О древней и новой России

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) - выдающийся русский писатель, историк и государственный мыслитель, его жизнь и творчество - немеркнущий образец служения России. В книге собраны наиболее известные литературные и публицистические сочинения знаменитого россиянина - сочинения о державе старой и новой, ушедшей навсегда и в то же время сущей, вечной в своих основах. Эти труды - о душевном рыцарстве, о доблести предков, о подлинной свободе, патриотизме, действенном просвещении и так далее - не потеряли своего значения и в 21 веке.
Автор Н. М. Карамзин
Издательство Жизнь и мысль
Серия Библиотека МГПУ
Язык русский
Год выпуска 2002
ISBN 5-8455-0037-0
Тираж 20000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 480
Код товара 9785845500373
Тип издания Отдельное издание
Жанр Предисловие, Повесть, Заголовок
131
Купить »
В других магазинах:
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.5
О древней и новой России
4 5

В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст. Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.

Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность. Во время прочтения повести Карамзина «Бедная Лиза» практически невозможно не встать на сторону главной героине, не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень понравилась позиция автора – он считает, что к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

О древней и новой России
4 5


Осторожно спойлеры!!!
Лизонька хорошая девчёнка из бедной семьи. Отец умер и жить стало очень сложно. Мать Лизы начала сильно болеть и чтобы выжить Лиза продавала цветы на городском рынке. Приглянулась Лиза одному ловеласу и прожигателю семейного капитала. Он и сам искренне верил, что любит Лизу и несмотря на классовую разницу, уверял, что возьмёт её в жёны. И дурёха Лиза верила всему этому. Любила и верила красивым сказкам обольстителя. Но настало время и молодой жених решил сделать ноги, придумав очередную ложь. Лиза страдала и когда наконец узнала правду, не смогла с этим жить.

О древней и новой России
5 5
Сердце мое обливается кровью в сию минуту, Я забываю человека в Эрасте — готов проклинать его — но язык мой не движется — смотрю на него, и слеза катится по лицу моему. Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?


Прелестная в своей наивности маленькая повесть Карамзина о бедной девушке и коварном изменнике. Сентиментализм — он такой сентиментализм. Сейчас, конечно, это читать немного смешно. И слёзы льются, отнюдь, не от жалости к обесчещенной девушке. Но будем снисходительны! У каждого времени своя литература. А Карамзина стоит почитать хотя бы из-за прекрасного русского языка и описаний природы. А сюжет... Это же про любовь! Молоденьким девочкам должно понравится.

О древней и новой России
3 5

Собственно, чего вспомнил об этой книге...Увидел случайно- читала дочка подруги- 10 лет ей. Ревела ещё над ней. Ну я так пролистал -проглядел, чтоб вспомнить. И ей говорю- тебе 10 и ты плачешь. А будет тебе 20 -будешь над этой книгой смеяться.
Меня реально пробило на улыбку. Ну такой уж наивняк, такая уж напыщенная слащавость, уж такая детсадовская слезовыжималка, что дальше некуда. Типа классика. До сих пор в школе изучается. Скажем, это из тех произведений, которые интересны чисто в плане истории литературы, в качестве первого столпа русского сентиментализма, но серьёзно читать это и воспринимать взрослому человеку сейчас уже невозможно. Есть среди и детских и школьных произведений такие, что до сих пор, я знаю точно, вызовут у меня глубокую грусть. То же "Зимовье на Студёной" М- Сибиряка никогда не забуду...Но вот это...Не иначе, как розовые сопли. Даже не верится, что взрослый мужчина так налил соплей. Можно бы даже заподозрить во всём этом стёб, но это не так. Другие времена были. Тогда такое считалось за изысканную литературу. Конечно, в красоте изложения автору не откажешь. Что мне тут нравится и несколько спасает книгу, так это меланхолические описания природы в начале и в конце. Мрачные пейзажи с колоритом, близким к так любимому мною готическому...

Там, опершись на развалинах гробных камней, внимаю
глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных,
- стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в
келий и представляю себе тех, которые в них жили,- печальные картины!


Хижина опустела. В ней воет ветер, и
суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят; "Там стонет мертвец;
там стонет бедная Лиза!"


Вот это неплохо. А так...Сам сюжет- банальный и очень примитивный, речь героини - неправдоподобна. Необразованная крестьянка говорит, как графиня. Гипертрофированная чувствительность её тоже как-то не понятна. Топиться собралась- так хоть о матери бы подумала. Хотя, кто бы говорил...Сам тот ещё утопленник:). В наше время Лиза была бы готессой или эмо, что более вероятно.
Ну ладно. Есть такая книга и есть. Ознакомиться нужно всем, чисто для общего развития и представления об истории литературы, но воспринимать, как что-то выдающееся, конечно, не стоит. Просто объективно устаревшее по всем параметрам произведение.

