Война с саламандрами

Вниманию читателей предлагается гротескно-фантастический роман выдающегося чешского писателя Карела Чапека "Война с саламандрами", написанный в 1936 году. Книги этой серии призваны способствовать гуманитарному развитию юношества, расширению кругозора и знаний о мире и о человеке; они могут быть использованы в учебном процессе.
Автор Карел Чапек
Издательства АСТ , Neoclassic
Перевод А. Гурович
Серия Библиотека приключений
Язык русский
Год 2002
ISBN 5-17-014405-9
Тираж 8000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 304
Модель 081.569
Код товара 9785170144051
40
Купить »
В других магазинах:
История цены:
Средний отзыв:
4.1
Война с саламандрами
4 5

Карел Чапек для меня всегда будет автором совершенно очешуительных крохоток, потому что смешные сатирические рассказы я люблю у него больше всего, но "Война с саламандрами" тоже крутая штучка, хотя смеяться там совершенно негде. Если бы Чапек писал сейчас, тот его назвали бы как минимум креативным (и не только из-за рассказов, которые до сих пор умудряются не терять актуальности). Честно признаюсь, что я читала не то издание, которое тут указано, а из сборника "Библиотека фантастики", но меня больше не перехитрить: как только я начинаю пользоваться хитрыми функциями вроде "указать произведение в составе сборника", как через некоторое время механика (или пользователи) всё переигрывают, и у меня уже и сборники не те, и книги не те, и количество рецензий магически становится больше, чем количество прочитанных книг (хорошо, хоть слова пока ещё те остаются, мною написанные), так что я от греха подальше не связываюсь больше с бесовщиной. А зачем я вообще об этом заговорила? Да потому что в том сборнике очень круто оформлены многочисленным газетные вырезки и прочие "игровые элементы". Редакторы и оформители некисло вложились временем и желанием, так что получилось действительно погружение, а не просто голый текст с припиской, что это из газетной заметки.

Смысл "Войны с саламандрами" такой простой и прозрачный, что не надо быть семи пядей во лбу для его улавливания. Чапек написал предельно простую схему того, как ко власти приходят настоящие фашисты, выросшие из каких-то там слабых мерзеньких склизких саламандр (не тех огненных элементалей, что известны нам по фэнтези, а помеси ящериц и морских червей). Люди, в общем-то, тоже не вот себе прекрасные и благородные сильные существа, уж точно не единороги, а среди обезьян и приматов отличаются редкой лоховитостью (с физической точки зрения). Наличие же развитого ума приводит людей, как водится, не только к господству технического толка, но и к появлению изумительных идей. Наподобие: а давай-ка мы весь мир захватим, весь нас так много. Или: а давай вот эти истинно балтийские саламандры будут образцом саламандры, а всех остальных с неправильным черепом и носом будем истреблять. Что интересно, во главе этих склизких созданий стоит вовсе не саламандра (хоть он и называется Верховный Саламандр), а человек, в какую-то из войн бывший фельдфебелем. Если и сейчас это ничего вам не напоминает, то поздравляю: я убей не знаю, как вы добрались до конца такого длинного отзыва, столько букв!

"Войну с саламандрами" часто называют антиутопией, но это совсем не то. Антиутопия — какая-то версия будущего (не всегда, это утрированное определение), а "Война с саламандрами" для своего времени отражала только настоящее в "сказочном" обличье. Поседеешь от такой сказочки на ночь. До Второй мировой Чапек даже не дожил, так что писал предупреждение. И исход войны западных и восточных саламандр он тоже предсказать не смог. Какая разница, всё равно его слушали вполуха.

Война с саламандрами
5 5

В книжной лавке имя Чапека всплыло в моем сознании из какого-то самого старого списка маст-рида, составленного еще в зеленые годы моего читательства, когда, кроме Брэдбери и Сэленджера, мало кого знала, а об Оруэлле с Воннегутом даже и не слышала. Да, о ужас, были и такие времена. И где-то там всплыл однажды Карел Чапек с "Войной с саламандрами", чтобы оказаться погребенным на годы, быть предпочтенным чему-то другому, дожидаясь своего часа. Вот он, наконец-то, прочтен и занесен в список с пометкой "Лучшая книга 2017".

