Колеса

Это - одна из современных империй. Бизнес-империя. Мир гигантской автомобильной компании. Мир, подобный совершенному, безупречному механизму. Но каждый из винтиков этого сложного механизма прежде всего - человек. Человек, подверженный бурным страстям - жажде любви и успеха, денег и власти. Страстям, которые переплетают людские судьбы в немыслимый клубок интриг, почти что `дворцовых` в своей тонкой изощренности...
Автор Артур Хейли
Издательство АСТ
Серия Книга на все времена
Язык русский
Год выпуска 2014
ISBN 5-17-019082-4
Тираж 2000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 480
Код товара 9785170190829
353
Магазин »
Нет в наличии
с 22 октября 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.1
Колеса
4 5

– Что ты знаешь про американский Детроит?
– Эминем оттуда…                                             
(из личной переписки SvetaYa)

Однажды, волею случая, мне посчастливилось выбрать к прочтению пару книг у Артура Хейли. Перебирая библиографию автора, мне указали на «Колеса» - книгу об автомобильной промышленности США. Стоит ли говорить, что все дальнейшие поиски оказались бессмысленны, ибо книга об автомобилях для автолюбительницы в третьем поколении, это как бочонок меда для медведя из известного мультика.

Но как оказалось, книга эта не только освещает суть автопрома 70-х в Америке, но и рисует детальный портрет крупнейшего автомобильного города Детроита, в котором происходит эта история. Признаться честно, меня никогда особо не интересовала история штатов и всё что я знаю об Америке можно, наверное, описать несколькими предложениями. Тем не менее, где-то в глубине моего сознания шевельнулась мысль, когда я начала читать «А не тот ли это самый город, который признали банкротом и разорили несколько лет назад?». Зарывшись во «всемирную паутину» выяснила, что это действительно он, посмотрела очень пугающие картинки запустения и бедноты, и подогрев тем самым интерес к книге, погрузилась в чтение.

Дальше...

Колеса
3 5

Если бы внутреннюю жизнь человека можно было бы изучить так же легко, как внешнюю сторону производственного процесса, то Артур Хейли был бы, несомненно, великим писателем. Но нет, нельзя. Хейли же читать можно, но… пожалуй, «Колеса» для меня – идеальный пример книги, обладающей минимальными качествами, позволяющими, тем не менее, дочитать ее до конца. «Аэропорт» в свое время оставил примерно то же впечатление, правда давно я «Аэропорт» читал, ручаться не могу. Другие книги автора читать уже вряд ли буду.

Проблематика «Колес» вращается в нескольких кругах. Первый круг (и самый замкнутый) – это проблема конвейера. Хейли, надо отдать ему должное, не юлит, и называет ад адом. Проектировать автомобиль – это может быть, очень даже интересно, но собирать автомобиль – это полная бессмыслица. Но, как говорится, «кто-то должен, то есть кого-то мы должны». Вечная проблема неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Собственно этот труд и есть труд в самом точном значении этого слова (самый трудный труд), и при этом он наименее почетен, да и оплачивается хуже всякого другого. Если труд и превратил кого-то похожего на обезьяну в нечто, напоминающее человека, то некоторые виды труда превращают человека обратно в нечто похожее на обезьяну, с той благоприятной для обезьяны разницей, что она на заводе не работает. При этом ярче всего проблему этого рода труда в «Колесах» воплощает не рядовой работяга, а Мэтт Залески – заместитель директора на сборочном заводе. В самом деле, рядовой рабочий хотя и принимает на себя основной производственный удар, но он хотя бы имеет право не думать о работе. Отработал, заработал, забыл, (украл, выпил, в тюрьму) а вот тот, кто надзирает за производственным процессом, не имеет права не думать. Для него смена – это кошмар, который всегда с ним. И, если рабочий вполне законно мечтает о том, чтобы конвейер хотя бы на минуту остановился, то бедный Мэтт отвечает за то, чтобы конвейер ни на секунду не останавливался. Гнусная задача (хороший конвейер – остановившийся конвейер), но и самая необходимая задача – ведь вся материальная база мира возникает в процессе производства.