О древней и новой России
4 5

Очень интересно читать этот рассказик, читается легко, история интересная и непредсказуемая. особенно непредсказуема концовка истории, по концовке можно понять, почему же Лиза бедная. Читайте, узнаете почему, я об этом писать не буду)

О древней и новой России
4 5

С удовольствием вернулся на 250 лет назад, чтобы насладиться романтическим, точнее сентиментальным, литературным языком раннего Карамзина, его лирическим с оттенком трагического стиля. По сравнению с "Бедной Лизой" эта повесть, конечно, слабее, но и она не лишена достоинств, знакомит читателя с тоскующими вдали друг от друга влюбленными юношей и девушкой, давая ему пищу для ума, почему они оказались в таком положении. Возможно автор сам не мог найти правдоподобного объяснения или просто решил дать волю воображению читателя. Правда от этого повесть воспринимается, как незаконченная. А начало повести сразу настраивает на лирический лад:

Друзья! прошло красное лето, златая осень побледнела, зелень увяла, дерева стоят без плодов и без листьев, туманное небо волнуется, как мрачное море, зимний пух сыплется на хладную землю — простимся с природою до радостного весеннего свидания, укроемся от вьюг и метелей — укроемся в тихом кабинете своем! Время не должно тяготить нас: мы знаем лекарство от скуки. Друзья! Дуб и береза пылают в камине нашем — пусть свирепствует ветер и засыпает окна белом снегом! Сядем вокруг алого огня и будем рассказывать друг другу сказки, и повести, и всякие были

. И читая ее, убеждаешься, что автор не обманывает.

О древней и новой России
4 5

Почему-то запомнилось, что "Бедная Лиза" куда длиннее! Что не читается она за 20 минут с телефона на ночь!..
Из школьных воспоминаний: тогда я запросто фильтровала все ахи, охи, слёзоразливания, относя их на счёт стиля и "по-другому было нельзя"; сейчас они мне тоже ничуть не помешали, но я, кажется, верю,
что "по-другому было нельзя", что эта форма выражения добавляет свою изюминку простой, в общем-то, истории. Кроме того, со школьных лет помнилось, что
Эраст просто-таки мерзавец, каких мало, подлец, лицемер и всё такое! Опозорил девушку, обманул и живёт дальше припеваючи. А оказывается-то, тоже ведь страдал! Проигрался на войне - дворянскую честь опозорил - ну так это чёрточка к его портрету, к Лизе же оно отношения не имеет. Вдова богатая - ну так, опять же, не просто взял и хорошую девушку от нечего делать бросил, сам же не рад оказался. Ну и винил себя в её смерти. В общем, всё вот это об Эрасте прошло мимо моего сознания в школе, как мне сейчас помнится.

***
Что ещё интересного о самом произведении… Красиво вписанные в повествование картины природы, природных явлений: тенистые романтические рощи; таинственное загадочное озеро, ставшее и свидетелем тайны Лизы и Эраста, и местом очищения и упокоения Лизы;гроза так не вовремя...
Или очень вовремя... Опять же ландыши, подчёркивающие невинность и романтичность Лизы, да и сцены в целом. Любопытно, кстати, что как в «Лизе», так и в «Наталье» главные герои знакомятся и страдают в городе, а воссоединяются и переживают самые счастливые часы – на природе.
С какой же замечательной картины Москвы начинается «Бедная Лиза»!! Люблю такие зарисовки сквозь время.

***
Помимо всего прочего, интересна в «Бедной Лизе» пресловутая "проблема «отцов и детей»» - интересна тем, что для Карамзина именно проблемы-то и нет. А есть целый пласт взаимоотношений Лизы с матерью, целый ряд выразительных инструментов. Целая сюжетная линия, предающая повествованию особую нравственную и выразительную глубину.
Если схематично: Карамзин описывает житьё-бытьё Лизы: живёт со старушкой-матерью, ухаживает за ней, заботится о ней, очень её любит и уважает. Матушка всю жизнь трудилась, теперь заболела, и настала Лизина очередь работать и вести хозяйство. Через образ матери даётся и образ семьи: прожили с отцом душа в душу, любили друг
друга с первого до последнего дня, трудились, воспитывали дочь. Воспитали любящей, заботливой, благодарной. Мать возникает при знакомстве с Эрастом. Сначала
Эраст предостерегает Лизу от излишней откровенности, однако затем молодой человек матушке очень понравился – чувства Лизы как бы получили родительское благословение. Затем ракурс смещается, уже не со стороны Лизы мы смотрим на мать, а наоборот. Мать беспокоится о Лизе, когда надолго уезжает Эраст. Мать
мечтает выдать Лизу замуж, чтобы увидеть дочку такой же счастливой, какой была сама. Счастье – это и любовь, и надёжность. Поэтому в женихи Лизе она прочит равного по положению, хорошего парня, а об Эрасте в качестве жениха даже помыслить не может.
И, решившись утопиться, Лиза просит соседскую девушку вымолить у матери прощение – оно так же важно ей, пусть и после смерти, как было важно благословение, одобрение. Получается, мать (родители) – то, что связывает человека с каким-то
более тонким слоем бытия: дарует прощение, утешение, благословение, умиротворение. Является корнями и фундаментом для дальнейшей жизни. Мать, родители, семья, дом – понятия одного порядка.

