|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Не дает автор ответа на этот свой вопрос. А жаль. Грибоедова перечитываю в который раз, и каждый раз случается как-то по-новому. Вот, ниже, вся моя история знакомства с Горем от ума, кому интересно, и путь познания книги, который, кажется, является достаточно стандартным для среднестатистического обывателя без гуманитарного образования. 1. Школьные годы. 2. Университетские годы. Губители карманов и сердец! Попал или хотел попасть? Тогда не то, что ныне. Что за комиссия, Создатель, И еще очень много просто гениальных словесных структур, в общем, литературная часть. 3. Постуниверситетские (есть ли слово-то такое?) годы Вот правда, Грибоедов писал не про Чацкого, а про того, кто в данный момент читает/смотрит эту пьесу. Он нам, как все реалисты, показывает, что выхода-то нет, что Чацкий никогда не доживет до зрелых годов, весь Чацкий улетучится из его личности, и останется там чуточка Молчалина, или Фамусова, или Скалозуба. Обидно! Совет издателям: дарите в подарок к книге корвалол или валерианку, или бутылочку чего-нибудь горячительного. Ну невозможно же по-другому!
Когда в детстве и юности нам твердят об актуальности классики, вряд ли мы в наши школьные годы чудесные способны по-настоящему это понять. То ли Марьиванны плохо объясняют, то ли опыта (того самого, житейского) маловато, да только актуальность так и остаётся чем-то вроде Северного Полюса: все знают, что он есть, но так немыслимо далеко… Бывают же такие ситуации, когда вдруг сами собой возникают какие-то параллели, когда вдруг понимаешь: да ведь почти об этом самом и писал кто-то великий! Как все московские, ваш батюшка таков… Ключевое здесь начало: «как все» - и этим всё сказано. Попробуй быть не таким – плохо тебе будет, разорвёт стая. И ещё «московские» - уютная милая Москва с утопающими в зелени особняками отличалась какой-то своей особой патриархальностью (ну вспомните все эти лубочные «конфетки-бараночки»), клановостью, многочисленными и разветвлёнными родственными связями, что в целом составляло такой конгломерат, о который можно сломать не только зубы, но и шею. Здорово, друг, здорово, брат, здорово. Тут и «друг», и «брат» - наш человек, что и говорить! Фамусов Дальше – больше. Чем пространнее становятся монологи, тем сильнее раздражаются окружающие. Никто, никто не пожелал выслушать по-настоящему, попробовать вникнуть, постараться понять, что искры Франции и просто здравого смысла уже долетают, уже зажигают умы и сердца. Но нет, мы, московские, горой друг за друга, нам перемен и ваших революций на дух не надо. Да и стоит ли слушать кого-то, кого не было три года, мы его опять выживем из нашего тесного и сплочённого мирка. …искать по свету, А знаете, грустно… Классика и впрямь актуальна. Увы.
Я просто боготворю эту пьесу! После школы перечитывала её несколько раз! Удивительно, насколько реалистичны образы грибоедовских героев, насколько они реальны и в наше время! На самом деле эта пьеса - очень серьезное произведение, взять хотя бы тот факт, что ее разобрали на цитаты! а вот знает ли современная молодежь о них? Многие афоризмы из этой бессмертной пьесы живут в нашей речи и сегодня. Я все больше и больше склоняюсь к тому, что произведения русских писателей, как никогда актуальны в наше время, в современной России страдают люди умные, прогрессивные, переживающие за состояние российской действительности. В общем, горе от ума. С самой школьной скамьи я помню монолог Чацкого «А судьи кто?», который мы учили наизусть, тогда еще не понимая его зерна, и только сейчас понимаю, насколько я была далека от понимания русской литературы! Тема которую затронул Грибоедов, я думаю, еще очень и очень долго будет оставаться актуальной. Произведение поистине правдивое и оголяющее проблемы современного общества настолько, насколько это возможно. Не знаю зачем, но я решила пофантазировать, что бы Чацкий мог написать в гостевой книге после бала! мне кажется это было бы так... "Зачем я здесь, среди глупцов! Не дописал и выбежал - Карету мне карету!!!!
Счастливые часов не наблюдают. Что мне молва? Кто хочет, так и судит... Хочу начать с маленького лирического отступления. Два месяца я ничего не читала. Учеба и дом - вот чем я ограничивалась в это время, но теперь я вернулась и готова снова творить. Без LiveLib я - это не я. Мне его очень сильно не хватало все эти долгие недели, не хватало этого уюта и тепла, которые приносили мне чтение книг и написание рецензий. Хотя, за эти два месяца я все же кое-что прочитала, но это не выходило за рамки школьной литературы. Такой книгой стала "Горе от ума". Летом я уже начинала ее читать, но остановилась на первом действии. Сейчас же заставила нужда, и деваться было некуда. Не могу сказать, что я большая поклонница программной школьной литературы, да и русской литературы, однако в ней есть произведения, которые меня цепляют, но такие попадаются крайне редко. Я ее читаю только потому что мне приходится это делать. Так бы я до этих книг не добралась бы еще очень долгое время.