Проблема номер два – черно-белая. Ну, «Джанго освобожденный» смотрели, знаете. В роли Джанго в «Колесах» выступает молодой… да, как его и назвать то? Негром нельзя, афроамериканец – неуклюжее какое-то слово, никогда мне не нравилось, в общем чернокожий (это и негр, и звучит вроде как не оскорбительно) – Ролли Найт. Только вот освободиться у него не очень получается. Собственно, он находится в двойном рабстве – с одной стороны как жертва своего цвета кожи (во враждебных социальных условиях), с другой – как раб конвейера. Производственное рабство для людей, пораженных в своих правах, особенно тягостно в виду того, что никаких перспектив впереди не высвечивается. Перспективы – для белых людей, несущих бремя белого человека. Черным же людям – черный труд, мрачные мысли и темные делишки. И ненависть к белым. Вообще же мировоззрение Найта в конце концов сконцентрировалось в паре слов, несущих в себе…нет, не истину, конечно, но некое начало пути истины и слова эти: «Все – дерьмо!». Однако, далеко от начала Ролли видно не уйти.

Проблема номер три – экзистенциальная, что бы это ни значило. В данном случае это значит – проблема выбора жизненного пути. Выбирают двое – Адам Трентон и Бретт Дилозанто (или Дизоланто? – нет, все-таки именно Дилозанто). Адам – проектировщик автомобилей, преданный своей работе с честолюбием близким к фанатизму; Бретт – дизайнер по профессии, а в душе – художник. Сошлись они при совместной работе над «Орионом – новой маркой автомобиля. Естественно, что Бретта периодически помучивает вопрос - не бросить ли ему дизайнерство ради настоящего искусства, Адаму же вроде как сомневаться ни в чем не положено, да вот только с некоторых пор в нем все копится и копится усталость и раздражение, да и жена, мягко выражаясь, не в восторге, что Адам скорее женат не на ней, а на работе. В конце книги и Адам, и Бретт сделают свой выбор, в чем он будет состоять я не скажу, скажу лишь… ничего больше не скажу:)

P.S. Вообще, если уж совсем честно, то я купил эту книгу из-за обложки – есть в ней что-то такое ранне-тарантиновское (палп-фикшеновское) - из начала девяностых (а издание как раз 93-го года). Конечно, ранний Тарантино снес крышу почти всему миру, но для общества распада, каким было наше общество в 90-е, он пришелся особенно ко двору. Если для западного зрителя, да и для самого Квентина, его кино отражало какое-то другое кино (криминальные, и вообще малобюджетные экшен-фильмы, преображенные отвязным безумием Квентина), то для советско-российского человека его кино стало отражением реальности, поскольку сама новая реальность превратилась в малобюджетно-криминальный отвязно-безумный фильм. Но это уже совсем другая история.

Колеса
2 5

Сглазила. Ну точно же сглазила. Слишком радостно провозгласила домочадцам перед чтением: "Снова берусь за Хейли, чувствую, непременно понравится, для меня одно его имя - знак качества".

Во-первых, тест Бехдель не пройден. Есть ли женщины в книге? Да. Есть ли у них имена? Да. Говорят ли они друг с другом? Несколько раз. Говорят о чем-то, помимо мужчин? Нет. В оба запомнившихся раза, когда разговор был не о мужчинах, диалог велся между одной из героинь и безымянными эпизодическими женщинами (продавщица, женщина-сыщик). В наличии ли стереотипы? Море.

А как вам это:

Бретт проглотил остаток кофе, проходя мимо, дружески похлопал дежурную [авиакомпании] по округлому заду и направился к выходу на посадку.