Встретились мы с ним в тесной лавчонке, торгующей подержанными книгами. Открыв первую страницу для ознакомления, меня сразу же швыруло в яркие дни поиска сокровищ и капитанов с экзотической фамилией ван Тох. Прекрасные иллюстрации с первой страницы слегка приоткрывают завесу тайны над грядущим, усиливая интригу, но не показывая самую сочную начинку романа. Слегка надкусив его, можно немного разочароваться или удивиться, потому что в первых главах ничего интересного не происходит, но закладывается начало какой-то вполне детективной истории, где сумасшедший капитан странно ведет себя на берегу океана. С обнаружением саламандр и открытием их способностей начинается самое интересно и самое вкусное для меня.

Предисловие определяет этот роман как сказочно-аллегорическую сатирическую фантастику, и охарактеризовать точнее в нескольких словах не получится. Сама база, на которой строится роман - нереальна и исходит из посыла, что где-то на земле существует раннее неизвестный вид саламандр, способных к быстрому обучению и перенятию навыков у людей, которые в погоне за наживой начинают использовать этих саламандр, давая им в руки инструменты и все, что потом помогло им развиться до невероятных высот. Человечество в который раз само выкопало себе яму. Не зря это - лейтмотив многих произведений.

Интересен образ капитана ван Тоха, последнего романтика с большой дороги, точнее - корабля, который любил этих саламандр и видел в них нечто, что другие не видели. Остальные воспринимали их только с точки зрения получения прибыли. Все это определенного основано на реальном опыте использования европейскими людьми туземцев и местных жителей колоний. Чем дальше Чапек разворачивал свой роман, тем больше меня восхищало исполнение, перенесение исторических реалий и мотивов на фантастический сюжет, который выполнен очень грациозно и великолепно. Аллегория бьет по глазам.

Что касается сатирической части, то вот здесь как-то больше хочется впадать в депрессию от осознания того, что законченный Чапеком на такой ноте роман предугадал то, что дальше случилось. Благо, закончилось все не так плачевно и люди уцелели, но я бы не думала, что мы можем чувствовать себя спокойно и в безопасности. Надолго ли? Чапек вполне себе показал почему.

Война с саламандрами
3 5

Вот как-то не зашла мне эта книга. Вроде интересно, и идея роскошная. А не цепляет и все тут. Аж до слез обидно. Я уж и так, и этак крутилась - все пыталась вдохновиться или еще что. Но без толку. И вроде и история меня захватила. Первую часть прочитала запоем. История саламандр тоже увлекла, но боже мой, почему-то эта книга стала моим персональным снотворным.В любое время дня и ночи - 1 страничка и все ,я уже сама не заметила как заснула.
Хотя слог и сатира отменные, с Чапеком я пока не подружилась. Увы.

Война с саламандрами
4 5

Очень необычная книга,с замечательной идеей и своеобразным ее изложением.Читая книгу,у меня появилась мысль, что Карел Чапек еще в те времена удивительным способом смог предвидеть мировые катаклизмы которые обрушились на человечество позже, в результате небрежного отношения человека к силам природы.
А начиналось все так безобидно, причем первая часть книги непохожа на продолжение, стиль написания больше похож на приключенческий роман,нежели на антиутопию.Бесшабашный капитан Тох находит на забытом богом острове вымирающий вид саламандр, способных произносить членораздельные звуки и выполнять несложную работу.Невинные и беззащитные "симпатяшки" саламандры,пожираемые акулами в большом количестве,оказались обучаемыми и способными выполнять тяжелую работу под водой.Дальше больше,люди обнаружив такие способности саламандр,включаются на полную катушку,устраивают саламандровы фермы,организовывают работорговлю,развивают промышленность в мегамасштабах и т.п.Вообще,используя этих новоявленных младших братьев, автор дальше повествует о том, как человечество, которое никогда не могло жить в мире и гармонии, для которого деньги и власть, мимолётная экономическая выгодна важнее судьбы всей планеты губит само себя.Не кажется ли вам насколько это актуально звучит сейчас?
А саламандры,эти существа с полным отсутствием чувств и полного непонимания того, что для них сделал человек,стали жить с человечеством бок о бок и выбросили из своей жизни все то, что для них являлось не практичным, и в один не очень хороший день для человечества поняли что их стало слишком много, жить стало тесно - значит надо увеличить площадь моря, взорвав сушу...Вот такие милые саламандры)
Во второй части книги,развлекательная часть уступает место взглядам автора на поднятые проблемы,улыбнуло упоминание наряду с вымышленными персонажами имена и фамилии реальных исторических лиц, как бы добавляя реальности происходящим событиям).А в остальном - очень мощный сатирический роман,где-то не так уж фантастично,скорее печально,некий урок потомкам.

