит интриги/магия/война/кровь/кишки/инквизиция/злодеи/шикарный мужик (последние три можно объединить). На худой конец я даже соглашусь на магическую академию с дурной ведьмой и хвостом из почитателей в виде вампиров/оборотней/эльфийских принцев. Ладно уж даже захудалый князь или полководец пойдет.

Но здесь этого нет.

Зато есть чудовищное, дикое, бескрайнее, необхватное, одуряюще огромное количество описания всего на свете! Начиная с персонажа, заканчивая пуговицами на его сюртуке. И вы думаете вам это опишут только один раз? Наивные. В одной сцене вы увидите 3-4 вариации одного и того же персонажа, и вы их будете видеть каждый раз, когда этот самый персонаж появится на сцене. Господа это трындец.... Но это еще не самое страшное. Самый эпик начинается, когда автор начинает описывать дизайн и ландшафт. Знаете, я даже в тематических журналах с картинками и фотографиями не получала столь полного, всестороннего описания комнат и окружающей наших многочисленных героев обстановки.

И вот не смотря на все это громадье описаний герои получились полукартонными. А знаете ли почему? ИМХО, автор попытался также всесторонне (как и кадку с кустом) описывать всех наших героев, их мысли, чувства, редкие действия и одежду. Только вот человек несколько сложнее этой самой кадки с кустом. Автору просто не веришь. При этом все герои какие-то... непривлекательные. У меня нет ни одного любимого персонажа. Хоть какие-то эмоции (более положительные на фоне остальных) у меня вызывает Фуксия. Хотя это скорее всего последствия жалости к по-суть совершенно несчастному, одинокому и ненужному ребенку. Кстати, здесь несчастны и одиноки абсолютно все персонажи, хотя некоторые находят замену человеческим отношениям. Например, кошек. Злодейский-злодей здесь, кстати, есть. Но он такой же никакой, хотя антипатии вызывает больше всех, буквально с первого его появления (хотя в тот момент ты еще не знаешь, что это вселенское зло)).

И, кстати, почему в названии стоит Титус? Меня на протяжении первых 400 страниц волновал этот вопрос. Потом я волноваться устала))
Дочитала на одной силе воле, правилах Собери всех, а также из-за того что купила книгу в бумаге (а книга-то недешевая).

P.S. Почему я поставила 3 звезды? Я потрясена трудом писателя, переводчика и редакторов. Написано очень красиво (сразу видно, что художник писал), переведено хорошо, а такого вычитанного текста я давно не читала. Браво этим героям.

P.S.S. Не смотря на все минусы, а также не желание открывать книгу. Наконец, открыв ее читаешь страницу за страницей довольно легко (при условии пропуска кусков текста с подробнейшим описание сутулой спины, жирных щек, лохматых волос). Главное допинать себе до этой книги, напрячь всю силу воли открывая ее, а также моральным усилием вперить глаза в текст. После этого пойдет легче. Но читала я долго, не слишком внимательно, а имена не смотря на их постоянное повторение так и не запомнила.

P.S.S.1. А замок-то все-таки хорош! Очень реальненько в отличии от персонажей получился.

P.S.S.2. Читатель рецензии, во время внимательнейшего чтения, этого длинного повествования особо ни о чем, ты уловил мои ощущения, которые сложились в процессе чтения 780 страниц (первые 56 шли лучше) текста этого нескончаймого и чрезвычайно трудоемкого и признаю честно все-таки талантливо описанного романа.

P.S.S.3. Я совершенно серьезно! Автор умеет собирать слова в красивые и длинные предложения, которые звучат как музыка.

P.S.S.4. Рисунки у него, кстати, прекрасны. Очень точно показывают описываемого персонажа.

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
4 5

Часто получается, что вместо правильных и понятных слов, подходящих для порядочной рецензии, в голову лезут совершенно сторонние мысли. Еле уловимые витиеватые ассоциации. Кому-то кроме тебя их понять невозможно. Но в эти ассоциации укладывается вся книга.

Как запах мандаринов неотделим от ближайшего праздника, так для меня «Горменгаст» неотделим от Великой китайской стены. Кроме того, что британец Мервин Пик родился и вырос в Китае, эти два сооружения ничего не связывает, у меня же они прекрасно складываются и всегда рядом – Горменгаст-стена-китайцы. Попробуй объясни.

