Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14

Автор Чарльз Диккенс
Издательство Художественная литература
Перевод Александра Кривцова
Иллюстратор Хэлбот Найт Браун
Серия Чарльз Диккенс
Язык русский
Год выпуска 1959
ISBN 978-5-699-10963-0 5-699-10963-3
Тираж 525000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 536
236
Магазин »
Нет в наличии
с 23 июня 2018
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.6
Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
4 5

Это будет буквально несколько слов о книге, потому что что-то не до книг мне вовсе. И это будет черно и мрачно, как моя душа как в анекдоте.
Мне сейчас очень в тему попал Диккенсовский юмор, смех сквозь слезы, горькая аки белая жидкость от кашля ирония. Вот прям с таким же настроением я сейчас и живу я и читала книгу. Когда все плохо, плохо, плохо, а ты только и можешь, что наверчивать смешное на вот это вот все, иначе просто свихнешься. Как в Уловке-22. Или Заяц ПЦ.

Из послесловия я узнала, что Диккенс писал "Надежды" выпусками по главе в неделю, и жаловался, как это сложно, равномерно удерживать внимание читателей. Эта проблема очень заметна, на самом деле, действие очень неровное, сюжет местами провисает, местами несется вскачь. Тему Диккенс выбрал тоже весьма интересно. Маленький мальчик воспитывается "своими руками" собственной сестрой, в огромных количествах недополучая любви, зато вдоволь получая тычки и оскорбления как от сестры, так и от всяких внешних благожелателей. Маленького мальчика примечает богатая безумная старуха, у которой воспитывается девочка тех же лет, что и мальчик. И понеслась. Короче, мальчику испортили сильно так жизнь, посулив неслыханные богатства и коренные изменения в досуге. Ну а пока, надеясь на лучшее, он живет, отринув свои корни, все свое прошлое, наделав кучу долгов и вообще. Вот что странно, как так у мальчика получилось наделать кучу долгов и при этом жить вполне себе припеваючи? Что-то тут с викторианской Англией не так, должны были описать имущество и тэ дэ и тэ пэ, а тут и квартира есть, и еда на столе имеется?

Горький финал меня даже порадовал. Спойлер дальше! Совсем не подходила к "Большим надеждам" какая-нибудь свадьба ГГ, и "они умерли в один день", хотя ход со свадьбой Джо и Бидди меня удивил. Я думала, Бидди выйдет замуж за какого-нибудь другого молодого человека. Конец спойлера! Но и так неплохо, хороший удар в печень Пипу. А как вот пишут во всяких критических заметках, что, мол, Пип приехал и увидел их ребенка - свою копию и тезку - так не вижу в этом ничего хорошего для Пипа. Какая ему разница, тезка нетезка, ребенок неребенок, сам то он с чем остался? Ни с чем. Ну партнер фирмы где-то в едрене фени, ну хорошо зарабатывает. А душа то выжжена. А ведь могло все сложиться совсем по-другому, но деньги и надежды на лучшую жизнь, как всегда, все переломали.

И Эстела - жалко девчонку. Мисс Хэвишем, безумная бабка, испортила жизнь и ей. Как легко заложить всякую фигню детям в душу, даже страшно, как их легко травмировать. Хотя, говорят, как бы их не воспитывать, вырастая, они всегда найдут, о чем поговорить с психоаналитиком. Больше всех из героев мне понравился мистер Уи..., черт, опять я забыла фамилию персонажа. Ну, вот что Диккенсу стоило имя его написать, на фамилии у меня склероз, как отсюда до Австралии. В общем, адвокат, у которого Престарелый и чудо-дом. И его чудесные преображения - дома душа-человек, на работе - сухарный монстр. Монстр - душа. Душа - монстр. А сцена с миссис Как-ее-там, на которой мистер Уи потом женился, и рукой, тянущейся к талии миссис? Голова моя из этого устроила практически кино, и этот эпизод - один из лучших.

Так что, резюмируя в стиле Эллочки-людоедки - юмор! сцены! мрак!
Все-таки расшифрую: хорошая классическая книга с потрясающим черным юмором, некоторыми запоминающимися эпизодами и черным-пречерным финалом.

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5

"Оливер Твист" для советского читателя всегда имел какое-то особенное значение. Именно с ним ассоциировался Диккенс, но достать книгу в советские годы было крайне проблематично. Когда же я ее смог купить уже в начале 90-х, то, под лавиной перестроечных откровений, история бедного мальчика проскользнула малозамеченной. В памяти остался лишь идеальный высокопарный слог автора, который и теперь считаю образцом для любого литератора.

