Любовник леди Чаттерли

Дэвид Герберт Лоуренс – один из самых читаемых писателей не только на родине – в Англии, но и во всей Европе. Он считал, что каждый человек совершенно свободен в нравственном выборе, даже если этот выбор не одобряют окружающие. В романе «Любовник леди Чаттерли» повествуется о молодой Констанции, ухаживающей за своим мужем-инвалидом. Постепенно жизнь для нее теряет краски, поэтому женщина решается принять любовь нового знакомого – егеря... Выход произведения вызвал бурную реакцию у консервативной части общества, автора упрекали в подрывании основ брака и распущенности, тираж издания был изъят, а его распространение запрещено. Только спустя более 30 лет запрещенный роман вновь обрел своего читателя.

Автор
Издательства Комсомольская правда , Директ-Медиа
Перевод Игорь Багров , М. Литвинова
Серия Великие произведения о любви
Язык русский
Год 2015
ISBN 978-5-87107-990-4
Тираж 10000
Переплёт Твердый переплет
Количество страниц 384
Штрихкод 4620016291696
Возрастная категория 12
Тип издания Отдельное издание
65
Нет в наличии
с 21 августа 2018
История цены:
Средний отзыв:
3.6
* * * * *
Любовник леди Чаттерли
4 5
* * * * *
Женщина хочет, чтобы ее любили, чтобы с ней говорили и чтобы одновременно сгорали от страсти к ней. Сдается мне, что любовь и страсть понятия несовместимые.


18+
Решительно не могла я пройти мимо романа, который носит самые разнообразные ярлыки, начиная от "гнусная порнография" и до "шедевр классической литературы". Мысленно усмехнувшись, что вот опять, уже даже лотерея выводит меня на дорожку постельных сцен и иже с ними, я принялась за чтение, дабы проверить на крепость свои нервы и "коронное" произведение в творчестве Лоуренса. Впечатления по мере продвижения с одной страницы на другую противоречили друг другу только так.

С одной стороны, хорошо выбран стиль повествования, книга читается влет, а тут и там среди строчек мелькает ехидный ироничный голос самого автора, который спешит поделиться маленькими, но такими важными истинами о жизни, любви, страсти, отношениях. Натыкаясь на очередную мудрую и к месту высказанную идею, я мысленно аплодировала и примеряла что-то на себя.

С другой стороны, я понимаю тех, кто назвал этот роман порнографическим, отчего в свое время его то запрещали, то издавали, а девушки обменивались книгой втихаря, чтобы никто не увидел. В стремлении показать разительное отличие тогдашнего общества, холодного и серого, от истинной бешеной природы человека как живого существа, Лоуренс, как мне кажется, все-таки не удержался и определенные черты своих персонажей возвел до абсолюта, отчего появляется та гротескность с долей неестественности, которая отталкивает резко и до следующего вдоха. Постельные сцены прописаны нарочито грубо и без всякого разнообразия, но, полагаю, для современников автора это было не просто откровением, а более чем смелым ходом. Лоуренс как бы пожимает плечами и говорит: "А что тут скрывать? Разве никто из вас, господа, этим не занимается?". Но это нарочитое преувеличение и нарочитая неотесанность...Я понимаю, да, за всем этим великая идея возвращения к эмоциям, чувственности, принятию своего тела, но в ряде эпизодов настолько противно читать диалоги между главными персонажами, вкупе с комментариями типа "он погладил ее между ягодицами", этот говор и фразы типа "ты моя бабонька". Я не ханжа и не монахиня, романы Гамильтон делают свое темное дело, но даже при всем при этом образ лесника Меллорса настолько отталкивает, что так и хочется крепко поговорить с леди Чаттерли на тему того, что же это ты, мать, делаешь. Ведь то, к чему все в итоге пришло, как по мне, ох как не идеал счастья и умиротворения (я тихо молчу про эпизод со "свадьбой" и украшением цветами). Хотя Конни вообще довольно тяжелый случай, если вспомнить, чего именно ей хотелось от отношений и как она постепенно постигала свое тело и тело своего любовника.