Или это:

– Вы что-то сказали, сэр? – спросила проходившая мимо стюардесса. Она была совсем юная, со стройной и гибкой фигурой, и такая загорелая, словно все свободное время проводила на пляже.
– Да. Я спросил: “А где такая калифорнийская девушка, как вы, ужинает сегодня вечером?”
Она улыбнулась ему озорной улыбкой.
– Это зависит главным образом от моего мужа. Иногда он любит поесть дома, а иногда мы ходим…
– О'кей, – сказал Бретт. – И к черту эмансипацию женщин! Когда-то авиакомпании увольняли девушек, выходивших замуж, поэтому сразу можно было понять, у кого еще не подрезаны крылышки.


И все это на фоне ярого осуждения дискриминации темнокожих мужчин Детройта.

Персонажи, прямо скажем, картонные. Едва с ними познакомившись, можно сразу начинать угадывать, что в их личной жизни будет дальше, и, скорее всего, догадки оправдаются. Вообще линии личных жизней уделено слишком много внимания, на мой взгляд. Интересно наблюдать за взаимодействием персонажей на работе, но в остальном - тускло.

Весь интерес книги заключается в самой автомобильной фирме. В работе завода, в работе дизайнеров, в работе рекламного агентства, в работе простых трудяг и начальства. Перед нами разворачивается настоящее рождение машины, и оно сродни чуду, потому что к нему приложили руку все служащие - от верха до низа. Читатель видит, как Орион превращается из идеи в предмет, а следом за ним начинает свой путь Фарстар.

Наконец, словно созревший и готовый к самостоятельной жизни эмбрион, автомобиль опускается на собственные колеса. Мгновение спустя поворотом ключа зажигания запускается двигатель… Когда видишь это впервые, невольно приходит на ум, что перед тобой новорожденный, подавший первый крик.


В чем существенная разница между предыдущими книгами Хейли, которые я читала и "Колесами" - так это в том, что в других он показывал место действия (будь то самолет, аэропорт или отель) через людей, а в этой книге люди и фирма существуют почему-то раздельно, хоть вроде и связаны. Вот и получается, что местами от книги не оторваться, а местами - хочется закрыть и забыть о ее существовании.

Рекомендую ли? "Колеса" явно не годятся для первого знакомства с Хейли, но ознакомиться стоит, если вы интересуетесь автомобильной промышленностью.

Колеса
4 5

Самый производственный роман из всех производственных романов Хейли. Да, да. Он именно про массовое производство (в данном случае автомобилей). Есть тут и дизайнеры, и инженеры-разработчики, и рабочие на конвейере.

Сделала для себя несколько наблюдений :

Первое: все производства (не важно, что производят), везде (любой город, любой страны) очень похожи. Т.е. если убрать из романа «приключенческую часть», то да именно так оно и есть и атмосфера один в один.

Второе: при всей своей любви к описанию рабочих процессов Хейли производство (по крайней мере большое производство) недолюбливает на любом его уровне.
Почему я так решила?
Просто если в начале романа это :

— Чтобы работать тут, надо, конечно, любить автомобиль, — сказал Бретт. — Он должен стать для тебя самым главным. Дышишь, ешь, спишь — и все время думаешь об автомобиле. Просыпаешься ночью, и перед глазами у тебя возникает автомобиль — тот, что ты создал, тот, что хотел бы создать. Это твой бог. Твоя религия. И если ты этого не чувствуешь, — сухо добавил он, — тебе здесь не место.

Восторженное и пропитанное верой.

То в середине встречаем:

Даже Ролли был поражен, узнав, сколько людей курят марихуану. Он обнаружил, что больше половины рабочих выкуривают по две-три закрутки в день, причем многие утверждали, что только благодаря наркотику им удается справляться с ритмом работы на конвейере. “Боже праведный! – как-то в разговоре с Ролли воскликнул один его постоянный клиент. – Да разве выдержишь без наркотиков эту крысиную гонку?” Достаточно выкурить половину закрутки, сказал он, чтобы получить заряд на несколько часов.

Уныние и безнадежность.