В общем же и целом "Оливер Твист" книга детская. Пусть она и из тех времен, когда детская литература в принципе не сформировалась еще как класс, пусть считалась крайне новаторской и напичкана ужасающими откровениями из жизни низов общества, пусть и читать ее следовало в более нежное время. Детской ее делают несколько обстоятельств. Главный герой, хотя он главным является и весьма формально. Отсутствие широкоформатных межполовых отношений. Чрезмерное количество сказочных совпадений, которые хотя и были обязательными в английской литературе того времени, но не зашкаливали за грани разумного. Исключениями являются "Векфильдский священник" и "Джен Эйр", где можно шататься по всей Англии и все равно упадешь в обморок на пороге у своей младшей сестры, о существовании которой и не подозревал. Что самое интересное - она тебя еще и спасет. Вероятно потому, что не знала о родственных отношениях. Наконец, что самое главное - это позиция самого Диккенса. Подобная нравоучительная манера невольно делает его неким школьным учителем, который наставляет на путь истинный нерадивых чад.

Несмотря на столь высоконравственное обрамление, сама логика сюжета не выдерживает критики. Мы так надеялись и радовались тому обстоятельству, что в маленьком Оливере изначально заложен некоторый добротный стержень, что даже в то ужасающее время каждый чванливый господин, каждая высокомерная дамочка, каждый урод из подворотни этот самый стержень чувствовал сразу и только это заставляло его оказывать мальчику чрезмерное расположение. В итоге, как оказалось, вовсе не это влекло всех этих людей. Интерес к Оливеру был совершенно тривиальным, что не только разочаровывает, но и как-то заставляет терять веру в людей. Очень оригинальный подход, который после стольких многостраничных терзаний, позволяет во всеуслышание заявить, "а я так и думал, что человек человеку волк".

Тот факт, что "Оливера Твиста" периодически запрещают в некоторых странах не только смешон, но и ханжески глуп. Ну, заменили бы слово "еврей" на "старик" - это бы никак не отразилось ни на смысле произведения, ни на сюжете. Что в таком случае должна цензура вытворять, скажем, с Достоевским и его любимой фразой "жид, жидок и жидененок". Делали бы упор на существенном - красотах языка, реальнейшем проникновении в тему, интересном на все времена сюжете. Диккенс был и будет той основой, на которой вообще держится вся мировая романистика, настоящим джентльменом, чтение которого облагораживает любого читателя, реальным трудягой, познавшим жизнь без прикрас и писавшим наперегонки с печатным станком так, как никто уже не сумеет.

p.s (явный спойлер) Борис Виан, судя по всему Диккенса читал, потому что в своем "Женщинам не понять" воплотил в жизнь ту же идею. Там герой долго и храбро беспредельничает на просторах мира, искренне радуешься подобной бесшабашности, а потом оказывается, что ему было все равно при папе - генерале. Так, один знакомый парнишка в пору моей юности по очень большой любви вынес своей любимой входную дверь из гранатомета. Инцидент тут же замяли и, как потом объяснили, его замяли бы и при наличии жертв, в чем заслуга исключительно родителей влюбленного. Но сия история вошла в анналы под видом истории о беспрецедентной любви. Люди всегда видят то, что их больше интересует.

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
4 5
«Для меня это был памятный день, потому что он многое во мне переменил. Но так может быть в жизни каждого. Представьте, как изменился бы ход вашей жизни, если вычеркнуть из нее всего один день. Задержитесь на минутку, читающие эти строки, и поразмышляйте о длинной цепи из железа или золота, терниев или бутонов, которая никогда бы не сковала вас, если бы в тот памятный день не сформировалось ее первое звено»


«Большие надежды» - первая и пока единственная книга, прочитанная мной у Диккенса. Могу сказать, что мое первое знакомство с автором оказалось удачным, и поэтому в скором времени хочу исправить эту ошибку и прочитать также другие его произведения (скорее всего это будет «Крошка Доррит» или «Дэвид Копперфильд»).

Моя мама долгое время советовала мне прочитать Диккенса, а особенно ей запомнился роман, где одной из героинь была некая «странная невеста». Но вот название романа она подзабыла, да и я как-то особо не горела желанием тогда прочитать эту книгу, поэтому и не стала искать о ней какую-либо информацию. Но видимо так сложилась судьба, что Диккенс сам меня нашел. Эту книгу мне подарила подруга на день рождения, и, начав читать, я вдвойне обрадовалась, когда поняла, что это была именно та книга, которую мне так долго советовали.