Помимо вопросов чувственности, сексуальных отношений, раскованности и откровенности, роман, как мне кажется, поднимает еще одну важную тему - вопрос измены и принятия ее как свершившегося факта. Несколько раз за время прочтения я пыталась понять и почувствовать, а что сделала бы я на месте леди Чаттерли, случись такое с моим мужем? Стала бы продолжать все это или ушла в первый же день? Как бы я отнеслась к тому, что мой муж дает мне зеленый свет, мол, кувыркайся с кем хочешь? Ответа я так и не нашла, в конце концов времена уже не те, да и характером я не вышла. За что еще стоит похвалить Лоуренса, так это за то, как легко ему удалось в канве романа, главная тема которого до того очевидна, вплести элементы исторической эпохи того времени, взаимоотношений между сословиями, вопросы шахтеров и многое другое. Все это порой не более чем фон, но в нескольких главах тема развития общества встает во главу стола.

— Но во что-то вы же верите?
— Я-то? Ну, разумом я верю в доброе сердце, в задорный пенис, в живой ум, в мужество, если его достанет сказать при даме неприличное слово.
— Во всем этом вам не отказать, — согласился Берри.


Как итог - много вольностей и мыслей по делу, немного истории, много переживаний и немного грубого секса на одеялах с последующими "ласковыми" обращениями и познанием себя. Роман, который ходил, ходит и будет ходить по тонкой грани между дозволенным и запретным. Ах эти ужимки общества, все мы носим маски и прячем настоящих себя за узорным покровом.

Любовник леди Чаттерли
5 5
* * * * *

Если бы только месяц назад мне сказали, что какой-то классический адюльтер не просто проявит себя в величии психологизма, но и откроет мне глаза на то, как на самом деле устроено мироздание, у меня, наверное, была бы примерно такая реакция. Но вот оно произошло. Классический сюжет об измене жены мужу напомнил мне о том, о чем человек забывает в нашем веке сверхиндивидуальности все чаще и чаще: чем любовь крепче, тем более в ней простоты и некой первобытности. И истинная мудрость - в земном, не возвышенном.

Лоуренс был первым писателем, кто разбавил типичный любовный роман откровенными постельными сценами, и, наверное, последним, кто создал из данной темы что-то стоящее. "Любовник леди Чаттерли", являющийся самым неприличным романом английского писателя, в свое время был не понят публикой, и вполне можно понять, почему. Очень много плотского в книге и очень много простого, не возвышенного, однако в простоте отношений главных героев и сокрыто возвышенное, неземное таинство. Лоуренс воспевал любовь, и воспевал в ней не только духовную связь двух разумов, но и плотское чувство, которое соединяет человека с природой, с космосом. И только в гармонии духа и тела может родиться настоящая любовь. И жалок тот, кто думает иначе.

Жалок был и Клиффорд Чаттерли, который думал, что любовь может жить без регулярной подпитки тела. Заумные книжки, их обсуждение с женой по вечерам, разговоры, разговоры, разговоры - разве из этого должен состоять брак? Изменила ли Конни мужу, потому что он был калекой или потому что не смея идти против современных вкусов он так неистово и яро боялся проявления любых чувств? Жить с человеком, который не может тебя удовлетворять по ночам еще не так страшно, нежели жить с роботом, который не только не может ублажить в постели, но и с которым даже нельзя поделиться, что у тебя на сердце, для которого любовь - только теория, которую можно заучить и жить спокойно, не применяя ее на практике.

Как отвратителен индустриальный мир в романе. Как отвратительны люди этого мира - эгоистичные, циничные, остроумные духовные импотенты, в которых так много от прогресса и моды, что совсем не осталось искренности. И так отвратителен Рагби, с его удушающими коридорами-лабиринтами и адскими комнатами, с холодными постелями, где никогда не спит больше одного человека, и безмолвными вечерами, которые пропитаны отчужденностью и одиночеством. И так прекрасна старая сторожка, так прекрасна природа, лес, в который Конни каждый раз убегает из мужниного поместья-преисподней. Вот он - Эдем, где нагота не является постыдной, а секс - естественный и одухотворенный акт. Каким ярким контрастом проявляется любовь Конни и Мэллорса по отношению ко всей эпохе, легкие которой пропитаны промышленным газом и сердце которой работает на шестеренках.