"Горе от ума" - самое известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова - сатирическая комедия в стихах. Помню, проходили это произведение в школе, учили монолог Чацкого, который я до сих пор помню наизусть, правда, уже не полностью: "А судьи кто..." Очень четкое и глубокое творение - остроумная и жгучая сатира над обществом, где чины и связи решают все, а жеманные девицы глупы, где люди ведут себя по навязанным канонам.
Очень понравилось это произведение! Многие лица меня ужасно раздражали. Но главное то что я подумала что в наше общество ничуть не отличается от их. Конечно мы стали прогрессивным обществом, но если разглядеть повнимательнее многое осталось прежним, особенно со стороны морали. Все с какой-то выгодой и многое другое. Очень мне полюбился Чацкий, самый здравомыслящий герой. Софья же под влиянием общества ничуть не отличалась от них, так как приняла сторону отца. В комедии «Горе от ума», написанной в начале 19 века, А. С. Грибоедов касается множества серьезных вопросов общественного быта, морали, культуры, актуальных в эпоху смены веков, когда меняются общественные устои и нарастают противоречия между представителями «века нынешнего» и «века минувшего». В произведении встречаются люди разного общества от Фамусова и Хлёстовой до крепостных слуг. Представителем передового, революционно настроенного общества является Александр Андреевич Чацкий, ему противопоставлено консервативное фамусовское общество, в которое входит и старшее поколение (Скалозуб, Хрюмина), и молодёжь (Софья, Молчалин). «Век минувший» - это не только показатель возраста, но и система устаревших взглядов. Отличие их в том что Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а так же положению в обществе.
Еще одно знаковое произведение на тему взаимоотношения человека и общества. Еще одна разбитая судьба, еще один человек, выброшенный на обочину общества. Стара как мир история: идеализируя свой объект любви, мы становимся жертвой его жестокости. А идя наперекор толпе, можем быть ею объявлены сумасшедшими. Приехав после нескольких лет скитаний домой, в Москву, Чацкий занят лишь одной мыслью: как получить благословение его возлюбленной. Пренебрегая нормами морали и приличия, смело высказывая правду окружающим, не жалея собственного остроумия, он не замечает, как кольцо злобы и непонимания вокруг него сужается и приводит к логическому концу. Шедевр в чистом виде, одним из доказательств чего является беспрецедентный, пожалуй, цитатник пословиц и поговорок, ушедший в народ. Кому не довелось прочитать в школьное время, обязательно стоит наверстать упущенное в зрелом возрасте – произведение не имеет возрастного ценза.
Сколько цитат! Я постоянно их употребляю и только сейчас сподобилась ознакомится с оригиналом. История очень стремительная, из названия понятно, что "кто-то очень умный" столкнется с непониманием, но здесь это ушло в кульминацию, конечно же. Много знать и много понимать, явления очень разные, Чацкий как раз человек понимающий, который ценит жизнь, честь, у которого широкий кругозор и нет никакого стремления "падать ради смеха высоких чинов". Он сталкивается с людьми пожившими, которые "много знают как дела делают", прогибаются под систему и смотрят сначала на Чацкого со смехом, а потом... Конечно же устоявшееся общество лизоблюдов крутит пальцем у виска и смотрит на героя как на дурочка, все это сопровождается очень понятным и легким сюжетом, с огромным количеством иронии, упрека и недоумевания. Общество пускает сплетни, гонит вон, Чацкий делает выводы и уходит. Казалось бы на этом можно и закончить, но финал с сектой выводит безумие неадекватности на новый уровень. Просто потрясающе! ...Минуй нас пуще всех печалей Студент и Молодые супруги показались чуть проще, там проблема уже выражена, но тоже заставляло улыбаться, удивляться и кивать головой. Проблема столкновения неопытного умного студента с поглупевшим опытным взрослым обыграно сильным контрастом, почему-то вспомнилась "Обыкновенная история", где как раз изображено, как из первой стадии переходят в последнюю.