Мальчик по имени Пип живет вместе со своей сестрой и ее мужем кузнецом Джо. Сестра обращается с ним очень строго, постоянно ругает, а иногда и бьет. А вот с Джо они дружат. И вот как-то дядя Джо - мистер Памблчук - объявляет, что Мисс Хэвишем ищет напарника для игр для своей приемной дочери Эстеллы, и поэтому Пипу придется иногда навещать Мисс Хэвишем. Придя в дом, он видит престранную картину: за столом сидит женщина, в пожелтевшем от времени свадебном платье, да и сам дом выглядит мрачно и не уютно, было ощущение, что время в нем остановилось. Также он знакомится и с самой девочкой - Эстеллой, в которую влюбляется с первого взгляда, и которая еще долгое время после этих событий будет властвовать над его сердцем.

После знакомства с этим домом и его странными обитателями у нашего героя кардинально меняются взгляды на жизнь. Если он раньше ничего зазорного не видел в том, чтобы быть обычным деревенским мальчишкой, то теперь, после встречи с более утонченными людьми, он стал стыдиться своего происхождения, родственников, его знания теперь показались ему мизерными. Если раньше он считал, что работая кузнецом, он приблизится к самостоятельной жизни, то теперь он попросту начал стыдиться этого ремесла. И вот однажды у Пипа неожиданно появляется шанс стать джентльменом, получить образование, уехать из деревни и начать вести столичную жизнь, когда тайный благодетель оставил ему наследство.

Повествование ведется от лица главного героя Пипа. В романе он вспоминает все, что произошло с ним, и теперь видит свои ошибки, и сожалеет о них.

Вся книга от начала и до конца полна надежд. С одной стороны, вся эта история кажется такой неправдоподобной, она вызывает много вопросов. Например, почему увидев жизнь Мисс Хэвишем, весь этот грязный дом, Пип разочаровался в своей жизни, и ему вдруг стало так стыдно за своих родственников? Что он в них увидел такого элегантного? Но, с другой стороны, приглядевшись, понимаешь, что такая история актуальна до сих пор и могла бы произойти и в наше время. История о надеждах, о том, как человека меняют деньги и высшее общество, ну и, конечно же, о любви. И всегда ли наши надежды и стремления хороши для нас и приносят пользу? Может, иногда стоит оставить все как есть?

Ведь кто из нас не мечтает о лучшей жизни? Кто из нас не стремится к совершенству? Кто не мечтает о каком-то волшебном случае, который может изменить нашу жизнь в лучшую сторону? Вот и нашему главному герою повезло – нежданно-нагадано в его жизни появляется человек, который предоставляет ему шанс к достижению своих целей. Но вот только вся его проблема в том, что он то ли по глупости, то ли по молодости так и не смог толком воспользоваться всеми теми возможностями, которыми его наградила судьба.

Не могу сказать, что я импонировала главному герою, или же наоборот, что он меня раздражал. Но за его жизнью было интересно наблюдать, за тем, как он меняется, растет. Одно могу сказать - он настоящий. И поступки казались реальными. Он совершает много ошибок, но, в конце концов, понимает, что был не прав. В глубине души он понимал, что делает что-то неправильное, но всегда заставлял молчать свою совесть. Но я его не призираю за эти поступки, не осуждаю, ведь окажись мы на его месте нельзя с уверенностью сказать, что мы бы поступили не так, как он, не изменились бы (хотя хочется верить, что мы окажемся лучше). После получения наследства Пип становится эгоистичным, высокомерным, хотя эти задатки были заложены в нем еще до этого, просто благодаря неожиданному наследству эти качества еще сильнее укрепились в нем. Хотя нельзя отрицать, что иногда он был добр, например к своему другу.

Чем-то он мне напомнил героя романа «Американская трагедия» Клайда Гриффитса. Клайд, как и Пип, мечтал вырваться из маленького городка, добиться чего-то более высокого. Правда, Клайду приходилось много работать, чтобы чего-то достичь, в отличие от Пипа.

Еще жалко Пипа и Эстеллу, так они оба стали орудием в руках взрослых в достижении своих целей. Сами того не подозревая, за них уже давно выбрали путь, по которому они должны следовать.

