Золотой теленок

Это - культовейшая из культовых книг нашей страны. Это - книга, которую любят все - от интеллектуалов до обывателей. Это - попросту книга, раздерганная на великолепные цитаты еще в тот момент, когда она появилась на столах читателей. Это - "Золотой Теленок". Желаете комментарии? А может, вам еще деньги принести на блюдечке с голубой каемкой? Звучит парадоксом!
Авторы Илья Ильф, Евгений Петров
Год выпуска 2010
ISBN 5-17-015930-7
Тираж 3000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 368
Код товара 9785170159307
83
Магазин »
Нет в наличии
с 11 августа 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
4.5
Золотой теленок
/ Ozon.ru
4 5

Безусловно Ильиф и Петров создали книгу, которая трогает до глубины души, заставляет думать, что является важной чертой для любого произведения. Я не воспринимаю «Золотого телёнка» в качестве комедии. Если комедия, то только очень печальная. На протяжении всей книги меня не покидало ощущение необъяснимой грусти, которая пряталась за юмором. Отдельно хочется выделить героев, потому что характеры настолько живые, что начинаешь их любить, несмотря на все махинации.

Всё действие книги связанно с деньгами, как люди зависят от одной мысли богатства, как они не осознают, что за этим скрывается и как с ним жить. Многие из нас хотели бы иметь миллион в кармане, но не все, получив таковой, станут сразу же благоразумно им распоряжаться. Корейко – отдельный персонаж. Он всю жизнь учился это делать: не пользоваться деньгами, когда они у него были. И такая тактика в итоге спасла его, так как он не был от них зависим.

Книга очень хорошая, поучительная. В ней много идей, над которыми стоит поразмышлять. А цитаты просто прекрасны.

- Я не только трудился. Я даже пострадал. После разговоров с Берлагой, Скумбриевичем и Полыхаевым я потерял веру в человечество. Разве это не стоит миллиона рублей, вера в человечество?
Золотой теленок
/ Ozon.ru
5 5
Прощальным костром догорает эпоха,
И мы наблюдаем за тенью и светом.
Ю.Ю. Шевчук, 1990

Всего-то четыре года разделяют Двенадцать стульев и «Золотого теленка». Но проза авторов стала настолько более мастерской, что в столь малый разрыв трудно поверить. «Теленок» написан зрелыми людьми. Их язык отточен, формулировки верны, а юмор деловит и тонок.


Иллюстрация Кукрыниксов, 1969

Но и жизнь изменилась. Стремительно, надо полагать. Вместо конца НЭПа наступил период реконструкции. Идет вовсю первая пятилетка, замаячили великие стройки. Но, пожалуй, главное в том, что государство стало вмешиваться в жизнь людей. Если в первой книге общественные силы и новая жизнь представлены разве что трамвайной линией и новым клубом, то в «Теленке» уже есть и чистки, и борьба с частником, и перепланировка городов. Новая власть обретает размах.

Меня, как всегда, смущают детали. Почему есть называемые вещи, а есть умолчания? Почему одним из мест действия стал некий Черноморск, в котором угадывается Одесса, но и сама Одесса несколько раз упоминается в тексте? Что бы это значило? Почему Казахстан и Ташкент поименованы, а виноградная кавказская республика в трех тысячах километров от Москвы – нет. И еще много такого, непонятного. И, до кучи, понимаем ли мы, что фуражка милиционера с гербом Киева – это не форма столичного правоохранителя, ведь столицей УССР до 1934 года был Харьков?


Иллюстрация Кукрыниксов, 1969

Бендер стал старше. Он стал более профессионален в своих делах, менее романтичен и более склонен к рефлексии. Если бы состоялся третий том, каким бы он стал?

Части романа, кстати, очень разные. Первые две проникнуты общим духом поиска и приключений, а третья отчетлива назидательная (хоть и с фирменным юмором). Меня увлекли сцены в литерном поезде, авторам удалось как-то легко и понятно передать столкновение двух миров. И какие были времена, еще до всех ужасов тридцатых. В нашем советском поезде едет и итальянский фашист, и немецкий корреспондент, и все вокруг обсуждают решение в СССР еврейского вопроса. Даже термин этот потом приобрел столь зловещую окраску благодаря нацистам, что это место в книге смотрится теперь как привет из каких-то невинных времен.

Надо заметить, что авторы-бывшие одесситы не слишком-то хорошо вспоминали о петлюровцах. Этот небольшой скетч Остапа о Вечном жиде выдает крайне негативное отношение к желто-голубым лампасам и куренным атаманам.

