Шерли

Это - "Шерли". Самый, пожалуй, "остросюжетный" роман Шарлотты Бронте. Роман, тонко сочетающий в себе классические "готические" мотивы - с мотивами, условно говоря, классически "детективными". Однако под гениальным пером Бронте увлекательный сюжет становится лишь блистательным обрамлением для тончайшей, психологически идеально выверенной истории непростых отношений мужчины и двух женщин - отношений, далеко выходящих за рамки традиционного "любовного треугольника"...
Автор Шарлотта Бронте
Издательства Neoclassic , АСТ Москва , АСТ
Серия Классическая и современная проза
Язык русский
Год выпуска 2010
ISBN 978-5-17-016349-6 978-5-9713-1470-7
Тираж 4000
Переплёт 70x90/32
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 608
145
Магазин »
Нет в наличии
с 12 ноября 2017
История изменения цены:
Средний отзыв:
3.4
Шерли
5 5

Роман "Шерли" был написан свежераскрутившейся Шарлоттой Бронте сразу вслед за "Джен Эйр" в очень сложное для нее время. Смерть средней сестры Эмили (автора романа "Грозовой перевал") и болезнь младшей сестры Энн ("Агнес Грей") наложили отпечаток на содержание произведения. Взяв в качестве прототипа среднюю сестру, Шарлотта попыталась развить тему, представить - каковой бы была Эмили в дальнейшем, если бы осталась жива, и тем самым вдохнуть в ее образ новую жизнь, сохранив его навеки для себя и читателей. Достойный памятник автору лучшего романа о любви всех времен, которым является "Грозовой перевал".

Несмотря на эпизодическую вычурность Шарлотты (что, впрочем, объясняется не излишней глупостью, а излишней идеализированностью, связанной со свойствами личности и развитием в изолированной среде - сестры Бронте вообще жили очень уединенно), не думаю, что образ Эмили нарочито выдуман, даже в деталях. В тексте "Шерли" присутствуют множественные подтверждения, которые очень органично сочетаются с представлениями о человеке, написавшем "Грозовой перевал". Стоит многого, например, одно лишь обращение Шерли к самой себе в третьем лице. Думаю, что это имело место и в реальной жизни. Мы, королева Эмили, сообщаем вам, жалкие смерды, что любим вас несравнимо больше, чем те две котлеты, что пришлись нам впору на вчерашний ужин.

По тому, как настойчиво Шарлотта в "Шерли" делает из сестры филантропа - можно легко предположить, что Эмили ненавидела людей. Шерли у нас здесь веселая, непринужденная, довольно скромная - совершенно не кичится своим положением, богатством и происхождением - то есть, если мы хотим представить себе реальную Эмили (о которой нам так мало, увы, известно), то следует воспринимать образы, воссозданные Шарлоттой, в точности до наоборот. Понятно, что автор пошла именно таким путем уповая на светлую память и доброе отношение к сестре, тяжелой утрате, но, в настоящий момент, образ Эмили нисколько не теряет, если даже воспринимать ее прототипа как антипода. А собаку Шерли звали Варвар. Хе-хе. Сумасшедшая, сумасбродная, вся в себе девица, мизантроп - образ женщины-загадки - мы гораздо более трепетно будем относиться именно к такой Эмили. И что-то главное, что-то основополагающее из этого Шарлотта смогла передать при всей ее несколько слащавой идеализации собственной сестры.

Ближе к финалу автор "Шерли" оказалась в смысловом тупике - она ведь выбрала сестре мужичка сама, по своему вкусу (а какой роман без счастливого конца - свадьбы. Вот уж воистину "конец") и как бы теперь этак половчее его сестре подсунуть, чтобы все были довольны, в том числе и читатели. А мужичок никак не укладывался в качестве придаточного отростка к личности Шерли, не говоря уж об отношениях с предполагаемым мужем. Но пора было закругляться, ибо романчик в итоге (хотя и выдается за производственное социальное проблемное произведение о восстаниях на фабриках, все равно по большому счету является дамским романом) получился в два раза толще "Джен Эйр". Кстати, именно из-за этого он гораздо менее читаем и существует исключительно для состоявшихся фанатов автора. В конце концов Шарлотта нашла выход, довольно изящный, хотя и стандартный - написала от лица другого героя. Те самые слова, что якобы исходили из записной книжки нужного человека, придали мыслям автора нужное направление и смогли убедить читателей в реальности происходящего. А самое главное - самою себя. Все это лишний раз доказывает ее искреннюю любовь к Эмили. Впрочем, доказательством является вся книга. И именно любви, а не памяти о свежескончавшейся сестре.

