Горе от ума 3-40-157/АСС. Александр Грибоедов
Видеообзор

Горе от ума

"Горе от ума" - одна из первых русских комедий, разодранных на пословицы и поговорки, которыми до сих пор украшена речь всякого мало-мальски начитанного человека. "Горе от ума" - комедия, давшая русской литературе первого "лишнего человека". Эта комедия с трагическим, в сущности, финалом - поистине "русская комедия" с отчетливым горьким осадком и бесконечным сочувствием герою. Издание снабжено комментарием, а также отрывками из статей А.С.Пушкина, И.А.Гончарова и А.Григорьева, посвященных комедии "Горе от ума", что, несомненно, поможет всем, кто изучает русскую словесность.
Автор Александр Грибоедов
Издательства Азбука , Азбука-Аттикус
Серия Азбука-классика
Язык русский
Год 2011
ISBN 978-5-389-02531-8
Тираж 3000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 256
Модель 3-40-157/АСС
Страна-изготовитель Россия
101
Купить »
История цены:
Средний отзыв:
4.5
Горе от ума
4 5

Не дает автор ответа на этот свой вопрос. А жаль.

Грибоедова перечитываю в который раз, и каждый раз случается как-то по-новому. Вот, ниже, вся моя история знакомства с Горем от ума, кому интересно, и путь познания книги, который, кажется, является достаточно стандартным для среднестатистического обывателя без гуманитарного образования.

1. Школьные годы.
Тогда было мной прочитано Горе от ума в первый (летом, потому что короткое) и во второй раз (в классе, по ролям), и вообще ничего было непонятно, кроме нескольких фраз, типа "Чацкий и фамусовское общество", или "век нынешний и век минувший", или "фамусовская Москва" и "герой и эпоха". Было списано сочинение пополам из интернета и пополам из критиков, и заучена пара монологов, а именно "А судьи кто?" и "Петрушка, вечно ты с обновкой".

2. Университетские годы.
Эти годы принесли третий раз перечитывания, а четвертым я считаю поход в Современник на великолепную постановку Римаса Туминаса, где фамусова играет неподражаемый Сергей Гармаш. Это время подарило весьма поверхностное познание смысла пьесы и открытие уникального авторского стиля Грибоедова.
Очень полюбила его язык, витьеватые построения фраз, меткие рифмы и вечные афоризмы:

Губители карманов и сердец!

Попал или хотел попасть?

Тогда не то, что ныне.

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!


И еще очень много просто гениальных словесных структур, в общем, литературная часть.

3. Постуниверситетские (есть ли слово-то такое?) годы
Видимо, смысл школьной классики начинает доходить только когда встанешь на ноги, почувствуешь почву под ногами и понюхаешь пороху. Вот тогда сразу всплывает вся справедливость поднятых Грибоедовым тем, тогда и Скалозуб уже кажется не каким-то там надутым пузырем, а вполне реальным человеком, которого знаешь лично (я даже и несколько Скалозубов знаю). И Молчалина узнаешь как родного, и Фамусова видишь насквозь. София, конечно, блеклая невзрачная тень, но что уж здесь сделать, не было возможности еще и женский вопрос поднимать в таком маленьком объеме.
А себя полностью ассоциируешь с Чацким, и уже понимаешь, что находишься в той же ловушке, в которую и он себя сам загнал в пьесе, и выхода из неё уже нет, и все томишься и ждешь, когда же найдется та Софья, что провозгласит тебя безумным, чтобы уже, наконец-то списаться со счетов жизни.

Вот правда, Грибоедов писал не про Чацкого, а про того, кто в данный момент читает/смотрит эту пьесу. Он нам, как все реалисты, показывает, что выхода-то нет, что Чацкий никогда не доживет до зрелых годов, весь Чацкий улетучится из его личности, и останется там чуточка Молчалина, или Фамусова, или Скалозуба.

Обидно! Совет издателям: дарите в подарок к книге корвалол или валерианку, или бутылочку чего-нибудь горячительного. Ну невозможно же по-другому!