И юмор, ох уж этот юмор. Сводящая с ума учителя географии халтурная карта без Берингова пролива, советские сны, измучившие противника советской власти (одна гигантская профсоюзная книжка чего стоит). Давно я так легко не смеялся.

В целом, как приятно читать стоящие художественные произведения. Когда читаешь академические издания, что-то современное, много переводного, забываешь о прелестях настоящих шедевров. Сильно отдохнул душой.

P.S. А как вам эпизод в поезде, когда комсомолка советует Остапу истратить любовную энергию на пилку дров? Мне сразу вспомнился Челентано из «Укрощения строптивого», нещадно машущий топором.

Золотой теленок
/ Ozon.ru
4 5
"Финансовая пропасть — самая глубокая из всех пропастей, в нее можно падать всю жизнь."


Пару месяцев назад прочла я "12 стульев". И так мне книга понравилась, так зацепила, в таком восторге оставила, что я вот с этим радостным чувством доставала с полки свою толстенькую книжечку, в которой присутствуют оба романа. И, честно говоря, для меня стало откровением то, что книга "Золотой телёнок" все же продолжение полюбившейся истории. Такими разными оказались они для меня, что не передать!

Конечно, искромётный юмор авторов никуда не делся. Я все также хихикала во многих моментах. Но основная идея куда-то испарилась. Здесь стало больше политики, которую я не люблю. В сообщники к Остапу авторы добавляют новых главных героев. И их здесь не один, как тот же Воробьянинов в первой части, а трое. Как итог, каждый из них не смог расположить к себе. "Они мошенники!" - воскликните вы. Как они могут расположить к себе? Но как это сделал Остап Бандер? Блестяще!!!

В это раз Бандер мечтает разбогатеть, чтобы уехать в Южную Америку. И для этого в ход идёт блестящий ум, потрясающий юмор, хитрость и все обаяние Великого комбинатора. Взять даже то, что милашка Бандер знает 400 честных способов отъёма денег. И кража сюда не входит.

Книга отличная. Союз авторов невероятно удачный! Даже и не чувствуется, что книгу писали двое. Но дорогие авторы, зачем вы так с Бендером? Это разочарование, которое он испытал, на мой взгляд гораздо сильнее, чем от осознания, что заветный стул не найден. Здесь Остап стал сам не свой. Я понимаю замысел авторов и что они хотели показать таким развитием событий читателю. Но я не могу принять. Ведь по сути у меня отняли кумира. В начале книги я готова была идти за ним хоть на край света и даже говорила мужу, что уйду от него к Остапу Бендеру (шутя, разумеется). Но в конце истории я поняла, что такой мужчина мне не нужен.

И такое разочарование захлестнуло меня в конце, такая злость и негодование. Нельзя так, уважаемые авторы, ой нельзя! Ломать мои представления о лучшем книжном герое. Поэтому я предпочитаю забыть об этом провале и по-прежнему любить Остапа той самой неповторимой любовью.

В завершение своих мыслей я хочу сказать, что если бы книга была у меня не в одном томе, то первую - 12 стульев - я бы поставила на самое видное место, в первый ряд (именно так книга сейчас и стоит), а вторую я бы не стала оставлять в своей библиотеке. Безусловно, о прочтении ни в коем случае не жалею, но мне грустно. Если бы я знала заранее, возможно, я бы не стала читать эту книгу. Возможно. Но так ли это было бы на самом деле???

Золотой теленок
/ Ozon.ru
5 5

Никто не возвращался с того света таким, каким он туда отправился, и Остап Бендер – не исключение. Убитый в «12 стульях», и воскрешенный в «Золотом теленке» Остапы – разные люди. Авантюрист с философским уклоном превращается в философа с уклоном авантюрным. Шире, и эта трансформация блестяще описана в книге «романы Ильфа и Петрова» - персонаж плутовской превращается в персонажа плутовско-демонического с доминированием демонических черт. Но изменился не только Остап – изменилось и время. Действие «12 стульев» происходит в 1927 году, «Золотого теленка» - в 1930. Как раз между двумя этими романами расположился год 1929 – год «великого перелома», который можно считать как концом нэпа, так и началом сталинской эпохи. И, если в «12 стульях» Остап еще только иронизирует над всем происходящим вокруг, то в «Золотом теленке» он с самого начала заявляет:

У меня с советской властью возникли за последний год серьезнейшие разногласия. Она хочет строить социализм, а я не хочу. Мне скучно строить социализм.

Остап еще может мыслить себя в рамках нэпа, но «ция» проклятая заедает и теперь уже куда-то скрыться от этой «ции» практически становится все менее и менее возможно. Причем это касается не только Остапа, но и авторов дилогии. Как вы помните, «Золотой теленок» начинается весьма показательно: авторы пытаются отстоять свое право писать сатирический роман, защищаясь от вполне зримых и весомых угроз:

Что за смешки в реконструктивный период? Вы что, с ума сошли?