Война с саламандрами
5 5

Карел Чапек известен своим блестящим юмором, покорившим миллионы читателей. Но моё сердце было завоёвано другим способом. Роман «Война с саламандрами» является вершиной творчества писателя. Это неудивительно, потому что лучшей антиутопии я не читала. На примере этого произведения Чапек показывает, что люди сами роют себе яму, подкрепляя своих основных конкурентов, в конкретном случае - саламандр. На одном из ресурсов мне попалась информация о том, что эта книга - аллегория фашизма. Всё может быть. Но я рада, что писатель ошибся в своих прогнозах.
Почему в оппоненты человеческому роду были выбраны противные хвостатые земноводные, известно одному Богу и автору. Но, как показывает история, нацисты – довольно неприятные существа, поэтому Чапек ни разу не ошибся. Он наделил саламандр отличным интеллектом, трудоспособностью, смекалкой. А вот это зря. Люди и предположить не могли, к чему приведёт эксплуатация удивительных водяных ящерок.
Мне тут пришла в голову мысль: кого всё-таки в действительности считал фашистами сам писатель: победителей или пораженцев? Чью сторону он поддерживал в реальной жизни? Кто есть кто без налёта аллегории? Чапек умер в 1938 году, а Вторая Мировая закончилась в 1945. Остаётся только гадать. Хочется, чтобы всегда, везде и во всём одерживали победу гуманисты. Другой вопрос: а гуманисты - это кто? Думаю, что Гитлер и его орда не считали себя преступниками: они всего лишь боролись за лучшее общество ( в извращённом понимании) . У каждого своё представление о счастье, справедливости, фашизме и гуманизме.

Война с саламандрами
5 5

Верить в конец света - любимая человеческая забава. Наиболее вероятной причиной гибели всего живого считается гость твёрдой породы из глубин космоса, что может протаранить планету и за одно мгновение стереть всё. Чуть более вероятны внутренние катаклизмы, столкновения галактик, причуды Солнца и гравитационных сил планет солнечной силы. Ещё меньше вероятность - гибель от рук инопланетян, так как кроме фантастов в них никто не верит. Самая невероятная причина - возникновение на нашей планете разума равного человеческому. По такому сценарию мало кто из писателей решается идти. Есть некоторые интересные работы. Например, "День Триффидов" Джона Уиндэма или представленная в этом очерке книга Карела Чапека "Война с саламандрами". Не был сказан ещё один вариант конца света - человечество само себя уничтожит. Под ним можно подразумеваться многое - от ядерной войны до создания опасных существ. Этот сценарий пересекается по своей сути с предыдущим. Азимов создал добрых роботов, перепрограммировав их мозг на запрет вредить человеку. Лем был более пессимистичен в этом плане. Уиндэм предоставил шанс растительной форме жизни. Чапек выпустил из океанских глубин разумных саламандр.

Удивительно, как маленькая Чехия, расположенная вдали от крупных водоёмов, стала страной, допустившей развитие глобального катаклизма и так долго сокрушавшаяся, что катаклизм её не задевает. Самые серьёзные в мире моряки - чехи. Самые богатые в мире промышленники - чехи. Самые способные люди - чехи. По другому у чешского писателя быть не может. На примере Чехии показан рост человеческой глупости, обернувшийся полным крахом.

Карел Чапек изначально не планировал писать антиутопию. Он хотел поведать о добром человеке с добрыми намерениями. Почему заданные рамки оказались тесными? Автор сам отвечает, что кроме него - такое произведение никого бы не смогло заинтересовать. Нужна большая глубина. И Чапек забрался глубже некуда - в самый океан и в недра археологических изысканий. Найденный им Andrias scheuchzeri - настоящий окаменелый скелет некогда существовавшей саламандры, одно время признаваемой даже чем-то похожей на человека прямоходящего. Именно такие саламандры смогли пережить всемирный потом и именно они должны были править на Земле. Почему история сложилась иначе, теперь остаётся только гадать. Человек занял всю сушу, а Andrias scheuchzeri сохранился только на одном из индонезийских островов. Сохранился, правда, только по словам Чапека. Именно там начинаются события книги.