Горе от ума
5 5

Когда в детстве и юности нам твердят об актуальности классики, вряд ли мы в наши школьные годы чудесные способны по-настоящему это понять. То ли Марьиванны плохо объясняют, то ли опыта (того самого, житейского) маловато, да только актуальность так и остаётся чем-то вроде Северного Полюса: все знают, что он есть, но так немыслимо далеко… Бывают же такие ситуации, когда вдруг сами собой возникают какие-то параллели, когда вдруг понимаешь: да ведь почти об этом самом и писал кто-то великий!
Не так давно один известный человек написал статью по поводу невесёлому и актуальному. Написал честно, искренне, так, как думал, без всякого «соцзаказа». И почему-то оказалось, что выпал из общего хора голосов, пошёл не в ногу со всеми, а как бы даже в другую сторону. И понеслось! А подать сюда Ляпкина-Тяпкина! К ответу! И, собственно, чего такое вообще сказать-то хотел, а?!
И вспомнился тут не кто-нибудь, а Александр Андреич Чацкий, успешно нами «пройденный», причём чаще всего мимо. Вот он, молодой, три года пробывший где-то заграницей (где весьма ощутимы отблески костра Французской революции), соскучившийся, появляется в доме Фамусова. Нарушает при этом все приличия – раннее утро, никто гостей в такое время не принимает. В том-то и дело – он не гость. Он свой. Он и мчится прямо с дороги к своим, а не в какой-то лагерь врагов, где надо быть во всеоружии и обдумывать каждый жест, каждое слово.
Его знаменитые монологи тоже произносятся не на заседании тайного общества, а для хорошо знакомых с детства людей, которым он верит, которых так давно знает (как ему кажется). Наверняка так пылко говорит в надежде, что его поймут, что найдутся люди, разделяющие его взгляды. Пусть не Фамусов, куда ему, человеку прошлого века, но Софья, но Молчалин?! Ведь они-то с Чацким ровесники (Софья помоложе, но ведь «ей сна нет от французских книг», девица образованная). Но нет. Нет понимания, нет взаимности ни в чём.
Лиза, служанка, которая в лучших литературных традициях часто бывает умнее, наблюдательнее многих героев пьесы, скажет одну важную фразу:

Как все московские, ваш батюшка таков…

Ключевое здесь начало: «как все» - и этим всё сказано. Попробуй быть не таким – плохо тебе будет, разорвёт стая. И ещё «московские» - уютная милая Москва с утопающими в зелени особняками отличалась какой-то своей особой патриархальностью (ну вспомните все эти лубочные «конфетки-бараночки»), клановостью, многочисленными и разветвлёнными родственными связями, что в целом составляло такой конгломерат, о который можно сломать не только зубы, но и шею.
Поначалу и Фамусов принимает Чацкого именно как своего:

Здорово, друг, здорово, брат, здорово.
Рассказывай, чай у тебя готово
Собранье важное вестей?
Садись-ка, объяви скорей.

Тут и «друг», и «брат» - наш человек, что и говорить!
Проходит какой-то час, стоило лишь Чацкому в одном из первых монологов сравнить «век нынешний и век минувший», как Фамусов приходит в ужас. И после каждой реплики молодого гостя ему становится всё хуже и хуже:

Фамусов
Ах! Боже мой! он карбонари! *
Чацкий
Нет, нынче свет уж не таков.
Фамусов
Опасный человек! (Оставлю далее реплики только Фамусова):
Что говорит! и говорит, как пишет!
* * *
Он вольность хочет проповедать!
* * *
Да он властей не признает!
* * *
Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Дальше – больше. Чем пространнее становятся монологи, тем сильнее раздражаются окружающие. Никто, никто не пожелал выслушать по-настоящему, попробовать вникнуть, постараться понять, что искры Франции и просто здравого смысла уже долетают, уже зажигают умы и сердца. Но нет, мы, московские, горой друг за друга, нам перемен и ваших революций на дух не надо. Да и стоит ли слушать кого-то, кого не было три года, мы его опять выживем из нашего тесного и сплочённого мирка.
Пусть он умён, но мы-то не понимаем, чего он там так долго и красиво пытается говорить. У нас тут бал, понимаешь, карты, турнюр у кого-то новый, надо обсудить… Проблемы?! Нет, у нас они, конечно, есть, но мы сами знаем, какие, вон докторша «не родила, но по расчету – по моему – должна родить». Не надо идти против нашего мнения, да ещё не спросив, что думает княгиня Марья Алексевна. Пошёл? А мы намекали… Мы ж предупреждали… А вот на тебе, получи! Распнём, затопчем, объявим сумасшедшим.
И пусть себе пойдёт

…искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..