Часто бывает так, что классическая литература, как бы хороша она не была, читается тяжеловато. И все благодаря манере написания. Но роман «Большие надежды» можно считать исключением из правил. Читается роман очень легко, и не только из-за интересного, оригинального сюжета. Главное преимущество книги – это легкий, но в то же время колоритный, насыщенный язык, приправленный тонким юмором. Некоторые события в книге автор описал с таким остроумием, что невозможно не засмеяться. С первой страницы погружаешься в историю, чувствуешь всю мистическую, мрачноватую атмосферу романа так, словно ты сам являешься непосредственным свидетелем всех этих событий. Хотя не могу сказать, что сюжет динамичный, но все идет плавно, нет нудных описаний природы, роман не перегружен ненужными деталями. И герои прописаны просто идеально, не остались без внимания даже самые второстепенные герои, ни один герой здесь не появляется просто так. Я получила истинное удовольствие от романа! «Большие надежды» одна из самых запоминающихся книг, которую я когда-либо читала. Не оставляющий равнодушным поучительный роман, который заставляет о многом задуматься.

В конце романа Пип получает урок, который надолго запомнится читателям романа. Мне все-таки было немного жаль главного героя. Не всегда безответная любовь это нечто ужасное, и не всегда правдива поговорка «что по ту сторону забора трава зеленее». Автор дает нам надежду на то, что все будет хорошо несмотря ни на что. Надежды умирают последними…

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
4 5

«Настоящая любовь – это слепая преданность, безответная покорность, самоунижение, это, когда веришь, не задавая вопросов, наперекор себе и всему свету, когда всю душу отдаешь мучителю»

«Большие надежды» – это второй роман, который я прочитала у Диккенса и сказать, что он привел меня в восторг, я не могу. Хоть этот роман и является «жемчужиной» творчества автора меня он совершенно не зацепил. Сюжет, его задумка мне понравились, но вот к героям я осталась равнодушна их ситуация ни вызвала во мне абсолютно никаких чувств. Большую часть романа они вызывали только недоумение и своими поступками вгоняли в ступор. Лишь под конец герои романа «оживают» и начинают внутренне развиваться, но на этом и все заканчивается. Но, несмотря на такой значительный минус, сам роман оказался интересным.

«Большие надежды» - это книга о человеке, любви, неожиданный поворотах, мести и злобе, о неоправданных надеждах и несбывшихся мечтах, одним словом это роман о жизни. О непростой судьбе главного героя Пипа на которого были возложены большие надежды. Сам Пип сначала вызывает не самые приятные эмоции, он все время ожидал от жизни большего, что окружающие помогут ему достигнуть поставленной цели, в то время как он сам палец о палец не ударил. Также он, попав в большой мир, часто забывал о тех, кто дал ему туда счастливую путевку, что если бы не эти люди Джо, Бидди, то он бы до сих пор жил в деревне. И очень печально, что он вспоминает о них только тогда, когда у него заканчиваются деньги. Лишь под конец романа Пип понимает, что есть люди, которые примут и поймут его.

Также еще одной загадкой для меня стала Эстелла, ну вот я её действий вообще не поняла. Она строит из себя такую стерву с ледяным сердцем и в тоже время издевается над чувствами Пипа. Вопрос: зачем? Она же девка не глупая нашла бы себе какого-нибудь состоятельного жениха и по делам, зачем мучить Пипа, если ей от него нет никакой выходы, и не любит она его. Зачем тратить время на все это?

Хорошо, что роман хоть и объемный читается очень легко. Иначе если бы здесь еще и язык был витиеватый я бы точно бросила, а так роман читается на одном дыхании и это прекрасно. Сюжет развивается постепенно даже можно сказать медленно и без неожиданных поворотов и интриги, но от этого интерес к книге не пропадает.

В целом произведение мне понравилось и оставило после себя приятные чувства (за исключением главных героев). Но думаю, у Диккенса есть произведения и лучше, просто я до них еще не дошла.

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5

Большие надежды - это мое первое знакомство с творчеством Чарльза Диккенса.
Сказать, что это произведение мне понравилось, значит не сказать ничего. Я просто влюбился в эту историю, в этих героев, и в суть романа. Я буквально поселился в эту книгу и жил вместе с героями, сочувствовал им, радовался их удачам, и тешился надеждами на светлое будущее.

В романа нет динамичного развития, большой интриги или лихо закрученного сюжета,медленное и неспешное повествование, моментами все очень даже предсказуемо. Но, в этом случае, это вовсе не играет роли. Книга получилась настолько "приземленной", что оторваться невозможно, я так не хотел, чтобы книга кончалась.
Потрясающая и комфортная атмосфера, все персонажи поистине живые, в этом даже сомнения не возникали, они жили в этой книге, а я поселился с ними всего лишь на 416 страниц, которых мне показалось мало.

"Нет на свете обмана хуже, чем самообман."


О чем же все-таки это произведение?