Пару слов, как обычно, о самой Шарлотте. В очередной раз, как и в "Джен Эйр" (помимо эмансипирующей болтовни, в которой нет ничего кроме здравых рассуждений человека, родившегося женщиной по воле богов) Шарлотта поведала миру о своем чудесном мировоззрении, довольно объективном, но чрезвычайно оторванном от реальности. Тему, инициированную маленькой Джен, в "Шерли" автор подвергла обоснованию, уверив всех, что богатство ей нужно исключительно для "добрых" дел. Помните, когда девочкой Джен Эйр говорит о том, что не желает быть бедной. Гувернантка, как мне видится, из Шарлотты отвратительная. Она, как тот самый ученый секретарь, что в далеком прошлом пару дней по причине материального негодования отсидел на вещевом рынке, а затем еще лет этак 25 рассказывал всему свету о хитросплетениях торговли. А еще я углядел прикрытое недовольство, высказанное по отношению к папаше Бронте. В этом не уверен.

Подытожу, ибо вероятность дочитывания "Городка" очень мала. Шарлотта в итоге так и не смогла самоиндетифицироваться, ее долгие метания на страницах собственных романов не привели к какому-то осмысленному завершению. И это хорошо, ибо практически не найдется в мировой литературе таких непосредственных, искренних, мало подверженных чужому влиянию натур. При упоминании имени "Шарлотта Бронте" перед внутренним оком появляется нечто первозданное, гибкое, но незыблемое, сама природа во всей ее красе. Шарлотта - это уличный певец, который немного наивно, но от чистого сердца являет миру свои баллады. А перед ней нет ни чехла от гитары, ни какого-либо иного приспособления для сбора денег. Видели когда-нибудь такое?

Шерли
5 5

— Впрочем, Свобода, эта горная нимфа, скорее всего разочарует меня. Я подозреваю, что она сродни Одиночеству, к которому я прежде так стремился и от которого ныне решительно отказываюсь. Эти ореады — странные создания: они привлекают вас неземной красотой, подобной красоте звездного неба; очаровывают, но не согревают душу. Их красота призрачна; в их прелести нет жизни, ее можно сравнить с очарованием времен года или пейзажей, восхищающих нас утренней росой, восходом солнца, вечерними сумерками, мирным светом луны или вечным бегом облаков.
***
Конечно, она не сравнима с лучшей работой Шарлотты Бронте "Джейн Эйр", но и роман "Шерли" тоже по-своему хорош. Немногие любят эту книгу, так как она кажется им нудной и скучной, но мне так не показалось. В книге можно найти пишу для ума - рассуждения автора о любви, церкви и многих других важных темах. В романе хорошо описаны рабочий труд той эпохи, также поднимающий тему о машинах\автоматах, заменяющие рабочий труд (хотя и владельцев фабрик тоже можно понять) Она вызвала во мне определённые эмоции, я искренне переживала за Коралину во время болезни, особенно в тот момент когда она узнала о маме. Нельзя передать, как я обрадовалась! Между тем, хочу всем порекомендовать эту книгу!

Шерли
3 5
« Жизнь так часто нас обманывает. »
Даже не верится,что "Джейн Эйр" и "Шерли" написал один и тот же автор.Так и не дождалась ни атмосферы,ни вразумительного сюжета,ни симпатии к персонажам,не говоря уже о любовных линиях,которые были весьма поверхностны.Если уж говорить честно было ужасно скучно и нудно читать и слушать книгу,три звезды поставила из уважения к автору и одному из любимых романов.Сейчас думаю о чем же роман и не могу ответить,потому что не знаю,совершенно не прониклась прочитанным,все герои быстро улетучились из памяти,да и сам роман не запомнился.Сказать,что он о любви - нет,увлекательного в нем тоже мало,аннотация не оправдала ожиданий.Очень надеюсь,что остальные романы Бронте будут похожи на "Джейн Эйр" или хотя бы передавать ту атмосферу.
Шерли
3 5