«Горменгаст» как явление вообще сложно объяснить. Я так и не решила, что он – готика, фэнтэзи или роман-взросление? Там наверняка есть что-то ещё, чего я не заметила. Некоторые сравнивают его с романами Кафки и Диккенса. Но это уже какая-то скучная традиция – если распад и отчужденность, то Кафка. Если медленный темп повествования и безмерная любовь к мелочам, то Диккенс. Всё тоже на уровне ассоциаций, потому что провести четкие параллели нельзя.

Замок Пика – безумные просторы в замкнутом пространстве, здесь можно блуждать вечно, рассматривая каждую мелочь и вслушиваясь в каждый шорох. Можно не разговаривать с жителями, можно даже не интересоваться их судьбой. Ты на экскурсии, тебя волнует только сооружение.

Горменгаст – главный персонаж, всё остальное и остальные так или иначе на вторых ролях. Они – скорее декорации для замка, а не наоборот. Огромный, незыблемый, пугающий.

Возвращаясь к вопросу о китайских архитектурных достижениях - та самая стена тоже строилась для защиты от набегов вражеских племен и стала символом закрытости. Ничего более закрытого и масштабного одновременно в литературе, чем творение Мервина Пика найти сложно ;)

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
3 5

Если представить себе первый том трилогии Мервина Пика в качестве театральной постановки, то начиналась бы она в медленно зацикленной в плавной трагической музыке сцены, где перед зрителем с одинаковым пустым выражением лица сидит вся когорта действующих лиц последующих множества страниц, то медленно приближая сцену к зрителю, то отдаляясь от него. Где-то за кулисами должен стоять автор, а рядом с ним Виктор Гюго, смахивая скупую старческую слезу, похлопывает одобрительно по плечу годного своего коллегу по словесному кружеву.

А затем начинается действие. Вязкое, с минимумом оттенков цветов, чтобы платье Фуксии было еще ярче и играло суровой кровью на фоне стен и залов. Чтобы огонь горел еще безумнее, будь то пожар или взгляд кого-то из все той же когорты персонажей, каждый из которых - отдельная косточка огромного костяка истории, которая развивается и идет совсем не туда, куда считали твои ожидания в фазе предпрочтения.

Я думала будет много самого Титуса. Я ошибалась.
Я думала, что буду люто ненавидеть его сестру, но именно этот персонаж стал для меня внезапно связующим звеном между лоскутками глав.
Я думала, что потеряюсь в бездне замка и его поворотов, что уж говорить про сюжет. Я не ошибалась.

Так оказалось, что самым ценным после прочтения вышли какие-то разрозненные эпизоды или элементы повествования. Раскрашенные корни, белые коты, чердак, лес, дождь. Если из множества глав и реплик я пытаюсь мысленно сложить единую картинку, то это отличный путь в никуда для меня, потому что "Титус Гроан" оказался самой что ни на есть огромной и неповоротливой прелюдией-введением к тому, что будет ждать нас потом и после. Это самое настоящее вводное, переполненное порой совершенно излишних подробностей и действий, настоящая паутина. И сложить все вместе выходит только воображая ту самую, самую первую сцену выдуманной постановки, где есть все, даже связующая ниточкой для меня Фуксия, сделать фотографию и можно зачеркивать выбывающих из игры.

Да, здесь есть мораль и ее море, этой морали про почти одно и то же туда-сюда словами, а потом обратно и еще раз, чтобы не забыть и чтобы заметили. Да, здесь есть тема противостояния в самой что ни на есть готической атмосфере. Да, я понимаю, что это классика фэнтези и английской литературы. И яркие персонажи есть! Но тяжеловесно и вязко. Каждый шаг дается настолько непросто, что какую-то часть приходится читать на собственном упрямстве, задаваясь вопросом о том, зачем именно здесь так растянуто, а тут внезапно этот эпизод. Как-то так и добираешься до финала истории, которая только начинается.

Череда действующих лиц все с теми же масками одинаковых эмоций смотрят на меня и в финале мнимой воображаемой постановки. Нам еще предстоит встретиться, но для этого мне все-таки придется на какое-то время повернуться к ним спиной и выйти вон наружу из замка Горменгаст.

p.s. Белые коты!

