|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самая ценная для меня часть книги – автобиография. Его слова, его жизнь, его правда, его чувства, его мысли, его, а не биографов, не друзей, не женщин, где каждый имеет свое мнение и "перетягивает одеяло" на себя. А вот письма я читать не смогла. В автобиографии Высоцкий неоднократно говорил, что не отвечает на вопросы о личной жизни и сам подобных вопросов никогда не задает. Что может быть более личным, чем переписка с любимой? Я прочитала 4 письма и мне стало стыдно до пунцовых щек. Как будто только что в дружеской беседе человек сказал мне, что не любит когда лезут к нему в душу, а я, пользуясь случаем, сразу полезла в ней копаться. Как-то это неуважительно получается. Видимо, крепко сидит во мне догма, что чужие письма читать не хорошо.
Есть Высоцкий. Личность, хоть и противоречивая, но, скорее, со знаком плюс. Есть его песни. Песни культовые, но в отрыве от его личности и его исполнения, много теряющие. А есть Высоцкого проза. И проза эта есть часть и продолжение поэзии и песен. Читается точно так же, как и слушается. Там есть всё - правда жизни, жёсткость, жестокость, юмор, сатира, любовь. Владимир Семёнович верил в то, что он делал. Его вера сквозит из каждой строчки его песен, каждого слова прозы. Он верил, что его мир - самая главная основа. Что все мягкости, любовности, нежности - это всё напускное, лживое. Хоть и возможное. Есть некоторый шанс, так сказать. И в этом я с Высоцким не согласен категорически. Мне кажется, вся жестокость в нашем бренном мире только для подчёркивания его красоты. Преодолел - стал счастливым. Понял, что она есть неотъемлемая часть, её преодоление - часть достижения счастья, считай, познал дзен. Но Высоцкий верил в другое. Верил твёрдо, поэтому писал гениально. Жаль, что, по всему выходит, человеком он был, счастья не нашедшим.
Его ведь в "Юности" печатали? Или в "Смене"? Нет, все-таки в "Юности", да и есть ли разница? Главное появился, прежде у Высоцкого только песни знала. Именно песни, даже и теперь не могу воспринимать его поэзии в отрыве от музыки, их не получается разделить, одно без другого, если и останется существовать, то каким-то гандикапом. Квинтэссенция свойств солнечного Водолея: опережать свое время; ураническая яркость в сочетании с сатурнианским саморазрушением; любовь со стороны наиболее продвинутой (Уран) и маргинальной (Сатурн) частей населения; успех при посредстве новейших, альтернативных официальным технических средств (Уран - магнитофонные записи); феерический. взрывной (Уран) успех. И вот этот симбиоз. создание нового вида творчества на стыке актерской игры, музыки, поэзии. Да, осталось неоконченным. И похоже, не доведенным до окончательного варианта редакторской правки. В тексте очень много инверсий, которые создают впечатление излишней эмоциональности, одновременно упрощая. А Высоцкий доводил те свои вещи, которые предъявлял публике, до совершенства. Хотя, как сейчас судить, возможно это было частью нереализованного плана и я теперь выступаю в роли того целого дурака. которому пол-работы не след показывать. В любом случае, тому, кто любит Поэта, имеет смысл перечитать. Или послушать аудиоверсию. Я сделала это недавно и Высоцкий "все так же сладостно вольнолюбив" .
«Девочки любили иностранцев». Да, девочки любили иностранцев. А кто любил самих девочек? Девочки любили. Их унижали,- а они любили. Их презирали, ими пренебрегали,- а они любили. Ими делились с друзьями – в лучшем случае, в худшем - передавали по «пересменке». В окружающей их реальности любовь подменялась удовлетворением, благополучием, удовольствием. А они любили. Русские девочки, любившие иностранцев, вырастали в русских женщин, которые одни только и способны любить истово, с верой, с надеждой, с полной самоотдачей – любить непонятых гениев, алкоголиков, домашних тиранов, сидящих и сидевших… В прочем, пока ещё получается обманывать себя и подменять одни понятия другими, можно любить иностранцев и подобную им «чистую» публику. Девочки, которых любили иностранцы,- яркие бабочки-однодневки, все на одно лицо (фигуру, размер), все с отсутствующей судьбой – прошлым, будущим, прошлыми и будущими проблемами. Таковы они для иностранцев. Но и этих девочек кто-то любит до остановки дыхания, до потери себя, до обретения смысла, до невозможности жить не надеясь, не любя…
Великолепная книга о целой эпохе, о жизни в то нелегкое время, о любви, первой и последующих, о мечтах, которым не суждено сбыться.
Я был душой дурного общества,
А теперь о самой книге, не могу сказать, что она понравилась или не понравилась, она оставила меня равнодушным, в прицепе. Чувствуется стиль, присущий песням Высоцкого, собственно стиль Высоцкого, и когда читаешь, в голове звучит его голос, который описать словами не возможно, потому что они все будут звучать нелепо и не смогут передать всей той глубины. Но сама книга не наполнена той глубиной, как по мне. Есть очень интересные мысли, но в целом не то, совсем не то, что я ожидал. Не хотелось бы сыпать шаблонами, хотя я уже это сделал, но талантливый человек талантлив во всем. И талант Владимира Семеновича отрицать у меня не повернется язык, но для себя я отметил, что его поэзия мне больше по душе, нежели проза. И стараясь быть объективным, насколько мне это под силу, не взирая на лица, так сказать, поставил именно такую оценку.
Аудиокнига «Роман о девочках» будет интересна всем, кто любит песни Владимира Высоцкого и хочет открыть для себя и его прозаическое творчество. С этим радиоспектаклем вы сможете ощутить горечь взросления послевоенного советского поколения и, может быть, даже почувствовать, в чём кроется секрет романтики и «жалостливости» так называемой блатной (или дворовой) песни. Вышивала в знак глубокой симпатии...
Талантливый человек - талантлив во всем. Это самое точное высказывание о Владимире Семеновиче Высоцком. |