Читал я давеча тут «Горе от ума»… Проникнут книгой был всецело - Само собой, определённо, несомненно
Ох уж это « Горе от ума» ! Иногда я себя спрашиваю – может, мне не хватало в школе сочинений? Но тем не менее….Возможно, с возрастом классика как-то переосмысливается, перечитывается по- другому. Просто дочь читает, готовится к ЕГЭ, вот и нашла я у неё эту книгу. И зачиталась…
Интересная история, я бы сказала. Даже не современная, а вневременная, если так можно сказать. О том, как девушка обманулась, приняв расчетливое обаяние – за любовь, а искренность, облаченную в ироничную шутку – за насмешливое презрение. Софья , казалось бы, девушка неглупая, да вот не сумела увидеть в Молчалине, по сути, обольстителя, которому была важна не сама она, а её приданое. « Почему вы с барышней робки, а с горничной повесы?» - спрашивает служанка Лиза. Странный вопрос! Что уж тут непонятного? Ведь Софья пока еще недоступна для Молчалина, и вообще – для него она неизмеримо выше( если судить по социальной лестнице), так что приходится ему принять образ скромного, сдержанного, но безнадежно влюбленного поклонника. Ну что поделать – нужна ему Софья для карьерного роста. А вот Лиза…Лиза так, для души. Замуж, конечно, никто её звать не собирался, а развлечься на досуге-самое оно. «Услужлив, скромненький, в лице румянец есть». – так характеризует Молчалина Чацкий. Да, действительно, так и есть. Принцип такой молчалинский – « угождать всем людям без изъятья». А вообще, так далеко не редкость такой тип людей. Иногда кажется – ну вот почему, за какие такие заслуги многие не только продвигаются по карьерной лестнице, но еще и становятся такими популярными, и все к ним благоволят? Да все потому! До сих пор молчалинский принцип живет и , увы, побеждает! Меня, конечно, не удивляет, почему Молчалин без труда вскружил голову Софье. Разве вы не замечали, как нас интригует молчание собеседника? Сразу начинаем думать: « А что он молчит-то? Может, я вот тут распинаюсь, а он возьмет и скажет такую фразу, что у меня и слов не хватит ответить? А уж как на девушек магически действуют молчуны, которые только за руку держат, вздыхают, а воображение уже рисует неземную страсть. Молчание тем и хорошо, что позволяет услужливому воображению дорисовать то, что нам самим хотелось бы…Вот и создался в голове у девушки образ такого скромного, сдержанного, погруженного в свои чувства мужчины. Не то, что некоторые – не успели прихать, уже налетели со своей страстью, не дали девушке опомниться. Беда Чацкого в основном в том, что он говорит то, что думает, не заботясь о том, как бы понравиться. Он такой, какой есть – искренний, открытый, ироничный, называющий вещи своими именами. Вопрос- когда это было в чести? Вот явись он с вычурными комплиментами Софье, поболтай с её папенькой на приятные ему темы, поахай и поумиляйся над стариной – все, был бы желанным гостем, и потенциальным женихом! Страшны те люди, которые изо всех сил хотят понравится другим, нащупывая слабые места собеседника! Но кому я об этом говорю! Все, наверное, попадались на грубую лесть, на раздуваемое ощущение собственной важности. « Унизить рад, кольнуть, завистлив, горд и зол!» - так раздосадованная Софья сказала о Чацком. Неудивительно. Он своим приездом перевернул весь привычный мир – разнес в пух и прах порядки Фамусовского дома, основанные только на бездумном соблюдении приличий и раболепства перед чужой молвой, открыто заговорил о своих чувствах, и целую отповедь выдал искусству притворства. Ведь Чацкий – единственный, кто не притворяется. О, роскошь оставаться таким, какой ты есть и говорить то, что думаешь! Жаль, не всем дана смелость жить именно так! В основном – удобнее жить так, чтобы всем нравиться. И до сих пор так, на самом деле…Если подумать – разве каждый день нам не приходится играть какую-то роль, чтобы в нас не увидели настоящего? Разве не приходится скрывать истинные чувства? Или поддакивать в разговоре, где мы имеем совершенно другое мнение? Просто жизнь, скажут мне. Но сколь же бесстрашен в моих глазах восставший против такого порядка вещей Чацкий! Только подумать – почему мы порой прячем в себе искренность? Боязнь разрушить привычный мир. Привычка к комфорту. Ужас попасть в сумасшедшие, как произошло с тем же Чацким. И правда, нужно великое сумасшествие, чтобы оставаться самим собой… А что касается Софьи. Удар, наверное , был для неё силен, когда она услышала истинные мысли и чувства Молчалина. Ну что делать, за что боролась…Ведь сама выбрала усыпляющую сердце ложь вместо пусть резкой и ироничной, но искренности. Сама позволила себя одурачить. « Ах, обмануть меня не трудно…» А вообще – очень жизненно. « Мечтанья с глаз долой - и спала пелена»…Хорошо бы только было , если бы она спадала вовремя…
У кого ни спроси, с чего начинается "Горе от ума", тебе ответят: Чацкий приезжает в Москву… Но до выхода Чацкого в комедии целых пять сцен, весьма важных для понимания пьесы. Недавно узнала, что русские актрисы девятнадцатого столетия отказывались играть роль Софьи, полагая её безнравственной. Как же! Незамужняя девушка заперлась с молодым человеком в спальне... А наутро уверяла свою подружку-служку Лизаньку, будто всю ночь с Молчалиным музицировала. Если о тайных свиданиях узнает Фамусов, то Софье несдобровать. Но она влюблена - и готова жертвовать. Чего боится Лизанька? Барин узнает, что она помогала его дочери - и сошлёт дворовую девку в деревню. Чем это грозит Молчалину? Фамусов прогонит, оставит без места, жалованья, испортит карьеру... Одним словом, всем будет плохо. Вот почему даже Фамусов, когда фактически застукал всех троих на месте преступления, остался доволен, что они сумели выкрутиться. Не в его интересах давать делу ход. И только в финале понимаешь значение этих пяти первых сцен. Если бы не Чацкий, который подслушал под лестницей, который со своей позицией правдоруба за день всех достал, он и тут "не мог молчать". Так что Фамусову приходится принимать меры…
Достоинства: Гениальная комедия Недостатки: Слишком замылена школьной программой |