Конечно, Ильф и Петров знают, что им на это ответить:

— Наша цель - сатира именно на тех людей, которые не понимают реконструктивного периода.

но ответ их никуда не годится. Сатира действительно неуместна в реконструктивный период, сатиру пора сворачивать - вместе с нэпом. Читая «12 стульев» и «Золотого теленка» из «сегодня» это особенно очевидно, настолько эти романы, так сказать, «выпадают». Сатира десакрализирует, в данном случае она десакрализирует советский строй и ничего с этим не поделаешь. Убедительным оказывается именно Остап Бендер с его индивидуалистическим скепсисом, а не коллективные энтузиасты индустриализации и прочих «ций». Вспомним, Гоголь в свое время «сломался» именно при попытке создать «положительный образ» окружающей его реальности. Казалось бы, Ильфу-Петрову должно быть много проще. Во-первых, есть реальная материальная база (энтузиазм тех лет – вещь вполне реальная), во-вторых, они сами этот энтузиазм вполне разделяют ну или, как минимум, их уж никак не назовешь антисоветчиками (как Булгакова, скажем). Но положительный образ все равно не лепится, хоть ты что делай. Все равно читатель смотрит на советскую действительность глазами Остапа. Нет, так нельзя. Писать такие вещи в Советской России не рекомендуется. То есть - в 1927 году не рекомендовалось, а теперь уже, в 1930 – все, нельзя. Ну, уже почти нельзя. Все-таки сталинизм хоть и наступает, но еще не совсем наступил. Но Остап Бендер уже вовсю рвется в Рио.

P.S. Отдельно хочется сказать и об эволюции соавторов – а они эволюционировали не хуже самого Остапа. «Золотой теленок» - это настоящий качественный скачок по сравнению с «12 стульями» - а ведь, чтобы продолжение было сильнее начала – это не самая распространенная ситуация в литературе. «Три мушкетера» почти всегда сильнее «Двадцати лет спустя», про «10 лет спустя» обычно и говорить не стоит. Но «Три мушкетера» - это именно «Золотой теленок».

А какой эпизод я бы посчитал самым сильным в романе? - пожалуй, крах Остапа, после того, как Корейко, уже прижатый к стенке неумолимой папкой, все же сбежал в неизвестном направлении. В последующих сценах Остап, уже почти все приобретший, практически все теряет – и описано это просто мастерски. А какой эпизод я бы посчитал слабейшим? - спор о существовании Бога (когда Бендер дискутирует с охмурившими Козлевича ксендзами). Просто очень слабо. «Почем опиум для народа?» в «12 стульях» было намного сильнее. Если доказать существование бога невозможно, то и опровергнуть его существование тоже далеко не так просто. Шуточками тут не отделаешься. Лучше всех это понимает Паниковский:

Паниковский пил наравне со всеми, но о боге не высказывался. Он не хотел впутываться в это спорное дело.

:)

Золотой теленок
/ Ozon.ru
5 5

Мне вдруг стало очень нужно поговорить о той грани остапобендерства, которая спрятана между этих легендарных строк.

Книга, которая превзошла свою гениальную предысторию во многом. Юмор здесь тоньше, замысел - глубже, стиль - изящнее, тоска - пронзительнее.

Но я все неправильно рассказываю. Сейчас. Гм-гм. Юмор здесь тоньше:

"Следствие может поглотить много времени. Сколько - знает один Бог. А так как Бога нет, то никто не знает".

"И ты, Брут, продался большевикам?"


Замысел - глубже:

"Счастье никого не поджидает. Оно бродит по стране в длинных белых одеждах, распевая детскую песенку: "Ах, Америка - это страна, там гуляют и пьют без закуски". Но эту наивную детку надо ловить, ей нужно понравиться, за ней нужно ухаживать".


Стиль - изящнее:

"...город. Он был нарезан аккуратно, как торт".

"...борщ, в котором плавали золотые медали жира".


Тоска - пронзительнее:

"Все повторится... И опять будут сжигать людей, которые посмеют сказать, что Земля круглая".


Именно тоска. Вторая книга пронизана ею от начала и до конца! Но в отличие от "12 стульев", где грусти и безысходности тоже немало, в "Теленке" она не легкомысленна. Это мудрая, опытная тоска людей, которых не видно, но которые стараются, а им не везет; которые автоматически живут, пока их обманывают, обирают, бьют и даже убивают бритвами во сне. И все-таки они вертятся!

Это тоска людей, которые во что бы то ни стало достигнут своей цели и обязательно не испытают никакого удовлетворения, перешагнув финишную ленту.