Наверное, о мечтах, надеждах, любви, благородстве и самое главное - о развитии, формирования и становления личности.

О том, как рухнули надежды, но на их руинах мы построим новые, и продолжим жить, вновь надеясь на что-то лучшее.

Почему я не написал ничего про персонажей и сюжет?

Все просто. Герои сами вам поведают свою историю, стоит лишь только открыть книгу...

Роман Диккенса был неоднократно экранизирован, но я ни одну из них не смотренл, и даже желания нет портить впечатления. Но фильм с участием любимой Хелены Бонэм Картер обязательно посмотрю, когда немного остынут впечатления от книги.

Чарльз Диккенс классик мировой литературы, и он достоит вашего внимания. Я же, уже заказал себе несколько его других книг. Мое знакомство только начинается...

А закончится хочется небольшой цитатой:

"А дороже всего то, - сказал он, - что, с тех пор как надо мной висит черная туча, ты стал ко мне ласковей, чем когда светило солнце. Вот это всего дороже."

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5

Флэшмоб 2012 2/11

Так всю жизнь мы совершаем самые трусливые и недостойные поступки с оглядкой на тех, кого ни в грош не ставим


Мне было больно читать эту книгу.
Мне больно писать эту рецензию.
Но сегодня именно такой день - такой, в который я должна это всё сказать.

Я прожила вместе с Пипом несколько лет. Да что там! я знаю его всю жизнь. Я знаю, что такое большие надежды, что такое страстно желать той жизни, которой у меня нет.
А вы знаете? Как, увидев однажды богатый дом, полный всего, чего только можно желать, заметить в себе - в своих мыслях - некоторую перемену? Просто маленькое дуновение, проблеск, что-то неуловимое.. То, что крепнет и растет день за днём. Грызет и съедает изнутри.
Нашептывает по ночам: "Ты достоин лучшего.... посмотри на свою комнату.... посмотри на свою одежду..."
Но при любом удобном случае ты готов сказать окружающим с гордостью: "Деньги - это пыль, это ничто. Я не стремлюсь к богатству, мне не нужно миллионов. Я ценю в людях только человеческие качества!"
А маааленький червячок внутри только злобно хихикает, мол, болтай-болтай.

Пипу повезло. Кто не мечтает о тайном благодетеле, который вдруг свалится, без преувеличения, с неба, и одарит тебя всем, чего ты пожелаешь?
"прилетит вдруг волшебник, в голубом вертолете"...
Представьте, на секундочку, - прилетел. Ну что вы! Вы не изменитесь, не зазнаетесь, не станете чёрствым бездушным поленом! Вы не забудете своих родственников, нет! Стесняться их перед великосветскими богачами? Что вы! это не про вас! и не про меня, конечно.

Но почему? Почему, читая эту книгу, мне было мучительно стыдно?

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5

Взял подпилок, купил паштет и бренди. Завтра выезжаю на болота. Может кто-нибудь подскажет - где конкретно его искать? Бежавшего каторжника, который потом будет мне всю жизнь давать много денег. А, ну да, это...короче, все это я делаю, разумеется, бескорыстно. Клянусь Диккенсом.

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5

Чарльз Диккенс
"Большие надежды"

Ай да Чарльз, ай да Диккенс, сукин сын этакий, пройдоха умелый! Вот уже в который раз (хотя не так уж, к сожалению, и много было этих самых встреч) он не оставил мне ни единого шанса на то, что очередное его произведение мне не понравится! Опять заставил вдыхать воздух глубоко и часто, раз за разом от боли и удивления сжиматься сердце и мотать на ус то, что я уже и так знаю. Но кто сказал, что повторение и закрепление пройдённого является плохим и бесполезным времяпровождением!? Тем более, когда это написано таким богатым, любимым, знакомым и узнаваемым литературным языком, с помощью которого передавал свой жизненный опыт этот умудрённый жизнью старик. Люблю, люблю, люблю! Превосходно, замечательно, просто великолепно! Хоть и не без недостатков. И не без идеи и морали. Куда уж без них!? Это же Чарльз Диккенс! Так написать книгу о судьбе и её прихотях дано далеко не каждому. Добрая и нужная книга, которая на ветру, сквозь туман и болотистую мглу, несёт своим посылом единственное слово - надежда. Ну ладно, ещё и "любовь" тоже где-то рядом примостилась.