А знаете, грустно… Классика и впрямь актуальна. Увы.

Горе от ума
5 5

Я просто боготворю эту пьесу! После школы перечитывала её несколько раз! Удивительно, насколько реалистичны образы грибоедовских героев, насколько они реальны и в наше время! На самом деле эта пьеса - очень серьезное произведение, взять хотя бы тот факт, что ее разобрали на цитаты! а вот знает ли современная молодежь о них? Многие афоризмы из этой бессмертной пьесы живут в нашей речи и сегодня. Я все больше и больше склоняюсь к тому, что произведения русских писателей, как никогда актуальны в наше время, в современной России страдают люди умные, прогрессивные, переживающие за состояние российской действительности. В общем, горе от ума. С самой школьной скамьи я помню монолог Чацкого «А судьи кто?», который мы учили наизусть, тогда еще не понимая его зерна, и только сейчас понимаю, насколько я была далека от понимания русской литературы! Тема которую затронул Грибоедов, я думаю, еще очень и очень долго будет оставаться актуальной. Произведение поистине правдивое и оголяющее проблемы современного общества настолько, насколько это возможно.

Не знаю зачем, но я решила пофантазировать, что бы Чацкий мог написать в гостевой книге после бала! мне кажется это было бы так...

"Зачем я здесь, среди глупцов!
Мне средь богатва места нету...
Ведь создан мир для дураков.........."

Не дописал и выбежал - Карету мне карету!!!!

Горе от ума
3 5

Счастливые часов не наблюдают.
Что мне молва? Кто хочет, так и судит...

Хочу начать с маленького лирического отступления. Два месяца я ничего не читала. Учеба и дом - вот чем я ограничивалась в это время, но теперь я вернулась и готова снова творить. Без LiveLib я - это не я. Мне его очень сильно не хватало все эти долгие недели, не хватало этого уюта и тепла, которые приносили мне чтение книг и написание рецензий. Хотя, за эти два месяца я все же кое-что прочитала, но это не выходило за рамки школьной литературы.

Такой книгой стала "Горе от ума". Летом я уже начинала ее читать, но остановилась на первом действии. Сейчас же заставила нужда, и деваться было некуда.

Не могу сказать, что я большая поклонница программной школьной литературы, да и русской литературы, однако в ней есть произведения, которые меня цепляют, но такие попадаются крайне редко. Я ее читаю только потому что мне приходится это делать. Так бы я до этих книг не добралась бы еще очень долгое время.

Единственное, что я могу здесь выделить - это личность Чацкого и его прототипа. Историю произведений и какие реальные события легли в их основу мне всегда изучать интересней. Поэтому этот герой мне запомнился. Модно было в ту пору идти против толпы, как впрочем и во все времена.

Горе от ума
3 5

"Горе от ума" - самое известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова - сатирическая комедия в стихах. Помню, проходили это произведение в школе, учили монолог Чацкого, который я до сих пор помню наизусть, правда, уже не полностью: "А судьи кто..." Очень четкое и глубокое творение - остроумная и жгучая сатира над обществом, где чины и связи решают все, а жеманные девицы глупы, где люди ведут себя по навязанным канонам.
Кстати, это и сейчас актуально - любят некоторые представители общества трясти своими чинами, доставшимися им через несколько поколений только по праву рождения и никак не заработанными. Прочитав эту комедию уже в боле зрелом возрасте, уже воспринимаешь ее полностью и по-другому.
Монолог учится очень легко - слог простой, в этом и талант - просто, но настолько четко и глубоко. Перечитала раз и почти полностью вспомнила этот монолог, теперь снова могу наизусть рассказать)

Горе от ума
5 5

Очень понравилось это произведение! Многие лица меня ужасно раздражали. Но главное то что я подумала что в наше общество ничуть не отличается от их. Конечно мы стали прогрессивным обществом, но если разглядеть повнимательнее многое осталось прежним, особенно со стороны морали. Все с какой-то выгодой и многое другое. Очень мне полюбился Чацкий, самый здравомыслящий герой. Софья же под влиянием общества ничуть не отличалась от них, так как приняла сторону отца.