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
5 5

Пожалуй, это самая необычная книга в этом сезоне. Да-да, даже Чайна Мьевиль нервно курит в сторонке, уличенный в банальщине. Мервин Пик – явление совершенно уникальное. Дикий, бредовый, сюрреалистичный в психотипах героев, при этом он гиперреалистичен в каждой ноте, в каждом штрихе, в каждом описательном мазке. Реальность его романа чудовищно явственна, порой кажется, что ты скоро и сам залезешь на каминную полку и заухаешь совой. Мне не нужно и закрывать глаз, чтобы зашагать по коридорам Горменгаста и наткнуться нос к носу с кем-то из жителей замка.
Сюжет? Есть мнение, что его или нет, или он вторичен, а перед нами лишь будни замка Горменгаст. Отчасти верно, но в этих буднях не вялое ежедневное описание и повторение Ритуала рода Гроанов. Нет. Сюжет предельно очерчен, и устремляется кроной в следующий том, уходя корнями в сущность каждого из героев, на коих, пожалуй, стоило бы отдельно заострить свое внимание.
«Титус Гроан» - так звучит название романа. Однако родившийся мальчик в этой части является лишь движущей силой сюжета – пока мы знаем лишь о его предназначении – продолжатель рода Гроанов, о полном семейном одиночестве (мне уже интересно, что за чудик из него вырастет), да о зарождающейся строптивости, свойственной, впрочем, всем представителям рода.
Фуксия. Вызывает симпатию у большинства рецензентов. Юная особа, чувствительная, пылкая и требовательная. Этот мир должен ей, по определению. Весьма прискорбная жизненная позиция, ведущая лишь к разочарованиям. По странности у меня она не вызвала симпатий, несмотря на то, что явными пороками не обладает.
Граф Гроан. Сепулькревий, да снабдит память точностью мои пальцы. Жалкое существо, избравшее путь изоляции в чтении. Такой не может не вызвать симпатии у книголюба. И тем ни менее… Да нет, его правда жалко. Безобидный старикан.
Гертруда. Кошатница и птичница, обладающая невиданными размерами телес и полной индифферентностью ко всему, что не обладает клювом или мурчательным устройством. Тем не менее, по некоторым признакам кажется самым здравомыслящим существом из рода Гроанов. Интересно, каково ее происхождение? Как вообще подбирают супругов Гроанам? Об этом пока в книге не было ни слова.
Свелтер. Необъятный шар злобы и жира. Вызывает только страх и отторжение. Интереса, кроме противостояния с Флэем, не представляет.
Доктор Прюнскваллор – самый симпатичный из героев. За премерзко похахатывающим стилем речи скрывает пытливый и проницательный ум, склонный к словесным игрищам. Надеюсь, он выведет Стирпайка на чистую воду и не пострадает при этом.
Собственно, Стирпайк, собственной персоной. С трудом представляю, как он может вызывать симпатию. Кажется, в мыслях Фуксии есть ответ на этот вопрос – он живой. Но какой же при этом бессовестный! Это слово в наше время звучит как довольно легкое порицание нашкодившего малыша, но будучи основой целеустремленного и беспринципного карьериста, может обрасти весьма ядовитыми шипами. Мерзкий мальчишка. Я бы хотела, чтобы кто-то встал у него на пути.
Кида – вот еще один персонаж, чью судьбу мне бы хотелось увидеть полнее и счастливее. Живая, цельная и яркая натура. Похоже, ее ребенку уготовано особое место в судьбе Горменгаста.
Хочу читать дальше. Нет слов, описывающих роман лучше: литературный деликатес (с).

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
5 5

"Мир пленений и побегов. Насилия и страха. Любви и ненависти. И самое главное, спокойствия, лежащего в основе всего. Спокойствия, которое зиждется на твердокаменной определенности и вере в незапамятную традицию."

Далеко - далеко, в выдуманном мире расположен огромный лабиринтообразный замок Горменгаст. Он-то и станет одним из наших главных героев.
В его зигзагообразных коридорах и неисчесляемых комнатах читатель будет наблюдать за добром и злом, любовью и ненавистью, преданностью и бунтарством.
Главное в этом замке - цепь традиций древнего рода Гроанов, а не сами звенья - представители рода.
Ритуалы эти и традиции не менее странные, чем жители замка, но их чтят и исполняют с малейшими тонкостями.
Каждый житель этого замка навеки закован в нем, как и в собственном безумии. Правда, и там и там вполне добровольно.

Я могу вечно расхваливать этот монументальный труд, говорить, что Мервин Пик - гениальный человек, и все равно не смогу передать даже десятой части своего восхищения.
А Мервин Пик и вправду очень талантлив. Помимо цикла "Горменгаст" (который ограничился тремя томами из-за смерти автора), автора прославили еще и его работы художника иллюстратора.