Произведения Шарлотты Бронте быстро прочесть не удается и дело совсем не в объеме текста; есть в ее романах совершенно замечательная неспешность, задающая ритм с первых страниц. И чтение романа подобного рода - нечастое тонкое удовольствие: где еще можно найти напластование множества слоев и смыслов - да еще и с женской точки зрения? Тут тебе и технический прогресс, и рабочее движение, и отношения между классами, и социальные различия, и церковь… И, разумеется, межличностные отношения между героями, их надежды, чаяния, опасения, тревоги… Все это расписано с невероятной подробностью и тщательностью, остается только погрузиться в перипетии сюжета.
При всем этом, нужно признать, что “Шерли” - роман для устойчивых поклонников Шарлотты Бронте. Если “Джейн Эйр” читается легко и свободно, не требует никакой особой внимательности или представления об исторической эпохе, то “Шерли” - книга куда более сложная. Впрочем, для ценителей в этом и ее особая прелесть.

Шерли
1 5

Шарлотта Бронте оставила заметный след в литературе. Совсем не имеет значения, что её путь был краток, а количество произведений довольно скудно. Её судьба была печальной, подойдя к концу на самом пике славы, от чего читатель может радоваться или грустить, но факт останется фактом - творчество Бронте надо знать. И совсем неважно, что Шарлотта писала преимущественно о тяжком труде гувернанток, ещё чаще - пребывающих вне родины где-нибудь в Бельгии, борющихся за повышение знания родного языка у других людей. "Шерли" не станет исключением из общего положения дел, но станет более спокойной и вялотекущей, нежели остальные книги писательницы. Тут будет трудно найти высокие слова о справедливости и какие-то особые волнения из-за любви. Сюжет предельно прост, да пресный как пресная вода, с соблюдением всех остальных полагающихся воде эпитетов, под которыми в литературе понимается не живительная составляющая, а скорее бьющая по стенкам мозга размазанность.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- Учитель
- Джен Эйр
- Городок

Шерли
4 5

Весьма трудный для прочтения роман. Очень много детализации, отхождений от сюжета, второстепенных линий, которые сильно подгружают голову. Однако, несмотря на все трудности, он хорош. Здесь есть все, что так любит читатель Бронте - есть разнообразнейшая галерея характеров, есть трагедия, но обязательно есть счастливый финал, есть боль, но за ней по пятам следует исцеление и, конечно же, есть холодная, сырая Англия. В центре сюжета две героини - одна понравится тем, кто привык симпатизировать натурам сильным, властным, словом, идеалу женщины в каком-то определенном виде. Шерли красива, уперта, самодостаточна. Она совершенно точно уверена в себе и своей жизни. Честно говоря, читать я начала, как обычно, отметая все возможные сведения о книге, боясь, что приоткрою завесу сюжета. В итоге оказалось, что книга, по сути, посвящена сестрам Шарлотты - Эмили и Энн. И вот теперь-то картинка стала на свои места. Так вот Шерли это посмертный портер Эмили, запечатленный Шарлоттой. Однако лично я, после прочтения "Грозового перевала", составляла ее портрет совершенно другой, и, думаю, так поступили многие. Мне Эмили представлялась больше замкнутой, себе на уме девушкой, скорее интровертом, мизантропом и совершенно отрешенной в какой то степени от реальности. Здесь мы видим ее противоположность, которая своей яркостью (внутренней, будто темный драгоценный камень светится изнутри) завораживает внимание. Такой хотят быть большинство девушек. Возможно, такой посчитала правильным оставить в своей и нашей памяти Шарлотта свою сестру. В любом случае, характер этот вызвал у меня невероятную симпатию. Я люблю сильных женщин. Особенно мне понравилось ее отождествление с мужчиной. Вышло чудесно и так в стиле Шарлотты.
Каролина абсолютнейшая противоположность Шерли. Тихая, скромная, но совершенно чудеснейшая девушка, буквально лучик солнца, который так и мелькает на протяжении всего романа. Обе из них, плечом к плечу, проходят свой жизненный путь, не лишенный страданий и мучений. Но каждую из них ждет счастливое завершение истории.
И все же, книга шла тяжело. Периодически она захватывала в свой мир, уносила прочь, заставляла с головой погружаться в нее, но затем следовали моменты, когда каждая страница будто наливалась свинцом. И конец так стремительно подошел к своему логическому завершению, что после первой половины романа, где было расписано до мельчайших подробностей всё вплоть до внешности и жизни героев, так и не сыгравших никакой роли, что я совершенно растерялась. Но, спасибо завораживающему слогу Шарлотты, история эта все же через меня прошла.