А в конце:

– Да, конечно. Я считаю, что автомобильные магнаты, занимающиеся долгосрочным планированием в собственных интересах, палец о палец не ударили, чтобы как-то улучшить жизнь тех, кто на них работает.
– Возможно, раньше так оно и было, – возразил Адам. – Но теперь… Теперь все изменилось или быстро меняется к лучшему. Это бросается в глаза буквально каждый день – в отношении хозяев к существующим проблемам, в чувстве ответственности перед покупателем, в качестве выпускаемых нами автомобилей, в контактах с правительством, в признании самого факта существования потребителей. Сейчас это уже совсем иной бизнес, чем, скажем, два или три года назад.
– Хотелось бы верить, что это именно так, – заметил Бретт, – хотя бы потому, что вы в этом убеждены. Но я, к сожалению, не могу, и в этом не одинок. В общем, не хочу я больше гнуть спину.

и...

– Раз уж мы заговорили о том, кто кого будет кормить, – сказал Бретт, – я надумал открыть маленькое частное конструкторское бюро.
– Уверен, что ваше бюро очень скоро превратится в процветающую фирму, – заметил Адам. – Но и вкалывать вам придется покрепче, чем до сих пор.
– Вот этого-то я и боюсь, – вздохнул Бретт. И все-таки, подумал Бретт, он будет сам себе хозяин, отвечать только за себя. Именно к этому он больше всего и стремился, так же как и Барбара. Бретт окинул ее взглядом, полным любви, которая переполняла его душу. Какие бы испытания ни выпали им в жизни, Бретт твердо знал, что вдвоем они все преодолеют.

Надежда на то что все может быть совсем по другому.

Колеса
4 5

И эта книга написана после "Отеля" и "Аэропорта"?! Увы. :( Нет, конечно, я понимаю, не всегда же писать шедевры и сильные романы, бывают подъемы и спады. Но я бы поняла, если бы эта книга была из ранней его прозы, когда он только начинал и не ухватил еще всю суть производственных романов, но сотворить это после двух шедевров?
Получилось откровенно слабо для такого мастера. Он уже не смог выбрать несколько тем, закрутить их и получить максимальное напряжение. Среди главных героев мы видим несколько человек из разных слоев общества. Болтающийся без дела негр, из разряда, горбатого могила исправит. Честно говоря, после пары проколов он уже не вызывает у меня сочувствия (как, например, вор из Отеля). Хотя автор и пытается воззвать к нам, что виновен не столько сам этот негр, сколько система, которая не дала ему шанса. Шанс у него был, и не раз, а вот морально-волевого стержня, да, не было, он все время сбивался на скользкую дорожку. Руководитель среднего (или, даже, скорее, верхнего) звена, с очевидной возможностью роста, и его проблемы с женой - да заскучала домохозяйка, вот и все. Ей бы самой какое-нибудь дело, чтобы с головой поглотило, а не духи в универмагах тырить, адреналину ей не хватает, а у продавщицы потом из зарплаты вычтут. Увы, и эта линия показалась мне надуманной.
На работе: интересно был описан сам конвейер и принцип работы на нем, понравилось, когда в готовой модели машины обнаружили вибрацию и выискивали возможность от нее избавиться. Мне казалось, что из этого момента автор выжмет чуть побольше, задумка-то отличная. Завод, на котором 10 тыс. рабочих, и который живет своей внутренней скрытой от глаз начальства жизнью, мафия на заводе - это все было достаточно интересно. Как и неумение малограмотных рабочих пользоваться такими льготами как займы, кредиты. Автогонки - тоже немаловажная часть действия, как эксплуатируют эти машины. И сам Детройт, промышленный и бандитский город. Одни ворочают миллиардами и совершают более глобальные, но менее наказуемые преступления, а другие делают глупости из-за горстки серебряных монет.