Несмотря на весьма неровное, дёрганное и временами скучноватое повествование, книга держит в напряжении. История, которая могла произойти с каждым, не оставляет равнодушным ни на секунду, так как с самого начала становится понятно, что будет непросто и придётся с видимым напряжением наблюдать за тем, что происходит на страницах романа. Особенно это касается второй части этого творения, когда события развиваются с калейдоскопической быстротой, сменяя друг друга и локации, открывая читателю одну тайну за другой. Этих тайн читатель найдёт на страницах книги немалое количество. И, что самое главное, они будут преподнесены ненавязчиво и с мастерством, присущим истинному гению. Эта самая ненавязчивость, а ещё естественность и отсутствие наигранности, играет немаловажную роль в плане восприятия информации, так как у Диккенса нет стремления, которым полнятся произведения современных авторов, обязательно шокировать и удивить читателя, ошарашить его и свалить ему на голову как можно больше скелетов в шкафу, не заботясь при этом о качестве и глубине подачи информации и делая на этом рекламную компанию. Диккенс знал, о чём писал. В романе присутствуют даже биографические нотки, что всегда вызывает дополнительный интерес к изучаемому тексту. У него всё естественно, жизненно и правдоподобно, как будто так и должно быть и именно так случиться.


Вы просто прочитайте аннотацию, а потом ознакомьтесь с книгой, и вы поймёте, о чём я толкую. Аннотация рисует нам историю Филипа Пириппа и Эстеллы Хэвишем, которые имели несчастье познакомиться, пребывая в достаточно маленьком возрасте. Но их история - лишь часть, небольшая часть общей картины. Не самая волнующая и душещипательная, смею заметить. В конце концов, читатель получает совсем не то, что описано в аннотации. Ну или не только это. Много чего можно найти в этом чудесном тексте. Неожиданное переплетение многих судеб слилось воедино и предстало в виде яркого полотна, которое полнится мрачными тонами повествования, серой и дождливой погодой Лондона и Рочестера, чёрным юмором и сарказмом (в небольшом количестве), цепляющими героями, нежными и ужасающими моментами и делает эту книгу очень многогранной и многоуровневой, обрисовывая жизнь нескольких слоёв населения Викторианской Англии. Не упустил возможность автор упомянуть и о том, как изменились уклад и темп жизни Лондона с течением времени, что говорит о нём как о человеке, который подмечает изменения, окружающие его в жизни страны и граждан, населяющих её.


А в аннотациях к книгам современных авторов всегда пишется, что нас непременно ожидают интриги/скандалы/расследования и сложные судьбы героев, всё это выпячивается уже на стадии ознакомления с книгой, акцентируя внимание читателя на эмоциональную составляющую. Лично у меня от этого уже морщится нос и пропадает всякое желание читать книгу моего современника о том времени, той жизни и тех людях. И немногочисленные попытки это сделать лишь подтверждают моё изначальное предубеждение. Поэтому и кажутся мне все эти современные стилизации под классический Викторианский роман лишь жалкой пародией и дышат они не атмосферой той Англии, а всего лишь желанием заработать деньги на ностальгии читателя. Вы уж простите моё очередное ворчание, но у меня опять бомбит от невольного сравнения современного с первоисточником. Боже, как же прекрасен и исключителен Диккенс! Как же интересно читать человека, который не понаслышке знаком с изображаемым им предметом. И как не хочется с ним расставаться... Но нас впереди ждут ещё многие встречи и уютные вечера.


Читая в очередной раз такие книги, как эта, я задаюсь вопросом: а так ли уж хороша жизнь аристократов и джентльменов, так ли уж они безукоризненны и непогрешимы, как хотят показаться? Их снобизм, чопорность, надменность, холодность, равнодушие не могут вызывать симпатии. Как же часто за красивым фасадом скрывается ужасный и отталкивающий мир, который так и хочется назвать "мирок", потому что он достаточно замкнут и помешан на себе. Всё плохое, что есть в человеке, скрывается за белоснежным лоском, вся грязь непременно вылезает наружу. И от этого становится вдвойне противней. Можно морально понять и оправдать преступника, который рос и воспитывался в соответствующей преступной среде и ничего хорошего по сути и не видел в жизни. Но, блин, даже этот кандальщик, в отличие от высших мира сего, иногда думает о хорошем, добром поступке... В противовес этим господам жизни Диккенс показывает жизнь простых людей и работяг, из которой, после нескольких слов и событий, и захочет вырваться наш главный герой-кузнец Филип Пиррип. Сирота, которого "своими руками" воспитывает сестра со своим мужем Джозефом. Блестяще выписанные интересные и карикатурные персонажи. Впрочем, как и все появляющиеся на страницах этого томика, который в моём издании облачён в красивую обложку с не совсем понятной на всём протяжении чтения романа мне иллюстрацией. Но в самом конце всё станет на свои места и откроется её истинный символизм. И мне останется только в восхищении похлопать в ладоши. Так вот, одна встреча и несколько слов могут всё изменить и зародить мысль о том, что "я этого недостоин и заслуживаю лучшей жизни".