И, наконец, это красивейшая тоска людей, которые будто бы не тоскуют. Сыпля шутки и истории, все поголовно о.бендеры, которых в мире не меньше, чем сыновей лейтенанта Шмидта, не дают никому времени заметить все, что нешуточно - все остальное.

Моя собственная тоска.

Великая книга в шутливой парандже.

Золотой теленок
/ Ozon.ru
3 5

Много слышала о творчестве этих авторов. Об их замечательных сатирических книгах. Более того, многие ведь из них экранизированы и стали прекрасными комедиями. И я решила - пришло время. Пора. Пора самой познакомиться с первоисточником.
Но что-то не заладилось. Я не могу отрицать язык авторов, их обороты - роскошны. Тонкий юмор на грани иронии и сатиры - просто великолепен. Но вот основной смысл книги упорно от меня убегал. убегал, убегал и таки убежал. Нет, какие-то фрагменты я уловила. Общее направление. Но я явственно чувствую. Есть в этой книге что-то более глубокое, что-то более не осмысленное, но тонкое. Оно не на поверхности, а между строк. И именно это что-то от меня ускользнуло. ужасно обидно знаете ли. Но винить кроме самой себя некого.

Золотой теленок
/ Ozon.ru
4 5

Для меня как-то странно звучит, что "Золотой теленок" - это продолжение "12 стульев", хотя несомненно, это так и есть. Дело в том, что "12 стульев" - это моя любимая книга с детства, первый раз я ее прочитала в 10 лет, и это совершенно точно, т.к. на книге имеется запись об этом. Перечитывала "12 стульев" я неоднократно, и вместе с взрослением открывала для себя то, что в 10 лет было не совсем понятно. Действительно, книга легкая, приключенческая и юморная.
Но, вернемся к нашему Теленку. Его я пыталась читать тоже еще в детстве: ничегошеньки не поняла и не заинтересовалась, поэтому, даже повзрослев, не особо хотела читать его, но думала, что когда-нибудь все-таки надо. И вот, роман наконец прочтен. Очень, очень он все-таки отличается от "12 стульев". Нет той легкости и простоты, появилось больше политики, идейности, трагизма.
Остался тот же потрясающий юмор, когда читаешь, и хочется цитировать, цитировать... Отношение к религии у авторов забавное:

Боже, боже, которого в сущности нет, до чего ты, которого на самом деле-то и нет, довел пешехода!


Какие несравненные и неустаревающие эпитеты в произведении:

... в такую минуту хочется плакать и верить, что простокваша на самом деле полезнее и вкуснее хлебного вина

Вот кто так еще напишет, кроме Ильфа и Петрова?!
А их тонкое знание женщин:

... нет на свете такой девушки, которая не знала бы по крайней мере за неделю о готовящемся изъявлении чувств


Вывески, фамилии - это тоже замечатльная особенность романов Ильфа и Петрова.
Соратники Остапа мне показались менее интересными нежели Киса Воробьянинов. Зачем их вообще было так много...
Остап стал серьезнее, и его стало жаль. Зачем авторы так с ним?! Разочарования из-за пустых стульев были меньше, нежели из-за того, что с ним происходит в Золотом теленке.
Подводя итог, могу сказать, что оба прочитанные мной произведения Ильфа и Петрова величайшие, отлично показывающие Россию того времени. Мои сравнения "12 стульев" и "Золотого теленка", может быть, и не правильны, но для меня неизбежны. А вообще, с Остапом, особенно двенадцатистульным, у меня всегда ассоциировался мой папа. Он всегда был таким же веселым, шустрым авантюристом. Он даже из жизни умудрился уйти так, как уходят единицы. Для меня они оба - любимые герои-мужчины.

Золотой теленок
/ Ozon.ru
5 5

Я взялась за Ильфа и Петрова, чтобы ликвидровать пробел в знаниях ;))) Из ассоциаций с "Золотым теленком" в голове сидела только одна фраза из фильма: "Пилите, Шура, пилите!"...

Я в восторге от этой книги, а еще надо сказать, что Золотой теленок мне понравился больше, чем 12 стульев.
Бендер изменился, стал тверже, строже, да и герои вокруг стали ярче, разнообразнее.
Мне понравилась эта борьба Корейко и Бендера, почему-то сразу подумалось про Холмса и Мориарти...
Жаль, что все же Бендеру не удалось справиться со сбывшейся мечтой, ведь миллион-то вот он, в руках, но потратить его, не привлекая общественность - практически невозможно было тогда (не то что, сейчас)...

И да - домашнее задание на ближайшие длинные выходные - пересмотреть фильмы)))