Шерли
2 5

Как, скажите, как из-под пера Шарлотты Бронте, автора прекрасного романа «Джейн Эйр», могла выйти такая нудная затянутая неинтересная книга «Шерли»?

Скука, скууука….

Книга не захватила ни сюжетом, ни характерами персонажей. Даже трудно сказать, о чем она: я бы сказала, что эта книга о страданиях. Страдает, в основном, юная барышня Каролина, влюбленная в своего кузена Роберта, и оттого глубоко несчастная. Любовь ее, по законам жанра, конечно же, безответная, имеющая последствия в виде любовной лихорадки, доводящей бедную несчастную Каролину почти до смерти. Глава, в которой Каролина болеет и почти умирает, называется «Долина смерти». Не слабо, да? Тяжко бедняжке. Не могу отделаться от мысли, что в образе Каролины Хелстоун Шарлотта Бронте воплотила собственное представление об идеальной девушке, скромной, тихой, молчаливо страдающей.

Роберт – суров, зело суров мужчина. Владелец фабрики. Не улыбнется, не повернется, не заговорит. И тоже страдает. Этот персонаж страдает не из-за любви к Каролине (я этой любви как-то и не заметила). Страдает он из-за своей фабрики (ах, как бы не прогореть, как бы не обанкротиться, как бы сбыть товар, да поскорее). Из-за этого все время хмур, угрюм и в плохом настроении. Попутно ведет открытую войну с рабочими собственной фабрики, не желающими модернизаций (тогда многие бедняки останутся без работы), сватается к богатой наследнице, получает отказ, участвует в битве за фабрику, слоняется по Лондону, охотится за преступниками, и, наконец, получает пулю в спину. Каролина, говорите? Какая Каролина?

Шерли – еще одна юная влюбленная особа, впервые появляется на страницах романа ближе к середине книги. Вроде и не главный персонаж, но ее именем назван роман. Страдает. Долгое время кажется, что страдает она по Роберту, но истинный объект ее волнений остается в тени почти до конца книги. Однажды ее покусала собака, от этого барышня стала страдать еще больше, решив, что теперь умрет. Даже завещание составила. Но не умерла. По правде говоря, Шерли украшает этот роман. Несмотря на сердечные страдания, она весела, решительна и временами отважна. Вокруг нее хоть какое-то движение. Не будь Шерли, я б засыпала на каждой пятой странице этого романа.

Луи – это вообще темная лошадка. Не было его, не было, и тут – бах – внезапно появляется и отхватывает самую большую вишенку на торте. Но вообще-то он гувернер, влюбленный в юную красивую богатую деву. Из-за этого невыносимо страдает. Потом заболевает, но вылечивается.

Вообще из четырех основных персонажей каждый чем-нибудь переболел (у Шерли, правда, болезнь случилась мнимая). Складывается впечатление, что болезнь - это какой-то катализатор романтических отношений, стоит только кому-нибудь переболеть, как жизнь-то сразу и налаживается.

В книге затрагиваются темы о неравном положении мужчин и женщин в английском обществе, о праве женщин на собственное мнение, о выступлениях рабочих против технического прогресса, но это всего лишь фон, основная же тема книги – любовная.