Такого красивого языка я еще не встречала ни в одной книге. Сразу чувствуется, что писатель хороший художник, потому что такие описания не пришли бы в голову более приземленному человеку.
Можно открыть на любой странице (а их 750 в первом томе, 750 во втором и 400 в третьем) и обязательно выцепишь глазами что-то стоящее:
"Кличбор совсем уж собрался обернуться - не потому что полагал, будто сзади есть на что посмотреть, но из-за охватившего его ощущения, которое заставляет порою человека, идущего по пустынной дороге, оглядываться, дабы увериться, что он здесь один".
Каждая строчка тщательно и мастерски выписана, а иллюстрации самого автора завершают и без того полное погружение в этот мир.


Все персонажи - словно живые. Хоть они и какие-то "нереальные", но обладают своим незаурядным характером.
Например, Графиня. Закрытая книга. Чувства она проявляет лишь к полчищам птиц и стаям белоснежных котов, населяющих замок. Остальное ее не интересует. Ее мозг и чувства спят. Даже собственные дети ее не заботят. Но когда приходит время, Графиня пробуждается и готова действовать.
Или ее дочь. Одинокий ребенок с богатым воображением и нехваткой любви. Только старая нянечка принимает от нее неловкие, порывистые объятия.

Но не только яркими характерами наделил автор своих персонажей. Внешности их уделено не меньше внимания, а описания отличаются оригинальностью.
Например, повар Горменгаста невообразимо толстый. Но Пик не опускается до банальных описаний, а говорит, к примеру, что повар всегда носит с собой монетку, чтоб стучать в дверь, потому что его пальцы настолько заплыли жиром, что стука о дверь не издают.

Текст непростой. Чтоб полностью в него погрузиться, надо читать в полной тишине и чтоб ничего не отвлекало.
На лайвлибе у книги стоит тэг "Литературный деликатес". Очень достойная характеристика.

Те, кто любит динамику и стремительно развивающийся сюжет может и заскучать. Произведение построено на создании правильной атмосферы, описании жизни в замке и потихоньку подводит читателя к кульминации. Но событий там тоже хватает. Есть место и смерти, мести, предательству, безумию и убийствам.
В каких-то грустных или напряженных моментах, когда ожидаешь чего угодно кроме иронии и шуток, автор вытягивает ваши губы в улыбке, и напротив- когда стоит смеяться, автор предельно серьезен.

Книга определенно стала одной из моих самых любимых. Мне бесконечно жаль, что жизнь автора так рано оборвалась, и он не смог подарить миру еще своих произведений.

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
5 5

Непозволительно долго я пыталась приноровиться к ритму Горменгаста, вчитаться в саму книгу... Это очень необычное и оригинальное произведение, такого я точно не читала (хотя местами и напоминало недочитанный мною "Замок" Кафки), сумрачная атмосфера, одиночество всех до единого персонажей, какой-то вселенского размаха сюр...

Хоть первая часть "Горменгаста" и названа "Титус Гроан" - по имени будущего 77ого графа Гроанского, сама история скорее о замке и его обитателях, Титус еще слишком мал, в конце тома ему около двух лет, на страницах романа он появляется лишь как декорация, неизменный атрибут Ритуала и Традиции.

Такого количества колоритных персонажей давно не встречалось в одном месте, одном романе, одном замке. Супружеская чета, граф и графиня, он - любит книги, она - котов и птиц... Нет, так не пойдет, их пристрастия звучат совсем нормально, в отличии от происходящего в книге - такой любви к котам и птицам нигде не встретишь... да и любовь графа Сепулькревия к книгам приведет к очень интересному безумию, я просто влюбилась в этот образ - на каминной полке скрюченный граф с вытаращенными круглыми совиными глазами, ухающий подобно сычу и требующий принести самую жирную мышку из мышеловки! И рядом с ним графиня - облепленная белыми котами и птицами.

Что уж говорить о других персонажах. Это нужно читать и проникаться с каждой строчкой духом замка Горменгаст, с удивлением следить за персонажами, раскрытием их характеров. А еще этот замок. Мечта всех любителей строительной готики. Одно дерево, заполнившее собою всю комнату и выросшее прямо в окно, на стволе которого может спокойно впритык друг к другу стать 10 человек, чего стоит!