***
Наблюдение по результатам всех прочитанных произведений сразу («Бедной Лизы», «Натальи - боярской дочери», «Богатырской сказки»). Не рассказывайте мне больше про исключительно платонические чувства в классической русской литературе!! Что в "Бедной Лизе" Карамзин сначала говорит, что они только смотрели в глаза и целовались, мол, не подумай, дорогой читатель, раньше времени ничего другого, когда время придёт, я тебя предупрежу, не переживай. Что в «Сказке» одни "холмики" и "вершинки круглые" чего стоят!.. В общем, не буду додумывать, что там за финальным многоточием скрывается, у Карамзина не заржавело бы описать.
…Отметив это, написав, я потом повспоминала и поняла, что, вообще-то, очень во многих классических произведениях тема эта вовсе не
обходится стороной. Но, то ли в школе вопрос намеренно не обсуждался «во избежание», то ли сознание само отсекало неважное на тот момент…
Интересный вопрос, какие проблемы автор ставит и решает, говоря о далеко неплатонических чувствах. Возможно, если сентиментализм – это о чувствах, то почему бы не о чувствах во всей их полноте? В том числе, и о физической чувственности? Таким образом,- о гармонии духовного и физического?А возможно, это такой приём, возвращающий читателя к прекрасному далёко, золотому веку, слиянию с природой, полной естественности? Или – ещё дальше – к первым людям, первым чувствам, первому греху? Но последнее сомнительно, всё-таки морализаторства в этом ключе у Карамзина я не увидела. А может, всё гораздо проще, таким нехитрым способом Карамзин показывает, что его герои – живые люди, а не выдуманные персонажи?

***
Хочется отдельно о совершенно отчётливом образе автора в произведениях Карамзина. Кажется, уже у Пушкина (тем более, ещё чуть позже) столь явное присутствие станет исчезать.
Он мудр, тонок, уважителен с читателем, но
насмешлив, не высокомерен, но рассчитывает, что читатель достоин его произведений, его внимания, его шутки – одного с ним (автором) интеллектуального, культурного круга. Он присутствует постоянно, как не самый яркий, но необходимый персонаж. Он… Как бы его сейчас обозвали – либерал государственник? Он за сильное централизованное государство, за «царя-батюшку», за благоденствие народа… Без открытой критики или сатиры (как у Фонвизина, например), без слепого
(ладно, обожествляющего) обожания (как в одах Ломоносова). Он ищет опору – примеры и идеалы – в прошлом, в устоях, традициях, в консерватизме? И рассчитывает, что в горе и в радости… То есть, в шутке или в делах государственных он говорит с читателем – ценителем – единомышленником на одном языке.

***
После столь пространных рассуждений о «Бедной Лизе», уже как-то и неловко говорить, что, вообще-то, «Наталья - боярская дочь» понравилась мне в разы сильнее, да?

О древней и новой России
4 5

В этой, к сожалению, незаконченной повести, как и в «Бедной Лизе», в полной мере проявляется русский сентиментализм, родоначальником которого стал автор. Карамзин и его последователи придерживались того мнения, что путь к счастью людей и всеобщему благу проходит через любовь и нежность, которые должны воспитываться в человеке. Эта мысль ярко прослеживается в повести на примере отношений 11-летнего мальчика Леона и 25-летней графини Эмилии, а до этого его самовоспитанием путем чтения любовных романов, оставшихся от покойной матери. Автор показывает внутренний мир героев с их нехитрыми и простыми радостями. Увязывая их с чувственностью и моралью. Трудно сказать как бы развивались и чем закончились отношения между этими героями, но судя по моральному облику Эмилии, о котором мы можем судить из ее письма подруге, до грехопадения дело бы не дошло. На это намекает и сам автор:

Счастливый ребенок! Будь осмью годами старее, и — кто не позавидовал бы твоему счастию? Но ты самому малолетству обязан своим редким благополучием! Эмилия, которой строгие правила нам известны, могла полюбить одну невинность. Кто боится ребенка, хотя и смышленого, хотя и пылкого, хотя и ревностного читателя романов? 

Читал и наслаждался литературным языком Карамзина и был огорчен недоконченностью повести.

О древней и новой России
4 5

Да, когда ты влюблен и влюбленность эта взаимна, все кажется прекрасным, и солнце ярче светит, и трава зеленее и небо синее. Но стоит чему-то пойти не так, все начинает меркнуть. Так было и Лизой, живущей в 18 веке, так бывает и сейчас, у живущих в 21. Но насколько все-таки была наивна и невинна Лиза, да и, наверное, все девушки того времени. Вся ее жизнь оказалась заключенной только в этом мужчине, что и погубило ее. В этом, конечно, современные девушки очень отличаются. А вот мужчины, кажется, ничуть не изменились.
Начав читать этот рассказ, мне стало как-то непривычно, я почувствовала, что что-то не так. Скорость чтения. Его не получается читать быстро. Слог автора такой, что читать его следует не спеша, размеренно, с особой интонацией, а еще лучше вслух.