Любовь, опять любовь, всегда любовь... Влюблённость и недостижимая мечта в виде девушки из другого сословия толкают нашего героя на муки и страдания от мысли, что он всего лишь ученик кузнеца. И тут, как по заказу, у него появляется благодетель, который хочет помочь ему стать тем, кем он хочет стать. А как можно помочь такому человеку? Деньги, конечно. Изрядная сумма на новый гардероб, на переезд в столицу и обучение и, как принято сейчас говорить, саморазвитие. Много разных людей и интересных шокирующих событий будут ждать юного Филипа на его пути к мечте. Но что это будут за люди и события, вы сможете узнать, когда прочитаете интересную и захватывающую книгу под названием "Большие надежды" великого писателя Чарльза Диккенса. Могу рекомендовать этот роман всем без исключения, так как в нём есть приключения! Каждый думающий и читающий человек сможет что-то своё личное подчерпнуть из него: книгочей восхитится стилем, языком и писательским мастерством; молодое поколение - я смею на это надеяться - извлечёт уроки из больших надежд и немалых разочарований; парни увидят, что всё самое необходимое для счастливой жизни иногда находится под носом и не стоит от добра искать добра, что настоящая и искренняя дружба встречается редко, и если тебе повезло её обрести, то храни её как зеницу ока, что нужно оставаться самим собой и не терять голову от ощущения высокого положения, которое дают деньги; девушки... А что девушки? Пусть девушки сами делают выводы из прочитанного. Я же, в свою очередь, когда-нибудь её перечитаю и буду надеяться, что эта книжка понравится вам так же, как и мне...


P.S. Скажите, у вас часто бывает так, что вы засыпаете, читая книгу, и просыпаетесь с ней в обнимку? У меня редко. И тем ценнее такие моменты...

Danke für Ihre Aufmerksamkeit!
Mit freundlichen Grüßen
А.К.


Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5

"- Я украла у нее сердце и на место его вложила кусок льда.
- Лучше было оставить ей живое сердце, пусть бы даже оно истекало кровью или разбилось."

Роман утраченных надежд, не исполнившихся ожиданий. Роман о становлении человека, о его внутренней зрелости, о любви, о дружбе, о доброте, о мести и ее тщетности. Жизнь в сетях собственных ожиданий.
Кусок льда и, правда, не болит, потому что не живет, лучше истекать кровью, но прожить настоящую жизнь, а не впасть в существовании статуи. Книга об ошибках, которые допускают люди, в попытках вывернуть жизнь, отомстить другим людям, на самом деле отомстить самой жизни. Жизнь не прощает, когда человек забывает о том, как она прекрасна сама по себе и что в ней надо ценить, и начинает мстить, пробовать подчинить себе, наказать других. В итоге все возвращается бумерангом и обязательно ударит еще и по очень близким людям.
Милый Пип, мальчик сирота, судьба его наградила, как Золушку, преподнесла ему мешок с деньгами, и понеслись вскачь слепые надежды, пустые ожидания. Ожидания любви и свадьбы, состоятельности и продвижения в Лондоне быстрыми темпами. И все рушилось, стоило Пипу только об этом подумать. Он думал, что все реально. Вот оно, протяни руку- судьба все приготовила на блюдечке с голубой каемочкой- любимую женщину, успех, благородство. И стали теряться настоящие люди и чувства - дружба, доверие, искренность. Все оказалось не таким, каким виделось и мечталось.

Мисс Хэвишем. Ее жизнь - это боль, обида и месть. И ладно бы сама, но нет, оружием она выбрала девочку, девочку, которая должна была стать Каем из сказки о Снежной Королеве. И там все разобьется. Мисс Хэвишем только останется молить прощения у всех: у Пипа, у своей милой девочки, у Бога, у себя, за покалеченность души и будущего. Пип вырастит, девчушка вырастит, а Мисс Хэвишем увидит прах на своих руках, прах всего, чему она подчинила собственную жизнь.