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
4 5

Сложные и неоднозначные у меня сложились ощущения от первого романа из трилогии Горменгаст. С одной стороны, невероятно атмосферное насыщенное чтение, а с другой очень и очень настроенческое. И я взялась читать мрачный нуарный «Титус Гроан» совсем не вовремя, когда хотелось чего-то светлого и жизнеутверждающего. Так что мои претензии делите на два, да еще и девятую звездочку к оценке приплюсуйте обязательно. Я необъективна. Совсем.

Одно из самых страшных на мой вкус преступлений, это писать аннотации и вступительные статьи к книгам, даже не пролистав их наискосок. Действительно, зачем предоставлять достоверную исчерпывающую информацию читателю, который выбирает книгу по аннотации? Вот еще новости. Обойдется. Добавим лучше цветистых эпитетов, размаха и увенчаем все это великолепие узнаваемыми во всем мире авторами. Это я сейчас не аннотацию ругаю, она как раз более-менее вменяемая, хотя обещанного тысячелетия истории рода Гроанов вы в книге не найдете. Всего лишь один год и 5/6 месяцев. Что называется, почувствуй разницу. Семейная сага Форсайты с более чем полувековой историей на страницах романов и Гроаны, в первом томище которых описано едва ли полтора года. И ведь даже не скажешь, что слишком насыщенных событиями. Но Шекспир с ней, с аннотацией. Во вступительной статье (от переводчика) говорится о том, что после успеха Властелина колец в Америке, издатели стали искать новое эпичное фэнтези и в Пике нашли очередную золотую жилу. Дальше, конечно, идет пояснение, что переводчик не считает Горменгаст фэнтези (чертовски мудрая мысль человека, прочитавшего книгу) и что скорее его стоит сравнить совсем с другой линейкой авторов. Но вот эти самые авторы после переворачивания страницы забываются, а ошеломительные тиражи, сравнимые с Властелином колец – нет. И тем круглее страница за страницей становятся глаза читателя, когда он, дочитав до середины книги, понимает, что здесь не только магией, но даже и приключениями не пахнет. Сравнить ВК и Горменгаст - то же что сравнить круглое с зеленым.

О чем же тогда эта книга? О замке. Почти Кафкианском, с одной только разницей. Герой стремится не попасть в замок, а вырваться из него. Правда, положа руку на сердце, в первой книге герой только и успел, что родиться, да угробить парочку бесценных реликвий во время церемонии посвящения в графы. Но бунт обозначен, во второй книге соответственно он будет расти и развиваться вместе с его проводником в жизнь - Титусом. Действие разворачивается в полностью замкнутом внутрь себя пространстве. Ветшающий замок с внешне немногочисленным, но по факту огромным штатом прислуги и маленькая бедная деревенька у его подножия. Вот, в общем-то, и весь мир. Мало кому из героев удается покинуть замок и обычно это освобождение от тенет Горменгаста сопровождается кровавой жертвой, которую счастливец не был готов заплатить.

Повествование очень насыщено деталями, будь то пейзажные изыски или подробности быта и размышлений его обитателей. Помимо Кафки совершенно точно есть здесь что-то от Диккенсовской Англии. Герои карикатурны, почти гротескны в своей мелочности, эгоизме и пороках. Они очень последовательны в характерах, ограничены и не способны не то, что измениться, но даже попробовать на пару минут поставить себя на чужое место, сменить точку зрения на ситуацию. А если какие-то вынужденные диалоги и взаимопонимание между героями возникают, то никак не из-за их внутреннего стремления друг к другу, но всего лишь необходимости ради. Наверное, единственное исключение - это Фуксия, которая, столкнувшись лицом к лицу с болезнью отца, совершенно меняет свое отношение к нему. В остальном же, герои обитают каждый в своем изолированном мире и старательно избегают контактов друг с другом. Отсутствие внешних эмоций делает их холодными, равнодушными к окружающим, впрочем, так оно и есть, потому что внешняя оболочка обитателей Горменгаста существует только, чтобы исполнять законы Замка, чтить и воплощать традиции тысячелетнего рода. А вся настоящая, богатая красками и впечатлениями жизнь происходит не снаружи, а внутри каждого человеческого существа в отдельности.

Дальше...

Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
5 5
Великолепная книга. Классика мировой литературы, наконец-то, по истечении полувека, добравшаяся и до нас. Не пропустите это чудо.
Горменгаст. Книга 1. Титус Гроан
3 5
Потрясающе. Всем рекомендую, особенно любителям фантастики - надо знать истоки.