Колеса
3 5

Просто скажу: было скууучно! Честно и со скрипом мурыжила первую половину, на второй поняла, что мне это не надо и просто по диагонали пролистала, чтобы уж закрыть сюжетные линии.

Да, тема машин мне совсем не близка, но проблема этой книги, на мой взгляд, в излишней скрупулезности в плане политических и социальных проблем, дотошности в неинтересных подробностях. Одним словом - не то. По сравнению с "Отелем", где всё было так живенько, так реалистично, так понятно, "Колеса" были, видимо, написаны для серьезных мужчин "в теме".

Точно не буду рекомендовать и точно не захочу перечитывать. Что ж, сохраню о Хейли добрые воспоминания Отелем.

Колеса
5 5
— Чтобы работать тут, надо, конечно, любить автомобиль, — сказал Бретт. — Он должен стать для тебя самым главным. Дышишь, ешь, спишь — и все время думаешь об автомобиле. Просыпаешься ночью, и перед глазами у тебя возникает автомобиль — тот, что ты создал, тот, что хотел бы создать. Это твой бог. Твоя религия. И если ты этого не чувствуешь, — сухо добавил он, — тебе здесь не место.


Почему-то нет восторженных отзывов о романе, многие пишут, что он проигрывает другим производственным романам Хейли. Ну не знаю уж. Мне кажется, он тоже удачный, такое же, как и в "Отеле" и "Сильнодействующем лекарстве" погружение в мир людей, которые трудятся, вертятся, варятся в автомобильном мире. Персонажи ничуть не картонные, у каждого своя история, которые, естественно, связаны между собой.

Я очень люблю автора именно вот за то что он описывает какую-то определенную сферу жизни, эту область он рассматривает изнутри.
Вот прям очень была бы рада, если бы мне еще посоветовали что -то похожее, а то у меня один только "Аэропорт" остался((

Колеса
5 5

Была у меня в детстве книга про разные виды транспорта. И была в этой книге чудесная иллюстрация с круизным лайнером в разрезе. Художник в мельчайших деталях изобразил все - от того, что творится в каютах и банкетных залах, до трюмов. Я часами могла рассматривать эту картинку, придумывая разные истории о том, что происходит на лайнере. Хейли в своем романе "Колеса" сделал нечто очень похожее: он изобразил автомобильную промышленность США 60-х годов "в продольном разрезе". Это мой первый Хейли, поэтому я по-настоящему впечатлилась размахом. Автор не упустил ничего - начал с верхов и провел читателя до низов, не забыв при этом ни одного промежуточного звена. И даже смежные элементы затронул.

Чтение шло медленно. Отчасти потому, что Хейли столько информации на тебя обрушивает, что первую треть книги ты только привыкаешь к персонажам и запоминаешь, кто есть кто и как к кому относится. Отчасти потому, что я не автолюбитель и всякие подробности машиностроения были для меня не очень интересны. Но чем дальше, тем становилось интереснее. Хейли сначала дает читателю ощутить масштаб автомобильной махины, а потом показывает, как в ней абсолютно все взаимосвязано.

Роман не только о производственных буднях в Детройте. Он еще и об отношениях, о характерах и людях. Самая сильная линия в романе, на мой взгляд, - о чернокожем Ролли Найте, который устраивается работать на заводе, чудом избегает увольнения, а дальше сворачивает на кривую дорожку. Ближе к концу книги я начала опасаться, что финал будет неправдоподобно счастливым. Американские авторы этим порой грешат. Но нет, Хейли не обманул.

А еще спустя сорок с лишним лет после публикации романа забавно и грустно одновременно читать о противостоянии автомобильных гигантов и защитников окружающей среды. "Если нашей технике по плечу космические корабли для полета человека на Луну, а со временем и на Марс, автомобильная промышленность уж наверняка могла бы создать гарантированно прочную и безупречную машину, которая не отравляла бы воздух", - рассуждают они. Думал ли Хейли, что через полвека люди будут читать его книгу и ничего не изменится?