Мне эта книга не понравилась. После «Джейн Эйр» - ужасное разочарование. Меня раздражали постоянно повторяющиеся ванильные эпитеты про «трепетные пальчики», «гибкую шейку», «точеную головку», «нежный голосок», «волосы, темные, как ночь, и блестящие, как шелк», мне не понравились отношения между мужчинами и женщинами, не понравились их придирки друг к другу, я не поверила ни в одну из влюбленных пар. Назвать эту книгу увлекательной язык не поворачивается. Когда читаешь книгу и сверяешь, сколько еще страниц осталось до конца, это о чем-нибудь говорит?

Одна из самых скучных и утомительных книг, которые я читала.

Шерли
5 5
Когда-то я знал Шарлотту Бронте только как автора "Джен Эйр". Я был уверен, что именно "Джен" ее лучшее произведение. "Шерли" начал читать только из уважения к автору. Еле-еле преодолел первые 50 скучных страниц. А потом... не мог оторваться. Теперь я считаю, что именно "Шерли" - лучшее произведение Шарлотты.
Шерли
4 5
Так уж происходит, что классике я уделяю не такое усиленное внимание, какое следовало бы оказывать. И почему-то взялась я за зарубежных писателей, предпочтя английскую литературу русской.
В начале девятнадцатого века в мировую литературу активно проникают особы женского пола, раньше считавшиеся недостойны творческого поприща настоящего автора. Так на свет появились три сестры Бронте, до сих пор покоряющие мир своим непревзойденным талантом; легендарная Остин, которую все помнят по знаменитому роману «Гордость и предубеждения», а так же «Чувство и чувствительность»; Гаскелл, написавшая «Север и Юг», который неоднократно экранизировался и как телевизионный сериал, и как полнометражный фильм; все мы помним и любим французскую диву, поразившую своим бессмертным произведением «Консуэло» Жорж Санд.
Почему-то именно в этот период ужасных войн, происходивших по всему миру, появились эти уникальные и непохожие друг на друга женщины. Забавно, что большинство из них были гувернантками. В искусстве литературного пера родился целый жанр, который пропагандировал именно эти самые истории о «гувернантках» (практически как сейчас у нас в повседневную жизнь вливается масса романов о вампирах и прочей нечисти). Когда мы вспоминаем гувернанток, этих скромных утонченных и изящных женщин, в голову непроизвольно вторгается мысль о японских гейшах, сравнение не самое удачное, но, по моему мнению, одно из верных. И, разумеется, на ум сразу приходит блистательный роман «Джейн Эйр», который и сейчас проходят в школах Великобритании. Кстати, самой младшей из сестер, критики не отдавали должного внимания, и попросту игнорировали ее работы («Агнес Грей» - еще один роман, посвященный гувернанткам), хотя, сейчас, у молодежи и возникает к Энн интерес, как этот интерес зарождается и у литературных скептиках, которые, как правило, редко переходят на положительную сторону. Иногда я жалею, что не родилась раньше и не успела побывать за партой в советской школе, где строгие и справедливые учителя разбирали зарубежную литературу, сейчас-то мы и свою толком изучить не можем. Большинство школьников лучше в кафе сходят, а в полночь пробегут глазами по распечатанному краткому содержанию «Преступления и наказания», так и не сделав для себя нужных выводов.
Я считаю, что классику нужно читать до пятнадцати лет, чтобы у подрастающего человека сложился нужный склад ума, сформировался эстетический вкус к литературе, и он сделать правильное решение в нужный момент. А вот мне немного поздновато. Классику я не всегда дочитываю до конца, потому как многие вещи представляются в банальном и предсказуемом свете.
Шерли
3 5
Очень люблю романы "Джен Эйр" Ш. Бронте, "Гордость и предубеждение" Д. Остин.
Роман "Шерли" мне не понравился. Неинтересный сюжет, надуманные характеры, композиция романа вычурна. В начале романа появляется персонажи только на 10-15 страниц, которых больше не встретишь. Зачем?
Меня поразила такая сюжетная линия в романе: гувернантка в молодые годы была замужем, у неё был ребёнок, брак её был несчастливый. Муж умер, ребёнка она оставила на воспитание родственникам мужа. Ребёнок был очень красивый. Гувернантка считала, что раз девочка красива, похожа внешне на отца, то она так же как отец склонна к пороку (это в 8-10 лет!). Это было причиной, чтобы женщина оставила девочку.
Перечитывать роман не буду.