В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин). «Век минувший» - это не только показатель возраста, но и система устаревших взглядов.

Отличие их в том что Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе.
Для Чацкого главным человеческим качеством является богатый духовный мир. Он общается с теми, кто ему действительно интересен и не заискивает перед гостями дома Фамусова.
Цель жизни для Павла Афанасьевича и ему подобных – карьера и обогащение. Кумовство – обычное явления в их кругах. Светские люди служат не на благо государства, а ради личной выгоды, это подтверждает заявление полковника Скалозуба:
Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;
Об них как истинный философ я сужу:
Мне только бы досталось в генералы.
Чацкий же не желает служить «лицам», именно ему принадлежит высказывание: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Александр Андреевич – прекрасно образованный человек. Он три года провел за границей, что изменило его мировоззрение. Чацкий – носитель новых, революционных идей, но именно всё новое и прогрессивное пугает фамусовское общество, а источник «вольномыслия» эти люди видят в просвещении:
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда
Безумных развелось людей, и дел, и мыслей.
Общество увидело в Чацком человека, перечащего основным моральным устоям, именно поэтому слух о его сумасшествии так быстро распространился, и никому не составило труда в него поверить.
У представителей двух веков разные взгляды на любовь. Фамусов для своей дочери ради выгоды избрал в мужья Скалозуба.
Молчалин же с помощью Софьи собирался получить очередной чин:
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека
Чацкий много лет сохранял искренние чувства к Софье. Вернувшись в Москву, он надеялся на взаимность, но Софья оказалась под сильным влиянием общества её отца, а также, начитавшись французских романов, она нашла себе «и мужа-мальчика, и мужа-слугу»
Чацкий осуждает их крепостнических взгляды, чинопочитание, невежество, преклонение перед всем иностранным, ничтожность интересов… Он критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание детей в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья".
По событиям в комедии мы видим, что в словах Чацкого автор обличает все пороки дворянства, т.е. взгляды Чацкого – это взгляды Грибоедова.

Горе от ума
5 5

Еще одно знаковое произведение на тему взаимоотношения человека и общества. Еще одна разбитая судьба, еще один человек, выброшенный на обочину общества. Стара как мир история: идеализируя свой объект любви, мы становимся жертвой его жестокости. А идя наперекор толпе, можем быть ею объявлены сумасшедшими.

Приехав после нескольких лет скитаний домой, в Москву, Чацкий занят лишь одной мыслью: как получить благословение его возлюбленной. Пренебрегая нормами морали и приличия, смело высказывая правду окружающим, не жалея собственного остроумия, он не замечает, как кольцо злобы и непонимания вокруг него сужается и приводит к логическому концу.

Шедевр в чистом виде, одним из доказательств чего является беспрецедентный, пожалуй, цитатник пословиц и поговорок, ушедший в народ. Кому не довелось прочитать в школьное время, обязательно стоит наверстать упущенное в зрелом возрасте – произведение не имеет возрастного ценза.

Горе от ума
5 5

Сколько цитат! Я постоянно их употребляю и только сейчас сподобилась ознакомится с оригиналом. История очень стремительная, из названия понятно, что "кто-то очень умный" столкнется с непониманием, но здесь это ушло в кульминацию, конечно же. Много знать и много понимать, явления очень разные, Чацкий как раз человек понимающий, который ценит жизнь, честь, у которого широкий кругозор и нет никакого стремления "падать ради смеха высоких чинов". Он сталкивается с людьми пожившими, которые "много знают как дела делают", прогибаются под систему и смотрят сначала на Чацкого со смехом, а потом... Конечно же устоявшееся общество лизоблюдов крутит пальцем у виска и смотрит на героя как на дурочка, все это сопровождается очень понятным и легким сюжетом, с огромным количеством иронии, упрека и недоумевания. Общество пускает сплетни, гонит вон, Чацкий делает выводы и уходит. Казалось бы на этом можно и закончить, но финал с сектой выводит безумие неадекватности на новый уровень. Просто потрясающе!

...Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь...
...Счастливые часов не наблюдают...
...Свежо предание, да верится с трудом...
... числом поболее, ценою подешевле...
...Грех не беда, молва нехороша...
...И дым отечества нам сладок и приятен...

Студент и Молодые супруги показались чуть проще, там проблема уже выражена, но тоже заставляло улыбаться, удивляться и кивать головой. Проблема столкновения неопытного умного студента с поглупевшим опытным взрослым обыграно сильным контрастом, почему-то вспомнилась "Обыкновенная история", где как раз изображено, как из первой стадии переходят в последнюю.

Горе от ума
5 5

Читал я давеча тут «Горе от ума»…
Рассеялся застлавший разум мне туман -
Вдруг понял я, что в школе был баклан,
Извлёк тогда из этого творенья на стакан,
Тогда как должен был извлечь на целу бочку.
Сейчас лишь я могу поставить точку
В познаньи гениальных строчек
И отношений проволочек,
Что Грибоедов описал.

Проникнут книгой был всецело -
Ну надо ж так изобразить умело
Характеры и нравы! Между делом
Душа моя взяла контроль над телом
И в стих рецензию оборотила.
Что сочинять вдруг вдохновило?
- Грибоедовских пять килограмм тротила.
Энергия после их взрыва
Нам два столетья сердце грела.

Само собой, определённо, несомненно
Мне в паре слов не передать значенья
Сего значительного сочиненья,
Подобно бурному теченью,
Несущему в раздумий воды.
Могу заметить только: годы
Порою длятся правды роды,
И Чацкий-акушер лишь, умный, гордый,
Приносит роженице облегченье.