Несомненно, Лоуренс сделал из постыдного прекрасное. Физиология любви в его романе показана отнюдь не для того, чтобы шокировать публику или побаловаться. В физиологии любви Лоуренс отобразил красоту и хрупкость обнаженной сущности человека. И в этом была его религия.

Любовник леди Чаттерли
2 5
* * * * *

Мне не понравилось. Скучно, длинно и ни о чем лично для меня. Леди эта меня совсем не впечатлила. Никакая она не леди. Обычная баба, у которой, уж простите за грубость, чес в известном месте начался. Я таких вот женщин мечущихся терпеть не могу. Понятно, что время, что нравы другие, но для меня это ничего не меняет. Я, видимо, из другого теста сделана. Для меня все это дико.
Значимость романа, как мне кажется, сильно уж преувеличивают. Не нашла я в нем ничего особенного и ценного.
Читала со скрипом больше двух недель. Остались только раздражение и брезгливость.

Любовник леди Чаттерли
4 5
* * * * *

Ода настоящей любви. Любви, которая не знает классовых границ. Любви, которая соединяет тела, души, сердца...Считаю, что в жизни каждой женщины должен быть такой мужчина. Замечательно, если этот мужчина - муж. Ведь это прекрасно, когда забываешь о всех условностях и отдаешься счастью. Не понравился мне открытый финал, хотелось бы больше конкретики.

Любовник леди Чаттерли
4 5
* * * * *

Не знаю, удастся ли мне написат что-то внятное об этой книге, но уж очень хочется замолвить словечко, как-то собрать в кучу свои впечатления.

Я просто не могла пройти мимо этой книги. Тот факт, что я её рано или поздно прочту, стал для меня ясен ещё в далёком детстве, когда я впервые увидела "Любовника леди Чаттерли" на самой верхней полке нашего книжного шкафа. Загадочная тёмная обложка, постыдное и запретное (по моим детским меркам) слово "любовник" в названии и мамина просьба не трогать эту книгу, потому что "Она для взрослых, детям такое читать нельзя" - всё это разожгло моё любопытство и решимость ознакомитсья с этой запретной литературой, когда подрасту.

Ну вот, собственно, и прочла.
Я понимаю, почему некоторые люди шарахаются от этой книги, называя её порнографией. НО - я с ними не согласна. Какая же это порнография? Это эротика + много размышлений (глубоких и интересных, с которыми можно согласиться, а можно и поспорить, причём не только на сексуально-телесные темы) + страсть + любовь + измена + самопознание + самокопание. Устами своих героев автор делится с читателями своими мыслями о многом, о важном. Об индустриализации и о том, как человек всё больше отдаляется от природы (ах, как красиво он описыает природу и живность). О классовом неравенстве. О том, что секс - неотъемлемая часть жизни здорового взрослого человека, и "что естественно, то не безобразно", а напротив - очень даже прекрасно. О том, что и тело и душа нуждаются в любви. О том, что на одной душевной близости и интеллектуальном обмене счастливый и прочный брак не построишь. Тем более, когда по-настоящему его, этого единения душ, и нет.
Клиффорд. Мне его было жалко, даже очень. Но чем дальше, тем меньше. В том, что у леди Чаттерли появился любовник, большая вина лежит именно на муже. И дело не в его физическом состоянии. Он сам подкинул ей идею о том, что он - муж - для души, но если она хочет, то может завести кого-то для тела и для зачатия ребёнка. Наверно, он хотел как лучше...

Леди Чаттерли и лесник Меллорс не только занимаются познанием своих тел, синхронно кончают и вплетают незабудки друг другу в "волосы любви" (те, что растут к югу от пупка). Любовник помогает Констанции раскрыть её чувственность, ожить, ощутить полноту жизни. Да он просто переворачивает её жизнь с ног на голову. Была ли межу ними любовь? Или только страсть? Вероятно, всё началось со страсти, но постепенно переродилось в крепкую любовь.

