Носорог

В книге собраны наиболее известные произведения знаменитого французского драматурга Эжена Ионеско, принесшие ему мировую славу. Многие печатаются на русском языке впервые, остальные знакомы советскому читателю лишь по журнальным, часто сокращенным, публикациям. Э. Ионеско, один из родоначальников `театра абсурда` - признанный классик литературы XX века. Сборник входит в книжную серию `Волшебный фонарь` - фантастика, приключения, сказки.
Автор Эжен Ионеско
Издательство Текст
Серия Волшебный фонарь
Язык русский
Год выпуска 1/12/1991
ISBN 5-85950-025-4
Тираж 100000
Переплёт Мягкая обложка
Количество страниц 271
Код товара 9785859500253
Тип издания Авторский сборник
Составитель Андрей Гаврилов
Жанр Пьеса, Рассказ
Иллюстратор Меджибовский Вадим
Страницы 5-88, 89-144, 145-196, 197-222, 223-232, 233-240, 241-248, 249-258, 259-269
50
Магазин »
Нет в наличии
с 9 января 2018
История изменения цены:
Средний отзыв:
4
Носорог
4 5

Носорог-рог-рог идёт,
Крокодил...
Нет, крокодилов как раз не было. Зато носорогов... полчища, толпа (или стадо правильнее?). Или всё-таки, если это бывшие люди, то толпа?

Признаюсь, первая часть пьесы повергла меня в смятение. «Но, конечно, это же абсурд,- подумала я,- поэтому всё так непонятно и очень... абсурдно.»
И почему вдруг носороги? Не крокодилы, не бегемоты иль ещё какие животные, а именно носороги?
Это случилось внезапно, или были какие-то намёки, предпосылки? Наверняка были, люди не меняются внезапно, тем более, если речь идёт о превращении в носорогов. Стадное чувство здесь сильно, как никогда.

Быть не таким, как все, пошло и стыдно. И некрасиво.
Да, главная мысль пьесы озарила мне уже где-то во втором акте.
Один против всех. Полностью одинок. Не такой, какой нужен системе. Не смог перевоплотиться. Остался в стороне. За пределами стада(?).
«Некрасивый я, совсем некрасивый. А они красивые. Я был не прав. Ах, как бы я хотел быть таким, как они. Жаль, что у меня нет рога. Как это безобразно — совсем гладкий лоб. Как было бы хорошо — один или два рога, сразу бы все подтянулось, а то вон как обвисло. Но, может быть, это еще случится, и мне не будет стыдно, и я пойду к ним, и мы все будем вместе. Но у меня почему-то рог не растет!»

Старина Беранже, «у него красноватое лицо, небрит, без шляпы, волосы не причесаны, пиджак и брюки сильно измяты — общее впечатление неряшливости, вид у него усталый, невыспавшийся,» почему именно он, а не его достопочтенные друзья и коллеги, оказался сильнее всех. Или слабее?

«Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!»- нет, не похоже это на слабость. Это заслуживает уважения. И дарит веру, крохотную, слабую веру в человека.