Горе от ума
5 5
Ох уж это « Горе от ума» ! Иногда я себя спрашиваю – может, мне не хватало в школе сочинений? Но тем не менее….Возможно, с возрастом классика как-то переосмысливается, перечитывается по- другому. Просто дочь читает, готовится к ЕГЭ, вот и нашла я у неё эту книгу. И зачиталась…
Интересная история, я бы сказала. Даже не современная, а вневременная, если так можно сказать. О том, как девушка обманулась, приняв расчетливое обаяние – за любовь, а искренность, облаченную в ироничную шутку – за насмешливое презрение. Софья , казалось бы, девушка неглупая, да вот не сумела увидеть в Молчалине, по сути, обольстителя, которому была важна не сама она, а её приданое. « Почему вы с барышней робки, а с горничной повесы?» - спрашивает служанка Лиза. Странный вопрос! Что уж тут непонятного? Ведь Софья пока еще недоступна для Молчалина, и вообще – для него она неизмеримо выше( если судить по социальной лестнице), так что приходится ему принять образ скромного, сдержанного, но безнадежно влюбленного поклонника. Ну что поделать – нужна ему Софья для карьерного роста. А вот Лиза…Лиза так, для души. Замуж, конечно, никто её звать не собирался, а развлечься на досуге-самое оно. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть». – так характеризует Молчалина Чацкий. Да, действительно, так и есть. Принцип такой молчалинский – « угождать всем людям без изъятья». А вообще, так далеко не редкость такой тип людей. Иногда кажется – ну вот почему, за какие такие заслуги многие не только продвигаются по карьерной лестнице, но еще и становятся такими популярными, и все к ним благоволят? Да все потому! До сих пор молчалинский принцип живет и , увы, побеждает!
Меня, конечно, не удивляет, почему Молчалин без труда вскружил голову Софье. Разве вы не замечали, как нас интригует молчание собеседника? Сразу начинаем думать: « А что он молчит-то? Может, я вот тут распинаюсь, а он возьмет и скажет такую фразу, что у меня и слов не хватит ответить? А уж как на девушек магически действуют молчуны, которые только за руку держат, вздыхают, а воображение уже рисует неземную страсть. Молчание тем и хорошо, что позволяет услужливому воображению дорисовать то, что нам самим хотелось бы…Вот и создался в голове у девушки образ такого скромного, сдержанного, погруженного в свои чувства мужчины. Не то, что некоторые – не успели прихать, уже налетели со своей страстью, не дали девушке опомниться. Беда Чацкого в основном в том, что он говорит то, что думает, не заботясь о том, как бы понравиться. Он такой, какой есть – искренний, открытый, ироничный, называющий вещи своими именами. Вопрос- когда это было в чести? Вот явись он с вычурными комплиментами Софье, поболтай с её папенькой на приятные ему темы, поахай и поумиляйся над стариной – все, был бы желанным гостем, и потенциальным женихом! Страшны те люди, которые изо всех сил хотят понравится другим, нащупывая слабые места собеседника! Но кому я об этом говорю! Все, наверное, попадались на грубую лесть, на раздуваемое ощущение собственной важности. « Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!» - так раздосадованная Софья сказала о Чацком. Неудивительно. Он своим приездом перевернул весь привычный мир – разнес в пух и прах порядки Фамусовского дома, основанные только на бездумном соблюдении приличий и раболепства перед чужой молвой, открыто заговорил о своих чувствах, и целую отповедь выдал искусству притворства. Ведь Чацкий – единственный, кто не притворяется. О, роскошь оставаться таким, какой ты есть и говорить то, что думаешь! Жаль, не всем дана смелость жить именно так! В основном – удобнее жить так, чтобы всем нравиться. И до сих пор так, на самом деле…Если подумать – разве каждый день нам не приходится играть какую-то роль, чтобы в нас не увидели настоящего? Разве не приходится скрывать истинные чувства? Или поддакивать в разговоре, где мы имеем совершенно другое мнение? Просто жизнь, скажут мне. Но сколь же бесстрашен в моих глазах восставший против такого порядка вещей Чацкий!
Только подумать – почему мы порой прячем в себе искренность? Боязнь разрушить привычный мир. Привычка к комфорту. Ужас попасть в сумасшедшие, как произошло с тем же Чацким. И правда, нужно великое сумасшествие, чтобы оставаться самим собой…
А что касается Софьи. Удар, наверное , был для неё силен, когда она услышала истинные мысли и чувства Молчалина. Ну что делать, за что боролась…Ведь сама выбрала усыпляющую сердце ложь вместо пусть резкой и ироничной, но искренности. Сама позволила себя одурачить. « Ах, обмануть меня не трудно…»
А вообще – очень жизненно. « Мечтанья с глаз долой - и спала пелена»…Хорошо бы только было , если бы она спадала вовремя…




Горе от ума
5 5
У кого ни спроси, с чего начинается "Горе от ума", тебе ответят: Чацкий приезжает в Москву… Но до выхода Чацкого в комедии целых пять сцен, весьма важных для понимания пьесы. Недавно узнала, что русские актрисы девятнадцатого столетия отказывались играть роль Софьи, полагая её безнравственной. Как же! Незамужняя девушка заперлась с молодым человеком в спальне... А наутро уверяла свою подружку-служку Лизаньку, будто всю ночь с Молчалиным музицировала. Если о тайных свиданиях узнает Фамусов, то Софье несдобровать. Но она влюблена - и готова жертвовать. Чего боится Лизанька? Барин узнает, что она помогала его дочери - и сошлёт дворовую девку в деревню. Чем это грозит Молчалину? Фамусов прогонит, оставит без места, жалованья, испортит карьеру... Одним словом, всем будет плохо. Вот почему даже Фамусов, когда фактически застукал всех троих на месте преступления, остался доволен, что они сумели выкрутиться. Не в его интересах давать делу ход. И только в финале понимаешь значение этих пяти первых сцен. Если бы не Чацкий, который подслушал под лестницей, который со своей позицией правдоруба за день всех достал, он и тут "не мог молчать". Так что Фамусову приходится принимать меры…
Достоинства:
Гениальная комедия
Недостатки:
Слишком замылена школьной программой