Любовник леди Чаттерли
5 5
* * * * *

Прочесть Лоуренса меня сподвигла лекция нашей замечательной преподавательницы по зарубежке и цитата из статьи Фицджеральда «Отзвуки века джаза»:

Сперва выяснилось, что жизнь Дон Жуана весьма интересна ("Юрген", 1919);… затем мы узнали, … что красивые английские леди часто склонны к разврату ("Зеленая шляпа", 1924), а точнее, посвящают разврату большую часть своего времени ("Водоворот", 1926), и очень хорошо делают ("Любовник леди Чаттерлей", 1928)…

Конечно, для начала следует ответить на вопрос, который больше всего интересует обывателей – это порнографический роман или нет? Потому что спорят об этом до сих пор, и к роману относятся очень неоднозначно: кто-то считает это порнографией, кто-то провозглашает жемчужиной английской литературы. Итак, мой ответ – нет, конечно, нет. На самом деле, роману очень не повезло с репутацией. Сразу после выхода романа, в 1928 году, роман в Великобритании был признан аморальным, запрещен, а существующий тираж уничтожен. Затем он был напечатан в Америке. И лишь в 1960 году после громкого судебного процесса запрет был снят, а роман реабилитирован. Про этот процесс даже фильм сняли. Но скандальный шлейф тянется за романом до сих пор.

Само собой, что современников этот роман шокировал своей откровенностью: как же прямым текстом указаны названия половых органов и самого процесса, к тому же главные герои из разных социальных слоев. Позор! Разврат! В связи с этим мне вспоминается один анекдот: дали разрешение напечатать роман, но все наборщики оказались благочестивыми англичанами и отказались наотрез. Тогда эту работу поручили итальянскому наборщику, который плохо понимал по-английски, но перед этим поинтересовались: «Вас не смущает, что в романе описывается то-то и то-то». Итальянец ответил: «Да нет, мы этим с женой каждый вечер занимаемся». Так что мы, слава богу, не викторианские читатели, нас в этом плане мало чем удивишь. В любой современной романтической комедии постельные сцены гораздо пошлее, чем поэтичные описания Лоуренса.

На самом-то деле роман не столько о любовных игрищах, сколько о разрыве человека с природой (в широком смысле). Лоуренс изображает процесс разрушения личности, ее однобокого, уродливого развития, то, как в человеке извращается созидательное начало, что в итоге приводит к духовному омертвению. Автор пропагандирует «естественного человека». Если внимательно читать, то становится понятно, что большое значение в романе имеет образ поселка шахтеров. Вы посмотрите, как описывает их писатель – скрюченные, скособоченные, уродливые, будто бы пригибающиеся к земле. То же касается их домов, даже их мыслей. Шахта – становится символом разрыва человека с природой, неким злом, которое разрушает гармонию.

Поэтому тема секса выступает лишь как вариация более широкой, выше названной темы. Это не типичный любовный треугольник, когда надо выбрать между любовником и мужем. Это выбор между двумя типами отношений – между исключительно интеллектуальными, рациональными отношениями, исключающими любые сексуальные проявления (Клиффорд Чаттерлей) и между эмоциональными, чувственными отношениями, в которых секс выступает как основа (Оливер Мэллорс). Кстати, «умствования» Чаттерлея и его друзей, которые уверены, что живут высокодуховной жизнью, гораздо пошлее, грязнее и развратнее, чем отношения Конни с лесником. Так вот, Лоуренс подталкивает нас к выводу, что любовь и секс -это неразделимые вещи, а главное, что секс- это часть гармоничного развития человека. Обратите внимания, что любовь Конни и Мэллорса зарождается в лесу и протекает на фоне природы, что опять-таки подводит нас к идее о «естественном человеке».

Да! Само собой, что роман проникнут фрейдистскими идеями, поэтому без минимальных знаний об этом течении понять некоторые сцены будет затруднительно. Например, в финале романа, когда Конни уже уходит от мужа, поведение Клиффорда – сплошной Фрейд. Фрейдисты тихо плачут от счастья в уголке и записывают, записывают, записывают.

Есть замечательное эссе Лоуренса «По поводу романа «Любовник леди Чаттерли», где он все это замечательно объясняет. Своеобразный манифест к роману.

PS Дорогой Лоуренс, поверь мне, что мужчина в красных обтягивающих штанах – это далеко не так мужественно, как тебе, возможно, казалось. Хорошо,что ты не дожил до этого дня. Думаю, ты бы очень удивился.