Носорог
5 5

Сказкотерапевты говорят, что история может стать лекарством. Так вот - "Носорог" - одна из таких историй.
Что делать, когда мир сошел с ума, а ты не герой? Ты просто какой-то там человек, не самый привлекательный, не самый храбрый, нелепый такой в общем человечишко, к тому же в жизни не очень-то хорошо разбирающийся.
И есть мир нормальных людей, который вдруг едет куда-то в сторону, и понятие нормы вдруг становится... слегка странным. Знакомо? Еще как.
Финальная сцена - попытка героя принять новые ценности и превратиться в носорога - это сильный психотерапевтический урок, прививка для тех, кто пытается обломать свои острые углы и стать "как все".
Герой уже начинает судить себя с позиций "носорожества":
Некрасивый я, совсем некрасивый. А они красивые. Я был не прав. Ах, как бы я хотел быть таким, как они. Жаль, что у меня нет рога. Как это безобразно — совсем гладкий лоб. Как было бы хорошо — один или два рога, сразу бы все подтянулось, а то вон как обвисло. Но, может быть, это еще случится, и мне не будет стыдно, и я пойду к ним, и мы все будем вместе. Но у меня почему-то рог не растет!
Знакомо, ведь правда? Кто хоть раз не думал это вечное "Что ж у меня-то одного все не как у людей?".
Шаг второй - попытка осознанно стать носорогом:
Агх! Агх! Брр. Нет, не то. Попробуем еще, погромче! Агх! Агх! Брр! Нет-нет, совсем не то, слабо, Никакой мощи в голосе. У меня не получается рева. А только вой. Агх! Агх! Вой — это совсем не рев. Зачем же теперь раскаиваться, надо было идти за ними вовремя... Теперь уже поздно — увы! Я чудовище, чудовище! Мне уже никогда не стать носорогом, никогда, никогда! Я не могу измениться. Я бы так хотел, так хотел, но не могу. Я больше не могу на себя смотреть, мне стыдно!
На этом пьеса могла бы и закончиться... но тут в мозгу у героя раздается щелчок, до него доходит:
Горе тому, кто хочет сохранить своеобразие!
Да, господи, аллилуйя! Он понял, понял!
И финал, который, пожалуй, по силе катарсиса, внутреннего "встряхивания" читателя, так походит на финал "Врага народа" Ибсена:
Ну что ж, делать нечего! Буду защищаться! Один против всех! Где мое ружье, ружье мое! (Поворачивается лицом к стене, на которой видны головы носорогов. Кричит). Один против всех! Я буду защищаться, буду защищаться! Один против всех! Я последний человек, и я останусь человеком до конца! Я не сдамся!
Не знаю как вам, а мне после этого потребовалось сесть и немного отдышаться.

"Носороги" стали моей сказкотерапией, моим ответом на вопрос "что-й-то я какая-то не такая?".
Агх! Агх! Бррр? Или все-таки ружье, а?

Носорог
3 5

Писатель, исповедующий принципы абсурдизма, всецело пытается убедить нас в абсурдности человеческого бытия. А может, и самой пьесы?!...

Носорог
5 5

Ох, могла ли я подумать, что, заказывая в ТТТ классику абсурда, получу в подарок пьесу?!
...
Ну, хоть короткая, - утешала я саму себя)

...
Почему такая короткая??? - капризно воскликнула я, перевернув последнюю страницу, и даже, кажется, топнула ножкой от негодования.
Что ж, при всей моей нелюбви к пьесам, вынуждена признаться - Носорог был хорош.
Почему был? Носорог и есть хорош.
Да что там, Носорог будет хорош. Перечитаю, зуб даю!

Эжен Ионеско, кто ты? Мастер-драматург или мастер психолог? Не знаю, как там насчет психологии в широком смысле, но по психологии толпы у автора явно пятерка.

Итак, терраса кафе. За столиком беседуют двое. Внезапно разговор нарушает оглушительный шум...
-Что же это такое?
-Да, что же это такое?
-Ах, носорог!
Какая прелесть, носорог мчится, сломя голову, сметая все на своем пути.
Нет, это не день открытых зверей в зоопарке и цирке, это жители города внезапно один за другим превращаются в носорогов.
А дальше начинается самое интересное: первая мысль - какого черта высшее разумное существо, так сказать, венец природы, превращается в тупое животное - постепенно трансформируется и начинает звучать вполне логично и оправданно при всей нелогичности, неоправданности и абсурдности ситуации.
И действительно, почему бы человеку не переродиться в носорога? Человеческой природе свойственна динамика. Что плохого в том, что люди, свободные в своем выборе, делают его в пользу изменений в самом себе?
А еще человек - существо социальное; ему, чего греха таить, не легко противопоставлять себя коллективу. А некоторым-то и вовсе хочется быть как все и не выбиваться из ровного строя себе подобных.
Быть может, не так страшен носорог, как его малюет Animal Planet, а превращение в напористое создание не так плохо, как может показаться на первый взгляд?