Кого-то отталкивает, а кому-то наоборот нравится. Я про стиль повествования. У Чапека нет одной сюжетной линии, но и нет разбросанных по книге разрозненных действий. Всё - от начала и до конца - представляется перед читателем в виде разворачивающейся картины. Сперва мы знакомимся с саламандрами, потом осознаём опасность, затем видим человеческую жадность. Чтобы не быть голословным, Чапек приводит данные раскопок - он докажет правдивость своих слов. Читателю предстоит читать газетные вырезки событий, архивные файлы, заключения комиссий. Художественная сторона книги - тоже на высоте. Переживать придётся за простых людей, а потом и за всё человечество. Жонглирование стилями - превратило книгу в потрясающий театр действий.

Заставляет ли книга задуматься? Конечно, заставляет. Чего только стоит послесловие автора, где он рассуждает о возможных последующих событиях. Где Чапек поставил точку, именно на тех моментах любит начинать писать книги Станислав Лем. Если Чапек дал интригу и показал всю цепочку событий, то Лем стирал интригу и анализировал ситуацию заново. О чём-то подобном хотел поведать и Чапек, выдвигая причины библейского потопа, но его догадки остались на уровне догадок, без попыток докопаться до настоящей сути.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- "Франкенштейн" Мэри Шелли
- "Война миров" Герберта Уэллса
- "Слэн" Альфреда Вогга
- "День триффидов" Джона Уиндэма
- "Город" Клиффорда Саймака
- "Непобедимый" Станислава Лема
- "Парк юрского периода" Майкла Крайтона

Война с саламандрами
4 5

Со стыдом признаюсь, что центральное произведение Чапека не произвело на меня ожидаемого впечатления. Его главная мысль страшна в своей бесспорности: человечество само творит свою гибель, ради сиюминутной выгоды, или ради "государственных интересов", или просто по капризу. Но при этом мне показалось, что пан Карел излишне увлекся литературными играми (ах, эти объявления разными шрифтами!). Роман представляет собой стилизацию под документальное исследование, включающее обширные выдержки из протоколов заседаний, политических памфлетов, экономических трактатов, газетных статей и т.п. Лишь под конец можно по-настоящему проникнуться атмосферой надвигающегося кошмара, когда в ночной тиши раздается хриплый голос по радио.

- Вы только что прослушали баркароллу из «Сказок Гофмана» в граммофонной записи, - скрипел диктор. - Алло, алло, теперь мы включаем Венецию.
И в эфире стал слышен только глухой и грозный гул, похожий на рокот надвигающихся вод…
Война с саламандрами
4 5

Для меня это, пожалуй, первая антиутопия, в которой пожалеть не хочется никого. За исключением нескольких отдельных персонажей, люди здесь - неразумная масса, которая, как какой-то сферический Сусанин в вакууме, с идеальной точностью всегда сама себя ведет на дно. И если закрыть глаза на фантастический элемент всей этой истории, то получается прямо-таки человеконенавистническая картина, настолько она правдива.

Если учесть время написания книги, сатира становится еще более едкой - начиная пассажем про немецкую саламандру и заканчивая общими замечаниями об англичанах и французах. Но во многом, все это актуально и по сей день - люди-то все те же. В поворотные моменты истории все эти качества сильнее выдаются, но гонка за прибылью во что бы то ни стало - вечна. И даже тогда, когда, казалось бы, и прибыль-то ничем не поможет, остановить этот бег не получается, потому что по-другому некоторые личности и передвигаться-то не в состоянии.

Единственный минус книги, как мне кажется, в ее финале. Люди так ничему и не научились, все прошло и пошло своим чередом, а они так и остались. С одной стороны, в жизни так и бывает - ошибки вообще мало кого учат. С другой, как-то уж очень скомканно все закончилось для саламандр. Конечно, если учесть, кто именно скрывается под кожей Главного Саламандра, счастливого конца для него не могло быть предусмотрено никак. Но сложно не думать, что и всех остальных не ждет ничего другого.