Знатоки творчества Хейли говорят, что "Колеса" не самый лучший его роман. Но поскольку это был мой первый Хейли, мне он очень понравился. Книга настолько многогранна, что в ней можно найти и любопытные факты, и ответы на свои вопросы, и почву для размышлений. Одним словом, очень!

Колеса
5 5

Артур Хейли написал интересный роман о компании, как организме, в которой каждый винтик живет своей жизнью, но работает на общее дело.
Произведение "Колеса" отлично показывает и время, и эпоху, в которой функционирует завод по сборке машин. Хотя точные временные рамки Хейли не определяет, понятно, что действие происходит не в современном мире, а скорее в годах 50-х, 60-х. Автору удаются и описания, и характеры, и персонажи из разных слоёв общества- гетто, чёрные, мафия, заскучавшие ничем не занятые жены, топ-менеджеры и управляющие компаниями. Но привычного для Хейли лихо закрученного сюжета не наблюдается. От этого становится временами скучно. Катастрофы, свойственной последним страницам романов Хейли, тоже не получилось. Одного из героев автор просто слил, видимо, устав от него под конец произведения. Тогда зачем пытался как-то его спасти? Мог бы сразу грохнуть и не мучить нас пару страниц.
"Колеса" - явно не тот шедевр, с которого надо начинать знакомство с творчеством Хейли. Большего внимания заслуживают, на мой взгляд, его "Отель" и "Аэропорт" - романы, не позволяющие и на минуту от них оторваться, поглощающие и притягивающие.
Тем не менее, в "Колёсах" Хейли умудрился сделать то, за что мы, читатели, любим его произведения - проникнуть во все сферы работы компании, какой бы она не была.
И к удивлению, в данном произведении мы не только узнали о работе завода, инженеров и офиса, но и сопряжённых с их деятельностью работой предприятий: фирм по реализации машин, поставщиков, банков, гонщиков.
Такое знание всего аппарата наводит на мысль, что пару лет своей жизни автор явно посвящался всем крупным предприятиям. Иначе откуда он мог знать о каждой пешке мощной системы?
В любом случае, Хейли умудряется невероятно точно и интересно проникать в разные профессии, и это то, что постоянно привлекает читателя к его творчеству.

Колеса
5 5

Постоянная рутина, день за днем- понедельник скоро сменит вторник и не минуты простоя- машина за машиной, в такое уж время мы живем. Хотите знать всю изнанку машиностроения- Артур Хейли посторался на славу, если вы не были никогда на заводе, тогда вы попали по адресу. Прочитав роман "Колеса" вы окажетесь прямо посреди недельной суеты заводского человека.
"Почему Мэтт Залески любил среды, объяснить было просто. Два дня отделяют среду от понедельника и столько же от пятницы.
А понедельники и пятницы на автомобильных заводах из-за прогулов – самые тяжелые для начальства дни. Каждый понедельник куда больше рабочих, чем в любой другой день, не является на работу; а за понедельником по числу прогульщиков следует пятница. Дело в том, что по четвергам обычно выдают жалованье, и многие рабочие предаются трехдневному запою или принимают наркотики, а в понедельник отсыпаются или приходят в себя. По пятницам все проблемы отступают на второй план, кроме одной, самой главной: как обеспечить выпуск продукции, несмотря на критическую нехватку рабочих. Людей переставляют, точно пешки на шахматной доске." На мой взгляд, точнее ситуацию не опишешь....
В книгах Артура Хейли нет совсем крутых виражей, читая их, ты как будто читаешь историю людей, но реальную историю, настолько в них все жизненно, буднично описано. Если это книга про машины - значит к концу книги, ты начнешь разбираться в машинах того времени, будешь знать на чем делался акцент. И в принципе, машины конечно же изменились, но сама система- нет... (на мой взгляд)
Я люблю книги Артура за их детальность, их не будешь читать каждый день, под них нужно настроение, но мне очень нравится стиль и сами темы, затронутые автором.