Об этой книге можно много говорить. Она прекрасна! Очень хотелось пожать руку Чарльзу Диккенсу. Это нечто настоящее, чистое, незамутненное, он так невероятно красиво рассказал о самом важном в жизни, о том, что надо ценить, как отделять зерна от плевел. Этот роман я бы поставила в один ряд по поднятой проблематике с "Шагреневой кожей" Бальзака и " Портретом Дориана Грея" Оскара Уальда. Я думаю, они все об одном, каждый по- своему, но все прекрасно. Это действительно жемчужины литературы, редкие, красивые, теплые, мудрые, истинно природные настоящие жемчужины.
Диккенс немного изменил финал романа, сначала он был не совсем таким, но потом Диккенс все же решил оставить героям и читателям Надежду и Ожидания! Как же он был мудр в этом! Человеку нужна надежда, нужны ожидания, только они должны быть правильными, чтобы не разбивались о скалы, не уходили, оставив после себя пустоту. А для этого надо читать такие романы, учиться видеть и ценить самое настоящее в этой жизни, убрав пену, сорвав покровы. Настоящие и искренние отношения, они, как правило, не блестят, не переливаются, не затмевают, они раскрывают человеческое сердце, заставляют человека дышать полной грудью. И да, конечно, будет болеть, будет нарывать, будет обидно, будет колоть, но все это и будет только потому что сердце живое. . А льдинки! Ну, что льдинки! Они только делают вид, что сияют, они тают на самом деле, и в это время, испытав боль, они понимают сколько всего настоящего они у себя украли.
Диккенс украл мое сердце, я дарю ему его добровольно. Я помню его только по детским впечатлениям от "Оливера Твиста", которые тоже были хороши. А потом было забвение. А сейчас появилось огромное желание прочитать много его книг. Я буду скучать по героям "Больших надежд", а это признак любимой книги, я буду с ними разговаривать в своих мыслях. Здесь такие типажи и такие индивидуальности, что "Ах"! Прекрасная, мудрая, английская классическая история! И для меня ни капли не затянуто, ни капли не скучно! Люблю, люблю....... Это настоящая история!

Дальше...

Чарльз Диккенс. Собрание сочинений в тридцати томах. Том 14
5 5
Человека определяют не заложенные в нём качества, а только его выбор.
Дж.К. Роулинг. Гарри Поттер и Тайная комната

Рождество - это время, когда особенно хочется верить в чудо и истинную доброту этого мира. Осознание того, что у каждого человека, какими бы плохими качествами он не обладал, есть шанс, в какой-то мере помогало людям примириться с подчас суровой действительностью ещё со времен появления мировых религий. Но и теперь люди повсеместно ищут утешения. Ведь если у диккенсовского Скруджа получилось измениться, то и у любого другого получится.

Небольшая повесть от начала до конца пронизана христианской моралью, но она не преподносится в ультимативной форме, как это бывает в значительной части произведений околорелигиозного толка. Нет, “Рождественская песнь” - это произведение не просто о том, каким нужно быть, а каким быть не стоит. Оно во многом говорит нам о человеческом выборе. Скруджа вовсе никто не принуждает меняться, хоть автор и планомерно его к этому подводит. Герою лишь показывают дальнейшее развитие его судьбы, если он будет продолжать жить так, как он привык.

Вся жизнь Скруджа, которую представляют читателю и самому герою три призрака, выстроена из череды поворотных моментов, в которые он делает свой выбор: возвращение домой в детстве, расторгнутая помолвка, отказ пойти на праздник к племяннику и его семье и прочее. И каждый из них стал важным пунктом его на пути к тому плачевному состоянию, в котором мы его находим в начале произведения. Год за годом, несчастный ребенок, затем молодой человек, а затем и взрослый, пытается найти счастье в зарабатывании денег, ведении определенного образа жизни. Тут важно заметить, что Скрудж - не такой уж плохой человек, каким его принято воспринимать. И он находит в себе силы стать лучше и таким образом спасти себя самого.

Тема спасения вообще явно выделяется в этом произведении. Причем, перерождение, и как следствие - спасение жизни Скруджа запускает своего рода цепную реакцию: преисполненный благодарности герой спасает маленького Тима и жертвует деньги на помощь беднякам. Наконец, в этом контексте очень символично, что действие происходит в Рождество - день, когда на свет появился Спаситель.

Конечно, нельзя не отметить особенную диккенсовскую рождественскую атмосферу, которой пронизана повесть от начала до конца. Чисто английские праздничные традиции, описанные с такой теплотой и волшебством, доброта и смех людей хоть и соседствуют с повсеместными бедностью и отчаянием, но побеждают их, пусть только и на одну ночь в году.

Болезнь и скорбь легко передаются от человека к человеку, но все же нет на земле ничего более заразительного, нежели смех и веселое расположение духа.