Вот так Ионеско пудрит мозги своему читателю, завязывая извилины в узелки, заставляя разбираться в параллельных диалогах, вынуждая кривовато улыбаться, находить оправдания обезумевшей толпе и мысленно подталкивать одного из главных героев в колею перерождения, мол, давай уже, крась крылья, белая ворона, а точнее, - отращивай рог.
Впрочем, мысли о носороге, как об одном из самых опасных и тупых животных в мире, не устают напоминать о себе легким зудом в глубине сознания, даром что ли эти свирепые непарнокопытные носятся стадом туда-сюда?
Нет, не зря Ионеско превращает людей в носорогов. Будь дело только в прогрессе/регрессе человечества, быть героям пьесы дельфинами или курами (ничего не имею против кур, премилые создания)). У Ионеско все сложнее.
Раздираемая роем мыслей, зову на помощь всемирную паутину, и вот оно просветление (тут бью себя ладонью по лбу). Вооон про что говорил автор! Что ж, браво!

Носорог
5 5

Горе тому, кто хочет сохранить своеобразие!

Понятно, что в СССР такая пьеса проникнуть не могла. Только пользуясь слухами и пересказами этой пьесы Ионеско, Марк Розовский написал свою "Целый день как заведенный", умудрился поставить и прослыл российским абсурдистом.
Первое действие показалось сумбурным, одновременные диалоги нескольких групп, приходилось смотреть, кто кому что сказал, две секунды назад, но это действие становится понятным уже после прочтения. Гениальная пьеса.
Театр абсурда, говорят. А по мне - так реалистичная картина мира!
Обязательно найду спектакль посмотреть.

Носорог
5 5

"Носорог" и "Король умирает"

Не может быть ничего ненормального, потому что все ненормальное давно стало обычным.


Вполне справедливое замечание для обеих пьес. Старый добрый абсурд. Старые добрые прописные истины. Банально ровно в той же мере, в какой банально день за днем проживать свою жизнь. От этого никуда не деться, да и, хотя весь сюжет известен наперед, торопиться никуда не хочется.

"Носорог" это такое "Превращение" наоборот. Что делать, если все вокруг - сплошные жуки, носороги или кто там еще? А ты стоишь и смотришь на свое отражение, несчастный последний могиканин, противный даже сам себе. Бороться или сдаваться? А зачем бороться? Против кого? А разве сдаться - проще? Каждый сам для себя выбирает, или, по крайней мере, ему так кажется. Тут ответа не будет. И не потому, что это абсурд, который никому ничего не должен. А потому что отвечать тут нечего. Жизнь вообще нелепая штука, в ней чаще всего все случается просто так.

"Король умирает" - тоже до боли знакомая история. О том, как непросто понять, что представление не закончится, когда закончишься ты. Умирающему королю все никак не представить, как вообще может существовать дальше театр, если в пьесе вдруг не станет его самого. Ведь это несправедливо - кто-то будет длиться после его смерти! И вот, снова и снова возвращается то ли безумная надежда, то ли какое-то наваждение, что все действительно захлопнется, прекратится, занавесы упадут и не будет ничего. Нужно только покрепче ухватиться за жизнь, и тогда все будет именно так. Но палец за пальцем король разжимает свою хватку и, что же это - действительно не остается ничего! Правда, только для него самого, но какая может быть разница? Le roi est mort, vive le roi!

Носорог
5 5

«Нет на свете зрелища более внушительного, чем спектакль смерти»

В очередной раз удивляюсь и радуюсь, сколь своевременно ко мне приходят книги! До этого прочитаны "Открытки с того света" Армино совсем недавно – "Беллмен & Блэк" , но это всё не то! Взятая же по наитию пьеса Ионеско попала в точку – вот то, что нужно!

Представляю, как прекрасно, завораживающе это выглядело на сцене! (кстати, в роли Короля – Валерий Золотухин) Постепенно сгущающаяся, наступающая темнота, изредка проблески света, хаотично умноженные осколками зеркал, странного вида обстановка – кривые стены, колченогий трон, пол и потолок смешались – уже не ясно где и что, костюмы – обветшали, краски – расплылись.

Memento mori! Король Беранже умирает. Он прожил двести тридцать лет в богатстве и праздности. Он устраивал балы и транжирил время, он развязывал войны и думал, что бессмертен. Он считал, что ещё успеет, и года, десятилетия, всё ускоряясь, пролетали мимо. Он был слишком беспечен!

«Я умру. Да. Это несомненно. Через сорок-пятьдесят лет. Через триста лет. Позднее. Когда захочу. Когда у меня найдётся для этого время. Когда я решу это сделать… Я умру, когда захочу. Я – Король, и я решаю!»

Сложно принять, что нужно жить сразу начисто, сложно принять ответственность за отмеренное время. Сложно в череде дней, когда хорошо и радужно, помнить о главном – ничто не вечно! Ещё сложней отпустить. Если знаешь, что не доделал. Если были в голове ещё какие-то планы, вечно откладываемые. Сложно оказаться в потоке согласиться, и смириться, и принять.

«Отрекитесь, Государь. Да, отрекитесь морально и административно. И психологически».

Сложно уступить. Чувствуется, что «за кадром» прорастает уже новая жизнь. Она ждёт, чтобы вступить в свои права. Королевство «сворачивается», сжимается, чтобы сбросить кожу. Перерождение.

«Надеялись, что ты решишься на это гораздо раньше»

Нет больше власти – она уже в новых руках, над местом королевского присутствия – пустота, в реестрах Вселенной Король – уже покойник. Отжило. Ушло. Кончилось.

Король умер – да здравствует Король!
Мы приветствуем Новое! Мы открываем новые Двери! Мы празднуем Жизнь!

А между тем, Король, – он просто человек. Пусть будет лёгок его уход.

Носорог
3 5
Ну, знаете, если начать печалиться обо всем, что происходит на свете, тогда и жить нельзя. "Носорог" Э.Ионеско


С театром абсурда у меня все плохо. И давно. Но все-таки рискнула прочесть Э.Ионеско "Носорог", так как долгое время присматривалась к драме.

Слова драматурга-абсурдиста: «Мир представляется мне иногда лишённым смысла, реальность — ирреальной. Именно это ощущение ирреальности… мне и хотелось передать с помощью моих персонажей, которые блуждают в хаосе, не имея за душой ничего, кроме страха, угрызений совести… и сознания абсолютной пустоты их жизни…»

В этом мы с ним различны. Для меня мир полностью противоположен тому, что пытается доказать Ионеско в пьесе. Не живя иллюзиями, но прекрасно осознавая абсурдность реальности, мне хотелось бы находить в литературе то вечное, доброе, настоящее, что созидает человека, что делает его лучше, что помогает найти то, ради чего стоит жить.

Носорог
4 5

У меня неожиданно появилась новая любовь – театр абсурда, одним из основоположников которого является Эжен Ионеско. Это прям «моё», ведь вся жизнь – абсурд без капли логики, сотканный из нагромождения бессмысленных и несвязных диалогов и чувств. Вообще данная пьеса была прочитана мной только из-за того, что я купила билеты в Мастерскую Фоменко на одноименный спектакль. Про абсурдизм я ничего не знала, опиралась исключительно на отзывы и доступные цены, но в итоге всё оказалось замечательным: и сама пьеса, и постановка. Единственное, что меня очень смущало – это заливистый смех в зале. Если брать отдельные моменты, то они могут быть забавными, но когда смотришь на задумку автора в целом и понимаешь к чему это всё ведет, то становится жутко.

Сюжет прост: люди начали превращаться в носорогов. На примере этой абсурдной ситуации Ионеско мастерски показывает людей в состоянии выбора: лишиться индивидуальности или сохранить себя как личность и не бояться остаться одному. Моё любимое массовое обезличивание в действии.